3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Быть отцом в наше время труднее чем. Роль отцов в формировании личности ребёнка. Они отказываются от ребячества

Прочтите текст и выполните задания 26–31. Быть отцом в наше время труднее, чем прежде

Быть отцом в наше время труднее, чем прежде. «Врождённого» права на главенство в семье, «наследственного» авторитета в настоящее время отец уже не имеет. «Врождённый» авторитет отца может быть замещён авторитетом приобретённым, который определяется всем поведением в семье, заботой о ней. Но и тогда этот авторитет будет не господствующим, а равным с авторитетом матери. В этом суть современной, равноправной, демократической семьи. Исследователи установили, что некоторые школьники отца в семье по всем параметрам ставят на второе место после матери, а по ряду обстоятельств – после бабушки, дедушки, сверстников.

А может, пусть так и будет: на первом месте мать? Ведь мать – природой данный воспитатель своих детей. Это верно. Но отец? Разве отец не менее способный воспитатель своих детей? Отец обладает хорошим запасом разносторонней информации для воспитания ребёнка, часто не меньшим, а большим, чем мать. На труд в домашнем хозяйстве у отца уходит гораздо меньше времени, чем у матери, он в семье свободнее. Выходит, во многих семьях есть немалый отцовский воспитательный потенциал, часто скрытый, неиспользованный.

Положительный пример отца в воспитании детей важен и значителен. Быть внимательным и заботливым к детям – это главное. Но отец должен быть и достаточно требовательным – нельзя уважать, не требуя. И нельзя требовать, не уважая. Правда, очень важно, какой тон общения с детьми изберёт отец. В семье требование лучше всего облекать в форму просьбы. Тон приказа или распоряжения здесь не пригоден или менее всего пригоден, особенно когда мы говорим с подростками или со взрослыми детьми. Иначе – срыв, конфликт.

Вероятно, каждый отец хочет видеть своих детей хорошими. В последнее время очень многие отцы стали более внимательны к семейным проблемам, к воспитанию детей. Социологами установлено, что явно растёт доля мужского участия в воспитании детей. Мужчины гораздо более охотно ходят на родительские собрания и помогают детям делать уроки, чем участвуют в приготовлении пищи и стирке белья. Однако всё больше мужчин считают нужным делать с женой и работу в домашнем хозяйстве. Значит, они правильно понимают свой отцовский долг.

26. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

27. Почему, по мнению автора, быть отцом в наше время труднее, чем прежде? (Назовите две основные причины.)

На основе текста и с опорой на личный социальный опыт назовите два обстоятельства, которые позволяют автору высоко оценить воспитательный потенциал отца в семье. Предположите, почему этот потенциал нередко остаётся неиспользованным.

29. Приведите три примера, иллюстрирующие важность участия отца в воспитании детей.

30. Восьмикласснице Алине кажется, что родители слишком опекают её, относятся к ней, как к маленькому ребёнку. Поэтому Алина часто ссорится с родителями. Используя текст и обществоведческие знания, сформулируйте по два совета Алине и её родителям, которые, по вашему мнению, смогут улучшить их взаимоотношения.

31. Существует мнение, что семья сегодня утрачивает своё значение в воспитании детей. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

Вариант по обществознанию № 3

Роль отца в формировании личности ребенка

В последние десятилетия в нашей республике проблеме семьи придается государственное значение. В 1993 году указом первого президента республики Николаева Михаила Ефимовича создан комитет по проблемам семьи, женщин и демографической политике. Сама жизнь заставляет серьезно изменить отношения к проблемам семьи. Одной из самых основных и трудных проблем является повышение роли отца в формировании личности ребенка. Очень отрадно, что специальным указом президента, первое воскресенье апреля объявлено Днем Отцов. Проведение года семьи, молодежи, образования, Арктики позволило объединить все слои населения. На уровне государства, республики делается для семьи немало. Семья, в воспитании детей, ориентировалось в основном на национальные традиции. На современном этапе, в результате устранения, видоизменения семейных традиций в воспитании детей, утрачивается роль отца – как главы семьи.

У ребят должен складываться образ отца – как главы семьи, как образец подражания, духовного и материального благополучия всей семьи.

Отцы должны помочь школе стать большой семьей, где каждый ребенок чувствовал себя защищенным, где каждого ребенка понимают. Школа должна стать крепостью для души, здоровья ребенка. Объединение отцов – это необходимый шаг на пути к нормальному детству.

К сожалению, этот идеальный образ отца не совпадает с образом реального отца. Социально- экономический кризис сказался на увеличение социальной напряженности в семьях. Некоторая часть отцов подвержена алкоголизму, психологическим расстройствам. Многие отцы в силу отсутствия работы, низкой заработной платы впадают в депрессию, уходят от семейных проблем. Все это – уход от ответственности из-за собственного бессилия.

Снижение роли отца – как главы семьи показывает рост преступности несовершеннолетних. Ежегодно увеличивается число детей, доставленных в органы милиции за распитие спиртных напитков и появления в нетрезвом состоянии в общественных местах. Подростковая преступность совершается в большинстве случаев парнями – будущими отцами, которые сами скоро будут воспитывать своих детей. Обычно преступления совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Большинство отбывающих наказание в местах лишения свободы – это мужчины молодого и среднего возраста.

Читать еще:  Если кормящая мама забеременела молоко пропадет. Кормление грудью при второй беременности — Можно ли

Эта печальная картина не изменится, если сами отцы не объединят свои силы для поднятия авторитета в семье, обществе, государстве. Мужское воспитание мальчиков невозможно без развития самих отцов. Отец должен воспитывать своих детей своим личным примером, сохраняя культурные традиции своего народа.

Современные семьи развиваются в условиях новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются различные целевые программы по укреплению и повышению значимости семьи в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это падение жизненного уровня большинства семей в сельской местности, рост числа разводов, безработица, которая отрицательно влияет на психику и социальную защищенность детей, увеличение числа неполных и малоимущих семей.

В результате искусственного устранения, видоизменения семейных традиций в воспитании детей, утрачивается роль отца – как главы семьи. Социально-экономический кризис, сказался на увеличение напряженности в семьях сельской местности, привел к росту безработицы, пьянства, увеличению количества неполных семей. Снижение роли отца – как главы семьи, показывает рост преступности несовершеннолетних, неумение их приспосабливаться к социуму, повышается тревожность, отчужденность. Поэтому сами отцы должны объединить свои силы для поднятия авторитета в семье, обществе.

Процесс взаимодействия семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей, особенно отцов, в учебно-воспитательную, во внеурочную, досуговую деятельность. Семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школ и общественных предприятий. Только в процессе взаимодействия педагогов, родителей, социума можно успешно решать проблему развития личности ребенка.

Педагогические возможности отцов велики. Это объясняется, прежде всего, самой природой мужчин, образом их жизни и занятий. По некоторым параметрам отцы обладают большим педагогическим потенциалом, чем матери. Это их физические данные, широта общения, специфика занятий, близость к технике, спорту, природе, политике, философии и т.д. У всех народов счет трудовых династий начинается с отцов, дедов. В последнее время много говорят о том, что отцы все больше самоустраняются от воспитания детей, перекладывая все заботы на матерей, а всю ответственность на школу. К сожалению, во многих случаях это правда. Многие отцы редко посещают родительские собрания, мало интересуются жизнью школы. Когда- то мужчинам не доверяли младенцев. Воспитанием маленьких детей занимались в основном матери, бабушки. Но в наш бурный век, все больше встречаются отцы, которые занимаются уходом, воспитанием своих детей. Это делает их более заботливыми, ответственными.

Отцы должны учить своих детей и сами обязаны твердо знать направление своих мыслей, действий, быть стойкими, волевыми, ответственными. В прошлые века ролью отца было кормилец семьи. Нынче же положение мужчин в семье неоднозначно: быть хорошим честным тружеником, но в то же время не быть главным кормильцем семьи, так как жена получает высокую зарплату, чем он. Особенно это ситуация часто встречается в сельской местности, где большая безработица, многие мужнины вынуждены сидеть по уходу за ребенком.

В целях выявления особенностей взаимоотношений отцов и детей подросткового возраста, мною был проведен анкетированный опрос учащихся 5, 7 и 9 классов Бердигестяхской общеобразовательной школы №1 имени С.П.Данилова Горного улуса. Проведено анкетирование «Отец и ребенок », «Твое отношение к родителям».

В анкетировании «Отец и ребенок» участвовали отцы учащихся 5»б», 7»б» и 9»а» классов. Всего 39 родителей. Основной возраст родителей: от 30-40 – 18 родителей, от 40-50 – 20 родителей, от 50 и более – 1 родитель. Социальное положение родителей: 35,8% опрошенных матерей рабочие, 61% — служащие и 1 пенсионер. Социальное положение отцов: 62.5% опрошенных отцов рабочие, 34,4% — служащие , 1 пенсионер и у 7 опрошенных нет отца. Образование матерей: среднее специальное, высшее, а у отцов: общее среднее и среднее специальное. На вопрос: «Какого рода трудности остро стоят в вашей семье?» ответили в первую очередь — материальные, затем образование детей. На вопрос: «Что больше всего заботит вас в семье?» ответили так: в первую очередь- учеба детей, затем — здоровье детей, трудовое участие детей в семье, только потом- настроение детей и причины его изменений. Отсюда видно, что отцы мало принимают участие в воспитании своих детей, мало с ними общаются, не замечают изменения характера своих детей.

Большинство отцов удовлетворены работой школы, некоторые только отчасти. Это наверно те отцы, которые больше интересуются жизнью своих детей в школе. На вопрос: «Есть ли у вашего ребенка секреты от семьи?» 12 отцов однозначно ответили, что нет, 8 отцов — да, 12 не задумывались над этим вопросом. На вопрос: «Что не устраивает вас в работе школы?» большинство ответили, что отношения между учащимися и качество преподавания. На вопрос: «Какое состояние преобладает у вашего ребенка в течение учебной недели?» 18 отцов ответили, что устают, 7 ответили, что нормальное, никаких изменений не замечали — 7 отцов. Объяснили это в основном перегрузкой в школе, тренировками. Отцы считают, что школа должна в первую очередь подготовить в ВУЗ, затем подготовить к жизни и развить творческие способности.

В анкетировании «Твое отношение к родителям» участвовали 44 учащихся. Из них 3 учащихся из семьи, где воспитывается единственный ребенок, 15 –из семьи, имеющих 2 детей, 18 учащихся, где в семье 3 детей, 8 учащихся, где в семье 4 детей. На вопрос: «Какие качества родителей больше всего ты ценишь?» из опрошенных 44 учащихся 19 ценят в матерях доброту, 9- ласковость, 12 –любовь, понимание- 4, все- 9. У отцов ценят доброту 11 учащихся, ум- 6, веселость- 4, любовь – 5 учащихся, все- 7, ничего не ценят-3, не знают- 8. За помощью к учебе из 44 детей 54.5% обращаются за помощью к матерям, 20,4% обращаются к отцам, 13,5% — к обеим родителям, никому не обращаются- 3 учащихся.

Читать еще:  Торговая платформа FinamTrade. Финам: обзор торговых условий и финансовых инструментов Обучение трейдингу у брокера Финам

При выборе профессии 49,9% опрошенных детей обратятся за помощью к матерям, только 9% обратятся к отцам, 29, 5%- к обеим родителям. Свои секреты рассказывают матерям – 38,5% опрошенных детей, отцам- 6,8%, друзьям- 54,5%. О своем радостном событии в первую очередь рассказывают матерям-40,9% опрошенных, 11,3% — отцам, 21,1% — друзьям, остальные ответили, что расскажут тому, кого встретили первым, а также всем. Хотят быть похожими на своих матерей – 45,4% опрошенных, 38,6%- на своих отцов, никому не хотят быть похожими- 5 детей. На ошибки и промахи матери в основном советуют и ругают, а отцы ругают, делают замечания, 2 отцов не реагируют. На вопрос: «Кем является для тебя твой отец?» 13,5% опрошенных детей ответили, что отец для них является кормильцем, 35,1% — наставником, 27,2% — другом, 22,7%- идеалом. На вопрос: «Часто ли тебя ругает твой отец?» 77,2% ответили «иногда, когда делаю что-то не так ». Только 2 ответили, что их не ругает отец. На вопрос: «Хотел бы ты почаще быть с отцом» — 63,5% детей ответили, что хотели бы быть почаще с отцом. Отсюда видно, что ребятам не хватает внимания, заботы отца. На вопрос: «Кто больше всего радуется твоим успехам?» 63,6% опрошенных ответили, что матери больше радуются их успехам, 25%- отцы. 11,3% бабушки. На вопрос: «Всегда ли готов помочь твоим проблемам, просьбам твой отец? 36,3% опрошенных ответили, что всегда с радостью, а 47,7% -если у него есть время. На вопрос: « Хотел бы ты быть похожим на своего отца?» 59,6% ответили, что хотели бы быть похожими на своего отца, а 27,2% — не хотели бы быть похожими на отца и 2 не очень бы хотели быть похожими на своего отца.

Таблица 1. Показатель социального состава родителей:

Роль отца в развитии личности ребенка

Елена Бабарико
Роль отца в развитии личности ребенка

«Один отец значит больше, чем сто учителей!»

Дети чувствуют себя значительно лучше, когда папы принимают активное участие в их жизни. Отец играет важнейшую роль в усвоении детьми моральных норм. Родители через слова и поведение, так или иначе, выражают свое отношение к определенным поступкам, событиям, предоставляя таким образом модели поведения и моральную оценку.

Кроме того, отец дисциплинирует детей в семье, ставя определенные рамки поведения, одобряя один поступок и наказывая за другой. Также именно отец формирует у ребенка ответственность. А происходит это потому, что отцы придают большее значение самостоятельности, предоставляя возможность детям отвечать за свои действия. Еще отцы относятся с большим уважением, чем матери, к независимости ребенка. И лишь отец способен сформировать у ребенка способность к инициативе и противостоянию групповому давлению. Чем больше ребенок привязан к матери, тем меньше он может противостоять агрессии окружающих. Чем меньше ребенок привязан к отцу, тем ниже самооценка ребенка, тем меньше он придает значения духовным и социальным ценностям по сравнению с материальными и индивидуальными для себя.

Взаимоотношения отца с сыном влияют на формирование полоролевой идентификации. Желания быть таким же «мужественным», как отец, значительно усиливают позитивное восприятие, усвоение мужского поведения.

Взаимоотношения отца с дочерью оказывают влияние на ее дальнейшее восприятие противоположного пола. Если между дочерью и отцом теплые, доверительные отношения, то они помогают ей гордиться своей женственностью, способствуют принятию себя в качестве женщины, более легко адаптироваться, находить контакт с противоположным полом. А также отец может повлиять на жизненные приоритеты дочери — семейная жизнь или ориентация на карьеру.

Можно выделить характеристики со следующим определениям пап, которые влияют на детско-родительские отношении:

Это по-матерински заботливый отец, он берет на себя все функции мамы: и искупает, и накормит, и книжечку почитает. Но не всегда ему удается делать это с должным терпением. Пресс настроения папы давит на ребенка: когда все хорошо, папа заботлив, добр, отзывчив, а если что-то не ладится, бывает несдержанным, вспыльчивым, даже злым.

Главную заботу видит о том, чтобы по-лучше угодить чаду. Как мать и как отец, он безропотно тянет родительскую ношу. Заботлив, нежен, без перепадов настроения. Ребенку все разрешается, все прощается, и он иногда «удобно устраивается» на папиной голове, превращаясь в маленького деспота.

Папа — злой, жестокий, признающий всегда и во всем лишь «ежовые рукавицы». Он нервозен и непоследователен. В семье царит страх, а в душе ребенка поселяется тревога. Наказание за содеянное — излюбленный метод такого папы. И вполне возможен вариант, что у ребенка рано или поздно закипит и прорвется наружу чувство ненависти. Так Карабас создает для себя Везувий, который не любит «молчать».

Читать еще:  Венок из мандаринов. Праздник! Чувствуете? — Апельсиновый декор к Новому году. Гирлянда из остатков кожуры

Непреклонный тип папы, признающий лишь правила без исключения, никогда не идущий на компромиссы, чтобы ими облегчить участь ребенка, когда он не прав.

Папа, живущий в семье, но не чувствующий себя отцом. Его идеал жизни — свободная холостяцкая жизнь без ответственности за судьбы близких людей. Семья для него- тяжелая ноша, ребенок — обуза, предмет заботы жены (что хотела — то получила). При первой возможности этот тип папы превращается в приходящего папу.

«Добрый молодец», «Рубаха-парень»

Папа, на первый взгляд, и как брат, и как друг. С ним весело, легко, интересно. Любому бросится на помощь, но при этом забудет о собственной семье. Ребенок живет в атмосфере ссор и конфликтов, в душе сочувствуя папе, но не в силах ничего изменить.

«Ни рыба, ни мясо», «Под каблуком»

Это не настоящий папа, потому что не имеет своего голоса в семье, во всем вторит маме, даже если она не права. Опасаясь гнева жены в трудные для ребенка моменты, он не имеет сил перейти на его сторону, чтобы помочь.

Доказано, если отец принимает активное участие в воспитании ребенка, то ребенок становится более чутким, он лучше ориентируется в обществе, контактах. Такие дети обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью, они менее тревожны.

Воспитание ребенка — непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться с непредвидимыми ситуациями, неразрешимыми, казалось бы, задачами. Но спросите любого малыша, и он обязательно ответит вам, что кто-то, а уж папа точно все умеет преодолеть.

Проанализируйте следующие ситуации

Ваш ребенок на прогулке пытается отобрать у товарища игрушку. Другой малыш отчаянно сопротивляется.

Ваш ребенок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом.

По телевизору идет трансляция чемпионата мира по футболу (хоккею и др., а вы никак не можете уложить ребенка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с кровати.

Ваша жена уехала, ребенок остался полностью на вас. Вы пытаетесь одновременно приготовить завтрак и собрать ребенка в детский сад, затем вам необходимо поехать на работу, где будет важное совещание. Но тут раздается звонок, и вам сообщают, что в детском саду карантин и ребенка лучше не приводить.

Вы смотрите премьеру художественного фильма, в котором играет ваш любимый актер, а ребенок просит с ним. Вот уже полчаса он не отходит от вас: «Пап, ну пойдем, поиграем!»

В магазине ваш ребенок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребенок упал на пол в истерике: «Хочу игрушку!»

Если искренне решить предложенные выше ситуации, то можно убедиться, что неразрешимых ситуаций для пап не существует. И для каждого ребенка «Папа все умеет и знает!»

Каждый отец должен понимать насколько он нужен в семье, важен, для того чтобы дети росли счастливыми, добрыми, умными людьми.

Ребенок, лишенный отцовского авторитета, может вырасти недисциплинированным, асоциальным, агрессивным.

Роль подвижных игр в разностороннем развитии личности ребенка Игра — неотъемлемая часть развития ребёнка, главный плюс которой состоит в активной и самостоятельной деятельности ребёнка, при которой.

Консультация для родителей «Роль игры в развитии личности ребенка» «Игры разные нужны…», или Какова роль игры в развитии ребенка? «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, практически то же, какое у.

Консультация для родителей «Роль матери и отца в воспитании и развитии ребенка» Все люди, ели они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и.

Консультация для родителей «Роль отца в воспитании ребенка» В семье для полноценного развития детей бесценно гармоничное сочетание обоих родителей — отца и матери. Лишь одного начала — материнского.

Консультация для воспитателей «Роль игры в развитии личности ребенка» Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого — деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» Роль отца в воспитании ребенка Отцовская любовь, как и материнская, необходима для нормального развития ребенка. Отсутствие внимания со.

Мастер-класса совместно с родителями «Роль отца в развитии мелкой моторики у детей» План-конспект мастер-класса совместно с родителями по теме: «Роль отца в развитии мелкой моторики у детей». Педагог-психолог ДС №169 «Лесная.

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии личности ребенка» Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста Задачи: 1. Формировать.

Консультация «Роль отца в воспитании ребенка» «Стать отцом совсем легко. Быть отцом, напротив, трудно». В. Буш Отец и мать, папа и мама — два самых родных и самых важных человека в.

Роль отца в воспитании ребенка За что отвечает папа? Какова роль отца в семье? Неужели только добывать средства для безбедного существования? Конечно, нет! Постепенно.

Источники:

http://mydocx.ru/11-11610.html
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/593868/
http://www.maam.ru/detskijsad/rol-otca-v-razviti-lichnosti-rebenka-772022.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector