0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать, если не хочу учиться. Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Содержание

Ребенок не хочет учиться: советы психолога, как помочь ребенку, что делать родителям

В России, да и по всему миру, родители нередко жалуются, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога по разрешению данной ситуации способны помочь исправить положение. Но только далеко не каждый родитель готов следовать тем или иным указаниям. Чаще всего на практике детей просто заставляют учиться всеми способами, порой не совсем гуманными. Поступать так явно не стоит. Ведь к каждому ребенку необходимо найти индивидуальный подход. И тогда получится добиться успеха в любых начинаниях. Учеба не исключение. Так как быть, если дети отказываются и не хотят учиться?

Без эмоций

На самом деле однозначного ответа нет. И дать его не получится. Каждый ребенок — это индивидуальность. Соответственно, в том или ином случае у изучаемого явления будут свои мотивы. Скрытые или очевидные — это не столь важно. Главное — их наличие.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Первый совет, который будет дан любым психологом, — это сохранять спокойствие. И оценивать ситуацию, анализировать происходящее и поведение детей без лишних эмоций.

Зачастую тема учебы воспринимается родителями болезненно. Можно услышать возгласы: «Как так, не хочет учиться? Да я ему. «. Дальше, как правило, следует наказание или любой другой прием принуждения ребенка сесть за учебники. Отмечается, что подобное поведение не пойдет на пользу. Наоборот, оно лишь навредит. Причем и родителю, и ученику.

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Трудности

Теперь немного о наиболее распространенных вариантах развития событий. У каждого действия, как уже было сказано, есть свой мотив или причина. Именно так гласит психология. Ребенок не хочет учиться?

Первой причиной, почему так происходит, являются трудности. Учеба — это детский аналог работы. И школьнику нередко приходится тяжко. Порой трудности в обучении, с которыми сталкивается ребенок, превосходят трудовые взрослые будни. А с учетом того, что дети не умеют еще бороться и не обладают особой стрессоустойчивостью, масштаб проблемы приобретает огромные размеры.

Может быть, ребенок просто плохо усваивает материал, не справляется с заданиями. Отсюда и нежелание учиться. Это вовсе не значит, что ребенок плохой. И данную истину должен запомнить каждый родитель.

Зачастую подобная проблема возникает при переводе из одной школы в другую. Вызвано это разницей в школьных программах, а также в преподавателях. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога нередко подчеркивают, что детям необходимо помогать справляться с трудностями обучения.

Как именно? Можно:

  • сменить школу;
  • поменять учителя;
  • нанять репетитора;
  • самостоятельно заниматься с ребенком (но без лишних эмоций, это важно).

Иногда самым лучшим решением является ожидание. Как только ребенок освоится в школе, сможет справляться с заданиями и трудностями, у него появится желание к получению новых знаний.

Скука

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Не паниковать и не выходить на эмоции — это главное. В остальном ситуация вполне разрешима. Особенно если речь идет о младших школьниках.

Вообще, учеба — это весьма скучный процесс. Родители, которые сталкиваются с нежеланием детей обучаться, нередко сетуют: «Это же так интересно!». Как правило, такие люди просто забывают себя в школьном возрасте.

Как уже было сказано, учеба — это аналог работы. Может быть, ребенку просто скучно на уроках? Например, ввиду большего количества знаний. Или, наоборот, дети отстают по программе, из-за чего на занятиях они ничего не могут понять. Отсюда появляется скука. Это нормальное явление.

Бороться с ситуацией предлагается несколькими путями:

  • сменой школы;
  • перевод ребенка в более «сильный» класс;
  • репетиторство и занятия по индивидуальной программе.

Как только ребенку станет интересно учиться, он будет делать это с удовольствием. Так устроен человеческий организм. Следует всегда помнить, что дети — это не взрослые. У них понятие «надо» еще не до конца сформировано. Поэтому в школе должно быть интересно.

Конфликты

Ребенок не хочет учиться? Как ему помочь? Все зависит от ситуации. Как уже было сказано, важно выявить причину изучаемой проблемы. А их немало.

Нередко желание учиться и ходить в школу отбивают конфликты. Например, с одноклассниками или учителями. В первом случае все труднее, чем кажется. Конфликты с одноклассниками иногда разрешаются быстро и самостоятельно. А в некоторых случаях они ставят в замешательство даже психологов. Поэтому зачастую, если у ребенка затяжные проблемы с «коллегами» по классу, приходится или переводить малыша в другой класс, или вовсе менять школу.

А вот при конфликтах с учителями можно исправить положение. И заниматься этим должны родители. Важно выяснить причину «ссоры», а затем уже предпринимать какие-либо действия. Обычно люди просто меняют педагога. Но иногда можно просто поговорить с учителем и повлиять на него. Бывает и так, что ученики и педагог «не сошлись характерами». Такой вариант ставит в замешательство и психологов, и родителей, и руководство школы. Как уже было сказано, обычно просто принимается решение о смене учителя.

Читать еще:  Не сохнет лак на ногтях что делать. Как быстро высушить лак на ногтях: несколько секретов от стилистов

Потребности

Современные дети не хотят учиться — такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления — прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры — вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания — это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, — не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих «прелестей» современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию. Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами.

Здоровье

На самом деле, если ребенок не хочет учиться (первый класс или любой другой — это не так принципиально), проблемы способны скрываться в менее очевидных нюансах жизни человека.

Малыш или подросток быстро утомляется даже от простых заданий? Он устает очень сильно, не прикладывая особых усилий к тем или иным вещам? Не исключено, что родителям придется бить тревогу. Ведь подобное поведение — это следствие проблем со здоровьем. Именно о данной причине родители, как правило, забывают.

Соответственно, как только ребенок будет на все 100% здоровым, желание и потребность в новых знаниях появится. Но это только в том случае, когда нет иных причин изучаемой проблемы.

Нагрузка

Школьная программа — «величина» непостоянная. Она все время меняется. Точно так же, как и нагрузка в школе. Данный факт должен учитывать каждый родитель. Школьная программа в современных школах значительно отличается от той, что была в советские времена.

Ребенок совсем не хочет учиться? Подобное поведение зачастую является явным признаком усталости. Рано или поздно каждый утомившийся человек «перегорает». Ему нужен отдых. Лишь в данном случае получится вернуть стремление к учебе и новым знаниям.

Родители должны сделать все, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Это вовсе не значит, что придется делать за школьника все домашние задания. Но вот помогать и поддерживать своего ребенка, позволять ему после школы отдохнуть и расслабиться — это обязательно.

Интересный факт: иногда желание учиться «отбивает» нагрузка, которая ложится на ребенка уже после школы. Например, разнообразные секции и кружки, а также работа по дому, помощь родителям (скажем, присмотр за младшими братьями и сестрами). Разгрузить ребенка необходимо во всех смыслах. Пока школьник устает, у него не появится желание учиться.

Неумение концентрироваться

Разумеется, немаловажным фактором влияния на поведение ребенка считается возраст малыша. Его придется учесть. И смириться. Ведь взросление — процесс поэтапный и долгий. В том или ином возрасте существуют свои особенности. Они зачастую сопровождаются проблемами и неудачами. В том числе и в школе.

Ребенку 6 лет? Не хочет учиться? Не следует ругать новоиспеченного школьника, но и оставлять ситуацию без внимания тоже не нужно. Важно понимать, что в 6-7 лет дети еще попросту не умеют концентрироваться долго на чем-либо. Разве что на игре. А вот сидеть по несколько часов и слушать учителя — это задача не из простых для малыша.

Психологи и ученые уверяют, что нормально воспринимать информацию на уроке, а также полноценной учиться дети могут лишь к 12 годам. Примерно в этом возрасте у ребенка появляется «выдержка», он учится долго сидеть неподвижно и слушать, вникать в суть рассказа. Требовать подобного от младшеклассника нельзя.

Переходный возраст

Ребенок (13 лет) не хочет учиться? Проблема эта распространена по всему миру. Родители подростков нередко отмечают, что их дети просто перестают стремиться к учебе и знаниям. Они «съезжают» по оценкам, не делают домашние задания и даже прогуливают уроки!

К сожалению, большинство мам и пап выбирают не самую правильную тактику поведения, чем еще больше вредят. Ведь в 12-13 лет начинается половое созревание, новый этап становления личности. Период бунтарства и несогласия. В переходном возрасте проблемы с учебой — нормальное явление.

Родителям важно в этот момент не «наседать» на ребенка, а помочь школьнику справиться с трудностями переходного возраста. Такой прием способствует сохранению отношений с детьми, а также улучшает успеваемость. Можно нанять репетитора, но без фанатизма. У детей в любом возрасте должно быть время на отдых.

Мотивация

У любого процесса, как уже было сказано, есть свои причины. Для детей, как и для взрослых, важна мотивация. Живой организм не станет заниматься чем-либо, если у него нет в этом потребности и мотивов.

Соответственно, родителям важно «подогревать» интерес ребенка к обучению. Очень часто на практике встречаются ситуации, когда за неудачи наказывают, а успехи воспринимаются как должное. Подобное поведение со временем приведет к тому, что ребенок не захочет учиться дальше. Также психологи отмечают, что некоторые мамы и папы хорошие оценки не считают за достижение и даже за должное явление, а вот плохие отметки сулят школьнику серьезными последствиями.

Да, в любом действии родителей должна быть строгость и серьезность, но в меру. Психологи советуют поставить себя на место ребенка: если нет никакой мотивации к выполнению тех или иных задач, будет ли взрослый исполнять их? Нет. Вот и дети точно так же себя ведут.

К счастью, мотивировать ребенка к обучению можно. Но к каждому школьнику нужен индивидуальный подход. Для кого-то неплохой мотивацией могут стать дополнительные карманные деньги, кому-то достаточно просто похвалы или семейного ужина, сладостей в качестве награды за успехи, а некоторых мотивируют покупки. В частности, крупные. Но такой вариант хорош для больших успехов. Например — закончишь четверть с отличием, получишь игровой компьютер последней модели. Главное — всегда держать слово и не обманывать ребенка.

Нередко родители считают, что наказания и «ремень» — вот главная мотивация к учебе. Если ребенка держать в страхе, то он будет учиться даже через силу, преуспевать и добиваться прогресса. На самом деле подобное поведение приведет к разрушению контакта со школьником, иногда даже на всю жизнь. Поэтому не следует выбирать подобную тактику поведения.

Контроль

Последний вариант развития событий встречается тоже весьма часто. Ребенок не хочет учиться? Советы психолога указывают на то, что детям важно давать отдыхать, мотивировать их к обучению без запугивания и устрашения, без пренебрежения. Но вместе с этим важно помнить одну истину — меньше контроля.

Дело все в том, что излишний контроль за успеваемостью ребенка приводит к тому, что детям не хочется учиться. Особенно, если все «вертится» вокруг учебы и учебного процесса. Ребенку начинает казаться, что для родителей важно только обучение. А все остальные сферы жизни, чувства и переживания детей — это пустяк. Поэтому желание к обучению пропадает вовсе. Иногда на восстановление оного приходится тратить десятилетия.

Иногда родители вовсе контролируют каждый шаг школьника, тем самым возлагая на себя ответственность за все действия ребенка. Это неправильно. Такое поведение лишь отбивает желание к учебе и получению новых знаний. Отныне понятно, что делать, если ребенок не хочет учиться. Главное помнить, что наказания и ругань — это вовсе не то, что поможет исправить положение в большинстве случаев.

Читать еще:  Не опасные заговоры на увольнение нехорошего человека. Заговор, чтобы убрать злого начальника и не навредить себе

Теперь вы понимаете, почему дети не хотят учиться? Причины настолько разнообразны и зависят от настолько огромного количества факторов, что никогда нельзя точно сказать, что у вас растет «оболтус».

Что делать, если не хочу учиться. Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

«Мне что ли это нужно?! Я свое уже отучилась», — часто отвечают родители ребенку, если тот не хочет идти в школу. Мысль вроде бы верная, но не особо полезная. Что же делать? Психолог Марина Новикова рассказывает, как воспитать интерес к обучению и научиться слушать учителя.

Как донести до ребенка мысль, что школа — это интересно?

Может показаться, что мотивация учения — это зона ответственности школы. Отчасти да, но в целом интерес к познанию зарождается в семье, и именно родители могут его поддерживать. Что же могут сделать мама и папа, чтобы ребенку стало интереснее учиться?


Психолог Марина Новикова

Подавайте пример

Задайте себе простые вопросы: как часто вы читаете? Чем сами интересуетесь? Где ищите знания? Какие места посещаете? О чем говорите за семейным ужином? Знают ли дети про ваши увлечения?

Дети бессознательно копируют наши достоинства и недостатки. Так пусть достоинств будет больше.

Делитесь личным опытом

Узнавайте, что ребенок проходит в школе, что ему особенно нравится и не нравится. Только, чур, без осуждения и нравоучений. Делитесь личным опытом из детства: не с позиции «А вот я в твои годы!», а на равных. Расскажите про возможную двойку, про первую пятерку, про отношения с учителями.

Определите таланты ребенка и свяжите их с обучением

Если ребенок не боится публики, пусть чаще выступает с докладами. Если обладает организаторскими способностями — пусть устраивает школьные мероприятия. Главное — дать возможность для реализации потенциала. Помещайте ребенка в ситуацию успеха и концентрируйтесь на сильных сторонах и достижениях.

Пройдите «лабиринт с конца»


Источник

Выясните, кем хочет стать ребенок, когда вырастет, и расскажите ему, что для этого необходимо. Но только начните с финишной прямой. Объясните, в каком учебном заведении нужно учиться, какие для этого важны знания, какие предметы для этого нужно изучать.

Участвуйте в жизни школы

Общайтесь с учителем, родителями одноклассников, приходите на школьные концерты и посещайте собрания — принимайте в меру активное участие в жизни школы.

Спрашивайте, как прошел день в школе

Узнавайте, что проходили на уроках и что давали на обед в столовой; с кем ребенок играл или общался на переменах; что нового узнал и от чего ему было скучно.

Поддерживайте благоприятный климат в семье


Источник

Помните, что отношения в семье влияют на учебу. Если у ребенка сильный стресс, ему не до развития и новых знаний: все силы организма направлены на борьбу с проблемой. Пусть дома будет комфортно.

Развивайте эмоциональный интеллект

Эмоциональный интеллект — это способность распознавать и управлять эмоциями, своими и чужими. Когда ребенок хорошо владеет своими эмоциями, он адекватно переживает разные ситуации: его не выбивают из колеи плохие оценки, новые учителя или другой коллектив.

Устраивайте интересные образовательные мероприятия

Вместе разгадывайте кроссворды или ходите в библиотеку. Отправляйтесь на выставку или в театр. Обучение — это ведь не только сидеть за учебниками. Это весело и необычно.

Обращайте внимание на то, что вы сами говорите про школу и учителей

У каждого у нас богатый опыт. Возможно, ваши воспоминания о школе не очень радужные, но не стоит переносить их в жизнь ребенка.

Иначе ребенок сделает простой логический вывод: если мама с папой не любят школу, почему её должен любить я?

Авторитет учителя


Источник

Ох уж этот авторитет — он беспокоит и учителей, и родителей. Сразу возникает вопрос: возможно ли сформировать авторитет без участия самого учителя? Конечно, нет. Уже на первых уроках дети составляют мнение о педагоге, который своими поступками, словами и даже молчанием создает определенный образ. Но кое-что родители могут сделать.

Если вы столкнулись с агрессивным поведение учителя, то эта ситуация должна рассматриваться на уровне руководства школы. Остальные проблемы будем решать с помощью личного примера.


Учителям тоже непросто завоевать уважение целого класса. Источник

Говорите об учителе уважительно в присутствии ребенка

Никогда не оскорбляйте учителя при ребенке. Даже если учитель не прав, делайте акцент на его поведении, а не его личности.

Если возникает конфликт, не занимайте сразу чью-то сторону

Выслушайте всех участников и затем делайте выводы. Будьте деликатны в общении с учителем, в том числе при ребенке.

Требования по делу

Если вы сами хотите поговорить с педагогом, договоритесь о встрече заранее, будьте вежливыми и постарайтесь не предъявлять нереальные требования.

Избегайте объединения

Да, авторитет — это важно. Но не допускайте, чтобы ребенок думал, что вы с учителем в одной команде. Вы — родитель, и ваша поддержка нужна ребенку, иначе он просто перестанет вам доверять. Не забывайте об этом.

kaknazvat.com

Ребенок не хочет учиться — что делать и советы психолога 🤷‍♀

Успешность обучения детей определяется их способностями, которые формируются на основе врожденных задатков. Правильное развитие этих составляющих – база дальнейшего успеха в школе. Кроме того, большое значение имеют условия жизни ребенка, поведение и участие родителей, организация учебного процесса в учебном заведении.

Что делать, если ребенок не хочет учиться, можно понять, опираясь на советы психолога. Точное понимание сути проблемы позволит решить ее максимально эффективно. Укрепление «слабого звена» в каждом конкретном случае требует терпения, усилий со стороны родителей.

[bad title=”Важно!”]При этом эффективная учеба должна органично вписываться в ведущую деятельность каждого конкретного возраста.[/bad]

Важно создать доброжелательную атмосферу доверия, любви и принятия, в которой ребенок чувствовал бы полную безопасность и мог раскрыться. Восприятие своего ребенка как личности с его возрастными потребностями и особенностями поможет предотвратить школьные трудности.

Где искать причину, если ребенок категорически отказывается учиться

Сталкиваясь с такой проблемой, родители и учителя не всегда могут разобраться в ее источниках. Изначально продуктивному обучению могут мешать первичные причины, которые происходят из раннего детства. Важно интенсивно общаться с ребенком с самого рождения, развивать у него внимание, память, мышление. При этом все это нужно делать только в игровой форме, вовлекая малыша в веселое увлекательное действо.

Играя, он развивает координацию, мелкую моторику рук, учится следовать правилам игры. Опираясь на врожденные особенности темперамента, с раннего возраста следует формировать характер. В дошкольный период формируется эмоционально-волевая сфера личности, которая отвечает за эффективное взаимодействие с другими.

Это позволит безболезненно и максимально эффективно включиться в учебный процесс. К моменту поступления в школу большинство детей имеют высокую мотивацию, но несовершенство системы образования может подавить изначально высокий интерес к обучению.

[bad title=”Запомните!”]Слишком строгие правила, большая нагрузка, насыщенный режим дня, отсутствие полноценного отдыха и игры – важные причины, которые убивают желание учиться с раннего детства.[/bad]

Даже при благоприятной подготовке к школе со временем мотивация может исчезнуть. Такую ситуацию могут вызвать следующие вторичные причины:

  • неблагоприятная семейная ситуация, способствующая возникновению эмоционального, нервного напряжения;
  • повышенная учебная нагрузка, отсутствие полноценного отдыха, однообразие;
  • сложности при адаптации к изменившимся условиям обучения при смене класса или школы;
  • завышенные требования со стороны учителей и взрослых;
  • плохая подростковая компания;
  • низкий социальный статус среди одноклассников, закомплексованность.
Читать еще:  Как посчитать рождение девочки по дате рождения. Как рассчитать пол ребенка: сыночек или лапочка дочка

Чтобы определить настоящую причину плохой успеваемости, нужно проявить максимум терпения и внимания.

Лучше обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который поможет провести глубокий анализ ситуации и определить оптимальные пути решения проблемы.

Советы психолога, что нужно делать, если ребенок не хочет учиться

На протяжении обучения школьник растет, развивается, и его жизненные нужды меняются кардинальным образом в зависимости от возраста. Если процесс усвоения знаний способствует личностному развитию, удовлетворению главных потребностей ученика, то его мотивация поддерживается на высоком уровне. Чтобы помочь своему ребенку, родителям важно понимать особенности возрастной психологии.

Младшие классы 6-9 лет

Дошкольный возраст характеризуется преобладанием игровой деятельности, на фоне которой формируются первые учебные навыки. К 6-7 годам на первое место выходит потребность к обучению, поэтому дети ожидают поступления в школу с радостным трепетом. К сожалению, нередко бывают ситуации, когда первые радости сменяются разочарованием.

Причинами такой ситуации зачастую является низкая психологическая готовность к школе. Состоять такая готовность должна из следующих компонентов:

  • развитые познавательные процессы (память, мышление, внимание, восприятие);
  • желание учиться;
  • развитая произвольность, позволяющая контролировать поведение усилием воли;
  • умение адекватно общаться со сверстниками и учителями в условиях учебного процесса.

Исправить ситуацию поможет психологическая диагностика, позволяющая определить конкретно локализацию проблемы.

На основе таких данных школьный психолог поможет подобрать специальную программу, содержащую развивающие упражнения. Они помогут естественным для малыша способом сформировать у него необходимые учебные навыки, умения и мотивацию. С самого начала важно осуществлять индивидуальный подход, учитывая врожденные задатки и особенности темперамента. Только на основе этих данных можно выбрать направленность обучения.

Средняя школа 10-14 лет

Психологическое, физиологическое взросление оказывает влияние на поведение и формирование внутреннего мира школьника уже с младшего подросткового возраста. Такие изменения напрямую влияют на учебную мотивацию. В структуре потребностей подростка на первый план выходит общение со сверстниками. Классный руководитель и даже родители постепенно теряют свой авторитет.

В средней школе дети все больше ориентируются на мнение сверстников, стараются выделиться среди них. На этом фоне большую популярность приобретают мысли о том, что достичь жизненного успеха можно без хорошего образования. В результате ценность обучения нивелируется.

Подростковый возраст характеризуется повышенной ранимостью и эмоциональной уязвимостью, поэтому скандалы, напряженность внутри семьи напрямую сказываются на детском желании учиться. При таких ситуациях главное – налаживание семейных отношений. Важно дружить с ребенком, создавать атмосферу эмоционального принятия и доверия. Это будет отличным базисом для хорошей успеваемости и желания учиться.

[bad title=”Важно!”]Ни в коем случае нельзя пытаться утвердиться за счет подростка, удовлетворяя свои амбиции.[/bad]

Можно дать родителям следующие рекомендации:

  • подавать личный пример, показывая свое стремление к саморазвитию;
  • учить подростка адекватно и конструктивно реагировать на неудачи, делать положительные выводы;
  • показывать позитивное отношение к школе, стараться ненавязчиво интересоваться делами ребенка;
  • поощрять подростковую самостоятельность, самоорганизацию и самоконтроль;
  • демонстрировать истории успешных личностей, научить детей ставить адекватные цели.

Старшие классы 15-17 лет

Для старшеклассников большое значение имеет не только общение со сверстниками, но и социальный статус. Юношам и девушкам важно быть непререкаемым авторитетом в каком-то деле. Поэтому школьники 10-11 классов проводят много времени с друзьями, занимаются спортом, музыкой, участвуют в различных кружках и студиях. Кроме того, в последнее время широкую популярность приобретают различные молодежные общественные акции, движения. Некоторые дети вовлекаются в такую деятельность с головой, отодвигая на второй план школу.

В последних классах школы ученики оказываются на пороге взрослой жизни, поэтому перед ними вырастает проблема самоопределения. Если у них существуют затруднения с этим, то нередко появляется растерянность, страх перед неопределенностью будущего. Еще больше усугубить проблему может родительское давление на жизненный выбор. С психологической точки зрения лучше этого избегать.

Помочь может профессиональная ориентация, проведенная психологом. С учетом индивидуальных особенностей темперамента, характера, личных предпочтений специалист даст профессиональные рекомендации.

При этом важно уважать выбор самого старшеклассника, не навязывая ему свою точку зрения. Главное – научить его правильно расставлять приоритеты, последовательно достигая промежуточных целей. Кроме того, полезными будут психологические тренинги по организации времени, выработке силы воли.

Чего нельзя делать родителям

Нередко стремление учиться у детей отбивают сами родители. Идущие в школу «первоклашки» имеют высокий уровень учебной мотивации, их воображение наполнено волнующими надеждами и приятными ожиданиями. Они готовы к получению новых знаний. Но в некоторых случаях такой задор пропадает уже через полгода.

Причиной этих проблем являются следующие неправильные действия взрослых:

  • силовое принуждение к урокам, запугивание;
  • внушение детям чувства вины;
  • завышенные требования;
  • высмеивание неудач, сравнивание с другими школьниками.

Дети подсознательно ожидают похвалу за каждое удачное действие. Если вместо поощрения и похвалы взрослые прибегают к обидам, необоснованным наказаниям, ругают за плохие оценки, то это их самая большая ошибка. Любое усилие, усердие в учебной работе должно оцениваться положительно. Это – залог высокой учебной мотивации.

Нельзя принуждать малыша после школы сразу делать уроки. Сначала нужно дать ему отдохнуть, отвлечься, заняться любимым делом, поиграть. В противном случае усталость, рассеянность приведет к полной утрате учебной мотивации.

[info title=”Обратите внимание!”]Самоконтроль у детей еще не развит, поэтому взрослым категорически не рекомендуется пускать процесс обучения на самотек. Лучше контролировать его в корректной форме, избегая принуждения детей соответствовать ожиданиям родителей.[/info]

Большой проблемой может стать «навешивание ярлыков». Если с раннего возраста считать ученика неспособным, то мотивация у него не будет развиваться. Правильно будет придерживаться правила, которое сформулировал еще Гете. Оно гласит: «Нужно воспринимать человека не таким, каким он есть на данный момент, а таким, каким он может стать в лучших своих проявлениях».

Распространенные вопросы

[question title=”Стоит ли применять наказания в виде лишения гаджетов?”]Такой вариант воздействия на поведение школьника не оправдывает себя, поскольку в сознании ребенка закрепляется ценность запрещенной вещи. Результат может быть противоположным.[/question]

[question title=”Правда ли, что все проблемы от недостатка родительского внимания?”]Все проблемы человека происходят из детства. Сниженная самооценка, комплексы, способности, неосознанные установки, которые воздействуют на формирование личности в дальнейшем, возникают от недостатка внимания родителей.[/question]

[question title=”Если в классе конфликты, лучше ребенка перевести в другую школу?”]Если над школьником начинают издеваться одноклассники, игнорируя его потребности, то решить эту проблему довольно сложно. Коррекцию отношений нужно проводить с помощью родителей, педагогов и школьного психолога. Такое взаимодействие поможет решить проблему наиболее эффективно в каждом конкретном случае. Перевод – это крайняя мера, которая может и не дать результатов.[/question]

Снижение учебной мотивации имеет различные причины на каждом этапе школьного обучения. Изначально проблема заключается в низком уровне развития познавательных процессов, коммуникативных навыков. В дальнейшем появляется еще ряд проблем, которые нужно решать комплексно с привлечением школьного психолога и классного руководителя.

  • Училась в ДонНУ Филологический факультет г. Донецк. Сейчас в декрете. В копирайтинге недавно, но такая работа очень понравилась из-за того, что она помогает мне развиваться и расширять свой кругозор.
  • Авторы статей

Примечание: к этой записи прикреплена форма для оценки. Чтобы оценить её, зайдите на сайт.

Источники:

http://www.syl.ru/article/290128/rebenok-ne-hochet-uchitsya-sovetyi-psihologa-kak-pomoch-rebenku-chto-delat-roditelyam
http://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2019/09/12/chto-delat-esli-rebenok-ne-xochet-uchitsya-sovety-psixologa/
http://kaknazvat.com/deti/ne-xochet-uchitsya/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector