0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое этикет для детей. Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста. Что это такое

Дидактическое пособие по этикету для детей старшего дошкольного возраста

Авторское дидактическое пособие «Этикет для малышей» для детей старшего дошкольного возраста

Автор: Шекалина Марина Ремовна, воспитатель ГБДОУ №103 Калининского района г. Санкт – Петербурга

Дидактическое пособие «Этикет для малышей» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста на занятиях по формированию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений.

Пояснительная записка.

Каждый родитель желает добра своему ребёнку. Он хочет, чтобы ребёнок рос здоровым, умным, весёлым и воспитанным. « Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо, чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени», — так писал английский писатель и государственный деятель Ф.Честерфилд. Знание правил поведения и общения между людьми, позволяет не только ребёнку, но и взрослому человеку чувствовать себя уверенно и свободно. Правила этикета просты и разумны. Основное правило – делать так, чтобы другому было хорошо.

Существует четыре ступени этикета:

❖ первая заканчивается к 5 годам, девиз «Не мешай окружающим людям» (не разговаривай громко, не толкай и т. п.);

❖ вторая – к 10 годам, девиз «Будь приятен окружающим людям» (говори комплименты, скрывай своё плохое настроение и т. п.);

❖ третья – к 14 годам, девиз «Помогай окружающим людям» (уступи место, предложи помощь и т. п.);

❖ четвёртая – к 18 годам, девиз «Будь естественным».

На протяжении нескольких лет, я проводила дополнительные занятия с детьми старшего дошкольного возраста по этикету и культуре поведения. На занятиях, я с успехом использовала мнемотаблицы, знакомя детей, да и родителей, с этикетными нормами и правилами.

Мнемотаблицы по этикету служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и ознакомлению с основными этикетными нормами и правилами.

Цель разработки пособия:

Формирование культуры поведения и общения детей и взрослых.

Задачи:

✓ знакомство с правилами этикета,

✓ формирование навыков культурного поведения у детей в разнообразных жизненных ситуациях,

✓ развитие у детей навыков общения с окружающими их людьми,

✓ воспитание у детей нравственных качеств, необходимых в обществе.

Содержание пособия: мнемотаблицы по этикету.

Темы:

❖ «Поведение на улице»,

❖ «Правила поведения в транспорте»,

❖ «Говорим по телефону»,

❖ «Поведение в магазине».

Ход игры:

Дети сидят полукругом, воспитатель находится рядом с ними. Сюжетная картинка или рассказ воспитателя служат толчком для разговора по выбранной воспитателем теме. В конце общего обсуждения, дошкольники пересаживаются за столы (можно в это время провести физминутку). На листочке (а лучше, в тетради) нарисована таблица 3*3. Педагог представляет детям на доске мнемотаблицу с правилами этикета, о которых они узнали в ходе обсуждении. Дошкольники перерисовывают таблицу в тетрадь, которую забирают домой. Дома ребята рассказывают о правилах этикета родителям, которые дословно их записывают. Таким образом, происходит знакомство родителей с этикетными нормами и правилами, а воспитанники укрепляют внимание и память, развивают речь. Несколько таблиц демонстрируются в качестве образца, а в дальнейшем, дети самостоятельно заполняют таблицы, используя свои умения и навыки.

Тема: «Приветствие»

— улыбка согревает приветствие

— младший первый приветствует старшего

— руки в карманах не держим

— входящий первый приветствует присутствующих

— мужчина первый приветствует женщину

— первая подаёт руку для рукопожатия женщина

— не жуём, когда приветствуем

— при разговоре смотрим на «третий» глаз

— для рукопожатия подаём правую (чистую) руку (левая сторона тела считается сатанинской, нечистой).

Тема: «Прощание»

— при прощании используем пожатие руки

— дружеское прощание: пока, счастливо, чао

— если предполагается встреча говорим « до встречи»

— как вы прощаетесь с родителями перед сном?

— само слово «прощай» означает конец встречи

Тема: «Поведение на улице»

— на улицу выходим опрятно одетыми

— двигаемся по правой стороне дороги

— шеренгой по улице не ходим

— девочка идет с более почетной правой стороны (на левом боку висела сабля)

— дорогу переходим по зеленому сигналу светофора

— на улице не кричим

— на улице не мусорим, для бумажек есть урна

— на улице ничего не жуем

— можно есть только мороженое, но не облизывать, а кусать

— если на улице несчастный случай, звоним по 03.

Тема: «Правила поведения в транспорте»

— при выходе из транспортного средства, помогаем выйти пожилым, маме, девочке

— уступаем место инвалидам, маме

— не обсуждаем громко свои проблемы

— не наступаем на ноги, не стоим ногами на сиденье

— в транспорте не причесываемся

— уступаем место кому тяжело стоять (маме с малышом)

— троллейбус и автобус обходим сзади, а трамвай наоборот — спереди

— если нам уступили место, то благодарим и отказываемся

— не толкаем всех локтями

— если у нас за спиной висит рюкзак, снимаем его и ставим рядом.

Тема: «Говорим по телефону»

— не жуём, разговаривая по телефону

— не зеваем, навевая скуку на своего собеседника

— если телефон прогудел 4-5 раз и никто не взял трубку, не беспокоим этот номер

— если всё-таки трубку взяли, то сначала приветствуем того, кому звоним

— и второе – представляемся, т. е. называем свое имя

Читать еще:  Как удалить жвачку с вещей. Видео: чем удалить жвачку с одежды. Холодные способы убрать жвачку с одежды

— все телефоны записываем в записную книжку

— обязательно выучим свой номер телефона

— звоним до десяти часов вечера: позже кто-то может лечь спать

— спрашиваем, не оторвали ли от важных дел

— долго не болтаем, т.к. может быть кто-то другой не может дозвониться по важному делу

— если мы попали не туда, извиняемся

— если к нам попали по ошибке, отвечаем: «Простите, Вы ошиблись номером».

Тема: «Идём в театр»

— в театр приходим красиво одетыми (причёсанными, умытыми, с чистым носовым платочком, в начищенной обуви)

— не забываем взять билет

— приобретаем в театре программу

— после первого звонка подходим к билетёру и просим показать наше место в зале

— после третьего звонка вход в зал запрещён

— в буфете можно попить и поесть

— в зале не едим, не кричим

— представление понравилось – хлопаем в ладошки (аплодисменты)

— спокойно идём в гардероб и по номерку берём свою одежду.

Тема: «Поведение в магазине»

— придерживаем дверь и пропускаем выходящих из магазина людей

— не берём животных в магазин

— в магазине встаем в очередь

— корзина для товара

— продукты берём руками только в упаковке

— этикетные нормы обращения к продавцу

— сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь

— не кричим в магазине

— не бегаем по магазину.

Тема: «Правила поведения в храме».

— одежда для посещения храма должно быть скромной

— за руки не держимся

— не пьем в храме

— сидят на скамейках только пожилые люди

— если поставили свечку, сразу не убегаем от нее

— не разрешается в храме проводить фото и видеосъемки, только в исключительных случаях

— не бегаем в храме.

Тема: «Правила дружбы детей группы»

— не кричим друг на друга, говорим спокойно

— жалеем тех, кто плачет, стараемся ему помочь

— извиняемся, если нечаянно уронили, помогаем встать

— если ребёнок нарушает правило в игре, не дерёмся, а напоминаем ему об этом правиле

— приносим в группу игрушки и угощение всем детям.

Беседа для детей старшего дошкольного возраста «Правила этикета»
занимательные факты (старшая группа) на тему

Это помобие поможет вас в занятиях по этикету

Скачать:

Предварительный просмотр:

Беседа «Правила этикета»

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет».

Этикет – это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия — очень важный шаг в изучении правил этикета. Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком — это приветствуем его.

• Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

• Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло», если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

• Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы: «ба — кого я вижу», «ну наконец-то», «где ты пропадал».

• Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Правила поведения за столом

• Не клади на стол локти: они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

• Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

• Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

• Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

• Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом: вилка — в левой руке, нож – в правой. Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож отлаживаешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной).

• Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

• Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

• Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

• Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

• Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

• Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

• И самое главное: необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо»!

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета.

Правила вежливости при разговоре

Так приятно, когда тебя внимательно слушают! Но знаешь ли ты, что слушать нужно тоже уметь!

• Если к тебе кто-то обращается, а ты в это время чем-то занят, отложи на время свои дела и посмотри на собеседника, покажи ему свою готовность участия в разговоре.

• Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца. Твои замечания и подсказки собеседнику во время его разговора – неуместны.

Читать еще:  Где принимают заявление на развод. Как подать на развод, если есть ребенок: пошаговая инструкция и рекомендации

• Когда в разговоре участвуют несколько человек, тебе не стоит реагировать на речь, не обращенную к тебе.

• Когда собеседник в твоем присутствии начинает вести себя бестактно, говорить резко и раздражительно, постарайся прекратить разговор, но мягко и без вызова.

• Если ты слышишь, что в твоем присутствии начинают обсуждать и обзывать других, постарайся перевести разговор на другую тему.

• Всегда помни, что долгий разговор очень утомителен для собеседника. Не будь излишне болтлив.

• Поверь, твоему слушателю есть, что сказать, так дай ему возможность вступить в разговор.

• Будь доброжелательным и внимательным к тому, с кем говоришь. Сумей вовремя завершить разговор, если видишь, что твой собеседник спешит, прежде чем он сам скажет тебе об этом. Постарайся поменять тему разговора, если заметил, что она неприятна для человека, либо неинтересна.

• Чтобы не поставить своего слушателя в неловкое положение, не используй в разговоре слов, значения которых он может не знать, а также тех, смысл которых тебе самому не совсем ясен.

• Чтобы не прослыть «сплетником» («сплетницей», не критикуй и не обсуждай других людей. Об отсутствующих говорят только хорошо, либо лучше совсем ничего.

• Некрасиво во время разговора размахивать руками (жестикулировать). Выражайся точно и ясно и этого будет достаточно, чтобы собеседник без труда тебя понял.

Правила ведения беседы

Правила ведения беседы помогут тебе правильно начинать и вести разговор. Ты узнаешь, как заинтересовывать собеседника и не надоесть ему в процессе беседы. К тому же, эти правила сделают тебя еще более воспитанным и культурным, чем раньше.

• Не хвастайся. Не унижай собеседника, стараясь его подколоть или возвыситься за его счет.

• Если тебе задают вопросы — обязательно отвечай на них.

• В компании невежливо шептаться с кем- то одним. Остальные могут подумать, что вы говорите о них гадости, либо могут предположить, что вы пренебрегаете ими.

• Не вмешивайся в беседу двоих, когда они говорят наедине. В этот момент лучше всего деликатно удалиться.

• Не имей привычки жаловаться. Образ постоянного нытика отталкивает людей.

• Старайся запоминать, о чем вы говорили в прошлый раз, чтобы при новой встрече показать собеседнику, как он вам был интересен.

• Не засоряй свою речь ругательствами, жаргонными и грубыми словами.

• Старайся говорить не слишком громко, особенно в общественном месте. Поверь, слушают не того, кто громче кричит, а того кто умеет говорить интересно и умно.

Теперь ты знаешь правила ведения беседы, а значит теперь ты можешь поддержать любой разговор, будучи уверенным в том, что твой собеседник останется о тебе только хорошего мнения.

С кем ты проводишь большую часть своего времени? Конечно же, с друзьями. А знаешь ли ты о правилах дружбы?

Если нет, то обязательно ознакомься с ними:

• Всегда помогай своему товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его этому; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем сможешь.

• С товарищами нужно делиться: поделись с другом тем, что есть у тебя, а у него нет. Не ешь один в присутствии других ребят.

• Говори другу правду «в глаза»: если он в чем-то не прав – скажи ему об этом, либо похвали, когда он совершил хороший поступок. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

• Старайся не ссориться с друзьями, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя получается что-то лучше, чем у них. Не завидуй товарищам – нужно уметь радоваться их успехам. Если ты поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.

• Научись принимать помощь, советы и замечания от других ребят

Правила дружбы помогут тебе приобрести много друзей, которые будут счастливы с тобой дружить и проводить свое свободное время.

Есть такая пословица — «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»

Если ты действительно хочешь, чтобы у тебя было много друзей, прислушайся к нескольким советам:

• Никогда не груби своим товарищам, не повышай на них голос. Не называй их обидными словами, не высмеивай их неудачи. Не давай им прозвищ, не унижай их – это обидно.

• Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

• Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

• Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей простить ему свою обиду и помириться. Не злись!

• Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.

• Будь обязательным! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).

• Не ябедничай по пустякам, но о серьезных проделках все же необходимо рассказать взрослым.

Правила дружбы должен знать каждый школьник — ведь они помогают найти друзей не только на время учебы, но и на всю жизнь.

Правила этикета — Как вести себя со взрослыми

А знаешь ли ты как вести себя с взрослыми? Всегда ли ты соблюдаешь эти правила? Если ты будешь хорошо знать и выполнять эти правила, то тебя всегда будут считать воспитанным, культурным и интеллигентным ребенком.

• Прежде всего, к взрослым принято обращаться на “вы”. Приветствия, которые ты употребляешь в общении с ровесниками и родственниками: “привет” и “пока” по отношению к посторонним тебе взрослым людям неуместны. Употребляйте вместо них такие, как: “здравствуйте” и “до свидания”.

• Младшие должны всегда здороваться первыми, впрочем, как и с любыми знакомыми, не дожидаясь, пока они поприветствуют вас раньше.

Читать еще:  Подобрать подарок на новый год. Подарки на новый год - что подарить родственникам, друзьям, коллегам и детям

• По правилам мужчины (мальчики) при встрече друг с другом подают правую ладонь для рукопожатия. Если у тебя на руках надеты перчатки, не забудь перед приветствием снять ту, которой будешь здороваться.

• Поцелуи и обнимания при встрече – это очень личное. Позволить себе такое приветствие ты можешь себе только с близкими и хорошо знакомыми людьми, при обоюдном согласии.

• Нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. А уж если захотелось что-то непременно сказать или задать вопрос, нужно спросить разрешения.

• Повторно встретив кого-то в течение дня не забывай о таких волшебных словах приветствия, как: “доброе утро”, “добрый день”, “добрый вечер” или “рад видеть тебя /вас снова”. Даже простого кивка головы и добродушной улыбки будет достаточно в данной ситуации.

Ну всё, теперь ты знаешь, как вести себя со взрослыми. Относись к взрослым и пожилым людям уважительно – это признак хорошего воспитания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный буклет поможет детям запомнить основные статьи Конвенции о правах ребенка. Материал для детей старшего дошкольного возраста. Данный буклет может служить сувениром после цикла занятий по п.

Для детей старшего дошкольного возраста.

Материал для педагогов.

Пояснительная запискаДанное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельнос.

Рекомендации для родителейдетей старшего дошкольного возраста«Правила безопасности детей по дороге в школу».

Данный материал может быть использован при закреплении правил дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста.

Цель данного развлечения; закрепить правила дорожного движения среди детей дошкольного возраста с целью предупреждения дорожно — транспортного травматизма;развивать логику, внимание, .

Пособие по столовому этикету и правильному питанию «Путешествие по стране столового этикета» для старших дошкольников

Светлана Байкузина
Пособие по столовому этикету и правильному питанию «Путешествие по стране столового этикета» для старших дошкольников

Разработанное мною дидактическое пособие «Путешествие по стране столового этикета» предназначено для работы с детьми 6-7 лет. Пособие адресованно воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы «Программу воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой и др.) Пособие было апробировано на детях 6 лет в качестве наглядно-дидактического пособия. Основа пособия состоит из четырех потолочных плиток разных цветов, мулежей фруктов, картинок овощей, посуды, салфеток бумажных и тканевых,одноразовой посуды, двухстороннего скотча, при помощи которого дети легко могут сами менять, классифицировать дидактический материал по темам. Пособие представляет собой панно состоящее из 4 квадратов разного цвета, которые отражают этапы освоения столового этикета и правильного питания, каждому этапу работы прилагается дидактические игры. Главная героиня этого пособия ложка, которая путешествует по Стране столового этикета. Пособие разработано с учётом трудностей, которые встречаются при обучении детей столовому этикету. Актуальность данного пособия состоит в том, что пособие имеет развивающее, обучающее и воспитывающее значение.

Цель: освоение первоначальных представлений о столовом этикете и о правильном питании.

Задачи:

1. Расширять представления детей о рациональном питании (объём пищи, последовательность её приёма, разнообразие в питании, питьевой режим).

2. закрепить умение аккуратно пользоваться столовыми приборами, классифицировать посуду по её назначению.

3. формировать умение полностью сервировать стол.

4. приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам поведения за столом.

Практическая значимость дидактического пособия позволяет повысить эффективность «Программы воспитания и обучения»М. А. Васильевой

Вопросу питания в дошкольном учреждении следует уделять серьёзное внимание. Воспитывать привычку есть разнообразную пищу дело достаточно трудное, но выполнимое. Поэтому 1 этап пособия – это «Царство правильного питания», где дети закрепляют знания о многообразии овощей и фруктов, узнают значимость их для организма человека, учатся подбирать овощи и фрукты для приготовления различных блюд как на самом пособии, так и во время дидактических игр. На этом этапе используется Эвристическая беседа (вопросно – ответная форма на которых,воспитатель не даёт готовых знаний, заставляете прийти к выводам самостоятельно с помощью правильно поставленных вопросов).

2 этап пособия «Царство посуды и столовых приборов», где дети классифицируют посуду по её назначению, знакомятся с разнообразием столовых приборов, учатся подбирать столовые приборы к различным блюдам. На этом этапе используются кейс – технологии, где дети анализируют ситуацию, предлагают возможные решения, анализируют различные варианты сервировки столовых приборов к заданному блюду., находят правильное решения при помощи муляжей столовых приборов, которые легко меняются на пособии и дидактических игр.

Умение красиво сервировать стол отражается в детском саду ежедневно. Важно обращать внимание на детали сервировки и не допускать ошибок. Поэтому на 3 этапе это «Царство красивого стола»,используя социо – игровые технологии учу при помощи пособия сервировать обеденный, чайный стол, складывать салфетку в разных направлениях. Вы видитенапанно одноразовую посуду, которая прикрепляется на двухсторонийскоч, поэтому детям легко переставлять посуду сервируя ее по назначению исправлять ошибки, менять салфетки складывая их в разному,подбирать столовые приборы к блюдам. Дети на пособии могут легко переставлять посуду и сервировать ее по назначению, исправлять ошибки других, менять (воспитатель – дети партнёры, они имеют одинаковые права).Пож

На 4 этапе «Царство воспитанных и культурных» дети составлют сами мнемо – таблицы, рисуют рисунки, сочиняют сказки и рассказы, с помощью которых запоминают правила поведения за столом. А затем размещают их на потолочной плитке, обсуждают и анализируют. Приятно сидеть за столом среди воспитанных людей и есть вкусную еду. Но чтобы хорошо выглядеть вовремя застолья, надо соблюдать правила столового этикета. На этом этапе проводятся эврестические беседы, на которых воспитательне даёт готовых знаний, заставляет их прийти к новым понятиям и выводам с помощью правильно поставленных вопросов.

Авторская дидактическая игра «Волшебный сад» Авторское дидактическое пособие «Волшебный сад» Цель: Обогащать сенсорный опыт; совершенствовать координацию движений рук, зрительную.

Источники:

http://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/didakticheskoe-posobie-po-yetiketu-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/03/04/beseda-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
http://www.maam.ru/detskijsad/posobie-po-stolovomu-yetiketu-i-pravilnomu-pitaniyu-puteshestvie-po-strane-stolovogo-yetiketa-dlja-starshih-doschkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×