0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое семейные традиции и какие они бывают? Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими,

Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

Другие материалы по предмету

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, которая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в традиции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное — общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему таковую, а стол накрывается по принципу «чем богаты — тем и рады».

В силу указанного выше различия, существующего между традициями и обычаями, ученые подчеркивают их неравнозначность в семейном воспитании ребенка. Обычаи формируют, главным образом, простые привычки — стереотипно повторяющиеся действия, которым присуща известная доля автоматизма (например, обычай колыбельной песни, обычай желать доброго утра, приятного аппетита, замечательный обычай сельских жителей — приветствовать любого человека, в том числе и незнакомого).

Обычаи, будучи массовыми простыми привычками, регулируют те социальные отношения, которые уже прочно утвердились, повторяясь из поколение в поколение. Но в новых, меняющихся ситуациях обычаи, как средство воспитания, недостаточно эффективны. Другое дело — традиции, которые отличаются большим динамизмом в силу того, что быстрее реагируют на требования современной жизни, чем обычаи. Развивающие возможности традиций значительно выше, поскольку они формируют сложные привычки, способствуют становлению определенной направленности поведения ребенка, в рамках которой он волен выбирать способы совершения конкретного поступка. Сложные привычки дают возможность импровизировать поведение. Представляя собой массовые сложные привычки, традиции ориентируют поведение ребенка не только в утвердившихся отношениях, но и в тех новых вариантах, которые возникают неожиданно, отличаются от тех ситуаций, которые были в его опыте. Если, например, ребенка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружающим, то он не только проявляет сострадание, уважение, доброжелательность в общении с членами семьи, но и чувствует сердцем беду других людей («Почему мальчик плачет? Давай поможем ему!»), животных («Бедная кошка — она бездомная, дай ей мое молоко»), литературных героев («Карлсон — совсем не друг Малышу: Малышу из-за Карлсона все время попадает»).

Таким образом, традиции и обычаи — два канала социализации ребенка, причем традиции функционируют на основе обычаев. Семейные традиции многофункциональны, специфичны, эмоционально насыщены, поэтому на их фоне социальное развитие ребенка идет более успешно.

В традициях и обычаях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. В основе традиции всегда лежит какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Сколь многофункциональны нормы, ценности каждой конкретной семьи, столь и разнообразны традиции по своей воспитательной сущности. В зависимости от ценностей, норм семьи, которые реализуются в той или иной традиции, можно говорить о созидательных и разрушительных, конструктивных и неконструктивных, стереотипных и нестереотипных, истинных и мнимых традициях.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка — повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция — основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором — причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ним и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социально института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания. Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

В настоящее время изучаются традиции, которые веками складывались в отечественных семьях, а в послереволюционный период, будучи признаны официальной идеологией устаревшими, мещанскими, безыдейными, оказались сильно деформированными или вовсе утраченными. Это традиции семейного чтения, пения, рукоделия и иного совместного труда и творчества, игр взрослых и детей, эпистолярной культуры, составления генеалогического древа, домашнего театра, коллекционирования цветов, листьев в гербариях, камней и других материалов и создания на их основе детского музея и многие другие. Некоторые из этих традиций начинают возрождаться. Так, в современных семьях появился интерес к своим корням, что выражается в традициях, связанных с экскурсом в родословную своей семьи (сбор и хранение семейных реликвий, создание фотоальбомов «Моя родословная», посещение мест, памятных для предков, и т.д.). Разнообразнее становятся традиции проведения досуга: путешествия, воскресные поездки за город, посещение музеев, домашние концерты, национальные игры, спортивные развлечения и др. С другой стороны, нуждаются в обогащении содержания, а, следовательно, и в усилении развивающего влияния такие общепринятые семейные традиции, как празднование Нового года и дней рождения членов семей, и, конечно, в первую очередь детей. Как показывают результаты исследований, эти традиции самые распространенные в современной семье. Однако, к сожалению, основное внимание в них уделяется порядку действования (приобретение елки, подарков, угощений, своевременное приглашение гостей, уборка и украшение квартиры и т. п.). Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье — елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование. С 4-5 лет дети принимают участие в установке, украшении елки. Украшение елки — это целый ритуал огромного комплексного воздействия на ум, чувства, волю ребенка. Для него каждая елочная игрушка — старая знакомая, с которой связано столько приятных воспоминаний, и тут самое время узнать ее историю. Оказывается, что елочные игрушки, несмотря на их хрупкость, «живут» в семье достаточно долго, а некоторые становятся ее реликвиями. Ребенку интересно узнать, что маленький зеленый шарик, чуть-чуть потускневший от времени, давным-давно принадлежал прапрапрабабушке Александре, а картонного слона дедушка Саша купил на деньги, сэкономленные от школьных завтраков, когда ходил в первый класс, а под елкой стоит Дед Мороз, внутри которого был подарок, полученный папой на своем первом празднике Кремлевской елки. А этот ярко-красный конус, что так бережно завернут в вату, — самая любимая елочная игрушка бабушки Тани, но, когда папа был маленький, он уронил его, а потом склеил трещинки специальным клеем. Ну как после таких интересных семейных преданий не быть аккуратным, осторожным, чтобы не повредить игрушки, которые, оказывается, дороги твоим близким, любимы тобой!

Читать еще:  Пиратская вечеринка для взрослых: прочь от скуки на всех парусах! Как организовать детский праздник в стиле пиратов

Итак, семейные традиции выступают основным средством трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления ее связей с объектами, которые включены в сферу ее жизнедеятельности.

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОЧНИКАХ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ВОСПИТАНИЯ

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Картину детства человеческой цивилизации, зарождения воспитания можно восстановить, изучая памятники материальной и духовной культуры, языка, фольклора.

Интересные сведения содержатся в трудах ученых и путешественников XIII начала XIX в., описавших быт аборигенов Австралии, Африки, Полинезии, Сибири, Южной и Северной Америки, которые в те времена находились на стадии первобытного развития.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают этнографические данные о жизни немногочисленных сохранивших черты первобытности племен редкостных сообществ, не затронутых современной цивилизацией. К числу свидетельств можно отнести и находки археологов (примитивные орудия и предметы быта, детские игрушки, наскальные изображения и пр.), фольклор (народные игры, обряды, развлечения), корни которого уходят в глубь веков, а также метафорический уровень языка (поговорки, пословицы, эпос и пр.)

Мировая наука предлагает несколько концепций происхождения воспитания. К числу традиционных относятся две теории: эволюционно-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П.Монро). Представители эволюционно-биологической теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объ

Что такое семейные традиции и какие они бывают? Домашнее обучение в зарубежных странах. История. Традиции. Перспективы

Современные ученые к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции.

Слово «традиция» (от лат. tratitio — передача) означает истори­чески сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Семья, как и другие социальные инсти­туты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Если проанализировать разные сферы жизнедеятельности семьи, то очевиден вывод: они строятся в соответствии с различными типами образцов, которые воспроизводятся каждым новым поколением семьи и регламентируют создание новой семьи, супружеские, роди­тельские отношения, ведение домашнего хозяйства, проведение до­суга и т.д. А поскольку и сама семья, и ее ценности представляют собой порождение культуры, то практически любой образец мате­риальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Так, например, во многих семьях сложились традиции посадки дерева в честь новорожденного ма­лыша или новобрачных, празднования дня поступления ребенка в школу, передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитан­ной книги, ведение семейной фотолетописи (а сегодня — видеолето­писи) и т.д. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застыв­шими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально цен­ных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимо­понимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

В специальной литературе, равно как и в практике воспитания, часто понятия «традиция» и «обычай» используются как синони­мы. Ответ на вопрос о том, насколько правомерно такое отождест­вление, дается в исследовании И.В.Суханова. Выявлено «родство» традиций и обычаев, а именно: их общие социальные функции, согласно которым они служат средством стабилизации утвердившихся в обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений. Но эти функции обычаи и традиции осуществляют разными путями. Обычаи непосредствен­но, путем детальных предписаний определенных действий в кон­кретных ситуациях, стабилизируют те или иные звенья семейных отношений и воспроизводят их в жизнедеятельности новых поко­лений. Таковы, например, обычаи ухода за детьми, поведения в общественном месте, приема гостей, ведения книги расходов-дохо­дов семьи и многие другие. Каждый обычай, естественно, имеет свой смысл, но он не выражается в форме идеала. Обычай весьма под­робно предписывает то, что следует или не следует делать в данной обстановке, и не указывает, каким нужно быть.

Читать еще:  Как вернуть парня после расставания? Как вернуть парня,что нельзя делать девушке, действенные методы от самих парней

В основе традиций, напротив, всегда лежит ценность семьи, ко­торая определяет смысл традиционного поведения. Поэтому в тра­диции не дается детальная регламентация поступка, она не имеет конкретной «привязки» к определенной ситуации. Например, тра­диция гостеприимства, которой придерживаются многие совре­менные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное — общение с гостем, необходимость найти в его лице эмоциональную поддержку или оказать ему тако­вую, а стол накрывается по принципу «чем богаты — тем и рады».

Сити XXI век

+7 (495) 480 79 12

Миниполис — новый формат жилых комплексов
в Москве и Подмосковье от компании «Сити-XXI век»

Миниполис Самоцветы

г. Люберцы
Подробности на сайте city-xxi.ru

Миниполис Радужный

г. Видное — квартал «Краски жизни»
Подробности на сайте city-xxi.ru

ЖК «Подсолнухи»

миниполис Строгинский
Подробности на сайте city-xxi.ru

ЖК «Альбатрос»

Миниполис Строгинский
Подробности на сайте city-xxi.ru

ЖК «Янтарный город»

Миниполис Строгинский
Подробности на сайте city-xxi.ru

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

Волшебное слово «ждать», обед по расписанию, «правило Джона Смита», ответственные нянечки и свободолюбивые бабушки, сплошные комплименты и никаких глупостей — мы изучили семейные традиции и методы воспитания детей в разных странах. !

ФРАНЦИЯ

Выход в свет франко-американского бестселлера «Французские дети не плюются едой» открыл всему миру «секретные» принципы национального воспитания и взаимодействия родителей и детей. Главное отличие французских семей — рождение ребенка не делает малыша центром вселенной. Отныне не столько родители, сколько сам малыш должен привыкнуть и подстроиться под существующие в семье нормы. Например, в числе главных заповедей, которой детей учат еще с пеленок (и это не метафора) — умение воспринимать отказ. Это такой же важный шаг в развитии, как обучение сну или регулярное медицинское обследование. Французские дети рано осознают: в мире есть другие люди и у этих людей есть потребности, которые не менее важны, чем их собственные. В возрасте от двух до четырех лет, все мамы учат ребенка главному — ждать. Таким образом родители закладывают в него представления о времени. Такой принцип, по мнению французских мам, быстрее сделает из ребенка личность, а не капризного полу-бога, которому все позволено. Слово «подожди», а не угрозы или раздражение, — часть привычного родительского лексикона. Проверку на прочность французские дети проходят с помощью «зефирного теста». Детям не разрешают съесть любимое лакомство до «отмашки» родителей. С помощью теста дети учатся абстрагироваться от желаемого. Сила воли — это не стойкость характера ребенка, а работа его воображения или умение придумать креативный способ отвлечься.

Другая важная особенность: французские семьи обязательно соблюдают определенные ритуал приема пищи. Детей учат есть неторопливо, аккуратно, соблюдая все нормы этикета. Наказывать детей за столом (оставлять без сладкого или прерывать обед) никто не станет — будут терпеливо поправлять и напоминать, как нужно делать правильно. С четырех месяцев и до старости все едят в одно и то же время. Распорядок в семьях такой: восемь утра, затем 12.00, 16.00 и, наконец, 20.00. Так же с раннего возраста детей приучают есть блюда в определенной последовательности: закуска, основное и десерт. По данным ЮНИСЕФ, 90 % взрослых французов обедают или ужинают с родителями несколько раз в неделю.

Француженки выходят на работу как правило через три месяца после рождения ребенка, абсолютно по собственному желанию, а не из-за финансовой нужды. Цифры неумолимы: 91 % местных супругов считают, что самый гармоничный брак — тот, в котором оба работают. Отношения мужа и жены — это самая важная тема. Ведь когда дети, в конце концов, покинут родной дом, нельзя допустить, чтобы семья распалась. Другой секрет семейного благополучия по-французски — четкое распределение обязанностей. Например, каждую субботу папа гуляет в парке с детьми; ежедневно проверяет уроки и выполняет конкретную обязанность в доме, скажем, готовит завтрак или моет посуду сразу после еды.

ИЗРАИЛЬ

Самые спокойные и уравновешенные семьи живут в Израиле. По здешним канонам в доме нет места грубости и жестокости, никто не имеет право повышать на домочадцев голос или отчитывать. Принято считать, что в израильских семьях любые вопросы можно решить, пусть и в продолжительных, но переговорах. А главный принцип взаимодействия — взаимное уважение и равноправие. Если израильтянка и передает «бразды правления» в семье своему мужу, то делает это всего лишь от скромности.

Особое отношение в израильской семье к воспитанию детей. Родители воспитывают дочерей и сыновей в любви к своей религии, с уважением ко всем заложенным с давних времен национальным и духовным традициям. Дети должны быть искренними и с нежностью относиться не только к своим родителям и родным, но и религиозным обычаям.

В тоже время дети в Израиле уже сами стали, отчасти, предметом культа. Недостатка любви или внимания они не испытывают. Взять к примеру форму порицания. Родители стараются никогда не употреблять таких слов, как «плохой», «глупый», «непослушный». Вместо этого, они скорее скажут: «Как мог такой хороший/красивый/умный ребенок как ты, совершить такую глупость/оплошность?» принято считать, что таким образом они избавляют детей от будущих комплексов. Также в стране принято хвалить детей по любому поводу, причем с самого рождения. Восторгаются даже самыми незначительными успехами. Причем делают это всегда широко и публично. О «симпатичной каля-маля в тетрадке» обязательно узнают все друзья, родственники и знакомые.

Читать еще:  Застой молока у кормящей мамы: что делать и как лечить. Основные симптомы и способы лечения лактостаза у кормящей матери

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. В этом случае и сам ребенок будет чувствовать себя более защищенным, а в будущем — захочет создать такую же счастливую семью, как была у него. Стремясь воспитать успешных и самостоятельных детей, здесь разработали целую систему воспитания, с которой в Израиле любой желающий может ознакомиться на специальных родительских курсах, которые как правило проводят в синагогах.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Современные британцы заводят семью достаточно поздно. Средний возраст — это то время, когда интересы и предпочтения полностью сформированы, и каждый человек подбирает себе пару более осознанно, в соответствии со всеми своими требованиями и желаниями. Первенцы, по статистике, рождаются здесь не раньше 32-35 лет, а то и после 40. Как полагают англичане, семья сначала должна встать на ноги, окрепнуть, обзавестись домом, а уже потом думать о продолжении рода.

При нынешнем динамичном ритме жизни местные семьи все же не чужды древним традициям. Например, в Шотландии есть небольшой «тест» на финансовую состоятельность малыша. Для этого новорожденному кладут в руку монету. Если он ее бросит — станет транжирой, а если сожмет в ручке — скрягой. Другой обычай, сохранившийся до сих пор — давать новорожденному несколько личных или «средних» имен, причем их может быть сколько угодно. Бывает, что в этом качестве выступает название местности или любое нарицательное имя. Раньше эта традиция имела сугубо практичный характер — в Королевстве было слишком много людей с похожими именами и фамилиями, а с помощью «среднего» имени было проще отличить одного «Джона Смита» от другого. Хороший тон — дать ребенку имя монаршей особы.

Дети Шотландии, Уэльса и Ирландии воспитываются в глубоком уважении к собственной культуре, истории и языку, на котором частично ведется преподавание в школах, традициям и героям (от древних полководцев до современных спортсменов). Такое проявление патриотизма, как «Гордость за своих» воспитывают с малолетства. Спортенов мы упомянули не случайно. Это любимый семейный досуг всех британцев, к которому детей так же приобщают с самого раннего возраста.

Главная ценность английской системы воспитания — демократичность. В семье стараются во всем учитывать мнение ребенка, так же поступают и в школах. В законодательстве Великобритании предписаны все тонкости, связанные с наказаниями детей за проступки и капризы. Например, официально разрешено слегка шлепнуть непослушного ребенка, но наказания ремнем строго запрещены.

А вот британские бабушки и дедушки — одни из самых свободолюбивых в мире и, как правило, примеряют свою роль исключительно в выходные. Постоянно брать к себе маленьких внуков или заниматься их воспитанием здесь не принято.

ГЕРМАНИЯ

В Германии с особым трепетом относятся ко всем членам своей семьи — постоянно поддерживают даже самые дальние родственные связи и отмечают несколько праздников вместе, собираясь в одном доме. Тем не менее молодожены практически никогда не остаются жить вместе с родителями под одной крышей и рано обзаводятся собственным жильем. Среди всех европейских жительниц именно немки дольше всех думают, прежде чем завести ребенка. В этот момент принято менять жилплощадь на более просторную и комфортную для будущего пополнения. В каждой немецкой квартире обязательно есть детская комната, которую ребенок, немного повзрослев, украшает вместе с мамой и папой. Делай здесь что хочу! А вот что касается остальной квартиры — строгость и порядок. Детям не разрешают трогать практически никакие вещи взрослых.

Также как и в Великобритании, в Германии не практикуют присмотр за детьми бабушкой или дедушкой. Если родители работают, то за детьми ухаживает няня. Другая причина повсеместной «наемной формы помощи» — местное законодательство. Детям с рождения объясняют их юридические права, приучают, к тому, что никто не имеет право их обижать. Иногда это приводит к излишней самоуверенности и избалованности детей. В ответ на это, родители зачастую перекладывая трудности воспитания на плечи наемных профессионалов.

Немецких ребят с младенчества учат быть «взрослыми» — самостоятельными, пунктуальными и обязательными. Местный стиль воспитания — четкая организация и последовательность. День в Германии начинается очень рано. Многие взрослые спешат на работу в 5-6 утра, приучая к этому и своих чад. Отбой в кровать — 19.30-20.00. Телевизор — строго по расписанию.

У каждого ребенка с младенчества есть копилка, в которую они послужной складывает карманные деньги, копит, учится экономить и планировать маленькие расходы. Интересно, что и на главный праздник всех детей — Рождество каждый «маленький финансист» получает не только подарок, но и незначительную денежную суммы.

Немцы уверены: послушание для ребенка — необходимая защита. Послушные дети поступают в соответствии с договоренностями и без родительского присмотра. Скучно? Определенно. Но, как мы все знаем из детства, порядок — самая невеселая штука на свете. Что не отменяет ее эффективности в будущем. Возможно, прямо сейчас нам всем стоит задуматься и оценить те «порядки», которые заведены в нашей семье?

Источники:

http://www.studsell.com/view/41610/?page=2
http://www.modernstudy.ru/pdds-2675-1.html
http://minipolis.realty.rbc.ru/E8BoE9qERrMeg

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×