Что значит пенелопа. Пенелопа в древнегреческой мифологии. Совместимость имени Пенелопа, проявление в любви
Значение слова «Пенелопа»
- Пенелопа (др.-греч. Πηνελόπη, лат. Penelope) — в древнегреческой мифологии супруга Одиссея, героиня гомеровской «Одиссеи», мать Телемаха. Имя её является символом супружеской верности.
Дочь Икария – брата царя Спарты Тиндарея, и нимфы Перибеи, двоюродная сестра Елены Спартанской. Имя Пенелопы сближают со словом πηνέλοψ — чирок (птица из рода речных уток).
Пенелопа, наряду с красотой и другими достоинствами – Гомер называет её «богиней средь женщин», – особо выделяется из всех них «разумом», «благоразумием», «разумной сметкой». Проф. Р. Бакстон отмечает, что она абсолютно равна своему мужу по сообразительности и отваге.
Как передаёт словарь мифологии и древностей М. Корша: “Отец обещал отдать ее замуж за победителя в беге; когда же Одиссей оказался победителем, отец стал уговаривать ее остаться дома. Одиссей предоставил ей свободный выбор между собой и ее отцом, и Пенелопа покрыла вспыхнувшее лицо свое покрывалом в знак того, что избирает своим супругом Одиссея”.
Отправившийся на Троянскую войну Одиссей отсутствует около двадцати лет, его считают погибшим и в его доме к Пенелопе собираются многочисленные женихи – числом более ста. Однако, “то отчаиваясь, то снова веря, что он вернется” (по ЭСБЕ), она хранит верность Одиссею: “На долю мне выпало злейшее горе. Мужа такого лишась, не могу я забыть о погибшем. “. Пенелопа отклоняет предложения женихов и объявила, что вновь выйдет замуж лишь тогда, когда кончит ткать саван своему свёкру — Лаэрту Итакийскому. Но каждую ночь она распускала всё сотканное за день – так ей удалось обманывать их на протяжении трёх лет, пока её не выдала служанка. По внушению Афины Пенелопа обещает стать женой победителя в стрельбе из богатырского лука Одиссея. Как раз в это время наконец-то возвращается и сам он и убивает всех женихов из указанного лука.
После смерти Одиссея она вышла замуж за Телегона.
Есть другая версия, что Антиной соблазнил Пенелопу, и Одиссей отослал её к отцу Икарию, в Мантинее она родила Пана от Гермеса. Также существует версия, по которой Пан был зачат Пенелопой от всех женихов. Есть версия, что Амфином соблазнил Пенелопу, и Одиссей за это убил её. Согласно мантинейскому сказанию, Одиссей признал её виновной в том, что она навела в дом ухажёров, она вернулась в Спарту, а затем в Мантинею, где умерла. Её курган около Мантинеи.
Пенелопа
(Πηνελόπη), в греческой мифологии дочь спартанца Икария и нимфы Перибеи, супруга Одиссея. Явившись в Спарту в числе претендентов на руку Елены, Одиссей предпочёл взять в жёны её двоюродную сестру – П. [по одной версии (Paus. Ill 12, 1), получил П. в жёны в качестве награды за победу в беге; по другой (Apollod. Ill 10, 9), отец Елены Тиндарей убедил Икария выдать П. за Одиссея, который помог ему важным советом при выборе мужа для Елены]. В «Одиссее» П. – верная жена, преданно ожидающая возвращения мужа. Осаждаемая во время его двадцатилетнего отсутствия многочисленными женихами, П. всячески уклоняется от выбора нового мужа. Сначала она откладывает решение под тем предлогом, что должна соткать погребальный саван для свёкра Лаэрта и, работая днём, ночью распускает готовую ткань. Так П. обманывает женихов в течение трёх лет. Затем она долго отказывается сделать выбор, несмотря на то, что пирующие женихи истребляют её состояние. По внушению Афины П. обещает выйти замуж за победителя в назначенном ею состязании в стрельбе из лука Одиссея. Однако с помощью этого лука женихов убивает сам Одиссей, тайно вернувшийся на Итаку и наблюдавший за всем, что происходит в его доме. Хотя П. успевает проникнуться симпатией к незнакомцу, похожему на Одиссея, она признаёт в нём своего мужа только после того, как убеждается, что он владеет известной лишь им двоим тайной (Hom. Od. XXIII 173-230). Согласно послегомеровской традиции (Apollod. epit. VII 37), Телегон (сын Одиссея и Кирки), случайно убивший Одиссея, берет П. себе в жёны; Кирка дарует им обоим бессмертие и переносит их на острова блаженных. Встречающаяся в поздних источниках версия, обвиняющая П. в неверности и даже приписывающая ей рождение от союза с Гермесом бога Пана (Apollod. epit. VII 38), возникла либо от смешения гомеровской П. с каким-либо одноимённым пелопоннесским женским божеством, либо из желания объяснить существование в Мантинее могилы П. (Paus. VIII 12, 5-6; версия – отправленная Одиссеем к отцу в Спарту П. умерла в Мантинее).
в. И. Ярхо.
Сюжеты мифа получили отражение в греческой вазописи (с 1-й половины 5 в. до н. э.), на этрусских зеркалах 4-3 вв. до н. э., помпейских фресках. В европейском изобразительном искусстве 16-18 вв. самые распространённые сюжеты мифа воплощались в произведениях Пинтуриккьо, Дж. Ва-зари, Я. Иорданса, К. Блумарта, Ф. Лемуана и др.
Пенелопа и Телемах.
Пенелопа и Телемах.
Фрагмент росписи краснофигурного скифоса.
Около 440 до н. э.
Кьюзи.
Археологический музей.
Пенелопа в древнегреческой мифологии
Пенелопа в древнегреческой мифологии – это жена Одиссея, символизирующая верность своему мужу. Тот отсутствовал целых 20 лет, и всё это время супруга ждала его, игнорируя ухаживания многочисленных женихов. Поэты Древней Греции наделили её незаурядным умом и благоразумием. Позднее древние римляне сделали Пенелопу символом достойной семьи. Её упоминали такие классические авторы как Гораций, Овидий, Стаций, Плавт и другие. В Средние века и эпоху Возрождения эта женщина стала олицетворением целомудрия и непорочности.
Она приходилась дочерью Икарию (брат царя Спарты) и наяде Перибее. У неё были братья: Фоант, Алет, Перилей, Дамасипп, Имевсим и сестра Меда. Елена Прекрасная, из-за которой разразилась Троянская война, была её двоюродной сестрой. Икарий решил отдать дочь замуж за того мужчину, который победит в беге. Соревнования организовали в Спарте. Победителем в них оказался Одиссей, царь Итаки.
Икарий не хотел отпускать любимую дочь в другой конец Древней Греции. Он предложил Одиссею жить с женой в Спарте или выбрать любое место в Лаконике. Но Одиссей отказался и уехал, забрав жену. Икарий помчался в погоню, догнал супружескую пару и, обратившись к Пенелопе, предложил ей самой решить, где она будет жить. Та ничего не сказала, а лишь закрыла лицо покрывалом. Этим она дала понять отцу, что последует за мужем. Икарию нечего не оставалось, как согласиться с решением дочери.
Перед самым началом Троянской войны у семейной пары родился мальчик, которого назвали Телемахом. Когда же разразилась Троянская война, то Одиссей одним из первых отправился на неё. Жена осталась одна и ждала мужа 20 лет. Ей говорили, что он давно погиб, но Пенелопа в это не верила. В этот период времени, в общей сложности, к ней сваталось 108 женихов, так как женщина была красивой и богатой.
Чтобы хоть как-то оградить себя от навязчивых мужчин, она начала придумывать различные способы, помогающие ей тянуть время. К примеру, заявила, что начала ткать саван для своего свёкра Лаэрта, и пока не закончит работу, ни о каком замужестве и разговора идти не может. Днём она ткала, а ночью распускала всё то, что сделала за день. Таким образом она обманывала женихов целых 3 года, пока одна из служанок не рассказала всем о её хитрости.
После этого Пенелопе уже некуда было деваться. Но женщина обладала незаурядным умом, а поэтому придумала для женихов чрезвычайно сложное испытание. В доме находился лук с очень тугой тетивой. Лишь Одиссей мог натянуть её. И женщина заявила женихам, что лишь тот, кто натянет тетиву и пустит стрелу из лука, станет её мужем.
В это время, после долгих странствий и приключений, в Итаку возвращается Одиссей. Но появляется он перед людьми в виде нищего, и никто не узнаёт его. Однако Одиссею это на руку. Он быстро узнаёт, что все эти годы жена хранила ему верность, но сейчас она объявила конкурс, чтобы выбрать нового мужа из многочисленных женихов. Когда же конкурс начинается, то ни один из мужчин не может натянуть тетиву и выстрелить из лука. И тут приходит никому неизвестный нищий, который легко натягивает злополучную тетиву и пускает стрелу из лука.
После этого Одиссей убивает всех претендентов на руку жены из своего лука, но Пенелопа сомневается, что наконец-то появился её муж. Она думает, что это кто-то из богов принял его облик. Такое недоверие проистекает из случая с Алкменой. Та была дочерью микенского царя Электриона и провела ночь с Зевсом, принявшим облик её мужа Амфитриона.
Поэтому хранящая верность мужу жена приказывает слугам перенести кровать, на которой она когда-то спала с Одиссеем, в другое помещение. Это невозможно сделать, так как одна из ножек кровати является живым оливковым деревом. Стоящий рядом Одиссей слышит приказ Пенелопы и говорит, что кровать перенести невозможно. После этого женщина полностью убеждается в том, что перед ней находится её муж, а не какой-то пройдоха-бог, решивший полакомиться её прелестями на дармовщинку.
Согласно Гомеру, Пенелопа прожила с Одиссеем после его возвращения долгую и счастливую жизнь. Она, её муж и сын Телемах мудро правили своим царством и снискали искреннее уважение народа.
Однако объективности ради надо заметить, что Пенелопа в древнегреческой мифологии идеализировалась не всеми античными авторами. К примеру, древнегреческий писатель Павсаний утверждал, что возвеличенная всеми женщина изменяла мужу, и тот после возвращения сослал её в Аркадию. А вот историк Дурис, живший в III веке до н. э., интерпретировал чистый и светлый образ в ещё более мрачных тонах. По его мнению, Пенелопа переспала со всеми 108 женихами и родила сына Пана от одного из них.
Одним словом, сколько людей, столько и мнений. Истину же в данном вопросе найти невозможно, так как рассматриваемый образ является мифологическим и не имеет конкретного исторического прототипа. А поэтому придумывать можно всё, ориентируясь на свою фантазию и мировоззрение.
Источники:
http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/910/%D0%9F%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B0
http://www.factruz.ru/civilizations-2/penelope.htm