0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детская психиатрия и психология. Детский психолог — описание, советы врача Методы работы детского психолога

Детский психолог

Детский психолог — врач, занимающийся оказанием помощи маленьким пациентам, изучающий развитие их психосостояния, учитывая возрастные особенности. Мнение о том, что в компетенцию детского психолога входят психические расстройства, болезни неврологического характера — ошибочно, поскольку данный специалист не имеет медицинского образования.

Основной задачей детского психолога является оказать помощь и поддержку малышам и подросткам, столкнувшимся со сложными жизненными ситуациями, наладить отношения между родителями и ребенком, способствуя нормальному, гармоничному личностному развитию.

Грамотный специалист имеет диплом о высшем образовании в области психологии, а также определенные знания и навыки, касающемся особенностей детской психики.

Чем отличается от психотерапевта и психиатра?

Детский психолог не занимается лечением психических расстройств. Психиатр, в отличие от психолога, имеет высшее медицинское образование, специализируется на диагностировании и лечении психических патологий, в том числе и медикаментозном.

Что касается психотерапевта, то этот врач занимается лечением психических заболеваний преимущественно психотерапевтическими методами, с минимальным использованием медикаментов. Помощь этого специалиста будет актуальна при проявлении у ребенка признаков невроза, заболеваний психосоматического характера на фоне стрессовой ситуации, психоэмоционального потрясения.

Психолог же оказывает помощь детям психически здоровым, но столкнувшимся с определенными жизненными трудностями, попавшим в сложную ситуацию, связанную с семьей или коллективом, имеющим некоторые психологические особенности.

Задачей данного специалиста является формирование гармоничного, внутреннего мира ребенка, его полноценное развитие с учетом детского/подросткового возраста и личностных характеристик.

Психолог может оказать ребенку помощь в плане решения проблем коммуникативного, эмоционального, поведенческого характера. Работа со специалистом позволяет маленьким пациентам наладить учебный процесс, отношения со сверстниками, педагогами, родителями.

В специализацию детского психолога входит выявление причин, внутренних факторов, спровоцировавших появление тех или иных проблем, поиск эффективных, оптимальных методов их устранения. Помимо общения с детьми, психолог проводит работу и с их родителями, дает определенные советы.

Какие проблемы решаются специалистом?

На разных жизненных этапах у ребенка появляется множество проблем, требующих грамотной коррекции и помощи специалиста. В компетенцию детского специалиста входит следующее:

  • страхи и фобии;
  • истеричность, приступы немотивированной агрессии;
  • проблемы в контакте с коллективом, учителями, родителями;
  • сложности с концентрацией внимания, проблемы с обучением;
  • гиперактивность;
  • робость, застенчивость, замкнутость;
  • сложности с адаптацией при поступлении в дошкольное или учебное учреждение;
  • расстройства психосоматического характера;
  • депрессивные состояния;
  • наличие вредных привычек (сосание пальцев, обгрызание ногтей);
  • заниженная самооценка, отсутствие чувства собственного достоинства;
  • нарушение в развитии памяти, мышления, речевой функции, процессов познавательного характера.

Кроме того, данный специалист занимается подготовкой ребенка к поступлению в садик, учебные учреждения, проверкой школьной готовности.

Отдельно выделяют специализацию психолога-педагога, выявляющего причины и факторы неуспеваемости ребенка и помогающего преодолеть имеющиеся сложности. Школьный психолог занимается созданием оптимальных условий для процесса обучения, адаптацией учащихся, профессиональной ориентацией выпускников.

При каких признаках и состояниях необходимо обращаться к специалисту?

Помощь детского психолога необходима при резких изменениях поведенческих привычек, эмоционального состояния ребенка. Капризы, истерики, непослушание могут быть неосознанным криком о помощи, проявлением личностного конфликта, который малыш не в состоянии разрешить самостоятельно. Родителям стоит повести свое чадо на прием к детскому психологу в следующих ситуациях:

  1. Ребенок, замкнут, застенчив, имеет сложности с общением с ровесниками и сверстниками. Данная проблема грозит сложностью с социальной адаптацией, стрессовыми состояниями при попадании в новое окружение, социальную группу.
  2. Агрессия — может иметь множество первопричин, определить и устранить которые под силу только специалисту. Не стоит игнорировать приступы агрессии у малыша, особенно при их регулярном проявлении, поскольку это может привести к серьезным проблемам в детском коллективе, отрицательно сказаться на характере ребенка, сформировав в нем такие черты, как жесткость.
  3. Неусидчивость, невнимательность, повышенная активность — частая причина неуспеваемости ребенка в учебе, конфликтов с родителями и педагогами. Психолог может помочь малышу избавиться от проявлений гиперактивности, научиться контролировать свои эмоции, концентрировать внимание, воспринимать новую информацию.
  4. Тревожность, страхи, переживания могут привести к формированию фобии, крайне отрицательно сказаться на развитии неустойчивой детской психики. Поэтому, если ребенок очень мнительный, имеет беспочвенные страхи, лучше отвести его к специалисту.
  5. Неуспеваемость, плохое обучение. Часто причиной того, что ребенок не справляется со школьной программой, являются не проблемы с интеллектом, а психологические факторы — конфликты с одноклассниками, учителями, заниженная самооценка, отсутствие интереса к процессу обучения, сложности с концентрацией и т.д. Психолог позволяет определить и ликвидировать провоцирующие факторы, помочь ребенку осознать важность учебы, развить интерес к процессу обучения.
  6. Травмирующие ситуации. Помощь специалиста необходима детям, перенесшим тяжелые ситуации, психоэмоциональные потрясения, к которым можно отнести развод родителей, рождение брата или сестры, переезд, смерть родного человека, частые семейные конфликты и др.

Обращение к психологу способно помочь решить проблемы детского упрямства, задержек психологического, эмоционального развития, энуреза (недержание мочи), энкопреза (недержание кала).

Отдельно следует выделить специализацию медицинского психолога, оказывающего квалифицированную помощь при таких проблемах, как частый плач, перманентное отсутствие аппетита, нарушения сна, задержки развития речевой функции.

Важно понимать, что с самого раннего возраста ребенок является индивидуальностью, личностью, со своими особенностями, страхами, психоэмоциональными переживаниями. Своевременное обращение к психологу помогает маленькому человечку сохранить психическое здоровье, гармонично развиваться, избежав множества сложностей в будущем.

Поэтому при обнаружении хотя бы некоторых тревожных симптомов, поведенческих изменений стоит отвести его на прием к детскому психологу.

Как проводится прием?

Для детского специалиста, помимо знаний в области психологии и особенностей детской психики, важно уметь находить общий язык с детьми, вызывать доверие, выстраивать с ними правильные отношения.

На первом приеме проводится работа, позволяющая наладить контакт между ребенком и его родителями. Специалист также осуществляет первичную диагностику, позволяющую выявить психологические особенности личности маленького пациента, определить наличие или отсутствие психических отклонений.

На основании полученной информации психолог разрабатывает оптимальный лечебный курс, методы работы, определяет, сколько времени займет процесс решения существующих проблем. Родители получают все необходимые сведения относительно психоэмоционального состояния своего ребенка, рекомендации по дальнейшему воспитанию, взаимодействию, улучшению отношений и обстановки в семье.

Если в процессе предварительной консультации обнаруживаются подозрения на наличие у маленького пациента серьезных отклонений, расстройств психического характера, может быть рекомендовано дополнительное обследование у психиатра или психотерапевта с целью постановки точного диагноза и разработки методов терапии.

Какие методики применяются?

Методы психологической коррекции определяются детским психологом индивидуально, в зависимости от выявленных проблем, возраста, личностных особенностей конкретного ребенка. Занятия могут проходить как в виде индивидуальных бесед, так и в форме коллективной, групповой психотерапии.

Большинство специалистов в своей практике применяют следующие методики:

  1. Игровая терапия — позволяет проиграть переживания, травмирующие ситуации. Для этих целей используются фигурки, игрушки. Метод игровой терапии позволяет малышу демонстрировать открыто свои чувства и переживания, учиться принимать решения, справляться с трудностями, вырабатывает чувство ответственности и повышает самооценку.
  2. Арт-терапия (лепка, рисование) — позволяет выявить свои эмоции, внутренние переживания, мировосприятие при помощи творческих занятий. Методика раскрывает творческий потенциал, развивает воображение,
  3. Сказко-терапия — придумывание определенных сюжетных историй. Этот метод эффективен и при разных проблемах — замкнутости, страхе, агрессии, тревожности.
  4. Песочная терапия. При помощи песочницы, специальных фигурок, ребенок создает модель своего мира, имитирует различные ситуации, что позволяет психологу понять внутреннее состояние маленького пациента, оказать мягкое корректирующее воздействие на его поведение.
  5. Танцевальная терапия — выражение эмоций при помощи движения. Эффективный метод эмоционального развития, коррекции, развития интеллекта, подготовки к обучающему процессу.
Читать еще:  Где можно познакомиться с идеальным мужчиной? Как и где знакомиться с мужчинами Места где собираются мужчины

Занятия с маленькими клиентами проходят в непринужденной игровой форме, позволяющей ребенку полностью раскрыться. В своей деятельности специалисты используют специальные анкеты-опросники, игровые наборы для терапии (фигурки, раскраски, конструкторы, пластилин и краски — для методов арт-терапии.

Для решения проблемы детской агрессии некоторые психологи используют специальную подушку, боксерскую грушу и другие инструменты. Игрушки, специализированные наборы, подручные средства позволяют специалисту установить взаимосвязь с малышом и максимально эффективно провести психотерапевтическую коррекцию.

Основные виды деятельности

Деятельность детского врача-психолога отличается широкопрофильностью. Данный специалист работает с детьми разного возраста и их родителями, решает множество сложных ситуаций. Среди основных направлений деятельности выделяют следующие:

  • индивидуальное занятие с маленькими пациентом;
  • консультации с родителями;
  • личностная диагностика;
  • психодиагностика взаимоотношений между ребенком и его родителями;
  • развивающие групповые психологические занятия;
  • коррекционная работа с детьми;
  • помощь в определении профессиональной ориентации учащихся старших классов;
  • проведение специализированных семинаров, тренингов, лекций для родителей и педагогов.

Основной задачей специалиста является обучение эффективным коммуникативным методикам, помощь родителям во время возрастных кризов ребенка, поддержка и коррекция в случае нарушений психологического, эмоционального характера.

Детский психолог владеет методами и инструментами, позволяющими гармонизировать и улучшить внутренний мир ребенка. При отсутствии психических расстройств занятия с психологом позволяют малышу решить любые, даже наиболее сложные, психологические проблемы, избежав их усугублений, которые обязательно отразятся на будущей, взрослой жизни.

Детский психолог

Детский психолог – это специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком, помогает ему преодолеть возникшие психологические трудности, наладить контакт между ребёнком и взрослым.

Обычно в процесс психологической работы детский психолог включает не только ребёнка, но и родителей. Работа специалиста направлена на выявление причин возникновения проблемы и поиск её решений. Детский психолог понимает особенности развития ребенка, возрастные кризисы, через которые он проходит, закономерности работы его психики, важность различных видов деятельности на определенных этапах его жизни.

Какое образование у детского психолога?

У детского психолога, как правило, высшее психологическое образование. Базовый курс по возрастной и детской психологии входит в обязательный перечень дисциплин для получения высшего психологического образования. Если психолог решил выбрать для себя специализацию по детской психологии, он может проходить курсы повышения квалификации по детской психологии, различные тренинги и семинары.

Чтобы стать детским психотерапевтом, необходимо получить медицинское образование по специальности «психиатр».

Подробно про образование и опыт работы психолога нашего проекта Екатерины Кес вы можете прочитать здесь.

Зачем идти к детскому психологу?

К детскому психологу нужно идти тогда, когда вы видите, что сами не в состоянии помочь вашему ребёнку справиться с теми проблемами, которые у него появились. Лучше всего не ждать, когда «само пройдёт», а обратиться к специалисту как можно скорее, чтобы состояние ребёнка не усугублялось и его проблемы не становились хроническими.

Чем может помочь детский психолог?

Детский психолог поможет вашему ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами, сложностями в общении со сверстниками и взрослыми, с трудностями в обучении и со многими другими возникшими проблемами.

Специалист поможет вам понять, почему у ребёнка возникли те или иные трудности и какие есть пути решения возникших проблем, даст вам необходимые рекомендации.

Психолог также может заниматься образовательной работой и проводить для родителей семинары, курсы и тренинги на разные темы по детской психологии.

Какие услуги предоставляет детский психолог?

Детский психолог проводит консультации для родителей, психологическую диагностику (психодиагностику) ребёнка, диагностирует стиль воспитания, который используют родители, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми.

Детский психолог может проводить арт-терапию, сказка-терапию, песочную и игровую терапию, психокоррекционные занятия с ребёнком.

Детский и семейный психолог нашего проекта также проводит скайп-консультации для родителей и диагностику родительского стиля воспитания с последующими рекомендациями.

С какими проблемами работает детский психолог?

Давайте посмотрим на широкий спектр проблем, которые могут возникать у ребёнка в разные периоды его жизни и в случае возникновения которых необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

  • Агрессивное и импульсивное поведение,
  • замкнутость,
  • капризы и истерики,
  • вредные привычки (кусание или грызение ногтей, сосание предметов, навязчивый онанизм),
  • робость и застенчивость,
  • повышенная тревожность,
  • обидчивость,
  • упрямство,
  • страхи,
  • школьная неуспеваемость,
  • невнимательность,
  • трудности в пересказе текста,
  • неусидчивость,
  • плохая работа в классе при отличной работе дома,
  • сложности адаптации к садику и школе,
  • проблемы общения со сверстниками и взрослыми,
  • нарушения в развитии познавательных процессов (память, мышление, внимание, речь ребенка),
  • низкая самооценка и неуверенность в себе,
  • повышенная возбудимость и гиперактивность,
  • ребёнок не хочет учиться, не усваивает материал,
  • психосоматические проблемы (энурез, энкопрез),
  • ревность и соперничество между братьями и сёстрами.

Также к психологу можно обратиться для того, чтобы получить рекомендации о подготовке ребёнка к садику и проверить школьную готовность перед поступлением в 1 класс.

Как выбрать детского психолога?

Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.

Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.

На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Ее книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете скачать по этой ссылке.

Как записаться на приём к детскому психологу?

На нашем сайте вы можете записаться на скайп-консультацию к детскому психологу Екатерине Кес, чтобы подробно обсудить с ней возникшие у вас вопросы в связи с вашим ребёнком, а также пройти диагностику вашего стиля воспитания. Чтобы записаться на консультацию, кликните сюда.

Первый контакт с детским психологом

Обычно детский психолог сначала беседует с родителями и выясняет причину обращения, а также все подробности, связанные с возникшей у ребёнка проблемой. Иногда на самую первую беседу детский психолог может пригласить также и ребёнка, чтобы он тоже принимал участие в разговоре. Затем детский психолог примет решение о том, какая форма работы с ребёнком и его семьёй будет наиболее полезна в данном конкретном случае.

Формы работы детского психолога

Детский психолог проводит консультации для родителей, индивидуальные занятия с ребёнком (игровую и песочную терапию, арт-терапию, сказко-терапию), групповые занятия с детьми (детские тренинги), психодиагостику ребёнка, психодиагностику стиля воспитания родителей, семинары и тренинги для родителей.

Инструменты детского психолога

В первую очередь детский психолог сам является инструментом психологической помощи. От того, как психолог будет взаимодействовать с ребёнком и родителями на протяжении всей психологической работы, в значительной степени зависит конечный результат.

Читать еще:  Что будет, если не вытащить занозу. Что будет, если не вытащить занозу из пальца: опасные последствия

К другим инструментам детского психолога можно отнести различные психодиагностические методики (тесты, опросники), наборы для игровой терапии (фигурки животных, людей, конструктор, машинки), песочница и с песком для проведения песочной терапии, краски, пластилин – для арт-терапии, подушки и детская боксёрская груша для работы с детской агрессией и многие другие подручные средства, с помощью которых психолог может установить контакт с ребёнком и проводить психологические занятия с ним.

Методы работы детского психолога

К методам работы детского психолога можно отнести беседу, психодиагностику (тестирование), игру (игровая терапия), рисование и лепку (арт-терапия) рассказывание и придумывание историй (сказко-терапия) и другие.

Направления работы детского психолога

К направлениям работы детского психолога можно отнести:

  • Консультирование родителей ребёнка;
  • Индивидуальные занятия с ребёнком;
  • Психодиагностика детско-родительских отношений;
  • Психодиагностика личности ребёнка;
  • Коррекционные занятия с ребёнком;
  • Развивающие занятия c ребёнком индивидуальные;
  • Развивающие занятия с ребёнком групповые;
  • Профориентация старшеклассников;
  • Проведение семинаров и тренингов для родителей.

Как выглядит кабинет детского психолога?

Обычно в кабинете детского психолога есть всё необходимое, чтобы ребёнок почувствовал себя уютно: различные игрушки, настольные игры, книги, краски, цветные карандаши, пластилин.

Как правило, в кабинете есть ковёр, чтобы ребёнок мог сидеть и заниматься на полу.

Принципы работы детского психолога

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Сохраняй беспристрастность восприятие.
  4. Принцип осведомленного согласия – необходимость объяснять родителям все особенности психологической работы с их ребёнком.
  5. Признавай право за ребёнком и родителями на любые чувства.
  6. Принцип конфиденциальности, т. е. сохранение профессиональной тайны.
  7. Принцип профессиональной компетентности: не берись за те направления работы, в которых сам хорошо разбираешься, не используй психологические методики, которыми в должной степени не владеешь.

Алгоритм работы детского психолога

Детский психолог сначала встречается с родителями ребёнка, чтобы выяснить все подробности, связанные с причиной обращения за помощью. Иногда психолог может принять решение пригласить на первую консультацию не только родителей, но и ребёнка, чтобы все вместе могли принять участие в беседе. Как правило, если ребёнок является школьником, он может полноценно участвовать в совместной беседе. Затем детский психолог решает, какой вид психологической помощи будет оказан ребёнку и его семье.

Задачи детского психолога

– научить родителей и детей эффективным формам коммуникаций, помочь родителям пережить возрастные кризисы ребенка, помочь ребёнку адаптироваться в обществе, а также оказать поддержку при различных поведенческих и эмоциональных нарушениях у ребенка.

Цели детского психолога

– решить проблему, которая возникла у ребенка или воспитывающих его взрослых, через анализ сложившейся ситуации, обучение родителей, психологическую работу с ребёнком, восстановление баланса во взаимоотношениях между ребёнком и родителями, восстановление благоприятного психологического климата в семье.

Как работает детский психолог?

Детский психолог работает с актуальным состоянием ребенка, проводит первичное собеседование и диагностику, задает вопросы родителям о жизненной ситуации ребёнка и о структуре семьи, а затем проводит занятия с ребёнком (иногда совместно с родителями). В процессе общения детский психолог создает условия для того, чтобы ребёнок смог свободно выражать свои чувства и желания, справился с эмоциональными и поведенческими трудностями, а родители — осознали причины возникновения проблемы у ребёнка и поняли, как их решить.

Длительность приёма у детского психолога

Обычно длительность приёма у детского психолога составляет от 50 до 60 минут.

Мифы о детском психологе

Существует несколько мифов о работе и личности детского психолога, которые мы сейчас рассмотрим.

Миф № 1. Детским психологом может работать только психолог, у которого есть свои дети. Это не так, потому что в своей работе специалист опирается на объективные знания и научные факты, а не на свой жизненный опыт.

Миф № 2. Хороший детский психолог – это специалист с многолетним стажем работы. Совсем необязательно. Многие дети и подростки намного проще устанавливают контакт с более молодыми специалистами, которые располагают их к непосредственному и неформальному общению.

Миф № 3. Детский психолог – это врач. Это совсем не так. Не нужно путать детского психолога и с детским психотерапевтом или психиатром. Образование первого – психологическое, образование двух других специалистов – медицинское. Детский психолог не лечит, не ставит диагнозы и не выписывает таблетки. У него другие инструменты работы.

Миф № 4. Детский психолог объяснит моему ребёнку, как нужно себя вести. Это заблуждение. Часто родители полагают, что после беседы с детским психологом поведение ребёнка сразу изменится. Но так не бывает.

Детский психолог не будет читать ребёнку лекции и объяснять, как нужно себя вести. У детского психолога совсем другие цели и задачи. Он должен установить с ребёнком хороший, доверительный контакт и помочь ребёнку лучше понимать себя, свои чувства и мысли, свои желания и мотивы поступков. Только через это понимание в поведении ребёнка начнутся изменения. При этом очень важно, чтобы родители выполняли рекомендации психолога.

Чтобы скачать книгу детского и семейного психолога Екатерины Кес «Как воспитать счастливого ребенка», кликните сюда.

Поделитесь статьей со своими друзьями, чтобы помочь им стать счастливее, нажав на кнопки соц. сетей.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Ольга Маскина
Работа педагога-психолога с психосоматическими проявлениями у детей и взрослых

Мы живем с вами в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах мы ведем и чувствуем себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению здоровья. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию — как бы вопреки экстренным ситуациям.

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний – психологи призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Психосоматические расстройства у детей и взрослых, являются важной проблемой практического здравоохранения. Неумение распознать эту патологию часто приводит к тому, что истинный диагноз устанавливается спустя многие годы после возникновения первых проявлений болезни. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь – страдают зубы и печень, много грустите – неизбежны бронхиты, хронический кашель и т. д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая – все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Термин «психосоматика» включает в себя 2 понятия. Психосоматика (от греч. psyche — душа, soma — тело)

Психосоматические расстройства — физиологические болезни, возникающие на основе психотравмирующих обстоятельств.

Факторы риска возникновения психосоматических расстройств у детей и подростков:

1. Наследственная отягощенность психическими заболеваниями;

психотического характера;

непсихотического характера.

2. Наследственная отягощенность психосоматическими расстройствами

3. Личностные особенности родителей.

4. Личностные особенности больных.

1. Патология беременности и родов.

2. Нарушение вскармливания.

3. Нарушения психомоторного развития

4. Травмы, операции, интоксикации.

5. Остаточные явления раннего органического поражения ЦНС.

Читать еще:  На какую тему начать разговор с девушкой. О чем можно разговаривать с девушкой. Выбираем тему для общения

6. Вредные привычки (патологически привычные действия — ППД — сосание пальца, грызение ногтей, раскачивание туловищем, выдергивание волос и др.).

3. Психосоциальные

1. Плохие материально-бытовые условия и конфликты в семье.

2. Нарушение системы мать-дитя.

3. Дефекты воспитания.

4. Посещение детских учреждений.

5. Наличие сестер и братьев.

6. Неполная семья.

7. Курение и алкоголизм у родителей.

8. Потеря (болезнь) родителей или близких родственников.

9. Изменение стереотипа общения.

10. Психоэмоциональные перегрузки.

Наиболее частыми причинами возникновения отрицательных эмоций у детей дошкольного возраста являются:

— срыв первичного стереотипа поведения (смена обстановки или крута общения);

— неправильное построение режима для ребенка;

— неправильные воспитательные приемы;

— отсутствие необходимых условий для игры и самостоятельной деятельности;

— создание односторонней аффективной привязанности;

— отсутствие единого подхода к ребенку.

Ниже мы приведем взаимосвязи заболеваний с психологическими проблемами. Но эта связь достаточно условна, и нужен индивидуальный подход в каждом случае.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье – это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях.

Ангина и другие заболевания горла = отсутствие свободы самовыражения

У ребенка болит горло – он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно.

Кашель = непринятия себя, накопленная неприязнь

Кашель далеко не всегда может свидетельствовать о простуде. Многие родители наверняка замечали, что детки могут кашлять без видимых причин. По мнению специалистов по психосоматическим болезням, кашель – это выплескивание негатива, накопленного ребенком. Часто беспричинный кашель возникает у детей, родители которых часто ругают своих чад по мелочам – за разбитую посуду, перелитый чай, рассыпанную случайно еду. Взрослые не уделяют большого внимания подобным мелочам, а вот детки, напротив, запоминают такие моменты и часто «внутри» критикуют себя, пусть даже и непроизвольно. Когда подобный негатив накапливается, ребенок пытается прокашляться.

Судороги = панических страх

Судороги у детей могут быть связаны с сильнейшим чувством страха, Малышу хочется ухватиться за мамину руку, сжать ее покрепче и почувствовать опору.

Тошнота = стресс, испуг, большая обида

Ребенка тошнит – кишечная инфекция, ротавирусная инфекция или отравление! Именно так, не задумываясь, ответит большинство мамочек. На самом деле, тошнота и даже рвота ребенка может быть вызвана психологическими проблемами – сильнейшим стрессом, испугом и даже серьезной обидой.

Чаще всего, когда речь идет о психологическом факторе, причиной тошноты у ребенка становится сильный стресс и переживания, связанные с новыми ощущениями, ответственностью. Многие дети нервничают на первых занятиях в школе.

Запор = нежелание расставаться с чувствами и воспоминаниями

По мнению ученых, причиной запора у ребенка может стать нежелание расставаться с накопленными чувствами, воспоминаниями и эмоциями. Часто, подобны психологические запоры у ребенка связаны с нежеланием расставаться с садиком и, соответственно, боязнью неизведанного – школы.

Конъюнктивит = страх прошлого

Психологической причиной возникновения конъюнктивита может стать сильный страх ребенка вновь пережить какое-то неприятное событие из прошлого

Простуда = дискомфорт, смятение, беспокойство

Внезапная простуда. Кто из родителей не сталкивался с подобным? Ребенок чувствует себя отлично, не бывает на сквозняке, не ест мороженное, но внезапно заболевает простудой. С точки зрения психологии, психологической причиной простуды ребенка может стать общий дискомфорт в доме или беспокойство, преследующее малыша. Часто простуда подстерегает детей, которые становятся свидетелями напряженной обстановки в семье, во время ссор родителей, во время тяжелого финансового положения, когда родители удручены. Ребенок впитывает в себя негатив, витающий в воздухе и заболевает.

Проблемы с кожей = гиперопека

Проблемы с кожей – аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер – ему необходимо личное пространство.

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания = Сверх контроль

Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Боли в животе= сильный испуг,

Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей – ребенка что-то пугает.

Болезни ушей=негативное вербальное воздействие

Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок.

Как защитить ребенка от психологических болезней? Большинство психологов считает, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Важнейший совет, который даст любой психолог – обеспечить позитивную атмосферу в доме, искоренить ссоры, скандалы, ругань в семье. Больше времени стоит уделять ребенку и, самое важное, прислушиваться к нему, к его желаниям, рвениям и проявлениям своего «Я». Ни в коем случае нельзя ограничивать ребенка в волеизъявлении, самовыражении. Даже если его рисунки или стихи не производят на вас впечатление – это его нынешнее увлечение, дарящее ему позитив, а значит запрещать ему заниматься любимым делом нельзя.

Сохранение психологического здоровья обеспечивается действиями по двум направлениям: профилактическом – развитие стрессоустойчивости (готовности к возможным изменениям, нарушающим равновесие); реабилитационном – восстановление равновесия, работоспособности или ресурсного потенциала.

Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.

Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми.

Иными словами: помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми, а также проводить консультативную, профилактическую, психодиагностическую и коррекционную работу с семьей.

Реализовать эти направления работы можно через:

— индивидуальные (беседы, консультации);

— групповые (консультации, лекции, клубы, дискуссии, диспуты);

— фронтальные (родительские собрания)

Невербальные (наглядные) методы психологического просвещения (стендовая информация, подборка специальной психологической литерату ры для родителей, папки-раскладушки, альбомы, распечатки тематической информации и др.).

Вербальные методы работы с родителями (консультации, семинары, семинары-практикумы, лекции, родительские клубы, круглые столы, дни открытых дверей и пр.)

Таким образом, для сохранения психологического здоровья и социального благополучия детей необходимо выполнение следующих условий: включение в профилактическую работу всего коллектива ДОУ, активное участие родителей, отбор диагностических методов и развивающих упражнений, адекватных особенностям детей дошкольного возраста. Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности.

Ребенок же беспомощен в этих ситуациях, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Источники:

http://nebolet.com/vrachi/detskij-psiholog.html
http://ipsyholog.ru/detskiy-psiholog/
http://www.maam.ru/detskijsad/rabota-pedagoga-psihologa-s-psihosomaticheskimi-projavlenijami-u-detei-i-vzroslyh.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector