0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста. Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Аннотация

В работе представлены обоснование и результаты создания единого пространства физкультурного и этнокультурного образования с целью воспитания этнотолерантности старших дошкольников. Показаны возможности использования средств физической культуры для приобщения дошкольников к культуре и национальным особенностям других народов (этносов). Материалы могут быть использованы вне учебной физкультурной работы, в организации и проведении физкультурных досугов и праздников, в формируемой части образовательной деятельности старших дошкольников по программе развития ДОУ.

Авторы опираются на научные изыскания основоположника этнопедагогики физического воспитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации Прокопенко Виктора Ивановича.

Актуальность

Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, малой Родины.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма.

Миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства (ФГОС) сегодня как никогда перекликается с задачами по патриотическому воспитанию, способствует самоидентификации себя, как части нации.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

Проект «Ямал – мой край родной!»

Паспорт проекта:

Вид проекта: Краткосрочный, творческий, познавательный, открытый.

Цель проекта: Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры с активным участием родителей.

1. Развивать интерес к быту, культуре, фольклору, обычаям коренных малочисленных народов Севера, чувство гордости за свой родной край.

2. Воспитывать этническую толерантность;

3. Формировать у детей представление о национальной физической культуре как части общенациональной культуры и общемировой физической культуры.

4. Продолжать формировать здоровый образ жизни через знакомство с национальными видами спорта и подвижными играми.

В результате реализации проекта дети получат знания:

· о быте, культуре, фольклоре, обычаях коренных малочисленных народов Севера.

· о традиционных спортивных и подвижных играх коренных малочисленных народов Севера.

Взаимодействие детского сада с семьей, что приведет к консолидации родителей и образовательной общественности. В процессе реализации проекта предусмотрено сотрудничество с ГАОУ ДОД ЯНО ДЮСШ по национальным видам спорта.

Данный проект может быть реализован как на институциональном, так и муниципальном уровне.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

1. Создание долгосрочного проекта.

2. Вовлечение в проект участников других детских садов города Салехард.

3. Выход на городской праздник День оленевода.

Срок реализации: с 1.02.2014г. по 30.04.2014г.

Участники проекта: дети старших групп МБДОУ №22 и МБДОУ №8, родители, педагоги.

Территория реализации проекта: МБДОУ №22 «Синя птица», МБДОУ №8 «Теремок».

Актуальность проекта

1. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью». В современной образовательной системе центром является ребенок, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивных государственных документах: «В Законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики». Этнокультурное воспитание – часть патриотического воспитания. Только понимание Родины, как и «малой родины», в дошкольном возрасте своеобразно: оно тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого, с любовью к родным, своему дому, окружающей природе.

Читать еще:  Прибавка к выслуге лет в. Пенсия военнослужащим за выслугу лет. Какие пенсии могут получать военнослужащие

Главная педагогическая задача здесь за­ключается в том, чтобы помочь детям обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, доказать, что нет народа лучше или хуже другого (Л.М. Дробижева, 1997).

2. Социальный заказ государства, гуманистические тенденции в образовании, вариативность системы дошкольного образования позволяют использовать инновационные подходы в нравственно-патриотическом воспитании.

При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт истинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. Со сверстниками ребенок ощущает себя «равным среди равных». В тоже время необходимо заметить, что полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния двух институтов, к которым относятся се­мья и дошкольное учреждение [9].

3. Формирование этнической идентичности человека может происходить в любой деятельности. Не является исключением и деятельность в области физической культуры.

Использование народных игр, состязаний, самобытных физических упражнений при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить духовную жизнь не только народов ханты, но и других народов Севера и России в целом [3].

Только дав ребёнку эти знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке толерантного гражданина, патриота.

Практическая значимость для ОУ:

— Оформление выставки рисунков «Вороний день»;

— Пополнение сайта детского сада методическими разработками;

— Популяризация МБДОУ в СМИ.

Замысел проекта: Дошкольный возраст характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости. Поэтому роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте народов родного края.

Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

екатерина сальникова
Этнокультурное воспитание дошкольников средствами физической культуры

«ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

физической культуре

«Должны быть обязательно, кроме родителей, как четыре матери: Родная земля, Родной язык, Родная культура, Родная история…» М. Шаханов

Воспитание духовной, нравственно-полноценной, социально-коммуникативной, творчески-активной личности, знающей и любящей свой край – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности.

С введением в действие Закона “Об образовании в Российской Федерации” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, малой Родины.

В дошкольном возрасте начинается формирование представлений об истории родного края с её традициями, природой и культурой, воспитывается любовь к малой Родине, развивается чувство патриотизма.

Этнокультурный компонент пронизывает всю жизнь детского сада, сопровождает детей с поступлением в детский сад и до выхода в школу. Во всех режимных моментах, в том числе и во время НОД по физической культуре, используются те или иные элементы народной педагогики, фольклора. Потешки, пословицы и поговорки, сказки и народные игры органично вплелись в жизнь не только детей, но и педагогов.

У русского народа исторически сложился богатый опыт воспитания подрастающего поколения, передаваемый в устном народном творчестве.

При включении фольклорного материала в НОД и режимные моменты соблюдаются определенные условия:

— детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные движения, подвижные игры);

Читать еще:  Конспекты занятий нод по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: "Помощь лесным жителям"

— фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;

— для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;

— большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений.

НОД по физической культуре в сочетании с фольклором проводится с младшего дошкольного возраста, начиная с родного для ребенка народного фольклора.

Фольклорной НОД по физической культуре предшествует подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками,сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения НОД должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды, а также современные гимнастические снаряды, мячи и т. п.

Виды фольклорной НОД по физической культуре:

Двигательно-творческая НОД, основанная на использовании потешек, сказок и загадок. Цель – развитие у детей воображения, умения преодолевать двигательные трудности. Она может строиться на сюжете одной или нескольких сказок о животных или легендах. Организуется встреча с героями разных сказок, может присутствовать один сказочный герой, от лица которого осуществляется двигательная деятельность. Он выполняет с детьми различные упражнения или предлагает свои задания, играет в подвижные игры.

Сюжетная НОД с элементами фольклора русского народа, проводимая в форме «двигательного» рассказа, строится по типу путешествия. В данном случае дети учатся ставить перед собой цель преодоления возникающих проблемных ситуаций. Так, прогулка в осенний лес позволит через воображаемые подражательные образы (птицы, волки, лисы, деревья) направить детей на выполнение движений. При этом надо фиксировать внимание детей на точном подражании образу, добиваться более четкой техники выполнения движения.

Театрализованная НОД по физической культуре, включают мимические и пантомимические упражнения, имитацию движений, инсценировки и игры. Имитация отличается эмоциональностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения: дети легко, бесшумно спрыгивают, как птички с ветки; ходят вперевалочку, широко расставляя ноги, идут неуклюжим косолапым медведем; задорно, высоко поднимая ноги, шагают как цапля. C помощью пантомимики дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его душевное состояние, изобразить заботу, гнев, гордость или счастье.

Игровая НОД строится на основе народных подвижных игр. Сюда включается разминка, подвижные игры по нарастающей или убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, игры с ходьбой, прыжками и метанием мяча. Большая часть игр должна содержать бег. Игры должны сочетаться по двигательному содержанию и двигательным характеристикам.

Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Поэтому нагрузку весьма важно регулировать. Именно русские народные игры выглядят очень привлекательно из-за своей простоты и доступности, что вызывает потребность в их освоении и регулярных тренировках и включении в программу по физическому воспитанию для ДОУ. Традиционные подвижные игры, самобытные физические упражнения – все это элементы народной педагогики, в которой отражена забота детского сада о здоровье и физическом развитии подрастающего поколения.

В своей работе по физическому воспитанию использую такие подвижные игры, как «У медведя во бору», «Удочка», «Гуси», «Гори-гори ясно!», «Два Мороза», «Третий лишний», «Мышеловка» и др. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отображается образ жизни людей, их труд, быт. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей.

Народные подвижные игры дают возможность не только для физического развития ребенка, но и для формирования положительно устойчивого отношения к культуре своей родной страны.

Освоение детьми этнокультурного опыта через народный фольклор способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедряют в практику дошкольных учреждений.

Читать еще:  Желтые выделения при беременности. Желтые выделения при беременности Прозрачные выделения на 21 неделе беременности

В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знают культуру наших предков?

Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину — задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.

Передавая знания детям, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Рубрика: Дошкольное образование

Дата публикации: 28.03.2017

Статья просмотрена: 953 раза

Библиографическое описание:

Синякина Л. А., Чернышова Е. В., Карелина М. Е., Борохович Л. Ю. Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания // Образование и воспитание. — 2017. — №2. — С. 38-41. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/56/2174/ (дата обращения: 15.02.2020).

В последние десятилетия актуализировалось изучение проблемы взаимосвязи культуры и образования. Это объясняется, в первую очередь, кардинальным изменением требований к человеку с точки зрения современной культуры. Понятие «культура» находит широкое отражение в жизни не только взрослого человека, но и ребенка.

Культура — исторически определенный уровень развития творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Анализируя данное определение, мы понимаем, что культурологическая парадигма современного дошкольного образования предполагает широкий диапазон проявлений личности ребенка, нравственной, познавательной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и активности. Для развития этих проявлений используются разнообразные методы, технологии, средства, которые способствуют формированию субъектной позиции ребенка, его самости.

Исследователи в области педагогики, психологии рассматривают образование как целостный процесс, которому присущи культурообразующие функции. Такое видение образования предполагает «понимание образования как культурного процесса, осуществляющегося вкультуросообразной образовательной среде, все составляющие которой наполнены человеческими смыслами ислужат человеку— его развитию, самоопределению, самореализации».

Итак, можно прийти к выводу, что при воспитании ребенка дошкольного возраста необходимо учитывать интерес ребенка, его самостоятельные проявления себя, своих интересов, склонностей, особенностей в разнообразных видах деятельности в сформированной среде, которая наполнена культурными составляющими. К ним можно отнести исторические ценности, этнокультурные, экологические, личностные. В совокупности все эти ценности можно объединить под общим началом — народные ценности. Также к ним можно отнести народное искусство (изобразительная деятельность, музыка, танцы) формируется жизненный опыт ребенка, именно они накладывают особый социальный смысл его воспитания, развития и становления как индивидуальной личности и субъекта общества (рисунок 1).

Рис. 1. Составляющие этнокультурного развития ребенка дошкольного возраста

Народное искусство выполняет, по нашему мнению, роль стержня, позволяющего ему выстраивать и осмысливать содержание и формы его жизнедеятельности, в том числе:

− опыт самостоятельного творческого действия, собственной многообразной активности на основе собственного выбора;

− взаимодействие (сотрудничество) с взрослыми и детьми;

− эмоции и чувства, отношение к себе и другим людям;

− сферу собственных желаний и интересов;

− свою самость, неповторимость;

− определение своего места в жизни;

− самостоятельность и автономность, ответственность и зависимость, дающие ребенку право на выбор и обеспечивающие самоопределение.

Немаловажную роль играет позиция взрослого как помощника, друга, товарища.

Содержание детских видов деятельности на основе этнокультурных ценностей может выглядеть следующим образом (табл. 1).

Характеристика содержания детских видов деятельности

Источники:

http://yamal-obr.ru/articles/etnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov/
http://www.maam.ru/detskijsad/yetnokulturnoe-vospitanie-doshkolnikov-sredstvami-fizicheskoi-kultury.html
http://moluch.ru/th/4/archive/56/2174/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector