6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование временных представлений у дошкольников. Развитие временных представлений у дошкольников

Формирование временных представлений детей дошкольного возраста

Дата публикации: 11.05.2015

Статья просмотрена: 8119 раз

Библиографическое описание:

Гильманова Л. В., Штягина Л. А., Штягина Н. А. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 57-60. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/6/150/ (дата обращения: 14.02.2020).

В статье раскрываются теоретические аспекты формирования временных представлений дошкольников, а так же пути и средства развития «чувства времени».

Ключевые слова:формирование временных представлений, дети дошкольного возраста, пути, средства.

Время — это одно из звеньев реальности, в которой мы существуем. Все события окружающей действительности мира протекают во времени. Оно дисциплинирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его ходу, хотя порой этого не замечаем.

Современная жизнь отличается резкой сменой ритмов, нехваткой времени и невиданными скоростями. Сегодня человеку любой профессии и возраста требуется умение тонко его чувствовать и рационально им использовать. Поэтому современному человеку необходимо уметь перестраиваться в меняющихся условиях, быстро реагировать на время.

Многие педагоги занимались изучением формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста. Так, Я. А. Каменский в «Великой дидактике» указывал, что в к шести годам у ребенка должна быть заложено ядро для многих последующих занятий. Он указывал, что обучение дошкольников необходимо пройти «первые шаги хронологии» [2].

По мнению Ф. Фребеля, первые представления о времени ребенок должен усвоить в процессе практических игр, на играх и на занятиях с обучающим материалом.

Е. И. Водовозову интересовал вопрос об объеме знаний для дошкольников. Она считала, что детям достаточно знать последовательность дней недели, очередность времен года. Она предлагала освоить детям такие понятия как «полдень», «сумерки», познакомить со сторонами света [1].

Под руководством А. М. Леушиной были разработаны содержание и методы формирования у дошкольников временных представлений. Усвоение дошкольниками абстрактных понятий осуществлялось через усвоение практических действий и в практико-ориентированной деятельности. Содержание временных понятий, разработанных А. М. Леушиной широко представлено в образовательных программах. Это явилось существенным отличием от зарубежных образовательных программ[3].

Интересны теоретические аспекты и практические рекомендации М. И. Васильевой по развитию временных представлений. В ее работах описано роль времени в регуляции поведения и деятельности ребенка. Результат работы заключается в том, что дошкольники стали более быстро выполнять определенные действия, экономно его расходовать на выполнение бытовых процессов.

Р. Чуднова предлагает способы обучения ориентировки во времени. Автор рекомендует широко использовать картинки и художественное слово: пословицы, рассказы, стихотворения, загадки. Для совершенствования знаний о времени Р. Чуднова разработала наглядные модели «Части суток», «Дни недели», «Времена года» — символы года и сезонов. При использовании данного материала, автор рекомендовала учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников [7].

Т. Д. Рихтерман также выявляет основные специфические стороны восприятия времени детьми, уточняет задачи, предлагает разнообразные приемы работы. Автор предлагает знакомство с частями суток на наглядной основе — используя картинки, отражающие деятельность детей в различные части суток. Далее автор предлагает перейти на усвоение картинок с изображением, где каждое время суток обозначается различным цветом. Т. Д. Рихтерман для обобщения знаний о времени предлагает знакомить старших дошкольников с календарем как системой мер времени [5].

Так же Е. И. Щербакова изучала формирование у дошкольников временных представлений и понятий (сутки, неделя, год), некоторые свойства времени (одномерность, текучесть, необратимость), а так же интересовалась первичной практической ориентировкой во времени. Она разработала объемную модель времени в виде спирали, каждый завиток которой в зависимости от решения конкретной дидактической задачи наглядно показывал движения изменения процессов, явлений времени. Автором так же была создана модель «Дни недели», «Времена года», что способствует пониманию детьми реального момента, предоставляют детям возможность заглянуть в «лабораторию времени», увидеть и понять его суть [8].

Восприятие времени имеет свои особенности, так явления объективной действительности характеризуют определенной длительностью, поэтому восприятие времени — это прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного отрезка времени.

Как во всяком восприятии, основу составляет чувственное восприятие времени. Специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени отражаются определенным комплексом анализаторов при ведущей роли какого-то из них. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям, считая, что «только звук и мышечное ощущение дают человеку представления о времени, притом не всем своим содержанием, а лишь одною стороною, тягучестью звука и тягучестью мышечного чувства» [6].

Так можно выделить пять особенностей времени. Оно характеризуется текучестью: ни одна, даже самая маленькая, единица времени не может восприниматься сразу, а только в своем последовательном течении, т. е. фиксируется начало какого-либо события, а когда наступает его конец, то о начале можно лишь вспомнить. Следующая особенность — необратимость времени: нельзя вернуть тот момент, который прошел. Время недоступно непосредственному созерцанию: его «не видно», «не слышно»; оно не имеет наглядных форм. Со временем нельзя совершить какие-либо действия. Любые действия протекают во времени, но не со временем. Время можно только прожить. И последняя особенность, словесные обозначения времени условны, относительны, нестабильны и носят переходный характер.

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание временных эталонов. Так младенец кричит, если настало время его кормить. У него нет обобщенного понятия «чувства времени», оно связано только с конкретной деятельностью. Это чувство растет и совершенствуется в процессе специально отобранных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности.

Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку как будущему члену общества, служит базисом его личностной культуры. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир и, таким образом, готовиться к школе. Уровень развития временных представлений у детей является одним важных показателей интеллектуальной готовности к школе и выявляется посредством педагогической и психологической диагностики.

Многие положительные качества возникают и развиваются благодаря планированию ребенком своей деятельности во времени, например: целенаправленность, собранность, организованность и т. д. В игровой, продуктивной деятельности дети учатся регулировать темп, ритм своих действий, учитывать фактор времени.

Но освоение временных понятий ребенком дошкольного возраста идет медленно и трудно. Причины этому различны. Так Р. Л. Непомнящая выделяет следующие, первая причина это своеобразие времени как формы проявления реальности. Вторая несформированность у ребенка механизмов познания времени. Третья — особенности детского мышления и познавательной деятельности в раннем возрасте. И четвертая причина небольшой опыт проживания ребенком жизни во времени.

Поэтому при знакомстве дошкольников с временными понятиями необходимо основываться на возрастных и индивидуальных особенностях детей. Начинать необходимо с ознакомления детей с единицами его измерения. Систематическая работа в образовательном учреждении по развитию временных представлений начинается с трехлетнего возраста. В каждом возрастном периоде воспитатель направляет свои усилия на решение определенных задач, которые в целом составляют программу ориентирующую педагога в его деятельности.

Читать еще:  С чем носить пальто без рукавов. Модный женский пиджак без рукавов (50 фото) — С чем носить, как компоновать

Анализируя программу «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Веракса [4] выяснили, что во второй младшей группе детей учат ориентироваться в контрастных частях суток: день — ночь, утро — вечер. В средней группе расширяют представления дошкольников характеристикой последовательности утро — день — вечер — ночь. Затем в старшем дошкольном возрасте детям дают представления о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Учат устанавливать последовательность событий, например, что было раньше, а что потом. И уже в подготовительной группе дают детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года. Учат различать длительность отдельных временных интервалов: 1 минута, 1 час.

Проведя теоретический анализ литературы, выяснили, что развитие представлений о времени у детей в детском саду осуществляется двумя путями: через повседневную жизнь и на занятиях. Оба пути могут сочетаться друг с другом. В повседневной жизни полезно опираться на режим дня, четкий распорядок в чередовании различных видов деятельности. Кроме собственной деятельности ребенка в качестве ориентиров используются примеры из жизни других людей, а так же природные явления, наблюдения за которыми способствуют распознанию частей суток, сезонов.

Работа по ознакомлению детей со временем должна иметь ярко выраженную практическую направленность. В процессе работы важно использовать самые разнообразные средства: наблюдения, дидактические игры и упражнения, рассматривание, иллюстраций и моделей, моделирование, чтение художественных произведений (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки, загадки) и пр.

Таким образом, в современных условиях развития общества особую актуальность приобретает решение такой проблемы, как развитие временных представлений. Важно в работе с дошкольниками использовать все многообразие средств. Работу проводить не только в ходе образовательной деятельности, но и в течение дня и режимных моментах.

1. Водовозова, Е. Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей / Е. Н. Водовозова. — СПб, 1913.

2. Коменский Я. А. Великая дидактика. — Избр. Пед. соч. — / Я. А. Каменский, М.: 1955.

3. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. / А. М. Леушина — М., 1974

4. От рождения до школы. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 368 с.

5. Рихтерман, Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. / Т. Д. Рихтерман — М. — 1982.

6. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Избранные произведения / И. М. Сеченов. — М., 1952. С. 77–78.

7. Чуднова, Р. Обучение детей ориентировке во времени / Р. Чуднова // Дошкольное воспитание. — 1989. — № 7. — № 1. — С. 24–29.

8. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду. / Е. И. Щербакова. — М., 2000.

Формирование временных представлений у дошкольников

Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуальной готовности детей к школе.

Цель Создать необходимые условия и систему эффективной работы с детьми дошкольного возраста по формированию временных представлений.

Развивать представления детей: о временных последовательностях, временах года и частях суток, знание своего возраста, о способах измерения времени.

Учить воспроизводить фиксированный порядок следования во времени разных взаимосвязанных событий и процессов.

Развивать умение определять и чувствовать отрезки времени, следить за временем в процессе своей деятельности, ценить его и не тратить попусту.

Вызвать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.

На основе собственного опыта детей формировать у детей личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.

Обеспечить успешное обучение в школе.

Параллельно у детей необходимо развивать чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3, 5, 10 минут, полчаса и час.

Жизнь человека тесно связана со временем

Жизнь человека тесно связана со временем, с умением распределять, измерять и беречь время. От того, на сколько человек отражает временные параметры, во многом зависит степень его адаптации в обществе.

Исследования процесса формирования временных представлений у детей с речевой патологией показали, что у них такие представления не только формируются значительно позже, но и отличаются качественно. Дети с тяжёлой речевой патологией путаются в названии дней недели, названия месяцев, далеко не все из них могут в правильной последовательности назвать части суток.

Детей с речевой патологией с временными представлениями необходимо знакомить поэтапно, начиная со средней группы, в следующем порядке:

  • Средний возраст:
    • Познакомить со смыслом слов: утро, вечер, день, ночь.
    • Упражнять в умении ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, вечер-утро.
    • Дать общие представления о временах года.
  • Старшая группа:
  • Расширить представления о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро, день, вечер, ночь).
  • Уметь определять части суток. Ввести обобщающее понятие «Сутки».
  • Объяснить значения слов: вчера, сегодня, завтра.
  • Называть времена года, знать их отличительные особенности.
  • Дать элементарные представления о времени, его текучести, периодичности, необратимости.
  • Уметь называть последовательно все дней недели, очерёдность месяцев, времён года.
  • Упражнять в умении пользоваться словами – понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и тоже время.
  • Различать длительность временных интервалов (1 мин., 10 мин., 1 час).
  • Подготовительная группа:

Рекомендации проведения упражнений

Время, как объективную реальность представить очень трудно. Ребёнку с тяжёлой речевой патологией необходимо «показать» время. Его меры (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год). Формальное заучивание названий и последовательности частей суток, дней недели или месяцев не даст должного эффекта.

Знакомство дошкольников с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, с опорой на наглядные пособия, дидактические игры. На основе наблюдения за внешними изменениями в окружающем мире, личного опыта, получаемые через действия и эмоциональные переживания, у дошкольников формируются представления о временных интервалах, периодах и других характеристиках, затем эти знания систематизируются и обобщаются.

Рекомендуем начинать знакомство с понятием времени темой «Части суток. Сутки». Сначала вводится понятие «день – ночь», затем «день – вечер, ночь – утро», «утро – день – вечер – ночь». И лишь потом делается обобщение о том, что такое сутки. Работа строится следующим образом: сначала рассматриваются две картинки, на которых изображена деятельность людей в дневное и ночное время или состояние природы и явления. Затем четыре картинки с изображением деятельности одного и того же ребёнка в разное время суток и затем – четыре картинки с одним пейзажем в разное время суток.

Читать еще:  Простая и быстрая ретушь лица в Photoshop. Как сделать кожу матовой? Ретушь фотографии в PHOTOSHOP CS6 - Spain is Sexy

Рассматривание картин сопровождается пояснением педагога.
– В сутках есть день и ночь. Днем светло. Днем в детском саду проходят занятия, можно играть, гулять, дневной сон. Что, ты делаешь днём?
– Ночью темно. Почти все люди спят. Что, ты делаешь ночью? (Сплю).
– Вечер наступает, когда заканчивается день и на улице начинает темнеть. Что, ты делаешь вечером? (Возвращаюсь из детского сада, гуляю, смотрю телевизор, готовлюсь ко сну).
– Когда заканчивается ночь, наступает утро. Всходит солнце. Что, ты делаешь утром? (Просыпаюсь, встаю, умываюсь, иду в детский сад).

Целесообразно поиграть в игры:

  • «Когда это бывает?» По содержанию деятельности, изображённой на картинке, и некоторым объективным показателям дети должны определить или назвать время.
  • «Разложи картинки по порядку» (выкладывание последовательности событий). «Назови соседей».

Положительный эффект даёт использование графической модели «Сутки», на которой разным цветом обозначены части суток, а также работа с таблицей «Режим дня».

В старших группах рекомендуем познакомить детей с причинами, определяющими наступление дня и ночи. Для этой цели используют такую форму работы, как беседа.

Педагог рассказывает детям:

– Земля движется вокруг солнца и при этом вращается вокруг своей оси. Чтобы было яснее, посмотрите на этот глобус. (Предлагает детям обратить внимание на глобус. Рядом с глобусом расположена настольная лампа. Педагог включает лампу и объясняет, что глобус это модель – Земли, а лампа – солнце ).
– Скажите, где на земле день, а где ночь?
– В какую сторону падают лучи солнца?
– Какое там время суток?
– Через определённое время земля повернётся вокруг своей оси (педагог поворачивает глобус) – там, где был день наступает ночь, а там где была ночь наступает день.

Конкретным определением времени для детей является их собственная деятельность. Поэтому, обучая детей, надо насыщать части суток конкретными существенными признаками детской деятельности, называя соответствующее время.

Для закрепления можно провести обобщающее занятие «Сутки» (см. приложение).

Рекомендуемые стихотворения:

Время суток

Утро День

Над рекой заря встаёт Солнце в нее высоко
На дворе петух поёт. До заката далеко
Умываются котята, Зёрна в норку тащит мышь.
Просыпаются ребята. Учит азбуку малыш.

Вечер Ночь

Солнце красное зашло. В небе звёздочки горят.
Белка прячется в дупло. Птицы спят и рыбки спят.
Дрёма в гости к нам идёт, Спят цветы в саду на грядках,
Сказку он с собой ведёт. Ну, а мы в своих кроватках.

Назови время суток:

На лугу цветы проснулись, Молоко лакает кот,
Мы в кроватках потянулись. Нас на кухне ждёт компот.

Стали птицы тише петь, За стеной шуршат мышата,
Сели мы кино смотреть. Спят игрушки и ребята.

По мере усвоения понятия сутки, можно переходить к знакомству со следующим временным понятием – неделя. Дети узнают, что семь суток составляют неделю, каждый день недели имеет своё название, дни недели последовательно, в определённом порядке сменяют друг друга, и этот порядок неизменен.

Для этого предлагаем провести с детьми следующую беседу, которая поможет уточнить представление о днях недели, смысле их названия:

Педагог помогает детям называть дни недели, побуждая прислушиваться к словам; подводит к объяснению тех названий, происхождение которых понятно: вторник – второй; среда – средний, середина; четверг – четвёртый; пятница – пятый.

Смысл слов «понедельник», «суббота», «воскресенье» объясняется так: «понедельник» – первый «по недели», по ходу недели; «суббота» – «саббат», что в переводе означает «день отдыха»; выходной день связывают с Воскресением Иисуса Христа.

Для запоминания дней недели можно также использовать графическую модель с цветным изображением, разучивать стихотворения, поиграть в игры:

  • «Найди пару»
  • «Найди соседей»
  • «Чья неделька быстрее соберется».

Рекомендуемые стихотворения:

Как запомнить дни недели (считалка)

– Подскажите – ка нам, звери,
Как запомнить дни недели?
Первый – ПОНЕДЕЛЬНИК,
Зайка – рукодельник
За ним приходит ВТОРНИК,
Соловей – задорник.
За вторником – СРЕДА
Лисичкина еда
За средой – ЧЕТВЕРГ,
Волк глазами сверк!
За четвергом к нам ПЯТНИЦА
Колобком катится.
За пятницей СУББОТА,
Баня у енота.
За субботой ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Целый день у нас веселье.
Кто не знает – выходи!
Кто не знает – тот води!

Дни недели.

В понедельник ровно в час мы зажжём на кухне газ.
А во вторник утром рано побежит вода из крана.
В среду будем печь пирог, купим сахар и творог.
Вымоем в четверг окошки, блюдца, чашки, вилки, ложки.
Скатерть в пятницу погладим.
И за стол в субботу сядем.
Приходите на веселье, в воскресенье новоселье.
Вход в квартиру со двора.
Вот и кончилась игра.

Представления о месяце можно формировать в беседе. Ознакомление с месяцами можно начинать с любого из них, например с сентября. Однако нельзя нарушать последовательность месяцев в году.

  • Работа с пословицами и поговорками /Декабрь год кончает, а зиму начинает. Январь – году начало, зиме – середина/.
  • Знакомство с литературными произведениями: сказка С. Маршака « 12 месяцев», рассказ К. Ушинского «Четыре желания», стихотворение С.Я. Маршака «Открываем календарь – начинается январь». В.И. Даль «Старик – годовик».
  • Дидактические игры «Назови время года», «Когда это бывает?».

Рекомендуемые стихотворения:

Времена года

Первой к нам ЗИМА идёт, За зимой – второй – ВЕСНА.
Новый год она ведёт. Говорят: «Весна – красна».
Третьим – ЛЕТО всё в цветах А четвёртой ОСЕНЬ…
И с малиной на кустах. Лес наряд свой сбросил.

Назови время года

Встал на лыжи Барсучок, Синие проталинки
Барсучок весёлый. На лесной дорожке.
Подхватил свой рюкзачок Сбросил Зайка валенки
И помчался в школу. И надел сапожки.

Знает синий мотылёк, На колючего Ежа
Что похож на цветок. Листья падают кружа.
Мотыльку летать приятно, Завернётся в листья он
Киски с ним играть занятно. И увидит сладкий сон.

В старшем дошкольном возрасте начинаем развивать чувство времени сначала на интервал 1 и 10 минут. Приемы:

  • Определить окончание срока деятельности по песочным часам (сделать что-то за 1 мин., контролируя время по песочным часам).
  • Проследить за секундомером: сколько кругов сделает стрелка.
  • Рисовать на листе круги в течение 1 минуты, сосчитать, сколько кругов успел нарисовать.
  • Посчитать, сколько вещей можно снять с куклы за 1 минуту.
  • Просидеть 1 минуту, когда покажется, что минута прошла, поднять руку.
  • В приёмной комнате детям одеть за одну минуту.

Такие задания помогают детям наглядно увидеть и пережить, почувствовать, что можно сделать за одну минуту.

Ознакомление с 10 минутным интервалом можно провести на занятиях по изобразительной деятельности и физкультурных занятиях:

  • Предлагается за 10 минут нарисовать узор на вазе.
  • Выполнить физические упражнения и посчитать, сколь упражнений успели сделать.

В результате формирования временных представлений дети должны:

  • Иметь представления о частях суток, их названиях, последовательности;
  • О порядке следования дней недели;
  • О месяцах года и порядке их следования;
  • О времени года, их характерных признаках;
Читать еще:  Как отучить ребенка от грудного вскармливания. Что делать с грудью? Когда следует прекращать кормить грудью

Значение развития временных представлений у дошкольников

Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научить­ся самим ориентироваться во времени:

• планировать деятельность во времени (сначала — потом);

• менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;

• правильно обозначать в речи временные понятия;

• определять время по часам;

• измерять временные промежутки и др.

Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как орга­низованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.

Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».

С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правиль­ную оценку длительности времени оказывают три фактора:

• интерес к деятельности;

Ю. Д. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).

Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формирова­нию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уло­житься), чтобы дисциплинировать детей.

Физиологические и психологические механизмы восприятия времени

У человека специального анализатора времени не существу­ет. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слухо­вым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягу­честь мышечного чувства).

«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)

«Чувство времени» развивается и совершенствуется в про­цессе специальных упражнений, опираясь на чувственную осно­ву и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привы­кает к режиму.)

Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особен­ностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсут­ствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспри­нимается опосредованно, через движение или чередование ка­ких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного ха­рактера (вчера — сегодня — завтра), так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сна­чала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ре­бенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозна­чающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и по­следовательность. Процесс речевого выражения временных по­нятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.

Задание для самостоятельной работы студентов

Составить конспект занятия по математике для подготовительной группы ДОУ.

Лекция № 15

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПЛАН

1. Анализ программных задач.

2. Методика решения каждой задачи:

а) предварительная работа;

б) особенности наглядного материала;

в) методика обучения;

г) этапы усложнения;

д) дидактические игры и упражнения.

Анализ программных задач

1. Учить различать и называть части суток, знать их последо­вательность.

2. Познакомить с понятиями «сутки, вчера, сегодня, завтра».

3. Учить называть дни недели, их последовательность и ко­личество, определять, какой день был вчера, есть сегодня, будет завтра.

4. Учить называть месяцы и времена года, их последователь­ность и количество (познакомить с календарем).

5. Развивать «чувство времени». Познакомить с общеприняты­ми единицами времени: секундой, минутой, часом. Научить поль­зоваться часами (песочными и механическими), секундомером.

Методика ознакомления с частями суток

(задача 1)

Предварительная работа

В младших группах дети накапливают опыт, начинают пони­мать зависимость их деятельности и явлений природы от времени.

Наглядный материал

Картинки с действиями людей и животных в разное время суток.

Методика обучения

Во II младшей группе названия частей суток связываются с конкретной деятельностью ребенка и даются в контрасте: утро — вечер, день — ночь.

Фрагмент 1:

Наглядный материал: картинки с изображением мальчика в разное время суток.

Ход:

—Что нарисовано на картинке? (Мальчик делает зарядку.)

—Когда мы делаем зарядку? (Утром.)

—А что еще вы делаете утром? (Просыпаемся, умываемся, чистим зубы, идем в детский сад. )

—А когда вы возвращаетесь из садика домой? (Вечером.)

—Что вы еще делаете вечером? (Ужинаем, смотрим «Спо­койной ночи, малыши». )

—Что мальчик на картинке делает вечером? (Смотрит теле­визор.)

После рассматривания и обсуждения дети могут послушать и выучить стихи о частях суток.

Фрагмент 2:

Наглядный материал: игрушка — заяц, картинки с изобра­жением зайца в разное время суток (его действия и явления природы).

Ход:

Воспитатель рассказывает сказку про зайца:

— Зайчик принес свои фотографии и хочет, чтобы мы дога­дались, когда он сфотографирован на каждой из них: ут­ром, днем, вечером или ночью. Но сначала послушайте его историю:

«Зайчик проснулся рано утром, когда вставало солнышко. Он сделал зарядку, умылся, почистил зубы и позавтракал. Потом пошел гулять. Пока заяц гулял, солнышко поднялось высоко, наступил день. Зайчик проголодался и пообедал морковкой. Да­леко от дома забрел заяц, долго ему пришлось возвращаться. Солнце стало садиться, наступил вечер. Зайчик пришел домой и включил телевизор, а там передача «Спокойной ночи, малыши». Посмотрел заяц телевизор, поужинал, почитал книжку. Совсем стемнело на улице, взошла луна, засияли звезды, наступила ночь. Устал наш зайчик и лег спать».

Во время рассказа воспитателя дети могут рассматривать картинки, расставленные перед ними по порядку: что делает зайчик утром, днем, вечером, ночью. Затем все вместе обсужда­ют, что и когда изображено на «фотографиях».

Фрагмент 3:

Воспитатель раздает детям картинки и задает вопросы:

—Найдите и покажите картинку с изображением утра?

—Что ты видишь на своей картинке?

—Когда это бывает?

Замечание: перед дневным сном не говорить: «Спокойной ночи», а желать «Спокойного сна».

Дидактические игры

«Когда это бывает?» (С использованием картинок, вопросов, загадок, стихов);

«Закончи предложение» («Мы завтракаем. ») и др.

В средней группе обсуждаем с детьми последовательность частей суток: утро, день, вечер, ночь.

Фрагмент 4:

Наглядный материал: игрушечный медведь и картинки с изо­бражением природы и действий людей в разное время суток.

Ход:

—К нам в гости пришел мишка, он очень грустный. Он нес картинки, хотел нам их показать по порядку: утро, день, вечер, ночь. Но рассыпал и все перепутал. Мишка теперь не знает, какой должен быть порядок у картинок.

—Давайте ему поможем!

Описывая природу и действия людей, дети узнают части су­ток и раскладывают картинки в нужном порядке. Воспитатель делает вывод:

После утра всегда наступает день, за ним вечер, потом ночь, а затем снова утро.

Усложнение заданий:

Назови все части суток по порядку, начиная с вечера.

Усложнение наглядного материала:

· изображение действия ребенка

· изображение природы и деятельности людей

· изображение только природных явлений

Дидактические игры

«Назови части суток»;

«Найди ошибку»: вечер, ночь, утро, день (ошибки нет);

Источники:

http://moluch.ru/th/1/archive/6/150/
http://nsportal.ru/user/373721/page/formirovanie-vremennykh-predstavleniy-u-doshkolnikov
http://megaobuchalka.ru/6/27412.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector