1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Занятия по воспитанию зож дошкольников

Формирование здорового образа жизни дошкольников

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно — правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни — закаливание. Практически всем известно изречение: «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды — переохлаждению и перегреву. Закаливание — эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

— учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

  • дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды
  • бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
  • формирование понятия «не вреди себе сам»

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

  • утренняя гимнастика (ежедневно);
  • физкультурные занятия (3 раза в неделю);
  • музыкально — ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);
  • прогулки с включением подвижных игр;
  • оздоровительный бег (ежедневно);
  • пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
  • зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
  • оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);
  • физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
  • эмоциональные разрядки, релаксация;
  • ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
  • спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимо поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

  • формировать представления о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть — плохо; о некоторых признаках здоровья;
  • воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;
  • помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;
  • развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
  • вырабатывать навыки правильной осанки;
  • обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
  • развивать художественный интерес

Спортивно-театрализованный праздник «Богатырские состязания»

(Для детей подготовительной группы)

Цели: учить передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию, развивать у детей организационные навыки, настойчивость в достижении цели, расширять зону общения и взаимодействия, способствовать развитию мышления, воображения, творческих способностей.

Спортивный инвентарь и оборудование: детские стулья, большие мячи, гантели, палки, ленточки, скамейки, 2 метлы, воздушные шары, стойки, 2 тазика с водой, яблоки, «Избушка на курьих ножках».

Действующие лица: ведущая — инструктор по физкультуре, Илья Муромец, Баба-Яга, Елены Премудрые (жюри)

Ведущая — Привет, друзья!

Ведущая — как настроение?

В. — предлагаю сегодня устроить богатырские состязания — пусть мальчишки покажут нам свою силу и удаль! Скажите!- а кто самый главный богатырь — Илья Муромец. Вот к нему мы и отправимся в гости! Согласны? Тогда занимаем места (дети рассаживаются на стулья, поставленные в шахматном порядке).

В. — чтоб расти и закаляться, будем спортом заниматься! Занимайся, детвора! В добрый путь — Физкульт — Ура!

Танцуйте сидя и стоя на стульях.

(Звучит музыка, входит Илья Муромец).

И.М. — уж вы гости, еси добры молодцы, богатыри земли нашей! Привет вам, да поклон низкий от меня И.М., да сотоварищей моих — Добрыни Никитича, да Алеши Поповича. И вам поклон низкий, девицы — красавицы. Услыхал я про сильных, могучих богатырей и решил испытать вашу силушку богатырскую. Станем — ка, богатыри, насупроть друг друга, да разомнемся перед состязанием серьезным.

Читать еще:  Покрывало для новорожденных крючком пряжей мультиколор. Детский плед крючком: схемы и описание для новичков

В. — все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну, тогда не зевай, не ленись! На разминку становись!

Разминка с гантелями.

И.М. — а теперь нам надо придумать названия командам. Пусть слева будут «Богатыри», а справа «Добры молодцы». Судить наше состязание предлагаю самым мудрым Василисам Премудрым. (члены жюри — зав. дс, методист, логопед, психолог).

И.М. — какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим как наши молодцы умеют держаться в седле. Приведите-ка мне моего боевого коня. Надо на коне объехать вон тот курган и вернуться обратно.

Скачки на хопах.

И.М. — какие вы сказки знаете? А моя любимая сказка «Лягушка — путешественница». Следующий конкурс так и называется:

«Лягушка — путешественница»

И.М. — отгадайте-ка загадку?

«Без рук, без ног
Ходит и следов не видно» (рыба)

Следующее состязание называется:

«Рыбак и рыбки»

(за 30 сек. необходимо поймать как можно больше рыб)

И.М. — а теперь проверим вашу силушку, богатыри!

Уложи руку противника.

В. — Илья Муромец, ты нам загадывал загадки, а теперь мы тебе загадаем.

«Азбука движений»

(посмотри, подумай и отгадай букву)

И.М. — Издавна богатыри сражались с нечистой силой. Ну-ка назовите, кто это такие?

(звучит музыка, появляется баба-яга)

Баба-яга — здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки! А вот и я! Хочу вам предложить вот такой конкурс!

Бег в ступе с метлой, с преодолением препятствий.

Баба-яга — а сейчас хочу проверить, какие вы смелые. Змея Горыныча не испугаетесь, тогда начинаем!

Бой со Змеем Горынычем.

В. — приглашаю всех вас на «Веселый тренинг»:

  • Колобок
  • Паровозик
  • Солдатик
  • Ладошки
  • Веселый чертенок
  • Цапля
  • Насос

И.М. — ну что ж убедился Я: силы и ловкости вам не занимать, значит, пора на серьезное испытание отправляться. Заточил Кощей Бессмертный всех Елен Прекрасных в своей темнице. Надо их выручать! Но перед тем как отправиться в путь дороженьку, надо подкрепиться молодильными яблочками.

Молодильные яблочки.

(дети поочереди подбегают к тазу с водой, достают от туда без помощи рук яблоко и возвращаются к своей команде)

В. — а сейчас, чтобы отдохнуть, перевести дух, предлагаю выполнить упражнения для пальцев рук, которые называются:

«Мудры».

И.М. — а теперь самое сложное испытание. Надо проникнуть в царство кощеево и освободить Елен Прекрасных!

Полоса препятствий по карточкам.

И.М. — ну, молодцы богатыри. Показали свою богатырскую силу, да молодецкую удаль. Выходите Елены Прекрасные, вы свободны. Да спляшите нам, порадуйте глаз красотой своей!

Степ-аэробика.

(выступают Елены Прекрасные — девочки старшей группы)

И.М. — Елены Премудрые вам слово (слова, награждения, медали)

Баба-яга — приглашаю всех в «Трактир на курьих ножках»!

(дети выходят из спортивного зала, идут в изо — студию)

Дети — «Избушка, избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».

Избушка — вот мой слушайте приказ, в полтора десятка фраз. Улыбнитесь! Отвернитесь! Лягте на пол! Повернитесь на бочок, рот закрыли и молчок. Ручками похлопали, ножками потопали. А теперь все дружно встали и веселыми вновь стали.

Баба-яга — проходите, гости дорогие, отдохните, посидите, да умом пошевелите.

Баба-яга — хочу проверить какие вы внимательные дети? На все вопросы отвечайте «я», но слушайте внимательно:

  • Кто любит шоколад?
  • Кто любит мармелад?
  • Кто любит груши?
  • Кто не моет уши?

Баба-яга — ах, какой денек чудесный, не послушать ли нам песню!

Песня «Будем в армии служить».

В общем, милые мальчишки,
Мы откроем вам секрет:
Лучше вас на белом свете
Никого, конечно, нет!

Баба-яга — а теперь поудобней усаживайтесь, да отведайте моих пирожков, да напиточка.

В результате проделанной работы по программам мною были получены следующие результаты:

— у детей сформировался двигательный опыт, дети освоили подражательные движения, появился интерес к двигательной деятельности, научились реализовывать двигательное творчество и импровизацию в играх, что позволяет говорить о развитии фантазии.

— снизилась заболеваемость детей ОРВИ, гриппа, и верхних дыхательных путей, повысилась посещаемость детей в группе.

— итоговое обследование детей педиатрами показало, что при выпуске детей из детского сада в школу, группы здоровья изменились.

— дети не имеют отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровню физического развития.

Предложенные пути физического оздоровления детей дошкольного возраста являются эффективными и позволяют существенным образом повысить уровень физического здоровья и психологической готовности к школе.

Литература.

  1. Автор: Золотых Ираида Николаевна — инструктор по физической культуре, Белгородская область г. Губкин, МДОУ «Детский сад комбинированного вида N2 «Ромашка».
  2. Автор: Кочешкова Е.В., старший воспитатель МДОУ N57, г. Старый Оскол, Белгородская обл.
  3. Автор: Исмагилова Альфия Ризвановна, воспитатель I квалификационная категория, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад N 358 комбинированного вида с воспитанием и обучением на татарском языке» Приволжского района г. Казани Республики Татарстан.

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста. Занятия по воспитанию зож дошкольников

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Козлова Ирина Евгеньевна МБДОУ «Детский сад №76» Воспитатель Нижегородская область, г. Нижний Новгород

«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. Сухомлинский

ТЕМА: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего до-школьного возраста.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педа-гогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

— на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой и др.

Формирование основ здорового образа жизни у детей — важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. А именно: не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило нас к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей группе детского сада и состояла из трех этапов:

  • Информационно — поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы;
  • Практический этап – создание предметно-развивающей среды, создание и апробация системы здоровьесбережения;
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

Цель: – Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Читать еще:  Какой удельный вес мочи у здорового человека. Что можно выявить с помощью этого анализа? Бактерии в моче

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

  1. Воспитать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни.
  2. Воспитать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навы-ков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  3. Обогатить представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
  4. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

I Этап: В дошкольном возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

В начале нашей работы мы проанализировали карты здоровья детей, и сделали следующие выводы: в нашей группе отсутствуют дети с первой группой здоровья, и 100% детей со второй гр. здоровья. Дети имели отклонения в физическом развитии: заболевания нервной системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата. Картина довольна печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

Далее мы провели педагогическую диагностику в рамках образовательной программы МБДОУ по образовательным областям «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» эти области направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Использовались диагностические задания: «Разговор по телефону», «Полезная покупка», «Необычное угощение», «Найди витамины». Также нами проводились наблюдение за детьми в режимных моментах и в свободной деятельности.

Наблюдения были направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включали наблюдения за мытьем рук, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Диагностика показала следующие результаты. Большинство детей затруднялись объяснить смысловое значение понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имели единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имели представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. У детей были сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды. Дети не проявляли инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивали переданный взрослыми опыт и не переносили его в самостоятельную деятельность.

Для исследования социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье, мы использовали анкетирование родителей.

По ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко пони-мают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в МБДОУ здоровый образ жизни в комплексе.

II Этап: На основании вышесказанного мы разработали и включили в образовательный процесс систему работы с детьми. В системе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД, которые соответствовали программе и возрасту детей.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими уп-ражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала хорошему настроению детей.

Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумали рецепт «Салата здоровья» который дети совместно с родителями готовили в домашних условиях, рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», «Безопасность на дорогах». Создали «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов.

Обсуждали вместе с детьми и организовывали выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).

Инновацией в нашей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «Полезные и вредные привычки», «Заботимся о своем здоровье» и т.д.

Также в целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни мы использовали парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а на другой – нет. Мы побуждали детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто — не нравится и почему.

Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здо-ровья.

Организовывали встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра).

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошко-льников осуществлялись во время прогулок. На групповом участке созданы все условия для двигательной деятельности детей. Каждая прогулка имела определенное содержание. Так, для прогулки мы использовали народные по-движные игры, эстафеты, соревнования.

Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: слушание классической музыки, звуки природы. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотеропии.

В нашем детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления: прием отвара шиповника (ноябрь, март), аскорбиновой кислоты.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

Особое внимание в системе ЗОЖ мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

В МБДОУ организован кружок по профилактике плоскостопия и укреплению осанки. В группах мы использовали нетрадиционные методики оздоровления детей: использование ходьбы по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений, самомассаж стоп. Профилактика сколиоза: использование упражнения «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо — и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использовали в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ре-бенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и учета группы здоровья детей.

Читать еще:  Крем от роста волос. Средства для удаления волос навсегда. действенных народных средств для борьбы с волосами на теле

С целью теоретической и практической подготовки родителей к понима-нию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашем учреждении по-добную работу мы проводили в форме организации «семейного клуба», в заседании которого включались элементы тренинга.

Вместе с инструктором по физической культуре мы проводили праздни-ки «Здоровья», «Веселые старты», в которых участвовали дети и их родители. Устраивали конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи».

В родительском уголке размещали консультации, «Как заботиться о своем здоровье», «Витаминная семейка» и т.д., рекомендации.

III Этап: В конце нашей работы мы провели повторную диагностику которая показала, что большинство детей имели четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его; у детей сформировались понятия о вредных привычках; появился настрой на здоровый образ жизни и т.д.

На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в нашей работе позволила закреплять полученные детьми в МБДОУ знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаем необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Дата публикации: 13.03.2016 2016-03-13

Статья просмотрена: 19467 раз

Библиографическое описание:

Сорокина И. В. Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 823-825. — URL https://moluch.ru/archive/110/26835/ (дата обращения: 15.02.2020).

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». — считал В. А. Сухомлинский.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Кода это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь?

Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

Для формирования здорового образа у дошкольников необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что «благоприятно влияет на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствует хорошему настроению детей, формирует их представления о здоровом образе жизни».

Большое значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют сами дети.

Помимо ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.

В детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления.

Развитие интереса к разным видам спорта осуществляется через спортивную работу:

 корригирующая гимнастика после сна;

 спортивные досуги, праздники;

 подвижные игры на прогулке.

Укрепление здоровья, закаливание организма проходит через разные виды оздоровительной работы:

 корригирующая гимнастика (плоскостопие, осанка).

Разнообразные физкультурные занятия положительно влияют на физическое развитие детей:

Реализую работу по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ, осуществляю через занятия, режим, игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Используются следующие методические приёмы:

 рассказы и беседы воспитателя;

 моделирование различных ситуаций;

 рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

 пальчиковая и дыхательная гимнастика;

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 Дни открытых дверей: родители могут присутствовать на любом оздоровительном и физкультурном занятиях, на утренней гимнастике, ознакомиться с формами оздоровительной работы в ДОУ;

 Дни здоровья, совместные праздники и развлечения. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение родителей в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям — это создаёт хороший эмоциональный настрой и дарит огромную радость от взаимного общения;

 Изготовление нестандартного физкультурного -оборудования, зимних построек на участке детского сада. Выпуски семейных газет «Путь к здоровью»

 Встречи за круглым столом, родительские собрания с привлечением специалистов ДОУ и медицинских работников;

 Совместные походы и туристические прогулки на природу;

 Индивидуальные педагогические беседы и консультации, по вопросам здоровья;

 Наглядная информация даёт возможность приобщить родителей к вопросам физического воспитания.

При проведении работы используют положительную оценку, похвалу, поощрение. Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.

Практика показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.

Находясь в помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладной водой, босоножье, сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой на воздухе — всё это моменты закаливания, которые активно используются в работе по формированию ЗОЖ.

Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.

  1. Т. А. Шорыгина «Беседы о здоровье». Методическое пособие. Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 г.
  2. Л. В. Кочеткова. Оздоровление детей в условиях детского сада. Москва. Просвещение. 2005 г.
  3. О. Н. Моргунова Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж, 2005 г.
  4. Е. И. Подольская. Спортивные занятия на открытом воздухе для детей 5–7 лет. Волгоград. Учитель, 2010 г.
  5. Н. И. Крылов. Здоровье — сберегающее пространство ДОУ. Волгоград. Учитель, 2009.
  6. К. К. Утробина. Занимательная физкультура в детском саду. М. Просвещение, 2003 г.
  7. Т. М. Бабунова Дошкольная педагогика. Учебное пособие. ТЦ. Сфера, 2007 г.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586490/
http://doshkolnik.ru/zdorove/16010-formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://moluch.ru/archive/110/26835/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector