0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глен доман раннее развитие ребенка. Методика воспитания детей глена домана. Принципы обучения по Доману

Методика Глена Домана

Все родители стремятся дать своим деткам все самое лучшее, воспитать их умными, образованными людьми. В наше время молодые родители имеют куда больше возможностей заниматься со своими детками по разнообразным методикам, чем имели наши бабушки и мамы, ведь в сети интернет можно найти практически любую интересующую нас информацию. Так, сегодня на слуху у молодых мам и пап множество всевозможных методик раннего развития детей, среди которых большой популярностью пользуется методика Глена Домана. Так что же это за методика и в чем ее суть?

Глен Доман – лучший из специалистов в области изучения детского мозга

Глен Доман (Glenn Doman) – великий врач-нейрохирург из американского города Филадельфия. Глен Доман родился в 1920 году. В 1940 году Доман окончил Пенсильванский университет в родном городе, после чего устроился на работу в больницу физиотерапевтом. С 1941 года работа молодого врача была прервана в связи со Второй мировой войной. По окончании войны Доман вернулся к своей работе. Именно в это время молодой и предприимчивый врач организовал вместе со своими коллегами работы по восстановлению деток, которые имели повреждения головного мозга и тяжелые поражения нервной системы. Эти работы имели большой успех и уже в 1955 году Доман открыл институт Развития Человеческого Потенциала.

Годы ежедневной изнурительной работы в изучении свойств детского мозга, случаях его повреждения и составления восстановительных методик сделали Глена Домана одним из крупнейших специалистов всего мира в этой области.

Суть и принципы методики Глена Домана

Изначально методика Глена Домана была направлена на развитие умственно отсталых деток, а также детей, которые имели травмы или другие поражения мозга. Но по ходу своей работы и ежедневных исследований, Доман заметил, что под воздействием упражнений в процессе психической деятельности активно участвовали и здоровые клетки головного мозга. Именно благодаря этому открытию он пришел к выводу, что данная методика подходит также и для раннего развития здоровых детей. Со временем он ее адаптировал под здоровых деток, и она получила название, под которым известна и сейчас – методика раннего развития Глена Домана. Сегодня данная методика пользуется большой популярностью не только в разнообразных специализированных дошкольных учреждениях и реабилитационных центрах, но и среди родителей.

Итак, методика Глена Домана основана на том факте, что малыши лучше всего воспринимают информацию с помощью зрительных и слуховых анализаторов. Именно этот принцип и положен в основу данной методики. Начинать занятия с ребенком по методике Домана можно уже в трехмесячном возрасте.

Суть методики заключается в том, чтобы показывать деткам специальные карточки с изображением животных, фруктов и многого другого, а также написанные на специальных карточках слова и четко их произносить (для обучения малыша чтению). Для первых занятий нужно использовать наиболее простые и понятные для малыша слова, такие как мама, папа, каша, кот, собака. Каждое слово должно быть распечатано крупными красными буквами на отдельном листе или карточке. Со временем упражнения усложняются тем, что слова делятся на такие категории, как продукты питания, овощи, фрукты, животные, природа и так далее.

Как проходит обучение по методике Глена Домана?

Как и любые другие занятия, упражнения по методике Домана можно проводить только тогда, когда малыш спокоен, его ничего не беспокоит и он не хочет спать. Ребенка нужно положить или посадить в удобном для него положении и начинать ему демонстрировать карточки со словами от самого простого к более сложному. За одно занятие используется пять карточек, которые используются на протяжении пяти дней. Каждая карточка показывается всего пару секунд, в течении которых взрослый четко проговаривает то, что на карточке написано или изображено. Отвлекаться и объяснять что-либо не нужно, просто показываете и четко проговариваете одну за одной все пять карточек. Карточку необходимо держать на расстоянии 50-60 сантиметров от лица ребенка.

Карточки из одной серии все время необходимо показывать и произносить в другой последовательности. Проводить занятие необходимо три раза в день в течении пяти дней. После этого одна карточка убирается и добавляется новая, через пять дней на смену второй карточке приходит новая и так все время.

Цели занятий по методике Глена Домана

Основной целью занятий по методике Домана является максимально задействовать детский мозг, который до шести лет все время растет и способен воспринимать огромное количество информации. Доман доказал, что чем больше мозг работает, тем лучше развивается интеллект ребенка. Если же показывать ребенку карточки не с изображениями, а со словами, то можно довольно рано научить ребенка читать. Также с помощью карточек Домана можно учить и математику, показывая карточки, на которых будут изображены красные точки, которые нужно сосчитать.

Необходимые материалы

Именно благодаря тому, что данная методика не требует никаких специальных дорогостоящих материалов, она и пользуется такой популярностью. Все, что нужно для занятий – это карточки с изображениями, словами или точками. Можно вместо них также использовать обычные листы формата А4, главное, чтобы все изображения и слова на них были четкими и цветными.

Читать еще:  Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки. Методика воспитания марии монтессори

Особенности методики раннего развития Глена Домана

Главной особенностью методики Домана является то, что с ее помощью можно развивать мозг ребенка сразу в четырех основных направлениях – чтение, математика, энциклопедические знания и физическое развитие.

  • обучение малышей чтению по методике Домана происходит с помощью карточек со словами;
  • обучение математике происходит с помощью карточек, на которых изображены большие красные точки в количество от одной до ста;
  • получение ребенком энциклопедических знаний по методике Домана происходит с помощью карточек, отсортированных по темам и категориям;
  • физическому развитию Глен Доман отдавал едва ли не главное место в своей методике. Малыш должен постоянно двигаться, ведь основой умственного развития является именно движение.

Методика раннего развития Глена Домана считается одной из самых успешных и наиболее эффективных среди всех остальных. Немаловажным является тот факт, что многие нобелевские лауреаты учились в детстве именно по методике Глена Домана.

Гленн Доман: методика раннего развития

Последнее изменение 06.01.2018

Для каждой матери родное дитя является самым ценным и дорогим человечком. Для того, чтобы увеличить влияние этого фактора, многие матери прибегают к различным развивающим методам. Одной из самых популярных на сегодняшний день методик является методика развития Глена Домана.

Не пройти мимо данной методики развития очень сложно, так как это способ завлекает родителей своим большим потенциалом для успешного и благополучного будущего ребенка.

Кто такой Глен Доман

Глен Доман – известный врач-физиотерапевт, родом из Америки. Основал некоммерческую организацию, задачей которой являлась практика восстанавливающих методик на детях, имеющих пораженную нервную систему. После того, как они показали положительный результат, некоторые из них были записаны в книгах врача для раннего развития. Одной из самых известных книг Глена Домана является Гармоничное развитие ребенка.

Самой известной техникой развития принято считать обучающую методику чтения с использованием специальных карточек.Методика Глена Домана состоит из ряда серьезных физических упражнений, а также умственных тренажеров, которых необходимо регулярно придерживаться.

Врач-физиотерапевт утверждает, что при занятии физическим видом упражнений с ребенком, родители способствуют стимуляции развития интеллектуальных способностей у малыша. Из этого следует простой вывод – уровень интеллектуальных способностей напрямую зависит от физического развития.

Упражнения Глена Домана

Вот несколько упражнений для данного метода:

Упражнения, проводимые с самого рождения:

  1. Упражнения, улучшающие двигательные навыки. Малышу с самого рождения требуется проползать через специально смоделированный трек, пользуясь отталкивающими рефлексами. Хорошим результатом будет считаться 1 остановка за дистанцию. Количество повторений – 10 раз в день;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку с рождения желательно предлагать брать твердые предметы в рот для крепкого захвата. В момент сжатия, родитель, держащий ребенка, должен немного приподнять его верхнюю часть тела;
  3. Упражнения для развития равновесия. Плавные, волнообразные покачивания, вращения и подкидывания ребенка в различных плоскостях. Серия, состоящая из 15 упражнений, направлена на развитие вестибулярного аппарата. Продолжительность процедуры составляет 10 минут;

Упражнения для детей, прошедших начальные нагрузки для новорожденных:

  1. Упражнения для повышения двигательных навыков. Ребенку требуется ползать в положении лежа, опираясь на локти за предметами, лежащими на полу;
  2. Упражнения для тренировки мануальных навыков. Захват деревянной палочки/пальцев. При выполнении этого упражнения, держащий ребенка родитель должен немного приподнять верхнюю часть тела, чтобы малыш оказался в повисшем состоянии. Частота проведения упражнения составляет приблизительно 15 раз в день с длительностью в 2-10 секунд;
  3. Упражнения, улучшающие баланс равновесия. Совершение легких подбрасываний, покачиваний и вращений ребенка в различных плоскостях. Сеанс состоит из 15 упражнений, направленных на активное развитие вестибулярного аппарата. Частота повторений составляет 1 раз в день с длительностью в 10 минут.

Упражнения, проводимые для детей, достигших возраста 7 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Малыш совершает ползания на четвереньках с частотой повторений 20 – 30 раз в день и продолжительностью не менее 4 часов;
  2. Упражнения для улучшения мануальных навыков. Ребенку требуется проводить время на перекладине без помощи родителей в течение 20 секунд, 15 раз в день;
  3. Упражнения для поддержания равновесия. Совершение плавных покачиваний, вращений, подкидываний ребенка в разных плоскостях. Данный сеанс состоит из 10 упражнений, которые входят в пассивную программу равновесия. Частота повторений не должна превышать 15 раз в день. Время на выполнение каждого вида упражнений длиться 20 секунд.

Программа упражнений, рассчитанная на детей, достигших возраста 12 месяцев:

  1. Упражнения, направленные на улучшение двигательных навыков. Ребенку требуется регулярно ходить по дому, не более 1-2 шагов на протяжении 20-30 раз в день по 2 часа в день;
  2. Упражнения на улучшение мануальных навыков. Ребенок должен передвигаться за счет перехватов, а также периодически висеть на перекладине. Продолжительность сеанса составляет – 10 раз перехватов, 5 раз повисаний. Длительность проводимых процедур не должна превышать 5 минут;
  3. Упражнения, способствующие развития баланса равновесия. Ребенку должны проводиться разного рода покачивания, подкидывания и вращения. Серия занятий состоит преимущественно из пассивных программ равновесия. Частота проводимых процедур длиться на протяжении 20 минут, по 1 упражнению 2 раза на день.
Читать еще:  Чем отличаются шатуш, балаяж, омбре? Понимаем разницу. Что общего у омбре с балаяж и чем же они отличаются

Комбинированная серия, состоящая из интеллектуальных тренажеров:

Что необходимо сделать, чтобы ребенок научился хорошо читать?

  1. Ребенку показываются карточки, на которых написаны определенные слова. На первых стадиях сеанса ребенку будет достаточно 15 показов слов, предпочтительно существительных. Далее объем изучаемых слов должен наращиваться приблизительно до 9. На более поздних стадиях, ребенку показываются карточки с изображением словосочетаний и простых предложений. На карточке обязательно должны быть написаны слова исключительно красным цветом для заострения внимания малыша;
  2. Интеллектуальный бит. Ребенку проводится демонстрация карточек, формата 28×28см, с различными картинками определенных объектов, расположенных на белом фоне. На старте процедур количество карточек не должно превышать 10 штук. С каждым последующим разом это показатель плавно увеличивается, вплоть до 120 карточек. В результате проводимого упражнения, ребенок способен запомнить около 1000 изображений объектов и их особенности;

Как развить в ребенке навыки счетоводства?

Для того чтобы научить ребенка считать до 20, родители должны показывать малышу карточки с изображением определенного количества точек. На начальной стадии изучения, количество сеансов не должно превышать 3 раз с количеством используемых карточек в размере 5 штук. Каждый последующий прибавляется 2 новыми карточками.

Доктор Доман предполагал, что при достаточно регулярном и интенсивном демонстрировании карточек с определенным количеством точек, ребенок, спустя некоторое время, сможет легко выполнять арифметические расчеты с более крупными цифрами без пересчитывания.

Стоит ли использовать методику Домана

На сегодняшний день в интернете можно встретить множество отзывов, владельцы которых делятся своими успехами в прямом или обратном направлении. Ходят слухи о том, что по данной методике развивались некоторые настоящие лауреаты нобелевских премий. Однако никакое испытание, проводимое под наблюдением, не смогло подтвердить свой положительный эффект на стадии раннего развития. К тому же, при всем при этом, многие компании, продвигающие методику развития Глена Домана, возлагают большие надежды на данные курсы, что как итог, сильно сказывается на конечной стоимости предлагаемых курсов.

Методика Гленна Домана

Гленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Мировую известность учёному принесли его восстанавливающие методики для детей с поражённой нервной системой, а также метод обучения детей.

Кто такой Гленн Доман

Доман родился в Филадельфии. В 40-м году он отучился на врача-физиотерапевта, после чего стал заниматься изучением мозга у детей. Однако начавшаяся Вторая Мировая война и нападение на военную базу Пёрл-Харбор помешали учёному продолжить исследования. Доман пошёл воевать, участвовал не в одном сражении, став впоследствии лейтенантом и получив военную награду – крест «За выдающиеся заслуги». Вернувшись с фронта, Гленн Доман решил продолжить некогда начатое дело. Он сновал Институт достижения потенциала человека, где до конца жизни работал и проводил исследования.

В чем заключается методика Домана

Методика Домана для детей с поражённой нервной системой основана на применении специальных карточек, которые развивают их мозг. За счёт стимулирования здоровых клеток мозга, не поражённых болезнью, дети начинали развиваться: их мозг начинал работать, дети учились разговаривать, двигаться.

Тогда это было немыслимо – как безнадёжно больные дети, обречённые всю жизнь провести в инвалидном кресле, могли показывать такие результаты? Своими познаниями они порой опережали сверстников, показывая довольно высокие результаты обучения.

Успех методики Гленна Домана покорил многих, так, что позднее её стали использовать для обучения здоровых детей.

Принципы методики Домана

Основной принцип методики Домана – карточки, на которых пишут слова, цифры, приклеивают всякие картинки. В зависимости от тематики эти карточки раскладывают по стопкам, а затем показывают малышу, в течение всего дня. Например, сначала берут десять карточек с животными, и по десять секунд показывают ребёнку. Затем начинают рассказывать про объекты на карточках – что это за животные, где они живут, что едят и прочее в этом роде.

Кроме этого, к принципам системы Домана можно отнести:

  • обучение нужно начинать как можно раньше – чем младше ребёнок, тем проще и эффективнее его всему научить;
  • когда малыш станет показывать успехи, старайтесь радоваться за него и хвалить его;
  • научить ребёнка чему-либо можно лишь тогда, когда он сам того захочет: если ваше дитя плачет и капризничает, отказываясь садиться за учёбу, не стоит его принуждать – просто подождите, когда малыш остынет;
  • обстановка для учёбы должна быть соответствующей;
  • обязательно должен «входить» новый материл в обучение;
  • чуть ли не самое главное такого метода – регулярные занятия ребёнка;
  • знания ребёнка лучше не проверять;
  • уважайте своего малыша и доверяйте ему.

Требования к карточкам:

  • Карточка должна быть чистой, желательно белого цвета.
  • Карточка должна быть довольно большой; самый подходящий вариант – 28/28 сантиметров.
  • На карточке должен быть изображён только один предмет, и ребёнок не должен быть с ним знаком.
  • Все детали на карточке должны быть хорошо видны.
Читать еще:  Изменение груди во время беременности. Что происходит с грудью женщины на ранних сроках беременности

Как должна выглядеть карточка Домана для детей

Набор карточек: пантера.

Категория: Млекопитающие животные.

Уровень первый. Пантеры относятся к семейству Кошачьих.

Уровень второй. Пантеры – очень крупные животные.

Уровень третий. У всех пантер очень крепкие и мощные зубы.

Уровень четвёртый. Пантеры- хищники.

Уровень пятый. Пантеры (кроме львов) – одиночные животные.

Далее следует ещё несколько уровней.

Создавая собственный метод обучения детей, Гленн Доман был уверен, что с помощью этого метода можно вырастить настоящего гения. Может, оно и так: у Домана много последователей, однако существует мнение, что его метод неэффективный. В этом стоит разобраться.

Противоречия в системе Домана

Те, кто не считает методику раннего развития Домана совершенной, приводят тому ряд доказательств:

  1. В ситуации, когда ребёнок просто сидит, смотрит на карточки и слушает информацию об изображённых на них объекта, малыш выглядит пассивным, ведь ему даже запрещается задавать вопросы и брать карточки в руки.
  2. Обучение без диалога – пустая трата времени; ребёнок не сможет в будущем применить все свои знания на практике, тогда зачем ему вообще нужно такое обучение?
  3. Кроме того, по многим оценкам, таким способом в ребёнке напрочь отбивается стремление к творчеству и созиданию, а это потом пагубно скажется на его психике.
  4. При использовании в обучении только зрительного восприятия (карточки направлены как раз на это) у ребёнка не развивается текстовое восприятие, которое нужно обязательно развивать. Таким образом, формирование речи в методике Гленна Домана для детей попросту нет места, что не совсем хорошо.
  5. Система Домана предполагает слишком интенсивную работу, которая для ребёнка может показаться чересчур тяжёлой – ведь заниматься нужно весь день, изредка отвлекаясь на какие-либо домашние дела.
  6. И, наконец, самих родителей тоже может коснуться некий дискомфорт, связанный с развивающими карточками Домана. Дело в том, что родители (чаще всего мама) должны полностью погрузиться в эту систему, уйти с головой в изготовление карточек, часами их показывать ребёнку и многое объяснять. Помимо того, что это весьма кропотливый труд, времени на другие дела будет катастрофически не хватать.

Метод с развивающими карточками Домана крайне редко используется в детских садах и других дошкольных учреждениях – он больше подходит для семейного обучения.

И, кстати, многие родители, обучавшие своих детей по этому методу, действительно восхищались успехами ребёнка: их дети раньше других научились читать и писать, выполняли сложные задачи, многому научились.

Однако отзывов компетентных людей, связанных непосредственно с наукой, единицы, и все они – не в пользу методики, а скорее, наоборот, ребёнок и без неё вполне смог бы добиться таких результатов. К тому же пассивный потребитель информации, которым в данном случае выступает малыш, не сможет в дальнейшем применить полученные знания на практике, и это факт.

Но как бы то ни было, система Домана существует по сей день, и многие её применяют: кто-то – в первозданном виде, кто-то – немного видоизменяя «под свой лад». Попробуем разобраться, что представляют собой упражнения из методики.

Упражнения с карточками Домана

  • Учим ребёнка чтению

Сначала проводим три сеанса с показом 15-ти карточек со словами. Слова должны быть существительные, написанные буквами красного цвета.

Затем нужно увеличить количество сеансов до девяти, показывая уже не просто слова, а целые словосочетания и предложения.

Здесь потребуются карточки с изображениями.

Объекты могут быть самые разные: растения, цветы, игрушки, овощи и прочее.

Сначала нужно проводить три сеанса с демонстрацией десяти карточку. Карточку нужно показывать быстро – в течение одной-двух секунд, затем убирать.

Затем количество карточек за сеанс увеличивается: их теперь нужно показать не 20, а 120.

Ребёнку показывают карточки с изображением точек. За один сеанс нужно показать пять карточек, всего – три сеанса.

По мере изученности карточек они убираются из программы, а новые добавляются. С каждым сеансом увеличивается количество точек на карточке и число.

Выводы по методике Гленна Домана

Методика Гленна Домана – весьма противоречивая система, которая вызывает как восхищение, так негодование.

Методика предназначена для того, чтобы научить ребёнка писать и читать, а также приобретать базовые двигательные навыки.

Методика доступна детям с шести месяцев жизни.

Основной принцип – применение карточек с буквами, словами, сочетаниями слов, которые нужно показывать ребёнку, чтобы он их запомнил. Карточки должны быть большими и чистыми. В качестве изображений можно использовать цифры, символы, объекты (животные, цветы).

Заниматься нужно по несколько сеансов, постепенно увеличивая количество карточек.

В целом, система Домана работает, судя по многочисленным отзывам родителей. Желаем вам удачи!

Источники:

http://sunny-town.org/info/metodika-glena-domana.html
http://mamahunter.ru/obzory/razvivashki-dlya-detej/glen-doman-metodika-rannego-razvitiya/
http://friendlymama.ru/razvitie/razvitie-rebenka-1-3-goda/metodika-glenna-domana/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector