0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интересные игры с простым и кинетическим песком для детей в детском саду. Пять направлений песочной деятельности в доу

Пять направлений песочной деятельности в ДОУ

Александра Лиман
Пять направлений песочной деятельности в ДОУ

В соответствии с ФГОС ДО педагог должен вовлечь детей в разные формы деятельности, вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания.

Так же ФГОС дает ориентировку на разносторонний подход, приветствующий максимальную эксплуатацию инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированный и нацеленный на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка.

Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.

Любой из используемых в образовании материалов должен соответствовать определённым требованиям: безопасность, доступность, возможность длительного хранения, многофункциональность использования. Песок отвечает всем этим требованиям.

Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

— усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

— развивается тактильная чувствительность и моторика;

— интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь;

— совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Хочу познакомить Вас с проделанной мной работой в данном направлении в течение учебного года. Причем все свои игры-занятия, проекты я разделила на пять направлений, так как в соответствии с ФГОС ДО педагог должен обеспечить развитие личности, и способности детей в различных видах деятельности охватив определенные направления (образовательные области):

Организуя развивающие игры-занятия, я стремились соблюдать важные принципы:

— безопасности: во главу поставлен ребенок и забота о его здоровье;

— добровольность, ребенок играет по своему желанию;

— взрослый в роли организатора, и непосредственного участника игры. Однако активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка;

— принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся;

— «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

— дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

— сочетание научности и доступности материала;

— характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Многообразие форм работы с песком отвечает всем современным требованиям и решает задачи во всех основных областях развития.

1. Социально-коммуникативное развитие:

• Способствует развитию игровой деятельности

• Умению взаимодействовать со сверстниками

• Приобщению к правилам безопасного поведения

• Формированию волевых качеств (усидчивости, терпению, умению доводить работу до конца).

• Воспитанию самостоятельности, уверенности к себе.

Для социально-коммуникативного развития как нельзя лучше подходят игры детей с песочным латком. Песок легко сочетается с бросовым и природным материалом. Так же хорошо подойдут любые мелкие игрушки, различные баночки, стаканчики, одноразовые ложки и т. д. Это даёт возможность придумывать различные формы работы, выполнять разнообразные и интересные задания, используя как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, и для индивидуальной работы.

Работа с этим материалом не имеет возрастных ограничений, он актуален как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте.

2. Познавательное развитие:

• Формирует навыки познавательно исследовательской деятельности.

• Развивает память, внимание, конструктивное и логическое мышление.

• Даёт возможность обобщению и закреплению пройденного материала.

• Способствует формированию целостной картины мира.

Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.

Поэтому мной был создан исследовательский проект «Песочные загадки». Который впоследствии занял второе место в городском конкурсе «Я исследователь». Один из самых эффективных способов это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя учёными, первооткрывателями. Опыты с песком вызывают восторг детей и желание понять – почему же именно так происходит! А, как известно, возникающий вопрос и стремление найти на него ответ являются основой творческого познания и развития интеллекта.

Целью нашего проекта было ознакомление старших дошкольников со свойствами песка, значением его в жизни живых существ и человека.

Ежедневно на прогулке дети играют с песком. Почему им нравится играть с песком? Как он появляется. Где можно встретить его? Из чего он состоит? Какими свойствами обладает песок? Где используется песок?

Этот проект был интересен не только детям, но и взрослым мы выяснили много познавательного о песке. Оказывается, в природе песок может быть: зелёный, чёрный, розовый, красный, белый и т. д. Из песка делают стекло и контактные линзы. Изучая информацию о пустынях, мы узнали, что в Америке существует уникальная гипсовая пустыня над которой ни когда не идёт дождь. При проведении опытов мы выяснили, что при добавлении в песок определённого спрея можно поменять природные свойства песка. Он остаётся сухой после погружения в воду.

Читать еще:  Как нарисовать футболиста карандашом поэтапно. Как нарисовать футбольное поле карандашом поэтапно Футбольное поле hd

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях. Задача взрослых – расширять кругозор детей, развивать их познавательную активность, поощрять стремление самостоятельно разбираться в интересующих вопросах и делать элементарные умозаключения. Но кроме формирования познавательных интересов и обогащения сознания детей новыми сведениями взрослые должны помогать им, упорядочивать и систематизировать полученную информацию.

В процессе постижения новых знаний у детей развиваться умение анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать свои наблюдения, логически мыслить и составлять собственное мнение обо всем наблюдаемом, вникая в смысл происходящего.

3. Речевое развитие:

• Способствует развитию связной речи

• Умению свободно общаться с взрослыми и с детьми

• Способствует обогащению словаря

Здесь в своей работе я использую песочные постановки сказок. Рассказывание сказок, используя рисунки на подносе, различные действия с предметами (мелкие игрушки, природный материал). Сначала лучше использовать знакомые сказки и истории с простым сюжетом, постепенно усложняя и сюжет и действия, которые выполняют дети, включая их, таким образом, в процесс рассказывания, фантазирования.

4. Художественно-эстетическое развитие:

• Формирует эстетический вкус

• Развивает художественные способности, чувство ритма.

Первоначально это конечно рисование песком, можно предложить нарисовать различные геометрические фигуры, волшебное дерево, сказочный дворец или красивое платье. Рисунок можно украсить бусинами, пуговицами, природным материалом. В своей практике я использую так же рисование воронками. Рисование цветным песком по средствам трафаретов и разнообразных сосудов.

Аппликации. Изготовление всевозможных поделок. Все эти виды деятельности способствуют развитию воображения, фантазии, эстетического вкуса, самостоятельности и всестороннего развития личности дошкольника

5. Физическое развитие:

• Способствует сохранению и укреплению здоровья

• Накоплению и обогащению двигательного опыта

• Развитие мелкой и крупной моторики

Здесь я использую игры с песком для развития мелкой моторики. Очень нравится детям играть с кинетическим песком. Кинетический песок – это удивительная масса для игр и творчества, напоминает мокрый песок, но приятнее на ощупь и не липнет к рукам. Он одновременно липкий и сыпучий, позволяет лепить даже довольно сложные фигурки.

И не забываем про традиционные подвижные игры с песочными мешочками.

Таким образом, песок — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком, для его всестороннего развития.

1. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под ред. Л. Н. Прохоровой. — М.: АРКТИ, 2004

2. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. — №2

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

4. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. — СПб.: 2008.

5. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. — СПб, 2010.

6. Журавлева В. Н. «Проектная деятельность старших дошкольников», Волгоград, 2011 г.

Конспект занятия «Путешествие в песочную страну» с использованием песочной анимации, песочной терапии Конспект педагога-психолога Левченкова Владимира Владимировича (при использовании данного материала обязательна ссылка на автора, сайт.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию с применением песочной терапии Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию с применением песочной терапии с детьми старшей группы.

Конспект НОД «В Гостях У Песочной феи» Цели: способствовать созданию у детей положительного эмоционального настроя с помощью песочной терапии; формировать представление о способах.

Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровьесберегающих технологий Нестандартное оборудование в профилактике плоскостопия как одно из направлений в реализации здоровье сберегающих технологий в работе с детьми.

План проведения итогового педагогического совета на тему «Реализация приоритетных направлений деятельности ДОО» План проведения итогового педагогического совета на тему «Реализация приоритетных направлений деятельности ДОО в 2015/2016 учебном году».

Сказки песочной страны Бабась Лариса Владимировна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ детский сад № 37, город Новочеркасск Ростовской области,.

Тестопластика-одно из направлений развития декоративно-прикладной деятельности у детей старшего дошкольного возраста Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для.

Выступление на педсовете «Модель взаимодействия основных направлений в работе с детьми» В основных направлениях реформы общеобразовательной школы поставлена задача дальнейшего совершенствования работы органов народного образования.

Закаливание как одно из основных направлений физического развития детей дошкольного возраста. Правильное физическое воспитание детей — одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте,.

Занятие «День рождение песочной Феи» МАТЕР КЛАСС «ПЕСОЧНЫЕ ФАНТАЗИИ» Цель: познакомить педагогов с элементами песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи:.

Приёмы работы с кинетическим песком в детском саду

Мария Скопина 03.05.2019 1 700

Читать еще:  Креативный костюм деда мороза своими руками. Шьем костюм деда мороза. Бороду можно сделать из разных материалов

Игры в песочнице, на морском или речном берегу, выкапывание колодцев, рытьё каналов и строительство замков. У каждого есть эти воспоминания из детства. Современные детки тоже любят возиться в песке. Им доступно лепить куличики круглый год — с кинетическим песком.

Инновационное оборудование — контейнер с космическим песком

Среди молодых родителей кинетический песок хорошо известен. Однако разработан материал был относительно недавно — в 2013 году. В ДОУ (детские дошкольные учреждения) удивительный песок вошёл пока не повсюду, но всё чаще используется на занятиях воспитателями, коррекционными педагогами и логопедами.

Сколько увлекательных игр и экспериментов с песком можно придумать для дошкольников!

Кинетическая масса на 98% состоит из кварцевого песка. Синтетические полимеры делают материал пластичнее и приятнее. Песчинки не рассыпаются, а тянутся друг за другом. Простой контакт с кинетическим песком завораживает — детям и взрослым тоже нравится мять пластичный комок в ладони, перебираться пальцами. Материал необычный и манящий, почему его и называют волшебным, космическим.

Пластичный песок привлекает к занятиям разновозрастную аудиторию

В детском саду резервуары с умным песком рекомендуется использовать для занятий с детьми начиная с ясельного возраста. Контакт с пластичной массой обогащает сенсорное восприятие, расширяет кругозор и активизирует речевую деятельность.

Совет. В ДОУ следует использовать специальные резиновые песочницы или широкие лотки для кинетического песка. Дополнительно соберите игровые наборы: совки, ложки, грабельки, формочки, маленькие фигурки, камешки, ракушки.

Песочница внутри помещения — реальность для современной детворы

Песочница для младших дошкольников

Предметно-пространственная среда в детском саду способствует развитию ребёнка. Воспитанники младших групп (1,5–4 года) исследуют мир чувственно: первым делом трогают и ощупывают новый предмет, испытывают вещи на прочность, норовят всё попробовать на вкус.

Занятия с кинетическим песком для малышей проходят под наблюдением педагога! Он направляет при необходимости действия ребёнка и пресекает попытки отведать пластичную массу.

Игры с песком для малышей организуются и контролируются взрослыми

Песочные игры в индивидуальной работе с малышами проводятся с разными целями.

    Для облегчения процесса адаптации. Одни детки ходят в садик с полутора лет, другим путёвка достаётся в 3 года — это малыши, которые попадают в незнакомое место. Приёмы песочной терапии снимают эмоциональное напряжение.

Упражнения с волшебным песком расслабляют детишек

Игры с кинетическим песком и камешками развивают мелкую моторику малышей

Игра с песком и формочками может быть выбрана в рамках образовательной темы, например, «Морские животные»

Картотека игр с кинетическим песком для детей 1,5–4 лет

  • «Знакомство с волшебным песком». Педагог показывает ребёнку или нескольким малышам контейнер с кинетическим песком. Взрослый демонстрирует, что можно делать с новым материалом (мять, надавливать, скатывать, раскатывать, лепить), дети повторяют.
  • «Готовим угощения». Дети лепят ручками пирожки, кексики, торты. Воспитанники второй младшей группы могут попробовать себя в украшении «блюд».
  • «Отпечатки на песке», При помощи фигурной скалки или кончиками пальцев дети создают различные отпечатки (рекомендуется подбирать по актуальной теме в календарном планировании).
  • «Строим башню». Руками или при помощи формочек ребёнок лепит башню как можно выше.
  • «Угадайка». Воспитатель заранее прячет в песке фигурки (тематические наборы «Животные», «Геометрические фигуры», «Птицы»). Ребёнок отыскивает игрушки и называет, что это.

Видео: кинетический песок как материал игрового занятия в младшей группе

Игровое занятие примечательно использованием куклы-посредника для стимулирования интереса у детей. Обратите внимание, работа с кинетическим песком организована в подгрупповой форме: по два ребёнка у двух песочниц. Младшие дошкольники только начинают коммуницировать и сотрудничать друг с другом.

Занятия с песком для средних и старших дошкольников

К пяти годам у ребёнка активно развивается мыслительная деятельность. Это время первых самостоятельных выводов, установки логических связей, попыток анализировать увиденное/услышанное. Упражнения с кинетическим песком в средней и старшей группе сохраняют игровую направленность, но вместе с этим усложняются цели песочных занятий:

  • побуждение к экспериментальной деятельности: опыты с песком, водой, красками, весами;
  • поощрение к творчеству: разыгрывание сценок в песочнице, лепка по замыслу/фантазии;
  • развитие речевых способностей: озвучивание действий, дидактические игры.

Занимаясь с песком, пятилетки закрепляют знания об окружающем мире и получают возможность творить

Важно. В начале занятия с детьми необходимо проговаривать технику безопасности:

  • Не брать песок в рот.
  • Играть над контейнером или клеёнкой.
  • Не кидаться песком.
  • После игры в песочнице вымыть руки с мылом.

Картотека игр и опытов с кинетическим песком для детей 4–6 лет

  • «Фигуры». Воспитатель называет геометрическую фигуру, ребёнок рисует её на песке и украшает отпечатками и/или мелкими деталями.
  • «Сосчитай». Ребёнок ищет и вслух считает игрушки, закопанные в песке.
  • «Составь слово». В песке спрятаны пластмассовые буквы. Задача ребёнка — отыскать их и сложить слово.
  • «Подбери слова». Развитие умения пользоваться прилагательными в речи: ребёнок достаёт из песка игрушки и называет её признак. Например: «Это машинка. Машинка красная».
  • «Чего не стало». Теперь ребёнок закапывает игрушки из набора и говорит, что пропало, тренируясь в употреблении падежных окончаний существительных. Например: «Не стало кубиков. Не стало котят».
  • Опыты на сравнение свойств сухого, влажного и кинетического песка:
    • что обладает рассыпчатостью,
    • что лучше лепится,
    • взвешивание песочных масс,
    • опыты на окрашивание песка (в т. ч. способы рисования на песке).
Читать еще:  Поздравления к 30 летнему юбилею свадьбы. Жемчужная свадьба (30 лет) — какая свадьба, поздравления, стихи, проза, смс

Видео: игры с умным песком для средних дошкольников

В видеозаписи показан эффективный комплекс игр с кинетическим песком: раскатывание массажными мячиками, поиск предметов, скатывание и лепка. Для детей 5–6 лет упражнения следует разнообразить речевыми заданиями.

Как играть с песком будущему первокласснику

Дети 6–7 лет максимально заняты подготовкой к школе. Волшебная комната с песочницей может стать местом уединения и релаксации. Ребёнок имеет свободный доступ к песку, играет или просто мнёт в руках, когда необходимо расслабиться в психоэмоциональном плане.

На занятиях с выпускниками ДОУ кинетический песок подойдёт для тренировки в письме, решении элементарных примеров.

Опыты и эксперименты переходят в русло практической значимости.

Шестилеткам можно предложить поучаствовать в создании или раскрашивании кинетического песка

Картотека игровых упражнений с умным песком в подготовительной группе

  • «Создание космического песка». Воспитанники под контролем педагога пробуют приготовить пластичную массу:
    • песок + крахмал,
    • сода + средство для мытья посуды,
    • кварцевый песок + мука,
    • крахмал + пена для бритья/бальзам для волос.
  • «Сравнение образцов». Дети разбиваются на пары, каждая готовит пластичную массу по одному из знакомых рецептов (как в предыдущем пункте). Затем ребята коллективно оценивают, какой кинетический песок обладает лучшими качествами.
  • «Извержение вулкана». Воспитатель заранее изготавливает макет вулкана: вокруг пластиковой бутылки налепливает кинетический песок. Для извержения в жерло вулкана насыпается 2 ложки пищевой соды, добавляется гуашь красного цвета и 1 ложка жидкого мыла. Затем вливается разведённая в воде лимонная кислота.
  • «Школа на песке». Деревянной палочкой (стекой) ребята записывают на песке знакомые слова или числа для сравнения под диктовку воспитателя.
  • «Нарезка». Дети скатывают из кинетического песка подобие продуктов: колбасу, сыр, батон хлеба. Пластиковым ножам учатся аккуратно делать нарезку.

Видео: делаем кинетический песок своими руками

Кинетический песок имеет широкий спектр применения в работе с дошкольниками. В него дети играют, как в песочнице на улице, — получают положительные эмоции. А педагоги используют умный песок как эффективное средство для разностороннего развития малышей.

Мой детский сад

Информационный портал для родителей и воспитателей

Интересные игры с простым и кинетическим песком для детей в детском саду

Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Педагогу будет полезно узнать, какими интересными играми можно увлечь воспитанников при помощи обычного природного ресурса или с использованием кинетического песка.

Правила игры с песком

Практически в каждом магазине игрушек вы можете найти наборы для творчества с песком. Производители позаботились о безопасности детей, сделав эти наборы чистыми по составу. Однако чаще всего играть с песком в ДОУ ребятам приходится на улице — это не просто интересно, но и полезно для знакомства с природой. В дошкольном возрасте они проявляют активную любознательность, задают вопросы буквально обо всем, что видят и слышат. В ходе песочной игры малыши могут получить ответы на многие вопросы и проявить свои исследовательские черты. Существует несколько картотек игр для разных возрастных групп и ситуаций.

Для начала нужно познакомить детей с правилами обращения с песком:

  • Нельзя кидаться в других детей и сыпать песчинки на себя. Игры с песком, который находится на улице, могут стать причиной травмирования слизистой оболочки глаз или засорения ушей.
  • Каждому ребенку нужно понять, что мешать другим детям нельзя.
  • Когда игра закончится, нужно всем вместе помочь воспитателю собрать игрушки.

Затем нужно предложить взять песочную массу в руки и пропустить сквозь пальцы, попросить рассказать о полученных ощущениях. Это требуется для того, чтобы понимать свойства сухих песчинок, их легкую отделимость друг от друга. После можно взять игрушечную леечку и намочить небольшую часть песочницы водой, при этом обращая внимание детей на то, что мокрый песок стал липким и поменял цвет. Вода может также стать предметом игр, как отдельным, так и дополнительным.

Игры с песком: картотека

Существует множество игр с песком, которые формируются в картотеки – они отличаются друг от друга не только сюжетом. Здесь очень важна цель игр. Педагог старается познакомить каждого своего подопечного с окружающим миром, донести до него информацию, которая сможет дать ответы на интересующие вопросы. Вместе с этим крохи развиваются физиологически и учатся правильно общаться друг с другом. Приведем самые распространенные варианты игр.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/pjat-napravlenii-pesochnoi-dejatelnosti-v-dou.html
http://melkie.net/podborki/kineticheskiy-pesok-v-detskom-sadu.html
http://mojdetskijsad.ru/pedagogam-na-zametku/interesnye-igry-s-peskom-dlya-detej-v-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector