0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как быстро выучить часы с ребенком. Как обучить ребенка понятиям «утро-день-ночь»: подсказки от педагога

Как обучить ребенка понятиям «утро-день-ночь»: подсказки от педагога

Время — очень сложное для детей понятие. Оно абстрактное, его невозможно потрогать и попробовать на вкус. Взрослые постоянно говорят о времени: «мама придёт в 8», «смотреть мультик можно 15 минут», «обедать пойдём через полчаса».

Ребёнка необходимо знакомить с единицами измерения времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год), ведь так ему будет проще дождаться с работы маму или выдержать занятие с логопедом.
Рассказывать о времени нужно, продвигаясь по чёткой схеме: от простого к сложному.

Начинайте не раньше 2-3 лет

В 2-3 года учите малыша ориентироваться в частях суток, различать и называть утро, вечер, день, ночь.

Определять эти промежутки проще по характерным для них видам деятельности и внешним признакам. Так, утром мы просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, ночью — спим. Для каждого времени суток у нас есть приветствия или слова прощания: доброе утро, спокойной ночи. Расскажите про восход солнца и луны.

Действуйте через личный опыт ребёнка

Насыщайте части суток существенными признаками детской активности, максимально приближенной к его личному опыту. Обращайте внимание на части суток в повседневной жизни: «Пришёл вечер, мы принимаем ванну и готовимся ко сну», «Наступает ночь, а ночью все люди отдыхают. И мы ложимся спать» и тому подобное.

Рассматривайте и читайте книгу Вольта Суслова «Часы». А затем закрепляйте эти знания в игре «Подскажи словечко». Начинайте предложения, которые малыш должен завершить. Например: «Обедаем мы днём, а ужинаем — …»

Другая полезная игра — «Когда это бывает?» : используйте готовые картинки с частями суток или сфотографируйте разные рутинные дела. Покажите их ребенку, спросите, что он делает на фотографиях, когда это происходит. Пусть разложит фотографии по порядку.

Расширяйте представление о частях суток и их последовательности с 3-4 лет

На этом этапе важно научить ребёнка определять последовательность частей суток с разных точек отсчёта. Для этого задавайте вопросы: «Что наступит после утра? Что делают дети днём. Закончилась ночь. Что наступит после ночи?» и тому подобное.

Для того чтобы малыш понимал такие свойства времени, как текучесть и непрерывность, предлагайте ему разложить карточки с изображением частей суток так, чтобы они начинались с дня, вечера или ночи (но не с утра).

Используйте стихотворения о частях суток, отмечайте характерные особенности, которые можно увидеть в природе. Для этого отлично подойдёт «Ночная книга» Ротраут Сюзанны Бернер. Закрепляйте знания в игре «Назови соседей». Вы говорите «день», а ребенок — «утро» и «вечер» и так далее.

Чувство времени можно развивать с 5-6 лет

В 5-6 лет подводите детей к понятию «сутки». Рассказывайте о том, что одни сутки образуют утро, день, вечер и ночь. В этом же возрасте уже пора развивать чувство времени, то есть умение отличать длительность временных интервалов (1 и 3 минуты).

Во время сборов на прогулку используйте песочные часы, они привлекают внимание детей и способствуют развитию чувства времени. Предложите одеться, пока песчинки пересыпаются в нижний отсек часов. Легко ли это сделать за три минуты? А сможет ли одеться за три минуты папа?

Поиграйте в «Молчанку». Предложите помолчать минуту (засеките на телефоне или песочных часах). После игры поинтересуйтесь, легко ли было молчать. Показалась ли минута медленной или быстрой?

Читайте книжки, которые наглядно рассказывают о часах и времени: «Воплощение времени» Натальи Сапунковой, «Часы — часики» Эльмиры Котляр, «Который час?» Вольта Суслова, «Часы с кукушкой» Софьи Прокофьевой. По последней книжке снят мультфильм, который тоже полезно посмотреть и обсудить с дошкольником.

Конспект занятия-развлечения в подготовительной группе Тема: «Часы»

Марианна Окольничникова
Конспект занятия-развлечения в подготовительной группе Тема: «Часы»

Конспект занятия-развлечения в подготовительной группе

Педагог: Окольничникова Марианна Альбертовна.

Читать еще:  Ребенок 8 лет проблемы. «Я — личность!», или кризис восьми лет у ребенка. Почему дети говорят неправду

Тема: «Часы»

Продолжить знакомство детей с часами, их назначением, деталями часов и их механизмом.

— Учить определять время на часах с помощью стрелок.

— Упражнять в согласовании числительных с существительным «час» .

— Тренировать в употреблении предлогов «ЗА», «ПОД», «НА», «В».

— Закреплять умение ориентироваться на листе в клетку.

— Развитие мыслительных операций,

— Мелкой моторики рук,

— Координации речи с движениями,

— Развитие логического мышления.

Воспитание положительной установки на участие в развлечении, навыков сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности.

Демонстрирующий материал: картинки часов разного вида, видео-материал, карточки с предлогами «ЗА», «ПОД», «НА», «В».

Листы в крупную клетку, карандаши.

Математический диктант: чтение Е. Шварц, «Сказка о потерянном времени»

Разучивание стихов и песенок о часах и времени,

Рассматривание «ленты времени», истории часов.

Д/и «рисуем по клеточкам», «волшебные палочки», «который час?», «угадай цифру, отремонтируй часы», «режим дня», экскурсия в «мини -музей часов», «рисование макетов часов».

-участие в сборе экспонатов,

консультация «история возникновения часов»,

-рисунки макетов часов для танца на музыкальном занятии.

Ход занятия:

-Дети садятся на места

Педагог загадывает загадку:

«На руке и на стене

И на башне в вышине

Ходят, ходят, ровным ходом

От восхода до захода»

Вопросы к детям:

Как вы думаете, для чего нужны часы?

Что бы было, если бы часов ни у кого не было?

Какие бывают часы?

Как раньше люди жили без часов?

Первая страница истории часов:

«Живые часы»

«Не будильник и не мама поднимает утром рано,

Будит Петя-петушок — самый звонкий голосок!»

Демонстрация видео со звуком: посчитайте, сколько раз прокукарекает петушок(3 раза)

А еще живыми часами весной и летом могут быть поющие птицы (соловьи, жаворонки, зяблики, и даже воробьи).

Знали люди в старину и другие часы — растения. Догадайтесь как? Они без рта и языка могли сказать, сколько сейчас времени.

Что есть у цветка? (стебель, листья, цветы, они раскрывают свои лепестки строго в определенное время. Вьюнок раскрывается в 9 утра, а закрывается в 8 вечера, лютик в 7-8 утра, а закрывается в 3-4 дня, люди внимательно наблюдали за растениями и могли определить, сколько сейчас времени.

«У реки зеленый луг, одуванчики вокруг,

Росами умылись, дружно приоткрылись,

Как фонарики горят, нам с тобою говорят,

На часах ровно 5, можете еще поспать!»

Как вы думаете, такие часы удобны?

+(плюсы) живые часы всем доступны (не надо покупать в магазине, никогда не сбиваются, красивые, радуют глаз и т. д. ,

(минусы) их не взять с собой, в городе их нет.

Вторая страница истории часов:

«Солнечные часы»

«Я у солнышка спросила, сколько времени сейчас?

Солнце палку осветило, показало — вот те раз!»

Вопросы к детям:

Чем удобны эти часы, чем нравятся, чем не удобны?

— в пасмурную погоду ничего не показывают, нельзя взять с собой в квартиру, время показывают не точно.

Третья страница истории часов:

«Песочные, водяные, огневые»

«Люблю часы песочные, пускай они не точные,

Но радуют приятно взгляд и время может течь назад».

А где сейчас, используются эти часы? (правильно в медицине, чтобы отсчитывать время процедур).

Четвертая страница истории часов:

«Современные часы»

Просмотр видео-картинок со звуком с изображением разного вида часов.

Рассказ педагога о семейной истории часов, показ экспонатов часов мини- музея.

Вопросы к детям:

Кто делает часы и ремонтирует их, если они сломались?

Часовщик делает их или ремонтирует, если они сломаются.

Чтение педагогом стихотворения «Часовщик».

Чтобы ходики ходили

А будильники будили,

И всегда любой из нас

В часовой мастерской

Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:

-Как же мне не горевать!

Из моих часов кукушка

Все понятно старику,

Из окошечка резного

Мы в часы мячом попали

Со стола часы упали.

Под столом раздался звон,

И пружина вышла вон.

Мы давно знакомы с вами.

Неужели в этот раз

Вы не выручите нас?

Щуря глаз и хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

Все понятно старику,

Мы теперь приходим в класс

Раньше всех на целый час.

Просмотр мультфильма «Крот и часы».

-можно ли крота назвать часовщиком?

Почему? Папа тоже может ремонтировать часы, строить дом, но это не его профессия.

Мама готовит еду дома, но она не повар. Чтобы стать мастером своего дела, надо этому учиться, хорошо знать устройство часов, их детали, уметь исправлять любую поломку.

Читать еще:  Будьте всегда в настроении. Все триместры беременности по неделям с указанием самых опасных периодов

А как бы вы назвали мультфильм «Крот и часы»?

Что в нем правда, а чего не может быть?

А теперь я предлагаю поиграть:

Мы уже знаем некоторые короткие слова, это предлоги. Уже умеем их читать (карточки с предлогами «ЗА», «ПОД», «НА», «В»). Текст игры читает ребёнок и показывает карточки по одной.

«вышли мышки как- то раз, посмотреть который час

1,2,3,4 мыши дернули за гири!

Вдруг раздался страшный звон,

Убежали мышки вон!».

(показ карточки с предлогом. Повтор 4 раза: «мыши» убегают «НА» диван, «В» раздевалку, «ПОД» столы, «ЗА» дверь, спину педагога).

Дети садятся за столы:

Беседа о стрелках часов. Загадка. Загадывает ребёнок.

«Ровным кругом друг за другом»

Сколько их и что они обозначают? Ответы детей.

— на столах листы в клетку

Графический диктант под диктовку педагога. Цифры и стрелки на готовом циферблате нарисуйте самостоятельно.

А сейчас мини-пауза…

— «Если мы чуть, чуть устали

Мы на две минутки встали,

Мы потянемся сначала

Повернемся влево, вправо

Мы наклонимся разок,

И достанем свой носок,

Раз и два – присели вниз,

Три, четыре – поднялись

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики

А теперь шагаем вместе,

На одном и том же месте».

Садитесь и мы поиграем с вами на внимание.

Словесные и логические игры и упражнения:

1. Назовите часть суток, которую я не назову?- утро, день, ночь, (вечер)

2. Какое число я пропустила? – 1,2,3,5,6,7,8,9,10, (4)

3. День недели который я не назвала? – Понедельник, вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье (четверг)

4. Время года? – лето, осень, зима,

1. зима, весна, среда, лето, осень

2. утро, день, вечер, зима, ночь

3. один, два, четыре, круг, три, пять

4. круг, квадрат, ромб, треугольник, пять

Посмотрите на часы, мы и не заметили, как пролетело время…

— Чтение поговорок и пословиц о времени и часах.

1. Всему своё время.

2. Делу время, а потехе час.

3. Счастливые часов не наблюдают.

4. Деньги пропали — наживёшь, время пропало- не вернёшь.

5. Всякому овощу своё время.

6. Обещанного- 3 года ждут.

7. Лучше поздно, чем никогда.

8. День за ночь- сутки прочь.

9. Сколько лет, сколько зим.

10. Час от часу не легче.

11. Кто с петухами встаёт, от часов не отстаёт.

12. Утро вечера мудренее.

13. День с ночью перепутан.

14. Время- лучший лекарь

15. Не смеши языком, поторопись делом.

16. Поспешишь- людей насмешишь.

17. Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня.

18. Семеро одного не ждут.

19. После дождичка в четверг.

20. Не торопись отвечать, торопись слушать.

Интересно вам было сегодня на нашем занятии?

В следующий раз мы еще поиграем с вами в необычные часы с мячом, карточками, в звуковые часы.

А в конце, давайте споем песенку о часах.

Видео с текстом песни в исполнении О. Ануфриева, дети подпевают, и делают несложные упражнения руками и ногами, сидя за столами.

«Нережимный» ребенок: как приучить к распорядку дня? Часть 1

«Леночка, собираемся домой, через десять минут у тебя обед, а потом дневной сон, а после занятия по расписанию, сегодня будем лепить животных из пластилина» — подгоняет мама трехлетнюю дочку на детской площадке, напоминая о режиме дня.

Я с тоской наблюдаю, как мой сорванец гоняет голубей по кругу, весел и полон сил, а ведь по его расписанию тихий час именно сейчас. Но в том то и проблема, что расписание у нас никогда не соблюдается, ребенок «дрессировке» не поддается. Чтобы я ни делала! А так ли важен режим дня, надо ли учить кроху жить по часам?

Не по уставу

Но он и сам знает, что сынишка спать больше не ляжет, что ты с ним не делай. Выспался маленький человек – выспались все, даже сладко подремать не получится, карапуз гремит, стучит, бегает, прыгает, а в конце концов оседлает спящего папу и тот окончательно проснется. А вам знакома такая ситуация?

Именно из-за очень раннего пробуждения ребенка я стала задумываться о введении режима дня. Я, конечно, и без того неоднократно пыталась кормить-мыть-укладывать в одно время, но своенравный кроха оказался «нережимным». Либо и правда, не все дети готовы жить «по уставу», либо я делаю что-то не так…

Читать еще:  Недорогие подарки на новый год для друзей и знакомых. Что подарить на Новый год? Практические советы

Чем же плохо отсутствие режима дня у ребенка?

Прежде всего, это очень неудобно для родителей. Проверено на собственном примере! Ничего не спланировать, малыш всё-равно нарушит планы. Ждешь, что он поспит в машине по дороге в супермаркет, но он час смотрит в окно, хотя по «расписанию» тихий час. Шоппинг испорчен, можно сразу ехать обратно, ведь утомленный кроха не даст вам и минутки покоя, а уснуть среди толпы людей, пусть и в коляске, он не сможет. В следующий раз, предвидя такую ситуацию, вы выбираете путь покороче, выезжаете пораньше, чтобы на дневной сон вернуться домой. Но малыш засыпает в первые же минутки пути, хотя еще не время вовсе. Что делать? Вернуться домой, покататься и дать ему поспать, разбудить сонного гномика и слушать недовольный плач? Если ребенок соблюдает режим, это очень удобно для мамы с папой. Но нужен ли режим самому ребенку? И чем грозит его отсутствие?

Нет режима дня – нет воспитания?

Потерпев несколько неудач, я уже была готова забыть о жизни по расписанию, в садик пойдет, там научится спать и кушать вовремя – думалось мне. Я оправдывала себя тем, что каждый малыш индивидуален, и приняла детские «правила игры». Как оказалось, зря…

Неслучайно педиатры, детские психологи и воспитатели выступают «за» режим, они отмечают, что без режима малыш становится неуправляемым, возбудимым и трудно обучаемым.

«Распорядок дня нужен не только маме с папой, но и самому ребенку, он отвечает за его гармоничное физическое развитие, моральное спокойствие и устойчивую психику. Большая часть современных детей – сангвиники и холерики, они чрезмерно активны и легко перевозбуждаются. Такие дети с трудом засыпают сами или вовсе не могут это сделать, им режим нужен в первую очередь» — говорит известный детский психолог, а по совместительству многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

И ее мнению я доверяю. Ребенок, пропустивший дневной сон, становится просто невыносимым, особенно в последние часы перед отбоем. Причем, чем младше кроха, тем важнее для него жизнь по часам, исключая, период до полугода.

Режиму дня быть!

«Никогда не жили по режиму, мне самой было бы неудобно все делать по часам, никогда время не засекала. Но ребенок стал плохо кушать, засыпает с трудом, дневной сон бывает и в 10 утра начинается, а бывает и в пять вечера, малыш сам устает от такой неопределённости. Раньше думала, что ему так удобнее и лучше, но ошиблась, он просто не умеет делать все по расписанию, а без меня и не научится» — рассказывает Анастасия Завьялова, мама двухлетнего Романа.

Если вы все еще уверены, что ребенок волен сам решать, когда ему играть в машинки, когда смотреть мультики, когда гонять кота, а когда пора и вздремнуть, то приведем еще несколько доводов в пользу режима:

  • Ребенок, который никогда не жил по режиму дня, рискует стать «проблемным», возможны сложности с воспитанием, ведь распорядок дня – это дисциплина.
  • Если дневной и ночной сон начинается и заканчивается всегда в разное время, малыш часто будет перевозбужденным, а когда-то сонным. Такое состояние мешает развитию, ребенок будет с трудом реагировать на просьбы, взаимодействовать с детьми и даже играть не захочет, будет капризничать.
  • Распорядок дня, это не просто «кушать 20 минут, играть полчаса», это нечто иное, как картина мира для ребенка. Утро-день-ночь, за ужином следует купание, за ним – сон. Даже взрослым проще жить по режиму, стоит лечь на пару часов позже, и утром вы будете «клевать носом».
  • Если малыш живет по расписанию, то он чувствует себя в безопасности, он ощущает мир «стабильным». Ребенок всегда знает, что произойдет дальше, он спокоен.
  • Даже физическое развитие зависит от соблюдения режима, особенно до трех лет. Более старшим детям можно делать «поблажки», например, продлить прогулку на 20 минут или устроить полдник пораньше, если сорванец проголодался. После трех лет ребенок может сам сказать, чего он хочет, к словам его надо прислушиваться, но решает, что и когда ему делать, все равно мама.

Расписание все-таки полезная, а в некоторых случаях незаменимая «штука». Как же научить малыша жить по распорядку дня и как правильно составить это расписание? Читайте во второй части нашей статьи.

А ваш малыш живет по режиму дня? И как вам при этом живется?

Источники:

http://letidor.ru/obrazovanie/kak-obyasnit-rebenku-chto-takoe-vremya-chetkaya-shema-ot-pedagoga.htm
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-razvlechenija-v-podgotovitelnoi-grupe-tema-chasy.html
http://viline.tv/deti/article/nerezimnyj-rebenok-kak-priucit-k-rasporadku-dna-cast-1

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector