0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется болезнь когда плохо читаешь. Болезнь когда не можешь читать. Осложнения при афазии, чем опасна болезнь

Дислексия: болезнь гениев, а не лентяев

Дислексия это хроническая проблема с чтением, которая влияет на большой количество людей, особенно на людей с различного рода инвалидностями. От дислексии страдает до 15% населения в развитых странах. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой. Дислексия у мужчин встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Причины дислексии

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Симптомы дислексии

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:

Низкая успеваемость. Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.

Читать еще:  Целительная сила камней и минералов. Страшная сила драгоценных камней. Цвет и его влияние на человека

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©

Что такое дислексия

Многие родители при достижении их детьми возраста 4-5 лет узнают, что такое дислексия. Именно в этом возрасте дети начинают изучать алфавит, и тогда симптоматика дислексии всплывает на поверхность.

Дислексией называется болезнь, при которой человек не может нормально читать текст. Это расстройство вызвано слабой сформированностью или разрушением психических функций, задействованных в процессе чтения.

Данное заболевание распространено у 5% детей с нормой развития. Дислексия у детей с задержками в интеллектуальном развитии встречается намного чаще – 20-55%. Установлено, что рассматриваемое расстройство чаще встречается у мальчиков.

Для того чтобы понять особенности этого заболевания, важно изучить механизмы дислексии. В осуществлении процесса чтения участвуют следующие речевые анализаторы: двигательные, зрительные и слуховые.

Восприятие текста осуществляется по следующим этапам: сначала человек воспринимает буквы зрительно, глазами (узнает, различает их), затем соотносит данные буквы с звуками, после происходит слияние звуков в слоги – слова – предложения, и в итоге наступает понимание смысла текста. Дислексия – это нарушение очередности данных этапов.

Симптоматика дислексии имеет в большинстве случаев открытый характер и легко диагностируется родителем или специалистом (педагогом, логопедом, психологом). Как говорилось выше, заболевание обнаруживается чаще у дошкольников, однако есть случаи, когда человек узнает о наличии у себя дислексии уже в зрелом возрасте.

Как определить

Когда обнаруживается дислексия у детей, симптомы часто имеют наслаивающийся, комплексный характер. Основной список включает в себя следующие пункты:

  • Трудночитаемый, плохой почерк.
  • Медленный темп чтения, не соответствующий норме для данного возраста (этот признак является одним из наиболее часто применяемых при диагностике).
  • Написание слов наоборот.
  • Во время чтения человек трогает глаза, трет их.
  • Трудное запоминание геометрических фигур, неумение их распознавать.
  • При чтении или после ребенок жалуется на головную боль.
  • Ребенок пропускает слова во время чтения.
  • Чтение книги одним глазом.
  • Постоянное стремление ребенка избежать процесса чтения.
  • Быстрая утомляемость.

Диагностика дислексии заключается в анализе когнитивных способностей, оценке речи и психических функций. Специалист-логопед проводит обследование, включающее анализ устной и письменной речи.

Путем сбора полного семейного анамнеза выявляются аспекты, влияющие на расстройства чтения. Врач обязательно проверяет работу слуха и зрения для того, чтобы исключить другие заболевания, имеющие также симптомы дислексии.

Типология

На данный момент существует обширная классификация дислексии, описывающая ее виды, формы и этиологию. Подробное описание представлено ниже.

  • Литературная – трудности в усвоении отдельных букв.
  • Вербальная – проблемы при чтении слов.

Выделяют следующие формы дислексии:

1. Тактильная. Характерна для слабовидящих детей. Ребенок путает буквы, схожие на ощупь, при чтении азбуки Брайля.

2. Оптическая. Является последствием слабой сформированности зрительно-пространственных представлений. Ребенок путает сходные по написанию буквы (Ы-Ь, Г-Р).

3. Мнестическая. Деформация памяти речи. Ребенку трудно соотносить звуки и буквы.

4. Аграмматическая. Причиной данного вида является недоразвитость обобщений различных форм слов. Ребенок с такой формой заболевания:

  • Неверно согласовывает существительные с прилагательными (интересная рассказ, красивый ваза).
  • Допускает ошибки в окончаниях глаголов прошедшего времени (выбегул, предлагул).
  • Меняет окончания и числа имен существительных (в гаражов, в домов).

5. Семантическая. Вызвана бедностью словарного запаса. Ребенок читает текст верно, однако не понимает прочитанного.

6. Фонематическая. Является последствием недоразвитого фонематического слуха и связанных с ним затруднений в анализе, синтезе и восприятии речи. Ребенок смешивает звуки, не дифференцирует слова, отличающиеся одной буквой, но имеющие абсолютно разный смысл (например, поп – коп, лоб — лом).

Причины

Основная причина, вызывающая дислексию у детей, – это расстройство нейробиологической системы. В этом случае происходит нарушение работы определенных участков мозга (задняя часть средней левой височной извилины). В перинатальный период (период с 28 недель беременности, процесс родов и первые 7 суток жизни ребенка) причинами данного процесса могут служить следующие факторы:

  • Токсическое поражение центральной нервной системы (является следствием медикаментозной или алкогольной интоксикации, желтухи).
  • Поражение инфекцией головного мозга плода (происходит при перенесении беременной женщиной инфекционных заболеваний).
  • Механическое повреждение головного мозга (следствие грубых манипуляций по доставанию плода из утробы матери).

В период от рождения до смерти человека отклонения в работе головного мозга, приводящие к нарушению процесса чтения, может вызвать:

  • Травмирование черепа.
  • Цепь инфекций.
  • Болезни центральной нервной системы (детский церебральный паралич, умственная отсталость, задержка в психическом развитии).

Существует также несколько не связанных с нервной системой факторов, при которых развивается дислексия, причины ее могут быть социальными:

1. Дефицит устного общения с ребенком.

2. Синдром «госпитализма» (соматические и психические нарушения, вызванные длительным пребыванием человека в стационаре и изоляцией от общества близких людей).

3. Педагогическая запущенность.

4. Быстрый темп обучения.

5. Билингвизм (часто встречается в семьях, где родители являются носителями разных языков); обучение ребенка сразу нескольким языкам.

Доказано, что дислексия может быть обусловлена наследственностью. Существует ряд генов, которые способствуют развитию данной болезни.

Что делать

Лечение дислексии детей происходит в рамках системы занятий с логопедом. Программа выстраивается в зависимости от формы заболевания:

  • Фонематическая форма устраняется с помощью корректировки дефектов произношения звуков.
  • Коррекция дислексии семантической формы включает развитие словарного запаса.
  • При аграмматической форме у ребенка формируется новая, правильная грамматическая система образования слов и форм.
  • Устранение мнестической формы происходит путем развития зрительных и слуховых факторов, связанных с речью.
  • При оптической форме ведется изменение зрительного анализа.
  • Тактильная дислексия требует формирования умения различать на ощупь предметы.
Читать еще:  Как запланировать рождение мальчика? Как запланировать пол ребенка? Исполнение мечты – рождение мальчика

Дислексия – болезнь чаще всего детская, однако есть случаи, когда заболевание не диагностируется в дошкольный или школьный период, таким образом сохраняясь у человека до зрелого возраста. Отсюда вытекает вопрос: что делать, когда обнаружилась дислексия у взрослых?

Затяжной и тяжелый характер имеет возрастная дислексия, что это такое, взрослый человек может узнать, только попав в среду, где есть люди, знакомые с этим заболеванием. В большинстве случае взрослый с этой болезнью слывет ленивым и глупым, даже не подозревая, что проблемы в обучении вызваны серьезным заболеванием.

Коррекция

Для коррекции дислексии можно применять следующие методы:

1. Представление письменной информации в доступной форме. Например, для того чтобы сделать текст более читаемым для человека с дислексией, нужно выровнять его по краю, а не по ширине.

2. Представлять информацию в таком виде, который удобен для больного дислексией. Чаще всего взрослый человек с дислексией знает комфортный для него способ восприятия информации. Это могут быть карты, таблицы, отдельное преподнесение цифр и слов и другое.

3. Создавать индивидуальные условия. Больной дислексией человек может быстрее воспринимать информацию при наличии определенных условий. Это может быть уединенное рабочее место, более длительное время на выполнение задания, специальное программное обеспечение, наличие помощника, изменение формата документов (например, перевод из печатного текста в аудиоформат – для этого существует множество современных программ).

4. Использовать простой и понятный шрифт. Человеку комфортнее читать шрифт, имеющий ровный строй, без засечек, 12-14 размера (например, Arial, Tahoma, Helvetica и другие).

5. Предъявлять текст на бумаге высокого качества. Используйте плотную, не просвечивающую бумагу.

Так как большинство взрослых не подозревают о своем заболевании, то важно в корректной форме рассказать человеку о нем и порекомендовать хорошего специалиста в этой области. Помните, что в данном случае вы несете ответственность за конфиденциальность информации. Автор: Екатерина Липатова

Афазия

Афазия – это расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.

МКБ-10

Общие сведения

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых).

У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз. Возможные причины:

  • Инсульты. В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.
  • Черепно-мозговые травмы: сотрясения, ушибы головного мозга.
  • Воспалительные заболевания мозга:энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс.
  • Опухоли головного мозга: глиомы, глиобластомы, астроцитомы и др.
  • Хронические прогрессирующие заболевания ЦНС: очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика).
  • Операции на головном мозге: удаление опухолей, эвакуация внутримозговых гематом.

Факторы риска

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся:

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Классификация

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

  1. Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
  2. Афферентная моторная афазияразвивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
  3. Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.
  4. Акустико-мнестическая афазияявляется следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
  5. Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
  6. Динамическая афазияпатогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.
Читать еще:  Всегда ли узи показывает беременность. Что такое УЗИ? Когда будет точно известно, что вы ждете ребенка

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Симптомы афазии

Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.

Моторные афазии

Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Характерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).

Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апраксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.

Сенсорная афазия

В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.

Акустико-мнестическая афазия

При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.

Семантическая афазия

Амнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией); нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, пространственные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.

Динамическая афазия

При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.

Диагностика

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. При подозрении на афазию выполняется:

  • Неврологическая диагностика. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
  • Обследование речи при афазии. Включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного).
  • Нейропсихологическое обследование. Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, умственной отсталости.

Коррекция афазии

Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).

Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.

  • при эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов;
  • при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем;
  • при акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
  • при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
  • при амнестико-семантической афазии основная задача — преодоление импрессивного аграмматизма;
  • при динамической афазии – преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности.

Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.

Прогноз и профилактика афазии

Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.

Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.

Источники:

http://wizkid.ru/blog/disleksiya-bolezn-geniev-a-ne-lentyaev/
http://www.grc-eka.ru/eto/disleksiya.html
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/aphasia

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector