0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как правильно организовать смешанное вскармливание ребенка? Виды смесей для искусственного вскармливания

Смешанное и искусственное вскармливание детей

Смешанным называется вскармливание ребёнка грудным молоком и искусственными молочными смесями.

Искусственное вскармливание – это вскармливание только молочными смесями.

Показанием к переводу ребёнка на смешанное вскармливание является наличие клинических признаков недокорма (беспокойство ребёнка между кормлениями, уплощение весовой кривой, более густой стул, редкое мочеиспускание) и результаты контрольного кормления.

Показаниями для перевода на искусственное вскармливание являются состояние здоровья матери или отсутствие у неё молока.

Докормом называется дополнительное питание молочными смесями.

Правила введения докорма:

1. Докорм даётся после кормления грудью;

2. В зависимости от количества грудного молока докорм назначают после каждого кормления, после 2-х – 3-х кормлений, в виде самостоятельного кормления.

3. Прикладывать ребёнка к груди следует не менее 3-4 раз в сутки (иначе снижается лактация).

4. В сутки в качестве докорма ребёнок должен получать не более 2-х разных смесей.

5. Если объём докорма невелик (30-50 мл), его нужно давать с ложечки, если объём больше 50 мл – из бутылочки с соской.

6. Докорм даётся после кормления сразу (если ребёнок не съел, не следует давать докорм повторно через некоторое время).

7. В качестве докорма рекомендуется применение адаптированных молочных смесей.

8. При нарушении процессов пищеварения предпочтение отдается кисломолочным смесям. Их количество не должно превышать ½ суточного объёма питания.

9. Смесь готовится непосредственно перед употреблением.

Правила смешанного и искусственного вскармливания:

1. Контроль за количеством и качеством пищи должен быть более строгим, чем при грудном вскармливании.

2. Рекомендуется более ранний переход на 5 разовое кормление с более длительными промежутками между приемами пищи.

3. Сроки введения коррегирующих добавок и прикорма те же при применении адаптированных смесей, что и при кормлении грудью и назначаются в той же последовательности. При вскармливании ребёнка неадаптированными смесями прикорм вводят на 1 месяц раньше.

4. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи.

5. Грудное молоко следует как можно дольше сохранять даже в небольшом количестве.

Итак, при смешанном и искусственном вскармливании следует использовать молочные смеси.

Виды молочных смесей:

Адаптированные смеси – это смеси, по составу приближенные к женскому молоку. К ним относятся:

— сладкие – («Нутрилон», «Витолакт», «Симилак», «Бона», «Тутелли», «Пилти» и др.);

— кисломолочные («Витолакт кисломолочный», «Биолакт адаптированный», «Бифилакт», «Лактолин» и др.)

К неадаптированным смесям относятся также сладкие (цельное молоко, «Крепыш», «Здоровье» и др.) и кисломолочные (ацидофильное молоко, кефир детский, «Биолакт –1,2» и др.). Удовлетворительное развитие детей может быть достигнуто только при использовании адаптированных смесей. Кисломолочные смеси рекомендуются детям с неустойчивым стулом.

Простые неадаптированные молочные смеси из-за неполноценного состава неудовлетворяющего возрастным потребностям детей не могут быть рекомендованы к длительному применению в качестве основного источника питания. Их можно использовать в исключительных случаях при условии обязательной коррекции рациона недостающими пищевыми ингредиентами.

Существуют также диетические молочные продукты лечебного питания, также применяемые у грудных детей при различных патологических состояниях и заболеваниях.

Для недоношенных детей –«Детолакт –ММ», «Хумана – О», «Новолакт-ММ».

Для детей, страдающих аллергией к коровьему молоку – «Нутри-Соя», «Симилак — изомил», «Беллакт – Соя» и др.

Для детей с анемией – «Нан –Нан», «Детолакт», «Симилак» и др.

Для детей с генетическими нарушениями – низкобезлактозные смеси.

Для энтерального питания — энпиты, инпитан.

Биологически активные добавки:

— БАД – 1б (с бифидумбактериями)

— БАД – ИГ (со специфическим противостафилококковым иммуноглобулином)

— БАД – 1л (с лизоцимом) и другие.

«Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие).

Грудной возраст продолжается с 29 дня жизни до 1 года. Само название подчеркивает, что в этот период жизни наиболее тесен контакт матери и ребёнка, мать кормит грудью своего ребёнка. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое и нервно-психическое развитие, устанавливается моторика, начинает формироваться интеллект.

Особенностями периода грудного возраста можно считать :

1. Выраженная анаболическая направленность обмена веществ, так как идёт очень интенсивный рост – длина тела увеличивается на 50% (с 50-52 см до 75-77 см), масса тела утраивается (с 3-3,5 кг до 10-10,5 кг). Энергетическая потребность ребёнка превышает потребность взрослого в 3 раза (в расчёте на 1 кг веса). Если бы у взрослого сохранялась энергетическая потребность как у ребёнка, то взрослому человеку необходимо было бы получить 10-12 литров пищи в сутки. Высокая интенсивность обмена объясняет нередкие его нарушения в грудном возрасте:

— гипотрофии и паратрофии

2. Относительно большой объём пищи (в расчёте на кг массы тела), получаемый ребёнком, предъявляет повышенное требование к работе желудочно-кишечного тракта ребёнка. Вместе с тем в этом возрасте нервная регуляция и ферментная система желудочно-кишечного тракта ещё недостаточно зрелы. Сочетание этих факторов довольно часто приводит к желудочно-кишечным расстройствам.

Читать еще:  Чистить поры в домашних условиях. Как очистить поры на лице видео. Средства дополнительного назначения

3. Кишечник ребёнка обильно кровоснабжается, слизистая его обладает повышенной проницательностью, поэтому в организме могут быть легче попадать вредные агенты и вызывать общую реакцию организма (бактерии-возбудители заболеваний, токсины, аллергены и т.п.).

4. Неустойчивый иммунный статус. Новорождённый обладает пассивным иммунитетом (получил антитела от матери внутриутробно). В 4-6 месяцев снижается пассивный иммунитет, активных ещё нет, поэтому в грудном возрасте дети склонны к инфекционным заболеваниям (ОРВИ, стрептодермии и др.)

5. В грудном возрасте ребёнок много лежит, поэтому плохо вентилируются отделы лёгких. Дыхательные пути ребёнка узкие, защитные свойства слизистой снижены. Эти факторы объясняют частую патологию органов дыхания у грудных детей.

6. Кожа и слизистые грудного ребёнка богаты кровеносными и лимфатическими сосудами, легко ранимы, обладают повышенной проницательностью для вредных агентов (вирусы, микробы, токсины, аллергены).

7. В грудном возрасте активно проводится профилактическая вакцинация.

Знание особенностей грудного периода позволит среднему медицинскому работнику грамотно организовать уход за ребёнком этого возраста и защитить его от возможных осложнений, связанных с этими особенностями.

Основные направления ухода – это:

— контроль за физическим и нервно-психическим развитием;

— физическое воспитание и закаливание;

Под физическим развитием понимается совокупность морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.

Физическое развитие – комплекс генетически детерминированных признаков, реализация которых зависит от условий внешней среды.

Например: если родители ребёнка высокого роста, то генотип ребёнка предполагает его высокий рост, но если ребёнок часто болеет, плохо питается, живёт в плохих условиях, то он будет иметь гораздо более низкий рост, чем определено генотипом.

Роль наследственных факторов и условий внешней среды в физическом развитии наглядно прослеживается в явлении, которое называется акселерацией (более ранее половое созревание, физическое и психическое развитие).

Акселерация обусловлена изменением генотипа следствие большой миграции населения. Средний рост детей в городах всероссийских строек выше, чем в городах со стабильным населением. Нельзя исключить и роль социальных условий – темпы акселерации в развитых странах выше, чем в слаборазвитых. Термин «Физическое развитие» в клинической педиатрии понимают, как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела) и биологическое созревание.

Наиболее наглядно и просто оценивать физическое развитие ребёнка по его антропометрическим показателям.

Антропометрические измерения были введены в медицинскую практику в 30-х годах XIX столетия. Основными антропометрическими показателями являются:

— окружность грудной клетки.

Для оценки физического развития необходимо:

1. Определить возраст

2. Провести антропометрию

3. Определить соматотип (гипосомия-низкий рост, нормосомия-нормальный рост, гиперсомия-высокий рост) по таблицам рядов роста в различном возрасте

4. Определить гармоничность развития (соответствие массы и роста) по таблицам величины массы при различной длине

5. Определить вариант физического развития по таблицам вариантов

6. Сделать итоговую запись антропометрического исследования.

109.201.137.29 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Доктор Комаровский о смешанном вскармливании

Лучше грудного молока для ребенка ничего не придумано. Однако не всегда получается кормить младенца на все 100% этим, природой одобренным, продуктом. Иногда молока у мамы не хватает, и тогда возникает необходимость в смешанном вскармливании. Таким образом, малыш получает и грудное молоко, и что-то еще, чтобы не оставаться голодным. Не вредит ли крохе такое питание и как правильно организовать его, рассказывает известный детский доктор Евгений Комаровский.

Нужно ли бороться за грудное молоко

Недостаточная лактация у мамы может наблюдаться по совершенно разным причинам — от гормонального сбоя до нервно-психологического состояния. Именно эта, вторая причина, обычно является лидирующей. У мамы не хватает молока, она начинает винить себя в том, что не может дать ребенку необходимое для его здоровья и развития питание, и тем самым порочный круг замыкается. Женщина пребывает в постоянном стрессе, который, в свою очередь, пагубно сказывается на механизмах лактации.

Конечно, грудное молоко очень важно для младенца, но не менее важна для него нормальная, здоровая и улыбающаяся мама, говорит Евгений Комаровский. А потому, если молока едва набирается на одно кормление из пяти, то особого смысла сохранять смешанное вскармливание нет, можно перейти на искусственное. Ведь если общий объем материнского молока в рационе крохи не превышает одной пятой части, то почти никакого воздействия на здоровье оно не оказывает, и от него можно смело отказаться.

Второй вариант — поменять свое отношение к проблеме.

Если мама перестанет казнить себя морально за нехватку молока, и начнет спокойно сцеживать или давать грудь хотя бы раз в сутки, а остальные кормления проводить смесями, то можно оставить все, как есть (если это устраивает все стороны — и ребенка, и маму, и папу).

Смешанное вскармливание оптимально в том случае, если доля маминого молока превышает объем одного кормления. Например, если половину суточного рациона или чуть меньше того составляет именно грудное молоко. Вполне приемлемым можно считать и объем естественного питания в количестве 30% от суточного рациона.

О вреде смешанного вскармливания

Еще недавно считалось, и до сих пор некоторые медицинские справочники указывают на то, что смесь грудного молока с другим продуктом при смешанном вскармливании вредна для ребенка. Некоторые доктора даже трактуют ее как «экологическую катастрофу для детского организма». Евгений Комаровский спешит успокоить мам, у которых своего молока не хватает. Современная промышленность, которая производит смеси и детское питание, говорит он, сделала все, чтобы минимизировать этот вред. И ей это удалось.

Читать еще:  Чем лечить горло при беременности на разных сроках. Чем лечить горло беременной: безопасные лекарства и рецепты

Так, состав большинства доступных на сегодняшний день молочных смесей (речь идет об адаптированных смесях) максимально приближен к составу грудного молока.

Да, это не одно и то же, и смесь не способна заменить мамино молочко, но это лучше, чем давать ребенку коровье или козье молоко, которые являются для него на самом деле биологически чуждыми продуктами.

Смешанное вскармливание, несмотря на свое название, не должно носить хаотичного характера. Его тоже нужно уметь организовать правильно.

Есть два основных вида смешанного кормления: поочередное и последовательное.

При поочередном одно кормление мама сделает естественным полностью, а другое или несколько последующих — искусственным. При последовательном вскармливании ребенок может сосать грудь до тех пор, пока молоко не закончится, после чего при видимых признаках беспокойства (если малыш плачет, тянется к груди, чмокает и требует продолжения «банкета»), ему дают определенное количество смеси, чтобы он не чувствовал голода. При этом важно не перекормить малыша.

Чтобы точно знать, какое количество смеси ему требуется на докорм, желательно взвешивать ребенка перед кормлением и после него.

Выбрать тот или иной вид мама может самостоятельно. Тут многое зависит от количества молока — хватает ли его на целое кормление, и от иных обстоятельств, например, насколько часто женщина может сцеживаться. Не секрет, что смешанное вскармливание часто выбирают тогда, когда маме необходимо выйти на работу, и она отсутствует днем. Наиболее оптимальным считается кормление через раз — в 6 утра смесью, в 9 утра — грудью, в 12.00 — смесью и так далее.

Правила

Молочная смесь быстрее насыщает ребенка и несколько дольше переваривается, а потому при смешанном вскармливании не стоит делать больших перерывов между приемами пищи. Промежутка в 3-4 часа вполне достаточно. Даже если раньше вы кормили грудью по требованию или каждые 2-2,5 часа, то при переходе на смешанное питание правильно кормить с бОльшими перерывами и по режиму.

Если обстоятельства сложились так, что ребенку предстоит перейти на смешанное вскармливание, то следует соблюдать определенные правила, которые помогут крохе оставаться здоровым.

  • Для младнца до 6 месяцев выбирать следует полностью адаптированные смеси. Они помечены цифрой «1» на упаковке.
  • Для карапузов от 6 до 12 месяцев существуют особые смеси — частично адаптированные. Они обозначены на коробке цифрой «2».
  • Детям от года подходят смеси с цифрой «3» на упаковке.

Чтобы ребенок не бросил грудь, из которой сосать труднее, чем из бутылочки, дырка в соске не должна быть слишком большой.

Крохе надо так же прилагать усилия, чтобы добыть себе еду. Выбирайте соски с самыми маленькими отверстиями.

Не меняйте смесь на другую самопроизвольно, без совета лечащего врача и без веских оснований для такой замены (аллергическая реакция на смесь, плохое усвоение и др.).

Обязательно давайте ребенку, находящемуся на смешанном питании, пить воду. В первые дни после начала прикорма следите за стулом. Он может стать более редким, а также поменяет цвет и запах. В этом ничего страшного нет.

Если мама планирует вернуться к грудному вскармливанию, прикладывать малыша к груди следует как можно чаще, при этом использовать обе молочные железы.

Подробнее о том, когда нужно дополнять грудное вскармливание по мнению доктора Комаровского, вы узнаете из следующего видео.

Важные аспекты смешанного вскармливания

Вскармливание младенца считается смешанным, когда доля грудного молока в его рационе составляет не менее 30%. Часть питания малыш получает материнским молоком, а часть – докормом (искусственной смесью). При наличии даже небольшого количества молока у матери важно как можно дольше прикладывать младенца к груди и стремиться продлить период лактации на максимально возможный срок.

Причины перехода на смешанное вскармливание

Смешанное вскармливание возможно в таких ситуациях:

Дефицит собственного молока

Большинство здоровых женщин способны кормить ребенка грудным молоком так долго, как в этом есть потребность. Выработка молока идет по требованию. Если малыш регулярно прикладывается к груди и женщина не делает искусственных перерывов в кормлении (то есть не пытается кормить по часам), молоко будет приходить в нужное время в объеме, достаточном для восполнения потребностей растущего младенца.

Ложный дефицит грудного молока – это не повод для перевода новорожденного на смешанное кормление. Если проблемы лактации вызваны неумением прикладывать младенца к груди, стрессом или иными подобными причинами, наладить естественное вскармливание можно. В ряде случаев для этого потребуется консультация специалиста.

Истинный дефицит молока, когда его выработка недостаточна, встречается довольно редко и говорит об эндокринных нарушениях. В этой ситуации перевод новорожденного на смешанное вскармливание неизбежен. Убедиться в гипогалактии (недостаточной выработке молока) поможет тест на мокрые пеленки:

  • Снимите с ребенка памперс (используйте марлевые подгузники или оставьте грудничка голышом).
  • Подсчитайте количество мокрых пеленок (мочеиспусканий) за сутки.
  • В возрасте до 1 месяца должно быть не менее 12 мокрых пеленок, от 1 до 6 месяцев – 8–12 штук. Такой показатель говорит о том, что ребенок мочится достаточно и молока хватает.
  • 8–10 мокрых пеленок указывают на то, что лактация снижена. Ребенок недополучает молоко и меньше писает. В этом случае уже стоит задуматься о переводе на смешанное вскармливание, но можно попытаться наладить лактацию доступными методами.
  • Если мокрых пеленок вышло менее шести, пора переводить младенца на смешанное вскармливание.
Читать еще:  Можно ли беременным ходить на каблуках? Можно ли беременным ходить на каблуках на ранних или поздних сроках

Необходимость разлуки с ребенком

Если мама вынуждена надолго покинуть ребенка (выйти на работу, лечь в больницу и др.), ей следует задуматься о питании для малыша. Лучшим вариантом будет заготовить и заморозить грудное молоко. Если такой возможности нет, можно использовать докорм – искусственные смеси.

Когда не нужно давать докорм?

  • Если женщине кажется, что ее молоко недостаточно питательное. Материнское молоко всегда идеально сбалансировано для конкретного ребенка. Оно не может быть непитательным.
  • Если ребенок плохо набирает вес. Зачастую проблема кроется в том, что малыш слишком мало времени проводит на груди и не добирается до задней порции молока. Нужно держать ребенка на груди так долго, как ему это нужно.
  • Если женщине кажется, что молока выделяется мало. Отследить истинную выработку молока в груди довольно сложно. Нужно ориентироваться на самочувствие и вес ребенка, а не на субъективные ощущения.

При любых сомнениях стоит посоветоваться с педиатром или консультантом по грудному вскармливанию.

Правильная организация смешанного вскармливания

Важные аспекты, или как правильно кормить ребенка:

  • Новорожденному и младенцу старше 1 месяца нужно давать грудь по требованию. Количество прикладываний к груди в течение дня не ограничено.
  • Ребенку на смешанном вскармливании сначала всегда предлагается грудь. Малыш должен выпить столько молока, сколько ему нужно – из левой и правой груди. И только если младенец не наелся, а грудь уже пустая, можно давать смесь. Такая схема помогает увеличить лактацию и зачастую позволяет женщине перейти на полностью грудное вскармливание.
  • Ночью по возможности нужно давать только грудь. Выработка пролактина идет с 3 до 8 часов утра, и грудное вскармливание в это время увеличивает лактацию.
  • Для прикорма можно использовать не бутылку с соской, а ложку, шприц или систему докорма. Такая тактика снизит риск отказа от груди.
  • При использовании адаптированных молочных смесей для докорма дополнительно поить ребенка водой не нужно.

Расчет количества искусственной смеси зависит от возраста:

  • С рождения до 10 дней: 2% от массы тела помноженные на возраст ребенка в днях.
  • С 10 дней: 1/5 от веса ребенка.

С помощью этих формул определяется суточный объем питания – и материнского молока, и смеси. Весь объем нужно поделить на число кормлений:

  • До 3 месяцев – 7–8 раз в сутки.
  • 3–6 месяцев – 6 раз в сутки.
  • 6–12 месяцев – 5 раз в сутки.

Ночью делается перерыв на 6 часов.
Объем одной порции, рассчитанной выше, и будет тем количеством молока, которое должен выпить младенец.
Пример:

  • Возраст ребенка – 1 месяц, вес 4200 г.
  • Общий объем питания – 840 мл (20% от массы тела).
  • Количество кормлений за сутки – 8 раз через каждые 2–2,5 часа + перерыв на ночь 6 часов.
  • Объем одной порции – 105 мл.
  • Если ребенок выпил 50 мл грудного молока в указанный период (интервал 2–2,5 часа), то ему необходимо добавить 65 мл искусственной смеси.

Узнать объем выпитого материнского молока можно с помощью контрольного взвешивания. Грудничка кладут на весы (без подгузника) до кормления и сразу после него. Полученная разница и есть объем выпитого молока.

При смешанном вскармливании допускается свободный режим кормления. В этом случае женщина дает смесь после прикладывания к груди в том объеме, который нужен младенцу, и в то время, когда тот голоден.

Правила введения прикорма на смешанном вскармливании

Детям на смешанном вскармливании прикорм вводится в возрасте 5–6 месяцев с соблюдением определенных правил:

  • Начинается прикорм с монопродукта в форме пюре (без соли, сахара, приправ). Это могут быть овощи или каши. При нормальном весе можно начинать с овощного пюре, при дефиците массы тела – с каши.
  • Если ребенок категорически отказывается от новой пищи, не нужно настаивать. Можно предложить другой продукт или на время отложить прикорм. Важно, чтобы у младенца был пищевой интерес и желание пробовать новую пищу.
  • Первая порция прикорма дается не с целью накормить. Сначала нужно познакомить ребенка с новой пищей. Овощное пюре или каша предлагается в минимальном количестве – на кончике чайной ложки.
  • Объем прикорма увеличивается постепенно. На второй день можно дать ¼ чайной ложки продукта, на третий – половину и так далее.
  • Первый прикорм вводится в утреннее кормление и дается до грудного молока/смеси. После каждого кормления ребенку предлагается грудь.
  • Новый продукт можно вводить не ранее, чем через две недели после благополучной адаптации к предыдущему блюду.
  • Прикорм вводится только при хорошем самочувствии ребенка. Нельзя предлагать новую пищу во время болезни или сразу после вакцинации.
  • Если у ребенка произошел срыв стула или появилась кожная сыпь, выбранный продукт стоит отложить на 2–4 недели.

Прикорм при смешанном вскармливании замещает порцию смеси. Прикладывание к груди продолжается в прежнем режиме. Постепенно искусственная смесь вытесняется полностью, и ребенок переходит на грудное вскармливание с прикормом.

Источники:

http://studopedia.ru/3_12279_smeshannoe-i-iskusstvennoe-vskarmlivanie.html
http://o-krohe.ru/komarovskij/smeshannoe-vskarmlivanie/
http://www.baby.ru/wiki/pitanie/vaznye-aspekty-smesannogo-vskarmlivania-kak-dobit-sa-balansa-grudnogo-moloka-i-smesi-i-sohranit-laktaciu/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×