0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как провести занятие по конструированию из бумаги в детском саду. Нужно ли конструирование в детском саду

Нужно ли конструирование в детском саду?

«Конструирование», в переводе с латинского означает построение, т.е. разные предметы или их элементы и части приводятся в определенное взаимоположение.

В понятие «конструирование в детском саду» понимаются различные постройки из разнообразного материала, т.е. изготовление поделок из дерева, бумаги, природных материалов, картона и т.д. По характеру оно сходно с игрой или изобразительной деятельностью, поскольку в игровой форме отражает окружающую действительность. Не редко детские поделки служат для определенного практического использования, т.е. выполняются для конкретной цели: для украшения, для игры, как подарок родителям и т.д.

Поэтому конструирование в детском саду – это трудовая деятельность детей, направленная на получение конкретного реального продукта.

При этом конструирование в детском саду, занимает значительное место, поскольку оно проводится с детьми всех возрастов и обладает очень широкими возможностями для трудового, нравственного, умственного, эстетического воспитания, являясь сложным для детей видом деятельности.

Какие есть виды конструирования в детском саду.

Оно может быть техническим и изобразительным, при этом каждый из них наделен своими особенностями и требует определенного подхода.

Какие бы виды конструирования в детском саду не использовались, они должны носить характер игры в течение всего процесса работы детей и имеют свои особенности.

При этом конструирование в детском саду выполняется из различного материала: из строительных материалов; из картона, бумаги, коробок и т.д.; из природного материала. Конструирование из строительных игровых материалов – это наиболее легкий и доступный вид для дошкольников. Для каждого занятия разрабатывается своя методика конструирования в детском саду в зависимости от возрастной категории детей, их умений и навыков.

Существует множество различных наборов для разных возрастов детей для всех возрастных групп детского садика. Это могут быть настольные наборы, наборы для игр во дворе или на полу. Среди них существуют тематические наборы, используемые как самостоятельный для конструирования вид материала.

Наряду со строительными наборами используются различные конструкторы.

К более сложному виду в детском саду относят конструирование из картона, бумаги или коробок и знакомят с ним впервые детей в средней группе.

Прежде чем сделать поделку, необходимо заготовить выкройку, приготовить и закрепить на ней детали, сделать надрезы и только после этого собрать и склеить. Здесь необходимы навыки измерений и использования ножницам.

Природный материал используется для игр детей второй младшей группы. Для начала таких занятий подходят снег, песок и вода. Из сырого песка можно построить домик, дорогу, горку; используя формочки и песочницы – печь пирожки и т.д. более старшие дети могут приготавливать цветные льдинки, замораживая покрашенную воду; делать снеговиков, горки, зверей и т.д. из снега.

Подбирается определенная методика конструирования в детском саду, позволяющая достичь желаемых результатов.

Во время таких игровых занятий дети приобретаю необходимые навыки и знания, развиваются сенсорные и мыслительные способностей детей, а также мыслительная деятельность.

Конструктивная деятельность дает практические познания свойств различных тел и отношений их в пространстве, обогащая речь новыми понятиями и уча правильно их употреблять: длинный — короткий, большой – маленький, низкий — высокий, узкий — широкий, а также вправо – влево, над – под, сзади – спереди, вниз – вверх, ближе и т.д.

При этом формируется самостоятельность, трудолюбие, инициатива, организованность, упорства, необходимое для достижения цели.

Конструирование в ДОО

Ольга Ковалева
Конструирование в ДОО

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, в котором представлены следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

В свою очередь образовательная область «ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)

Конструктивно-модельная деятельность предполагает приобщение детей к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

Конструирование в детском саду

Конструирование в детском саду – это создание ребенком различных поделок из конструктора, бумаги, картона, шишек и других материалов. Дети дошкольного возраста очень любят это занятие. Кроме того, в процессе создания самой поделки, ребенок получает еще и немало пользы.

Практические навыки которые приобретают дети от занятий конструированием:

• развитие мелкой моторики;

• знакомство с формой и текстурой предметов на практике;

• развитие фантазии и воображения;

• обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т. д.);

• выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;

Читать еще:  Подарочная сумочка из бумаги своими руками. Как сделать сумку из бумаги. Сумочка с кружевом из металлизированной бумаги

• стимуляция образного и логического мышления.

Виды конструирования в детском саду

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относят конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы, из деталей конструкторов имеющих разные способы крепления, из крупногабаритных модульных блоков, некоторые способы конструирования из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов; к художественному — конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.

В зависимости от используемых материалов для конструирования, определяется его вид.

1. Из строительных материалов. Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. При помощи различных фигур геометрической формы (куб, призма, цилиндр и т. д.) выстраиваются самый простые строения – башни, домики. По мере приобретения опыта, конструкции могут постепенно усложняться добавлением новых элементов.

2. С применением специальных конструкторов. Они могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т. д.)

3. Из бумаги (глянцевой, плотной, картона и др.). Данный тип конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.

4. Из природных материалов (семена, желуди, шишки, ветки и т. д.).

Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.

Основные приемы обучения конструированию

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приемами.

Выбор приемов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым работают дети, от имеющегося у них опыта в знании предметов и существующих связей между ними, от умения и навыков в конструировании.

Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок.

4. Анализ и оценка процесса работы детей для выяснения, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

Содержание конструирования в возрастных группах детского сада

Вторая младшая группа. Детям четвертого года жизни свойственна большая физическая и умственная активность.

Для конструктивной деятельности детей этого возраста характерна непосредственная связь ее с игрой: в только что построенный трамвай сажают кукол, трамвай едет по линии, его движение ребенок сопровождает соответствующими звуками.

У детей формируются конструктивные навыки: располагают кирпичики, пластины на плоскости в 1-2 ряда, расставляют их вертикально, в ряд, на некотором расстоянии друг от друга либо плотно приставляют друг к другу.

В процессе организованной деятельности дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каком цвете они выполнены. Ребенок называет цвет деталей, выполняя постройку с учетом ее цветового решения, чтобы каждая основная часть имела один цвет (у стола крышка одного цвета, ножки другого и т. д.).

Важно, чтобы каждый ребенок усвоил последовательность выполнения построек.

Дети учатся сохранять порядок на своем рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании организованной деятельности и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том порядке, в каком он находился перед работой.

Слайд 7, 8, 9, 10, 11, 12

Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Они хорошо знакомы с некоторыми деталями строительного материала, знают их назначение.

Опыт конструирования, полученный детьми ранее, дает им возможность приобрести некоторые технические навыки, запомнить способы создания несложных построек, которые они легко воспроизводят в своих играх.

В этой возрастной группе добавляется изготовление поделок из бумаги, природного и других материалов.

Весь строительный материал, сохраняя определенный набор деталей, пополняется разными пластинами — короткими и длинными, широкими и узкими, брусками, кубиками, призмами, цилиндрами большими и маленькими.

В процессе конструирования детей учат: замыкать пространство, сооружать несложные постройки разных размеров, используя соответствующие игрушки, соразмерять постройки между собой. Отбирать детали по величине, форме, цвету, при этом учитывать их устойчивость в соответствии с особенностями постройки, запоминать последовательность ее выполнения.

Дети усваивают в процессе обучения, что детали обладают разной степенью устойчивости, которая зависит и от положения на плоскости, и от сочетания с другими деталями: кубик на любой грани устойчив; тоже устойчивы кирпичик и пластина, положенные на широкую грань, брусок, положенный на любую длинную боковую грань. Кирпичик и пластина, поставленные вертикально между кубиками или призмами, приобретают большую устойчивость.

Читать еще:  Фоторамки из газетных трубочек. Фоторамка из журналов и газет. Создаем декоративную корзинку из бумажных заготовок

Детей знакомят с тем, что одни детали можно заменить другими, соответственно соединив их: два кирпичика, положенные один на другой на широкую грань, заменяют два кубика, из 2-3 кубиков можно составить брусок.

Дети продолжают обучаться конструктивным действиям по образцу, по условиям, предложенным воспитателем, и по собственному замыслу в игре. Когда дети строят что-либо по образцу, они учатся его анализировать, обследовать. Определяется также последовательность процесса выполнения постройки.

В средней группе примерно во втором квартале учебного года вводится новый вид деятельности — конструирование из бумаги, коробок, катушек и других материалов.

Детей обучают некоторым операциям с бумагой: сгибать лист пополам, добиваясь совпадения при сгибе сторон и углов, приклеивать мелкие части к основной форме.

Изготовление игрушек из природного материала лучше всего проводить в весенне-летний период. Воспитателю необходимо показать детям процесс изготовления и скрепления частей: как соединить между собой желуди, как прочно установить скорлупу ореха на пластилиновой пластинке и т. д.

Старшая группа. У детей 5-6 лет интерес к конструированию, к строительным играм возрастает. Дети охотно строят, делают игрушки. Они уже многое могут делать самостоятельно.

В этой группе проводятся следующие виды конструирования: из строительного материала и из деталей конструкторов.

Дети приобретают много новых знаний, технических умений. Они продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, конструкций, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения предмета.

У детей вырабатывается умение самостоятельно рассматривать предметы, знать порядок пользования ими без помощи воспитателя. Они должны уметь выделять основные этапы создания конструкций и самостоятельно планировать их изготовление, объективно оценивать качество своей работы и работы товарищей, находить причины неудач.

В старшей группе дети выполняют работы по образцам, по условиям, предложенным воспитателем, на тему и по собственному желанию.

Ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые — квадратные и т. д.

Дети должны разбираться, из чего лучше сооружать отдельные части постройки, стены в громоздких и легких сооружениях, какие детали наиболее устойчивы и могут использоваться для оснований, а какие пригодны для окон, дверей,

Слайд 16, 17, 18, 19, 20

Подготовительная к школе группа. В этой группе наиболее важной задачей является подготовка детей к школе.

Для детей этого возраста конструирование является одним из интересных видов деятельности. У них уже есть опыт в познании окружающей действительности, осознанное отношение к технике, к архитектурным памятникам.

В этой группе предъявляют большие требования, чем в предыдущих, к умению детей планировать свою работу. Они должны представить, какой будет постройка, прежде чем выполнить ее; обдумать и выбрать нужный материал.

Дети должны знать, что для успешной работы необходимо:

четко представлять предмет, его строение, пространственное положение;

иметь хорошие технические навыки;

видеть последовательность операций, необходимых для изготовления поделки, конструкции.

В этом возрасте особое внимание уделяется обучению детей умению планировать не только отдельные этапы создания построек, но и весь ход работы их, определять, какие детали строительного материала более всего подходят для сооружения той или иной постройки и отдельных ее частей.

Дети 6-7 лет могут создать постройку с двумя и более перекрытиями и дополнить ее отдельными элементами архитектурного оформления.

Дети способны выполнить постройку, ориентируясь лишь на рисунок, фотографию, чертеж. Жилые здания, школы, больницы и т. д. могут быть разными и по величине, и по архитектуре. Поэтому при сооружении их дети строят не вообще дома, а здания конкретного назначения, например вокзал, театр, магазин и т. д., соответственно оформляя их архитектурно.

Ребята привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают все на место после окончания работы.

Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Лекция № 1. Детское конструирование и формы его организации в свете специфики детского творчества.
Психологические особенности детского творчества. Техническое и художественное детское конструирование. Взаимосвязь игры и детского конструирования. Формы организации обучения, направленные на преодоление недостатков спонтанного детского конструирования.

Лекция № 2. Формирование конструирования как универсальной умственной способности, лежащей в основе творчества.
Виды конструирования. Характеристика видов детского конструирования и система обучения детей разным видам конструирования.

Лекция № 3. Конструирование из строительного материала.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 1.

Лекция № 4. Конструирование из деталей конструктора.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Лекция № 5. Конструирование из бумаги.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Лекция № 6. Конструирование из природного материала.
Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий.

Контрольная работа № 2.

Лекция № 7. Относительно новые виды конструирования в практике дошкольных учреждений.
Конструирование из крупных блоков. Компьютерное конструирование.

Читать еще:  Сюрпризы для любимой, или что подарить девушке, чтобы ей было приятно. Что нельзя дарить девушкам и женщинам

Лекция № 8. Конструирование из разных материалов на участке детского сада. Основные подходы к организации детской деятельности. Формы организации совместного детско-родительского творчества.

Литература

1. Копцев В. Волшебная бумага. М.: Первое сентября, 2005.

2. Мейстер Н.Г. Шляпы из бумаги. М.: Первое сентября, 2007.

Фото из архива детского сада «Улыбка», с. Павловск, Республика Саха (Якутия)

Лекция № 5. Конструирование из бумаги

Методика организации занятий. Примерные конспекты занятий

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр (сюжетных, театрализованных), поделки для украшения интерьера и т.п. Это могут быть как литературные персонажи (Колобок, Баба Яга, Царевна-лягушка и т.п.), так и придуманные образы (солнечный человек, клякса-вакса, корзинка с волшебными цветами и т.п.). И даже когда дети воплощают в своих поделках реально существующие предметы (кроватка, стулья, веер и др.) и живые образы (лисичка, поросенок, мальчик, девочка и др.), они всегда стараются украсить их, сделать необычной формы ту или иную их часть, сохраняя при этом общую основную структуру.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание. Последние две являются более сложными и одновременно более распространенными в педагогической практике, и начиная с пяти лет дети успешно овладевают ими. А такую технику конструирования, как сминание и разрывание бумаги, можно давать гораздо раньше — в три-четыре года. Однако дети с удовольствием используют эту технику и в дальнейшей более сложной деятельности, создавая отдельные элементы поделки — бантик у клоуна, куклы; цветы в корзине; опушка шубы у снежной королевы и т.п.

Техника получения поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами (ори — сгибать, гами — бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие — лучший подарок.

В других странах, в том числе и в нашей, оригами не имеет такого символического значения, а используется для создания разных поделок из бумаги как средство отражения окружающего мира и выражения отношения к нему.

Близка к этой технике и другая, также пришедшая к нам из Японии, — киригами. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание ее в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, разные снежинки, цветы и т.п. Техника оригами и киригами отличается большой трудоемкостью, она требует многократно повторяющихся действий и строгого соблюдения определенного их порядка.

Бумажная скульптура — еще одна из разновидностей техники конструирования из бумаги — заключается в создании огромного разнообразия поделок (по тематике, по конструкции) путем комбинирования разных бумажных форм, которые делают сами дети.

Несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т.п. исправить уже нельзя, а значит — нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера.

К сожалению, в практике почти совсем не используются такие простые технологии работы с бумагой, как сминание и разрывание. Вместе с тем именно эти технологии позволяют ребенку не только познать в процессе экспериментирования многообразие свойств бумаги как конструктивного материала, но и самостоятельно строить образы (на основе ассоциаций) и воплощать их с помощью взрослого. Поэтому использование такой простой техники с самого начала обучения детей конструированию из бумаги способствует инициативному освоению ими конструирования как средства самовыражения и создает основу для дальнейшего становления детской творческой деятельности.

Таким образом, главными условиями развития творческого конструирования из бумаги являются:

1. Использование разной техники, начиная с более простых ее видов (сминание, разрывание).
2. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой (оригами, киригами, объемная скульптура).

В целях реализации последнего прежде всего необходимо помочь детям выделить способ конструирования из практического процесса создания конкретной поделки. Для этого с детьми сначала отрабатывают сам способ конструирования вне конкретной задачи, а затем демонстрируют этот способ как основу изготовления целого ряда разных поделок. Далее детям дают возможность самостоятельно применять усвоенные способы конструирования для получения новых поделок. Благодаря этому дети способны к самостоятельному творческому конструированию с использованием даже сложных видов техники.

На основе такой общей стратегии обучения конструированию из бумаги, выстроенной в совместном исследовании с О.А. Сафоновой, нами была разработана система педагогической работы, включающая разные технологии конструирования.

Источники:

http://fb.ru/article/1557/nujno-li-konstruirovanie-v-detskom-sadu
http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-kuonstruirovanie-v-do.html
http://dob.1sept.ru/view_article.php?ID=200802112

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×