2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как вести родительское собрание в детском саду. Методика подготовки и проведения родительских собраний в доу

Методика подготовки и проведения родительских собраний в ДОУ

Технология подготовки и проведения родительских собраний

Деятельность родительского собрания осуществляется на основании Положения о родительском собрании дошкольного образовательного учреждения.

Основные цели родительского собрания

1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.

Задачи родительского собрания

1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.

2. Создавать атмосферу общности интересов.

3. Способствовать осознанию родителями своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.

4. Оказывать помощь родителям в овладении психолого- педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, умением применять их в общении.

5. Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.

6. Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.

7. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.

8. Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.

9. Способствовать овладению способами выражения своих эмоций — как положительных, так и отрицательны.

10. Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.

11. Активизировать коммуникации в семье и др.

Принципы проведения родительского собрания

1. Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.

2. Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.

3. Тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.

4. Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.

5. Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения.

6. Решение, к которому приходит родительское собрание, — равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств.

7. Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

8. Большое значение имеет принцип вариативности (образное название — «Павлиний хвост»): «В сложенном состоянии мы замечаем у павлина лишь одно мощное перо черно-серого цвета; когда же павлин распускает свой хвост, он становится очень большим и многочисленные тонкие перья играют всеми цветами радуги»2.

Таким образом, педагогам следует не только проводить классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.

Условия успешного проведения родительских собраний

1. Уважать права родителей.

2. Искренне выражать чувства, уметь управлять ими.

3. Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.

4. Активно (по Ю. Гиппенрейтер) слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.

5. Не торопиться с выводами и рекомендациями, а лишь создавать условия для инсайда (отображать ситуацию в зеркале своего восприятия, пояснять смысл высказываний).

6. Стремиться к пониманию и совместному решению проблем.

Виды родительских собраний

1. Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения, разрабатываются мероприятия с участием родителей.

2. Установочные (инструктивные), на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе и т. д.

3. Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.

4. Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.

5. Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.

6. Совместные с воспитанниками и родителями.

7. Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.

8. Информационно-просветительские (как система психолого- педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания-конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).

9. Собрания-диспуты, нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.

10. Собрания-практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.

11. Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.

12. Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.

Организационные формы проведения родительских собраний

1. Классическое — донесение информации до родителей (вопросы родителей — ответы воспитателя).

3. Собрание-консилиум — обсуждение актуальной темы со специалистами.

4. Круглый стол — дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.

6. Групповая дискуссия —форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.

7. Мозговой штурм — активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.

9. Педагогическая мастерская.

10. Совместное творчество детей и родителей.

11. Собрание-студия — обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

12. Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.

15. Организационно-деятельностная игра.

16. Ролевая игра и др.

В практике творчески работающих педагогов и родительских комитетов форма проведения собрания меняется от встречи к встрече. И каждое собрание-встреча может носить интригующее название, например: «Дискуссионные качели», «Круглый стол с острыми углами», «Вечер вопросов и ответов», «Педагогический марафон», «Встречи отцов», «Встречи мам», «Семейная гостиная» и др.

Методы взаимодействия

1. Групповая дискуссия, повышающая психолого-педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций.

2. Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.

3. Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.

4. Совместные действия — выполнение заданий педагогом и родителями с дальнейшим самоанализом.

5. Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.

6. Вербальная дискуссия, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывать аргументы оппонента, в том числе и собственного ребенка.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал.

2. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

Читать еще:  Какие группы ароматов для мужчин самые стойкие. Мужские духи какой фирмы выбрать. Из отзывов о Chic for men

3. Максимальная продолжительность — 1 — 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

4. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы на учебный год.

5. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.

6. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т. д.) и индивидуальной (по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

7. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.

8. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т. п.).

9. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и т. д.

10. Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.

Основные этапы подготовки родительского собрания

1. Выбор темы собрания.

2. Определение целей родительского собрания.

3. Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.

4. Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.

5. Разработка сценария собрания.

6. Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.

7. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.

8. Приглашение родителей и других участников собрания.

9. Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.

10. Подготовка конкурсов по теме собрания.

11. Подготовка выставок по теме собрания.

12. Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.

13. Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.

14. Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).

15. Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).

16. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.

Основные этапы проведения классического родительского собрания

1. Вступительное слово ведущего. Обозначение темы, проблемы.

2. Теоретическая часть:

• анализ результатов микроисследования;

• педагогический всеобуч (выступление по теме собрания);

• обсуждение проблемы родителями;

• анализ воспитателем результатов воспитательно-образовательной работы с детьми по теме собрания.

3. Практическая часть:

• выполнение практических (творческих) заданий всеми родителями;

• совместная работа родителей с детьми (открытый просмотр).

4. Заключительная часть. Рефлексия. Принятие решения.

Детский сад №7 Вахруши

Методика и система проведения родительских собраний

Консультация для педагогов.

Надежда Михайловна Метенова,

автор методик по работе с родителями.

Родители главные воспитатели!

(5 млн. детей убегают из семей (благополучных), 2 место в мире – дети самоубийцы, к 7 годам -20% у детей развита неврастения, слабая память, внимание и др.; нарушаются права ребенка)

Методика и система проведения родительских собраний.

Родители после работы: утомлены, заглушены все психические процессы, поэтому время родительского собрания – 1 час. 10 мин., должно быть коротким, доступным (не из Америки родители). Родители информированы: телешоу, телеигры и др. Можно проводить: с отцами, с мамами, с одинокими мамами.

Принципы педагогического просвещения:

1. Систематичность (должен быть результат, 4 родительского собрания в год, с учетом возрастных особенностей детей, годовых задач ДОУ)

2. Научность (должно быть научно обосновано, научно двигаться вперед и мы, педагоги должны идти в ногу со временем: ребенку нельзя долго сидеть на стуле 10-25 мин., длительное сидение у девочек, впоследствии, отражается на гинекологические заболевания)

3. Массовость (вся семья посещает родительское собрания, обязательно в приглашениях указать всех членов семьи)

4. Народность (Ушинский писал: «…нам нельзя использовать методики других стран, наш народ более эмоциональный, поэтому все даем через эмоции, развито тщеславие, чистолюбие, доверчивость, патриотизм, коллективизм, религиозность»)

5. Доступность (речь простая, понятная)

6. Добровольность, доверительность (педагоги должны увлечь: не говорить о детях плохо, благодарим, помощь – индивидуально поощрять, хвалить родителей учитывать интересы родителей «Д/в №12, 1991г.»)

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Основной традиционной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения видится в изменении форм и методов проведения родительского собрания. Переход от монолога к диалогу требует от педагога большей подготовки, но и результат такой работы будет неизмеримо выше.

Но педагогу важно помнить, что само собрание не является самоцелью, и подготовка к нему не должна вестись в ущерб ежедневной работе. Она должна стать частью этой ежедневной работы, естественной и плановой.

Педагог, ведущий собрание, обязан четко представлять себе весь его ход.

Требования к дискуссии:

— педагог не должен затягивать дискуссии, стараясь вовлечь в них именно всех присутствующих,

— важно, чтобы эти дискуссии обязательно заканчивались мини-итогами,

— не должен навязывать свое мнение родителям и апеллировать к высказываниям великих людей,

— должен уметь слушать и находить ответы в высказываниях самих родителей,

— педагог не должен публично упрекать родителей за проблемы в их воспитательской деятельности. Лишь доброе слово, совет способны вселить в родителя веру в его ребенка.

Дискуссионная форма проведения собраний требует использования активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор.

Подготовка к собранию начинается задолго до его проведения и включает в себя нетрадиционную методику:

Приглашение (продуктивная деятельность: природный и бросовый материал: забавные игрушки, листок с борта корабля, аппликация в виде клубничек, внутри которых вместо веточек — свернутые трубочками приглашения с таким текстом «Уважаемые (имена, отчества всех взрослых членов семьи. Родительское собрание на тему «О здоровье всерьез» состоится … Предлагаем…», аппликации котят с кармашками, Чебурашки, державшего в лапках конверт-приглашение со словами русской пословицы «Один отец значит больше, чем сто учителей» в конверте — листок с текстом приглашения; в виде снеговика с открыткой, в виде волшебного мешочка, конфеты и др.) Например, написать приглашения каждой семье:

«Уважаемые … Если Вы не хотите видеть своего ребенка капризным и упрямым, если у Вас есть опыт по преодолению капризов у малыша, тогда (дата) мы надеемся на встречу со всеми членами Вашей семьи. Что ждет на собрании:

а) Встреча за круглым столом – доброжелательный, откровенный разговор на тему «капризы и упрямство у детей».

Читать еще:  Во сколько начинают ползать по пластунски. Отказ от ползания: есть ли повод насторожиться. Раскачивание вперед и назад

б). Копилка полезных советов «острое блюдо».

в). За чашкой ароматного чая – сюрпризные моменты.

«Уважаемые …. Если Вы в воспитании сына (дочери) пользуетесь мерами поощрения, а бывает и наказания, если вы хотите дать совет, услышать ответы других на вопрос: «Как и когда поощрять, и стоит ли наказывать ребенка? Каким быть наказанию и поощрению?», если вас волнует проблемы успешного воспитания, то примите наше приглашение на встречу за круглым столом …»

Анкетирование («Уважаемая… Благодарим») («Уважаемые Сергей Петрович и Алла Ивановна! Ваши откровенные полные ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных встреч, собраний, увлекательной работы с детьми. Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету (до 15 сентября)»; «Ваши взгляды на вопросы по использованию в воспитании детей мер поощрений и наказаний очень просим осветить в вопросах анкеты. Ваши глубокие раздумья, искренние ответы окажут огромную помощь в подготовке содержательного и интересного разговора по теме …»)

Магнитафонная запись детей: ответы детей на различные вопросы, касающиеся тематики родительского собрания: За что вы любите своих родных? Что значит быть здоровым? Что ты ждешь от родителей, учителей когда станешь первоклассником?

Карточка: телефончики, домики — на диске указывается имя, отчество членов семьи …

Для обсуждения какого-либо вопроса (если повернут телефон, то не желает сегодня говорить: надо учитывать желание и нежелание родителей участвовать в обсуждении … )

Написание плакатов и оригинальное их оформление: например, в лучах солнца поместить фотографии детей, а посредине слова В.А.Сухомлинского: «Воспитание, лишенное повседневного общения с родителями,-ненормальное уродливое воспитание, как уродлива жизнь родителей без постоянной заботы о детях», «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения», высказываний педагогов, психологов «Человечеству добрые мужчины нужны еще больше, чем великие»(Дж.Родари), пословиц и поговорок народной мудрости …(«Учи жену без детей, а детей без людей»)

Подготовить столы для проведения собрания, разложить на них все необходимое для участия родителей в его работе (по кругу, по середине — цветы, музыкальный фон). Все должно быть эстетично (воспитанность), доступно.

Оформить группу по сюжету, например, «Сказочный город».

Оформление красочной ширмы и памяток

Выставки поделок «Это сделано руками наших пап», «Забавные игрушки» …;

Выставки детского творчества: рисунков «Мой папа», поделок и др.;

Выставка совместного творчества (детей, педагогов, родителей): «Кормушки», «Школьные принадлежности» и др.

Выставка целебных и успокоительных чаев и др.

Организация встреч с мамами, папами – работниками разных профессий и экскурсии на работу к родителям.

Подготовить с детьми стихотворные благодарности наиболее активным мамам, папам и другим членам семьи.

Изготовить с детьми атрибуты, костюмы и др.

Семейный конкурс: «На лучший макет одного из видов транспорта», «Что бы это значило»

Изготовление призов для самых активных: рукавичка из фланели для закаливающих процедур, солнышко – аппликация, на лучиках которого написаны волшебные слова и др.

На 2–ю часть приглашаются дети, которые могут вручать памятки в виде открыток, киндер-сюрпризов, сложенной спиралькой, практическую деятельность (занятие, разбор ситуаций, выступления и др.), но до этого в группу приходит письмо от сказочного героя (Незнайки), собирают посылку …а открывают ее на родительском собрании (пожелания, высказывания детей и др) Обязательно дети принимают участие в подготовке родительского собрания.

Методика проведения родительского собрания.

Во время начинать родительское собрание (16.15) и завершать с учетом удобства для родителей. Создать условия, чтобы родители приходили во время, ситуации: если опоздал, пришел в нетрезвом виде – хвалить, «минута восхищения»

За что хотите ругать – хвалите! ( в фиолетовой книге)

Порицание не приводит к результату! Родителей надо приподнимать, не надо жаловаться на ребенка, при детях не говорить плохо о ребенке (хочу вам посоветовать, помогите мне и др.)

· Знать, как приветствовать волшебными словами интонация, жесты…не скрещивать руки, ноги.

· Речь литературная, образная: давайте говорить друг другу комплименты

Начало родительского собрания: приглушить свет, музыкальный фон, слова не по теме (благодарность): «мы рады видеть вас», «что родители главные воспитатели», «я очень благодарна теми родителями, кто заинтересован … по проблеме», благодарить родителей, что не доводят детей до группы, т.е.

Ищите за что хвалить! (когда не ладятся дела хвалить надо)

Вхождение в тему 1-2 минуты: кратко, эмоционально на фоне «гитары» — выучить! План составить крупно, делать небольшие записочки.

Вступление: «Человек стал человеком …когда услышал …». А будут ли наши дети добрыми? От этого зависит от нас взрослых, родителей, нашего желания.

Далее проводится дискуссия (12 мин.-психологическая, далее педагогическая: разыгрываются ситуации (можно привлечь детей или родители -дети). «Как вам плохо сейчас, что бы вы …»

Самоанализ — использовать фишки (геометрические фигурки, цветовые) «зачитывается предложение, вопрос» (15 вопросов-15 фишек:

укладываю ребенка до 21 часа – красная, совершаем прогулки — …розовая книжка)

Самоанализ без фишек – свеча, музыкальный фон: «Секреты воспитания», «зачеркните совет, поставьте знак» (фиолетовая книжка)

Музыкальное сопровождение хода собрания, создающий определенный настрой.

При оценке успеха или не успеха проведенного собрания критерием является выявленный интерес родителей к учебно-воспитательному процессу.

· «Острое блюдо» вопросы не дискуссионного характера — выслушивают мнение, а в конце вывод: правильный ответ: вопросы можно вложить в матрешку, в воздушные шары, в шар, представленный в виде сердитого сказочного героя, в руках которого – вопросы в лепестках цветка —

*Капризы и упрямство часто сопровождаются плачем. Как вести себя с плачущим ребенком? Что делать, если ребенок перестал плакать, как успокоить?

Ведущая раздает на подносе шарики, игрушки. Если родитель ответа не знает, сомневается, то передает вопрос другому.

· «Маска откровения» (макет телевизора «крик души», создается ситуация положительная и отрицательная, а родители советуют)

· «Окно» — очень короткие новости: психолог, педагог, медсестра («Зачем ребенку нужна мама?», «Если ребенок долго сидит на стуле?» (нельзя просвечивать поступки ребенка соответственно теме собрания)

*Секреты общения с детьми, которые страдают истериками.

· Рубрика «Ваши дети, наше мнение» («Спасибо вам за то, что …», «Ваш ребенок никогда …»)

· Практикумы для родителей (сделать что-то своими руками или совместная деятельность (по р.н.с. «Колобок»)

· «Слово — эстафета» (передается): игрушка, волшебная конфета – продолжи предложение, «Книжкин доктор», «Сказки-соревнования» и др.

* Если бы меня постоянно донимал ноющий ребенок, я бы придумал такие правила поведения, которых придерживался, не отступая …

· Рецепты в копилку «Полезные советы» (зачитываются ответы из анкет) Обмен опытом.

· Чаепитие + действие персонажа

· Насколько поможем нашим родителям, настолько будет светлое наших детей.

Групповые собрания родителей.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает:

· Педагогическую беседу (доклад) по наиболее важной теме на данный момент;

· Выступление врача или медсестры, музыкального работника, психолога;

· Сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания;

· Обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность до 1,5 ч.

После окончания собрания родители задают вопросы, которые волнуют и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Читать еще:  Поздравления с днем рождения сестренке в прозе. Поздравления в прозе младшей сестре с днем рождения

Собрание – встреча предполагает методы

— групповой дискуссии, повышающей психолого-педагогическую грамотность родителей и позволяющей выявить индивидуальные стереотипы в воспитании; по мере развертывания дискуссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций;

— видеокоррекции, суть которой состоит в проигрывании заданий; при этом ведется или представляется сделанная ранее видеозапись поведения родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, которая затем просматривается и анализируется;

— игры, помогающие моделировать и воспроизводить ситуации проблем воспитания детей, а также проблем взаимодействия в триаде «ребенок – педагог — родитель»;

— совместных действий, основанных на выполнении родителем и педагогом совместных действий, заданий; после выполнения задания проводятся самоанализ и анализ;

— конструктивного спора, помогающего сравнить различные точки зрения родителей и педагогов на воспитание ребенка, разрешение проблемных ситуаций, дающего возможность прислушиваться друг к другу, выбирать наиболее рациональные и эффективные подходы на основе сотрудничества;

— вербальной дискуссии, обучающей культуре диалога в семье, обществе, вырабатывающей умение аргументировать свои доводы и внимательно рассматривать аргументы другого человека, в том числе собственного ребенка.

Как подготовить и провести родительское собрание в детском саду?

Чаще всего, родители очень торопятся, приводя утром детей в дошкольное учреждение и забирая их в конце рабочего дня. При этом многие ограничиваются лишь приветствием или словами прощания в адрес воспитателя. Задачей педагогов детского сада является организация и поддержание постоянного контакта с родителями, ведь только взаимодействие с ними даст возможность понять, в каких условиях живет и развивается малыш, что немаловажно для его воспитания, а также обратить внимание членов семьи на нежелательные поступки и проявления характера ребенка.

Родительские собрания – одна из основных форм работы с родителями. Успешно провести родительское собрание в детском саду не просто, во-первых, потому что надо обеспечить явку и активность родителей, когда они спешат домой, усталые после работы. Во-вторых, надо добиться заинтересованности родителей, убедить их, что участие в родительских собраниях поможет лучше понять своих детей и обеспечить их полноценное развитие. Обо всем этом должен подумать воспитатель, готовясь к собранию.

Способы проведения родительского собрания в детском саду

Проводить родительское собрание в детском саду нужно по-разному, чередуя различные формы, используя творческие идеи. Помимо собрания по классическому сценарию «1 – Доклад педагога. 2 – Вопросы-ответы», в дошкольных учреждениях стоит проводить, например, дни открытых дверей, психологические тренинги и мастер-классы, совместные занятия детей и родителей, показы театральных постановок.

При любом способе проведения родительского собрания, главное, чтобы у воспитателя установился контакт с родителями, и те осознали, что собрание в детском саду – не формальность, а своевременная и действенная педагогическая помощь в формировании личности ребенка.

Подготовка к родительскому собранию в детском саду

На этапе подготовки к родительскому собранию воспитателям придется не только тщательно продумать его тематику, подобрать иллюстрации к ней из жизни группы, разработать конкретные рекомендации для родителей. Необходимо решить и организационные вопросы, которые помогут обеспечить успех мероприятия.

Организационные вопросы

Чтобы явка на родительское собрание в детском саду была высокой, родители должны быть извещены о его проведении заблаговременно, за 1 – 2 недели, чтобы они успели урегулировать рабочие и иные обстоятельства, скоординировать действия членов семьи в день собрания. Приметное объявление о собрании должно быть вывешено в раздевалке группы, также с помощью детей стоит изготовить приглашения, которые будут переданы в каждую семью. Форма приглашения может быть различной – в виде цветного пригласительного билета, открытки с аппликацией, конверта с секретом и т.д.

Хорошо, когда перед родительским собранием в группе проводится творческое занятие, и дети создают различные поделки, рисунки, которые затем будут выставлены на обозрение для оценки и присуждения призов. Каждый ребенок, помня о конкурсе, неоднократно напомнит своим родителям о собрании, чтобы они смогли там порадоваться его успехам.

На родительские собрания следует приглашать маму и папу, пусть они приходят хотя бы по очереди – таким образом оба родителя будут получать знания о методах воспитания маленького человека, о педагогической науке в целом.

В ходе подготовки собрания необходимо продумать: где расставить конкурсные поделки, где родители смогут оставить верхнюю одежду, как их удобнее рассадить, чтобы всем было слышно и видно.

Подготовка к родительскому собранию в части воспитания и развития детей

Мало выбрать актуальную тему для собрания, надо суметь провести встречу с родителями ярко, живо, интересно. К тому же, подготавливая родительское собрание в детском саду, воспитатель должен учитывать, что со всеми вопросами ему надо уложиться в 1 час, так как вечернее время не располагает к длительному восприятию информации, даже очень важной.

При составлении плана и конспекта доклада не стоит уповать лишь на тезисы и цитаты из педагогической литературы, ведь любые из них могут быть подтверждены практическими примерами, живыми эпизодами. Так что краткие заметки по жизненным примерам тоже нужны, чтобы в ходе собрания не упустить их из-за спешки или отвлечения на вопросы родителей.

В зависимости от темы родительского собрания, можно:

— изготовить краткие памятки, списки литературы, чтобы затем разложить их на столиках или вручить каждому родителю лично;

— пригласить для выступления специалиста дошкольного учреждения (старшего воспитателя, логопеда, медицинского или музыкального работника);

— сделать видео- или аудиозаписи занятий с детьми;

— подготовить детей к участию в собрании.

Проведение родительского собрания в детском саду

Договориться о порядке обратной связи (то есть, о выступлении родителей, о вопросах-ответах) лучше в самом начале собрания, иначе воспитателю будет трудно следовать подготовленному плану его проведения. Правда, педагогический опыт и приобретенные ораторские навыки позволяют многим воспитателям отвечать на вопросы по ходу своего доклада, но молодым педагогам стоит просто записывать вопросы, чтобы ответить на них в конце, либо попросить родителей задать вопросы позже.

Рассказывая о тех или иных событиях в группе, в том числе, о неудачах или нехороших поступках детей, нельзя при всех называть фамилии или говорить, обращаясь к конкретному человеку. Рассказ воспитателя должен иметь отвлеченный характер, а тон разговора не может содержать нотки раздражения или претензии к родителям. В противном случае есть риск восприятия ими данной ситуации как «публичной порки», что не будет способствовать взаимопониманию и может возыметь нежелательный эффект в виде открытого конфликта или стремления избегать родительских собраний.

Вопросы, связанные с тем или иным ребенком, воспитатель должен обсудить с его родителями с глазу на глаз, попросив их задержаться после собрания или назначив для разговора ближайший день. Многие проблемы можно и нужно решать по мере их возникновения, не откладывая разговор с родителями до собрания.

Родительское собрание в детском саду завершается проработкой общих вопросов, обычно, с привлечением родительского комитета. Здесь обсуждаются вопросы необходимой помощи в обустройстве группы и ее уличной территории, в приобретении отдельных материалов и пособий, участие родителей в спортивных мероприятиях, экскурсиях на природу, в посещении театра. При этом важно заручиться поддержкой и участием всех родителей, чтобы общественная нагрузка распределялась между ними равномерно, не вызывая раздражения у тех, кто несет ее слишком часто.

Источники:

http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodika-podgotovki-i-provedenija-roditelskih-sobranii-v-dou.html
http://du7.ucoz.ru/index/metodika_i_sistema_provedenija_roditelskikh_sobranij/0-85
http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7620-kak-podgotovit-i-provesti-roditelskoe-sobranie-v-detskom-sadu.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector