12 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие традиции у башкиров. Конспект совместного мероприятия «Знакомство с культурой и традициями народов Башкирии

Культура и быт Башкирского народа
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Знакомство детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №20 комбинированного вида городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

«Культура и быт башкирского народа»

Галлямова Лена Абдулхаковна

г. Нефтекамск, 2017 год

Интеграция: познание, коммуникативная,

Цель: Продолжать знакомить детей с предметами быта, одеждой и музыкой башкирского народа.

Задачи: образовательные – продолжать расширять и уточнять представления детей о своей республике, о народе, его быте, культуре; познакомить с новыми названиями предметов; формировать умение составлять композиции из элементов башкирского орнамента.

Развивающие – развивать творчество, эстетическое восприятие, самостоятельность.

Воспитывающие – воспитывать аккуратность, желание рассказывать о своей работе.

Материал и оборудование: макет юрты, иллюстрации…. кукла – джигит в башкирском костюме; музыкальный инструмент – кубыз, курай; предметы быта – пиала, медовница; вырезанные силуэты предметов: комзол, юрта, пиала, сапожок, фартук, медовница; вырезанные с детьми треугольники, квадраты, ромбы, полоски и другие элементы башкирского орнамента; клей, салфетка.

Виды деятельности: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы к детям, рассматривание иллюстраций ,игровая, индивидуальная помощь, запись башкирских мелодий.

Ожидаемые результаты: умеет формулировать ответы на вопросы педагога, владеет диалогической формой речи; эмоционально реагирует на музыкальные произведения.

Дети удобно располагаются на ковре. Воспитатель предлагает послушать запись мелодии.

— На каком музыкальном инструменте исполнялась эта мелодия? (ответы детей).

— Правильно, на кубызе. Показываю детям кубыз (рассматривание музыкального инструмента).

Затем предлагаю рассмотреть макет юрты.

— Как называется жилье башкир? (юрта).

— Для чего нужна юрта? (жить в нем)

— Из чего делали юрту? (из войлока….)

— Чем удобна юрта для башкир? (переносное жилище….)

— Чем украшали башкиры свои юрты? ( разными узорами)

— Какие элементы использовали в узорах? ( полоски, ромбы, треугольники, квадраты, завитки).

— Расскажите, пожалуйста что находиться внутри юрты? ( посуда, одежда, ковры и т.д).

— Правильно, были посуда, одежда, ковры, сундук с разными вещами.

— Башкиры – очень гостеприимный народ, они любят угощать своих гостей кумысом, чай с медом.

— На этой иллюстрации вы видите посуду. Это чаша – для кумыса называется пиала, это ковш – для кумыса называется ижоу, а это медовница – для меда.

Появляется джигит – кукла в башкирском национальном костюме. Дети придумывают ему имя, рассматривают его, описывают одежду.

Салават одет в красивую рубашку, брюки черные, бархатный зеленый камзол, красные сапожки. На голове у него шапка.

Воспитатель хвалит детей за активное участие и обращает внимание детей на лежащие на столах вырезанные из бумаги предметы башкирской одежды и посуды: камзол, платок, фартук, пиала, ковшик, медовница, ложка для меда, юрта, сапоги. Предлагаю выбрать понравившийся предмет, обращаю внимание на образцы на стенде, отмечаю их красоту, расположение узора, симметричность.

Предлагаю украсить выбранный силуэт предмета элементами башкирского орнамента соответственно его форме и назначению. Напоминаю последовательность выполнения, оказываю индивидуальную помощь. Во время самостоятельной работы детей звучит спокойная башкирская мелодия.

Читать еще:  Как избавиться от раздражения после бритья в зоне бикини. Как быстро избавиться от раздражения после бритья

По окончании работы дети рассказывают джигиту Салавату, что и какими элементами они украсили, рассматривают и оценивают свои работы и работы сверстников, выбираем наиболее интересные узоры.

Игра «Липкие пеньки».

  • Что интересного вы узнали?
  • Какие игры играли?

Конспект совместного мероприятия «Знакомство с культурой и традициями народов Башкирии»

Наталья Станинова
Конспект совместного мероприятия «Знакомство с культурой и традициями народов Башкирии»

Познакомить детей с культурой и традициями башкирского народа (костюмы, песни, танцы, обычаи, блюда).

Развивать творческие способности, интерес к традициям братских народов, любознательность.

Воспитывать чувство уважения к народам других национальностей, на основе изучения национальных культурных традиций.

Рассматривание иллюстраций с изображением башкирских орнаментов.

Беседа о жизни башкир, их обычаях, традициях.

Чтение башкирских народных сказок.

Прослушивание башкирских мелодий.

Обогащение словарного запаса: чуваши, мордва, удмурты, юрта, праздник «Сабантуй».

Закрепление: башкиры, татары.

Ход мероприятия:

Холодное небо, прозрачные дали

Громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали

Гордое имя – Урал.

Урал – это значит земля Золотая.

Урал – это рек полноводный простор.

Это леса, что как волчьи стаи,

Кольцом окружили подножия гор.

Светом заводов искрятся дали,

Гремят поезда между глыбами скал.

Этому краю недаром дали

Славное имя – Урал.

Мы с вам, дети, живем на Урале. Южный Урал считается Родиной Башкирии, т. к. он расположен на Башкирских землях. Это край привольных степей и лесов, полноводных рек и светлых озер, плодородных равнин и горных массивов, богатых разнообразными полезными ископаемыми.

Здесь живут люди разных национальностей (какие). (ответы детей). Да. Единой братской семьей живут здесь башкиры, русские, татары, чуваши, мордва, удмурты – представители более 100 национальностей.

Сегодня мы хотим вас познакомить с культурой и традициями башкирского народа.

Башкиры называют себя «башкорт»: «баш» — голова, «корт» — волк.

Башкиры известны, как замечательные земледельцы, опытные животноводы. Издавна они пасли стада лошадей и баранов на привольных пастбищах.

С давних пор башкиры занимаются и пчеловодством. Душист и ароматен башкирский мед.

За песками сыпучими

За степями ногайскими

Вздымаются горы высокие

С долинами изумрудными

Реками, озерами светлыми,

Там степи волнистые

Травой — ковылем расстилаются

То край мой родной

Вольных башкиров страна.

У башкирского народа много национальных традиций. Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их любимые мелодичные песни о родном крае, о своих близких.

Исполняется башкирская песня

На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы.

Девочки исполняют башкирский танец

Есть у них и свои национальные игры. Давайте поиграем в одну из них. Игра называется «Юрта».

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать круг. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Много легенд и преданий хранит Башкирская земля. Мы познакомим вас с одной из легенд.

Читать еще:  Как поздравить с днем святого валентина на словах и в анимированных открытках. Поздравления с днем святого валентина

Инсценировка башкирской сказки «Отчего вода в озере Атауды соленая?»

Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами, такими как: бак беляш, кэкры, кыстыбый, чак-чак. Мы сегодня приглашаем всех своих гостей к праздничному столу.

Дидактическая игра «Узнай национальную одежду» для детей старше-подготовительной группы «Узнай национальную одежду» Цели: -формировать у детей представления о национальных костюмах (татарского, русского, башкирского, мордовского.

Фольклорный праздник для детей «Троица» 24 июня 2013г. в нашем детском саду прошёл фольклорный праздник для детей «Троица» Цель развлечения: познакомить детей с русскими народным.

Проектная работа «Обычаи и традиции башкирского народа»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа с. Стерлибашево

муниципального района Стерлибашевский район Республики Башкортостан

Педагогический проект на тему:

Приобщение детей традициям, культуре и обычаям башкирского народа

Выполнил а : Даминова Эльвира Марсовна ,

учитель начальных классов

МБОУ НОШ с. Стерлибашево

с. Стерлибашево, 2019 год

Одной из основных задач воспитания школьников, стоящих на современном этапе перед учителями является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за свою Родину. История Республики Башкортостан, как многонационального региона, сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень и городов, прилегающих к ним территорий, тем самым вооружая их знаниями по истории родного края.

В традиционной культуре любого народа можно выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения эмоциональной насыщенности: это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, традиции и обычаи. Самый благородный путь – возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство – то время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций башкирского народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Приобщение школьников к народным традициям будет эффективным, если педагогическая технология обеспечивает взаимодействие в системе « педагог – ребёнок – родитель».

Приобщение к традициям народа особенно значимо в начальных классах. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П. Зеньковского, Д.С. Лихачева является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Культура – как сосредоточение человеческих ценностей, передаваемых от старших поколений к младшим, остаётся пониманием всеми людьми независимо от принадлежности к той или иной нации или социальной группе. Сегодня становится возможным на деле осуществить «связь времён», внести в воспитание детей разнообразные элементы культуры. Сохранение и развитие культуры каждого этноса актуально для многонациональной Республики Башкортостан, потому что в современном обществе именно этнос способен обеспечить адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всём укладе его жизни. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру, обычаи своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Концепции развития личности ребенка, а также региональные подходы к образовательному процессу в школах предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, формируется у человека в первые годы его жизни. Именно этот период является определяющим в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Читать еще:  Как правильно стирать мягкие игрушки в машинке. Как стирать мягкие игрушки в стиральной машине. Способы сухой чистки

Теоретическая значимость : заключается в разработке содержания и форм работы с детьми начальных классов по изучению народных традиций, фольклора, художественного промысла, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, участие педагогов, учащихся и их родителей в решении проблемы.

Практическая значимость : заключается в повышении качества воспитательного процесса, в развитии у детей нравственных качеств, создание методического материала по данной проблеме, поиске новых, эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.

Приобщение детей начальных классов к истокам башкирской народной культуры, ее наследию. Формирование чувства любви и добра, воспитание патриотизма.

Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действительный интерес к народной культуре башкир.

Воспитывать уважение к культурным традициям башкирского народа .

Познакомить детей с особенностями культуры, быта, традициями

башкирского народа (жилище, народный костюм, национальная кухня, музыкальные инструменты, народные башкирские танцы и песни).

Формировать интерес к основным видам хозяйствования

башкирского народа (скотоводство, охота, рыболовство, сбор меда).

Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребенка.

Проблема проекта: низкий уровень знаний детей об истории, традициях, культуре и обычаях башкирского народа.

Ожидаемые результаты проекта:

— проявление интереса к истории Башкортостана;

-использование в активной речи детей считалок, загадок башкирского народа;

— осмысленное и активное участие детей в башкирских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, читают стихи);

— знание истории башкирской национальной одежды , головных уборов, обуви, украшений;

— использование атрибутов башкирской народной культуры в самостоятельной деятельности;

— бережное отношение к предметам быта, произведениям башкирского народного творчества.

Вид проекта : творческо — информационно — практический.

Срок реализации : долгосрочный, 1 -4 класс.

— родители, дедушки, бабушки;

— приглашенные гости (работники дома культуры, музея, музыкальной школы, дома детского творчества);

— представители фольклорных ансамблей «Кундрякэй», «Ынйыкай».

— кабинет начальных классов;

— башкирские музыкальные инструменты: курай, кубыз, думбыра, мандолина, дунгур, сорнай, кыл-кубыз.

Основные формы реализации : беседы, экскурсии, консультации родителей и учителей, проведение праздников, круглые столы, участие в проектах, родительские собрания, лектории, дни открытых дверей, участие в МАН.

Перспективный план работы 1 класса

Выбор темы, цели, задачи проекта.

1.Знакомство учителей, родителей с содержанием работы по проекту. 2.Подборка детской и научно – популярной литературы.

3.Дидактическая игра: «В гости бабушка пришла». Цель: Познакомить воспитанников с правилами башкирского гостеприимства, чем старше гость, тем он почетнее.

Многонациональный Башкортостан. История заселения Башкирии. Коренные жители Башкортостана. Воспитывать любовь к малой Родине.

1. Беседа «Я живу в Башкортостане» Цель: Рассказать легенду о происхождении башкир; уточнить у учащихся представление о родной земле, республике, в котором они живут, о природе, богатстве Башкортостана. Чтение башкирских сказок, легенд: «Потомки рода волков», «Происхождение башкир».

2. Чтение легенды «Сказка про Асылыкуль» Цель: уточнить представление у учащихся о природе, богатстве Башкортостана — Праздник «День Республики».

3 . Беседа «Символика РБ» Цель: Закрепить знания о символике Башкортостана — Дидактические игры «Кто скорее составит флаг», «Собери герб» Цель: Закрепить знания о символике РБ.

4. Беседа «Уфа – столица Башкортостана» Цель: Расширить и закрепить представление у учащихся о столице Башкортостана.

Источники:

http://nsportal.ru/detskiy-sad/regionalnyy-komponent/2017/04/16/kultura-i-byt-bashkirskogo-naroda
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-sovmestnogo-meroprijatija-na-temu-znakomstvo-s-kulturoi-i-tradicijami-narodov-bashkiri.html
http://infourok.ru/proektnaya-rabota-obychai-i-tradicii-bashkirskogo-naroda-4060747.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector