Когда раннее развитие приводит. Когда раннее «развитие» приводит к отставанию. Почему игра важна в жизни ребёнка
Всему своё время: к чему на самом деле приводит раннее развитие детей
Кто помнит, каково это впервые в жизни подержать на руках грудного младенца? Крошечные ножки, крошечные ручки, хрупкий, уязвимый. Одно неловкое движение – и страшно даже представить…
Психика ребенка формируется уже после рождения. Её нельзя потрогать, легко сломать и тяжело восстановить.
Если у малыша случился перелом руки, то при должных действиях врача со временем кость придёт в норму. А вот если что-то случится с психикой, устранить «поломку» будет не просто. Хуже всего, эта «поломка» выдаёт себя не сразу, а постепенно — через проблемы в развитии, поведении или взаимодействии с миром. И тогда родители начинают задавать себе вопрос: а что же я сделал не так?
Как происходит психическое развитие ребенка
Высшие психические функции (ВПФ) – память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь – присущи только человеку. В их гармоничном развитии заложены возможности реализации, успешности, комфорта и гармонии в отношениях с окружающим миром.
Созревание психических функций последовательно и поэтапно происходит в детстве.
В определенные моменты жизни ребенок должен полноценно от начала до конца прожить абсолютно новый для него психический опыт. Причем в это же самое время кроха развивается физически – и это тоже ресурсозатратное испытание для его организма.
С другой стороны, в возрасте до 6 лет мозг ребенка очень пластичный, он способен вмещать в себя большой объем информации.
Малыш действительно легко и много запоминает, быстро осваивает новое. Мы получаем наглядное тому подтверждение: дети могут рано научиться читать, считать, запоминать сразу два языка, одновременно они танцуют, рисуют, поют.
Проблема заключается в том, что
И энергию на освоение нового материала ребёнок берёт из тех ресурсов, которые должны расходоваться на запрограммированное природой развитие высших психических функций.
И речь здесь идет не только о методиках раннего развития и дополнительных занятиях. Взрослые допускают детей к неконтролируемой лавине информации – это работающая на полную катушку индустрия мультфильмов, игрушек (разумеется, развивающих!), цифровых игр и даже книжек.
Всё это идёт (может быть неосознанно!) от завышенных требований и ожиданий родителей – научить, не упустить, как можно раньше раскрыть в ребенке уникальные способности, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни, потому что «после трех уже поздно».
Часто рассказывая о том, каких успехов достиг трехлетка на ниве раннего развития, родители уверены в том, что они прививают ребенку тягу к знаниям исключительно потому, что ребёнок «сам этого хочет» – читать, декламировать стихи, безошибочно узнавать в книжке репродукции картин Ван Гога…
На то, чтобы этому научиться, запомнить механические навыки, детская психика затрачивает огромный ресурс. Вопрос остается прежним – за счет чего.
А что же потом? Потом ребенок достигнет 13-15-летнего возраста. Развит, многому обучен, многое может продемонстрировать. Ведет себя хорошо, претензий нет. Но нет и тяги. Нет интереса. Нет стимула. В плохих компаниях не замечен, но и друзей не накопил.
Пытливость ума, жажда открытий, мечты, воображение, эмоции, осознание себя, уровень самоорганизации – все это где-то застряло в пути.
Что делать родителям, чтобы не замедлить психическое развитие ребёнка
Детям необходимо играть. Малыши учатся в игре, наблюдая за родителями. Взрослый – посредник между ребёнком и окружающим миром, и сам на первых этапах выступает в роли психических функций ребенка, называя предметы, обращая на что-то внимание крохи, предлагая повторить, а потом подумать.
Игра — необходимая стадия и непременное условие правильного развития ребенка. Сначала предметные, потом сюжетные и ролевые игры удовлетворяют его текущие потребности, становятся предпосылкой к зарождению и развитию различных видов деятельности.
Именно игра способствует психическому развитию ребенка. Через неё малыш познаёт мир и приобретает навыки, которые понадобятся ему в учебе.
Игровая деятельность естественна для ребенка в возрасте до шести лет и не может нанести ему вреда, а вот учебная, при прочих равных условиях, – может (у 5-6-летнего ребенка для учебного процесса еще не дозрела кора головного мозга). Кубарем через две ступеньки.
Модель развития считается нормальной только тогда, когда ребенок делает то, что ему хочется, а процесс познания для него комфортен (в нем не должно присутствовать элемента оценки, даже на уровне «хорошо» или «плохо» – любая оценка уместна только в учебной деятельности).
Перед ребенком стоит огромная череда задач – он должен научиться знакомиться, общаться, жадничать или, наоборот, быть щедрым, общаться с разными людьми (бабушки, дедушки, чужие, знакомые, девочки, мальчики).
Он должен научиться самостоятельно определять, что ему на самом деле интересно.
И если ребенок двух лет видит книгу, не надо ждать, что он сядет ее читать. Тем более не надо обучать его чтению. Ребенку в определенный период развития этого не нужно. Что нужно? Порисовать на ней, оторвать страницу, попробовать книгу на вкус – опыт общения с книгой многогранен. Всему свое время. Это нормально.
Почему детям с задержкой речи особенно противопоказано раннее развитие
Речь – это одна из высших психических функций, наша потребность. Развитие речи тесно связано с психическим развитием ребенка, со спецификой формирования высшей нервной деятельности. У нас уже давно нет сверхчувствительного обоняния и слуха, так как эволюция «отключила» эту опцию общения. И мы пока не научились считывать мысли. Без речи мы не умеем общаться.
У детей с нарушениями речи значительно снижено внимание, от тяжести речевого дефекта в большинстве случаев зависит степень нарушения развития мышления. Недоразвитость речи негативно сказывается на развитии эмоционально-волевой и личностной сфер.
Таким образом, недоразвитие речи влияет на формирование всей психической деятельности ребенка. Такие дети требуют исключительного подхода.
Этот текст хотелось бы закончить говорящим примером из практики «Детской академии речи», когда ожидания родителей мешают услышать им собственного ребёнка.
Ребенок 5,1 лет, заговорил позже срока, дерется в детском саду. Любящая мама очень опечалена таким поведением ребенка, проговаривает с ним ситуацию («драться плохо») и определяет наказание за провинность – три дня ребенок будет лишен возможности смотреть мультфильмы. На стене висит календарь, из которого мама вместе с ребенком (ребенок – непосредственный соучастник наказания) вычеркивает красным маркером три дня. Мама учит ребенка отвечать за свои проступки. Но в этом воспитательном акте «тонет» нечто очень важное – на вопрос «почему ты ударил мальчика и не попытался решить ситуацию другим способом?» ребенок отвечает: «Я хотел поговорить, но не смог, мне не хватило слов».
Раннее развитие детей
Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более “современных” детей. Методики “Читать раньше, чем говорить”, “Математика с пеленок” очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик.
Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.
Минусы
На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти – ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.
Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», – резюмирует Млодик.
Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.
«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, – напоминает психолог. – Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».
Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», – советует Млодик.
Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», – говорит специалист.
Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».
Плюсы
Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.
То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.
Что нужно развивать в первую очередь
Коммуникации
Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.
Математика
А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали. Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало – это и есть основа всей математики.
ВАЖНО!
В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития – малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.
Когда раннее развитие может привести к отставанию: мнение психолога
Практикующий кризисный психолог. Президент ICDP Ukr aine.
Член Совета Правления «Национальной психологической ассоциации».
Тренер International Child Development Programme, учредитель и заместитель руководителя ОО «Ассоциация детских и семейных психологов Украин ы».
Много споров, противоречий и вопросов возникает при обсуждении программ раннего развития ребенка. Хороши ли они или вредны? Как и чем необходимо заниматься с ребенком, что бы не навредить его здоровью и при этом развивать его интеллектуально? А самое главное, в чем опасность раннего развития? Как не навредить малышу?
Предлагаю разобраться, о чем конкретно мы говорим, когда ставим плюсы и минусы программам раннего развития. Разложим все, как говорится, по полочкам: игрушки – в одну сторону, книжки и тетрадки – в другую. Чаще всего все негативные нападки относительно вреда раннего развития, обращены в сторону раннего обучения.
По определению под обучением понимается процесс, во время которого ребенок приобретает знания и умения выполнять определенный вид деятельности, благодаря направленному воздействию взрослого.
Развитием мы называем процесс, во время которого взрослый определенным видом деятельности стимулирует познавательный интерес ребенка.
Мы употребляем в обоих случаях термин «раннее» ведя разговор о детях до 3-4 лет.
Скажу откровенно, меня радует факт актуальности этого вопроса. Ведь он, возник, благодаря активности заботливых родителей. Часто не опытных, но заботливых, стремящихся и не равнодушных.
Заявлять однозначно о том, приносит раннее обучение вред или пользу было бы несправедливо. Существует большое количество сторонников обоих точек зрения. И каждый из них прав по-своему.
Раннее развитие против раннего обучения
Можно сказать, что лишь, при злоупотреблении, раннее обучение, может давать негативные результаты. При мягком индивидуальном подходе, учитывая возможности своего малыша, вы сможете достигнуть хороших результатов. Основное правило безопасного раннего обучения: все должно быть индивидуально, своевременно и в меру. А вот то, что раннее развитие гораздо безопаснее раннего обучения и является очень важным для крохи – это факт.
В прошлом, работая школьным психологом и психологом ПМПКП (психолого-медико-педагогическая консультация), мне часто, приходилось заниматься диагностикой детей для определения уровня готовности к обучению в школе. Процедура достаточно интересная, местами увлекательная, иногда осложненная напором родителей.
Чем может быть опасно раннее обучение
Случается, что родители, переусердствовавшие с ранним обучением, напрочь забывают о важных особенностях раннего развития. Дети, в таких случаях, успешно сдают необходимые тесты. Ребенок может классифицировать транспорт, посуду, овощи и фрукты, и много еще чего может. Вопрос же, для ответа на который необходимо выйти за рамки того, чему тебя научили, сравнить, найти новые пути решения, проявить творчество и сделать это самостоятельно, ставит его в тупик. Как правило, такие дети, приходя в школу, быстро исчерпав потенциал имеющихся знаний, теряют интерес к учебе и из «подающих надежды» перемещаются в «могут, но не хотят».
Причиной такого результата может оказаться функциональная несформированность лобных отделов мозга. Такие нарушения, наступают как результат неадекватных, чрезмерных и не своевременных воздействий. Снижение пластичности мозга.
Раннее образование может иметь ряд побочных эффектов, в частности снижение иммунитета и перегрузки центральной нервной системы ребенка, которая проявляется чрезмерной усталостью, ухудшением сна, энурезом, частыми соматическими заболеваниями, возможны различные нарушения работы эндокринной системы
Для предупреждения вредного воздействия:
- Адекватно оценивайте возможности своего малыша.
- Исходите из принципа « НЕ НАВРЕДИ». Действуйте во благо ребенка, заботясь о его здоровье.
- Совмещайте процессы раннего обучения и развития.
Программы раннего развития способствуют формированию у ребенка внутренних алгоритмов, которые помогут ему в будущем овладевать знаниями, выстраивать внутренний план действий, применять полученные знания.
Контакт ребенка с близкими взрослыми способен влиять на формирование и развитие ребенка. Еще в 1982 году профессор Хант Мак Викер, во время исследования, проходившего в иранском приюте, доказал, что можно значительно способствовать психосоциальному развитию детей, находящихся в детских учреждениях, применяя программу простого взаимодействия. Дети, находившиеся в этом приюте, несколько отставали в развитии от своих сверстников. В рамках этой программы воспитатели получали указания реагировать на потребности ребенка (сразу, как только они были определены), проявлять любовь, играть с ними и, кроме того, голосом подражать лепечущим детям, находящимся на их попечении. Дети из экспериментальной группы стали отзывчивыми и интересующимися, их языковое развитие достигло нормы. Более того, авторы исследования подчеркивают, что разница в показателях интеллекта с контрольной группой составила 47 пунктов.
Используйте программы простого взаимодействия
У каждого взрослого есть возможность получить результаты соей собственной «программы простого взаимодействия»
- Разговаривайте с малышом. Проговаривайте все, что вы делаете с ним, что делает он, даже если некоторые вещи кажутся вам пустыми и не стоящими внимания.
- Говорите о своих эмоциях и чувствах. Учите ребенка понимать эмоции.
- Говорите о том, что важно для него. Это не означает, что мы постоянно заняты разговорами о нем. Это значит, что мы замечаем в каком он состоянии, в чем нуждается, подчеркивая его важность для нас.
- Поддерживайте эмоциональную беседу с ребенком
- Выступайте посредником между ребенком и окружающим миром, объясняя происходящее на понятном для малыша языке
- Поддерживайте развитие творческого потенциала вашего крохи (читайте и рассказывайте сказки, играйте, рисуйте, лепите вместе)
- Проживайте вместе с малышом различные эмоциональные переживания и состояния во время игры и совместной деятельности
- Регулируйте ребенка положительно, объясняя запреты, учитывая способность ребенка понимать, предлагайте альтернативы
Родители принимают решения, исходя из желания, видеть детей, успешными и счастливыми. Ребенок растет таковым, когда удовлетворены его первичные потребности в любви, принятии, понимании. Общайтесь с ребенком, рассказывайте, объясняйте, проговаривайте, обнимайте, играйте, проживайте вместе. Это время, действительно очень ценное для формирования вашего малыша. Воспользуйтесь этой возможностью!
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.
Источники:
http://letidor.ru/obrazovanie/vsemu-svoyo-vremya-k-chemu-na-samom-dele-privodit-rannee-razvitie-detey.htm
http://www.kp.ru/putevoditel/sovety-dlya-roditelej/rannee-razvitie-detej/
http://www.moirebenok.ua/psihologiya/vospitanie/uvlechenie-rannim-razvitiem-rebenka-mozhet-byt-opasno-mnenie-psihologa/