0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коммуникативное развитие дошкольников. Социально-коммуникативное развитие как объект психолого-педагогического изучения

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:

— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.

Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.

Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя:

• организацию предметно-пространственной среды;

• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;

• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;

• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;

• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;

• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;

• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.

Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:

Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.

Развитие игровой деятельности детей (слайд)

Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.

Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)

• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;

• Воспитывать уважение к труду;

Развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Формировать элементарные знания о правах человека;

• Расширять представления о городах России;

• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)

Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.

Данная работа проводится через:

• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;

• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.

Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».

Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).

Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»

Следующим направлением социально-коммуникативного

развития является (слайд)

Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.

Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

4. Взаимодействие с семьей. (слайд)

Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

Читать еще:  Сравниваем постельное белье: разбираем по ниточкам бязь и сатин. Чем отличается бязь от поплина и сатина

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей для родителей;

-консультации для родителей;

-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.

Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.

Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.

Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.

Коммуникативное развитие дошкольников. Социально-коммуникативное развитие как объект психолого-педагогического изучения

Коммуникативное развитие дошкольника и его социализация представлены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) как образовательная область — социально-коммуникативное развитие. Во ФГОС ДО не содержится определение понятия «социально-коммуникативное развитие», поэтому в современной научной и научно-методической литературе, интернет-источниках нет солидарного подхода к пониманию содержания данного понятия. Однако в изученных нами работах В.А. Зебзеевой [1], О. Вахрамеевой [2], Т.П. Клетиковой, Н.Ю. Топорковой, Т.А. Спириной [3] и др. мы можем отметить и то общее, что их объединяет, а именно идея успешной социализации ребенка. Поэтому мы видим сущность социально-коммуникативного развития дошкольников в их позитивной социализации, приобщении к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации и общества.

Сопровождение (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития дошкольников мы рассматриваем, вслед за В.А. Зебзеевой [1] и Л.В. Кокуевой [4, с. 4-6], как систему профессиональной деятельности специалистов образования, направленную на организацию социально-психологических и педагогических условий, позволяющих ребенку позитивно социализироваться, приобщаясь к социокультурным нормам и традициям семьи, образовательной организации, общества.

Психолого-педагогическими условиями сопровождения социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста в контексте нашего исследования являются следующие:

  • применение театрализованной деятельности (игры-драмы, игры-проживания, импровизации, куклы бибабо, настольные и др.);
  • совместное участие в образовательной деятельности детей и взрослых;
  • привлечение родителей к образовательной деятельности.

Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством социализации и развития нравственных, эстетических, коммуникативных и других качеств дошкольника. Театрализованную деятельность мы использовали, прежде всего, для развития эмоциональной сферы (развитие эмоций и чувств, сочувствие персонажам, сопереживание разыгрываемым событиям и др.); речи (выразительность, активация словарного запаса, совершенствование грамматического строя и др.); формирования опыта социальных навыков поведения (дружба, доброта, честность, выражение своего собственного отношения к добру и злу и др.); коммуникативных умений, невербальных средств общения и др.

Внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослыми появляется в старшем дошкольном возрасте (М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, Т.А. Репина и др.). Ребенок сосредотачивается на социальном окружении, на «мире взрослых», а не предметов. Старшему дошкольнику уже не достаточно просто доброжелательного внимания со стороны взрослого, возникает потребность во взаимодействии, взаимопонимании, поэтому в нашу программу мы включили совместные театрализованные занятия со взрослыми (педагоги, родители). Для эффективного социально-коммуникативного развития дошкольников важно не только сотрудничество с родителями, но и активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.

Мы считаем, что для определения результатов сопровождения (психолого-педагогический аспект) социально-коммуникативного развития старших дошкольников необходимо опираться на целевые ориентиры дошкольного образования, определенные в статье 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5], а также целевые параметры на этапе окончания дошкольного образования, определенные во ФГОС ДО [6]. Исходя из этого, ожидаемый результат сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) будет заключаться в следующем:

  • ребенок положительно относится к себе, другим людям, окружающему миру;
  • эмоционально отзывчив, сопереживает неудачам и радуется успехам других;
  • сформированная «внутренняя позиция школьника»;
  • уважительно относится и осознает свою принадлежность к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
  • соблюдает нормы и правила, принятые в обществе, ДОУ, включая нормы морали и нравственности; общается со сверстниками и взрослыми;
  • владеет конструктивными приемами установления взаимодействия со взрослыми и детьми (обменивается предметами, договаривается, при сотрудничестве распределяет действия, выслушивает и др.);
  • использует диалогическую речь; проявляет независимость, саморегуляцию и целенаправленность своих действий;
  • проявляет положительную установку к творчеству, разнообразным видам труда;
  • участвует в совместной деятельности (общение, игра, труд) с детьми;
  • демонстрирует безопасное поведение в ДОУ, социуме, быту, природе.Для получения информации о социально-коммуникативном развитии старших дошкольников мы использовали следующие методы и методики:
  • Выборочную совокупность в исследовании составили старшие дошкольники подготовительной группы в возрасте от 6 лет 2 месяцев до 6 лет 8 месяцев в количестве 49 человек, которые были распределены на экспериментальную (n = 23) и контрольную группу (n = 26 человек).
  • экспертная оценка;
  • проективная методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур);
  • социометрический метод, модификация «Маски»;
  • методики диагностики коммуникативных способностей (автор С.П. Соснина).
  • По результатам диагностического обследования мы выявили следующее: низкий уровень социально-коммуникативного развития – 16 чел. (69,6%), средний – 7 чел. (30,4%), высокий – 0 чел. Основные проблемы в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников:
  1. Низкий уровень развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  2. Низкий уровень сформированности умений межличностного общения со взрослыми и сверстниками.
  3. Низкий уровень развития сопереживания, эмоциональной отзывчивости, эмоционального и социального интеллекта.
  4. Несформированность готовности к совместным действиям со взрослыми и сверстниками.
  5. Неадекватная самооценка.

При расчете t-критерия Стьюдента для неравных несвязных выборок мы получили tэмп= 0,2, что означает отсутствие статистически значимых различий в сравниваемом признаке между контрольной и экспериментальной группами.

Реализация разработанной программы была направлена на создание социально-психологических и педагогических условий, способствующих развитию взаимодействия и общения дошкольника со сверстниками и взрослыми, в том числе и позитивной социализации детей. Планируемый результат по программе: социально-коммуникативное развитие большинства (50% и более) старших дошкольников на достаточном (базовом) уровне (высокий и средний).

Стратегию и тактику разработки нашей программы психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников определили ФГОС ДО, дидактические принципы (систематичности, доступности, сознательности и активности), принципы построения коррекционно-развивающих программ (системности профилактических, развивающих и коррекционных задач; учета индивидуальных и возрастных психологических особенностей ребенка; единства диагностики и коррекции и др.). В программу сопровождения социально-коммуникативного развития дошкольников, которая осуществлялась на протяжении 6 месяцев, мы включили следующие направления:

  1. Создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды. В организации зоны для театрализованной деятельности старших дошкольников мы опирались на основные принципы проектирования предметно-пространственной среды:
  • использование оборудования и помещений для решения различных задач;
  • создание «зон приватности»;
  • возможность для реализации интересов и свободы выбора;
  • организация условий с целью импровизации и экспериментирования;
  • полоролевая и возрастная адресность оборудования и материала;
  • обеспечение баланса между совместной и инди­видуальной деятельностью детей.
  1. Реализация условий для активного общения детей со взрослыми и сверстниками в группе. Приоритет в психолого-педагогическом сопровождении социально-коммуникативного развития старших дошкольников мы отдаем групповым занятиям, при этом не исключаем значение индивидуальной работы с детьми (старшие дошкольники с нарушенными взаимоотношениями со сверстниками (отверженные), застенчивые, обидчивые, испытывающие страх, с нарушениями в поведении (вспыльчивость, пассивность, гиперактивность) и др.).
Читать еще:  Игры на коррекцию застенчивости детей. Игры для застенчивых и замкнутых детей. «Коробка добрых поступков»

Участие в театрализованной деятельности способствует изменению социометрического статуса старшего дошкольника, который влияет на развитие самооценки, деятельности и представлений о себе. В содержание занятий мы включали разнообразные формы театрализованной деятельности:

  • ролевые диалоги по иллюстрациям (например, «Федорино горе»: настольный театр картинок);
  • инсценирование сказок (например, «12 месяцев», «Звери на болоте»: кукольный театр, драматизация; «Мальвина учит Буратино»: кукольный театр бибабо, драматизация);
  • разыгрывание сценок («Утка с утятами», «Живые куклы» и др.);
  • самостоятельные фантазирование и исполнение на те­мы и события, взятые из жизни (знаменательное событие, происшествие, смешной случай и т.д.);
  • игры-проживания (например, «Волшебная поляна»: импровизация);
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (овладение вербальной и невербальной техникой («Волны», «Подарок», «Снежки», «Зеркало», «Пантомима» и др.)) и др.Формирование умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми реализуется через совместную деятельность. Первоначально у детей развивались базовые социальные навыки: умение выслушать другого; поддержать общий разговор; участвовать в коллективном обсуждении темы и др. Затем переходили к формированию адекватной самооценки и уровню притязаний; развитию сопереживания и эмпатии; уважению мнения товарища; принятию социальных и этических норм в общении; выражению взаимного доверия и внимания; умений вступать в контакты и др. Большое внимание уделяли освоению детьми моделей социального поведения в конфликтной или просто сложной ситуации (устанавливать и сохранять положительные отношения; договариваться; при совершении действия подчиняться интересам и потребностям группы; развитие и формирование способности к единым действиям и др.), а затем и проверке усвоенных знаний в реальных ситуациях жизнедеятельности группы.
  • В программу включены театрализованные игры и упражнения, позволяющие решать сразу несколько задач (например, развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания, формирование социальных и этических норм, умений общения, сплочение группы и др.). При этом каждое упражнение, сказка, театрализованная игра, сценка могут быть проведены несколько раз (с усложнением, с передачей функций ведущего от взрослого к ребенку (кто желает), другими вариациями проведения, в течение нескольких занятий). В основное содержание занятий, кроме театрализованной деятельности, мы включали психотехнические упражнения и элементы психогимнастики.
  1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов и администрации в вопросах социально-коммуникативного развития старших дошкольников. Работу с родителями мы осуществляли в «Школе для родителей» в основном через проведение коллективных консультативно-просветительских встреч и индивидуальное консультирование семей, чьи дети показали низкий уровень социально-коммуникативного развития. Содержание коллективных встреч с родителями определялись результатами диагностики, а также необходимостью участия родителей в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника. Индивидуальные консультации проводились по запросу родителей, по результатам диагностики, в случаях необходимости привлечения других специалистов для работы с ребенком и др.

В просветительско-консультативной работе с педагогами ДОУ мы использовали лекции, обсуждение, дискуссии и др. на различную тематику: создание условий для активного общения детей в группе между собой, а также со взрослыми; сущность, цель, структура, критерии и направления социально-коммуникативного развития дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО; психолого-педагогические условия создания развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

В программе применялись разнообразные методы:

  • с детьми: театрализованная деятельность (диалоги в ролях по иллюстрациям; проигрывание сценок и сказок; кукольный театр; настольный театр картинок, самостоятельное фантазирование и исполнение на темы, существующие в жизни; игры-драматизации; игры-проживания), упражнения, психогимнастика, игра, творческое самовыражение (рисование, конструирование и др.), беседа;
  • с родителями, воспитателями, заведующей: выставки психолого-педагогической литературы и информационные стенды, лекция, беседа, дискуссия, театрализованная деятельность и др. [7].

По результатам контрольной диагностики мы выявили, что у старших дошкольников в экспериментальной группе стал преобладать средний и высокий уровень социально-коммуникативного развития:

  • низкий уровень – был у 16 чел. (69,6%), стал у 1 чел. (4,3%),
  • средний уровень – был у 7 чел. (30,4%), стал у 16 чел. (16,6%),
  • высокий уровень – был у 0 чел., стал у 6 чел. (26,1%).

Мы также можем отметить, что уменьшилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с низким уровнем:

  • развития самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий (было 16 чел. (69,6%), стало 4 чел. (17,4%));
  • сформированности умений межличностного общения со сверстниками и взрослыми (было 15 чел. (65,2%), стало 5 чел. (22,2%));
  • развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания (было 10 чел. (43,4%), стало 4 чел. (17,4%)).Применённый t-критерий Стьюдента подтвердил значимость положительных изменений в социально-коммуникативном развитии старших дошкольников в экспериментальной группе (tэмп= 12,4). Результат, который мы планировали по программе, достигнут: у 22 старших дошкольников (95,7%) социально-коммуникативное развитие на достаточном уровне (высокий и средний уровень).
  • Кроме этого, увеличилось количество старших дошкольников в экспериментальной группе с достаточным (средний и высокий) уровнем готовности к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (было 7 чел. (30,4%), стало 18 чел. (78,3%)), а также с адекватной самооценкой (было 2 чел (8,7%), стало 15 чел. (65,2%)).

«Особенности социально — коммуникативного развития дошкольников»

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Статья : «Особенности социально – коммуникативного развития дошкольников».

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

В рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Цель: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Социально коммуникативное развитие направлено на:

— присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;

— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;

— формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

— Формирование социально-коммуникативных речевых умений (развитие способности вступать в общение и поддерживать его).

Можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются, в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребёнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Читать еще:  Что взять с собой в командировку в другой город. Правила сборов в командировку: что нужно взять с собой

Следовательно, в рамках реализации ФГОС в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития.

Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

• Изобразительная — позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Ребёнок в современном обществе – это всесторонне развитая личность, способная устанавливать бесконфликтное общение, легко адаптирующаяся в разных ситуациях, занимающая активную жизненную позицию. И, чтобы достичь этого, нужно научить ребёнка общению – одному из главных видов деятельности человека, устремленному на познание и оценку самого себя через посредство других людей, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте.

Поэтому, новые образовательные стандарты дошкольного образования по социально-коммуникативному развитию дошкольников, в первую очередь, направлены на достижение следующих целей :

• усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

• развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

• развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

• формирование основ безопасного поведения в быту,социуме, природе.

Способность к общению включает в себя:

1. Желание вступать в контакт с окружающими ( «Я хочу!» ).

2. Умение организовать общение ( «Я умею!» , включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

3. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ( «Я знаю!» ).

Социально- коммуникативное развитие дошкольников основывается на особенностях каждого возрастного периода.

Первой, возникающей в онтогенезе( 2-3 мес., является ситуативно- личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш ещё не владеет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное общение со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органических потребностей.

Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет, где основной выступает потребность сотрудничества, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства – предметно — манипулятивной деятельности. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша : ребенок хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятие с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.

Переход к дошкольному детству знаменуется и переходом к новой форме общения : внеситуативно – познавательной, которая существует в младшем и среднем дошкольном возрасте (от 3 до 5 лет, и в основе ее лежит потребность в уважительном отношении взрослого. Это связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Однако возможности ребенка ещё ограничены, и единственным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.

К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма общения – внеситуативно- личностная. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры: ребенок теперь обращает больше внимания на особенности межличностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей и в кругу их друзей и знакомых, но теперь она имеет самостоятельное значение для ребенка и не является аспектом его сотрудничества со взрослым, скорее, позволяет ему удовлетворить потребность в познании себя, других людей и взаимоотношений между ними.

Ни для кого не секрет, что в наше время лучший друг для современного ребенка-это телевизор или компьютер, а любимое занятие- просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Наблюдая за детьми, можно отметить, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение : слушать собеседника, эмоционально сопереживать, планировать содержание игровой деятельности, использовать вербальныеи невербальные средства общения, решать конфликтные ситуации. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Первый опыт отношений с другими людьми становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первом в его жизни коллективе- группе детского сада- во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.

Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод : детям следует помочь найти эффективные способы общения друг с другом и окружающим, развить коммуникативные умения, создать сплоченный коллектив группы детского сада.

Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-коммуникативного развития дошкольников.

Постоянная, непрерывная работа по всем направлениям способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

1.Бабаева, Деркунская, Римашевская: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие». ФГОС.

2.Конкевич С.В. «Беседы с детьми о Великой Отечественной войне». Издательство « Детство-Пресс »
Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника».

3.Нищева Н.В. «Во саду ли, вогороде» (Игры для развития речи детей дошкольного возраста). Издательство « Детство-Пресс »
Серия «Социально-коммуникативное развитие дошкольника».

4. ПРИКАЗ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

5. Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С,Комаровой, М.А.Васильевой;

6. Т.Г.Казакова. Изодеятельность младших дошкольников./ М., 2003;

7. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. — М.: ИП, 2009. – 350 с.

8. «Безопасность» Н.Н.Андреева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина

9. «Воспитание детей на традициях народной культуры» В.П. Ватаман

10. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности» Н.А.Аралина

11. «Правила дорожного движения » Л.Б. Поддубная

12. «Развивающие игры для детей»

14.«Театрализованные занятия в детском саду» М.Д.Маханева

15. «Театральная деятельность в детском саду»

16. «Формирование основ безопасности у дошкольников» К.Ю. Белая

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/socialno-komunikativnoe-razvitie-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html
http://science-education.ru/article/view?id=27412
http://infourok.ru/osobennosti-socialno-kommunikativnogo-razvitiya-doshkolnikov-3601720.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×