2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кружки и секции для ребенка: польза и вред. Что делать с нагрузками? Нужна ли секция городу? Ли секция

Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред»

Валерия Бригадина
Консультация психолога для родителей «Кружки и секции для ребенка: польза и вред»

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

КРУЖКИ И СЕКЦИИ ДЛЯ РЕБЕНКА: ПОЛЬЗА И ВРЕД

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросами: а нужно ли отдавать ребёнка в секцию или кружок? Не станет ли это для него чрезмерной нагрузкой? В какой именно кружок записать ребёнка? Как выбрать именно тот, который ребенок будет посещать и с удовольствием, и с пользой для себя? Определённого ответа на эти вопросы дать нельзя. Поэтому родителям в каждом конкретном случае придется взвешивать все «За» и «Против».

— смена вида деятельности. Если ваш ребенок посещает спортивную секцию, умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой;

— смена обстановки. Помещения, предназначенные для занятий с детьми, в детских клубах стараются оборудовать с учетом их интересов. Их оснащают играми, игрушками, материалами для творчества, спортивными снарядами;

— это общение. Родителям застенчивого, стеснительного ребенка психологи часто рекомендуют записать его в какой-нибудь кружок. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы, что облегчает установление дружеских отношений.

— это формирование ответственности, самостоятельности. Если ребенок хочет посещать любимый кружок, значит, он должен научиться запоминать и контролировать множество вещей сразу;

— развитие способностей. Если вы точно знаете, к чему у ребенка способности, тогда вы отдаете его в секцию, занятия в которой направлены на их развитие;

а если ни вы, ни ребенок пока точно не определились, чем он хочет и может заниматься — пусть попробует себя в разных кружках, меняя их периодически — в этом случае его способности тоже будут развиваться;

— повышение самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха, пусть небольшого, но очень важного для него.

Но есть, конечно, и аргументы «ПРОТИВ»

1. Занятия в кружке, секции требуют дополнительного времени. К сожалению, чаще всего из-за дополнительных занятий дети лишены прогулок и времени на игру, которые не менее важны для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Занятия в кружке, секции — это дополнительные нагрузки. Действительно, даже у дошкольника они и так немалые. Поэтому, выбирая ребенку кружок, следует соблюдать умеренность. Для ребенка дошкольного возраста это 1-2 кружка разной направленности, например, спортивный и художественный. Не записывайте дошкольника в секции, где предполагаются ежедневные тренировки по несколько часов. Для организации досуга вполне достаточно двух занятий по 30-45 минут в неделю.

3. При отсутствии мотивации (желания посещать ту или иную секцию) для ребенка эта деятельность может стать ненавистной, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

4. Ребенка кто-то должен отводить на занятия, а после их окончания — встречать.

Вот еще несколько рекомендаций:

— если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей, а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;

— составляя паззл нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы «проецируетесь», то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось;

Самое главное, выбирая кружок или секцию для ребёнка, обязательно учитывайте его интересы, желание и способности.

Консультация для родителей «Компьютерные игры: польза или вред?» Компьютерные игры: вред или польза? Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные.

Консультация для родителей «Компьютерные игры для дошкольников польза и вред» Современные технологии, которые приходят в нашу жизнь, не только приносят пользу, но и создают ряд проблем. Актуально это и для всеобщей.

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред? Как лечить детей от игровой зависимости?» Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред»? Наступил век современных технологий и в нашу жизнь.

Читать еще:  8 недели беременности от зачатия что происходит. Состояние женщины и плода на восьмой неделе беременности

Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Консультация для родителей «Мультфильмы: вред или польза?» Керимова Амина Какие мультфильмы показывать детям? За последние несколько.

Консультация для родителей «Планшет и ребенок — вред или польза» Современный мир называют информационным веком. Невозможно представить себе нашу жизнь без смартфонов, планшетов и компьютеров. Дети не остаются.

Консультация для родителей «Польза оригами для развития ребенка» Развитие ребенка, всегда вызывает удивление и радость у взрослых. Проходи 6-7 лет и ребенок оказывается у порога школы и к этому времени.

Консультация для родителей «Ребёнок и компьютер. Вред или польза?» Консультация для родителей. «Ребёнок и компьютер. Вред или польза» Аннотация: в наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы.

Сколько кружков можно посещать ребенку? О внешкольной нагрузке

С началом семестра или учебного года родители спешат распланировать свободное время детей, записывая их на всевозможные кружки и секции. И если раньше вопрос разумного распределения нагрузок больше касался родителей младших школьников, то сегодня посещение трех и более направлений – далеко не редкость. Сколько секций должно быть у ребенка? Чем руководствоваться, составляя график дополнительных занятий? Когда возникают перегрузки и чем опасен дефицит свободного времени? Рекомендации психолога родителям дошкольников и учеников младшей школы.

Нужны ли ребенку кружки?

Идея гармоничного и размеренного развития ребенка, который интуитивно находит себе занятия по интересам дома, сегодня непопулярна. Рынок дошкольного образования наводнили предложения от развивающих центров, которые обещают сделать вашего малыша уверенным в себе, мотивированным, успешным, компетентным. И это не смотря на то, что вашему чаду всего-то исполнилось два-три года, когда о личностном росте говорить еще как бы рано…

Маркетинговая стратегия «на ура» воспринимается молодыми родителями, которые стараются поминутно распределить свободное время ребенка. В погоне за будущим успехом взрослые не в состоянии адекватно взвесить пользу и вред от таких нагрузок, а также понять, нужно ли ребенка водить на все кружки.

Но отрицать положительное влияние дополнительных занятий нельзя, ведь секции:

  • расширяют кругозор;
  • помогают проявить склонности и творческие способности;
  • обогащают новыми знаниями и умениями;
  • делают эмоциональный интеллект богаче;
  • учат прислушиваться к своим желаниям, доводить начатое до конца.

Все это возможно при разумном подходе к дошкольному образованию, который исключает фанатизм и гонку за числом кружков.

Важно не количество кружков, а их качество и баланс между нагрузками и свободным временем.

У ребенка много кружков: риски и последствия

Так ли полезно посещать всевозможные секции? Помните: ежедневно у ребенка должно быть свободное время (около двух часов в сумме) на игру – едва ли самую важную психологическую деятельность для дошкольника. Именно в игре мы учимся ориентироваться в тонкостях взрослой жизни. Ограничивая малыша в ней, мы лишаем его возможности накапливать опыт прохождения разных ситуаций в игре. Позднее это может вылиться в снижение социального интеллекта и мотивации, когда ребенок не хочет посещать кружки в принципе.

Второй момент – сниженная физическая активность, от которой страдает практически каждый городской житель. Добавим сюда недостаточное снабжение организма кислородом – и готов собирательный образ утомленного учебой школьника.

Отсутствие времени на то, чтобы переварить полученную информацию, даже самого любознательного и активного малыша превратит в поверхностного ребенка, который не углубляется в занятие и не запоминает. Чему удивляться? Таким образом психика защищается от перегрузок и срывов.

Сколько кружков рекомендуется посещать ребенку

Как достичь той самой «золотой» середины в желании дать ребенку все лучшее и сразу? Составляя график занятий, руководствуйтесь принципом вычитания.

  1. Оставляйте ежедневно на игру до двух часов свободного времени. Активные прогулки на свежем воздухе 1,5-2 часа в день обязательны. Предположим, вы забираете ребенка из сада около 16:00, а укладываете примерно в 21:00, значит, в вашем запасе 5 часов. Вычитаем условные 3,5 часа на активности и игровые полезности, оставшиеся 1,5 часа можно посвятить пению, танцам, музыке, плаванию и т.д.
  2. Следите, чтобы уровень и характер нагрузок соответствовали возрасту, темпераменту, образовательным и физическим способностям ученика.
  3. Проводите с чадом больше свободного времени, общайтесь, читайте книги.
  4. Некоторые психологи советуют давать ребенку столько нагрузки, сколько он осилит. Но корректировать рвение школьника все же необходимо, например, если ребенок хочет заниматься смежными видами спорта – гимнастикой и танцами.

Актуальные подборки спортивных секций по направлениям ищите на нашем сайте.

Кружки и секции для ребенка: польза и вред. Что делать с нагрузками?

Дополнительное образование и развитие – для дошкольников и школьников: сколько и зачем?

Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей

Читать еще:  Что такое Лень или Почему ребенок ленится; И как помочь ему избавиться от этого порока? Ленивый ребенок

Начало учебного года — это еще и время записи в кружки и секции. Многие родители именно в эти дни планируют нагрузку своих детей основным и дополнительным образованием. По каким критериям стоит составлять график занятий? Чем опасно для ребенка отсутствие времени на игру и прогулки? Почему возникают перегрузки и как их избежать? Советы психолога — родителям дошкольников и младших школьников.

Тревога за развитие

Последние годы все более популярными становятся занятия для детей-дошкольников — в больших городах это целый бизнес. Каждый развивающий центр бомбардирует сознание родителей в своих рекламных буклетах: «Посетив наши занятия. пройдя программу нашего центра. ваш ребенок достигнет. сделает. сможет. «. Прослеживается подтекст: без занятий ребенок не достигнет, не сделает, не сможет.

Тексты могут быть составлены более или менее грамотно, реклама сарафанного радио может давать четкие или расплывчатые рекомендации. И все это только укрепляет родителей в мысли, что в наше время без дополнительного образования никак. Без него ребенок и «не разовьется», и «никем не станет».

Идея о том, что дети растут и развиваются сами, непопулярна в наше время. Конечно же, ребенок развивается благодаря занятиям и обучающим программам.

Это один из популярнейших и малоосознаваемых мифов современной российской жизни. Он лежит в основе успешного бизнеса многих детских досуговых центров и очень мешает родителям оценить: насколько же занятия, которые они выбирают для своих детей, хороши? Соответствует ли цена качеству? Стоит ли данное занятие времени и сил, которые будут потрачены и родителями, и детьми на то, чтобы их посещать?

Трудность еще и в том, что чувство меры, ощущение золотой середины — это почти начисто отсутствующие у современного родителя добродетели.

Рынок услуг дополнительного образования: ресурс или искушение?

Конечно же, в наше время возможностей масса. И в супермаркетах, и в магазинах одежды, и в туристических агентствах.

Но про еду большинство понимает, что никуда она с полок не убежит. С изобилием одежды народ постепенно учится справляться и вырабатывать чувство меры. Что касается поездок, тут у многих бюджет проставляет определенные ограничения.

Но с изобилием услуг образования картина иная. Очень мощно работает принцип «все лучшее — детям». В смысле: детям — ВСЕ лучшее. Сразу. Или так быстро, как только возможно.

На детских площадках, в раздевалке садика, школы или клуба можно услышать примерно такой разговор:

— Что у вас в среду?

— Ой, ну среда просто невозможный день, ни минуты свободной. С утра развивающие занятия, потом каток, а после сна приходит логопед.

— В четверг еще хуже — с утра сад, потом английский и вечером бассейн.

И мама, у ребенка которой занятий чуть меньше, начинает сомневаться, права ли она, или же стоит нагрузить чадо посильнее.

Я не противник развития. Но ведь никто не кормит ребенка обедом через полчаса после завтрака, а еще через час — ужином. Мы понимаем, как важны интервалы и размеренность, иначе пища не переварится, не усвоится и толку не будет.

С выбором занятий для ребенка тоже стоит придерживаться определенной «диеты». Предлагаю сменить подход и строить недельную программу ребенка не исходя из того, сколько занятий можно в каждый день впихнуть, а наоборот — «методом вычитания». Как это может выглядеть?

Время на игру

Как мы помним, ведущей психологической деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Игра творческая, фантазийная и игра с ровесниками. Но если игра так важна, то на времени для нее экономить нельзя. То есть ребенок-дошкольник должен иметь возможность пару раз в день полноценно играть (не менее 40-45 минут каждый раз). Это, так сказать, основной урок — урок игры.

А еще для того чтобы дошкольник полноценно развивался личностно и интеллектуально, ему необходимо достаточное количество кислорода и движения. Особенно важно это для городских деток, с малых лет попадающих в группу риска по статье «гиподинамия».

Чего стоит отсутствие времени на игру? Если в силу общей загруженности его не остается, существенно снижается скорость развития воображения и фантазии. А именно эти способности у дошкольников — предтечи интеллектуальной активности.

Ведь пока ребенку не исполнилось 7 лет, время непосредственной интеллектуальной активности еще не настало. Мозг не готов еще к нормальным и привычным для школьников «левополушарным» занятиям: сидению над прописями и учебниками, выполнению рутинных заданий.

Не давая ребенку играть, пока он мал, мы лишаем его некоторых «дивидендов» в виде накопленного опыта пройденных в игре ситуаций. Это станет заметно позднее — по снижению социального интеллекта и по отсутствию интегративных связей между отдельными разрозненными областями знаний.

Время переварить информацию

Именно в игре, а вовсе не над энциклопедиями дошкольник постигает сложнейшие взаимосвязи окружающего мира и начинает ориентироваться в жизни взрослых людей. Сюжетная игра и спонтанный (в смысле — не по заданию сделанный) рисунок — это главные для ребенка возможности переварить то огромное количество неизвестного, которое его окружает.

Читать еще:  Как сделать красивую снежинку из бумаги своими руками — шаблоны снежинок. Объемная снежинка — пошаговый мастер-класс

Более того: если жизнь ребенка устроена так, что впечатлений и получаемой информации больше, чем необходимо, он может — сам того не осознавая — выработать стратегию поверхностного восприятия любой информации. Ребенок вроде и слушает, но вполуха, не вдаваясь особенно в детали. А главное — не запоминает. Психика защищается от перегрузок, сбрасывая лишние знания как балласт.

И если раньше подобные особенности можно было наблюдать лишь у загруженных старшеклассников, то последние годы, в связи с изменением обучающих программ и общего подхода к воспитанию, педагоги и психологи бьют тревогу. Потому что дети, только готовящиеся начать обучение в школе, обладают многими качествами «заучившихся» подростков.

Да, общая информированность и общий интеллектуальный уровень нынешних первоклассников выше, чем у детей такого же возраста 20-30 лет назад. Но их желание учиться, учебная мотивация выражены хуже.

Отсутствие мотивации: на что оно влияет?

Спросите любого педагога, каково это — учить способного ребенка, который не желает учиться. Даже если у такого ученика есть дарования, он не может их использовать. Просто потому, что не хочет и сам не понимает, какой природы это нежелание. Мы, родители, подвергнув ребенка системным перегрузкам, можем, сами того не желая, включить у него «автоматически срабатывающую систему предохранения» — выключение мотивации к обучению, отсутствие интереса к новым знаниям.

А если подобная система не включится, а перегрузки продолжатся, ребенок рискует приобрести невротические симптомы или соматическое заболевание.

Если за обильным столом вы не удержались и съели больше, чем обычно, легкое расстройство желудка весьма вероятно. И это все понимают. Последствия же перегрузки информацией и впечатлениями до сих пор неочевидны для большинства родителей. Отчасти это происходит потому, что в сознании работает мощный дискурс «нужно успеть дать ребенку как можно больше как можно раньше».

Я намеренно немного сгущаю краски, но каждый учебный год у меня в консультации бывает не по одному десятку обращений именно с перегрузками — и парадоксальными реакциями детей на них.

И роднит эти — такие разные — сюжеты то, что родители особенной нагрузки-то и не видят.

Дети и усталость: что дальше?

Быстрее, быстрее, темп жизни увеличился, и на мировом рынке труда нишу занять не так просто. К этому с младенчества надо готовиться. Отложи машинки и бегом на немецкий!

«Ой, знаете, у меня самый нелюбимый день — четверг! Потому что там у меня сначала логопед (это такая тетя, которая домой приходит), потом флейта, но на нее идти надо три остановки, и там учительница о-очень злая, а потом вечером еще английский! А я так по своим куклам соскучилась, и они без меня сидят и плачут».

Детство перестало быть временем праздности, и мысль о том, что взрослым-то он еще побудет, и довольно долго, а вот ребенком — уже никогда, посещает далеко не всех родителей.

Игра и чтение книг перестали быть самодостаточными нормальными детскими занятиями. Последствия этого станут заметны лет через 15-20, когда на рынок труда выйдет поколение, недобравшее праздности в детстве.

Смогут ли они, вынужденные с детских лет функционировать с перегрузкой и почти лишенные периода нормальной детской праздности, работать лучше нас? Используют ли выросшие дети предоставленную родителями «фору»? Благо или зло — форсированное обучение и развитие?

Ответ может дать только сама жизнь. А пока многие из нас ставят на собственных детях, занимая их сверх меры, лонгитюдный эксперимент с неясным прогнозом.

Нагружать или не нагружать?

Развивать или пусть слоняется без дела? Так ведь еще в компьютер залезет — не вытащишь. Никому кроме самих папы и мамы нельзя передоверить ответ на данный вопрос. В целом известно, что:

  • если решение о еженедельной нагрузке ребенка принимается не коллегиально (всей семьей), а одной только мамой, то оно рискует стать однобоким;
  • если прогулки заложены лишь в выходные или как время перебежки с одного занятия на другое, то ребенок будет лишен возможности подвигаться, сбросить мышечное напряжение, подкормить мозг кислородом;
  • если у ребенка нет времени на игру, то он будет склонен к истеричному поведению или замедленным реакциям (в зависимости от темперамента);
  • уровень и характер нагрузки должен соответствовать возрасту, темпераменту, характеру ребенка, а главное — его образовательным способностям и потребностям;
  • составляя паззл учебной и неучебной нагрузки ребенка, полезно понимать, насколько вы «проецируетесь», то есть ожидаете, что ребенок выполнит и реализует то, что вам в свое время не удалось.

Искренне желаю вам решить эту задачу со многими неизвестными успешно!

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/kruzhki-i-sekci-dlja-rebenka-polza-i-vred.html
http://kidsvisitor.com/ru/news/276-skolko-kruzhkov-mozhno-poseshchat-rebenku-o-vneshkolnoi-nagruzke/
http://www.7ya.ru/article/Kruzhki-i-sekcii-dlya-rebenka-polza-i-vred-Chto-delat-s-nagruzkami/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector