3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Курс по сенсомоторной коррекции. День1. Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников)

Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников)

Программа

«Умные движения»

В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Приоритетное участие нейропсихологии – науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня.

Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В.Микадзе и др.Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.

С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга.

Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире – нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.

Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.

Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.

Программа «Умные движения» разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию1-го функционального блока мозга.

Цель программы «Умные движения»: оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста.

Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети

Нейрокоррекционная программа “Умные движения”

Нейрокоррекционная программа для детей 6-7, 7-10 лет.

Если вашему ребенку сложно быть внимательным, запоминать, концентрироваться, не спешите думать, что он ленив, неумен или просто не хочет учиться. Корень проблемы лежит глубже.

Подобные особенности в развитии ребенка могут вызвать сложная экологическая и социальная ситуация, тяжелая беременность, осложненные роды, ранее обучение детей, к которому так стремятся многие современные родители. Все эти факторы отрицательно влияют на формирование высших психических функций – память, внимание, мышление, речь. Что и приводит к трудностям в учебе: «синдром дефицита внимания», гиперактивность, проблемы при овладении чтением, письмом, счетом.

Программа «Умные движения» направлена на восстановление высших психических функций с помощью метода нейропсихологической коррекции. Своевременная нейропсихологическая диагностика выявляет причины трудностей у ребенка. На основании полученных результатов выстраивается нейрокоррекционная программа, позволяющая восстановить здоровье ребёнка и направить развитие в нужное русло.

«Умные движения» – это комплекс специально разработанных упражнений, которые развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, а, следовательно, развитие и корректировка высших психических функций. Это поможет Вашему ребенку улучшить концентрацию внимания, увеличить словарный запас, улучшить качество устной и письменной речи. Ваш ребенок будет успешным в школе, сможет легко налаживать контакт со сверстниками и взрослыми людьми, научится ставить перед собой цели и достигать их.

Обязательным условием участия в программе является: отработка дома с родителями упражнений, выполняемых на занятии. Только в этом случае работа будет эффективной. Поэтому, желательным является присутствие (и участие) на занятиях родителей. Программа предполагает постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач.

Читать еще:  Поздравления с троицей в прозе своими словами всегда самые искрении. С Днем Святой Троицы — поздравления

Цель: активизация энергетического потенциала организма и улучшение всех жизненно важных процессов.

  • Обеспечение взаимосвязей между левым и правым полушариями головного мозга.
  • Обеспечение дополнительной энергией головного мозга.
  • Выравнивание тонуса мышц (гипертонус, гипотонус).
  • Создание основы для формирования высших психических функций (память, внимание, мышление и речь).
  • Создание основы для повышения самоконтроля и укрепление регуляторных процессов.
  • Улучшение памяти и концентрации внимания
  • Повышение качества игровой и учебной деятельности
  • Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля
  • Умение ставить цель
  • Качественное улучшение устной и письменной речи

Растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, которое проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна) и гипотонус (не¬контролируемая мышечная вялость, которая проявляется в медлительности и вялости).

Дыхательные упражнения – умение произвольно контролировать ды¬хание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции де¬тей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расши¬рить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправлен¬ные и разнонаправленные движения глаз и языка развива¬ют межполушарное взаимодействие и повышают энергетический потенциал организма.

Коммуникативные упражнения – дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе.

Упражнения для развития произвольности – повторяющаяся структура занятий, самостоятельное принятие и соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента – способствуют развитию произвольности.

Упражнения для релаксации (снятие напряжения) – проводятся как в начале занятия – с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Упражнения способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

Логопедические упражнения учат детей различать звуки на слух, подбирать слова на определённый звук, различать похожие звуки (например, «ж» и «ш») и разницу между ними. У школьников логопедические упражнения повышают грамотность: им легче воспринимать и записывать устную речь, а, следовательно, писать диктанты. У дошкольников улучшается произношение звуков, чистота речи, обогащение и расширение словарного запаса.

Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников)

Программа
«Умные движения»
(нейропсихологическая коррекция младших школьников)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние десятилетия психологи, педагоги, врачи констатируют катастрофическое нарастание в детской популяции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки и искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразием негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающий в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно-абилитационные методы, разработанные Л.С. Цветковой и ее учениками, Т.В. Ахутиной и Н.М. Пылаевой, А.А. Цыганок, Н.К.Корсаковой и Ю.В.Микадзе и др.Валидность и эффективность нейропсихологических технологий признаются сегодня всеми специалистами, работающими над проблемой психолого-педагогического сопровождения процессов развития.
С точки зрения нейропсихологического подхода это во многом связано с высокочастотной актуализацией в современной детской популяции «дисгенетического синдрома»: внутриутробной и/или возникающей в младенчестве дисфункции, органической или функциональной, наиболее рано созревающих подкорковых структур мозга. Его негативные последствия для онтогенеза в целом нейропсихологически заключаются в нарушениях и/или искажениях становления подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий, функциональной специализации правого и левого полушарий мозга.
Одним из методов, успешно используемых нейропсихологами, является метод замещающего онтогенеза(МЗО)- нейропсихологическая технология, содержащая инвариантный комплекс этапов (диагностика-профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического. Основная его цель- развитие мозгового (и шире — нейропсихосоматического) обеспечения психического онтогенеза.
Первой коррекционной мишенью является формирование у ребенка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и др. психотехники.
Как диагностическая, так и коррекционная модели представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.
Программа «Умные движения» разработана на основе базового алгоритма «метода замещающего онтогенеза» и преимущественно ориентирована на коррекцию и абилитацию1-го функционального блока мозга.
Цель программы «Умные движения» : оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и межполушарной организации процессов развития ребенка младшего школьного возраста.
Задачи программы:
-развитие произвольного внимания и саморегуляции;
-формирование сенсомоторного контроля;
-оптимизация тонуса;
— преодоление ригидных телесных установок и синкенезий.
В данной программе отражены варианты дидактической поурочной разработки схемы нейропсихологической коррекции, абилитации и профилактики процессов развития. Программа реализуется по единому плану, который предполагает:
· предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей в середине работы и по ее завершении;
· обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (по понятным причинам это требование является одним из главных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения);
· постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.
Программа состоит из 24 занятий, продолжительность каждого занятия 45 минут, предполагаемый возраст детей от 7 до 10 лет. В ходе проведения занятий необходимо учитывать следующее:
· оптимальный размер группы – 5-7 человек; меньшее или большее количество участников менее эффективно в силу внедрения в коррекционный процесс значительного числа сюжетно- ролевых технологий; состав группы должен быть постоянным;
· группы формируются на основании исходного статуса («синдрома отклоняющего развития») и возраста детей;
· два-три первых занятия проводятся совместно с родителями;
· в ходе занятий важно получать и обсуждать осязаемый результат, продукт (рисунок, сложенную конструкцию и т.п.), следует ввести продуманную систему «наказаний» и «поощрений».
Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:
1. развитие внимания;
2. дыхательные упражнения;
3. общий двигательный репертуар;
4. игры с мячом;
5. растяжки;
6. глазодвигательный репертуар;
7. базовые сенсомоторные взаимодействия;
8. базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
9. мелкая моторика.
Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция младших школьников) ориентирована на деятельность педагога-психолога в общеобразовательном учреждении, но может быть использована в практике учителя начальных классов, учителя-логопеда. В качестве развивающей программы может использоваться родителями под руководством соответствующих специалистов.
Список литературы
1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.
2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.
3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.
4. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.
5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.
6. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.
7. Цвынтарный В.В.Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с.
Нейропсихологические занятия
Занятие 1

Читать еще:  Широкие бедра у женщин - признак здоровья, считают ученые. Какую одежду носить девушкам с полными бедрами

«Остановись». Дети свободнодвигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся).
«Фокус». По команде «Начали!» каждый мысленно «уходит» внутрь в себя, в свое тело. Затем с периодичностью в 5-30 секунд психолог подает команды: «Правая кисть», «Мочка левого уха» и т.д. Задача ребенка сосредоточится на этой части тела, почувствовать ее.

«Воздушный шарик». Ребенок ложится на спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать их нельзя ). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и, шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок может представить, что в животе у него находится цветной шарик, который надувается при вдохе и сдувается при выдохе. Взрослый кладет свою руку на живот ребенка и помогает при обучении дыханию. Дети дышат по команде по команде «вдох-выдох» (5 раз).

«Зоопарк-1». Дети ходят, изображая косолапого мишку (на внешней стороны стопы), птенчика (на мысочках), уточку (на пяточках), двигаясь вперед и пятясь назад, а также неуклюжего пингвина (на внутренней стороны стопы), двигаясь только вперед. При этом глаза смотрят в точку на стене перед ребенком.

Ребенок и взрослыйдолжны кидать друг другу с разных расстояний и ловить двумя руками большой мяч. Мяч кидают сначала непосредственно в руки, затем немного правее, немного левее, немного выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху и ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками. Дети ловят мяч по очереди и бросают взрослому.

Исходное положение (И.п.) – лежа на спине, голова фиксирована (лежит неподвижно). Ноги у ребенка выпрямлены, а руки лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются. Пальцы рук не подвижны.
Нужно учиться следить глазами за яркой точкой на конце ручки, так, чтобы не двигать при этом головой. Взрослый берет ручку (ярким концом вниз) и плавно перемещает ее над глазами ребенка. Глаза ребенка следят за яркой точкой на конце ручки. Необходимо на 1-2 секунды задерживать ручку в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках. Это упражнение выполняется на трех уровнях: сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии руки, согнутой в локте, и, наконец, около переносицы.
Сначала взрослый держит ручку на расстоянии вытянутой руки ребенка напротив его переносицы. Затем он медленно перемещает ручку влево, задерживаясь на 1-2 секунды. Возвращается на середину, задерживается на 1-2 секунды и перемещает ручку вправо, задерживая ее в крайней точке на 1-2 секунды. Возвращается на середину, опять держит ее неподвижно в течение 1-2 секунд. Перемещает ручку вверх, задерживаясь на 1-2 секунды, затем – на середину (остановка 1-2 секунды); так же вниз – на середину («крест»).
То же самое сделать:
— на среднем уровне (на расстоянии руки ребенка, согнутой в локте).
— близком уровне (у переносицы ребенка, на расстоянии ладони ребенка).
«Конвергенция -1». Ребенок лежит. Поднять предмет на уровень вытянутой руки ребенка, прямо над переносицей. Медленно двигать предмет к переносице, добиваясь того, чтобы оба глаза смотрели на него. Выполнить 2 раза.

Читать еще:  Как сорвать раннюю беременность окситоцином. Прием окситоцина для успешного родоразрешения или выкидыша

«Партизан». Ползание на животе. Ребенок ложится на живот и ползет по-пластунски так, как сможет. Взрослый следит за правильностью выполнения упражнения, фиксирует внимание на проблемных зонах ребенка и помогает ему. Если ребенок при ползании игнорирует ноги, то ему надо больше ползать без рук. Если игнорируется одна из ног, рекомендуется надеть ему утяжелитель (бутылка с водой или мешочек с крупой), и таким образом «включить» ее в выполнение задания. На ползание не следует жалеть времени! (Это упражнение диагностическое и позволяет выявить возможности ребенка.)

В первое занятие упражнения этого раздела не включаются.

«Домик». Пальцы сжаты в кулаки последовательно разгибаются, а потом сгибаются в кулак.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором семейство зайчат,
На третьем – семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова –очень умная птица.
Ну что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата –втором,
На первом ежи, мы еще к ним зайдем.

«Фокус»
«Стоп-игра-1». Дети находятся на своих местах в зале. Им дается команда (например, один хлопок). Услышав команду, дети начинают свободно бегать по залу. Затем звучит вторая команда (один хлопок). Услышав ее, дети занимают свои места в зале

«Дышим под счет» Ребенок ложитсяна спину. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги лежат прямо (перекрещивать нельзя). Глаза смотрят в потолок. Глубокий вдох через нос (рот закрыт) и шумный выдох через открытый рот. При вдохе живот надувается, при выдохе втягивается. Ребенок, лежа, делает ряд глубоких вдохов и громких выдохов ртом с задержкой дыхания под счет: «Вдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два), выдох (раз-два-три-четыре), держим (раз-два)». Единица счета равна одной секунде. Упражнение выполняется 5-8 раз.

Упражнение для глаз. Ребенок лежит на спине, голова неподвижна, ноги и руки прямые, лежат вдоль туловища. Ноги не перекрещиваются, пальцы рук неподвижны. Рот открыт, язык высунут, и следует за движением глаз. Взрослый, как и на предыдущем занятии, ярким предметом рисует в воздухе «крест» на трех уровнях: 1) на расстоянии вытянутой руки; 2) на расстоянии согнутой в локте руки; 3) около переносицы.

«На спине без рук-1». Ребенок ложится на спину, кладет в сцепленные в замочек руки на живот и приподнимаетголову, а ноги сгибает в коленях. Он должен доползти до цели, отталкиваясь одновременно двумя ногами.

Источники:

http://vashabnp.info/load/36-1-0-1494
http://www.wslon.ru/34-neirokorrekcionnaya-programma-umnye-dvizheniya.html
http://www.uchmet.ru/library/material/142531/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: