0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки. Методика воспитания марии монтессори

Суть и основные принципы методики Монтессори самыми простыми словами

В прошлой статье я рассказал как сделать бизиборд своими руками. Сегодня я расскажу про суть и принципы методики Монтессори.

Методика Монтессори была разработана в начале прошлого века, но до сих пор является одной из самых ключевых и популярных методик раннего развития детей. Миллионы детей по всему миру обучаются в центрах Монтессори под чутким присмотром сертифицированных специалистов.

Такую популярность методика получила не спроста, ведь Мария Монтессори сделала переворот в системе образование. Она сильно опередила свое время и современные исследования подтверждают неоспоримую пользу методики.

Историческая справка

Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии.

После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.

Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.

Мария возглавляет новую школу, созданную специально для обучения детей с ограниченными возможностями.

Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.

Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.

Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.

Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.

Мария понимает, что классические методы обучения крайне неэффективны и решает перенести свою систему на обычных детей. Она открывает свою первую школу и вскоре о методике узнает весь мир.

Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.

Суть методики Монтессори

Девиз методики: “Помоги мне сделать это самому”. И этот девиз дает понять, что суть методики заключается в самостоятельном и свободном обучении ребенка.

Ребенку не нужно навязывать какие-то определенные знания в определенный период жизни. Ребенок сам тянется к тем знаниям, которые необходимы ему в данный момент.

Ребенок помещается в специальную обучающую среду с дидактическими материалами. Педагог не вправе наказывать, поощрять или обучать ребенка и прибегает к помощи только в случае острой необходимости.

А ребенок, в свою очередь, вправе сам выбирать материалы, с которыми будет заниматься. Каждый малыш уникален, поэтому не допускается оценивать или сравнивать между собой малышей.

Среди родителей существует миф, что эта методика разлагает дисциплинированность ребенка. Но это вовсе не так. В классах Монтессори нет хаоса, беспорядков или шума, т.к. все же существует ряд правил для всех детей, которые необходимо соблюдать:

  • не следует мешать другому ребенку, если тот занят
  • выбирая место для занятия — стоит учитывать мнение и интересы других
  • не нужно шуметь — это может помешать остальным
  • закончил занятие — убери материалы на место, оставив за собой чистоту
  • если материал занят — жди и наблюдай или займись чем-то другим

В этом и есть суть этой методики. Но суть — это только вершина айсберга, по которой сложно судить об объемах подводной части. Давайте разберемся немного подробнее и рассмотрим основные принципы этой системы.

6 базовых принципов обучения

Выделяют следующие основные принципы в методике:

  • Свободное передвижение по классу
  • Дети изучают специальные материалы Монтессори
  • Дети самостоятельно выбирают и изучают материалы без помощи педагога
  • В группе дети разного возраста
  • Подготовленный педагог
  • Обучение проходит в специально подготовленной среде, разделенной на различные зоны

Среда Монтессори

Среда представляет собой целый отдельный мир, наполненный различными интересными вещами и в котором ребенок может свободно выбирать какой деятельностью заниматься в данный момент. Вся среда наполнена специальными развивающими и обучающими материалами Монтессори.

Читать еще:  Необычные сюрпризы для парня. Какой сюрприз сделать парню на день рождения? Оригинальные способы поздравить

Важным моментом в развивающей среде является доступность. Все пособия располагаются так, чтобы ребенок без посторонней помощи мог выбирать себе занятие по душе. Также малыш сам выбирает где, как и с кем ему заниматься, вправе свободно перемещать столы и стулья для более удобного изучения материала.

Развивающая среда разделяется на следующие зоны:

Зона практической жизни

Ребенок попадает на островок бытовой жизни взрослого человека. Здесь есть все то, что понадобится в повседневной жизни: от застегивания молнии до приготовления завтрака.

Занятия делятся на следующие группы:

  • уход за собой (чистка и надевание одежды и обуви, приготовление еды)
  • уход за окружающей средой (полив цветов, уборка)
  • социальные навыки (этикет, правила общения)

Кстати, все предметы не игрушечная бутафория, а самые что ни на есть настоящие.

Зона сенсорного развития

Малыш учится чувствовать и ощущать. Эта зона очень важна для развития, так как познание окружающего мира происходит именно при помощи органов чувств.

Ребенок узнает о таких понятиях, как цвета, масса, формы, размеры, звуки и даже вкусы и запахи. Стоит заметить, что каждое отдельное обучающее пособие посвящено только одному определенному параметру, концентрируя внимание ребенка в момент игры только на нем.

Математическая зона

Эта зона связана с сенсорной зоной и большинство математических материалов представлены ребенку в конкретной физической форме, а не в теоретической. Так ребенку гораздо проще разобраться в сути математики и решать довольно таки сложные задачи для своего возраста.

Математика является одной из сильнейших сторон методики Монтессори и это признают даже сторонники других методик раннего развития.

Речевая зона

Ребенок учится письму, чтению и пополняет словарный запас.

Обучение также строится на тактильных ощущениях, это способствует более быстрому и глубокому усвоению материала.

Космическая зона

Космическая зона в методике Монтессори подразумевает изучения окружающего мира.

Сюда входит география, биология(зоология и ботаника) , наука (различные интересные опыты), история и анатомия.

5 плюсов и 3 минуса методики Монтессори

Существует много критиков этой системы обучения, но еще больше последователей и сторонников. И это совершенно нормально, ведь всё грандиозное и успешное всегда подвергается усиленной критике.

К минусам можно отнести:

  • не адаптированность под гиперактивных детей — непоседам будет сложно соблюдать тишину и не мешать другим
  • разновозрастные группы — многие родители боятся непонимания и конфликтности “старших” и “младших”
  • отсутствие творческой составляющей — пожалуй, самый главный недостаток по мнению критиков.

Из плюсов можно отметить следующие:

  • малыш обучается без вмешательства взрослых, привыкая к самостоятельности
  • метод воспитывает свободу личности — залог самоуважения и уважение к окружающим
  • нет оценок и суждений — не страдает самоуважение ребенка
  • обучение проходит в игровой форме — малыш учится с удовольствием
  • разновозрастные группы (этот пункт относят и к плюсам, и к минусам) — старшие помогают младшим, а младшие набираются опыта у старших

Заключение

Методика монтессори долгие годы была подвергнута гонению во времена войн и тяжелой политической обстановки в мире. Тем не менее, в конце двадцатого века стала восстанавливать свою популярность.

В наши дни практически не осталось родителей, которые не слышали об этой методике. Сейчас даже в маленьких провинциальных городах есть школы, сады и центры Монтессори.

А в этом коротком видео очень доступно рассказано про смысл методики

Использовать ли эту методику? Решать только вам)

Что касается моего мнения, то я всегда вспоминаю систему финского образования. В некоторых моментах оно мне очень напоминает педагогику Монтессори. Есть ряд схожих законов, таких как свобода выбора, равенство, отсутствие оценок (в начальных классах). В общем демократии там много.

И знаете что с этим финским образованием? Оно одно из лучших в мире!

Надеюсь, что вам понравилась эта статья и помогла разобраться, в чем же на самом деле заключаются суть и принципы методики Монтессори.

Ставьте лайки, делитесь с друзьями. Буду очень рад видеть ваше мнение в комментариях.

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

Современные книги по педагогике несут в себе немалое количество информации, в которых может запутаться родитель, находящийся в поиске идеальной модели для воспитания гармонично развитого ребенка. В то же время повышенным спросом, причем не без оснований, пользуется программа развития ребенка, разработанная специалистом итальянского происхождения, Марией Монтессори. Программа, в которую включены знания современной психологии, продвигается в разнообразных детских учреждениях. Есть ли какой-то особенный секрет столь повышенного спроса?

Историческая справка

Основательница методки – первая женщина в Италии, которой удалось стать врачом. Мария смогла создать специальный курс реабилитации.

В середине 70-х годов 20 века открылся «Дом ребенка», который принял абсолютно здоровых детей дошкольного и школьного возраста. Именно специалисты данной организации стали новаторами, опробовавшими новоявленную методику.

Спустя время программа завоевала популярность у населения. Монтессори прочитала немало лекций, собрала накопленные знания, написала пособия. Во всех мировых странах открылись особые учебные заведения дошкольного типа, специалисты которых применяли эту программу.

Читать еще:  Как развить внимание у младших школьников. Как определить, какой именно аспект внимательности нужно развить у ребенка

Суть методики Монтессори

Немаловажный аспект программы – воспитание у ребенка самостоятельности. Родители и педагоги обязаны быть особенно внимательны к интересам крохи, чтобы обеспечить достойные условия для его развития.

  • Проведение занятий в особой обстановке, разделенной на специальные зоны.
  • В группах присутствуют как дети дошкольного, так и школьного возраста. Происходит обучение одних детей помощи маленьким, другие получают полезные навыки от старших товарищей.
  • Специалистам крайне не рекомендуется что-либо навязывать малышу. Он должен выбрать интересные занятия сам (игры с куклами, раскрашивание). Стоит учитывать, сколько времени затрачивает кроха на занятия, предпочитает играть один, с друзьями.
  • Не нужно считать, что данный уклад занятий подразумевает отсутствие дисциплины.

Детям объясняют необходимость соблюдения следующих правил:

  • Действия, которые ребенок способен сделать своими силами, он может сделать без помощи воспитателя или родителя. Это позволит развить у него независимость, креативность, самостоятельность, стремление к достижению поставленной цели.
  • Дети обязаны уважать тишину, не мешая другим. Если возникла потребность выплеснуть эмоции, снять агрессивность, можно пройти в специальное помещение.
  • Все игровые изделия, наглядные пособия, малыш приводит в порядок, складывает и откладывает на место. Это позволит развить в ребенке почтение к труду людей.

В чем уникальность занятий по Монтессори?

В детских центрах группы разделены на несколько зон с наполнением различными дидактическими пособиями. Столь детальное зонирование позволяет воспитателям организовать особое пространство, сохранить порядок и способствует лучшей ориентации детей в ассортименте представленных материалов. Что же выходит в эти зоны?

  • Практика. Дети осваивают элементарные навыки, которые пригодятся в быту. Малыши (с 1 года до 3 лет) прибирают помещение с помощью веника, застегивают и расстегивают пуговицы, застежки, одевают и раздевают кукол. Дети (с 3 до 8 лет) занимаются чисткой обуви, стиркой, глажкой одежды, мытьем и нарезкой фруктов, а также полированием металлических предметов.
  • Сенсорика. В ней содержатся изделия, различающиеся разными параметрами. Игра с предметами позволяет развить у ребенка мелкую моторику, тактильные ощущения, память и внимание.
  • Математика. Состоит из материалов, помогающих ребенку освоить счет, ознакомиться с математическими символами, фигурами из геометрии, представленных в виде специальных моделей. Более взрослые дети могут изучить математику благодаря счетам, деревянным дощечкам с примерами вычислений, набором фигур, дающих представление о дробях. При решении подобного рода заданий у малыша развивается абстрактное мышление, воспитывается усидчивость.
  • Языки. В ней расположены пособия, которые помогут малышу изучить буквы и слоги, расширить его словарный запас. Здесь можно найти вытесненные буквы, картинки «Кто это?», «Что это» для самых маленьких. Набор печатных и прописных букв, книги о начальных словах для детей старшего возраста. Это позволит обучиться письменности.
  • Космос. В ней малыш может узнать об устройстве Вселенной, особенностями природы, культурными традициями жителей других стран. Дети помладше могут изучить представителей животного мира благодаря различным фигуркам, в то время как дети постарше рассматривают представленный ассортимент минералов, изучают карты.

Аргументы против данной теории

Главный плюс программы – самостоятельное развитие ребенка, в которое практически не вмешивается родитель или воспитатель. Если рассматривать минусы, то среди них можно выделить следующие:

  • Большая часть пособий служит для формирования мелкой моторики, логического и аналитического мышления. Творческий потенциал и эмоциональный интеллект при этом не развиваются.
  • Отсутствие игры, включающей в себя движения, сюжетную линию. Автор поясняет, что они лишь затормаживают когнитивное развитие ребенка. При этом психологи давно доказали, что в дошкольном возрасте именно игра – ведущий вид деятельности, позволяющий ребенку познавать окружающую среду, межличностные отношения.
  • Психологи рекомендуют родителям детей, отличающихся застенчивостью и замкнутостью, хорошо подумать перед тем, как предпочесть для ребенка именно данную методику. Она основана на самостоятельности малыша, в то время как неуверенный в себе кроха не сможет попросить о помощи.
  • Демократичная атмосфера, которая царит в группах по данному методу развития, не способствует легкой адаптации ребенка в традиционных детских садах и школах.

На сегодняшний день нет центров и образовательных учреждений, которые бы полностью практиковали программу Монтессори в ее первоначальном виде. Специалисты современности взяли из нее самые основные моменты, добавив к ним собственные разработки.

Главный плюс методики Монтессори

Методику раннего воспитания можно назвать интересной и уникальной. Дети, которые посещали учреждения, практикующие данную методику, отличаются уверенностью в себе, самостоятельностью, умением решать бытовые проблемы. Они способны отстоять мнение, но и могут нести ответственность за действия.

Выводы

Ребенок способен стать гармоничной и успешной личностью. Самая главная задача взрослого – помощь крохе в раскрытии его потенциала, обучение самостоятельности при знакомстве с окружающим миром. Оно может состояться лишь через накопленный опыт, полученный с помощью мыслей, чувств, действий.

В игре с разработанными изделиями, у ребенка происходит формирование мелкой моторики, зрительно – моторной координации, совершенствование и точность двигательной функции, сенсорное развитие.

Малыш ощущает себя «большим», который способен совершать простейшие манипуляции. Это способствует повышению самооценки, что приводит к появлению уверенности в себе. Данный аспект важен не только в детстве, но и во взрослой жизни, что позволит достичь успехов и не потерять веру в собственные силы.

Читать еще:  Народные средства при молочнице во время беременности. Применение народных средств от молочницы при беременности

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила :

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

Источники:

http://skillwood-toys.blog/sut-i-principy-metodiki-montessori/
http://babymir.net/metodika-marii-montessori-osnovnye-principy-dostoinstva-i-nedostatki/
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector