9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Наклонности ребенка какие бывают. Занимательная психология. Определяем природные склонности ребенка. сопутствуют тому, кто

Какие бывают способности у ребенка?

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок смог реализоваться в этой жизни, найти дело по душе, стать успешным человеком. Многие прикладывают все усилия для этого, с младенческих лет развивая малыша, водя его на кружки, находя лучших учителей и репетиторов. Чтобы такой подход принес максимум пользы, необходимо как можно раньше выявить способности ребенка и целенаправленно развивать именно их. Для этого мамам и папам следует знать, какие склонности бывают у детей и в каком возрасте они определяются. Об этом мы и поговорим сегодня.

Способности, склонности и задатки

Каждый ребенок от рождения обладает определенными особенностями организма и нервной системы. У одного отличный музыкальный слух, тело другого очень гибкое и легкое, третий с младенчества выделяется нестандартным мышлением. Такие генетические предпосылки называются задатками.

Дети интуитивно чувствуют, в какой деятельности им удается достигать высоких результатов легче всего. Они с увлечением осваивают эту область, отдают ей явное предпочтение. Такая избирательность в выборе занятий получила название “склонности”. Обычно заметить их можно в возрасте 4-5 лет.

На основании задатков и склонностей, при правильном обучении и воспитании ребенка, формируются способности. Они помогают человеку легко добиваться успеха в той или иной профессиональной деятельности. Однако, если малыш родился в неблагоприятных условиях, его таланты могут никогда не проявиться. Способности детей дошкольного возраста важно вовремя замечать и поддерживать. Вряд ли бы Моцарт достиг столь выдающихся результатов, если бы в его доме не было ни одного музыкального инструмента.

Задатки художника

Творческие способности детей проявляются раньше других. Будущие художники с 3-5 лет:

  • подолгу и с удовольствием занимаются рисованием, лепкой, аппликацией;
  • передают через используемый материал характерные особенности предмета или персонажа;
  • не нуждаются в шаблонах, без подсказок открывают новые техники и приемы;
  • замечают красоту вокруг себя, любуются радугой, искрящимся снегом, с удовольствием рассматривают картины в музеях;
  • мастерят поделки прикладного характера, которыми можно украсить интерьер комнаты или использовать для создания стильного образа (бусы, браслеты).

Музыкальный дар

Иногда его проявления можно заметить у годовалого малыша. Будущие композиторы и исполнители:

  • эмоционально реагируют на музыку, двигаются в такт;
  • узнают песню по первым нотам;
  • легко воспроизводят услышанную мелодию;
  • сами сочиняют простые песенки;
  • любят играть с музыкальными инструментами.

Если ваш ребенок проявляет такие качества, познакомьте его с классической музыкой. Вместе сходите на концерт, в оперу, посмотрите детский балет. Приобретите музыкальные игрушки. Когда малыш подрастет, установите на компьютер программы по созданию музыки. И, конечно же, отведите чадо в музыкальную школу.

Артистические данные

Многие великие актеры в раннем детстве с удовольствием читали стихи, взгромоздись на табуретку. Вашему малышу близка эта стезя, если он:

  • любит выступать перед публикой;
  • очень эмоционален;
  • выразительно жестикулирует;
  • подражает любимым героям, пародирует их движения, поведение, голос;
  • рассказывая о чем-то, пытается вызвать у слушателя определенную реакцию.

Литературные способности

Писателю требуется не только хорошая фантазия, чувство языка, творческий склад ума, но и жизненный опыт. Поэтому литературный талант проявляется достаточно поздно. Это может произойти в юношестве или во взрослом возрасте. Однако некоторые предпосылки можно заметить уже у дошкольников. К ним относятся:

  • любовь к книгам;
  • умение увлекательно и логично пересказать сюжет;
  • большой словарный запас;
  • интерес к сочинению собственных историй, стихов;
  • богатая фантазия.

Поощряйте попытки ребенка самостоятельно придумать сказку, вместе читайте интересные книги, играйте в игры со словами и рифмами. Даже если из чада не выйдет великого поэта, на уроках русского языка эти занятия сыграют свою роль.

Родителям важно уделять особое внимание развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Именно в этот период можно научить их оригинально мыслить, свободно выражать себя через разные виды деятельности. В школьные годы на первый план выходит обучение и социализация детей к жизни в обществе.

Спортивные задатки

Первые шаги на пути своей карьеры известные танцоры, гимнасты, пловцы и фигуристы делали в возрасте 4-5 лет. Стоит подумать о выборе спортивной секции, если ваш малыш:

  • очень подвижен;
  • отличается хорошей координацией, гибкостью, силой, ловкостью, выносливостью;
  • не боится упасть или получить синяк, покоряя очередную конструкцию на детской площадке;
  • любит играть в спортивные игры, участвовать в соревнованиях;
  • способен проявить завидное упорство, обучаясь кататься на коньках или прыгать через скакалку.

Родителям рекомендуется познакомить ребенка с разными видами спорта. Сходите всей семьей в бассейн и на каток, встаньте на лыжи, найдите партнеров для игр в футбол, хоккей, баскетбол, бадминтон.

Технические склонности

Заметить их можно в старшем дошкольном возрасте. Такие дети:

  • предпочитают играть с машинками и конструкторами;
  • собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели;
  • часто рисуют транспорт и технику;
  • пытаются самостоятельно что-нибудь “починить”;
  • любят помогать отцу с ремонтными работами;
  • разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Развитие способностей у малышей иногда требует жертв. Это именно тот случай. Чтобы защитить от юного исследователя домашнюю технику, приобретите детскую мастерскую, подарите сломанный телефон и запишите чадо в технический кружок с 1 класса.

Математические таланты

Явные склонности чада к той или иной науке становятся очевидными в средних или старших классах школы. Психологи предостерегают от слишком раннего навешивания ярлыков, деления детей на “гуманитариев” и “технарей”. Тем не менее, свидетельством математических способностей у ребенка может быть:

  • интерес к вычислениям и измерениям;
  • легкое восприятие и запоминание знаков, символов;
  • решение сложных для его возраста задач, примеров;
  • умение ориентироваться по часам и календарю еще до школы;
  • любовь к заданиям на логику и смекалку, головоломкам;
  • способность сравнивать предметы, классифицировать их по различным признакам.
Читать еще:  Как очистить серебро в уксусе. Вода от варки яиц. Нюансы чистки изделий с камнями, позолотой и другими особенностями

Прививать ребенку интерес к математике стоит вне зависимости от его склонностей. В школе этот предмет считается одним из основных. Подготовить малыша к освоению формул и теорем помогут игры, развивающие логику, абстрактное мышление, а также знакомящие с числами и геометрическими фигурами. В продаже можно найти много книг с интересными заданиями подобного типа.

Интеллектуальные способности

Наклонности к истории, физике, биологии или химии проявляются обычно в подростковом возрасте. О возможном таланте к наукам у малыша свидетельствуют:

  • любознательность;
  • отличная память;
  • интерес к учебе;
  • наблюдательность;
  • способность подолгу концентрироваться на интеллектуальных занятиях;
  • попытки поставить собственные опыты, эксперименты;
  • любовь к чтению энциклопедий;
  • увлечение ребусами, загадками на сообразительность и логику.

Для развития умственной активности предлагайте ребенку решать интересные задания, требующие тщательного анализа ситуации и гибкости мышления. Играйте в игры, которые развивают произвольное внимание, учат строить прогнозы, придумывать эффективные стратегии.

Задатки лидера

Организационные способности ребенка становятся очевидными в среднем школьном возрасте. До этого мы можем говорить о них условно, так как дети еще только учатся общаться, взаимодействовать с коллективом, дружить. Настоящий лидер не тот, кто хочет быть первым и всеми командовать. Это человек, готовый взять на себя ответственность за других людей, вдохновить их и повести за собой.

Говорить о наличии лидерских задатков у малыша можно, если он:

  • самостоятелен;
  • быстро адаптируется к незнакомой ситуации;
  • уверенно общается с посторонним человеком, как с ребенком, так и со взрослым;
  • пользуется популярностью у сверстников;
  • любит руководить другими;
  • может увлечь друзей любимой игрой;
  • умеет убеждать, не пуская в ход кулаки;
  • интересуется чувствами и мотивами поведения окружающих людей.

Родителям таких детей следует давать им возможность самим принять решение, сделать выбор. Лидер должен с детских лет понять, чем чревата ошибка и как ее можно исправить. Поручайте малышу ответственные задания, хвалите за инициативу. В конфликтной ситуации вместе ищите компромисс. Обязательно прививайте сыну или дочке правильные моральные ценности. Ведь ему предстоит стать примером для других.

Ищем таланты

Развитие способностей у детей дошкольного возраста – дело нелегкое. Часто малыши интересуются всем понемногу. Важно, чтобы мама и папа разделяли любые занятия малыша, вместе с ним рисовали, пели, разгадывали загадки или бегали за мячиком. Это вселяет в маленького человечка уверенность в себе и желание экспериментировать.

На первое место в этом возрасте выходит развитие творческих способностей у детей. Умение создавать что-то новое, мыслить нестандартно обязательно пригодится в будущем и художнику, и ученому, и руководителю фирмы.

Способности ребенка при уважительном отношении к ним станут залогом его успешного будущего. Детей без талантов нет. Родителям важно отказаться от своих стереотипов и принять малыша таким, какой он есть. Тогда он раскроется и сможет вырасти счастливым человеком.

Определяем природные склонности ребенка
тест по психологии на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Определяем природные склонности ребенка

Автор: Улла Мурман

Каждый ребенок уникален, у каждого свои задатки и способности!

Для успешных занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста необходим устойчивый интерес к тому или иному виду работы. Способность сохранять длительное время сосредоточенность.

Желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы учебу в школе и дома привести в соответствие с природными задатками ребенка.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «да», «нет», «очень нравится», «совсем не нравится».

1. Ты любишь фильмы о животных?

2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как кона устроена?

3. Ты любишь играть в школу и быть учителем?

4. Тебе нравится решать задачи?

5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?

6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках?

7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?

8. Тебе нравится играть в больницу, быть врачом?

9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь научиться)?

10. Ты любишь выдумывать разные истории?

11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?

12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать?

13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им что-либо?

14. Ты любишь разгадывать кроссворды?

15. Ты нарисовал(а) картинку, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты ее переделывать до тех пор, пока у тебя не получится, как надо?

16. Тебе интересно наблюдать за растениями?

17. Ты рассматриваешь технические журналы?

18. На улице плачет малыш. Ты постараешься пожалеть его?

19. Тебе нравится читать(хочешь научиться?)

20. Ты услышал(а) историю с грустным концом. Ты попробуешь переделать ее так, чтобы она хорошо закончилась?

21. Ты любишь собирать красивые камешки?

22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?

23. Твоя мама изменила прическу, надела новое платье. Заметишь ли ты это? Скажешь, что она красивая?

24. Можешь ли ты решать интересные задачи, хотя рядом играет громкая музыка?

25. Тебе нравится рисовать красками?

26. Ты любишь книги, мультики, фильмы о природе?

27. Ты нашел старый сломанный телевизор или приемник, ты посмотришь, что там внутри?

28. Замечаешь ли ты, когда твои близкие чем-то расстроены?

Читать еще:  Кукла ангел из капроновых колготок своими руками. Шьем куклу из капроновых колготок. Текстильные куклы ангелы в подарок

29. Тебе нравится решать ребусы, головоломки, шарады?

30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

Положительные ответы на каждый вопрос – 1 балл, отрицательные – 0 баллов.

Если ребенок дал 5-6 положительных ответов на вопрос какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (ЧП) – 1,6,11,16,21,26

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (ЧТ) – 2,7,12,17,22,27

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (ЧЧ) – 3,8,13,18,23,28

ЧЕЛОВЕК – ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (ЧЗС) – 4,9,14,19,24,29

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (ЧХО) – 5,10,15,20,25,30

На основании этого исследования стоит подбирать занятия и игры, соответствующие интересам вашего ребенка. А также учитывать особенности ребенка при обучении в школе.

ЧЧ – заинтересуется играми в школу, больницу, будет чувствовать себя комфортно в роли воспитателя, учителя, врача.

ЧХ – подойдут эмоциональные, сюжетно-ролевые игры, чтение сказок, придумывание историй, игра в театр, с переодеванием в персонажей.

ЧЗС – понравятся графические диктанты, выполнение по образцу, придумывание графических узоров, разгадывание ребусов.

ЧП – материал игры с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях.

ЧТ – необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции.

Всякое ли повторение — мать учения?

Возьмите ученическую тетрадь в клетку. Закройте, а лучше завяжите глаза и, держа кисть на весу, проведите линию определенной длины, например в десять клеток. Проделайте этот опыт несколько раз. Пусть кто-нибудь будет контролером и, если вы сумеете пять раз подряд (чтобы не было случайностей) нарисовать такую линию, объявит о вашем успехе. Чтобы убедиться, что это не случайность и вы действительно научились чертить линию заданной длины, сделайте перерыв в несколько минут и проведите еще три такие же линии.

Если и это вам удастся, сообщите, пожалуйста, мне. Случай будет заслуживать опубликования в научной психологической литературе. Но я не думаю, что получу от кого-либо подобную весть. Навык не может развиться, если результат выполняемого действия неизвестен, и никто не сумеет таким способом его развить, даже если хватит бумаги и терпения на много тысяч повторений. Даже на 20 тысяч, как это уже однажды было.

Теперь измените условия опыта. Каждый раз после того, как вы, закрыв глаза, нарисуете линию, посмотрите на нее, оцените сделанную ошибку и повторите попытку, стараясь внести соответствующую поправку. Надо полагать, что потребуется только несколько десятков повторений, чтобы этот навык у вас сформировался. Немного труднее, но, бесспорно, можно развить этот навык, если вы не будете открывать глаз, но контролер после каждой попытки сообщит величину вашей ошибки: больше на две клетки или меньше на одну и тому подобное.

Этот опыт выявляет один из общих законов обучения и воспитания который иногда называют «закон эффекта».

Психология профессий: выбираем направление

Известно, что профессий насчитывается более 20 тысяч, а специальностей в два раза больше. Если некоторые еще в школе обнаруживают у себя склонности к техническим или гуманитарным наукам, уже легче направиться в нужную сторону после окончания учебы. Но все равно большинство испытывают определенные трудности с выбором специальности. Это связано не только с возникновением новых профессий, а также с непониманием, как выбрать свое направление, какую стоит изучить специальность, чтобы с ее помощью зарабатывать на жизнь. Чтобы понять, куда же следует двигаться, следует изучить свои наклонности, обратимся к психологии профессий.

В 1966 году Джон Генри Холланд разработал классификацию профессий, которая объединяла теорию личности с теорией выбора профессии. На успешность деятельности влияют такие факторы, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. Из результатов теста можно узнать, какой из шести типов личности преобладает у вас, чаще всего это смешанный тип. Всего их шесть: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный.

Представители реалистического типа живут в настоящем. Они эмоционально стабильны, аккуратны, обладают ловкостью и хорошо развитыми моторными навыками, пространственным воображением. Им легко даются профессии с четкими задачами (ювелир, водитель, милиционер, строитель, портной, ветеринар, повар, фермер). Им легко реализовать себя в таких сферах, как спорт, экономика, физика, химия.

Люди социального типа склонны к общению и взаимодействию с людьми. У них ярко выражены коммуникативные способности, сопереживание и сострадание, они решают проблемы, опираясь на эмоции и чувства. Это медики, педагоги, психологи, священники.

Артистический тип отличается глубоким эмоциональным восприятием жизни. В общении с окружающими для него важны ощущения, эмоции, интуиция. Эти люди не любят однообразной работы, а также связанной с физическим трудом. Их профессии ориентированы на художественное творчество, музыку, фотографию, филологию, историю, актерское мастерство.

Те, у кого ярко выражен конвенциональный тип , предпочитают спланированную, структурированную деятельность. Они отлично справляются с рутинной работой, четко следуют инструкциям и предписаниям. Они исполнители, но не руководители. Принятие решений, творческая работа не для людей данного типа. Это финансисты, делопроизводители, бухгалтеры, товароведы, экономисты, секретари.

Люди предприимчивого типа прирожденные лидеры, отдают предпочтение руководящим ролям. Они энергичны, импульсивны, способны решать сложные задачи. Ставят ориентир на материальное благополучие, а вот монотонная умственная работа не для них. Потребность в признании направляет их обучаться предпринимательству, менеджменту, политической деятельности, журналистике, дипломатичности.

Представители интеллектуального типа могут похвастаться своими аналитическими способностями, теоретическим мышлением, творческим подходом к проблеме. Менее склонны к общению, нежели другие типы. Отдают предпочтение сложным задачам, часто абстрактного характера, интеллектуальной деятельности, исследовательской работе, познанию нового. Выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками, например, математику, физику, астрономию.

Читать еще:  Коралловый пилинг лица роза де мера, фото до и после. Коралловый пилинг лица: альтернатива кислотным воздействиям

Взаимодействие разных типов может давать как положительные, так и напряженные аспекты. Например, если в семье предпринимателей ребенок склонен к интеллектуальной деятельности, а родители стремятся направить его в торговый техникум, то навряд ли эта учеба будет в радость. А вот с реалистическим и артистическим типами интеллектуальный найдет общие интересы. Для предпринимательского легко общаться с конвенциональным и социальным типами.

Реалистическому типу сложно общаться с социальным, а легко с интеллектуальным и конвенциональным. Последнему может быть непонятен артистический тип, а реалистический и предпринимательский близок. Социальный легко сойдется с артистическим и предпринимательскими типами, в отличие от реалистического. Артистическому близки социальный и интеллектуальный типы, а с реалистическим сложно.

Если вы нашли в себе одинаковое соотношение типов, то можете легко работать в разных сферах. Психология профессий поможет вам определиться, как направить свою энергию в нужное русло.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этот тест поможет выяснить: склонен ли ваш ребенок к приему алкоголя и наркотиков.Он сделан не для того, чтобы вы впадали в панику. А для того, чтобы начали действовать.

В дошкольные годы у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Американс.

Говорят, что каждый ребенок талантлив по-своему. Если вовремя выявить способности и таланты ребенка, то впоследствии, обнаруженные способности могут стать залогом успешного развития его карьеры. Родит.

Это родительское собрание провела как завершающее в учебном году для родителей учащихся 10 класса.

Разработка тематического родительского собрания для родителей старшеклассников “Склонности и интересы ребенка в выборе профессии&quot.

Природные зоны Земли. Проверка умения определять природные зоны по их характеристикам.Урок-игра по географии 6 класс по теме «Природные зоны Земли&raquo.

Занимательная психология. определяем природные склонности ребенка

Те или иные задатки есть у каждого человека. Надо просто разгадать то, что заложено природой, и чем раньше – тем лучше. Задатки могут превратиться в способности, а могут так никогда и не развиться. Как узнать, что дано ребенку природой?

За маленьким ребенком необходимо просто внимательно наблюдать. Что он делает с удовольствием, а к чему относится с прохладцей? В раннем и младшем дошкольном возрасте способности выражаются в повышенном интересе к тому или иному виду деятельности. Задача родителей в этом случае – не навредить. Не нужно мешать малышу, если он с удовольствием слушает музыку и хватается за любую звучащую игрушку, явно предпочитая ее всем остальным. Помните, что он – человек со своими склонностями, и решать, кем быть, все равно придется ему самому, а вы можете только облегчить или затруднить процесс. Старайтесь привлекать его внимание и к другим играм и занятиям, но не будьте слишком навязчивы.

Если ваш ребенок в раннем детстве не проявил каких-то определенных склонностей, это совсем не значит, что он не способен ни к чему. Вполне возможно, что он еще не столкнулся с тем видом деятельности, к которому имеет способности. С помощью различных игр можно определить приблизительную направленность личности.

Ребенок, у которого есть задатки интеллектуала, чрезвычайно наблюдателен, у него великолепная память и отлично развита речь. Обучение ему дается легко, и он обычно знает гораздо больше, чем его сверстники. У такого ребенка есть отличный шанс добиться в будущем высоких достижений в академической науке, и родителям важно определить направленность его личности.

Природный гуманитарий обычно проявляет большой интерес к чтению. Читает он много и быстро. Он охотно демонстрирует окружающим умение читать, с удовольствием рассказывает о прочитанном, причем обладает большим словарным запасом. Слова он употребляет правильно и к месту.

Ребенок, который проявляет интерес к вычислениям. Ему нравится измерять и взвешивать предметы. Сложение и вычитание дается легко, как и понимание математических отношений. Прирожденный математик очень быстро начинает ориентироваться во времени и великолепно соображает, сколько стоит новая игрушка и хватит ли у мамы на нее денег.

Если ребенок легко классифицирует животных или растения и проявляет интерес к происхождению предметов – у него явные задатки естествоиспытателя. Такой ребенок с величайшим интересом наблюдает за физическими и химическими опытами и с удовольствием их делает.

Родители часто огорчаются, если не видят у своего ребенка ярко выраженных задатков интеллектуала или художника. Но ведь существуют еще несколько групп способностей, на которые люди обычно обращают гораздо меньше внимания, но которые, тем не менее, могут стать фундаментом для успешной деятельности в будущем. Понаблюдайте, нет ли у ребенка задатков лидера? Как он чувствует себя в присутствии незнакомых людей? Если он сохраняет уверенность в себе – значит, и в будущем не будет теряться в сложных ситуациях. Может быть, он постоянно организует игры или занятия других детей, и они его слушаются?

У некоторых детей ярко выражены способности к двигательной деятельности. Может быть, он проявляет огромный интерес к движениям, требующим точности. Он отлично удерживает равновесие там, где другие непременно бы упали. Движения его разнообразны и выразительны. И ничего, что вы мечтали о музыканте – быть балериной или мастером пантомимы ничуть не менее интересно.

Источники:

http://fb.ru/article/348002/kakie-byivayut-sposobnosti-u-rebenka
http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/01/28/opredelyaem-prirodnye-sklonnosti-rebenka
http://www.prodetey.ru/3386-zanimatelnaya-psikhologiya-opredelyaem-prirodnye-sklonnosti-rebenka

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: