0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образовательный портал. Глава i. теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по организации проектной деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи……………………………… 30

2.1 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере ГОУ детский сад №23 комбинированного вида ЮАО)………………….. 30

    1. Описание проектной деятельности……………………………………..35
    2. Методические рекомендации …………………………………………. 48

Дошкольноедетство-уникальныйпериодвжизниребенка,когдаформируется здоровье,осуществляетсяразвитиеличности.Именновсемьедетиполучаютпервые урокинравственности,формируетсяиххарактер.

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса — поиск новых, рациональных путей взаимодействия. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого — объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.

Глобальные перемены, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, нестабильность жизни, перестройка системы образования приводят к тому,что возрастает роль семейного воспитания. Вместе с тем, как показывает практика и научные исследования( Е.П.Арнаутова,В.П.Дуброва,О.Л.Зверева,В.М.Иванова, Т.А.Марковаидр.), родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.[29]

Детский сад является первым воспитательным учреждением, скоторым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Воспитатели должны постоянно, повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям, своему отношению к детям и родителям.

Возможности семьи в воспитании ребенка в настоящее время неограниченны,т.к.родители лучше знают своего ребенка, учитываютего индивидуальные особенности, могут подстраиваться под индивидуальный режим и т.д. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие  не умеют это делать, третьи — не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В последние годы отечественная наука говорит о приоритете семьи в воспитании ребенка. Закон РФ «Об образовании» впервые за многие десяти летия признал, что «родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуаль- ного развития личности ребенка в раннем детском возрасте». [23]

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация педагогического процесса. Большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, основанные на принципе единства воспитательных воздействий.

Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Она и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.

Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

1.1. История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи 8

2.1. Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в психолого -педагогической литературе 12

3.1. Родительский клуб как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи 22

Глава II. Экспериментальная работа по организации работы родительского клуба как формы взаимодействия доу и семьи

2.1.Организация исследования на выявления особенностей взаимодействия ДОУ и семьи 29

2.2. Результаты исследования на выявления особенностей взаимодействия ДОУ и семьи 33

2.3.Методические рекомендации по организации работы родительского клуба как формы взаимодействия ДОУ и семьи 39

Список литературы 51

В настоящее время, заметно возрос интерес педагогов и руководителей дошкольных учреждений к работе с семьей. Масштабные преобразования в обществе, сложные социально-экономические и экологические условия современности диктуют необходимость поиска и разработки новых подходов к реализации задач воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Согласно Концепции модернизации российского образования семья должна быть активным субъектом образовательной политики. Достижение стратегических целей модернизации образования возможно только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с различными представителями, в т. ч. с семьёй как социальным институтом.

Начало 2013 года стало богатым на события – особо значимые для развития нашей страны и ее образовательной системы. Принятие закона «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1.09.2013 г., в котором определены «общие принципы и положения, регулирующие отношения в системе образования». Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребёнка. От качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Читать еще:  Комплименты мужчине короткие. Как правильно говорить комплименты любимому мужчине: список удачных фраз

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотнее будут устанавливать с ними контакт. Воспитатели должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям. Сегодня перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком, уйдя при этом от скучных шаблонов.

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное образовательное учреждение. В детском саду вся жизнь ребёнка подчинена целой системе правил и требований: правилам организации и жизнедеятельности, поведения в коллективе сверстников и т.д. Как и каждая семья, дошкольное учреждение имеет сложившуюся систему ценностей и традиций. Иногда они не только не совпадают, но и полностью противоположны им. Воспитательные функции у них различны, но для всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. В связи с этим возникает острая необходимость в налаживании тесного контакта между детским садом и семьёй.

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОУ и семьи занимались Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Л.В. Виноградова, А.В. Козлова, О.В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (Т.Н. Доронова, Т.А. Маркова, Е.П. Арнаутова), раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей (А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова), предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй (Е.П. Арнаутова, Т.Н. Доронова, О.В. Солодянкина).

В последние годы в педагогическом лексиконе все чаще стал использоваться термин «инновация». Этот термин означает «нововведение», «передовой педагогический опыт», «новаторство, возникающее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для развития образования». В настоящее время накоплен значительный практический опыт по взаимодействию с семьями воспитанников. Осуществляя сотрудничество с родителями в решении задач воспитания, развития и социализации дошкольников, педагоги ДОУ стремятся к созданию дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. В рамках дошкольного учреждения можно отметить проведение, как традиционных и надежно закрепившие формы взаимодействия с родителями: это консультации, либо выступления на родительских собраниях, стенды для родителей, и консультационные уголки в группах детского сада, а так же нетрадиционные, одним из которых является — родительский клуб.

Необходимость такого взаимодействия обусловлена главной задачей – физическое, психическое, интеллектуальное развитие ребенка. Без участия семьи это сделать невозможно.

Цель исследования: определить особенности работы родительского клуба как формы организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Объект исследования: взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования: особенности организации родительский клуба как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза: Мы предполагаем, что взаимодействие ДОУ и семьи характеризуется низкой готовностью родителей к активному участию в жизни детского сада (группы) а также недостаточной готовностьюпедагогов к взаимодействию с родителями.

Мы предполагаем, что использование методических рекомендаций по организации родительского клуба позволят преодолеть указанные недостатки.

Для решения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Теоретически обосновать проблему взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

Охарактеризовать родительский клуб как современную форму взаимодействия ДОУ с семьей;

Изучить особенности образовательных запросов семьи, готовности семьи участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Проанализировать готовность педагогов к использованию активных форм взаимодействия с родителями, уровня их осведомленности о формах работы с родителями, в том числе о работе родительского клуба.

Читать еще:  Генератор подписи для электронной почты. Росписи на паспорт: как придумать, идеи и примеры, можно ли поменять и как

Разработать методические рекомендации по организации работы родительского клуба как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

В ходе исследования использовались следующие методы: анализ литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта; наблюдение, анкетирование педагогов и родителей, количественный и качественный анализ результатов.

Теоретической основой явились труды отечественных психологов и педагогов по проблемам взаимодействия между ДОУ с семьями.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации родительского клуба, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

Содержание работы может быть использовано педагогами ДОУ в процессе работы с родителями.

Исследование проводилось на базе МБДОУ ДСОВ 24, г. Череповца с по 2014 года и включало в себя следующие этапы:

Iэтап – информационно-аналитический, включает анализ литературы по проблеме исследования, отбор анкет для выявления уровня взаимодействия ДОУ и семьи, изучение запросов семьи, готовности семьи отвечать на запросы дошкольного учреждения;

IIэтап – проведение констатирующего эксперимента;

IIIэтап – разработка методических рекомендаций по организации работы родительского клуба как формы взаимодействия ДОУ и семьи.

В исследование приняли участие 10 семей и 10 педагогов ДОУ.

Структура работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (43), приложений на 54-90 странице. Основной текст составляет 53 страницы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей

(на примере МБДОУ детский сад № 59 г. Апатиты Мурманской области)

Выпускная аттестационная работа слушателя по программе профессиональной переподготовки «Педагогика и методика дошкольного образования»

СОДЕРЖАНИЕ

Глава I. Теоретические основы взаимодействия семьи и дошкольного

образовательного учреждения …………………………………………………. 8

1.1 История вопроса организации взаимодействия ДОУ и семьи..…………. 8

1.2 Понятие взаимодействия ДОУ с семьей в современной психолого –

педагогической литературе …. …………………………….………………….. 13

1.3 Проектная деятельность как форма работы ДОУ с семьей ……………. .19

Выводы по первой главе………………………………………………………. 28

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по организации проектной

деятельности во взаимодействии ДОУ и семьи ………………………………. 30

2.1 Анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи (на примере

2.2 Описание проектной деятельности………………………………………. 34

2.3 Методические рекомендации …………………………………………. 45

Выводы по второй главе………………………………………………………… 51

Список литературы…………………………………………………………….. 54

Актуальность исследования. Модернизация дошкольного образования, введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Проблема взаимодействия педагога дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии дошкольников. Специальные исследования современных педагогов (Н.А. Андреева, Е.П. Арнаутова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Н.Ф. Виноградова и др.) доказали, что ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает им семья. Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. В семье ребёнок находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Семья является уникальной общностью, с которой человек связан всю свою жизнь неразрывными узами, из которой он выносит свои ценностные ориентации и жизненные установки. Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального «тыла», поддержку, источник общественного опыта.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

На законодательном уровне закреплены права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, которые имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. [23]

Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) отвечает новым социальным запросам, в нем большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. [24]

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй. Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Взаимодействие ДОУ с родителями (законными представителями) воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из проблем решения этого вопроса – поиск новых, рациональных форм работы ДОУ с семьей. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования, и здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого – объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания и обучения ребенка.

Читать еще:  Учебно-методический материал на тему: Педаогический совет "Сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ"

Таким образом, актуальность указывает на необходимость и своевременность темы исследования, так как взаимодействие с родителями мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Глобальные перемены, в том числе экономические, которые происходят в России в конце XX начале XXI веков, перестройка системы образования приводят к тому, что возрастает роль семейного воспитания, семейных ценностей. Анализируя мнения различных авторов (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, О.Л. Зверева, В.М. Иванова, Т.А. Маркова и др.), родители часто допускают ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, обусловленные недостатком педагогических знаний.[29]

Детский сад является первым образовательным учреждением, в котором родители (законные представители) приобретают опыт взаимодействия с педагогическими работниками, направленный на воспитание и обучение ребенка. От уровня взаимодействия родителей и педагогов зависит развитие ребенка, основанное на «зоне ближайшего развития». Проанализировав состояние системы взаимодействия нашего ДОУ с родителями за предыдущие годы, выявив сильные стороны, нами был отмечен и ряд проблем.

§ с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь считают, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения;

§ далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воспитания и обучения ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят заниматься воспитанием и обучением ребенка, другие не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно, четвертые – уверены, что они достаточно компетентны в вопросах воспитания и обучения собственного ребенка.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Необходим поиск новых, нетрадиционных форм сотрудничества с родителями, основанных на принципе единства воспитательных воздействий.

Одна из таких новых форм – проектная деятельность. Это и форма взаимодействия педагога с родителями, и средство развития творческого потенциала воспитателя.

Цель исследования–определить эффективность проектной деятельности как формы работы ДОУ с семьей.

Объект исследования–взаимодействие ДОУ и семьи.

Предмет исследования–проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи.

Гипотеза.Проектная деятельность как форма организации взаимодействия ДОУ и семьи возможна при соблюдении следующих условий:

1) владение педагогом методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства;

2) использование методов активизации родителей, формирования педагогической рефлексии;

3) организация совместной деятельности взрослых и детей, включение родителей в жизнь детского сада;

4) дифференцированного подхода при взаимодействии педагогов с родителями, заинтересованность педагогов в этом общении.

Задачи:

1. Изучить педагогическую, психологическую, методическую литературу по проблеме исследования.

2. На основе изучения теоретической литературы по проблеме работы ДОУ с родителями, проследить историю использования проектной деятельности как формы взаимодействия ДОУ и семьи и определить её роль и место среди других форм работы.

3. Изучить проектную деятельность в контексте новых подходов к взаимодействию воспитателей и семьи в ДОУ.

4. Выявить состояние работы педагогов ДОУ по реализации проектной деятельности.

5. Разработать систему проектной деятельности по организации взаимодействия ДОУ и семьи.

6. Разработать методические рекомендации для воспитателей.

В работе были применены следующие методы:

§ изучение психолого-педагогической литературы;

§ наблюдение за родителями и воспитанниками;

§ анкетирование педагогов и родителей;

§ индивидуальные беседы с родителями и педагогами.

Эмпирической базой исследования является МБДОУ детский сад № 59, где проводилась апробация данного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— доказана возможность использования проектной деятельности как формы работы ДОУ с семьей и ее эффективность.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа научных работ определены концептуальные подходы исследуемой проблемы. Достоверность результатов и обоснованность выводов, полученных в исследовании, обеспечивается применением комплекса теоретических и практических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования; обширным фактическим материалом, его качественным и количественным анализом; данными опытно-экспериментальной работы.

Практическая значимость исследованиязаключается в возможности внедрения его педагогическими работниками ДОУ на основе конкретных результатов данной работы по вопросу взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.

Структура исследования: выпускная аттестационная работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы (в количестве – 49), приложения.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Источники:

http://www.psihdocs.ru/i-teoreticheskie-osnovi-vzaimodejstviya-semei-i-doshkolenogo-o.html
http://studfile.net/preview/2415910/
http://lektsii.org/5-6159.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×