8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Осеева рассказы о дружбе для детей. Отзыв о рассказе В.Осеевой «Три товарища. I. Организационный момент

Урок литературного чтения по теме «Настоящая дружба. Какова она?» по произведению В.А. Осеевой «Три товарища»

Цели: Познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и обучения составлению характеристики внутренних качеств героя, продолжение осмысления проблемы дружбы.

1. Формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “ДРУЖБА”

2. Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.

3. Развивать речь детей, обучая их построению собственных высказываний.

4. Воспитывать умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.

5. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, доброжелательное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения.

Оборудование: В.А. Лазарева Литературное чтение: учебник для учащихся 2 класса в двух частях. Издательство “Учебная литература”, издательский дом ФЕДОРОВ. Портрет В.А.Осеевой; аудиозапись песни “Дружба” сл.Ю. Чичикова, муз. М.Пляцковского; выставка книг В.Осеевой словарь настроений; словарь характеристик; рисунки детей “Мой друг”; скороговорки; пословицы.

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок,
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книги, ручки и тетрадки.

Есть у нас закон такой —
Все, что нужно под рукой.

Звучит песня “Дружба” (сл. Ю. Чичикова, муз. М.Пляцковского).

Учитель. Целью нашего урока литературного чтения будет знакомство с новым произведением и определение тех качеств, которыми обладает герой произведения, выяснение главной мысли произведения.

В конце урока мы должны будем ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Каковы основы настоящей дружбы?

2. Кого можно назвать настоящим другом?

2.Проверка домашнего задания.

Учитель. На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением С.Я.Маршака “Друзья-товарищи”. Дома вы выучили его наизусть. Сейчас будем рассказывать стихотворение в паре друг с другом (читать текст поочередно по две строчки, а четвертое четверостишие — по 1 строчке). При чтении держитесь за руки.

Учитель. Автор прямо не называет героев друзьями, а почему текст назван именно так.

Ученики. Героям было вместе хорошо, у них хорошее настроение, оттого, что они рядом.

3. Введение в тему произведения.

Сегодня вы познакомитесь с произведением В.А.Осеевой “Три товарища”.

Прежде, чем мы узнаем, о чем этот рассказ, я хочу вам рассказать об авторе, Валентине Александровне Осеевой.

Родилась на Украине, в 1902 году,16 лет она отдала воспитанию беспризорников и малолетних преступников, вначале сочиняла сказки, стихи и рассказы для них. А в 1940 году вышла ее первая книга “Рыжий кот”.

В одной из своих книг Осеева обратилась к своим читателям с такими словами:

Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы.

Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

— Понравился тебе рассказ?

— Не знаю, я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

— Мало уметь читать, надо уметь думать!- сказала она.

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных.

И так как в жизни это мне очень помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать.

Учитель. Вот и я хочу, чтобы вы не просто научились читать, а думать, рассуждать, анализировать поступки героев и высказывать свою точку зрения.

Посмотрите на заголовок и форму записи этого произведения.

— Каким по жанру может быть произведение с таким названием?

Ученики. По форме записи — это уже не стихотворение.

Оно небольшое по объему, значит это рассказ.

Учитель. О чем может быть этот рассказ?

Ученики. Это рассказ о трех товарищах, об их отношениях.

4. Знакомство с текстом произведения.

Учитель. Послушайте внимательно рассказ, подумайте, какие чувства он у вас рождает, как бы вы поступили на месте героев.(Чтение учителем и подготовленными детьми)

5. Беседа по первичному восприятию.

Учитель. Какое настроение вы испытали, слушая произведение?

Ученики. Грустное, печальное.

Учитель. Прочитайте самостоятельно этот рассказ. (Дети читают)

Работа со словарем настроений.

Учитель. Выберите из словаря настроений те слова, которые передают ваши чувства и настроение:

Задание выполняется индивидуально на листочках, с последующей проверкой (используется компьютер).

Учащиеся обосновывают свои ответы.

6. Самостоятельное чтение рассказа детьми.

Учитель. В каких эпизодах при чтении вы испытали тревогу и почему?

Ученики. В разговоре Вити с Колей и Мишей. Все дети завтракали, Витя свой завтрак потерял и стоял в сторонке, а Коля и Миша осуждали его и куда нужно класть завтрак.

Учитель. А когда настроение стало солнечным, светлым?

Ученики. При чтении третьей части рассказа, когда другой ученик, ничего не говоря, поделился своим завтраком с Витей.

7. Анализ героев произведения.

Учитель. Назовите героев рассказа?

Дети называют имена мальчиков.

Учитель. Кто из героев вам понравился? Почему?

Ученики. Володя и Витя.

Учитель. Кто не понравился? Почему?

Ученики. Коля и Миша, потому что они не помогли товарищу, не поделились с ним завтраком.

Читать еще:  На тесте вторая полоска появилась раньше первой. Тест на беременность показывает слабую полоску - как быть

Учитель. Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Ученики. Володя — положительный герой, а Коля и Миша – отрицательные герои.

Учитель. Значит, он обладает набором определенных качеств характера, которые его делают таковым? Но в тексте ни разу о них напрямую не упоминается, так может быть их у Володи нет?

Работа со словарем характеристик.

Учитель. Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя, отметьте галочкой:

Задание выполняется индивидуально на отдельных листочках с последующей проверкой (используется компьютер).

Учитель. А, что в отношениях героев осуждает автор?

Ученики. Жадность и равнодушие.

8. Чтение рассказа вслух.

На экране появляются пословицы:

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Делу время, а потехе час.

4. Друзья познаются в беде.

5. Вежливость открывает все двери.

Учитель. Возьмите листочки с пословицами и отметьте галочкой те пословицы, которые можно соотнести с содержанием рассказа.

Задание выполняется индивидуально на отдельных листочках с последующей проверкой (используется компьютер).

1. Крепкую дружбу и водой не разольешь.

2. Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

3. Друзья познаются в беде.

Учитель. Обоснуйте свой выбор.

Ученики. Настоящим верным другом можно считать только того человека, который перенес с тобой какие-то жизненные невзгоды, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации.

Два мальчика хорошо говорили, а один – хорошо поступил. В трудной ситуации — мало говорить, товарищ остался без завтрака не до разговоров — нужно скорее помочь, поддержать.

Настоящей, хорошей верной дружбе не страшны любые испытания.

Учитель. Как бы вы поступили в подобной ситуации? Поднимите сигнальную карточку.

*красная карточка — я бы так не поступил.

*зеленая карточка — я бы так поступил.

*желтая карточка — я не знаю, как поступить

9. Домашнее задание.

Выбери одно из трех предложенных заданий, которое ты бы хотел выполнить.

1. Подготовить выразительное чтение рассказа.

2. Подготовить пересказ от третьего лица.

3. Написать дома рассказ по одной из пословиц. С.63 учебник В.А.Лазаревой Литературное чтение. 2 класс, часть 1.

Учитель. Давайте ответим на контрольные вопросы.

1. Каковы основы настоящей дружбы?

2. Кого можно назвать настоящим другом?

Дети дают свои ответы.

Учитель. А какой вывод сделали для себя?

Ученики. Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.

Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации.

Оцените свою работу на уроке.

*красная карточка — было трудно

*зеленая карточка — было приятно работать, на большинство вопросов знал ответы.

*желтая карточка — знал ответы не на все вопросы.

Заранее подготовленные ученики читают стихи о дружбе:

1. Дружище, послушай слова мудреца,
Не будет поддержки от друга льстеца,
От первой беды рассыплется в прах,
Та дружба, которая только в словах.

2. Но друг задушевный навеки с тобой,
С тобою он связан одною судьбой,
В ладони твоей неизменна крепка,
Надежного верного друга рука.

Три товарища — Осеева В.А.

Рассказ про то, что настоящие друзья должны не только словом, но и делом помогать друг другу.

Три товарища читать

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

Пожалуйста, оцените произведение

Оценка: 4.7 / 5. Количестов оценок: 62

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Спасибо за отзыв!

Если Вам понравилось, пожалуйста, поделитесь с друзьями.

Прочитано 192 раз(а)

Другие рассказы Осеевой

Обидчики — Осеева В.А.

Рассказ про мальчика Толю, который все время жаловался маме, что его обижают ребята во дворе. Однажды мама посоветовала ему самому лучше относиться к ребятам. Толя попробовал и убедился в маминой правоте. Обидчики читать Толя часто …

Все вместе — Осеева В.А.

Рассказ про двух девочек-первоклассниц, которые решили дружить. Они рассуждали, что можно делать подружкам вместе. Все вместе читать В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками. – Давай будем дружить, – сказала Наташа. …

На катке — Осеева В.А.

Рассказ про мальчика Витю, который с друзьями катался на катке и нечаянно сбил маленькую девочку. Он сначала пожалел ее, но мальчишки стали смеяться, и Витя повел себя не по-мужски. На катке читать День был солнечный. …

Все рассказы Осеевой

Рекомендуем Вам прочитать

Когда мы смеёмся — Носов Н.Н.

Рассказ про то, как автор зимой из форточки бросал воробьям кусочки хлеба и внимательно наблюдал, как они его едят. Среди воробьев он примечал и миролюбивых, и задир. Некоторые ели вместе, а иные предпочитали утащить кусок …

На великом морском пути — Бианки В.В.

В этой повести рассказывается о способах перелета птиц на зимовку в теплые края. Автор красочно описывает приключения дикого гуся-казарки, путешествии коростеля, шагающего пешком из Африки к берегам Финского залива, подробно описывает жизнь диких уток, лебедей, …

Остров спасения — Пришвин М.М.

Рассказ про большой разлив на реке Волга. Многие животные оказываются отрезанными от суши и пытаются добраться до нее разными способами: водяная крыса на веточках, паучки и букашки верхом на утках. Остров спасения читать Недолго пришлось …

Рассказы по возрасту:

Рассказы по интересам:

Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

Сказка про мальчика Нильса, который был ленивым, озорным и безответственным. Однажды он поймал гнома, и тот сделал Нильса маленьким. Нильс улетел со стаей диких гусей в Лапландию, где трудности сделали его добрым и заботливым. Оглавление: …

Читать еще:  Прикольные и легкие поделки своими руками бабушке. Какой подарок сделать любимой бабуле на день рождения

Сказка про принцессу Алиссию, у которой было восемнадцать младших братьев и сестер. Ее родители: король и королева были очень бедные и много работали. Однажды добрая фея подарила Алиссие волшебную косточку, которая могла выполнить одно желание. …

Бутылочная почта для папы

Сказка про девочку Ханну, у которой отец — исследователь морей и океанов. Ханна пишет письма отцу, в которых рассказывает о своей жизни. Семья Ханны необычная: и профессия отца, и работа мамы — она врач по …

Сказка про смышленого мальчика из многодетной семьи бедных луковок. Однажды его отец случайно наступил на ногу принцу Лимону, который проходил мимо их дома. За это отца бросили в тюрьму, и Чиполлино решил вызволить отца. Оглавление: …

Два друга приехали в пионерский лагерь, где ребят разделили на группы и они должны были участвовать в соревновании по выращиванию урожая. У друзей был разный подход к труду, но в итоге они победили. Огородники читать …

Рассказ про мальчика Гену, который любил врать. В школе надо было собирать металлолом, а Гене хотелось гулять. Он каждый день врал родителям, что собрал много железа. И учиться ему не очень хотелось. Про Гену читать …

Рассказ про мальчика Федю Рыбкина, который сел делать уроки по математике и включил телевизор. Там шел концерт, и Федя не мог сосредоточиться на задаче, а слушал и рассуждал про песни. Федина задача читать Раз как-то …

Рассказ про пятилетнюю девочку Нину, которая ходила с бабушкой на почту и увидела много металлолома. Бабушка сказала, что его собирают школьники. Однажды Нина увидела ребят, собиравших металлолом, и решила им помочь. И я помогаю читать …

Стихи про Новый год для детей 5,6,7 лет

Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

Стихи про Деда Мороза для детей 5,6,7 лет

В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

Стихи про зиму для детей 5,6,7 лет

Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

Короткие стихи про зиму и Новый год для малышей 3-4 лет

Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

3 — Ёжик в тумане

Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

4 — Про мышонка из книжонки

Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что пришел к Черному Омуту. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц в …

7 — Про Ёжика и Кролика Кусочек зимы

История про то, как Ежик перед зимней спячкой попроси Кролика сохранить ему до весны кусочек зимы. Кролик скатал большой ком снега, обернул его листьями и спрятал у себя в норе. Про Ёжика и Кролика Кусочек …

8 — Про Бегемота, который боялся прививок

Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

9 — Петсон и Финдус: История о том, как Финдус потерялся, когда был маленьким

История о том, как Петсон завел себе маленького котенка и сразу очень полюбил его. Однажды утром котенок пошел обследовать дом и залез в дырку под чердачной лестницей. А потом он потерялся. Петсон и Финдус: История …

10 — Мама для Мамонтенка

Сказка про мамонтенка, который вытаял изо льда и пошел искать маму. Но все мамонты давно вымерли, и мудрый Дядюшка Морж посоветовал ему плыть в Африку, где живут слоны, которые очень похожи на мамонтов. Мама для …

Урок литературного чтения по рассказу В. Осеевой «Три товарища».

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Читать еще:  Сборник идеальных эссе по обществознанию. Пример сочинения по тексту А.Дорохова Проблема воспитанности

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Тема: «Настоящая дружба. Какова она? По рассказу В. Осеевой «Три товарища»»

Цели: Познакомить детей с произведением в целях расширения их литературного кругозора и обучения составлению характеристики внутренних качеств героя, продолжение осмысления проблемы дружбы.

1. Формировать умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр, формировать понятие “друг”, “дружба”

2. Развивать умение анализировать и оценивать поступки героев, соотносить их с собственным жизненным опытом.

3. Развивать речь детей, обучая их построению собственных высказываний.

4. Воспитывать умения контролировать свою деятельность, оценивать ее, выбирать задания по сложности выполнения, оценив собственные возможности.

5. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, доброжелательное отношение к окружающим, дружеские взаимоотношения.

Оборудование: карточки, презентация, ладошки для рефлексии.

— Прочитайте девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

-Как вы понимаете эти слова?

— В. Осеева так писала о себе «Когда я была маленькой девочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочитать сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказала, что мало уметь читать, надо уметь думать».

2.Определение темы урока. Постановка целей урока.

-Как называется раздел, по которому мы читаем произведения? ( «Я и мои друзья»).

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Валентины Осеевой. С какими произведениями этого автора мы уже познакомились?

— О чем эти произведения? ( О дружбе, взаимоотношениях людей).

— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

Друзья познаются в беде.

Не торопись языком, торопись делом.

-Предположите, о чем будем говорить сегодня на уроке?

-Целью нашего урока будет знакомство с новым произведением и определение тех качеств, которыми обладает герой произведения, выяснение главной мысли произведения.

3.Работа по теме урока

-Посмотрите на заголовок и форму записи этого произведения.

— Каким по жанру может быть произведение с таким названием?

(По форме записи — это уже не стихотворение.

Оно небольшое по объему, значит это рассказ).

-О чем может быть этот рассказ?

( Это рассказ о трех товарищах).

4.Знакомство с текстом произведения.

-Прочитайте самостоятельно этот рассказ.

5.Самостоятельное чтение рассказа детьми.

6. Беседа по первичному восприятию.

Какое настроение вы испытали, слушая произведение?

7.Анализ героев произведения.

Назовите героев рассказа?

-Кто из героев вам понравился?

Кто из героев положительный, а кто отрицательный?

Попробуйте определить те качества характера, которыми обладает Володя.

то в отношениях героев осуждает автор? ( Жадность и равнодушие).

-Подходит ли название «Три товарища» к рассказу?

-Почему автор назвал текст «Три товарища»? (Заставляет нас задуматься над тем, каким должен быть настоящий друг ).

-Кого можно назвать настоящим другом? (Настоящим верным другом можно считать только того человека, который не бросил тебя в беде, поддержал в трудной ситуации).

8. Практическая работа в группах

— Вспомните правила работы в группе.

-Подготовьте чтение рассказа по ролям.

9. Проверка выполненной работы.

1. Ваш друг заболел и не пришёл в школу.

б). навещу или позвоню, узнаю о самочувствии.

2. Ваш друг упал с велосипеда:

а). помогу подняться с земли

б). стану смеяться

3. Ваш друг подговаривает подшутить над одноклассником:

а). приму активное участие в розыгрыше

б). попытаюсь отговорить

4. Ваш друг во время контрольной работы пытается пользоваться памятками:

а). сообщу учителю

б). после урока выскажу другу своё мнение о его неправильном поступке.

-Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы.

Не выдавай чужие секреты;

Всегда будь честным с другом;

Не бойся попросить прощения;

Не меняй друзей;

Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;

Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.

-если мой друг добился в чём то успеха , то я…

-если я обидел своего друга, то я…

-если я думаю, что мой друг предал меня, то я..

— если друг ошибается и может совершить опасный поступок , я…

— если мой друг предлагает мне похулиганить, то я…

— если моего друга ругают за меня, то я ..

— если моего друга не справедливо ругают, то я…

— если мой друг называет меня грубо, то я.

— если я вижу , что моему другу не нравится, как яс ним поступаю, то я..

— если у меня есть интересный фильм, то я…

— если у меня есть конфета , то…

— если мой друг не может сделать домашнее задание, то я…

-если мой друг не умеет играть в игру ,тоя…

— я надеюсь наша Ромашка Дружбы у нас никогда не завянет.

— Где проявляются все эти качества? ( в поступках)

-Чему учит нас этот рассказ?

-В рассказе нет прямых советов. Автор показывает жизненную ситуацию. Читая,

мы сочувствуем одним героям и осуждаем других. Художественное

произведение даёт нам возможность разобраться в человеческих

отношениях. Настоящая дружба проверяется не на словах, а на деле.

-Нельзя бросать друга в трудную минуту, ведь ты тоже можешь оказаться в подобной ситуации. Нужно вовремя протянуть руку помощи. Давайте и мы с вами протянем руку помощи всем, кому это необходимо.

( Создают хоровод ладошек на листе ватмана).

-А сейчас, в честь настоящей дружбы, проведём праздничный салют.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/577405/
http://mishka-knizhka.ru/rasskazy-dlya-detej/rasskazy-oseevoj/tri-tovarishha-oseeva-v-a/
http://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-po-rasskazu-v-oseevoy-tri-tovarischa-1058834.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×