1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности общение детей в разновозрастных группах. Организация совместной деятельности детей в разновозрастной группе

Разновозрастное общение в детском саду

Анна Сидоренко
Разновозрастное общение в детском саду

Разновозрастное общение в детском саду.

В настоящее время в большинстве детских садов детей разделяют на группы строго по возрастам. Для этого есть достаточно оснований. Это, прежде всего, удобно нам, взрослым, так как облегчается процесс обучения на занятиях, упрощается режим. Требование выполнения строго определенного режима, разработанного специалистами для каждого возраста с целью заботы о физическом здоровье детей, и требование выполнения программы обучения в детском саду, так же досконально разработанной педагогами и психологами, наиболее полно и легко можно осуществить в одновозрастной группе детей. Мы уже привыкли к такой системе жизни в детском саду, бытуют даже выражения: «мы уже перешли в среднюю группу», «а мы перешли в подготовительную» — и т. п. Все это очень напоминает школьную систему.

Особое значение разновозрастное общение детей приобретает в семейном контексте. Ни для кого не секрет, что во многих семьях растут один-два ребенка; большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры, образующие особую социальную группу. Независимо от разницы по ряду качеств (возрасту, полу, способностям, внешним качествам, отношения между ними дают ребенку опыт, совершенно отличный от опыта общения со взрослым. С родителями же дети видятся урывками, так называемый «совместный» досуг не получается. Родители после рабочего дня, вечерами, да и в воскресные дни обычно заняты множеством дел, прямо не связанных с детьми.

Таким образом, большую часть времени дети проводят в детских садах, со своими сверстниками. Но и там они фактически лишены возможности общения со старшими и младшими по возрасту. Желательно хотя бы частично восполнить этот пробел. Важно как можно чаще организовывать контакты между разновозрастными группами детей.

Эти контакты можно осуществлять ежедневно в различных формах. Во время утреннего приема детей следует поощрять старших в помощи младшим: 2—3 старших ребенка могут помогать малышам раздеваться, мыть руки, организовывать игры и свободные занятия. Во время занятий дети старших групп могут помогать воспитателю готовить комнату к занятию и помогать ее убирать после занятий. Во время еды и укладывания спать, сборов на прогулку старшие могут помогать воспитателям кормить, раздевать и одевать детей.

Во время прогулок воспитатели должны поощрять детей контактировать с детьми из других групп, устраивать совместные игры, экскурсии. В вечерние часы можно организовать совместные развлечения, свободные игры и тихие занятия по желанию детей.

Не реже одного раза в месяц можно устраивать «хождение в гости» в другие группы. Темами таких посещений могут стать различные выступления детей друг перед другом, разыгрывание игр-драматизаций, показ кукольных спектаклей, диафильмов, выставки рисунков, аппликаций, лепки. Необходимо специально организовывать подготовку детей к этим визитам «гостей» — обсуждать предстоящие общие дела и развлечения, осуществлять уборку комнат, готовить сюрпризы и сувениры. Рекомендуется устраивать совместные праздники и совместную подготовку к ним.

Перед переходом детей в следующую группу желательно подготовить и провести специальные совместные беседы старших и младших детей, на которых старшие расскажут, что ждет малышей в следующей группе, какие их ждут новые интересные занятия и события.

Для осуществления этих мероприятий хорошо установить дежурства старших детей в младших группах. Вначале на эти дежурства надо посылать всех старших детей по очереди, затем дежурства поручать тем детям, которые выполняют их с большей охотой и старанием. Следует всячески одобрять и хвалить детей, вызывающихся помогать малышам.

В самые первые дни приема малышей в детский сад желательно присутствие в этих группах старших детей, но не всех, а только тех, которые смогут помочь малышам в адаптации к условиям новой жизни в детском саду. Целесообразно поощрять братьев и сестер, находящихся в разных группах, чаще видеть друг друга, играть вместе, помогать друг другу в разных делах.

Необходимо продумывать и осуществлять другие варианты общения детей разного возраста: можно организовать встречу с детьми, окончившими детский сад (особенно если в саду остались их младшие братья и сестры, организовать визиты в школу и т. п.

Общаясь между собой, дети стремятся реализовать свое положение «старшего», «взрослого». Небольшая разница в возрасте позволяет ребенку казаться старше в собственных глазах, ему проще представить себя большим.

Дети в разновозрастных группах чаще считаются с предпочтениями младших при выборе совместных занятий и демонстрируют широкое разнообразие путей взаимодействия. Младшие при этом видят более понятный пример для действий. Для старших объяснение другому ребенку, помогает лучше освоить знания, контроль над маленькими развивает самоконтроль, ответственность и ощущение принадлежности к деятельности в команде.

Преимуществом разновозрастного общения является то, что в таких компаниях гораздо проще осваиваются дети «одиночки». При этом они значительно чаще решаются общаться в отсутствие взрослых.

Обычно характер подобных взаимоотношений определяется готовностью более старшего ребенка к общению. В тоже время большую роль играет то, как взрослые организуют занятия и насколько сами внедряются в этот процесс, т. к. в любом случае они остаются первоочередным примером с кого дети копируют свое поведение.

Так, игра, способствующая получению награды, провоцирует у старшего ребенка применять более «жестокие» способы достижения цели. Поэтому необходимо помочь детям выстроить отношения, учитывая особенности развития в каждом возрасте, и стимулировать сотрудничество детей в разнообразных видах деятельности. При организации важно предлагать формы взаимодействия понятные любым детям, использовать предметы подходящие всем возрастным группам без ограничений.

Разновозрастное общение способствует индивидуализации личности ребенка, стимулирует вербальное развитие, развитие нравственности у детей. Не зависимо от разнообразия качеств, отношения между детьми разного возраста дает им опыт, важный для дальнейшей социализации в обществе.

В отечественной педагогике изучение разновозрастных групп, как правило, сводят к рассмотрению отдельных феноменов либо к методическим рекомендациям организации образовательных занятий по возрастным подгруппам.

Е. А. Вовчик-Блакитная (1988) изучала взаимодействия детей разного возраста в условиях искусственно организованного периодического общения детей. Согласно ее наблюдениям характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению. Она выделяет смыслообразующий мотив общения — стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым. Ею были выделены типы взаимодействия старшего с младшим: активно-положительный (демократический, активно-отрицательный (авторитарный); безразличное, незаинтересованное взаимодействие. Из исследования следует, что о пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению.

Евгения Николаевна Герасимова (2000) изучала разницу во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его. Согласно результатам исследования дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия — ограничительную и запретительную.

В работе Татьяны Николаевны Дороновой, Веры Григорьевны Щур, Якобсон Софьи Густавовны (1985) исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. По мнению авторов, польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего — показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. Но на практике необходимы специальные усилия по организации подобного взаимодействия.

Читать еще:  Как знакомиться с мужчинами: практические советы. Как и где знакомиться с мужчинами Места где собираются мужчины

Работа Нины Яковлевны Михайленко (1987) посвящена изучению условий, способствующих формированию элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появились организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т. д.

Согласно обзору Ларисы Анатольевны Парамоновой (2001) работ, посвященных изучению зарубежной практики разновозрастных детских объединений, во многих странах, в частности Германии, у педагогов формируют особую профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Практика разновозрастных групп рассматривается как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а также признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка.

В обзоре был отмечен ряд феноменов, наблюдаемых в разновозрастных группах. Один из них заключается в том, что воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса. Другой обнаруженный феномен отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. В ходе наблюдений было замечено, что дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В качестве методических рекомендаций воспитателям предлагается поощрение усилий младших детей, поддержка стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. При организации группы рекомендуется предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Очень важная рекомендация заключается в индивидуализации процесса воспитания детей, которая заключается в непрерывном наблюдении за детьми, выстраивании всех процессов жизнедеятельности детей с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, а также стимулирование сотрудничества детей в разных видах деятельности. Проведенные исследования показали, что в результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга.

В целом отмечается, что организацию разновозрастных групп нельзя рассматривать как альтернативу одновозрастным объединениям детей. Значение для детского развития имеет организация как тех, так и других типов групп детского сада. Основная задача заключается в понимании специфики каждого варианта объединения детей в группы. Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве, но и в этом случае, несмотря на все положительные моменты, остается много проблем, игнорирование которых отрицательно сказывается, по мнению авторов обзора, на развитии младших детей.

Консультация для педагогов детского сада. Организация образовательного процесса в разновозрастной группе

Дети из разновозрастных групп чаще учитывают интересы младших при выборе совместной деятельности и демонстрируют большее разнообразие стратегий взаимодействия, чем дети, воспитывающиеся в группе сверстников. (Е.Н.Герасимова)

Польза от разновозрастного взаимодействия для младших в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия; для старшего — показ, объяснение другому способствуют лучшему осознанию предметного содержания, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, а также появляется чувство ответственности, причастности к работе другого. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

О пользе межвозрастного взаимодействия детей можно судить только в контексте проводимой воспитательной работы, по ее направленности на формирование мотивационной компоненты как основы готовности детей к межвозрастному общению. (Е.А.Вовчик-Блакитная)

Разновозрастная группа нуждается в особом педагогическом руководстве. (Н.В.Бутенко)

Риски пребывания детей в разновозрастной группе связаны с нетерпимым отношением старших по отношению к младшим; с низкой саморегуляцией поведения младших: они мешают, разрушают деятельность старших. (Л.А. Парамонова)

Характер межвозрастного взаимодействия зависит от старшего ребенка, его готовности к общению (Е.А.Вовчик-Блакитная) Смыслообразующий мотив общения при этом — стремление реализовать позицию «взрослого», «старшего», «большого». При этом пользу получают не только старшие, но и младшие дети: сокращение возрастной дистанции позволяет им расти в своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым.

В условиях разновозрастной группы могут наблюдаться три типа взаимодействия старшего с младшим:
1) активно-положительный (демократический);
2) активно-отрицательный (авторитарный);

3) безразличное, незаинтересованное взаимодействие.

На характер взаимодействия старших детей с младшими влияет, во-первых, образец взаимодействия взрослого с детьми, а также содержание их совместной деятельности. Деятельность, ориентированная на получение предметного результата, провоцирует у старшего ребенка более «жестокие» модели взаимодействия — ограничительную и запретительную. (Е.Н.Герасимова)

Перед старшими детьми необходимо ставить следующие задачи: развитие эмпатии, понимание возрастных возможностей каждого, умение находить конструктивные решения в трудных ситуациях, понимание воздействия своих слов на окружающих, умение обсуждать и договариваться. От младших требуется активное участие в играх, позволяющих развивать свои возможности. Важно у младших формировать позитивный взгляд на взаимодействие со старшими, чтобы они радовались, когда у них получается то, чего они раньше не умели, и верили, что могут научиться новому, умели переживать неудачи, не отчаиваться, когда их не берут в игру. (Л.А. Парамонова)

Необходимо создавать условия, способствующие формированию у воспитанников разновозрастных групп элементарных организаторских умений в процессе совместной игры по правилам. Использование настольно-печатных игр с правилами обусловлено тем, что они содержат готовые предписания, правила и наглядны благодаря игровому материалу. Важным условием является включение в игру со старшими младших детей, так как при таком разновозрастном объединении старшие вынуждено попадают в позицию организаторов. Наблюдение за игрой сверстников и детей разного возраста обнаруживает их существенное различие. Большинство старших детей в игре с младшими объясняет правила до начала игры, неоднократно напоминают их в ходе игры, резко падает число нарушений в отличие от игры детей одного возраста. В результате совместной игры у старших детей появляются организаторские умения: вербальные формы регуляции взаимодействия, возрос контроль, появилась сопричастность к игре другого в форме поддержки, помощи и т.д. (Н.Я. Михайленко, Н.Я. Кустова).

В условиях разновозрастной группы необходимо создавать условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста. Необходимо использовать способы выстраивания совместной деятельности, логика которой порождала бы потребность детей взаимодействовать. (Т.Н. Доронова, В.Г. Щур, Якобсон С.Г.)

При реализации Программы необходимо принимать во внимание особенности взаимодействия воспитателя с детьми в разновозрастных группах.

Во-первых, воспитатели, как правило, недооценивают возможности младших детей, вследствие чего излишне вмешиваются в их активность, опекая, лишая их собственной инициативности, интереса.
Другая особенность взаимодействия воспитателя с детьми в условиях разновозрастной группы отражает воздействие на детей речевых обращений взрослых. Дети копируют речевые обороты, обращения воспитателей, используя их при общении друг с другом. В связи с этим воспитателям необходимо обеспечивать поощрение усилий младших детей, поддержку стремления старших к сотрудничеству с младшими с помощью осознанного выстраивания собственной речи, задавания для детей образцов выхода из конфликтных ситуаций. В разновозрастной группе необходимо предлагать формы взаимодействия, доступные для участия всех детей, а также использовать оборудование, материалы, позволяющие участвовать детям без возрастных ограничений. Важно стимулировать сотрудничество детей в разных видах деятельности.

В результате целенаправленных усилий по созданию такого микроклимата в группе, когда особое внимание обращается на возрастные характеристики поведения и взаимопомощь, младшие и старшие действительно начинают учиться друг у друга. (Н.В.Бутенко)

Регулярные игры старших детей с младшими по возрасту способствуют включению изолированных детей в общую деятельность группы. Однако, при обращении особого внимания на такого ребенка он может совсем отказаться от контактов с детьми. В связи с этим, воспитателю необходимо проводить регулярное наблюдение всех контактов детей, выявляя аутсайдеров (детей, находящиеся в стороне от основных событий), которые боятся незнакомых ситуаций, рассчитывают на чужую инициативу, страшатся зависимости от других, отвергают дружбу, чувствуют себя беспомощными и т.д. (Н.В.Бутенко)

Читать еще:  Поделка из картона мышка. Как сделать мышку из бумаги - поделка своими руками. Поделка "мышка" из фетра или вискозы

Дети разного возраста гораздо чаще контактируют друг с другом в отсутствие взрослого. Это связывают, прежде всего, с большой регламентацией активности детей со стороны воспитателей. Воспитатели склоны ставить перед каждым ребенком задачу в соответствии с его возрастом либо давать задание всей группе, кроме того, строгий распорядок дня мешает открытым контактам детей. Сами дети более охотно организуются в малые группы по сходству интересов, взаимной симпатии и по другим причинам. Для лучшего понимания свободных контактов между старшими и младшими детьми взрослым необходимо больше наблюдать за тем, что формируется в группе без их регламентирующего участия и более гибко реагировать на происходящее, быть готовым изменить ход работы, чтобы предоставлять детям разные возможности для взаимодействия и общения. (Н.В.Бутенко)

Разновозрастная группа представляет собой социально-психологическую среду развития ребенка-дошкольника, характеризующуюся сосуществованием различных систем социального взаимодействия, в которое одновременно включен ребенок: «ребенок-взрослый», «ребенок — сверстник», «ребенок — младший ребенок», «ребенок — старший ребенок», этим определяется специфика образовательного процесса в ней. Эффект развития детей в разновозрастной группе обеспечивается освоением реальной ролевой позиции в процессе межвозрастных взаимодействий, а уровень освоения реальной ролевой позиции служит важнейшим интегрированным показателем социального развития дошкольника.

При реализации ООП ДО в условиях разновозрастной группы педагогам необходимо особым образом организовывать образовательную деятельность с детьми смежных возрастов.

Так, на занятиях по изобразительной деятельности (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие») существует несколько возможных вариантов организации деятельности детей в разновозрастной группе.
1. Возможна работа детей разного возраста в паре. Причем каждый ребенок выполняет отдельную работу, доступную ему по технике выполнения, а затем составляется общая композиция (например, старший ребенок лепит собачку, а младший сосиску для собачки; cтарший ребенок рисует дерево, а младший дорисовывает листья).
2. Дети младшего возраста могут подключаться к занятию в середине занятия и заканчивать работу со всеми вместе или в начале занятия, но раньше заканчивать свою деятельность, а могут подключаться лишь на вторую часть занятия. В случае участия младших детей во второй части занятия задания продумываются так, что малыши лепят для поделок старших детей отдельные конструктивные элементы, доступные им по технике (шары, жгутики, цилиндры), а старшие дети используют их для своих лепных изделий. В аппликации: малыши вырезают для поделок старших детей отдельные аппликативные элементы, доступные им по технике (полосы) или нарывают кусочки для обрывной аппликации, а старшие дети используют их для своих аппликативных работ. Возможен вариант, когда старшие дети вырезают элементы, а младшие наклеивают их.
3. Возможна организация занятий по изобразительной деятельности по подгруппам, формируемым по возрастам.

При наличии в группе детей двух смежных возрастов за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна — первыми встают на 15 минут раньше старшие дети).

Важно всегда соблюдать правило — режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна). Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

При изменении возрастного состава детей режим обновляется.

Организация совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе
статья по теме

способы реализации образовательно-воспитательных задач, предусмотренных для разновозрастных групп дошкольников

Скачать:

Предварительный просмотр:

Организация совместной образовательной деятельности

в разновозрастной группе

Мне бы хотелось остановиться на особенностях организации совместной образовательной деятельности в разновозрастной группе детей.

Обучение – процесс двусторонний и включает в себя активную обучающую деятельность педагога и учебную деятельность детей, усвоение ими того, что предлагает педагог. Поэтому, в ходе занятий очень важно правильно организовать дидактический процесс, заботиться о развивающем характере обучения, об активном усвоении знаний детьми, о предоставлении им возможности проявлять творчество, умение использовать свой опыт и разные способы решения поставленных задач. Правильно организованное обучение, решение детьми доступных умственных задач в разных областях действительности, развитие у них умственной активности обеспечивает не только усвоение программных знаний, но и имеет значительный воспитательный эффект. У детей воспитывается дисциплинированность, организованность умственной работы и всего поведения, устойчивость интересов, целенаправленность действий.

В силу неоднородного состава детей дидактический процесс в разновозрастных группах организуется в значительной степени по-иному.

В чем это своеобразие, на что надо обратить особое внимание воспитателю разновозрастной группы при организации занятий?

Разновозрастной состав детей в группе обязывает педагога знать программные требования для всех групп детского сада, подразделять детей для занятия на подгруппы, подбирать для каждой подгруппы содержание обучения, соответствующее уровню развития детей.

В определении программного содержания занятий в смешанной группе надо исходить из реального учета того, что дети каждой возрастной подгруппы на сегодня знают, умеют и, наоборот, чего не знают. Может быть так, что эти знания не всегда согласуются с программой. Опыт показывает, что в условиях смешанной группы младшие дети развиваются лучше, быстрее, иногда обгоняют требования программы. Зато в развитии старших наблюдаются отставания. Во всех случаях надо отталкиваться от опыта, знаний детей и стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия содержал что – либо новое и вместе с тем был доступен и интересен детям соответствующего возраста.

Осуществление образовательно–воспитательных задач, предусмотренных для разных возрастных групп, в условиях смешанной группы организуется главным образом в форме трёх типов занятий:

  1. Общее занятие для всех подгрупп по одному разделу программы, но с разным программным содержанием для каждой подгруппы (однотемные)
  2. Общее занятие для всех подгрупп по разным разделам (комбинированные)
  3. Занятие с одной возрастной подгруппой

Наиболее распространены в практике занятия первого типа — однотемные . Они проводятся по всем разделам программы.

Рассмотрим несколько примеров, показывающих пути распределения программного материала для возрастных подгрупп.

1. Рассказывание по картинке.

Младшим — узнать, назвать знакомые предметы, отвечать на вопросы: кто это? что это? (иногда: какой? что делает?).

Средним — рассказать о виденном на картине, описать предметы, пересказать по вопросам содержание картины.

Старшим — последовательно рассказать об изображенном на картине без помощи воспитателя.

Младшим — уметь проводить прямые линии в одном направлении (дорожки, ленточки, дождик).

Средним — уметь проводить прямые линии вертикально и горизонтально (клетка, платочек, скатерть).

Старшим — закрепить умение проводить прямые линии, правильно размещать части предмета, соблюдать пропорции (дом).

Педагогу легче подготовиться к однотемному занятию: дифференцировать для каждого возраста программное содержание, задачи воспитания и обучения, подобрать необходимые дидактические пособия.

Такие занятия дают воспитателю возможность рационально использовать время, экономя его на объяснении задания и способов выполнения.

Такая организация занятия помогает воспитателю осуществлять полноценную индивидуальную работу с детьми. Например, если старший ребёнок слабо владеет навыками рисования, лепки, следует в течение некоторого времени разрешать ему выполнять те задания, которые запланированы для младших детей. И наоборот, если младший ребёнок проявляет особые способности в той или иной деятельности, ему целесообразнее заниматься по программе старшей подгруппы.

Однотемные занятия позволяют воспитателю в работе с младшей подгруппой использовать опыт старших дошкольников. Например, на занятиях по рисованию в процессе объяснения материала, ново го для детей младшей подгруппы, старшие дети привлекаются к показу способов изображения. На занятиях по воспитанию звуковой культуры речи старшие дети проверяют, как их младшие товарищи выполнили задание на определение наличия звука в словах — названиях предметов. Система обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию, элементарным математическим представлениям, физической культуре на однотемных занятиях рассчитана на повторяемость одних и тех же занятий из года в год. Интерес к учебной деятельности поддерживается у детей тем, что каждый год ребенок выполняет новое задание. Например, по теме «Снеговик» дети в четыре года рисуют зайцев — друзей Снеговика. На следующий год эти же дошкольники рисуют медведей: зайцы пригласили их к Снеговику в гости. В шесть лет дети изображают уже самого Снеговика, окруженного зайцами и медведями.

Читать еще:  Как убрать секущиеся кончики волос? Лечение и отзывы. Как вылечить секущиеся волосы в домашних условиях

Или: на физкультурном занятии четырехлетние дети отрабатывают навыки ходьбы на носках и между рейками, положенными на пол. На следующий год они учатся ходьбе в колонне, перестроению в 3 колонны; и на следующем возрастном этапе эти умения закрепляются, но особый акцент делается на ходьбе в 3 колонны.

Основным недостатком проведения таких занятий в практике малокомплектных детских садов является неумение многих воспитателей обеспечить одновременную активность всех занимающихся детей. Проводя общее занятие, воспитатели чаще всего устанавливают своеобразную очередность активных действий разных подгрупп: «Сейчас мне ответят младшие. » (следует целая серия вопросов, проходит 5—7 минут), «Теперь я спрошу средних. » и т. д. В таких случаях детям среднего и старшего возраста приходится быть пассивными слушателями, они утомляются, ожидая своей очереди, начинают шалить. Да и времени для занятия со старшими остается мало.

Необходимо умело руководить детьми на занятии, обеспечивать активность каждого ребенка. Свои указания, вопросы нужно обращать ко всем детям, требовать внимания всех детей, привлекать старших к помощи и уточнению ответов младших. На протяжении занятия воспитатель должен вызывать и младших и старших детей, но задавать им вопросы различной сложности в соответствии с программными требованиями для детей соответствующего возраста. Например, рассматривая с детьми картину, воспитатель спрашивает у младшего ребенка: «Кто нарисован на картине?» (Девочка.) «Как она одета?»; у старшего: Как ты думаешь, почему она так одета?» И т. д.

Еще один пример умения задавать вопросы разной степени трудности об одном объекте. Дети рассматривают фрукты, овощи. Педагог на вопрос «Что это?», обращенный ко всей группе, просит ответить 3-летнего ребенка. (Помидор.) О форме и цвете помидора отвечают 4—5-летние дети на вопросы: «Всегда ли помидор бывает красным? Какой помидор бывает красным?» (Спелый.) Действуя таким образом, педагог поддерживает активность всех детей, дифференцирует степень умственной нагрузки в соответствии с их возрастом. В ответах маленьких детей он опирается на конкретные знания, восприятие предмета, при ответах старших требует понимание закономерности между окраской и степенью зрелости овоща, что очень важно для умственного развития детей.

Очень эффективно на однотемных занятиях сотрудничество младших и старших дошкольников. Например, дети среднего и старшего дошкольного возраста объединяются в пары для прокатывания друг другу большого мяча. Старший ребенок не только контролирует действия младшего, но и подсказывает, как правильно оттолкнуть от себя мяч. Младший старательно учится, поскольку выигрыш одинаково важен для обоих. Воспитатель вслух оценивает, какая пара работает быстрее и результативнее. Своеобразный характер носит сотрудничество разных по возрасту детей на занятиях по изобразительной деятельности. Ряд занятий построен так, что общий результат может быть достигнут только усилиями всех (или нескольких) детей. Например, каждый ребенок рисует веточку с листьями, затем все веточки компонуются на полотне и получается сказочное дерево. В некоторых случаях предусматривается композиционное объединение готовых работ двух сидящих рядом детей, которые заранее договариваются, кто что будет рисовать (например, старший ребенок — курочку Рябу, младший — золотое яичко). Педагог оценивает сюжет в целом.

Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал.

Воспитатель смешанной группы не может ограничиться проведением только занятий рассмотренного типа. Несовпадение по подгруппам количества занятий в течение дня, их видов по определенным разделам программы, а также поиск лучших условий для обучения новому делают необходимыми так называемые комбинированные занятия , когда одновременно дети занимаются разными видами деятельности: одни считают, другие делают аппликацию (следует иметь в виду, что такие занятия можно проводить лишь с двумя подгруппами).

В подборе удобного сочетания работы для подгрупп надо учитывать характер деятельности детей. Комбинированные занятия можно проводить в тех случаях, если деятельность детей одной подгруппы не будет отвлекать внимания других. Нельзя, например, с одной подгруппой заниматься пением, а двум другим в это время дать рисование или сочетать занятие по родному языку с занятием гимнастикой.

Планируя занятия этого типа, следует учитывать и характер деятельности воспитателя. Он не может одновременно вести два занятия, если в том и другом случае от начала до конца требуется его непосредственное участие. Нельзя, например, проводить беседу с одной подгруппой, гимнастику с другой. И, наоборот, правильно сочетаются задачи в таком построении занятия: младшие дети разучивают стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?, старшие лепят по собственному замыслу.

Здесь учитывается то, что старшие дети уже владеют навыками лепки, умеют правильно использовать пластилин, осуществлять свой замысел и не будут отвлекаться. Стихотворение они уже знают наизусть.

Характерной особенностью комбинированных занятий, в отличие от однотемных занятий, является поочерёдность работы воспитателя с подгруппами. Обычно преимущественное внимание уделяют одной подгруппе, в занятии с другой подгруппой – опираются на самостоятельную деятельность, на использование полученных знаний и умений.

Во время занятий описанных видов воспитатель должен тщательно продумывать организацию детей. В соответствии с программой продолжительность занятий в каждой возрастной группе разная. Следовательно, младшие дети или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них.

Педагог должен заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8—12 мин, практически не общаясь друг с другом или делая это лишь в крайних случаях, шепотом.

Если есть возможность, следует вывести детей в спальню или изолированную раздевальную комнату, где они будут играть под присмотром помощника воспитателя. Следует подбирать игрушки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении, но не создающие излишнего шума, например настольно-печатные игры спортивного характера: «Футбол», «Баскетбол» и др., а также игры типа «Подлезь под ворота», «Проведи поезд».

Перед началом занятия необходимо продумать, исходя из его темы, условий проведения, вида деятельности, как удобнее разместить детей. В поле зрения педагога должна находиться каждая возрастная подгруппа. Это облегчит дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу с ними.

Педагогу разновозрастной группы важно научиться владеть не только словом, интонацией, но и жестом, мимикой. Например, жестом можно разрешить приступить к выполнению задания или попросить ребенка помолчать, не подсказывать товарищу, с помощью мимики -выразить свое одобрение или огорчение по поводу правильного или неудачного ответа и т. д.

На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, развитию речи необходимо использовать любой благоприятный момент, позволяющий детям сменить позу (пригласить ребенка к доске, попросить что-нибудь принести и т. п.); там, где можно, вводить разнообразные физкультурные минутки.

В разновозрастной группе успех многих занятий зависит от наличия раздаточного дидактического материала. Например, для занятий по формированию элементарных математических представлений нужны раздаточные карточки, наборы геометрических фигур, комплекты предметов, одинаковых по названию, но разных по цвету или величине. Хотя эти пособия необходимы на занятиях в дошкольном учреждении любого типа, в малокомплектном детском саду их роль особенно велика: наглядный материал поддерживает внимание и работоспособность, а главное — позволяет педагогу в любой момент занятия дать той или иной подгруппе задание для самостоятельного выполнения.

Занятия третьего типа – обучение одной возрастной подгруппы – проводятся по обычной традиционной методике, в соответствии с программным содержанием и возрастом занимающихся.

Опыт показывает, что использование в процессе обучения занятий всех трёх типов позволяет воспитателю разновозрастной группы успешно выполнять программные требования по отношению ко всем детям группы. Если занятия с детьми разного возраста проводятся правильно, они воспитывают у детей навыки поведения, расширяют кругозор, формируют навыки учебной деятельности.

  1. Байбородова Л.В. « Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся»-М., Академия развития, 2007
  2. О.Л.Князева. Учебно-методическое пособие по реализации программы «Сообщество» в российских детских садах. М., 1999

3. Батуриной Е.В. автореферат «Особенности игры дошкольников в разных образовательных

4. Загвоздкин В. В созвучии с природой ребёнка. – С-Пб, Деметра, Просвещение, 2005.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/prezentacija-na-temu-raznovozrastnoe-obschenie-v-detskom-sadu.html
http://ped-kopilka.ru/blogs/blog61465/konsultacija-dlja-pedagogov-specifika-organizaci-obrazovatelnogo-procesa-v-raznovozrastnoi-grupe.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/09/27/organizatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-v-raznovozrastnoy-gruppe

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector