0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Памятки, советы, рекомендации. Психология девочек и психология мальчиков. О различиях между мальчиками и девочками

Психологические особенности мальчиков и девочек

Зачем природе мужское и женское

А действительно, зачем? Ведь когда-то у растений и простейших животных не было этого: «он» и «она». Но на определенном этапе эволюции вдруг оказалось, что деление живых существ одного и того же вида на мужские и женские организмы очень выгодно. Почему?

Ответ на этот вопрос предложил в своей теории асинхронной эволюции полов доктор биологических наук, генетик В.А. Геодакян​. Он исходил из положения о том, что в эволюции всегда борются две противоположные тенденции. Первая — это необходимость сохранить то, что уже создано, закрепить те признаки, которые выгодны, передать их по наследству, сделать потомков как можно более похожими на родителей. И вторая — это необходимость прогресса, дальнейшего поиска и изменения, разнообразия потомков, среди которых когда-то появится именно тот, кто придаст эволюции новое выгодное направление и обеспечит приспособление к новым условиям, позволит расширить среду обитания. Итак, борьба консервативного и прогрессивного, устойчивого и изменяемого, старого, надежного и нового, неизведанного, рискованного.

Эти две тенденции воплощаются и в делении живых существ на мужские и женские особи, что дает ощутимую выгоду в реализации обеих тенденций. При этом женский пол сохраняет в своей генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, и цель его — по возможности не допустить их изменений, а мужской пол, напротив, легко теряет старое и приобретает новое: что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем или уже в настоящем, особенно в момент возникновения каких-то экстремальных условий. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, а мужской — на прогресс.

Поэтому природа «бережет» женский пол, а мужской ей не так «жалко». На особях мужского пола отрабатываются все «новинки» эволюции. Разброс врожденных признаков у мужского пола значительно больше. Женщины как бы более одинаковы. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций (генетических отклонений). Так, по некоторым данным, на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика. Отклонения в цветовом зрении тоже чаще встречаются у мужчин. Среди детей с косоглазием, а также с заиканием, дислексией, алалией и другими речевыми дефектами, с задержкой психического развития и т.д. значительно больше мальчиков. Логопедические группы детских садов и другие группы для детей с отклонениями в развитии большей частью состоят из мальчиков.

Видео от Яны Счастье: «Женщины, мужчины, дети» – интервью с профессором психологии Н.И. Козловым​​​​​​​

Итак, мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины. Но каждое живое существо на протяжении своей жизни подвергается влиянию той внешней среды, тех условий, в которых оно находится, и под их воздействием тоже в какой-то мере изменяется. Например, вес животного зависит не только от врожденных свойств конституции, но и от питания, наличия стрессов, необходимости вести подвижный или малоподвижный образ жизни. Набор признаков организма, сформировавшихся с учетом влияния внешней среды, называется фенотипом.

Оказалось, что здесь тоже кроются существенные различия между мужским и женским. Так, наблюдая за парами однояйцевых близнецов (их генотип одинаков), заметили, что даже в случае, когда близнецы с детства были разлучены и жили в разных условиях, в мужских парах сходство было значительно выше, чем в женских. Наоборот, если близнецы были разнояйцевыми (генотипы у них разные, а влияния среды почти одни и те же), то большее сходство наблюдается в женских парах. Почему? Оказывается, природа дала женским особям более широкую возможность меняться под влиянием внешних условий. Поэтому даже при одном генотипе женщина может, например, худеть или полнеть в более широких пределах, поэтому и девочки-однояйцевые близнецы (один генотип) при разных условиях жизни могут различаться довольно заметно (разный фенотип), а при одних и тех же условиях даже разнояйцевые близнецы (разный генотип) могут стать во многом похожими (близкие фенотипы). У мальчиков внешнее сходство определяется именно врожденными свойствами и значительно меньше — влиянием внешней среды.

Таким образом, при резком изменении условий жизни, к которым генотипически данный вид животных не приспособлен, особи женского пола могут приспособиться за счет фенотипической изменчивости, сохраняя весь набор наследственной информации — генотипов. Например, при резком похолодании даже у особей, «не склонных к полноте», может значительно увеличиться слой подкожного жира. То есть женские особи могут уйти из зоны дискомфорта или даже гибели в зону сравнительного комфорта и выживания (они лучше приспособились к холоду, им стало тепло, хотя они и продолжают жить в тех же условиях холода). А особи мужского пола с таким же генотипом не могут так быстро и сильно измениться (уйти от холода изменением фенотипа). Им остается только погибнуть.

При всех изменениях среды, в том числе и социальных, больше страдают самцы. Но у них все же есть выход: отыскать другое место обитания, где было бы теплее, или изобрести шубу. Женскому полу так напрягаться ни к чему, они и так уже приспособились.

Читать еще:  Грудное, или естественное, вскармливание. Естественное вскармливание ребенка: значение, техника и правила

Вот этими-то различиями и определяется высокая предрасположенность особей мужского пола к поисковому поведению. Это для них жизненно важно, это тот выход, который дала им природа. И мозг у них крупнее, более продвинут в развитии, но как расплата — и менее надежен, более раним. Поисковым поведением определяется и тяга самцов (в том числе мужчин) к освоению новых пространств, их большая сообразительность в сложных ситуациях, склонность к поиску нетрадиционных новых решений, к рискованным предприятиям.

Все эволюционно-прогрессивные признаки больше выражены у мужского пола. Если мы, вслед за В.А. Геодакяном, проследим динамику продолжительности разных периодов жизни у животных (например, приматов), расположенных ниже или выше на эволюционной лестнице, то заметим, что период детства увеличивается у высших форм животных. Так, у лемуров он составляет всего 2-3 года, у обезьян старого света — 7 лет, у человекообразных обезьян — 8-12 лет, а у человека — около 20 лет. То есть удлинение периода детства — прогрессивный признак, и он больше выражен у мужских особей: у мальчиков детство длится дольше, чем у девочек.

Девочки и рождаются более зрелыми на 3-4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Тогда в начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Вот мы и добрались в этом разговоре об истоках различий между мужским и женским полом до таких выводов, которые уже важны для воспитателей, родителей, учителей.

Итак, мы знаем, что мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить, на 4-6 месяцев позже начинают говорить, при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек. Выкидыши у женщин бывают чаще, если они вынашивают мальчиков. По разным данным, на 100 зачатий девочек приходится 120-180 зачатий мальчиков. Часто гибель будущего мальчика происходит раньше, чем женщина узнает, что она беременна. Статистика показывает, что среди детей 7-15 лет травмы у мальчиков случаются почти в 2 раза чаще, чем у девочек. Трудновоспитуемые дети тоже чаще мальчики. Мальчиков, даже совсем маленьких, чаще ругают, реже берут на руки. По отношению к ним речь взрослых чаще содержит лишь прямые указания (отойди, принеси, дай, сделай, перестань. ), а в разговоре даже с годовалыми девочками старшие чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустный, веселый. ).

Физиологическая сторона восприятия тоже несколько различается у мальчиков и девочек. Показано, что до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. В первых-вторых классах у девочек выше кожная чувствительность, т.е. их больше раздражает телесный дискомфорт и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» — кукол, тряпочки — и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Это не может не сказаться на особенностях развития зрительной системы.

Кроме того, показано, что мальчикам, в отличие от девочек, для их полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф. Если попросить детей нарисовать план окрестностей своего дома, то мальчики в рисунках отражают большее пространство, умещают большую площадь, больше улиц, дворов, домов. А умеем ли мы использовать или хотя бы понимать и учитывать эти различия при воспитании детей разного пола?

Воспитываем мальчика, воспитываем девочку

Давайте зададимся вопросом: если у мальчиков так много разных отклонений, если среди них много двоечников и трудновоспитуемых, то почему почти все выдающиеся ученые, художники, писатели, врачи, композиторы, конструкторы — мужчины? И почему многие великие люди плохо учились в школе? Наверное, среди двоечников-мальчишек много тех, кто так и не сможет реализовать то, что подарила им природа. Почему? См. →

Девочки-мальчики и их взаимодействие.

Василий решил, повинуясь судьбе,

Жениться на Вере из 1 «Б».

Он ластик и ленточку ей подарил

И замуж идти ее уговорил.

Но мама, и папа, и наша собака

Решительно против этого брака!

Поскольку женитьба — вопрос не простой,

Походит Василий пока холостой! (Роман Сеф).

Итак, в этой статье я хотела бы затронуть тему взаимодействия мальчиков и девочек в разных периодах детства.

Младечество, ранний возраст ( от рождения до 3 лет).

Мама-папа счастливы! Ура! В их семье появился долгожданный малыш. Этот малыш — настолько малыш, что не только он сам, но и окружающие взрослые кроме как по цвету ленточки (или если подсмотрят подгузник)не поймут, кто это — мальчик или девочка.

И только к концу раннего возраста ( к 3 годам) ребенок усваивает свою половую принадлежность, но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова «мальчик» и «девочка». Например, в 3 года на вопрос «Кто ты?» девочка ответит, что она девочка. Но рассуждения о том, почему она так решила,ограничатся фразами «Потому что я ношу платья, играю в куклы» и т.п. То есть знания очень поверхностны, они основаны не на видении ребенком ситуации, а на том, что ему по тому поводу сказали взрослые.

Читать еще:  Если чешется левая или правая грудь: приметы. Почему чешутся соски: причины, устранение зуда, когда обращаться к врачу

Дошкольное детство (от 3 до 7лет).

Вот тут становится интереснее! В младшем и среднем дошкольном возрасте ребенок обнарживает внешние различия мужчин и женщин в одежде, манере поведения.

Все свои наблюдения ребенок переносит в игру.

Поэтому в этом возрасте мы можем наблюдать как мальчики берут на себя роли мужей, пап, водителей, строителей. Девочки же предпочитают становится на время игр мамами, женами, учителями.

Кроме того появляются чисто мужские или чисто женские игрушки.

В этом возрасте дети часто «влюбляются» и «собираются пожениться». Так дочка часто рассказывает маме вечером после сада настоящую «Санта-Барбару» их взаимоотношений в группе: «Петя в меня влюбился,но я не хочу с ним играть, он дерется. Мне нравится Саша, он всегда делится со мной игрушками!»

Мам такое поведение детей умиляет, забавляет, но где-то может настораживать: «А не слишком ли рано мой ребенок о высоких чувствах рассуждает?!».

На самом деле не рано, самое то. Нужно понимать, что в этом возрасте все чувства ребенка по отношению к противоположному полу во-первых, ситуативны, во-вторых, носят характер игры.

Сюжетно-ролевая игра — ведущая,или основная деятельность этом возрасте. Ее задача — научить ребенка взаимоотношениям между людьми. Ребенок отыгрывает то, что видит, то, что его заинересовало. Увидел, как папа приобнял и поцеловал маму, вернувшись с работы, его эта ситуация заинтересовала — он воспроизвел ее в игре.

В дошкольном возрасте дети начинают объединяться в группы по признакам пола. Но группы эти — лишь на период игры. Да и в игре они очень расплывчаты. В начале игры все роли классифицируются как роли для мальчиков и для девочек. Но постоянно помнить о своей роли в соответствии с полом ребенок еще не может. Дети, зачастую, увлекшись игрой, продолжают играть как сверстники, а не как мальчики-девочки. А потом расхлебывают свои «заигрался» перед воспитателями. Особенно мальчишки. Ведь забывают, что перед ними — девочки, начинают играть как с мальчиками, а с мальчиками главное — соперничество, победа любой ценой — хоть в глаз кулаком, хоть толкнуть.

А девочки реагируют так, как свойственно чисто их женской природе — пытаются договориться, социальные контакты, взаимоотношения для них — в приоритете. Им бывают непонятны мальчишеские замашки и выходки.

Но в целом и общем можно сказать, что в этом возрасте дети между собой дружат и пытаются совместно через игру познавать сложный мир взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет).

Противостояние — вот девиз взаимоотношений полов в этом возрасте.

Одна из особенностей поведения мальчиков и девочек младшего школьного возраста — образование однородных по полу групп — гомогенизация. Дети разбиваются на два противополжных лагеря — мальчиков и девочек- со своими правилами и ритуалами поведения.

В этом возрасте их взаимоотношения становятся глубже, переходят на качественно другой уровень.

Поэтому мальчики «не играют в девчачьи игры», а девочки «терпеть не могут мальчишек».

Нет-нет, безусловно, и поболтатать друг с другом, и из школы до дома вместе добежать — с удовольствием. Но это ситуативно, здесь и сейчас, в основной же массе проведенного совместного времени в школе или во дворе мальчишки играют с мальчишками, девчонки — с девчонками.

Происходит это потому что мотив совместных игр не только не изменился, но, напротив, расцвел: мальчики чаще в своих играх пытаются доказать свое «Я», это игры на соперничество. Девочкам интересно человеческое общение, они направлены на познание тонкостей взаимодействия.

И эти детские потребности в игре четко оправданы их социальными ролями в будущем: мужчины — добытчики, женщины — хранительницы очага.

Детки учатся своим ролям, а это зачастую приводит к конфликтам. Ведь когда эти две группы оказываются вместе, происходит столкновение интересов. Мальчики пытаются доказать свое превосходство, зачастую не воспринимая того, что перед ними девочки. Неудивительно, что мальчиковые игры девочкам кажутся «дурацкими» и непонятными. При этом девочки ориентируются на общение, им важно общение с учительницей, с подружками. Важно как общение само по себе. Мальчики в свою очередь не принимают такую девичью позицию, считают игры девочек недостойными их внимания.

Кстати, часто именно в этом возрасте мальчишки начинают подтрунивать над девочками ( дернуть за косичку, выкинуть портфель и т.п). Мальчик так пытается привлечь внимание понравившейся девочки. Ему же завоевать ее надо, победить! Но она его стремлений не понимает, поэтому его «шутки» обижают ее, вызывают злость.

В этом же возрасте появляются дразнилки типа «Тили-тили тесто жених и невеста». Или же стоит мальчику с девочкой несколько раз пройтись домой вместе, одноклассники не оставят это безнаказаным. Бросать фразы типа «Петя любит Машу» начнут незамедлительно.

Родители, учителя могут тревожиться по этому поводу и стремиться к дисциплине, пытаются примирить два лагеря. Но не стоит грубо вмешиваться в отношения между полами, так как они могу помешать полному и закономерному развитию отношений между полами.

Подростковый возраст.

Этап «первой влюбленности».

Итак, противостояние закончилось. Гормоны берут свое. Подросток начинает обращать серьезное внимание на противополжный пол. Но опыта нет. Он пока учится, пробует себя на любовном фронте.

Давайте разберемся как это происходит.

Ребенок начинает взрослеть. Из гадкого утенка (в нашем случае прыщавого подростка) за какие-то 3-5 лет ему предстоит превратиться в прекрасного лебедя (в нашем случае, уверенного в себе молодого человека).

Читать еще:  Как пережить расставание с парнем без проблем. Как пережить расставание с любимым? Советы врача-психотерапевта

Возникает стремление нравиться, происходит качественная идентификация «Я как мужчина», «Я как женщина». На первый план выходит осознание личной привлекательности/неривлекательности. Это имеет первостепенное значение глазах сверстников.

Взаимоотношения между полами, как и все остальное в подростковом возрасте, имеет скачкообразный характер.

Надо заметить, что первые чувства не отличаются постоянством. Подростковый максимализм захватыае и эту сферу жизни. Чем ярче, драматичнее происходят события — тем интереснее подростку их проживать, ведь такая драматичность дает огромный опыт. Опыт выстраивания отношений с противоположным полом.

Родители, как правило, оказываются не готовы к такой взрослости своего чада. «Как? Уже? Когда успел вырасти?» — читаешь в их глазах.

И тут очень важно родителям принять эту данность. А когда приняли, то поговорить с ребенком. От сердца поговорить. Не читая нотации о предохранении, о том,что этот мальчик плохой, а девочка супер самоуверенная.

Нет, разговаривать,безусловно, нужно об отношениях мужчин и женщинах, о сексе, конце концов, нужно. Но так, как разоваривают с самым дорогим человеком. Желая добра и показывая, что чувства ребенка ценны!

Иначе своим стремлением научить, показать, кто главный можно разрушить тот мостик, который связывал Вас с ребенком в предыдущие годы. Оно Вам надо?

Нужно помнить, что из каждого возраста ребенок должен вынести что-то полезное.

Вот так вот от количества к качеству идет развитие отношений между полами детском возрасте.

Каждый этап важен и необходим, кроме того, всему свое время. Дети без нас, родителей, чувствуют, что им необходимо на каждом ворастном этапе. Наша задача — не вмешиваться в их отношения,когда они не просят нас об этом. Но наблюдать! И помогать, когда это необходимо.

Девочки и мальчики: психологические отличия

АНАСТАСИЯ МУРАТОВА
Девочки и мальчики: психологические отличия

ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ

Психологи доказали, что к 2 годам ребенок начинает понимать, кто он — девочка или мальчик, а с 4 до 7 лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики — мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка.

Девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома — мама или бабушка, а в детском саду — женщины-воспитатели.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть:

ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными.

Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

Девочки быстрее мальчиков продвигаются к своему взрослому статусу как по морфологическим параметрам, так и по физиологическим функциям.

Существуют различия в функционировании гормональной системы, темпах моторного развития — мальчики на 2-3 месяца позже начинают ходить и на 4-6 месяцев — разговаривать, различия в проявлении свойств нервной системы, а так же в строении мозга, у мужчин сильнее выражена асимметрия полушарий.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Каковы же отличия девочек и мальчиков?

Девочки более послушны, более работоспособны, большую часть информации воспринимают на слух.

Мальчики больше хотят отличиться, более изобретательны, большую часть информации воспринимают с помощью зрения.

Для мальчика важны наглядные примеры. Пытаясь научить его чему-либо, нужно непременно показывать, как и что следует делать.

Для девочки достаточно просто объяснить, предоставив ей возможность сделать работу самостоятельно, так, как ей это хочется.

Помните, что устают мальчики интеллектуально, а девочки эмоционально.

Правильный подход к воспитанию мальчиков и девочек станет залогом успеха в работе.

Педагог-психолог: Муратова Анастасия Михайловна

Консультация «Такие разные мальчики и девочки» Совсем скоро начнётся новый учебный год. Родители детей подготовительной группы волнуются, как правильно подготовить к школе своих чад.

Дидактическая игра «Озорные девочки и мальчики» Название: «Озорные девочки и мальчики». Возраст: 4-7 лет. Количество игроков — 2-4 человека. Цель: формировать представления детей о гендерных.

Игра-развлечение «А ну-ка девочки, а ну-ка мальчики» ИГРА-РАЗВЛЕЧЕНИЕ «А НУ-КА ДЕВОЧКИ, А НУ-КА МАЛЬЧИКИ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ. Программное содержание. Учить детей принимать участие.

Конспект ООД «Девочки и мальчики» Цель: Закреплять знания детей об отличительных особенностях мальчиков и девочек (внешний вид, поведение,голос). Развивать связную речь, расширять.

Конспект занятия на тему: «Мы — мальчики, мы — девочки» Цель: Формировать гендерную идентичность у детей Задачи: учить детей различать мальчиков и девочек по внешности (как среди детей, так.

Консультация для родителей «Мальчики и девочки. Их особенности» Психологические особенности мальчиков: 1. Подвержены травматизму 2. Болеют чаще, чем девочки 3. Недостаточно развита мелкая моторика 4.

Мальчики и девочки: тонкости воспитания Воспитатель: Лепехина Светлана Анатольевна (высшая квалификационная категория) МАДОУ «ЦРР Д/С №411» Чтобы воспитать гармонично развитой.

Проект «А на ручках пальчики, девочки и мальчики!» Выполнила : воспитатель Катищина И. А. Длительность проекта – 1 год Тип проекта — познавательный Цель проекта-: создание.

Семейная гостиная «Мальчики и девочки» Цель: Формировать доброжелательные отношения между родителями и детьми, основанные на доверии. Задачи: Обобщить представления родителей.

Источники:

http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskie-osobennosti-malchikov-i-devochek
http://www.b17.ru/article/devochki-malchiki/
http://www.maam.ru/detskijsad/devochki-i-malchiki-psihologicheskie-otlichija.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector