Польза игр с пластилином для детей. О каких психологических проблемах вашего малыша может рассказать слепленная фигурка
О каких проблемах может рассказать слепленная фигурка вашего малыша?
Лепка–один из способов самовыражения, доступных для ребенка, и порой с помощью пластилина ребенок «рассказывает» о том, для чего не находит слов: о своих страхах и обидах, глубоких переживаниях и эмоциональных потрясениях. Именно поэтому совместные занятия лепкой так важны для взаимопонимания ребенка и родителей, а фигурки, слепленные ребенком, нужно оценивать не только с точки зрения их аккуратности и привлекательности. Детские рисунки и поделки часто заставляют родителей беспокоиться, но порой дело лишь в некоторой неумелости. Но бывают и случаи, когда действительно стоит обратиться к психологу, – вот о них мы и поговорим. Ребенок не проявляет инициативы, лепит только то, что вы скажете, старается точно повторить слепленные вами фигурки. Возможно, это свидетельствует о том, что малыш боится принимать решения и брать на себя ответственность. Данная черта свойственна детям послушным и «удобным», не умеющим проявлять инициативу, а часто – еще и не отдающим себе отчета в собственных желаниях. Понаблюдайте за малышом: если он действительно затрудняется сказать, чего хочет, предпочитает выполнять распоряжения, боится совершить ошибку – это может быть признаком проблем, и консультация психолога не помешает.
Фигурки, которые лепит ребенок, явно агрессивны: присутствуют разнообразные шипы, делается акцент на зубы и когти, в руки или лапы вкладывается какое-то оружие. Возможно, все дело в том, что ребенок просто лепит героя любимого мультфильма или компьютерной игры (не будем отрицать, что сейчас многие дети играть начинают раньше, чем лепить), но побеседовать об этом все же стоит. Возможно, ребенок чувствует себя незащищенным, пытается обороняться, ощущает давление со стороны окружающих и поэтому постоянно пребывает в напряжении.
Фигурки, которые лепит ребенок, непропорциональны: у них слишком большая или слишком маленькая голова, огромные или, напротив, крошечные глаза и так далее. В принципе любое явное нарушение пропорций, если оно присутствует как повторяющийся мотив во время лепки на свободную тему, это повод для беспокойства. Слишком большие глаза или огромный рот говорят о страхах, которые испытывает ребенок, слишком большие уши – о том, что ребенок очень серьезно обеспокоен мнением окружающих. Слишком маленькие глаза свидетельствуют о внутреннем дискомфорте, нежелании видеть происходящее вокруг, слишком маленькие уши – признак того, что ребенок постоянно пребывает в состоянии самозащиты, носит «броню», крошечный рот заставляет предположить, что малыш скрывает свои эмоции.
Ребенок уделяет очень много внимания украшению фигурок, мелким деталям. Это – признак повышенной озабоченности мнением окружающих, желания хорошо выглядеть в чужих глазах. Конечно, многие взрослые живут с этой проблемой и считают это совершенно нормальным, но нужно помнить, что дети реагируют на все куда острее, критику воспринимают гораздо более болезненно. Поэтому склонность ребенка к чрезмерному декорированию пластилиновых фигурок – признак возможных проблем с самооценкой.
Ребенок ломает слепленные фигурки. Понятно, что пластилиновые фигурки не предназначены для вечного хранения, и то, что они разбираются на «запчасти» и «детали», – совершенно нормально. Но если в том, как ребенок сминает фигурку, чувствуется агрессия, стоит насторожиться. Возможно, таким образом малыш просто выплескивает негативные эмоции; в этом случае нужно выяснить, что стало причиной их появления. А возможно, ребенок символически «уничтожает» своего обидчика (кстати, этот метод используется в арт-терапии) – постарайтесь выяснить, что же происходит с малышом.
Ребенок требует сохранять все слепленные фигурки. Возможно, с их помощью малыш пытается компенсировать какой-то внутренний дефицит – например, общения с ровесниками или вашего внимания.
Лепка для детей младшего дошкольного возраста: игры с пластилином
Работа с пластическими материалами (различными модификациями пластилина, тестом и массой для лепки) приносит малышам массу пользы:
- укрепляет маленькие пальчики и ручки;
- улучшает зрительно-моторную координацию;
- развивает творческий потенциал и воображение.
Но любовь малыша к пластилину не всегда просыпается с первого знакомства. Более того, некоторые детки упорно не желают заниматься лепкой, несмотря на систематические попытки родителей приобщить карапуза к этому виду деятельности. Что ж, если и вы, друзья, столкнулись с такой проблемой, давайте разбираться вместе, как исправить ситуацию и заинтересовать ребёнка пластилиновым творчеством.
Пластилиновый театр
Если малыш не хочет лепить из пластилина, а все ваши замыслы по организации занятия терпят фиаско, смените тактику. Пусть карапуз просто наблюдает, а лепить-творить будете вы.
Податливый пластилин — отличный материал для создания декораций и актёров небольшого настольного театра. Вы можете приготовить часть необходимых пластилиновых фигурок заранее, а остальные лепить при малыше по мере того, как будет разворачиваться разыгрываемый на импровизированной сцене сюжет.
Пластилиновый спектакль по сказке «Колобок»
- В меру своих художественных талантов слепите фигурки зайца, волка, медведя и лисички, сделайте несколько деревьев и грибочков.
- Нарисуйте на плотной бумаге извилистую тропку, расставьте в произвольном порядке деревья и грибы (получился лес), а вдоль тропинки — персонажей сказки по мере их появления.
- Всё прекрасно, но у нас нет главного героя! Вероятно, малыш захочет сделать его самостоятельно — отлично! Покажите, как скатать из пластилина шарик. Что может быть проще! А чтобы колобок стал похож на Колобка, «нарисуйте» ему личико при помощи пластилина или стека для лепки. Можно сделать нашему Колобочку шапочку, приделать ручки и ножки — не бойтесь фантазировать.
- «Какая-то тропа у нас получилась неинтересная. А давай, золотко, мы её украсим. Из чего она будет? Из булыжников, из опавшей листвы? А может быть, сделаем волшебную дорогу из сияющих самоцветов? Смотри-ка, отщипываем от цветного брусочка маленький кусочек и лепим его на нашу дорожку. Ух ты, как красиво получается!»
- «А теперь можно начинать! Давай соберём побольше зрителей и покажем им спектакль. Садись, Зайчик, садись, кукла Маша, сейчас мы будем показывать сказку. Да не обычную, а пластилиновую!»
От театра к сюжетным играм
Если на театральные постановки, требующие определённой подготовки, терпения вашего карапуза пока не хватает, придумывайте истории на ходу. Персонажами для таких авторских пьес могут быть забавные существа: сказочные или инопланетные герои небывалого, причудливого вида.
Деткам постарше можно предложить налепить чудиков, придумать им имена и истории, в которых они будут участвовать. Так ваш пластилиновый театр превратится в сюжетно-ролевую игру, ведь, в отличие от прописанных заранее ролей, ваши герои будут действовать по ситуации.
А ещё из пластилина можно налепить атрибутов для сюжетно-ролевых игр: транспорт, мебель, посуду и даже аппетитные, хотя, конечно же, несъедобные угощения.
СОВЕТ: в пластилиновом театре и сюжетных играх с пластилиновыми героями главное — не реалистичность, а благоприятное пространство для полёта фантазии. Если вы будете кропотливо, но долго ваять свои скульптурные шедевры, ребёнок попросту потеряет интерес к процессу. Поверьте, даже в раннем детстве малыши способны «увидеть» зайчика в пластилиновой колбасе с ушами, «узнать» медведя в коричневом комочке с наспех приделанной головой-шариком. Вы можете частично использовать в качестве персонажей маленькие игрушки (например, из киндер-яиц) или фигурки из картона.
Пластилиновое волшебство
Покажите ребёнку интересный опыт с пластилином.
Осторожно! Вам потребуется использовать очень горячую воду, поэтому позаботьтесь о соблюдении техники безопасности!
- Приготовьте несколько брусков твёрдого пластилина разных цветов. Нарежьте их стеком или нарвите руками на маленькие кусочки. По возможности привлеките к этой работе малыша. Разложите получившиеся заготовки по цветным кучкам.
- Приготовьте крупные одноразовые шприцы по количеству цветов пластилиновых кусочков. Иголки сразу уберите подальше от ребёнка. Они нам не понадобятся, а создавать лишнюю угрозу детской безопасности ни к чему.
- С помощью подручного материала (коктейльной трубочки, палочки для еды, крючка для вязания и т. п.) наполните цилиндры шприцов подготовленным пластилином (в один шприц — один цвет).
- Положите наполненные шприцы в глубокую миску с кипятком. Сделайте это самостоятельно, тщательно контролируя безопасность малыша. Уложите шприцы так, чтобы верхняя часть оставалась над водой (иначе вы рискуете обжечься).
- Подождите несколько минут.
- Поставьте на стол миску с холодной водой. По одному извлекая шприцы из горячей воды, при помощи поршня выдавливайте размягчившийся пластилин в холодную воду и с восторгом наблюдайте, как он превращается в цветные «спагеттины».
Опыт с пластилином — захватывающее зрелище. А ещё это отличная возможность поговорить с ребёнком о различных свойствах объектов окружающего мира. Рассказать ему, что пластилин бывает разного цвета, ему можно придавать разные формы, а ещё он может становиться мягче или твердеть.
«Заселив» миску с холодной водой цветными пластилиновыми нитями, можно придумать интересные игры. Например, представить, что это рыбки, которых надо вылавливать шумовкой, или договориться, что это цветная вермишелька, а малыш готовит угощение для семейного ужина.
Если достать пластилиновые «вермишелины» из воды, разложить их на бумажном полотенце и дать стечь воде, то получившийся материал можно приспособить к созданию интересных поделок.
Развивающие игры с пластилином
«Звериное угощение»
Слепите из пластилина или приготовьте игрушечные фигурки разных домашних и диких животных:
А теперь из пластилина приготовьте «правильные» угощения для ваших гостей. Зайчику — морковку, коту — рыбку, собаке — сахарную косточку, червячка или зёрнышки цыпленку, а барашка покормите травкой. В зависимости от возраста и навыков ребёнка малыш может лепить угощения самостоятельно или просто разложить подготовленные вами «лакомства» перед едоками. Главное — это закрепление знание по лексической теме «Животные».
«Учим буквы»
Из цветного пластилина можно накрутить жгутиков, а из тех, в свою очередь, выкладывать красивые объёмные буквы на бумаге или дощечке для лепки. Таким же образом можно учить буквы английского алфавита и цифры.
«Пластилиновая геометрия»
С помощью пластических, удобных для лепки материалов уроки геометрии для дошкольников получаются особенно занимательными:
- наглядная демонстрация отличия плоских фигур от объёмных;
- дидактический материал для изучения геометрических фигур своими руками;
- широкие возможности для реализации интересных геометрических игр.
Можно заполнять пластилином контуры фигур, вырезать фигуры из пластилина, складывать из пластилиновых фигур узоры или делать геометрические аппликации.
«Учим цвета»
Современный пластилин для детей привлекает внимание многообразием ярких, сочных цветов — то, что нужно для повышения цветовой грамотности:
- накатайте колобков из пластилина разных цветов, а потом сортируйте их по цветным коробочкам;
- нарядите картонную куклу Машу, смастерив ей из пластилина бусы под цвет платья;
- сделайте цветному домику пластилиновую крышу (разумеется, цвет крыши должен соответствовать цвету домика);
- налепите из пластилина пассажиров для цветных самолётов;
- создайте из пластилина картину, накладывая пластилиновые элементы поверх запечатанного или карандашного цветного рисунка.
«Мозаика из пластилина»
Приготовьте из пластилина много маленьких шариков, разложив их по цветам. Это отличный материал для создания разноцветной мозаики.
Пластилиновая мозаика очень интересно смотрится на прозрачных пластиковых поверхностях (например, крышке от ёмкости). Таким образом можно смастерить красивое декоративное панно и повесить его на стене в детской комнате. Малышу будет приятно осознавать, что он украшает своё личное пространство собственными руками.
Друзья! Мы будем рады, если наши советы и идеи помогут вам организовать интересные и полезные занятия для малышей. Мы желаем вам творческого и счастливого родительства. До новых встреч!
Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:
Игры с пластилином
Лепим из пластилина вместе с ребенком. Развиваем мелкую моторику с помощью лепки
Юлия Луговская организатор праздников и создатель квестов
Общеизвестно, что занятия лепкой развивают мелкую моторику, пространственное мышление, фантазию. Вот только не все дети умеют и любят лепить. Если ваш малыш оказался равнодушен к пластилину, не огорчайтесь. Кроме лепки грибов и катания колбасок, найдется немало других способов применения этому замечательному материалу. Предложите ребенку то, от чего он наверняка не откажется — просто поиграть.
Пластилиновый театр
Знакомство ребенка с пластилином может состояться в 8 месяцев, а может и после двух лет. Но, в любом случае, начнется оно, скорее всего, не с самостоятельной лепки, а с наблюдения за вашими действиями. Малыш будет заказывать изготовление новых и новых фигурок, с удовольствием сминать ваши самые удачные поделки, пытаться при случае съесть кусок пластилина или закинуть его подальше.
А лепить придется родителям. И не просто лепить, а с энтузиазмом, радостью и удивлением извлекать из брусочка-домика котенка или мышку (или змею, если лепка — не ваш конек). К счастью для многих родителей, особых художественных талантов не требуется. Созданные фигурки должны быть просты настолько, чтобы в ближайшем будущем повторить их было по силам и ребенку. А вот актерские навыки придется развивать. Хорошо если вылепленная зверушка, к восторгу малыша, споет ему песенку, расскажет о своей жизни или сама будет задавать вопросы.
Когда ребенок освоится с такой необычной игрушкой, можно разыграть сюжет известной сказки, вылепив всех ее персонажей. Причем лепить лучше по ходу сказки. Например, вместе с малышом зовете: “Кошка! Иди тащить репку” — и одновременно вылепливаете фигурку кошки.
Со временем ребенок может стать полноправным актером в вашем театре и, возможно, он сам захочет придумывать и создавать фигурки кукол.
Познавательные игры
Если ваш ребенок — поклонник всевозможных развивающих игр, ему наверняка понравятся предлагаемые занятия. Многим детям объемные пластилиновые пособия покажутся даже интереснее и понятнее настольно-печатных игр.
Соберите за столом игрушечных зверей и слепите для них подходящий корм. Несколько таких игр, и ребенок без труда запомнит, что овечка любит траву, петушок — зернышки, а кошка — рыбу.
Другое занятие можно посвятить лепке человечка. Сделайте туловище-колбаску, прикрепите к нему шарик-голову и остановитесь. Пусть малыш советует, что еще вылепить, хватит ли одной руки, куда прикреплять ногу. Если ребенок не может подсказать, взрослый должен сам проговаривать — что он делает, зачем. Изучая строение тела, не забудьте и о частях лица. Вылепите глаза, нос, рот, уши. Пусть ребенок сам расставит их на голове или укажет вам, как это сделать.
Слепите плоские и объемные геометрические фигуры. А потом покажите, как с помощью нескольких дополнительных деталей шар становится яблоком, а несколько треугольников — лепестками цветка. Ребенок постарше сможет и сам выкладывать из плоских фигур картинки.
Еще одна волшебная игра — лепить не просто статичные фигурки, а их превращения. Чтобы вовлечь малыша в игровой процесс, попросите его “нарвать листиков”, отщипывая кусочки пластилина и покормить слепленную вами гусеницу. Каждый протянутый ребенком листик гусеница “съедает”, становясь длиннее и толще. А потом продемонстрируйте, как она прячется в кокон и после выходит из него бабочкой (бабочку лепить нужно как можно быстрее). Не менее завораживающими будут и превращения растущего из зернышка цветка или метаморфозы лягушки.
Если ваши занятия длятся достаточно долго и ребенок не стремится разрушать все поделки, поиграйте в обобщение. Разложите все слепленные фигурки по категориям — транспорт, еда, животные. Если малышу понравится, в следующий раз предложите ему самому рассортировать на две группы фрукты и овощи, отделить съедобное от несъедобного или домашних животных от диких.
Ребенку, долгое время наблюдавшему за лепкой, по силам поиграть в загадки. Сообщите малышу, что вы сейчас сделаете животное (еду, транспорт, цветок), и пусть он догадается, кого именно вы создаете прежде, чем фигурка будет закончена.
Изучаем цвета
Если малыш еще не знает цвета, во время лепки (как и во время всех прочих игр и занятий), постоянно называйте их: “Из красного пластилина слепим яблоко. Теперь дай мне кусочек зеленого пластилина, это будет листик. “
Хороший пластилин позволит удивить даже ребенка, уверенно ориентирующегося во всех цветах радуги. Возьмите 5 небольших кусочков красного, желтого, синего, черного, белого цветов. С их помощью вы сможете построить всю цветовую палитру (прежде чем демонстрировать что-то малышу, проверьте, действительно ли пластилин при смешивании дает правильный цвет). Сначала соединяйте попарно основные цвета и покажите, как в ваших ладонях пестрые двуцветные комочки превращаются в зеленый, оранжевый и фиолетовый шарики. Примеси белого и черного добавят в палитру более светлые и темные оттенки. Вместе с ребенком поэкспериментируйте с разными смесями и пропорциями. Малышу достаточно будет разложить разноцветные шарики на пластиковой тарелке. С ребенком постарше налепите кусочки пластилина на картон и соедините линиями каждый цвет с теми цветами, что участвовали в его получении.
Расскажите и продемонстрируйте малышу, что если перемешать все цвета, получится кусочек некрасивого, грязно-серого или коричневого цвета. Чтобы этого не случилось, пусть в конце каждого занятия ребенок помогает вам разобрать пластилин по цветам.
Пластилиновые фантазии
Результатом первых попыток ребенка что-то слепить, скорее всего, окажется нечто “непонятное-чудное”. И не беда. Придумайте название этому существу. Слепите ему еду, игрушки, а потом и друзей. Такие игры хоть и не учат лепить, зато развивают фантазию, свободу творчества.
Ребенку, начинающему искать свое место среди людей, будут полезны социальные игры. Лепите целые семьи зверей, человечков или фантастических существ. Разыгрывайте с ними разные ситуации. Такие игры помогут ненавязчиво продемонстрировать малышу недавний конфликт, отрепетировать предстоящий поход в гости, научить знакомиться и общаться с детьми. Управлять всеми героями может взрослый, но лучше, если и ребенок возьмет на себя какую-то роль.
Пластилиновая кулинария
Прежде чем лепить что-то самому, ребенку необходимо научиться изготавливать колбаски и шарики, разрезать их ножом, превращать шарики в лепешки. Просто так это делать неинтересно. А вот приготовление вместе с мамой различных блюд — увлекательное занятие.
Кроха может нарезать бутерброды из слепленных взрослым хлеба и сыра. Или расплющивать комочки-заготовки, чтобы получились коржи для торта. Поручите малышу катать маленькие шарики конфет или ягод, колбаски сосисок. Наверняка ребенок захочет участвовать и в украшении блюд. Пластилиновая еда послужит реквизитом для игр в магазин, кафе. Или станет угощением пришедшим в гости куклам и зверям. Такой пластилиновый обед — хороший повод дать малышу первое представление о дробях и делении (пирога или торта), научить сравнивать (количество гостей и количеств бутербродов), попрактиковаться в сложении и вычитании.
Упражнения для маленьких пальчиков
Польза пластилина для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, чтобы малыш мял пластилин, отрывал от него кусочки, катал их между ладошками. И, конечно, проще всего добиться от крохи выполнения этих действий в игровой форме.
Спрячьте в куске пластилина “клад” — маленькую игрушку, обернутую для сохранности фольгой. Пусть малыш отыщет ее. Со временем усложните задачу, используя большее количество пластилина и игрушку меньшего размера.
Делайте на пластилиновых лепешках отпечатки различных пластмассовых игрушек, ракушек, монет. Когда ребенок подрастет, такие отпечатки можно будет заливать гипсом, получая интересные поделки.
Возьмите маленького пластмассового пупса и предложите малышу отщипывать кусочки пластилина и “одевать” куклу. Можно залеплять и другие игрушки. Или используйте картинку на картоне, которой нужно добавить недостающие детали — пластилиновые листочки дереву, узор на крылья бабочки, дорогу для машинки.
Раскатайте кусок пластилина и используйте его как поверхность для рисования и письма. Или предложите ребенку выложить узор из крупы, фасоли, макарон различной формы.
Возможно, малышу понравится не лепить, а собирать фигурки из заготовок. Мама лепит шарики — ребенок составляет из них снежную бабу.
Пластилин пригодится и для скрепления природных материалов, лоскутков, спичек. Вы и сами удивитесь, как легко научить даже годовалого кроху создавать вполне узнаваемые поделки. Утыканная зубочистками колбаска пластилина абсолютно точно похожа на ежика. Если вместо зубочисток воткнуть две пары семян клена — получится стрекоза. Ракушка и две спички-антенны превратят кусочек пластилина в улитку.
Несколько советов, как сделать занятия лепкой еще более увлекательными
- Лепить можно не только из пластилина. Предложите ребенку поработать с соленым тестом, глиной, воском, массой для моделирования, пластикой, шариковым пластилином. Каждый новый материал подарит особые тактильные ощущения и необычные возможности для творчества.
- Вместе с пластилином приобретайте и необходимые инструменты: формочки, стеки, скалку. Они не только внесут разнообразие в процесс лепки, но и облегчат малышу многие задачи. С помощью скалки очень просто раскатать пластилин в ровный пласт. А разрезать его стеком лучше, чем разрывать руками.
- Разрешите использовать в играх с пластилином и другие материалы — бусины, пуговицы, палочки, камешки, ракушки, обрезки цветной бумаги, фольгу.
- Посетите музей специально ради представленных там скульптур. Гуляя по городу, обращайте внимания ребенка на памятники. Не менее полезно будет сходить и на выставку прикладного искусства, изучить поделки из глины и других подобных материалов.
Возможно, увлекшись играми с пластилином, малыш полюбит этот материал, и вскоре сам уже будет создавать машины, зверей, людей. А может быть, лепка так и останется для ребенка неинтересным занятием. Но благодаря играм (предложенным в статье и тем, что вы придумаете вместе с малышом) купленный набор пластилина не будет пылиться на полке, а принесет немало пользы и радости.
Источники:
http://kam-solnyshko.ru/sovety-p/2017-02-08/o-kakikh-problemakh-mozhet-rasskazat-sleplennaya-figurka-vashego
http://nii-evrika.ru/lepka-dlya-detej-mladshego-doshkolnogo-vozrasta-igry-s-plastilinom/
http://www.7ya.ru/article/Igry-s-plastilinom/