0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

После трех уже поздно – или что такое раннее развитие ребенка. Что включает в себя раннее развитие ребенка

После трех уже поздно – или что такое раннее развитие ребенка

Многих родителей интересует, что же это такое?

Что такое раннее развитие ребенка

Учеными доказано, что к 3 годам развитие клеток головного мозга составляет 70-80%, а к семилетнему возрасту – 90%. Стоит ли упускать возможность и не использовать потенциал малыша?

Способность мозга принимать и запоминать информацию – это основа, на которой держится дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, творчество, способности развиваются после 3 лет, но используется основа, которая сформировалась к этому возрасту. Если она отсутствует, бессмысленно учить, как ее применять.

Мечтой родителей является раскрыть возможности ребенка, вырастить его успешным и уверенным в себе. Для этого необходимо создать развивающую среду и немного потрудиться.

Итак, раннее развитие — это:

  • физическая активность ребенка без ограничений. Для этого следует выделить специальное место в доме, где он сможет заниматься, развивая ловкость, силу, навыки владения своим телом, при этом ощущая себя увереннее. Физическое развитие ребенка напрямую связано с интеллектуальным;
  • окружающая среда с увлекательными предметами, которые изучает и познает ребенок;
  • различные игрушки, дающие многообразие зрительных, звуковых, тактильных ощущений;
  • регулярные беседы, совместные темы для обсуждения, чтение, рисование, лепка из пластилина, музыка, прогулки и многое другое;
  • инициативность мамы по отношению к ребенку, ее постоянное присутствие и внимание. Получение радости от совместного творчества, желание сделать жизнь ребенка яркой, интересной и насыщенной.

Для чего необходимо раннее развитие. Цели и задачи

Исследования ученых доказали, что еще не родившийся ребенок способен воспринимать, запоминать информацию и даже принимать решения. Ребенок в утробе матери обладает удивительным диапазоном чувств и живых эмоций, а доктор психологических наук Г.А. Урунтаева отметила, что органы чувств новорожденного ребенка функционируют с момента рождения.

Детский организм уже с рождения начинает активную деятельность: развивается сенсорное восприятие, тактильные ощущения. Новорожденный приспосабливается к новым условиям существования, включаются мощные механизмы адаптации. Ребенку необходимо знать о мире, в который он пришел, все.

По мнению Г.А. Урунтаевой особенностью развития в этот период является то, что зрение и слух опережают развитие рук. Карточки Домана, кубики Зайцева, рамки Монтессори, доски Сегена, пособия, игры, игрушки, рисование, лепка, аппликация, игры с водой, с песком — все это необходимая информация в познании окружающего мира.

Позиция некоторых мамочек: « Я ничем не занималась с ребенком, и ничего – растет не хуже других» непонятна и неверна. Да, растет, а каково будет ребеночку в дальнейшем, например, в школе, когда на школьника навалится колоссальная нагрузка по чтению, счету, письму? Сможет он все успевать и легко ли будет совершенно неподготовленному ребенку? Требования в современных школах к нынешнему поколению жесткие. Кто позаботится о завтрашнем дне своего ребенка, как не собственные родители?

Помните, это будущее не только вашего малыша, но и ваше. Сегодня от родителей зависит, насколько легко и гармонично войдет и адаптируется в современном мире маленький человек.

Итак, цель раннего развития — расширить информационное пространство ребенка, дать знания об окружающем мире, развить творческий потенциал и способность принимать решения. Главная задача — воспитать успешную и гармоничную личность.

Как проводить занятия, основные правила

Заниматься с ребенком просто и интересно. Детки легко идут на контакт, ведь им все любопытно. Главное, ваше желание, а время всегда найдется. Полчаса пролетит весело и незаметно, а польза будет всем и результат — полноценное, раннее развитие.

Необходимо придерживаться несколько основных правил:

  • не перегружайте ребенка, можно отбить желание заниматься;
  • беседуйте постоянно, обсуждайте все и везде;
  • не заставляйте заниматься, если у ребенка нет настроения или он не здоров;
  • развивайте гармоничную личность, изучайте различные предметы и разносторонние явления;
  • упрощайте занятия, если малышу трудно;
  • оставляйте право выбора времени и деятельности за ребенком;
  • разнообразьте методические пособия: карточки, игры, книги, мультфильмы, музыкальные сопровождения;
  • создайте развивающую среду: карточки, кубики, книжки, игрушки пусть будут повсюду. Плакаты, календари, фотографии, картины украсят стены;
  • не ограничивайте ребенка в действиях;
  • разрешайте, под наблюдением взрослых, играть малышу с домашними предметами;
  • включайте музыку: классику, сказки, детские песенки;
  • предоставляйте самостоятельность с раннего возраста;
  • поощряйте навыки самообслуживания;
  • хвалите малыша за любой успех.

Благодаря занятиям развитие ребенка будет более ранним и полноценным, главное, он научится добывать знания самостоятельно.

Не бойтесь перенасытить информацией детский мозг. На определенном этапе, когда он переполняется сведениями, мозг отключается. Информации не бывает много, наоборот, чтобы полноценно развить ребенка, ее оказывается слишком мало.

Масару Ибука, известный как основоположник инженерных идей корпорации «Sony» и новаторской теории по обучению детей на первых этапах жизни, написавший ряд книг, одной из которых является «После трех уже поздно», рассказывает о присутствие потребности в раннем развитии у каждого ребенка. Успех будущей личности напрямую будет зависеть от удовлетворения этой потребности.

Помните, для успешного результата следует любить малыша, уважать и знать — видеть его способности и интересы.

Читать еще:  Плетем мельницу поетапно из газетных палочек. Мельница из газетных трубочек мастер класс. Для работы понадобится

Раннее развитие детей

Раннее развитие – модная история. Многие родители рассуждают так: мир меняется стремительно, значит, нужно и ребенку дать все знания и навыки как можно скорее, иначе он отстанет от более “современных” детей. Методики “Читать раньше, чем говорить”, “Математика с пеленок” очень эффективно эксплуатируют представление о том, что возможности человека безграничны, если начать развивать их как можно раньше. Так ли это? Попробуем разобраться. Советы дает детский психолог Ирина Млодик.

Все чаще специалисты ведут разговоры, что мода на раннее развитие – это всего лишь бизнес и нужно оставить бедных детей в покое. Пусть играют до школы.

Минусы

На первом месте – достижения и результаты. Порой родителям очень сложно устоять перед искушением – сравнить своего ребенка с другими детьми. Ведь если соседская Маша уже Шекспира в подлиннике читает, то это толкает амбициозных пап и мам искать все новые и новые грани таланта своего ребенка. «Иногда родители считают, что ребенок должен развиваться семимильными шагами. Он должен знать шесть языков к пяти годам, к десяти – ряды Фурье. И желательно метить на Нобелевскую премию. Жалко, что сначала надо вырасти.

Ребенок с одной стороны развивается у него много навыков, он ходит по всем кружкам, поет, знает математику, но все детство остается за скобками: игра веселье, дружба, беспечность. Все это остается не прожитым», – резюмирует Млодик.

Различные занятия не оставляют времени для спонтанной игры.

«Малыши не тянутся к буквам и к книжкам, – напоминает психолог. – Они тянутся к кубикам, чтобы строить башенку, к дивану, на который нужно залезть, слезть. Они любят прятаться и бегать. Потому что именно так, играя, они должны развиваться в этом возрасте».

Родительские фантазии и нереалистичные ожидания не дают возможности увидеть «реального» ребенка. «Важно наблюдать за малышом, узнавать его. Часто родительский взгляд замылен. Бывает полезно расспросить о своем ребенке родственников, знакомых, педагогов, чтобы составить какую-то более полную картину о малыше», – советует Млодик.

Родители не используют врожденные устремления малыша, стараются навязать свое развитие. «В ребенке многое делает сама природа. Мы можем затормозить это развитие, мы можем помешать ему. От природы довольно много у ребенка силы, интереса, желания эту жизнь съесть, использовать. Но, конечно, мы можем сделать так, что у него пропадет интерес. Если росточек дергать, чтобы он рос побыстрее, то можно его покалечить. Нужно опираться на этот природный потенциал», – говорит специалист.

Всему свое время. Когда мы предлагаем ребенку опережающие задания, он может пропустить «нужное» ему развитие для данного возраста. «Теоретически и в годик можно начать учить буквы, давать логические задачки, если мама этого очень хочет. Но тогда некоторые функции мозга остаются неразвитыми. Что на самом деле нужно делать детям в этом возрасте? Ползать, двигаться, осваивать пространство, исследовать возможности своего тела: слез, залез, прополз, учиться прыгать, поворачиваться и т.д. В результате гиперраннего развития ребенка в 7-9 лет приводят к нейропсихологу, и он пытается доразвить нужные области с помощью специальных упражнений. Но это, конечно, не может сравниться с естественным процессом. И в этом смысле желание обогнать и перегнать всех детей на свете приводит к тому, что мы идем против природы ребенка и что-то нарушается».

Плюсы

Есть ли эффект от раннего развития детей, решил выяснить психолог из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джон Процко. Оказалось, что дети, прошедшие программу раннего развития (до 3-летнего возраста), показывали более высокие интеллектуальные результаты, чем их «необученные» сверстники. Потом занятия прекратились, и к 5 годам показатели IQ у юных интеллектуалов упали. Это явление назвали «эффектом затухания». Но такой результат не говорит о том, что занятия не имеют смысла. Как раз наоборот, считает исследователь. Спад уровня интеллекта происходит именно из-за отсутствия тренинга. Ведь умственные способности детей имеют высокую пластичность. И соответственно, как только прекращается тренировка памяти, внимания и других функций, происходит их изменение, то есть интеллект приспосабливается к меньшим требованиям.

То, что отказываться от раннего развития, не стоит, показали исследования американских ученых. В течение одного года специалисты следили за успехами малышей (от 6 недель до 19 месяцев), которые занимались в центрах раннего развития с профессиональными педагогами. В конце эксперимента они показали лучшие результаты в сравнении с детьми, которые не ходили на такие занятия. Эксперты оценивали, как малыши играют с родителями, как они умеют общаться и вести себя в группе, насколько развиты эмоционально. По мнению исследователей, именно эти качества помогут малышам в будущем хорошо учиться в школе.

Что нужно развивать в первую очередь

Коммуникации

Авторы исследования университета Вашингтона решили выяснить, какие навыки нужно развивать у детей с ранних пор, чтобы они потом получали хорошие оценки. Результаты показали, что в первую очередь следует учить ребенка коммуникации. Большой словарный запас, умение грамотно формулировать свои мысли, вести беседу и диалог напрямую влияют на успеваемость и по математике, и чтению в будущем.

Читать еще:  Медикаментозное прерывание беременности как происходит описание врача. Как проходит медикаментозный аборт

Математика

А занятия математикой можно уже начинать с 3-х лет, считают ученые из Бостонского колледжа. Их исследование показало, что дети, которые занимались счетом в этом возрасте, потом лучше других в 1 классе школы складывали и вычитали. Такие «уроки» должны быть совсем простыми. Мамы–участницы эксперимента во время игр со своими детьми просто что-то считали. Например, играя «в магазин», можно наглядно объяснить, что надо купить три яблока или две чашки. Понимание того, сколько всего предметов, сколько осталось, сколько стало – это и есть основа всей математики.

ВАЖНО!

В чем сходятся и сторонники, и противники раннего развития – малышу с самых первых дней совершенно необходимо сенсорное воспитание, то есть возможность развивать свои чувства. Он должен трогать разные по фактуре, температуре и размеру предметы, узнавать формы и цвета, играть с песком и водой и т. д. Именно это – необходимая база для более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.

Занятия должны быть в первую очередь увлекательной игрой, а не тренингом по расписанию. И не забывайте, что главная родительская методика – интуиция и любовь к ребенку.

После трех уже поздно: как раннее развитие помогает вовремя заметить особенности ребенка?

Раннее развитие — не только мода и огромная индустрия, но и реальный способ вовремя заметить отклонения у ребенка. Почему важно заниматься с детьми с пеленок, и можно ли делать это самостоятельно? На эти вопросы «Дэйли Бэби» ответила Елена Тимохина, создательница развивающих наборов для детей Landybox.

Сегодня о раннем развитии не говорит только ленивый: этому посвящены отдельные полки в книжных магазинах, советы на тему дают профессиональные педагоги и популярные блогеры, стоит выйти из роддома, как повсюду начинает преследовать таргетированная реклама клубов, частных детских садов, кружков и курсов. Многие мамы с энтузиазмом берутся за штудирование разных методик, подготовку плана занятий, выбор развивающих игрушек. Но какой немедленный результат может дать грудничок трех-шести месяцев от роду? Раннее развитие —это процесс с отложенным результатом, естественно, что многие на этом пути теряют мотивацию.

Большинство мам задумываются о раннем развитии тогда, когда малыш начинает выходить в свет. Как правило, на детских площадках и в районных парках находятся юные вундеркинды, привлекающие восхищенные взгляды своими невероятными успехами. В редких случаях, это дело рук природы, чаще всего, за этими успехами стоит большой труд родителей и малышей, их совместные игры, развивающие занятия, правильная среда.

Раннее развитие — это не только возможность потешить свое самолюбие, но и реальный способ качественно проводить время с ребенком, поддерживать его естественный интерес к окружающему миру и даже своевременно выявлять возможные отклонения.

Давайте разберемся, в какие игры играть с малышами, и на какие особенности его развития обратить внимание, чтобы не упустить момент?

Поводы для беспокойства

Яна Штабкина, логопед, педагог раннего развития

«Чем раньше обнаружилась проблема, тем проще и вероятнее ее можно будет решить. И нарушения в развитии детей здесь не исключение: если какие-то тяжелые диагнозы врачи могут поставить даже не родившемуся плоду, то на выявление менее очевидных особенностей могут уйти годы.

В моей практике есть случай, где мама, рано взявшаяся за занятия, смогла добиться отличных результатов у своей дочки с синдромом Дауна. К 6 годам девочка читает слоги и очень чисто и понятно говорит. Большинство солнечных деток в этом возрасте еще на этапе нечленораздельной речи.

Итак, первое, на что стоит обращать внимание родителям — двигательная активность младенца. Если малыш не держит голову к месяцу, не переворачивается в четыре, не сидит в девять, переворачивается на живот, но не поднимает голову, в пять месяцев не старается упереться при наклоне вперед на ручки, не следит глазами за игрушкой, не реагирует на просьбу найти маму и на резкие звуки — есть повод для внеочередного похода к специалисту.

Менее заметные для родителей признаки возможных особенностей в развитии — понимание речи, говорение и сенсорные эталоны.

Как много родителей знают, что ребенок должен реагировать на свое имя уже в год, а в возрасте полутора лет хорошо понимать речь и произносить простейшие слова “агу”, “биби”, “мама”? К 1.8 у ребенка появляются сенсорные эталоны, он должен различать предметы по цветам, давать “кружочек или квадрат такого же цвета”.

В 2 года малыш уже понимает предложения с двумя действиями: «Возьми со стола машинку, и принеси ее мне». Родители могут попросту не замечать подобных нюансов, и уж точно не знать наизусть таблицу норм развития малыша.

У меня учился мальчик, который в 4 года активно и много говорил. Меня смутила эта его гиперактивность, он не мог поддержать диалог, постоянно “прыгал” с мысли на мысль, употреблял много лишних слов из серии “ну это”, “как это”, забывал, с чего начал предложение. На наших занятиях он иногда путал цвета. Я посоветовала маме обратиться к неврологу, а тот направил ее к нейропсихологу. С помощью специальных занятий, прописанных специалистом, мальчик уже через полгода показал положительную динамику. Хорошо, что мама решила привести его на развивашки, а то могло бы все дотянуться и до школы.

Читать еще:  Сердечки из папье маше ко дню святого валентина. Сердечки-валентинки из папье-маше. МК Лав из папье маше

Многие родители откладывают начало развивающих занятий, ждут, чтобы их ребенок пошел или заговорил. К сожалению, на практике у некоторых детей этот процесс может сильно затянуться. Вот несколько полезных занятий по самым простым игрушкам, которые помогут мамам в развитии малышей:

  • Шнуровка “Ежик” (входит в набор Landybox Классический 1-2 года): дополните игру звуками леса, покажите, как “говорит” ежик, стимулируйте ребенка повторять за вами звуки. Развитие речи и мелкая моторика.
  • Игра “Мемори” (входит в набор Landybox Классический, Продвинутый и Чемпионы 1-2 года): слушайте вместе звуки домашних животных, стимулируйте малыша рассказывать, кто из них как говорит. Нарисуйте разноцветные кружочки и попросите малыша найти “такой же” домик. Тут сразу и развиваем речь, и тренируем сенсорные ориентиры.
  • Игра “Черепашки” (входит в набор Landybox Продвинутый и Чемпионы 1-2 года, Landybox 2-2,5 года): попросите малыша найти самую большую и самую маленькую черепашек, помещайте черепашек в домик по цветам, считайте, сколько их всего, играйте с зеркалом в эмоции. Мелкая моторика, сенсорные ориентиры, величина, ориентация в пространстве».

Точки роста

Раннее развитие – это, конечно, не только возможность подтвердить или исключить какие-то особенности малыша, это, в первую очередь, новые знания и навыки ребенка, интересный досуг, поддержка естественного интереса маленького человека к познанию мира, умение вести себя: концентрироваться, сидеть на месте, ждать своей очереди, просить, делиться и пр.

Ребенку еще рано заниматься

Ребенок — это чистый лист, и только мы, родители, ставим ему границы. Конечно, многие вещи из взрослого мира ваш юный исследователь не сможет понять еще довольно долго, но никто не мешает уже сейчас говорить с ним как с полноценным человеком, объяснять сложные вещи, знакомить с искусством, литературой, водить по музеям. Дети впитывают очень много, порой, мы сами до конца не знаем, насколько.

Что, если мой ребенок и так развивается быстрее нормы?

Ребенок – это человек с невероятными возможностями. Природой заложено в нем желание узнать все вокруг. Даже если ваш малыш заговорил предложениями в два года, выучил все геометрические фигуры и считает до 100 в уме, ему все равно еще есть куда расти. Предлагайте ему новые знания, покупайте игрушки и пособия для старших детей.

Несколько полезных идей:

Начните изучать буквы с помощью красивого алфавита (входит в набор Landybox Продвинутый 3-4 года): составляйте из них слова или слоги, сделайте мемори с буквами, просите малыша найти ту, что пропала.

Поговорите о временах года. Игра «Диноленд» или «Времена года» (входят в наборы Landybox Классический и Продвинутый 3-4 года) — обсудите времена года, выучите основные признаки каждого, возвращайтесь к игре в начале каждого сезона, делайте вместе творчество (летом гербарий, осенью букет из желтых листьев, зимой – опыты со снегом), обсудите, как ведут себя животные и насекомые в каждый из сезонов.

Начните изучать географию с вкладышем «Фауна России» (входит в набор Landybox Продвинутый 3-4 года) — найдите Россию на карте, посмотрите, какими морями она омывается, какие животные в какой части страны живут. Посмотрите познавательные видео о животных, составляйте название животных из букв алфавита.

Развивайте логику с помощью «Квадратов Никитина» (входят в наборы Landybox Классический и Продвинутый 2,5-3 года, Landybox Продвинутый 3-4 года). Знакомьте ребенка со сложными фигурами (ромб, трапеция, параллелограмм), прячьте фигуру и просите малыша сказать, какая пропала.

Мы выросли без раннего развития, и наши дети смогут

А еще мы выросли без планшетов, смартфонов и Wi-Fi, а наши родители не знали даже, что такое ПК. Сегодняшние дети — другие. Технологии помогли нам накопить новые знания, провести исследования, понять больше о себе и наших детях. Странно не пользоваться этими новыми знаниями для пользы собственного ребенка.

Раннее развитие — доступно только людям с деньгами

Все родители, так или иначе, покупают игрушки для своих детей. Вопрос лишь в том, какие они? Это новая кукла и самая крутая машинка в песочнице или простая, но полезная игрушка, которая поможет ребенку в развитии. Если нет возможности водить ребенка в специальные клубы, можно заниматься самим. Есть коробочные решения, есть целые лекции по «развивашкам» своими руками. Это вопрос приоритетов.

Яна Штабкина: «Я тщательно выбираю развивающие игрушки, а их сегодня в магазинах масса. Если на одну игрушку можно придумать минимум три игры — значит, это хорошая покупка. В Landybox мы отобрали только самые полезные и эффективные. В конечном счете, важна не столько сама игрушка, сколько умение придумать правильные занятия с ней. Для этого мы и разработали собственную методичку с идеями для совместных занятий».

Источники:

http://vk.com/@mir_genius-posle-treh-uzhe-pozdno-ili-chto-takoe-rannee-razvitie-rebe
http://www.kp.ru/putevoditel/sovety-dlya-roditelej/rannee-razvitie-detej/
http://dailybaby.ru/magazine/articles/posle-trekh-uzhe-pozdno-kak-rannee-razvitie-pomogaet-vovremia-zametit-osobennosti-rebenka

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: