Пособие по чтению. Обучение чтению по методике надежды жуковой. Этап обучения чтению закрытых слогов
Самые эффективные методики обучения чтению детей
Существует огромное количество способов и методик, как научить ребенка чтению. Каждая мама выбирает для своего малыша наиболее подходящий метод, по ее мнению. Рассмотрим подробнее три наиболее популярных метода в современной педагогике: кубики Зайцева, магнитная азбука Жуковой и обучающие пособия Узоровой-Нефедовой.
Методика Зайцева
Кубики Николая Зайцева популярны среди сторонников раннего развития. Игровая форма изучения букв, позволяет легко освоить чтение, развить фантазию малыша и подготовить его к последующему обучению в школе.
Николай Александрович потомок учительской династии, всегда хотел обучать детвору. На создание методики его навел опыт работы переводчиком в Индонезии. Именно там Зайцев начал преподавать русский язык в качестве иностранного. Причем его учениками были далеко не малыши, а взрослые люди, офицеры. В таком возрасте учиться намного труднее, чем в детстве. Поэтому, молодому педагогу приходилось придумывать необычные методы, для того, чтобы максимально погрузить своих учеников в предмет.
В последующем, Зайцев опробовал свою методику в родной стране. Сначала на учениках средней школы. Результаты его не порадовали, так как к тому времени, дети привыкли зазубривать правила, не вникая в суть родного языка. После этого, Николай Александрович решил обратиться к самым маленьким, и не прогадал. Незамусореный мозг малышей, с благодарностью впитывал информацию.
Кубики Зайцева были названы «звенящим чудом», многие школы взяли на вооружение методику Николая Александровича, для обучения чтения дошкольников.
Основные положения методики:
- Начинать чтение можно уже с первых букв. Более того, Зайцев является активным противником азбуки. По мнению педагога, глядя на картинки, ребенок автоматически вместе с буквой заучивает соответствующее изображение. В последующем, это мешает соединять буквы между собой.
- Методика Зайцева предполагает нестандартное обучение чтению, идущее вслед письму. Педагог предлагает рисовать звуки и запоминать готовые слова. Начинать следует с самых родных для ребенка слов: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Вместо привычных слогов, в данном методе предлагается ввести понятие «склад», которое подразумевает различные сочетания гласных и согласных букв. Педагог интерпретирует его, как «мускульное усилие речевого аппарата».
- Читайте также: Дислексия у детей, почему ребенок проглатывает буквы?
В своем методе, педагог сделал ставку на зрение, слух и тактильные ощущения. Все кубики отличаются по своим свойствам, размеру и цвету:
- большие – с твердыми складами.
- маленькие – с мягкими складами.
- железные – со звонкими складами.
- деревянные – с приглушенным складами.
- золотые – с гласными складами.
- железно-деревянные – склады, имеющие твердые знаки.
- деревянно-золотые – склады, имеющие мягкие знаки.
- белый кубик – используется для обозначения знаков препинания.
Буквы на кубиках пишутся разным цветом:
- гласные – голубым;
- согласные – синим;
- твердый и мягкий знак – зеленым.
Помимо этого существуют двойные кубики, которые «не хотят дружить» со всеми гласными.
Существуют опасения многих педагогов и родителей, что расцветка кубиков сильно отличается от градации, принятой в школе. Однако, автор методики уверен, что именно такая расцветка позволяет максимально понять суть чтения.
- Однозначным плюсом системы можно считать быстрое запоминание сочетаний и беглое чтение на протяжении короткого срока времени.
- Поскольку на кубиках есть только возможные сочетания, ребенок сразу запоминает грамотное написание слов.
- Методика позволяет заниматься с детьми различного возраста, включая самых маленьких.
- Методика обучения по Зайцеву, позволяет исправить положение, если первоклассник не усваивает программу чтения, предложенную в школе.
- Кубики являются замечательной обучающей игрой, малыш увлекается, и зачастую играет сам с собой.
- Школьная программа существенно отличается от методов Зайцева, поэтому ребенка приходится переучивать. Более того, логопеды утверждают, что дети, обучающиеся по данному методу часто «проглатывают» окончания слов. Учителя младших классов заметили, что у таких детей возникают определенные трудности при разборе состава слова.
- Не все сочетания кубиков соответствуют слогам, участвующим в словообразовании, например «БЭ». В результате дети пытаются применять их в написании.
В целом система Зайцева вызывает положительные отклики. Однако специалисты отмечают, что подобная методика больше подходит правополушарным детям.
- Интересный материал на тему: Как научить читать ребенка с задержкой развития речи?
Методика Жуковой
Надежда Жукова замечательный педагог, имеет опыт работы логопедом, является автором целой серии обучающих книг для дошкольников. Особенность методики – обучение ребенка правильному складыванию букв, превращению их в слоги, что способствует дальнейшему чтению.
Основные положения метода Жуковой:
- Метод основан на традиционном формировании слогов, с учетом речевых особенностей ребенка.
- Чтение по слогам начинается практически сразу, не дожидаясь обучения названиям всех букв.
- Начинается знакомство с гласных букв, поскольку ребенок выговаривает их всех и может петь, чувствуя, что получается при складывании друг с другом.
- «Магнитная азбука» Надежды Жуковой позволяет наглядно строить те звуки, которые до этого воспринимались на слух.
- Педагог рекомендует изучать буквы наощупь, используя тактильное запоминание. При этом развивается мелкая моторика ребенка.
Автор предлагает подробные конспекты занятий по каждой букве. Также пособие содержит рекомендации и советы для родителей, занимающихся обучением чтению со своим ребенком:
- Форма обучения обязана быть только игровая. Именно в такой обстановке происходит лучшее запоминание.
- В процессе обучения следует быть спокойным и терпеливым. Не стоит форсировать события и пытаться пройти несколько уроков за один раз.
- Возраст начала обучения зависит сугубо индивидуальных особенностей ребенка. Не следует настаивать на более раннем обучении, всему свое время. Прежде всего, ребенок должен быть готов.
- Дошкольное обучение чтению позволяет подготовить ребенка к школе. Далеко не каждый способен воспринимать информацию в коллективе. Первоклассники учатся, прежде всего, школьному распорядку дня, правилам общения на уроке. Поэтому умение читать, позволит легче адаптироваться в школьной жизни.
Методика Узоровой-Нефедовой
Пособие для быстрого обучения ребенка чтению посредством сказок, рассказов, загадок и поговорок по методу Узоровой. Содержит красочные иллюстрации, которые помогают и подсказывают ребенку в процессе обучения и развивает воображение.
Кроме того, пособие включает в себя множество мелких заданий по фонетическому, лексическому и структурному анализу слов и слогов:
- За основу метода принята единица языка – слово, которая совмещает в себе звучание и значение. Акцент делается на последовательность изучения слов и слогов, а также на невозможность смешения этих понятий.
- Большое внимание уделяется логопедической деятельности, поскольку нарушение устной речи напрямую влияет на способность ребенка читать и писать.
- Методика обращает ребенка не только к самим словам, а и таким понятиям как многозначность слова, близкие по смыслу слова, синонимия и антонимия, ритм и рифма, интонация.
- Рекомендуется четко определять границы между каждым видом занятий, чтобы не допускать каши в методах обучения чтению.
Проблемы, решаемые при помощи методики:
- отсутствие у ребенка четкого понимания слова, которое прочитал;
- подмена букв при написании слова;
- непонимание слога, чтение каждой отдельной буквы;
- совмещение нескольких слов в одно;
- проблемы формирования слов из отдельных звуков;
- понимание созвучности близких согласных звуков, способность определять пары: свистящих и шипящих, мягких и твердых, звонких и глухих;
- потеря согласных звуков при написании;
- растерянность в процессе чтения, и как следствие медленная реакция;
- орфографическая грамотность при письме;
- возможные искажения в слогах и словах.
Книги, мультфильмы, приложения
- «Кубики Зайцева. Комплект для дома и малых групп», комплект кубиков позволяющих научить беглому чтению детей от двух лет;
- «240 картинок для обучения письму, чтению, рисованию». Подробное описание обучения чтению по методике Зайцева, даёт хорошие результаты в работе с детьми, имеющими диагнозы ЗПР, ОНР, ММД, алалия, аутизм, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухими.;
- «Таблицы Зайцева. Учебное пособие» – отличный тренажёр для приобретения, закрепления и автоматизации навыков грамотного письма.
- «Букварь» и «Прописи» для детей 6–7 лет в 3 частях – за основу трилогии взят принцип слоговой графики. Запись слога выступает как отдельная графическая единица;
- «Магнитная азбука» – наглядное пособие, сопровождающееся подробными рекомендациями и упражнениями, развивающими навыки чтения;
- «Я пишу правильно – от Букваря к умению красиво и грамотно писать» – учебник для детей уже научившихся читать, позволяет в игровой форме освоить основные принципы грамматики;
- «Уроки правильной речи и правильного мышления»– первое знакомство с родной речью, закрепление навыков чтения;
- «Уроки чистописания и грамотности» (обучающие прописи);
- «Уроки логопеда» – родительская система занятий, упражнения по проработки каждого отдельного звука;
- «Я говорю правильно. От первых уроков устной речи к Букварю» – учебник для самых маленьких, от 1 года до 3 лет;
- «Логопедия» – пособие по формированию правильной речи, связанной с развитием психики ребенка;
- «Первая после Букваря книга для чтения» – книга, формирующая у ребенка любознательность и усидчивость, является отличным подспорьем в подготовке ребенка к школе.
- «Быстрое обучение чтению» – книга включает в себя ряд упражнений, позволяющих помочь ребенку научиться читать, а также подготовиться к дальнейшему изучению родного языка;
- «Контрольное списывание» – пособие, позволяющее научиться, грамотно переписывать тексты.
А также электронные игры:
- «Расставь слоги по местам»;
- «Отгадай слово»;
- «Лишние склады»;
- «Слово в матрице»;
- «Отгадай пиктограмму»;
- «Запоминание пиктограмм – складов».
Какую бы систему обучения вы не выбрали для вашего малыша, помните, в первую очередь к чтению должен быть готов сам ребенок. Не стоит заставлять детей учить буквы, результат окажется прямо противоположный. Наберитесь терпения, играйте с малышами, дополняйте методики своими наблюдениями, и, тогда, результат не заставит себя ждать. От того, что вы заложите в ребенка в этом возрасте, зависит его дальнейшее обучение на протяжении всей жизни.
Методические рекомендации по работе с Букварем Н. С. Жуковой
Марьям Наильевна Осипова
Методические рекомендации по работе с Букварем Н. С. Жуковой
Методические рекомендации по работе с букварем Н. С. Жуковой, предназначеный для родителей, педагогов ДОУ, гувернеров и руководителей студий раннего развития ребенка. Методические рекомендации разработаны на основе советов, изложенных в самом пособии. Советы дополнены информацией из опыта работы воспитателей. Методические рекомендации содержат краткое описание Букваря Н. С. Жуковой, с позиции дидактической ценности и практической значимости. Авторы методических рекомендаций убеждены в необходимости развития ребенка на самых ранних порах: обучать ребенка чтению необходимо с трех лет.
Мы с Вами будем учиться читать по Букварю Н. С. Жуковой, в игровой форме, интересно и увлекательно. Но прежде предлагаем обратить внимание на наши советы.
Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточно развита. Если же речь ребенка изобилует аграмматизмами и дефектами звукопроизношения, следует в первую очередь заняться ее исправлением у логопеда.
Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита. Алфавит учить не следует, все начинается со звуков
Не называйте согласные звуки с призвуком гласных, например сэ или рэ, или эр и т. п. Потому, что когда ребенок начнет читать, звуки он будет произносить неправильно, и соответственно – неправильное чтение. В конечном итоге ребенка пытаются переучить читать, а это дополнительный стресс.
Прежде, чем предложить ребенку ту или иную страницу Букваря, необходимо ознакомиться с замечаниями, помещенными в нижней части страницы
При знакомстве с новым звуком необходимо изучать слова, называть и показывать изображения предметов, содержащие данный звук.
На первых порах обучения закрывайте от читающего белым листДанный опыт работы принадлежит воспитателю дошкольного учреждения. Опираясь ом бумаги те части текста, которые не должны находиться в поле его зрения. Для этого сделайте в листе белой бумаги окошечко, которое передвигайте от слога к слогу по мере их прочтения ребенком. Буквально через два месяца бумага не понадобится, поскольку ребенок привыкнет.
Имейте дома комплект «Магнитная Азбука». Подходите к процессу творчески, рисуйте, лепите, вырезайте буквы вместе с детьми.
Н. С. ЖУКОВА
БУКВАРЬ
ПОСОБИЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРАВИЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
При составлении букваря автор использовала свой 30-летний опыт работы логопеда, что впервые позволило сочетать обучение грамоте с предупреждением ошибок при письме, возникающих в школьном возрасте. Букварь основан на традиционном подходе к обучению чтению на русском языке, дополняя традиционный подход оригинальным способом обучения ребенка осознанию буквосочетания как цельного графического элемента – слога в качестве единицы чтения (в дальнейшем письма). Букварь имеет занимательный, увлекательный характер, несмотря на то, что его основная задача обеспечить ребенку наибыстрейшее овладение техникой чтения, что должно доставить детям радость и удовольствие в награду за труд. Надеемся, что наши дети, овладев без особых затруднений чтением, возьмут в руки книгу как орудие культуры и источник знаний.
ПОСКОЛЬКУ РАЗНЫЕ ДЕТИ ИМЕЮТ РАЗНЫЕ ТЕМПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ, СЛЕДИТЕ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ЧИТАЕМОЕ БЫЛО ДОСТУПНО РЕБЕНКУ, ОДНИ ДЕТИ МОГУТ ДОЛГО ОСТАВАТЬСЯ НА ВЫБОРОЧНОМ ПРОЧТЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ СЛОГОВ И СЛОВ. ДРУГИЕ БЫСТРО ПЕРЕЙДУТ К БОЛЕЕ СЛОЖНЫМ ТЕКСТАМ И МЕЛКОМУ ТЕКСТУ.
План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.
План работы по ознакомлению детей средней группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка».г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Дымковская игрушка.
Ценные советы как правильно научить читать ребенка по слогам
Добрый день, дорогие друзья! Помните, как ваши родители готовили вас к школе: учили с вами буквы и цифры? А у вас был тот синий букварь, по которому мы все учились азбуке? Сегодня мы поговорим с вами о том, как правильно научить читать ребенка по слогам. Время бежит, методики меняются. То, что считалось лучшим 20 лет назад, – сейчас рассматривается неправильным и устаревшим. Именно поэтому родителям очень важно идти в ногу со временем и быть хорошо осведомленными в сфере образования.
Когда начинать обучение чтению?
В последнее время наблюдается бум на раннее развитие детей. Развивающие центры пользуются огромным спросом, и их количество стремительно растет. Не успевает малышу стукнуть хотя бы год, а родители записывают уже его в кружок скорочтения. Вам не кажется, что это слишком?
Конечно, и в год можно научить буквам. Но он просто запомнит, как они выглядят и все. В итоге выйдет, что это была пустая трата времени.
Недавние исследования в сфере психологии, социологии и педагогики доказали, что чересчур раннее развитие может обернуться серьезными проблемами со здоровьем в будущем.
Во-первых, детская психика очень хрупкая, поэтому нельзя давить на нее ранним обучением грамоте.
Во-вторых, с 3 до 8 лет окончательно формируются слух, зрение, вкус, осязание и обоняние. Офтальмологи пришли к выводу, что раннее развитие пагубно влияет на зрение. Большая нагрузка на данный орган в последствие вызывает близорукость.
Если родители пытаются перепрыгнуть какой-либо этап формирования определенных качеств и характеристик у ребенка, то это не проходить бесследно. Обычно затем возникают проблемы в эмоционально-личностном отношении с окружающим миром.
Исходя из всего вышеперечисленного, оптимальный возраст для обучения чтению является 5-6 лет.
Поэтому наберитесь терпения, дождитесь, когда ваше чадо созреет, и приступайте.
А до этого возраста у мам и пап есть еще много других возможностей, чтобы в игровой форме подготовить сына или дочь к занятиям по чтению. Читайте про раннее развитие малыша по безопасной методике Железнова.
Как определить готовность ребенка?
Чтобы понять, готовы дети к началу обучения чтению ли нет, нужно обратить внимание на навыки, которыми они обладают. Ниже перечислены необходимые из них.
- Речь полностью сформирована. Он может говорить полными предложениями и составлять небольшие рассказы. Вы можете прочитать статьи о формировании речи в 1 год, 2 года, 3 года
- Хорошо развит фонематический слух. Это способность человека слышать и различать звуки.
- Нет логопедических нарушений. Правильная артикуляция.
- Нет проблем с ориентацией в пространстве: ребенок с легкостью может определить право и лево.
Если все навыки сформированы, то мозг готов учиться чтению. Именно в мозге происходят все процессы понимания и осознания. А органы зрения и слуха всего лишь его помощники.
Частые ошибки и проблемы
Педагоги, которые специализируются на обучении детей чтению, знают все их возрастные особенности, тонкости всех методик и т.д. К сожалению, родители зачастую не обладают такими глубокими познаниями в этой сфере.
Поэтому допускают одни и те же ошибки. Давайте рассмотрим самые частые из них.
- По-буквенное чтение. Многие родители обучают ребёнка буквам, забывая про звуки. Такой подход считается неправильным, так как в дальнейшем ребенок не может слить две буквы, составив слог. Он не произносит, например, «л» и «а». Он говорит «эл» и «а», что в последствие получается как «эла». Более того исправление такой ошибки может занять вплоть до полугода.
- Не развитый фонематический слух. Родители обычно попросту забывают об этом. Хотя перед началом обучения чтению, необходимо проделывать фонематические упражнения. Учитесь «ловить» звук в слове. Спрашивайте ребёнка, где он находится: в конце или в начале слова?
- Давление на ребенка. При постоянных требованиях, ваше чадо может потерять интерес к обучению. Не заставляйте дошкольников делать то, чего они не хотят насильно. Отложите это на время, пополните свои знания другими дидактическими упражнениями и играми, а затем снова приступайте.
Чтобы избежать вышеперечисленных проблем, рассмотрите методики и советы, которые мы вам предлагаем.
Основы обучения
Методика, о которой мы говорим, основывается на звуко-буквенном подходе. Суть ее заключается в том, что сначала малыш учиться сливать звуки в слоги, а затем их — в слова. Данная техника рассчитывает 2-3 занятия на каждую букву. Существует определенный алгоритм данной методики. Итак с чего начать?
- Сначала идет этап мотивации. Вам необходимо заинтересовать ребенка в совместной деятельности. Как правило, эта стадия начинается с какой-либо игры, или с просмотра мультика, по которому затем вы можете задать ему вопрос. Например, включите видео про собачку, которая говорит «гав». Также вы можете угостить ребёнка чем-нибудь, например, апельсином, если вы собираетесь проходить букву «а».
- Знакомство со звуком. Возьмем слово апельсин. Произнесите «а» так протяжно, чтобы ребенок повторил за вами. Необходимо произносить его громко и отчетливо. Далее малыш, как правило, определяет звук. Потом поиграйте с ним. Можно произносить звук шепотом или громко; с разной интонацией; как разные животные; пропеть и т.д. На этой стадии обратите внимание на артикуляцию. Покажите, как правильно произносить. А затем объясните словесно, как расположен язык, зубы и т.д. Продемонстрируйте картинки, где встречается данный звук.
- Знакомство с буквой. После изучения звука, объясните, что есть и буква. Откройте азбуку и попросите его найти нужную букву. Следует объяснить, что поскольку название этого предмета начинается с «а», то рядом с ним написали букву, которая этот звук обозначает. Затем рассмотрите ее внимательнее. Спросите, из каких частей она состоит. Обсудите, на то похожа буква. Можно попробовать нарисовать из нее другие предметы. Это обязательно заинтересует вашего ребенка. В конце раздела вы можете посмотреть специальное обучающие видео.
- Написания. После знакомства, необходимо научить писать эту букву. Здесь используйте свою фантазию. Ее можно нарисовать на бумаге ручкой, мелом на доске, пальцем на песке. Можете склеить ее из нескольких частей или соединить по точкам. Можно слепить из пластилина или выложить какими-либо предметами, например, пуговицами. Или же смастерить целую поделку. Такие творческие задания еще больше заинтересуют ваше чадо.
- Составление слога. После того, как ребенок выучил 3-4 первых звука, мы приступаем к слиянию их в слоги. Здесь родителю необходимо правильно объяснить этот механизм. Расскажите, что вы произносите их вместе. Используйте визуализацию. Например, сложите два кубика с этими буквами. Произносите все четко, а затем попросите повторить за вами. Объясните артикуляцию и покажите. Разбирайте каждую ступеньку. Обычно такое тщательное пояснение нужно будет повторять на протяжение только первых 2 недель. Затем ребенок улавливает смысл.
Полезные советы для обучения чтению по слогам
- Выберите методику. На сегодняшний день самой оптимальной для родителей считается методика обучения чтению по Жуковой. В любом книжном магазине вы сможете найти ее букварь. Ее техника заключается как раз в звуко-буквенном подходе на игровой основе.
- Определите правильную последовательность изучения гласных и согласных. Сначала изучаются открытые гласные – а, о, у, э, ы. Затем твердые согласные – н, м. После глухие и шипящие – с, ш и прочие.
- Постоянно повторяйте пройденный материал. Не учите каждый раз с ребенком только новые звуки и слоги с ними. На каждом занятие старайтесь повторять все выученное до этого.
- Учитесь складывать слоги во время изучения звуков. Не откладывайте этот процесс на конец. Уже после первых 3-4 звуков, делайте из них слоги.
- Начинайте с простых слогов. Для начала изучайте такие сочетания, как «ма», «на», «ро», «лу» и т.д. Затем переходите к более сложным, например, с шипящими «ши».
- Оставляйте сложные на потом. Когда уже ребенок понял механизм слияния, можно переходить к более сложным занятиям, например, чтения слогов, которые начинаются с гласных «уп», «ак», «еж» и т.д.
- Начинайте чтение простых слов. Как только все звуки усвоены, а чтение слогов происходит на автомате, приступайте к словам.
Начинайте с таких слов как «мама», «папа», «рама» и т.д. Но не произносите слова на распев, как делалось это раньше. Ребенок быстро к этому привыкнет, а затем тяжело будет отучить. Делайте сразу свою работу качественно.
- Старайтесь проводить все в форме игры. Демонстрируйте все с помощью специальных материалов. Используйте кубики, поделки, специальные палочки. Включайте свою фантазию.
Видео советы как правильно научить читать ребенка по ссылке.
Не лишайте своего чада детства, перегружая его множеством дополнительных занятий. Не начинайте обучаться чтению, раньше 5-6 лет.
Это просто бессмысленно. Конечно, ваш сын или дочь рано или поздно научиться читать. Но только вы можете ему в этом помочь, сделав это в непринужденной атмосфере и без стресса. На этом я говорю вам: «Пока»! Делитесь своими мнениями и секретами в комментариях.
Источники:
http://lecheniedetej.ru/psixologiya/kak-nauchit-rebenka-chteniyu.html
http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-rekomendaci-po-rabote-s-bukvarem-n-s-zhukovoi.html
http://familystr.com/deti/deti-do-7-let/kak-pravilno-nauchit-chitat-rebenka-po-slogam/