11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предметная и игровая деятельность ребенка в раннем возрасте. Игровая деятельность детей раннего возраста

Предметная и игровая деятельность ребенка в раннем возрасте. Игровая деятельность детей раннего возраста

Конференция: Игровая деятельность по ФГОС ДО

Автор: Копылова Наталия Викторовна

Организация: Детский сад имени Т. Г. Шевченко

Населенный пункт: Республика Крым, г. Евпатория

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования вступил в силу с 1 января 2014 года. В виде главного принципа дошкольного образования стандарт предлагает «полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития». Помимо этого, в стандарте говорится, о том, что реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры…». Реализация 5 образовательных областей, зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может осуществляться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка).

В раннем возрасте (1 – 3 года) таким содержанием будет: «предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность». То есть содержание образования детей раннего детства (0-3 лет) построено на пяти образовательных областях и направлено на раскрытие потенциальных возможностей ребенка через формирование ключевых компетенций

Содержание может быть осуществлено с помощью разных видов игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и т.д.), которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста для организации занятий (так называемая совместная деятельность) или самостоятельной деятельности малышей.

Ряд исследователей (Н.М. Аксарина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.) считатет, что ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Вовремя начатое и правильно реализуемое воспитание малышей является важным условием их всестороннего развития.

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями.

Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности. Игра и действия с предметами — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. От занятий эта деятельность ребенка отличается тем, что возникает она по инициативе самого малыша. Игра занимает большое место в жизни ребенка: все время, не занятое сном, кормлением, занятиями, — малыш играет. Это его естественное состояние. Игра доставляет ему много радости, сопровождается положительными эмоциями: он удивляется, радуется от получения новой информации, достижения желаемого результата, общения со взрослыми и сверстниками. Игра — путь детей к познанию окружающего мира.

Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач. Именно в игре формируются первые положительные отношения со сверстниками: интерес к играм других детей, желание включиться в их игру, первые совместные игры, а в дальнейшем — умение считаться с интересами сверстников.

Во время самостоятельной деятельности у детей складываются положительные взаимоотношения и эмоционально-деловые связи со взрослыми. Они тянутся к тем, кто с ними занимается, играет; быстро перенимают тон отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять взаимные чувства. Уже на втором году жизни дети очень чутко прислушиваются к оценке воспитателем их деятельности и ориентируются на нее.

Для воспитателя организация игровой самостоятельной деятельности детей является одним из наиболее сложных разделов работы, так как, с одной стороны, он должен не подавляя инициативу ребенка, умело направлять его игру, с другой — научить малыша играть самостоятельно. Правильно организовать самостоятельную игровую деятельность воспитатель сможет лишь в том случае, если он хорошо знает не только особенности психического развития ребенка того возраста, с которым он работает, но и особенности развития детей всей группы.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Для осуществления этой главной задачи требуется решение множества организационных вопросов, а именно: закрепление времени для игр в режиме детского сада и определение содержания игровой деятельности детей; определение места игры как формы организации жизни детей в детском саду среди других форм воспитания и обучения; наконец, большое значение приобретает вопрос об оборудовании игр в соответствии с их изменениями в течение дня и года, интересами детей и их возрастом.

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возраста может быть организована следующим образом:

1. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения.

2. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь), настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

Читать еще:  Поздравления с рождением сына родителям христианские. Поздравления с рождением сына для мамы и папы

5. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов»), деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

6. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

7. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

8. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

5 образовательных областей могут быть реализованы при помощи следующих видов игр, которые могут применяться воспитателями в группах раннего возраста:

  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • подвижные игры;
  • пальчиковые игры;
  • сюжетное конструирование и др.

Тогда комплексный метод руководства игрой в группах раннего возраста будет включать в себя такие компоненты как:

  • планомерное обогащение жизненного опыта детей;
  • совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;
  • своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;
  • активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Список литературы:

  1. Воспитание и развитие детей от 1года до 2 лет. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.
  2. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С.Л. Новоселовой. М, 2008.
  3. Носова Е.А. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – М.: Детство – Пресс, 2001.
  4. Обучение через игру. Р.Р. Фьюэлл, П.Ф. Вэдэзи. Санкт-Петербург, 2005.
  5. Первые шаги./Сост. К.Белова. – М.: Линка – Пресс, 2009.
  6. Самоукина Н.В. Игры, в которые играют. – Дубна, 2000.
  7. Смирнова Е. Ранний возраст: игры, развивающие мышление// Дошкольное воспитание. – 2009. – №4. – с.22.

Игровая деятельность в раннем детстве

В начале раннего детства игрушка является для ребенка простым предметом, с которым можно манипулировать, выполнять неспецифические действия. Игровой деятельности, как отдельного вида деятельности, в начале раннего возраста еще нет. Постепенно игра начинает отделяться от предметных действий, приобретать для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития.

Практический пример

Артем В., 1 год 6 месяцев. Встретив знакомого взрослого – тетю Олю у дверей своей комнаты, захлопал в ладоши и сказал: “Ли гать!” (Пошли играть!). Он показал ей машинку, толкнул ее по направлению к взрослому, сказал: “Би-би”. От взрослого необходимо было сделать то же самое, иначе сразу были слезы. Такая игра может продолжаться достаточно длительное время.

Игрушка является предметом, который моделирует какой-либо предмет взрослого мира. Действия детей с предметами-орудиями существенно отличаются от действий с игрушками (табл. 5.1). Первые требуют определенных и строго фиксированных способов действия. По отношению к игрушкам жесткая логика их употребления и необходимость в системе устойчивых и однозначных действий с ними отсутствуют. Игрушки полифункциональны. С игрушками ребенок может делать все что хочет, взрослый не навязывает ребенку определенных способов действий с ними. Кроме того, предметные действия ориентированы на достижение какого-либо результата, а действия с игрушками могут осуществляться без какой-либо определенной цели. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная основа действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. Б результате происходит постепенная схематизация действия.

Отличия предметных действий детей и действий с игрушками

Действия с игрушками

Жесткая фиксированность определенных способов действия

Отсутствие фиксированных однозначных способов действия

Направленность на достижение определенного результата и регуляция этим результатом

Отсутствие конкретного результата и осуществление без определенной цели

Важной предпосылкой появления игровой деятельности являются действия с предметами-заместителями. В раннем возрасте возникает перенос действия с предметом, усвоенного в одних условиях, в другие условия и осуществление того же действия, но уже предметом-заместителем. Границы переноса в рамах предметных действий постепенно становятся все шире. Чаще используются предметные замещения. Впервые они возникают в случае необходимости дополнения привычной ситуации действия недостающим предметом, отсутствующим в данный момент. Первоначально такое замещение осуществляется собственными кулачками ребенка. Несколько позднее обычно появляется использование одних предметов в качестве заместителей других.

Развитие игровых замещений в раннем возрасте проходит следующие этапы:

  • • наблюдение за игрой взрослого;
  • • присоединение к этой игре, совместная игра;
  • • подражание действиям взрослого;
  • • самостоятельное отсроченное подражание с появлением вариативности игровых действий;
  • • появление самостоятельных игровых замещений.

Эти этапы отражают переход от непосредственного подражания чужим действиям к собственным действиям ребенка, которые опосредованы знаком как “орудием культуры”, т.е. словом; возникает действие от слова (или от мысли), а не от вещи. Этот поворот происходит при активном и непосредственном участии взрослого. Функция замещения, как и всякая другая психическая функция, сначала разделена между ребенком и взрослым и существует в интерпсихической форме, а затем присваивается ребенком и становится его интрапсихической функцией. Введение знака (т.е. переименование предмета) преобразует для ребенка внешнюю воспринимаемую ситуацию в смысловую. Восприятие опосредуется словом, а прежние предметы наполняются новым смыслом. Переход от непосредственного действия к опосредованному происходит в единстве аффективного и интеллектуального: перенос значения одного предмета на другой возможен только при эмоциональной вовлеченности ребенка в игру и при аффективной значимости игровых действий.

Как предметы-заместители дети чаще всего используют неоформленные предметы, не имеющие строго определенного игрового значения (палочки, камешки, кубики и др.). Они используются как дополнение к сюжетным игрушкам или предметам обихода. Требования к сходству предмета-заместителя с изображаемым предметом в раннем возрасте минимальны (один и тот же предмет может заменять совершенно непохожие друг с другом предметы и для замещения одного и того же предмета могут использоваться разнообразные, мало похожие предметы). Главное для ребенка – совершать с замещающим предметом действия, обычно осуществляющиеся с настоящим предметом.

Читать еще:  Может ли поздний ребенок окончательно разрушить семью. Как дети разрушают брак. Любовники становятся родителями

Называние ребенком воображаемых состояний игрушек, свойств предметов является важной предпосылкой создания игровой ситуации. Первоначально ребенок самостоятельно не называет предмет игровым названием, а только после того как взрослый назвал его; затем ребенок может назвать предмет-заместитель сам, но только после вовлечения его в игру, после выполнения соответствующего действия с ним.

На протяжении раннего возраста существенно усложняется структура игровой ситуации одноактными действиями; действия с одной и той же игрушкой но много раз стереотипно повторяются, при этом не изменяются по содержанию. Затем игровые действия включают уже два или более элементарных действия, но не имеющие между собой логической связи (рис. 5.2). Такие игры детей раннего возраста называют процессуальными, так как смысл такой игры заключается в самом процессе действия.

Рис. 5.2. Развитие строения игрового действия в пределах раннего детства

Особенности процессуальной игры и ее отличие от более поздних видов игровой деятельности заключаются в следующем:

  • • однообразие, “одноактность” игровых действий без смысловой связи между ними;
  • • содержание игровых действий – подражание взрослому;
  • • материал игры – только реалистические игрушки, отображающие реальные предметы, которые находятся в поле восприятия ребенка;
  • • низкий уровень эмоциональной включенности в игру.

Логика игровых действий, отражающая связь реальных жизненных действий, появляется во второй половине периода раннего детства.

Практический пример

Маша М., 2 года 11 месяцев. Девочка играет в игру “Покормим куклу”. Маша довольно долго играет с куклой – кормит ее, переодевает, разговаривает с ней: “Моя хорошая, дочка, сейчас мы переоденем штанишки. Переоденемся, помоем ручки и пойдем обедать. Не плачь, сейчас будем кушать”. Раскладывает на игрушечные тарелки мелкие бумажки (еда). Берет карандаш, сажает куклу себе на коленки и осторожно подносит к ее рту “кашу” и приговаривает: “Надо кушать кашу”. После этого вытирает кукле рот полотенцем (носовой платок) и укладывает ее спать. Маша отображает в своей игре то, что видела дома (недавно у нее родилась сестричка), она помог ала маме ухаживать за ней.

Развитие игровой ситуации также происходит в связи с возникновением и развитием роли, которую ребенок берет на себя при выполнении определенного действия. Называние ребенком себя именем другого человека связано с называнием себя своим собственным именем. При назывании себя своим именем ребенок выделяет свои действия как собственные. При назывании себя именем взрослого (сначала это происходит только по указанию педагога) ребенок находит сходство между своими действиями и действиями взрослых. Это создает предпосылки для появления роли в игре, что происходит в конце третьего года жизни. В это время появляется называние игрушки именем действующего лица.

На третьем году жизни игра существенно изменяется: усиливаются игровая мотивация и эмоциональная вовлеченность в игру, увеличиваются длительность игры и самостоятельность, вариативность игровых действий, возрастает количество игровых замещений, осознанность, самостоятельность и оригинальность замещающих действий.

Разнообразие игрушек и оборудования для игровой деятельности отражает широту интересов детей раннего возраста. Очевидным является то, что ни один ребенок не может “переиграть” во все игрушки, для него главной ценностью выступает сама игра. Поэтому ребенку необходимы только единичные модели живых и неживых объектов окружающего мира, а не большие коллекции игрушечных животных, машинок, роботов и т.д. Важную роль для психического развития ребенка играют материалы для детского творчества (кубики, конструкторы, мозаики, музыкальные инструменты и т.д.). Примерный перечень игрушек и развивающих материалов для детей раннего возраста представлен в табл. 5.2.

Игрушки и развивающие материалы для детей раннего возраста

Для детей 1 – 1,5 лет

Пастель, мелки, карандаши, фломастеры. Наборы кубиков, блоков для конструирования (разных по цвету и величине). Набор форм, вставляющихся друг в друга. Мягкие куклы среднего размеры. Мягкие игрушки-зверюшки. Тамбурин. Барабан. Свисток, дудочка. Книжки с картинками. Книжки с короткими стихотворениями для детей. Большая грузовая машина. Легковая машина с водителем. “Почтовый ящик”, лучше с прозрачными стенками (коробка или ведерко с крышкой, имеющей отверстия различной формы и соответствующие им вкладыши). Матрешка. Составные игрушки из 2-3 частей (например, “Лего”). Самокат (“машина”, “лошадка” и т.п.). Подвижная игрушка на колесиках (“бабочка” и т.д.) на шесте или на веревочке. Игрушки-модели предметов, людей, животных

Для детей 1,5-2 лет

Парные картинки, лото. Кисти, краски (не токсичные). Набор для нанизывания (“бусы”). Игрушечная мебель. Пластилин и другие материалы для лепки. Пазлы (простые) . Разрезные картинки из 2-3 частей. Кегли. Сказки (“Репка”, “Теремок” и др.). Хрестоматия для детей от 2 до 4 лет. Миниатюрные модели бытовых предметов. Игрушечный набор “Семья”. Наборы для ролевой игры (“Инструменты”, “Доктор”, “Кухня”, “Парикмахерская” и др.). Игрушечный транспорт (поезд, кораблик, самолет и др.). Набор для игры с песком

Для детей 2-3 лет

Модель дома. Пазлы (для составления целого из частей). Фигурки животных с детенышами (лото: животные с детенышами “Найди маму”). Одежда для кукол по сезону. Игрушечные часы. Куклы для театра.

Наряды для маскарада. Разрезные картинки из 4 частей. Лото: “Овощи”, “Фрукты”, “Посуда”, “Мебель”, “Одежда”, “Транспорт”, “Животные”. Детские ножницы с тупыми концами. Составные игрушки из 3 и более частей. Губная гармошка. Игрушечный клавесин. Трехколесный велосипед

К концу раннего детства подготавливаются основные предпосылки для перехода к ролевой игре: использование предметов-заместителей, называние их в соответствии с игровым значением, усложнение структуры игровых действий, возникновение роли в игре. Все эти предпосылки игры возникают, как и предметные действия, только в процессе совместной деятельности ребенка со взрослым, поскольку ребенок сначала переносит действия с одними предметами на другие, предлагаемые сначала взрослым, называет предметы в соответствии с их игровым значением только после действий с ними и называния их взрослым игровыми наименованиями, называет себя именем других людей, чьи действия воспроизводит также по предложению взрослого.

Читать еще:  С чего начать вязание крючком для детей. Обучение дошкольников вязанию крючком. Выбор инструментов для вязания

Предметная и игровая деятельность в раннем детстве

Ведущая деятельность в раннем детстве – предметная деятельность (иногда ее называют предметно-орудийная или предметно-манипулятивная деятельность). Ее отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия ребенка с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов. Взрослый учит ребенка тому, как следует использовать ложку и чашку, как держать в руке карандаш и как — совочек, что нужно делать с игрушками — возить машину, укачивать куклу, дуть в дудочку.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:
1) дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
2) организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действий;
3) через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к усвоению норм и форм поведения взрослых, а далее – к формированию у ребенка определенных личностных качеств. Например, куклу ребенок укладывает спать, кормит ее, везет коляску, гладит, пылесосит, готовит еду и т.п.

В раннем возрасте у ребенка начинают складываться сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании, конструировании, в других видах творческой деятельности. Эти действия называются произвольными потому, что они возникают не под воздействием внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие внутреннего замысла, который руководит действиями ребенка. Произвольные действия — это целенаправленные действия, у детей раннего возраста они могут быть неустойчивыми. Начав их выполнять с определенной целью, ребенок довольно скоро отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств.

В раннем возрасте возникает и получает развитие символическая игра. Для развития такой игры важно появление символических или замещающих действий. Когда, например, кукла укладывается на деревянный брусок вместо кровати — это замещение. Когда ребенок, перевернув куклу вниз головой, трясет ее и сообщает, что сыплет соль из солонки, — это еще более сложные замещающие действия.

Двухлетняя девочка протягивает маме камешек: «Вот тебе конфетка, кушай!» (камешек используется в значении конфеты). Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок развития игры. Иногда замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. В этом случае ребенок на предложение покормить куклу, осмотрев стол с игрушками, отвечает, что кормить нечем — нет ни хлеба, ни чая, ни сахара. Такие дети нуждаются в специальном внимании, нужно выяснить, с чем связано отставание в формировании символических (замещающих) действий, и оказать им помощь.

К концу раннего возраста дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причем не просто манипулируя ими, а конструируя, строят из них что-либо новое.

В конце второго — начале третьего года жизни в поведении ребенка можно наблюдать феномен «роль в действии». Ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, но охотно соглашается, когда ему это сообщают («Ты ведешь машину как папа. Ваня — папа»). Позже он сам замечает сходство своих действий с действиями взрослого и называет себя его именем. Полуторагодовалый мальчик берет сломанную электробритву, втыкает вилку в дырочки детского кресла, долго водит бритвой по щекам, приговаривая: «Я — папа».

Перечисленные этапы развития предметной игры составляют одновременно предпосылки сюжетно-ролевой игры: переименование предметов, отождествление ребенком своих действий с действиями взрослого, называние себя именем другого человека. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы. Взрослый своими предложениями постепенно усложняет и вносит разнообразие в игру; обеспечивает материальную сторону игры: подбирает игрушки и материалы (посуду, мебель, лоскуты, одежду, инструменты и т.д.).

В ранний период времени появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге. Сначала дети изображают каракули, которые могут представлять все что угодно: кошку, собаку или человека, любой другой знакомый ребенку объект. На третьем году жизни рисунки детей обнаруживают уже больше сходства с изображаемым объектом.

Таким образом, рисование в раннем детстве проходит 3 стадии:
1) каракули;
2) узнавание предмета в случайном сочетании линий;
3) изображение по замыслу, по словесно сформулированному намерению (собственно изобразительная деятельность).

Для дальнейшего развития изобразительной деятельности необходимо обогащать восприятия и представления ребенка и формировать графические образы.

На первом году жизни непосредственное взаимодействие между детьми практически не наблюдается. Младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, дергают за волосы, трогают пальцами глаза и т.п. В возрасте 18-20 месяцев у детей возникают первые взаимодействия с партнерами по игре. Начиная с этого возраста дети стремятся больше играть друг с другом.

Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Ее возникновение связано с рядом обстоятельств.

Во-первых, у ребенка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция, он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
Во-вторых, у ребенка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых.
В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми (детьми и взрослыми) в игре.

В сюжетно-ролевой игре ребенок копирует способы обращения людей с предметами и способы общения людей друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым ребенок лучше усваивает предметные действия, нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.

Ирина Базан

Поделиться “Предметная и игровая деятельность в раннем детстве”

Источники:

http://www.adou.ru/conference_notes/214
http://studme.org/2000031525774/psihologiya/igrovaya_deyatelnost_rannem_detstve
http://psihogrammatika.ru/?p=386

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: