0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Признаки одаренных детей. Возрастные особенности одаренности. Признаки одаренных детей: Они любят природу

Психологические особенности одаренных детей

Одаренные дети – это дети, резко выделяющиеся из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания (Ю.З. Гильбух).

Они с самого раннего детства отличаются от своих сверстников: мало спят, рано начинают говорить, у них богатый словарный запас, повышенная внимательность, ненасытное любопытство, отличная память, такие дети уже в трехлетнем возрасте могут следить за несколькими событиями одновременно. В двух-трехлетнем возрасте они могут долго концентрироваться на выполнении интересующего их задания, возвращаются к нему в течение нескольких дней. Подобное поведение не характерно для детей этого возраста. Столь ранние проявления одаренности обычно свидетельствуют о выдающихся интеллектуальных способностях.

Одаренность определяется следующими параметрами: 1) опережающим развитием познания; 2) психологическим развитием; 3) физическими данными.

Опережающее развитие познания проявляется следующим образом.

1. Одаренные дети способны заниматься несколькими делами одновременно. Складывается впечатление, что они «впитывают» в себя все окружающее.

2. Они очень любопытны, задают много вопросов, активно исследуют окружающий мир, не терпят никаких ограничений при исследовании того или иного процесса. Ж. Пиаже считал, что функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Для одаренных детей учиться так же естественно, как дышать. Ученые дают этому такое объяснение: у одаренных детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга, и он может «перерабатывать» интеллектуальную «пищу» в больших количествах, чем мозг обычных детей.

3. Эти дети в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи между явлениями, видеть неожиданные связи между концепциями и событиями, делать соответствующие выводы. Все это приводит к появлению творческих способностей (креативности) и изобретательности.

4. У них хорошая память, развито абстрактное мышление. Они могут полноценно пользоваться имеющимся опытом, классифицировать и категоризировать имеющуюся информацию или опыт. Этот факт подтверждается тем, что одаренные дети проявляют склонность к коллекционированию: им нравится приводить коллекцию в порядок, систематизировать ее, заниматься реорганизацией предметов. Большой словарный запас сопровождается сложными синтаксическими конструкциями, умением грамотно поставить вопрос. Они любят читать словари, энциклопедии, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

5. Одаренные дети легко справляются с познавательной неопределенностью. Это проявляется в том, что они любят сложные задания и стремятся выполнить их сами.

6. Они отличаются повышенной концентрацией внимания, упорством в достижении значимой для них цели в той сфере, которая для них интересна. Высокая увлеченность делом может привести к тому, что ребенок будет стараться довести его до совершенства, а если конечный результат ему не понравится, он разорвет или сломает то, над чем трудился. Стремление довести начатое дело до совершенства (перфекционизм) – одна из проблем, наиболее часто отмечаемая родителями и учителями.

7. У этих детей сформированы основные компоненты умения учиться: учебные навыки (беглость осмысленного чтения и счета, привычка к аккуратному, четкому оформлению продуктов своей умственной деятельности); учебные умения интеллектуального плана (планирование предстоящей деятельности, тщательный анализ поставленной цели; понимание требований задачи, наличия и отсутствия у себя знаний для ее решения, осознание цели деятельности и критериев качества будущего продукта, точное следование намеченным ориентирам, контроль за выполнением работы).

Психологическое развитие одаренных детей также иное по сравнению со «средним» ребенком.

1. У них очень сильно развито чувство справедливости, и появляется оно очень рано.

2. У этих детей очень широки личные системы ценностей: они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим, живо откликаются на правду, справедливость, гармонию.

3. У них богатое воображение. Иногда они придумывают несуществующих друзей, желанного братика или сестренку, яркую фантастическую жизнь. Они наслаждаются своими красочными рассказами, чем вызывают беспокойство у взрослых, которые опасаются того, что ребенок живет в своем мире, придуманном, а не реальном.

5. Одаренные дети обладают хорошо развитым чувством юмора. Это связано с тем, что их воображение живо, они активны, многое видят и поэтому обнаруживают много смешного и несуразного.

6. Они стараются решать проблемы, с которыми им пока сложно справиться. Поскольку эти дети в некоторых областях добиваются высоких результатов, родители считают, что они смогут с успехом справиться с любой задачей. И когда у ребенка что-либо не получается, наступает разочарование, которое выражается в ощущении собственного несовершенства. Такие дети не умеют переживать неудачу, потому что во всех своих предыдущих начинаниях были на высоте. Родителям надо постараться с раннего возраста оградить детей от таких переживаний, но в разумных пределах, приучая их к занятиям, где они показывают не самые блестящие результаты. По мнению английских психологов, человеку нужно знать, что порой терпеть неудачу – это нормально и даже полезно. Неудачу нужно принимать не как повод для отчаяния и самоунижения, а как возможность для переоценки и адаптации.

7. Для одаренных детей характерны преувеличенные страхи. Данные исследований показывают, что эти страхи не имеют под собой реальной основы: дети, живущие в городах, больше всего боятся львов и тигров, а не машин. Возможно, эти страхи связаны с богатым и хорошо развитым воображением.

8. У одаренных детей наблюдаются экстрасенсорные способности (телепатия, ясновидение). Такие свойства встречаются часто, и относиться к ним надо с пониманием.

9. В дошкольном возрасте у этих детей, как и у всех остальных, наблюдается возрастной эгоцентризм, т. е. проецирование собственного восприятия и эмоциональной реакции на явления, умы и сердца всех присутствующих. Другими словами, одаренный ребенок считает, что все воспринимают то или иное событие так же, как он.

Читать еще:  Пахучий вопрос: самый эффективный способ приучить щенка ходить на пеленку и в лоток. Как приучить щенка к пеленке

10. У них возникают проблемы со сверстниками, особенно в тот момент, когда детский эгоцентризм сопровождается чувствительностью и раздражением из-за неспособности сделать что-либо. Ребенок не может понять, что другие воспринимают окружающих мир не так, как он. Одаренные дети страдают от непринятия их сверстниками, что может повлечь развитие негативного восприятия себя. Чтобы этого не произошло, ребенку с самого раннего возраста необходимо общение с такими же одаренными детьми.

Физические характеристики одаренности таковы: очень высокий энергетический потенциал и малая продолжительность сна. Эти свойства проявляются с раннего детства: в младенчестве продолжительность сна меньше 20 ч, а дети постарше быстро отказываются от дневного сна.

Тонкая моторика по сравнению с познанием не очень развита. Резать и клеить для одаренного ребенка намного сложнее, чем производить вычисления. Надо знать, что подобное психомоторное развитие для детей дошкольного и младшего школьного возраста нормально, оно ни в коем случае не замедленно, однако такая неровность в развитии ведет к раздражительности ребенка.

Выделяют следующие типы одаренности: общая (умственная) и специальная (художественная, социальная, спортивная), односторонняя умственная одаренность.

Умственные способности делятся по предметному признаку: физико-математические (просто математические), гуманитарные и т. д. Специальная (художественная) одаренность подразделяется на литературную, музыкальную, хореографическую и т. д.; социальная – на способность к правовой, педагогической деятельности; способности, относящиеся к организаторской деятельности в различных сферах жизни общества. Все эти типы одаренности не изолированы друг от друга, человек может обладать как одной, так и несколькими способностями. Надо помнить, что общая и специальная одаренность предполагают определенный уровень развития умственных способностей.

Односторонняя умственная одаренность характеризуется тем, что одни умственные способности развиты хорошо, а другие – недостаточно. Например, вербальные тесты (задания, в которых оценка зависит от уровня речевого развития) ребенок выполняет отлично, а невербальные (задания на пространственное мышление и воображение) – плохо. Таким образом, «односторонность означает дисгармонию в способностях, наличие таких способностей, которые не достигают нормы» (Ю.З. Гильбух). В учебе это выражается следующим образом: по одному или группе предметов, которые ученику интересны, он успевает хорошо, а по другим плохо.

К вопросу о детской одаренности. Часть 1

Елена Царёва
К вопросу о детской одаренности. Часть 1

Одна из приоритетных задач современного общества – создание условий для выявления и развития одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей. Поэтому растет число трудов в этой области, однако, при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эти работы могут привести к негативным последствиям.

Следовательно, требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, родителей, чиновников от образования для формирования у данных детей научно – адекватных представлений о природе, а также методах выявления и путях развития одаренности. Актуально создание рабочей концепции одаренности, которая явилась бы теоретическим и методическим основанием для практической работы.

Одаренность – это понятие не из детского сознания. Талантливый ребенок осознает скорее не свою одаренность, а свое отличие от других, а по действующим в этом мире социально-психологическим закономерностям переживания этого различия самим ребенком и его окружением, это может перерасти в отчужденность и породить серьезные личностные конфликты.

Многие думают, что ребенок, который опережает сверстников по уровню интеллекта и блистает умственными способностями, не будет встречать трудности в учебных занятиях и ему, видимо, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, свои драмы в ходе возрастного развития.

Таким образом, специальное психологическое исследование особенностей одаренных детей выступает важным и необходимым моментом работы с ними.

Предмет исследования: психология одаренных детей.

Объект исследования: психологические особенности одаренного ребенка.

Цель исследования: охарактеризовать психологические особенности одаренных детей.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

– охарактеризовать понятие одаренности у детей;

– проанализировать психологические особенности одаренности у детей.

Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Список литературы содержит 8 источников.

Объем работы: 26 страниц печатного текста.

1. Понятие одаренности у детей

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в каком- либо виде деятельности.

Согласно рабочей концепции одаренности (Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д., Бабаева Ю. Д. и др., одаренность – это не высокий уровень развития конкретных (прежде всего, умственных) способностей ребенка, а системное качество, характеризующее психику ребенка в целом. Именно личность, ее направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован ее потенциал. То есть приоритетной является задача воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. К одаренному ребенку необходимо относиться бережно, понимая не только преимущества, но и трудности, которые несет одаренность (8, с. 5).

Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социо- культурной среды, опосредованной деятельностью ребенка (игровой, трудовой, учебной). Особое значение имеют: собственная активность ребенка, психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

В психике детей глубоки интегративные процессы на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость одаренности. Задержка, поступательность или регресс интеграции определяют динамику развития одаренности.

Читать еще:  Мегион с днем города поздравляют официальные лица. Официальное поздравление с днем города, района, деревни, села в прозе

Относительно феномена одаренности ребенка существует две противоположные точки зрения. По социальной концепции признается, что большинство детей от рождения одинаково наделены разумом, и разница в уровне развития их способностей обусловлена разницей жизненных условий (Дж. Локк, К. А. Гельвеций). Вторая – теория генетической наследственности, по которой одаренность является врожденным, довольно редким явлением, что наследуется от родителей и даже через поколения (Ф. Гальтон, Г. Штернберг). (4, с. 15-16).

Противоречие этих взглядов исчезает, если считать, что потенциальная одаренность ребенка по отношению к различным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует лишь незначительная часть детей. Любой ребенок может достигать особых успехов в широком спектре деятельности, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития. Таким образом, одаренность в определенной деятельности может возникать стихийно и дальше развиваться при благоприятных условиях или затухать при неблагоприятных.

Частое ли явление – детская одаренность? Существуют две крайние точки зрения на эту проблему:

1. «Все дети являются одаренными». До уровня одаренности можно развить практически любого здорового ребенка, при создании для него благоприятных условий

2. «Одаренные дети встречаются крайне редко». Одаренность – уникальное явление, и основное внимание надо уделять поиску одаренных детей. (6, с. 7).

Существует и другая позиция: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, а реальные незаурядные результаты показывают единицы.

Ребенок может проявить особую успешность во многих видах деятельности, так как его психологические возможности весьма пластичны. Это создает условия для формирования различных видов одаренности. Одаренность часто проявляется в успешности такой деятельности, которая имеет стихийный характер. Судить об одаренности ребенка надо не только по школьным или внешкольным успехам, но и по инициированным им самим формам деятельности.

Иногда причиной, задерживающей становление одаренности (несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются какие–либо трудности, развития – заикание, повышенная тревожность и т. д. Про оказании психолого- педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Причиной отсутствия проявлений какого-либо вида одаренности может быть недостаток необходимых знаний, умений и навыков, недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка.

Следовательно, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя поведение ребенка, педагоги, психологи и родители должны допускать, что недостаточно знают о его истинных возможностях, и знать, что существуют такие дети, чью одаренность они пока не смогли увидеть.

Одаренность у детей – это потенциал психического развития в последующих этапах жизни человека. Но нужно учитывать и специфику одаренности детей:

1. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Иногда существует видимость одаренности («маска», а под ней – обычный ребенок. Это – так называемое «ускоренное развитие» определенных функций, специализация интересов и т. п.

2. Под влиянием смены возраста, образования, усвоения норм культурного поведения и т. д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Поэтому очень сложно оценить устойчивость одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном возрастном этапе. Труден и прогноз превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.

3. Своеобразие формирования детской одаренности – неравномерность, рассогласованность психического развития. Например, высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т. д. По одним признакам ребенок может классифицироваться как одаренный, а по другим – как отстающий в психическом развитии.

4. Проявления детской одаренности иногда трудно отличить от обученности (степени социализации, как результата более благоприятных условий жизни данного ребенка. Например, при равных способностях ребенок из обеспеченной семьи (если семья прилагает усилия для его развития) покажет более высокие достижения в некоторых видах деятельности по сравнению с ребенком, которому не были созданы такие условия.

Оценка какого-либо ребенка, как одаренного, во многом условна. Самые яркие способности ребенка не являются достаточным показателем его достижений в будущем. Признаки одаренности у детей, даже при самых оптимальных условиях, могут постепенно или быстро исчезнуть. Это важно учитывать про организации практической работы с одаренными детьми. Не нужно навешивать ребенку клеймо «одаренный», т. к. случаются драматичные ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он- одаренный, на следующих возрастных этапах вдруг теряет признаки своей исключительности. Также может возникнуть вопрос, что делать с ребенком, начавшим обучение в специализированном образовательном учебном заведении, но потом перестал считаться «одаренным».

Поэтому в практической работе с детьми нужно использовать не понятие «одаренный ребенок», а «ребенок с признаками одаренности» (5, с. 94- 95).

Что касается видов одаренности, то систематизация определяется критериями в качественном и количественном аспектах.

КАЧЕСТВЕННЫЕ характеристики одаренности выражают специфику психологических возможностей человека и особенности их проявления в каких-либо видах деятельности.

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.

Критерии выделения видов одаренности:

1. Вид деятельности и сферы психики, обеспечивающие ее;

2. Степень сформированности;

3. Формы проявлений;

4. Широта проявлений в различных видах деятельности;

5. Особенности возрастного развития.

Мои статьи на МAAAM. День воспитателя. Сценарий развлечения «Неразлучные друзья» 16 сентября 2011 Праздник «Вот и закончилось лето!». 19 августа 2011 Праздник.

Совместное творчество детей и родителей на тему «Дары осени» (часть 1) В нашей группе прошел творческий семейный конкурс “Дары осени”. В конкурсе участвовало 19 семей из 22. Все работы заслуживают внимания.

Признаки одаренных детей: 15 ранних признаков одарённого ребёнка

Признаки одаренных детей: 15 ранних признаков одарённого ребёнка.Сколько есть у вашего?Сразу оговоримся, что интеллект измерить довольно сложно. Учителя считали Томаса Эдисона и Альберта Эйнштейна тугодумами, хотя они, несомненно, были одарёнными.

Читать еще:  Открытки с праздником святителя николая. Поздравления с Днем святого Николая: стихи, картинки, проза

Национальная ассоциация одарённых детей США определяет одарённость как «способности, значительно превышающие среднестатистическую норму для определённого возраста». Ребёнок может быть одарённым в одной или нескольких из следующих сфер:

  • Художественная;
  • Творческая;
  • Интеллектуальная;
  • Лидерская;
  • Академическая (языки, математика или естественные науки).

Признаки одаренных детей: По данным Национальной ассоциации,

«Одарённые дети уже знают около 60% детсадовской программы в самый первый день занятий».

Важно понимать, что одарённые дети не просто умны. Способные дети умны, в то время как одарённые дети изобретательны.Вспомните величайших новаторов в истории — да Винчи, Тесла, Белл, Эдисон, Гейтс, Джобс. Эти люди были теми, кого мы сейчас называем «одарёнными». Стоит отметить, что не все из них могли похвастаться хорошими оценками в школе.

Многие одарённые дети живут для того, чтобы воплотить свои идеи в жизнь. Когда что-то (например, школьный предмет) привлекает их внимание, одарённые дети хотят не только учиться, но и применять полученные знания на практике.Нестандартное мышление и тяга к инновациям — причины, по которым альтернативная образовательная среда чаще оптимальна для одарённых детей.

Признаки одаренных детей:Вот 15 признаков одарённых детей:

1. Они говорят, как преподаватели.

Одарённые дети усваивают знания гораздо быстрее, чем среднестатистические. Осваивать языковые навыки им также проще. У одарённых детей обширный словарный запас, и они могут использовать в речи сложные предложения.

2. Они замечают последовательности.

Навык выявления последовательностей (например, паззлов или времени, когда мама приходит домой) довольно редко развит у маленьких детей. Если, конечно, ваш ребёнок не относится к одарённым.

3.Признаки одаренных детей: Они много читают.

Одарённые дети невероятно любознательны. Чтобы удовлетворить своё любопытство, им нужно прочитать каждую книгу, которая попадает им в руки. Эта особенность наиболее ярко проявляется, если ребёнка что-то сильно заинтересует.

4. Они невероятно талантливы в чём-либо.

Одарённость — ещё одно слово для выдающегося таланта. Некоторые дети от природы талантливы в спорте, науке или искусствах. Выдающийся талант — это явный признак одарённости ребёнка.

Читайте также: Психолог рассказал про «Правило 3 минут», о котором должны знать все родители

5. Они предпочитают общество взрослых и детей постарше.

Одарённым детям в силу их высоко развитых умственных способностей неинтересно общаться со сверстниками. Они их не понимают, либо же одарённым детям с ними просто скучно. Поэтому они будут пытаться общаться с детьми постарше, учителями и взрослыми для стимуляции.

6. Они невероятно сосредоточены.

Тут стоит кое-что добавить: большинство одарённых детей обладает выдающейся способностью сосредоточиваться на том, что их интересует. На скучном уроке одарённый ребёнок утратит эту способность. Из-за этого ошибочно можно решить, что у ребёнка плохо получается сосредоточиваться.

7. Они не по годам зрелые.

Одарённый ребёнок может также обладать высокоразвитым эмоциональным интеллектом. Если ваш ребёнок одарённый, вы можете заметить, что он с неодобрением относится к шалостям сверстников. Одарённые дети обычно не склонны к проделкам и озорству.

8.Признаки одаренных детей: Они оригинальны.

Одарённые дети также обладают навыками решения проблем. Такие дети не только по-другому подходят к повседневным проблемам, но и могут придумать способ улучшить что-либо.

9.Признаки одаренных детей: Они — лидеры.

Благодаря своей зрелости, а также умению решать проблемы и мыслить нестандартно из одарённых детей получаются хорошие лидеры. Конечно, эти лидерские качества наиболее ярко проявятся, когда ребёнок будет находиться в подходящей обстановке.

10. Им не нужно указывать правильное направление.

Тогда как остальным детям нужно, чтобы родители или учителя говорили им, как правильно что-либо делать, одарённые дети сразу же берутся за дело и уже потом задают вопросы. Либо же вообще их не задают, если им удаётся самим во всём разобраться.

11.Признаки одаренных детей: Они полны сил.

Одарённые дети всегда в движении, вероятнее всего потому, что их мозг постоянно работает. Обратите внимание, что умные и одарённые дети зачастую очень быстро разговаривают. Так происходит потому, что они пытаются (безуспешно!) сделать так, чтобы слова поспевали за мыслями.

12. Им нужно проводить время в одиночестве.

Как и большинству детей, одарённым нравится проводить время с другими людьми. Тем не менее одиночество позволяет им остаться наедине со своими мыслями и развивать свою креативность. Одарённым детям нравится в одиночестве читать, писать и рисовать.

Читайте также: Почему одни дети похожи на мать, другие — на отца

13.Признаки одаренных детей: Они любят природу.

Некоторые одарённые дети, особенно те, у кого высоко развиты творческие способности, любят красивые виды и звуки природы. Их любознательность больше всего проявляется на природе.

14. Им иногда не удаётся реализовать свой потенциал.

Да, вы всё правильно прочитали. Умные и одарённые дети тратят почти всю свою умственную энергию на то, что им интересно. Нередко случается, что они преуспевают в одной области и терпят неудачу в другой. Одарённые дети иногда не могут реализовать все свои возможности из-за невнимательности, небрежности, фрустрации или обычной скуки.

15.Признаки одаренных детей: Им интересно учиться.

Одарённым детям настолько нравится учиться, что это становится их хобби. Благодаря своим умственным способностям и тяге к знаниям ребёнок может даже разделять какие-то интересы сверстников.А вам встречались такие дети?

Источники:

http://studopedia.ru/2_116373_psihologicheskie-osobennosti-odarennih-detey.html
http://www.maam.ru/detskijsad/k-voprosu-o-detskoi-odarenosti-chast-1.html
http://www.greatpicture.ru/priznaki-odarennyih-detey/

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: