1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проблема цели воспитания в педагогике. Целеполагание в педагогике. Понятие цели воспитания — Лекция

Проблема целеполагания в педагогике

Проблема целеполагания в обучении относится к наиболее сложным и важным проблемам в педагогике. Обычно, само понятие цель деятельности трактуется как идеальное мысленное предвосхищение результата, являющееся главным мотивационным компонентом для субъекта, который действует. Цель является системообразующим, определяющим элементом педагогической деятельности, т. к. определяет принципы, содержание, методы и формы обучения и воспитания. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результате педагогического процесса, о качествах, состоянии личности, которые предполагается сформировать. Цель воспитания нельзя выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлению общества об идеале человеческой личности.

Целеполаганиев педагогике – сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности. Целеполагание — это вид духовной активности, опирающийся на знание об объекте деятельности и методику применения средств. В педагогической литературе целеполагание характеризуется как трёхкомпонентное образование, включающее:

•обоснование и выдвижение целей;

•определение путей их достижения;

•проектирование ожидаемого результата.

Если генеральные или общие задачи или задачи курса формулируются в учебной программе, государственном образовательном стандарте, то частные цели и задачи, в т.ч. для конкретного урока, конструируются и корректируются учителем с привлечением учеников.

Выделяются: глобальная или идеальная цель, конкретно-историческаяи цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личная цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне гармонично развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах выдающихся мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

Необходимость всестороннего развития личности обусловлена высоким уровнем требований социально-экономического развития к личностным качествам, а также потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики и образования выделялись разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на всестороннее развитие задатков и способностей ребенка, раскрытие его творческих возможностей, формирование общественно и личностно значимых качеств.

Конкретно-историческая цель – это цель, сформулированная с учетом особенностей конкретного исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание. Выделяют свободное, жесткое и интегрированное целеполагание. При свободном целеполагании организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания. При жестком – цели и программа действий задается школьникам самим педагогом. При интегрированном целеполагании цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы: 1) диагностика учебно-воспитательного процесса и анализ его результатов; 2) проектирование педагогом воспитательных целей и задач; 3) организация коллективного целеполагания; 4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективных и промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку конкретных воспитательных задач как путей их достижения.

Для того чтобы учебно-воспитательные цели достаточно полно отражали специфику педагогического процесса, в их формулировке должны в явном виде отображаться деятельность учителя как организатора деятельности учащихся, деятельность учащихся и тот объект, на который направлена деятельность учащихся.

Планирование можно рассматривать как систему мероприятий по достижению заранее поставленной цели, оно основано на достоверных знаниях о возможных будущих ситуациях и событиях, о способах и методах соединения цели со средствами. Соотношение между целеполаганием и планированием имеет диалектический характер. Целеполагание предшествует планированию, оно задает направленность и общий характер планирования, планирование конкретизирует и уточняет целеполагание с учетом объективных условий.

Читать еще:  Что делать, если у мужа появилась любовница. Муж завел любовницу: как себя вести, чтобы не натворить ошибок

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ВОСПИТАНИИ

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

  • • проблемы выделения целевых ориентиров профессиональной деятельности воспитателя;
  • • проблемы целей воспитания в отечественной и зарубежной педагогике и образовании;
  • • ценности как основу социализации и воспитания;
  • • место христианских и общечеловеческих ценностей в процессе воспитания гуманистических качеств;
  • • соотношение национального и поликультурного в современном воспитательном процессе;
  • • вариативные цели и основные концепции воспитания в истории образования, в нашей стране и за рубежом;

уметь

  • • формулировать цель современного воспитания;
  • • выделять факторы, определяющие цель воспитания;
  • • намечать приоритеты воспитательной работы исходя из конкретных условий;
  • • анализировать цели, ценности и содержание воспитания;

владеть

• навыками публичного выступления по вопросам целеполагания в воспитании.

Проблема целей воспитания в отечественной и зарубежной педагогике, истории образования

Понятие цели воспитания

Определяя воспитание как процесс целенаправленного развития личности, логично попытаться определить цели, детерминирующие его направленность. Цель – предвосхищаемый результат деятельности; осознанная цель приобретает силу закона, направляет усилия людей, ее реализующих, подсказывает пути и средства ее осуществления.

Цели воспитанияэто ожидаемые изменения в человеке (или группе людей), осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведенных воспитательных акций и действий. Процесс формулировки таких целей, как правило, аккумулирует гуманистическое отношение воспитателя (группы или всего общества) к личности воспитуемого.

Процесс вычленения целей воспитания – весьма сложный, поскольку существует многообразие целей. Цели воспитания обусловливаются:

  • • достижениями философской и педагогической мысли;
  • • уровнем общественной культуры;
  • • политикой государства;
  • • потребностями общества, которые в свою очередь зависят от уровня развития производительных сил и характера производственных отношений;
  • • уровнем цивилизации в целом, экономическими, нравственными, правовыми, культурными и религиозными традициями и другими ее особенностями.

Так, например, до 90-х гг. прошлого века в нашей стране целью воспитания было формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Цель, таким образом, имела характер идеала будущего. В соответствии с ней составлялись программы воспитания. Сегодня педагогами признается неосуществимость такой цели воспитания. При этом у педагогов нет единства в понимании цели воспитания. Бо́льшая часть специалистов полагает, что цель воспитания – помощь личности в ее развитии, что и отражено в Законе об образовании.

Любое человеческое общество, каждая социальная группа, большая или маленькая, а также личность и общество порождают свою более или менее оформленную идеологию – структурированную систему идей.

Идеология направлена на выработку не объективной картины мира, а такой системы взглядов на мир, в рамках которой обеспечивалось бы сохранение определенной группы – носителя идеологии. Без идеологий вообще не существует общественная мысль, они являются средством преодоления центробежных сил, сил энтропии, распада субъекта. В рамках идеологий складывается, вырабатывается знание об основных социальных ценностях. Эти знания становятся основой для формирования духовной культуры общества.

Эти знания и определяют цели воспитания. Дело в том, что воспитание – одно из центральных звеньев воспроизводства общественной жизни, опосредующее все ее проявления. В нем отражена вся история и культурный багаж народа. Оно не может быть произвольно изменено, так как несет в себе всегда очень значительный заряд инерции. Вот поэтому мы и утверждаем: цели воспитания опосредованы не только идеологией, но и историей и традициями этноса.

Основные источники воспитания развивающейся личности – это общество и сам индивид, поэтому центральной проблемой теории воспитания является проблема соотношения индивидуального и общественного в системе целей и ценностей личности воспитанника.

Имея определенные обязательства перед формирующейся личностью, профессиональный воспитатель несет также ответственность и перед обществом. Общество, как правило, обеспечивает процесс подрастания своего нового члена, а потому оно вправе рассчитывать, что этот новый член будет человеком общественным, способным к коммуникации, к поддержанию и эволюционному развитию сложившихся структур взаимодействия. Финансируя труд педагога, общество предполагает, что в результате этого труда успешнее будет развиваться социальная приспособленность ребенка, его нацеленность на деятельность в этом обществе, встроенность в социум. Профессиональный воспитатель ответствен и перед личностью, и перед обществом. Нарушая эти обязательства, воспитатель способствует деформации социальной жизни и деградации личности. Характер педагогического воздействия по своей сути исходит из основной функции воспитателя – быть посредником между формирующейся личностью и обществом.

Читать еще:  Оформляем переход из декрета в декрет. Декретный отпуск и выплаты по беременности и родам: как, где, сколько

Доминирующие в обществе взгляды на воспитание и социализацию всегда адекватны политико-экономическим основам государства.

Пример

В условиях авторитарного общества воспитание и социализация приобретают функцию специального, целевого изменения человека в направлении его тотального, универсального подчинения государству во всех его ипостасях. Социализация строится на основе переноса на «производство» человека логики и технологии промышленности, поэтому в таких социальных системах можно наблюдать преобладание направлений, в которых вместо социализации в смысле обретения человеком способности выделять себя в качестве субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества, – деперсонализация личности; вместо воспитания в смысле овладения ценностями подлинно общечеловеческой культуры – насаждение специфических ценностей и качеств особых свойств человека; вместо гуманистического воспитания – социальная необходимость, манипулирование растущим человеком, внедрение в его сознание образцов для подражания и формирование стереотипов поведения. То есть воспитание является процессом, направленным на формирование не индивидуальных, а так называемых «модальных» (типичных) для данной группы свойств и структур личности.

5. Целеполагание в педагогике. Проблема цели воспитания

Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности. Цель воспитания – это мысленное, заранее определяемое представление о результатах педагогического процесса, о качествах, состоянии личности которые предполагается сформировать.

Целеполагание в педагогике — сознательный процесс выявления и постановки целей и задач педагогической деятельности.

Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему:

• цели отдельных образовательных систем и этапов образования

• цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста

• цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.

Можно также выделить:

• глобальную или идеальную цель,

• цель деятельности учителя, воспитателя в конкретных условиях педагогического процесса, личную цель.

Глобальной (идеальной) целью воспитания является воспитание всесторонне развитой личности. Впервые эта цель была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.

Конкретно-историческая цель — цель, сформулированная с учетом особенностей исторического этапа развития общества. В настоящее время она направлена на формирование гражданской ответственности и правового самосознания; духовности и культуры; инициативности, самостоятельности; толерантности; способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Цель деятельности воспитателя конкретизирует обозначенные цели с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.

Личная (индивидуальная) цель отражает потребности каждой отдельной личности в саморазвитии.

Необходимость всестороннего развития личности обоснована:

• высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам;

• потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.

В истории педагогики были разные подходы к определению сущности данной цели. В настоящее время она ориентирует на:

• всестороннее развитие задатков ребенка,

• раскрытие его творческих возможностей,

• формирование общественно и личностно значимых качеств.

Ориентируясь на педагогические запросы общества, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание.

При свободном — организуется совместное (педагог и воспитанники) конструирование, определение целей воспитания.

При жестком- и цели, и программа действий задается школьникам педагогом.

При интегрированном — цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно.

Источниками целеполагания являются:

педагогический запрос общества;

Педагогическое целеполагание включает следующие этапы:

1) диагностика воспитательного процесса, анализ результатов предыдущей деятельности;

2) моделирование педагогом воспитательных целей и задач;

3) организация коллективного целеполагания;

4) уточнение целей и задач, внесение корректив, составление программы педагогических действий.

Целеполагание предполагает выделение перспективы промежуточных целей (А.С.Макаренко определял эти цели как близкие, средние и дальние перспективы), а также постановку воспитательных задач как путей их достижения.

Читать еще:  Почему при беременности болит спина? Частые причины возникновения боли и способы ее устранения. Лечение боли в спине

В педагогике принято различать:

• собственно педагогические задачи (СПЗ)

• функциональные педагогические задачи (ФПЗ).

СПЗ — задачи, направленные на изменение ученика, его личностных качеств (например, формирование ответственности), а ФПЗ — задачи отдельного педагогического действия (например, одной из задач проведения школьной дискотеки будет обучение детей умению организовывать свой досуг).

Задачи должны определяться исходным уровнем развития личности, коллектива; обязательно выражать то, что необходимо изменить в личности, быть диагностичными (их результаты можно проверить); конкретными, достижимыми за планируемый срок.

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (ОП) – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта.

Образовательный процесс необходимо рассматривать как целостную динамическую систему, системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности – образование человека. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее значимыми из них являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Процессы обучения и воспитания также состоят из определенных процессов. Например, процесс обучения состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитания – из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Образовательный процесс как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические.

Внутренней движущей силой ОП является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их реализации. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими.

Динамичность ОП достигается за счет взаимодействия трех его структур: 1) педагогической; 2) методической; 3) психологической.

Педагогическая структура ОП представляет собой систему из четырех элементов: а) целевого; б) содержательного; в) операционно-деятельностного; г) аналитико-результативного. Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности, содержательный – определение содержания образовательного процесса на основе поставленных целей, операционно-деятельностный – организацию совместной деятельности педагогов и учащихся. Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

Методическая структура ОП включает следующие элементы: а) задачи обучения (воспитания); б) последовательные этапы деятельности педагога; в) последовательные этапы деятельности учащихся.

Психологическая структура ОП представлена совокупностью трех элементов: 1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения информации; 2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения, динамика эмоционального настроя; 3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения, динамика активности.

Среди целей ОП выделяют нормативные государственные, общественные и инициативные. Нормативные государственные цели – это наиболее общие цели, определяющиеся в нормативных правовых актах и государственных стандартах образования. Общественные цели – цели различных слоев общества, отражающие их потребности, интересы и запросы по профессиональной подготовке. Инициативные цели – это непосредственные цели, разрабатываемые самими педагогами-практиками и их учениками с учетом типа учебного заведения, профиля специализации и учебного предмета, а также уровня развития учащихся и подготовленности педагогов.

В системе «образовательный процесс» происходит взаимодействие определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступают руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой – в роли как субъектов, так и объектов – выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные ученики.

Сущность ОП состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

Главной характеристикой ОП является подчинение трех его составляющих (учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов) единой цели.

Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфичного.

Источники:

http://studopedia.ru/11_90254_problema-tselepolaganiya-v-pedagogike.html
http://studme.org/1243050324108/pedagogika/tselepolaganie_vospitanii
http://studfile.net/preview/6173297/page:5/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×