Проблемы воспитания в приемной семье. Особенности приемных детей и проблемы, связанные с периодом адаптации
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЁМНЫХ СЕМЬЯХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киреева Диана Александровна,
В статье рассматриваются психологические особенности детей, оказавшихся в условиях депривации ; проблемы, которые могут возникнуть у приёмных родителей при усыновлении детей-сирот.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Киреева Диана Александровна,
The problem of the adaptation of orphaned children in foster families
The article discusses the psychological characteristics of children who are in deprivation ; problems that may appear in orphans.
Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРИЁМНЫХ СЕМЬЯХ»
Особенности адаптации детей-сирот в приёмных семьях
The problem of the adaptation of orphaned children in foster families
Киреева Диана Александровна
Студент 1 курса Факультет Бухгалтерский учёт, анализ и аудит Самарский Государственный Экономический Университет Россия, Самара, ул. Советской Армии, 141 e-mail: angeldi20.00@mail.ru
Kireeva Diana Aleksandrovna
Student 1 term Faculty of Accounting, analysis and audit Samara State University of Economics Russia, Samara, st. Soviet Army, 141 e-mail: angeldi20.00@mail.ru
Научный руководитель Чеджемов Герман Асланбекович
Старший преподаватель Самарский Государственный Экономический Университет Россия, Самара, ул. Советской Армии, 141 e-mail: irongerman@mail.ru
Scientific adviser Chedzhemov Herman Aslanbekovich
Senior Lecturer Samara State University of Economics Russia, Samara, st. Soviet Army, 141 e-mail: irongerman@mail.ru
В статье рассматриваются психологические особенности детей, оказавшихся в условиях депривации; проблемы, которые могут возникнуть у приёмных родителей при усыновлении детей-сирот.
The article discusses the psychological characteristics of children who are in deprivation; problems that may appear in orphans.
Ключевые слова: дети-сироты, приемные дети, приемная семья, адаптация, депривация. Key words: orphaned children, foster children, foster families, adaptation, deprivation.
Известно, что воспитание приемного ребёнка требует особых, отличных от воспитания своих собственных детей навыков и компетенций. Семьи, которые усыновляют или берут под опеку ребёнка, оставшегося без попечения родителей, нередко сталкиваются с большим количеством различных проблем, связанных с особенностями его развития и поведения, и далеко не всегда оказываются готовы к этому.
Результатом становятся отказ от детей и возвращение их в детские дома, неисполнение родительских обязанностей, жестокое обращение с ребёнком. Так, по данным государственной статистической отчётности, количество возвращённых детей с 2006 по 2017 год увеличилось на 6,3%. Поэтому при решении усыновить ребёнка не стоит спешить – ещё раз следует взвесить все «за» и «против», внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что ими движет и в какой степени, полностью ли самостоятельным является такое решение.
Надо помнить о том, что государство не несёт ответственности за ваше решение. Законодательство не предусматривает ни предоставление жилья, ни специальных льгот для усыновителей и усыновленных детей-придется рассчитывать только на свои силы.
Замещающий родитель должен многое знать и уметь, постоянно учиться и совершенствовать свои навыки воспитателя. Ему необходимо помнить о разных проблемах, которые могут возникнуть при воспитании приёмных детей.
Самым важным этапом в формировании отношений в семье и развитии личности ребёнка, оставшегося без попечения родителей, является период адаптации.
Адаптация – процесс привыкания, притирания людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация является очень важным этапом вхождения ребёнка в приемную семью. От того, насколько быстро и качественно сформируются новые межличностные семейные отношения, будет зависеть дальнейшее развитие личности.
У детей этот период может проходить по-разному и занимать разное время. Всё зависит от особенностей ребенка, таких, как возраст, характер, опыт прошлой жизни, желания влиться в новую семью, а также от поддержки и отношения взрослых к ним.
Но, несмотря на все особенности проведения детей-сирот, можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство родителей в период адаптации. Чтобы их лучше понять рассмотрим основные периоды жизни ребёнка.
Все дети проходят примерно одинаковый путь развития во все основные периоды детства:
1) новорождённость и младенчество;
2) период раннего детства (от 1 года до 3 лет);
3) дошкольный возраст (от 3 лет до 7);
4) младший школьный возраст (от 7 дет до 11);
5) подростковый возраст (от 11 до15 лет).
Эти периоды проходят по-разному у обычных детей и у детей, находящихся вусловиях депривации. Депривация – психическое состояние, возникающее в результате ограничения возможности в удовлетворении основных психических и личностных потребностей. Приёмным родителям необходимо знать эти различия.
Новорождённость и младенчество
Этот период длится с рождения до конца первого года жизни. В это время ребёнок биологически беспомощен, поэтому его связь (контакт) с матерью очень важна. Именно она осуществляет связь ребёнка с внешним миром, с её помощью малыш развивает сенсорику и учится понимать взрослых.
Дети, которые растут в условиях депривации, могут отставать в своем психическом и физическом развитии. В основном у них отсутствует комплекс оживления – основной критерий нормального психического развития. Он включает в себя такие реакции, как улыбка, активные движения ручками и ножками при общении со взрослыми, плач, крик для привлечения внимания; при общении с матерью ребёнок может «гулить».
Дети из дома ребёнка часто не проявляют эмоций при взаимоотношении с взрослыми. Они впадают в «летаргию» – лежат без движений и звуков, находятся в состоянии покоя. Они не радуются приближению взрослых, не делятся своими переживаниями (не плачут), не стремятся познать окружающих их мир. Из-за чего наблюдается задержка личностного и познавательного развития.
Период раннего детства от 1 года до 3 лет
К концу первого года жизни дети становятся самостоятельнее и более наблюдательными. Они начинают понимать свою принадлежность к конкретному полу. Ориентируясь на поведение родителей, мальчики и девочки
начинают формироватьразные основные виды деятельности. У мальчиков это предметно-орудийная деятельность, у девочек – коммуникативная. Поэтому на этом этапе очень важно наличие обоих родителей.
В это время складывается словарный запас (в среднем, у детей 1,5 лет – 10 слов, в 2 года – 200 слов, к 3 годам – 900-1000 слов), образное мышление, самостоятельность. У детей-сирот этот процесс носит замедленный характер. Для них характерен разрыв между овладением речи и её пониманием. Это объясняется тем, что в условиях депривации у ребенка есть острая необходимость понимать, о чем говорит взрослый (команды /распоряжения воспитателей), но нет потребности самому использовать речь.
Для малышей, находящихся в доме ребенка, характерны “ватные позы”, тупиковые движения (сосание пальца, раскачивание тела, нецеленаправленные движения) и невыразительные мимика, позы. Особенностью их коммуникативной деятельности является отсутствие интереса в общении, эмоциональной реакции. Часто с новыми людьми они ведут себя безразлично, не чувствуют радости или страха. У некоторых из них реакция на нового человека может быть противоположной, они “облепляют” его, прижимаются, хотят быть ближе к нему. Но стоит помнить, что такие малыши не имеют привязанности, и интерес к новому лицу пропадает так же быстро, как и появляется.
Дошкольный возраст от 3 до 7 лет
В этом возрасте происходит отделение ребёнка от родителей, он начинает познавать окружающий его мир за пределами семьи. Появляется потребность в общении с другими людьми, активно развиваются отношения со сверстниками. В дошкольном возрасте улучшается внимание, развивается память, способность планировать свои действия, происходит усвоение правил поведения и нравственных норм. Дети начинают производить оценку происходящего, лучше понимать своё отношение к вещам, порядкам.
У детей, находящихся в условиях депривации, наблюдается потребность во внимании и доброжелательности. Однако они всё так же остаются не заинтересованы в общении, сотрудничестве со взрослыми, уважении с их стороны. Ребёнок из детского дома не ждёт переживания и взаимопонимания со стороны взрослых. На этом этапе ещё больше усиливается разница в развитии детей, живущих в семьях, от детей, живущих вне семьи.
Младший школьный возраст от 7 дет до 11
В этот период у ребёнка активно развивается учебная и познавательная деятельность, он способен сам построить внутренний план действий, подчинить намерение интеллектуальной цели и обосновать свои поступки. У детей с 7 до 11 лет формируется самооценка; как правило, она складывается из мнения близких ему людей.
В результате того, что у детей-сирот нарушен эмоциональный контакт с окружающими, у них формируется низкая самооценка, которая в дальнейшем может мешать им приспосабливаться к среде. Для них также характерно шаблонное мышление, неумение самостоятельно справляться с ситуацией, брать на себя ответственность, излишняя эмоциональность, агрессивность, обиды. Всё это рождает потребительское отношение к взрослым.
Подростковый возраст от 11 до 15 лет
Для данного возраста характерно возмужание организма, развитие вторичных сексуальных признаков, формирование «чувства взрослости», которое выражается в желании быть самостоятельным, равным в правах со взрослыми человеком. У подростков расширяются интересы, восприятие становится избирательным, а деятельность целенаправленной. Отмечается интерес к самообразованию и формирование представления о будущей жизни.
Для детей из детского дома этот период является критическим. Отношения с другими людьми у них складываются на основе полезности, осложняется самосознание (нет уверенности в себе), трудно усваивается учебный материал и часто наблюдается плохое поведение, нет привязанности к людям.
Как и у детей, воспитывающихся в семьях, на данном этапе происходит формирование представлений о будущем, однако оно является более узким и затрагивает лишь ближайшее время. Выбор профессии обусловлен системой общественного воспитания. Подростки выбирают те учебные заведения, в которых они будут находиться на полном государственном обеспечении.
Адаптация детей в новом месте происходит по-разному. Кто-то будет с интересом рассматривать всё вокруг, стараться быстрее узнать новое место, а кто-то, наоборот, испугается, будет чувствовать себя чужим. Так же у детей может быть разная реакция на членов новой семьи. Одни будут по привычке отдавать предпочтение маме, бабушке, сестре, это связано с тем, что в доме ребёнка они не привыкли к мужчинам. Другие, более любопытные, будут больше внимания уделять папе, дедушке, брату, так как им не хватало мужской заботы. А третьи могут никому не отдать предпочтение.
Но, несмотря на все эти различия, психологи выделяют несколько стадий привыкания ребёнка к новым условиям.
Эту стадию называют «Знакомство». В это время дети начинают привыкать к своим новым родителям, с удовольствием выполняют указания взрослых. Стоит обратить внимание, что на данном этапе они могут быть непоседливы, неусидчивы, суетливы. Это связано с тем, что ребёнок находится в лихорадочно – возбужденном состоянии, он уже начинает испытывать радость от нахождения в новой семье, от похвалы родителей, но одновременно с этим его не покидает чувство тревоги. Родители должны понимать, что малыш не сразу начнет узнавать своих родственников, запомнит их имена, так как ему очень трудно быстро справиться со всей новой информацией и впечатлениями.
Вторая стадия («Возврат к прошлому»)
На этой стадии начинается процесс притирания – взаимной адаптации. Этот этап является критическим как для ребёнка, так и для взрослого. Родителям трудно справиться с поведением малыша, для которого характерны приступы плача, гнева, тревоги, признаки депрессии, изменчивого поведения, используемого для привлечения внимания. Одни дети могут быть очень капризными и враждебно настроенными к окружению, им может казаться, что им не рады в новом доме, что родители ими не интересуются. Такие дети могут убегать из дома. Другие, наоборот, будут бояться ухода родителей, не смогут оставаться дома одни или отпускать взрослых даже ненадолго от себя.
Но постепенно на этом этапе ребёнок начинает приспосабливаться к новым правилам поведения, преодолевать трудности адаптационного периода.
Третья стадия («Привыкание»)
На этом этапе ребёнок хорошо усваивает правила поведения, без труда выполняет просьбы родителей. Он начинает чувствовать себя спокойно, естественно в новой семье. Всё реже вспоминает о прошлом. У него формируется привязанность к родителям, устанавливаются с ними доверительные отношения. В целом его поведение перестает отличаться от поведения детей, выросших в семье.
Говоря об адаптации, стоит помнить, что это процесс двухсторонний. Происходит как адаптация детей, так и родителей.
Список используемой литературы:
1. Соломатина Галина «Приемные дети. Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье»
2. КиселёваН.А. Научная статья по психологии «Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях» [Электронныйресурс] URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/problema-adaptatsii-priemnyh-detey-i-roditeley-v-zameschayuschih-semyah
3. Лев Семенович Выготский «Стадии психического развития личности ребенка.»
Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать
Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.
Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с характером и поступками нового члена семьи. Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.
Приемные дети в семье — особенности воспитания
Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.
Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.
Общение
Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.
После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.
Адаптация
Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он выражает недовольство, капризами старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.
Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и вашего терпения. Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды!
Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы сохранить семью, запаситесь массой терпения и любви.
Приемные дети – проблемные дети
Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.
Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.
Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители запойные алкоголики, которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.
Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.
Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.
Рекомендации приемным родителям
В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.
Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку приобрести уверенность и уважение к себе.
Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.
Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:
- Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
- Не теряйте чувство юмора даже в сложных ситуациях;
- Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
- Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.
Пути решения социальных проблем приемных детей
Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.
Страх
Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет массу страхов. Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со страхами малыша с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.
Учеба
Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.
Заинтересуйте ребенка в познании нового. Мотивируйте к учебе. Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.
Деньги
Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:
- Школьные завтраки;
- Проезд до школы и обратно;
- Расходы на кино и попкорн;
- Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.
Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.
Трудности адаптации приёмного ребенка
Движущим фактором при решении об усыновлении или оформлении опеки, как правило, является желание иметь своего ребёнка и потребность заботиться о нём. Будущие родители рисуют себе самые радужные картины, среди которых объятия, прогулки, восхищение достижениями и обоюдная безграничная любовь. Подобные ожидания обычно присутствуют и в отношении собственных детей. В случае с усыновлением родителям нужно помнить, что адаптация приёмного ребёнка требует терпения и особого подхода.
Адаптация необходима независимо от того, в каком возрасте ребёнок попадает в приемную семью. И малыш, и подросток одинаково в ней нуждаются.
Люди, обратившиеся в органы опеки, имеют чётко сформированный план, но часто не осознают полной картины совместного будущего. Многие не учитывают главного: ребёнок станет полноправным членом семьи, а значит, привычный уклад в доме изменится.
Адаптация в новых условиях
Адаптация в приёмной семье – это переходный период, в процессе которого происходит привыкание. Привычный мир стремительно меняется, возникают новые условия жизни и сопутствующие обстоятельства. Перемены затрагивают и самих опекунов, и их собственных детей, бабушек, дедушек и других заинтересованных лиц.
Период привыкания не имеет строго чётких временных рамок. На него влияют:
- возраст;
- черты характера;
- уровень умственного и эмоционального развития;
- темперамент;
- заинтересованность сторон.
Легче всего вхождение в семью протекает у детей 2-3 лет. В этом возрасте малыши уже имеют ряд сформированных навыков, но ещё не обрели выраженных привязанностей и легче воспринимают перемену обстановки. Самый сложный адаптационный период у подростков, поскольку молодые люди испытывают дополнительный стресс, вызванный половым созреванием.
Особенности поведения
При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.
Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».
Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:
- малыш не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
- новообретённый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.
В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.
Этапы адаптации приёмного ребенка
Привыкание к новому месту не является статичным процессом, его динамика все время меняется. Период адаптации нельзя чётко разграничить. В процессе интеграции в новую семью у ребёнка неизбежно возникают поведенческие подъёмы и спады, но условно адаптация ребёнка в приёмной семье проходит в несколько стадий:
- знакомство, или «медовый месяц» – введение в семью;
- «уже не гость», или первичный эмоциональный кризис;
- «вживание» – формирование отношений;
- «стабилизация отношений» – принятие образа жизни.
Поведение меняется постепенно под влиянием родителей и других членов семьи. На завершающем этапе предпочтения и привязанности ребёнка меняются, возникают новые социальные навыки и формируется устойчивый стиль поведения.
Если после значительного промежутка времени в приёмной семье устойчивые отношения так и не сформировались, родители могут принять решение о возвращении ребёнка органам опеки. Такая ситуация является травмирующей для обеих сторон: у несостоявшихся родителей появляется чувство вины, а ребёнок ощущает ненужность и одиночество. Чтобы не допустить развития событий по этому сценарию, необходимо учитывать поведенческие особенности адаптационного периода и поддерживать здоровый психологический климат в семье.
Знакомство с семьёй
Первый этап жизни с новыми родителями характеризуется восторгом и всеобъемлющей любовью, которые проявляют обе стороны. Родители испытывают удовольствие от заботы о малыше и стараются исполнять его желания. Со стороны ребёнка потребность выразить свою любовь выражается физическим контактом (объятия, поцелуи), послушанием (беспрекословное исполнение просьб новых мамы и папы).
На стадии знакомства приёмные дети не отдают предпочтения кому-либо из приёмной семьи и могут быть как приветливы, так и эмоционально закрыты.
Начальная реакция на обретение дома индивидуальна и зависит от детского темперамента. Выделяют два основных вида реакции:
- гиперактивность – дети ведут себя суетливо, им всё хочется потрогать, они резвятся или задают много вопросов, обсуждают увиденное или фантазируют вслух;
- сдержанность – дети могут выражать испуг, плакать или прятаться за взрослых, поддерживая крепкий тактильный контакт.
Резкое изменение состояния часто удивляет новоприобретённых родственников, ведь оно отличается от первого впечатления, сложившегося в процессе предыдущего общения.
Первые проблемы
На стадии «уже не гость», которая начинается после охлаждения первых впечатлений, возникает первый кризис в детско-родительских отношениях. Проблемы проявляются резким ухудшением поведения малыша, которое объясняется следующими факторами:
- ослабление эмоциональной «пружины» под влиянием доверия к родителям;
- высокие ожидания и требования опекунов.
Когда первые эмоции схлынули, ребёнок понимает, что «понравился» родителям и его «оставили». На этом этапе в его глазах необходимость вести себя послушно отпадает, появляется желание самоутвердиться и формируется протест против чрезмерных или непривычных требований новой среды.
В этот период адаптации ребёнок демонстративно отказывается выполнять просьбы домочадцев, впадает в беспричинную ярость или капризничает, часто жалуется на здоровье, выдумывая отсутствующие болячки. Для протестной стадии характерно возвращение энуреза – ночное недержание мочи может появиться не только у малышей, но и у старших детей. Особенно тяжёлый кризис наблюдается в подростковом возрасте (10 лет и старше). Подростки часто утверждают собственную значимость воровством, курением, употреблением спиртных напитков и бродяжничеством. Для преодоления возникших трудностей важно показать вашу эмоциональную связь и проявить педагогические таланты, не сравнивая его с другими детьми, но обучая новым навыкам.
Формирование отношений
Если в кризисный период адаптации приёмного ребёнка родители смогли создать с ним устойчивую эмоциональную связь, то этап «вживания» пройдёт с минимальными затруднениями. На этой стадии адаптации характерно и постепенное принятие образа жизни и ценностей новой социальной группы, и волнообразное возвращение к старой модели поведения. Нестабильность поведенческих реакций объясняется взаимоотношениями внутри семьи, среди которых:
- охлаждение отношений между родителями или непосредственно к приёмному ребёнку;
- ревность собственных детей по отношению к приёмным.
Поддержание здоровых отношений помогает сформировать навыки общения и закладывает фундамент для будущих межличностных и социальных взаимодействий.
Стабилизация отношений
Последним этапом в становлении детско-родительской связи является стабилизация отношений. Итогом их формирования становится полная социализация приёмного ребёнка, его безусловная интеграция в семью и образование крепкой родственной связи. В случае неудачной адаптации дети полностью замыкаются и не могут сосуществовать с приёмными родителями.
Стрессовые обстоятельства
Переходный период всегда сопровождается стрессом. Все участники находятся в непривычных условиях и испытывают дискомфорт. Негативное восприятие может быть вызвано рядом обстоятельств, среди которых следующие:
- Опасения по поводу воспитательной методики. Многие приёмные родители воспитывают собственных детей и имеют сложившийся опыт, но опасаются применять его в отношении нового члена семьи.
- Страх перед возможной неудачей. Первые неприятности, связанные с проявлением характера или несоответствия реалий предъявляемым ожиданиям, могут спровоцировать неприятие поведения ребёнка.
- Неприятие членами семьи. Собственные дети могут чувствовать себя уязвлёнными или даже преданными, поскольку теперь им достаётся меньше внимания.
- Общественное мнение. Близкие родственники, друзья или коллеги могут указывать на отрицательные стороны приёмных детей, мотивируя их несостоятельность плохой генетикой, отставанием в развитии и другими несовершенствами, вызывая неуверенность в их будущем.
В ряде случаев возникает перманентный стресс, который ведёт к отказу от воспитания и возвращение приёмного ребёнка органам опеки. Чтобы минимизировать дискомфорт, необходимо понимание, что перемены не происходят в один момент.
Трудности адаптации приёмных детей в школе
Усыновлённые дети лишены постоянного контакта со сверстниками, в котором они находились, проживая в детском доме. Малыши или подростки, попавшие к приёмным родителям из сложных семей, часто не имеют нормальных представлений об общении, замкнуты и всегда настороже. Таким детям может быть очень сложно обучаться в школе, поскольку, кроме обретения знаний, им нужно формировать социальные связи.
Трудности адаптации приёмного ребёнка в школьной среде можно преодолеть только в том случае, если обучать его навыкам коммуникации и поддерживать эмоциональную стабильность.
С изменением среды для опекаемых детей меняется и круг общения. В новой школе им приходится заново налаживать общение с одноклассниками и завоёвывать место среди детей, выросших в обычной семье. Психологи выделяют следующие способы преодоления трудностей:
- создание комфортной окружающей обстановки;
- эмоциональная поддержка родителей и других домочадцев;
- поощрение успеваемости в учёбе;
- одобрение расширения круга школьных интересов (участие в школьных мероприятиях, олимпиадах и др.);
- посещение специалистов для помощи в развитии и социализации (психолога, логопеда, невролога).
Если ребёнку не удаётся влиться в социум, ему поможет домашнее обучение. Основное преимущество такого подхода заключается в возможности получения образования без травмирующего опыта нахождения в школьной среде и более тщательном выборе круга общения.
Источники:
http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-adaptatsii-detey-sirot-v-priyomnyh-semyah
http://sunmag.me/sovety/15-02-2014-vospitanie-priemnogo-rebenka-nyuansy-o-kotorykh-stoit-znat.html
http://home-school.interneturok.ru/blog/voprosy_psihologii/trudnosti-adaptacii-priyomnogo-rebenka