4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программа железновой. Суть и значение методики Железновой «Музыка с мамой. Примеры поурочных планов для педагогов

Программа раннего развития детей «Музыка с мамой» Е.Железновой

Программа музыкально-игровых занятий «Музыка с мамой»

«Музыка с мамой» — музыкальная программа раннего развития для детей от 6 месяцев до 6 лет.

Музыкальные материалы программы (CD и DVD диски, нотные учебные тетради) удобны для работы в семье, детских центрах и студиях, детских садах. Используются как при индивидуальной, так и при групповой работе; как на развивающих, так и в коррекционных занятиях.

Ядром нашей программы является положение о том, что наилучшей для музыкального развития и обучения малышей является среда, где дети, родители и педагоги активно участвуют в музыкальной деятельности.

Используя музыкально — игровую развивающую среду как средство развития, педагоги и родители содействуют обогащению сенсомоторного эмоционально-творческого совместного опыта детей как предпосылок их успешного общего, музыкального и социального развития.

Новизна программы

В данной публикации мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами музыкально-игрового материала для музыкально – игровых занятий с малышами 1 – 3 лет в семье и ДОУ.

В предлагаемой программе музыкальное развитие является не только целью, но средством общего и социального развития детей раннего и младшего возраста.

Новизной программы является также сочетание традиционных подходов и использование современных технических средств обучения. Обеспеченность практическим материалом (аудио, видео) позволяет целенаправленно заниматься комплексным музыкальным и общим развитием ребёнка не только на специальных занятиях (музыкальных, занятиях физкультурой, логопедических и др.), но использоваться и в группе (воспитателями), и семье (родителями).

Одной из особенностей программы является как возможность проведения на её основе отдельного курса занятий, так и сочетаемость с любой базовой программой, используемой в ДОУ, а также наличие практических материалов, позволяющих использовать её в семье.

Цель программы — способствовать умственному, физическому, социальному и эстетическому развитию детей раннего и дошкольного возраста средствами музыкального воспитания. Реализация поставленной цели видится нам через обеспечение преемственности между семьёй и ДОУ, где музыкально – игровая деятельность является средством общего и социального развития, способом сохранения творческого контакта между родителями и ребёнком.

Задачи программы:

  1. Способствовать раннему развитию ребёнка через комплексную музыкальную деятельность в семье, обеспечивая родителей необходимыми пособиями для практической работы с малышами.
  2. Обучать родителей эффективным способам творческого взаимодействия с ребёнком, обеспечивать развивающий досуг и игровую деятельность не только на занятиях, но и в семье.
  3. Разрабатывать аудиопособия, методические пособия, поурочные планы, видео материалы, нотные пособия, книги для детей для воспитателей и педагогов ДОУ с учётом возможности домашней работы по этим материалам.
  4. Формировать оптимальные условия для регулярности занятий, что является необходимым условием раннего развития и может обеспечиваться воспитателями (в группе) и родителями (дома).
  5. Формировать готовность к дальнейшему обучению
  6. Формировать музыкальные способности, музыкальную сенсорику, музыкальный вкус в наиболее сенситивный период развития ребёнка.

Принципы программы:

Программа соответствует современным требованиям к образовательной программе.

  1. Она имеет развивающий характер, ориентирована на общее и музыкальное развитие ребёнка в процессе овладения им музыкальной деятельностью
  2. В ней заложена возможность как групповой, так и развивающей индивидуальной и коррекционной работы с детьми
  3. В ней учтены идеи оздоровительного и развивающего компонента: принцип единства развивающей и оздоровительной работы с детьми
  4. Содержание программы ориентировано на создание психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребёнка
  5. Программа оснащена практическими материалами и пособиями для индивидуальных и групповых занятий

Содержание программы:

Технология музыкального обучения и воспитания базируется на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее, социальное и эстетическое развитие ребёнка в процессе занятий.

Читать еще:  Как сделать поделки на праздник для мамы из бумаги. Цветы из бумажных ладошек Ваза с цветами из ладошек

Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно – тематических музыкальных занятий, комплексных и интегрированных занятий.

Направлениями работы по программе являются:

  1. «Игры на общение» (коммуникативные, хороводные)
  2. Пальчиковая гимнастика
  3. Игры — потешки
  4. Игры – массаж
  5. Игры — катания
  6. Игры с предметами
  7. Игры с подражательными движениями
  8. Игры с ловлей
  9. Игровая гимнастика
  10. Хороводные игры и танцы
  11. Развитие речи (в процессе пения и логоритмических игр)
  12. Развитие музыкально-слуховых представлений
  13. Слушание музыки
  14. Игра на шумовых и звуковысотных инструментах.
  15. Знакомство с «теорией музыки»: музыкальной грамотой, нотами и клавиатурой.

Адресация и организация работы по программе:

Проект адресован широкому кругу специалистов и родителям.

Музыкальные руководители, логопеды, психологи, инструкторы по физической культуре, могут использовать часть материала, внедряя его парциально в базисную программу. Воспитатели и работники дополнительного образования могут использовать разработки для проведения самостоятельных занятий на базе детских садов, дошкольных учреждений, в системах дополнительного образования. Родители могут использовать видео- и аудиозаписи для домашнего досуга и занятий с малышом в семье.

ПРИМЕРЫ ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Организационные и методические принципы проведения занятий в детско-родительских группах

Педагог должен иметь собственный годовой и перспективный планы, скоординированные с планированием ДОУ, но педагогу также необходимо готовиться к каждому уроку, подбирая новые или видоизменяя старые задания с учётом индивидуального темпа продвижения каждой группы.

Желательно от урока к уроку менять условия проведения игр, а также необходимый «реквизит», что способствует закреплению нового материала или навыков, и в то же время поддерживает интерес детей к многократному повторению игрового задания.

Выбрав определённые игры — проводите их в течение того времени, которое необходимо для их разучивания (4 — 6 занятий), а затем — постепенно заменяйте новыми. НО — Не меняйте все игры сразу!

Темп проведения занятия довольно высокий, игра проводится 2-3 раза и сменяется следующей игрой или игровым упражнением.

Оптимально ставить по расписанию 2 одновозрастные группы подряд, что позволяет:
— Соединить группы для подготовки к праздникам.
— Соединить группы в случае, если часть детей «отсеивается», а «учебного резерва» нет.
— Отрабатывать, отшлифовывать учебный материал, проводя урок повторно.

Этапы занятий по программе с детьми раннего возраста включают в себя:
— Совместное выполнение здания взрослым и ребёнком по показу педагога. Как правило, активную роль выполняет взрослый. Ребёнок — наблюдатель или пассивный участник. Родитель на этом этапе находится в позиции за спиной ребёнка, который сидит у него на коленях или на подушке между ногами.
— Совместное выполнение задания взрослым и ребёнком по показу педагога. Взрослый находится рядом с малышом, помогая только в том случае, если ребёнок не справляется самостоятельно.
— Совместное, «параллельное» выполнение. Поддержка осуществляется в основном на эмоциональном уровне, возможен небольшой контроль и словесная корректировка выполнения.
— И взрослый, и ребёнок — полноправные участники. Родитель — эмоционально поддерживает и одобряет успешность. Корректировка производится через наглядный показ.

При разучивании новой игры:
— Следует обеспечить понимание детьми сюжета и содержания игры. Если в ней встречаются персонажи, образы или понятия, не знакомые детям, расскажите сначала малышам о них, используя игрушки и картинки.
— Проведите «презентацию» игры под фонограмму (показав детям необходимые движения или комбинации), а затем, на первом этапе разучивания, проводите игру под пение или мелодическую ритмизацию текста — в удобном темпе и с необходимыми остановками.
— Когда игра разучена детьми — проводите её под «минус» (музыку без пения солистки), исполняя песню сами и побуждая подпевать детей.
— Старайтесь делать «тематические связки» между играми и упражнениями (хотя бы в рамках одного «блока» игр)

Никогда не принуждайте к выполнению игры или задания. Если ребёнок не хочет играть — всё выполняет взрослый.

Объясните родителям, что не следует всё время активно помогать своему ребёнку или постоянно исправлять ошибки. Лучшая поддержка для малыша — совместная игра, когда ребёнок видит, что родитель также заинтересованно участвует в процессе, а не постоянно поправляет и одёргивает.

Читать еще:  Поздравления на розовую свадьбу 10 лет прикольные. Поздравления с оловянной или розовой свадьбой (10 лет)

Проведение подряд более четырёх групп, а также работа более, чем 4 раз в неделю, может привести к эмоциональной перегрузке педагога. Будьте внимательны к своему здоровью!

ЗАНЯТИЕ №1 (возраст детей 1 – 1,5 года)

Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии

Мария Хутинаева
Опыт работы по использованию методики С. и Е. Железновых «Музыка с мамой» как здоровьесберегающей технологии

В соответствии с современными требованиями одной из программ, которые я использую на практике по здоровьесбережению в детском саду, является «Музыка с мамой».

Методика Железновых «Музыка с мамой» на сегодняшний день признана одной из наиболее эффективных систем раннего развития. Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и методические разработки стали очень популярны.

Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с малышами в весёлую обучающую игру.

«Музыка с мамой» доступна для родителей без музыкального образования, она проста и эффективна. Также она широко используется в музыкальной деятельности многих дошкольных учреждений. Данная методика обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии которых вы можете даже не подозревать!

В моей работе я хочу привлечь внимание к данной методике «Музыка с мамой», как к здоровьесберегающей технологии.

Технологии сохранения здоровья применяемые мной на практике по методике Железновых следующие:

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

В данном направлении я использую материал Железновых «Поросята», «Мальчик с пальчик»,»Червячки»,»Пальчик где твой домик?» и многие другие. Пальчиковых игр у Железновых множество. Кто заинтересован, может без проблем найти в интернете и тексты, и аудиозаписи.

Следующее, на что хочу обратить ваше внимание, это такая здоровьесберегающая технология, как логоритмика.

С каждым годом, растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Педагогам необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Логоритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей.

Цель логоритмики- коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения. Задачами логоритмики являются: развивать общую и мелкую моторику;совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;развивать артикуляционный аппарат; закреплять умение ориентироваться в пространстве;воспитание музыкального слуха, развитие внимания, памяти, речи.

Логоритмических песенок у Железновых более, чем достаточно! Они очень легко запоминаются, также легко их исполнять. Мои детки их очень, очень любят! Каждое занятие просят повторить ту,или иную еще и еще!Воспитателям тоже очень нравится данная методика. Они с большим удовольствием разучивают вместе с детьми новые песенки. Мы исполняем их не только на обычных занятиях, но и во время утренников и развлечений. Так, например,песенку «Ты похлопай вместе с нами» ,мы использовали во 2 младшей группе на новогоднем празднике как игру с Дедом Морозом. Дети с удовольствием играли.

Очень любят наши детишки и песенки «Мы в ладоши хлопать любим», «Головами покиваем»,»Автобус», «Вот носик, вот ушки»и все остальные.

И последнее, на что хочу обратить внимание это здоровьесберегающая технология — самомассаж.

Самомассаж. Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж — это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно.

Читать еще:  Родительское собрание «Формирование здорового образа жизни школьника. Родительское собрание на тему зож в начальной школе

Весёлые песенки Железновых, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы. Особенно наши дети любят песенку «Жираф». Также для самомассажа мы берем песенку «Рельсы, рельсы, шпалы, шпалы», «Мы эту ручку разотрем», «Ручка вверх и ручка и вниз» и многие другие.

Совсем недавно в нашем детском саду состоялся педсовет на тему «Здоровьесберегающие технологии ДОУ и семья«. На этом педсовете я поделилась опытом работы по использованию данной методики «Музыка с мамой«, как здоровьесберегающей. Я подготовила презентацию. Предлагаю ее Вашему вниманию.

Методика Железновых «Музыка с мамой»

Вопрос, который на сегодняшний день, пожалуй, чаще других волнует большинство современных родителей — это: «как всесторонне развить малыша, какую для этого выбрать методику?». По этой причине, нам захотелось облегчить ваши поиски и рассказать об одной из наиболее эффективных систем раннего развития.

Как все начиналось?

Методика Сергея и Екатерины Железновых относится к тем немногим программам и методическим разработкам, которые получили свою популярность, далеко за пределами России.

Сергей Станиславович — педагог с консерваторским образованием, несколько лет руководил практикой в педагогических вузах, 10 лет преподавал в детских музыкальных школах города Москвы.

Его дочь – Екатерина Сергеевна — в 2003 г. закончила музыкальный педагогический колледж №7 «Маросейка», специализация — дирижёр, музыкальный руководитель. В 2007 г. — МПГУ, факультет дошкольной педагогики и психологии, специализация — учитель музыки и методист.

С 2008 г. – учится в аспирантуре Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Методика, получившая название «Музыка с мамой» начала складываться в 90 –е годы. Первоочередной задачей авторов было выявление и развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет, а также их подготовка к поступлению в музыкальные школы. В процессе обучения наметилась острая нехватка в методических материалах, в связи с этим, Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна принимают решение самостоятельно сочинять игровые веселые песенки и соответствующие тематике музыкальные упражнения.

Принципиальные решения авторов:

  1. Основа музыкальной деятельности — движение.
  2. Обязательное родительское участие
  3. Музыка должна быть только качественной
  4. Активная помощь, участие в играх и танцах педагога.
  5. Использование в обучении фонограммы.

Суть методики

Ребенок познает мир – просто, под музыку и в игровой форме. Выполняя несложные, увлекательно организованные упражнения, малыш получает полный комплекс физического развития. А в последствие ребенок лучше социализируется.

Преимущества:

  • Вырабатывает чувства ритма, музыкальные способности
  • Сближает ребенка с родителями
  • Способствует развитию речевых навыков
  • Учит контактировать с людьми
  • Укрепляет нервную систему, является отличной профилактикой детских нервозов
  • Способствует развитию слуховых, зрительных и тактильных возможностей
  • Укрепляет мышечный корсет, формирует осанку, улучшает общее физическое развитие ребенка

Организация музыкальных занятий происходит в разнообразных формах: в форме сюжетно-тематических музыкальных занятий, а также комплексных и интегрированных с другими занятиями ребенка.

А теперь немного гимнастики – делаем все вместе!

1. Медвежата

  • Три медвежонка прыгали в саду (подпрыгиваем на месте)
  • И один сказал: «Я упаду!»
  • И, конечно, он упал вниз головой (наклоняемся, голову опускаем вниз)
  • Медвежонка увели домой (идем, переваливаясь с ноги на ногу).

2. Зайчик

  • Зайчик прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал (прыгаем вместе с малышом как можно выше)
  • Хвостиком пошевелил (складываем ручки за спиной «хвостиком»)
  • Ушки вверх поднял (поднимите руки над головой)
  • И услышал, зайка тихий, очень тихий звук
  • Посмотрел по сторонам (поднесите руку к ушку и посмотрите по сторонам)
  • Испугался, прыгнул в норку (прыгнуть и подсесть).

На официальном сайте семьи Железновых вы можете найти множество развивающих игр, методических пособий, а также информацию о семинарах, организуемых авторами методики — в общем, получить ответы на все интересующие вас вопросы.

Отличных вам результатов!

Отзывы и комментарии

Свои отзывы и комментарии о методике Железновых вы можете оставить ниже.

Про другие методы обучения детей дошкольного возраста музыке читайте в данной статье.

Источники:

http://musicedu.ru/materialy/stati/programmy/programma-rannego-razvitiya-detey-muzyka-s-mamoy-ezheleznovoy
http://www.maam.ru/detskijsad/opyt-raboty-po-ispolzovaniyu-metodiki-s-i-e-zheleznovyh-muzyka-s-mamoi-kak-zdorovesberegayuschei-tehnologi.html
http://4brain.ru/blog/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D1%81-%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B9/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×