Психогимнастика этюды м и чистяковой. Психогимнастика как метод психологической коррекции. Этюды на расслабление мышц
Психогимнастика этюды м и чистяковой. Психогимнастика как метод психологической коррекции. Этюды на расслабление мышц
Этюды на расслабление мышц
61. Штанга (для детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает “тяжелую штангу”. Потом бросает ее. Отдыхает.
62. Каждый спит (для детей 5-6 лет)
В зал входит ведущий и видит.
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
63. Сосулька (для детей 4 лет)
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
64. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова “свалился во сне” резко наклонить корпус тела вниз.
65. Винт (для детей 5-6 лет)
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно с этим руки свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова “Пляска скоморохов” из оперы “Снегурочка” (отрывок).
66. Насос и мяч (для детей 6-7 лет)
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком “с”. С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук “с”, он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго “с” выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком “ш”. Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Играющие меняются ролями.
67. Качели (для детей 6-7 лет)
Ребенок стоя качается на качелях.
Выразительные движения. 1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.
Этюд сопровождается музыкой Я. Степовой “На качелях”.
68. Петрушка прыгает (для детей 4-5 лет)
Играющий изображает Петрушку, который мягко и легко прыгает.
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой.
Выразительные движения. Ноги согнуты в коленях, корпус тела слегка наклонен вперед, руки висят вдоль тела, голова наклонена вниз.
Этюд сопровождается музыкой Д. Кабалевского “Клоуны”.
69. Кукушонок кланяется (для детей 4-5 лет)
Этюд сопровождается музыкой “Кукушка кукушонку”. Во время этюда ребенок наклоняет корпус вперед-вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, затем выпрямляет корпус.
70. Спать хочется (для детей 5-6 лет)
Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.
Этюд сопровождается музыкой В. Дублинского “Тихая ночь”.
Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.
71. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)
Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.
Этюд сопровождается музыкой Р. Паулса “День растает, ночь настанет” (колыбельная).
72. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)
Ведущий читает стихотворение В. Викторова “Конкурс лентяев”:
Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на мат или коврик и, пока звучит музыка Д. Кабалевского “Лентяй”, стараются как можно глубже расслабиться.
73. Фея сна (для детей 5-6 лет)
Дети сидят на стульях, стоящих по кругу на достаточно большом расстоянии друг от друга. Звучит “Колыбельная” К. Дуйсекеева. К детям подходит девочка с тоненькой палочкой в руке – это фея сна (мальчик – волшебник). Фея касается плеча одного из играющих палочкой, тот засыпает (наклоняет голову и закрывает глаза). Затем фея обходит остальных детей, касаясь их волшебной палочкой. Фея смотрит на детей: все спят, улыбается и тихонько уходит.
74. Факиры (для детей 5-6 лет)
Дети садятся на пол (на маты), скрестив по-турецки ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Пока звучит музыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.
Подвижно
75. Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Психогимнастика этюды м и чистяковой. Психогимнастика как метод психологической коррекции. Этюды на расслабление мышц
Конференция: Образование и воспитание. Теория и практика
Автор: Бикташева Галина Алексеевна
Организация: МАДОУ №21
Населенный пункт: Кемеровская область, г. Кемерово
Что такое психогимнастика?
По определению, психогимнастика – это специальный курс занятий, который направлен на коррекцию и развитие эмоцонально-личностной и познавательной сферы. Сохранение психического здоровья и предотвращение эмоциональных расстройств благодаря психогимнастике проходит в наиболее оптимальной для детей форме.
Психогимнастика относится к психотерапевтическим, психолого-педагогическим методикам.
Зачем нужна психогимнастика?
Цели психогимнастики затрагивают основные задачи психического развития детей:
– приобретение навыков ауторелаксации;
– обучение всем элементам техники необходимых выразительных движений;
– тренировка психомоторных функций;
– использование всех выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций;
– коррекция поведения ребенка с помощью ролевых игр;
– тренировка узнавания эмоций с помощью внешних сигналов;
– формирование моральных представлений у детей;
– понижение эмоционального напряжения.
Как правило, психогимнастика используется, если проявляются: нарушения психомоторики; расстройства эмоциональной сферы; детские страхи; трудности характера и поведения.
Благодаря психогимнастике ребенок понимает, что между поведением, чувствами и мыслями есть связь, что эмоциональные проблемы могут вызываться не столько ситуациями, сколько их восприятием. Дети изучают эмоции и учатся ими владеть.
Психогимнастика входит в группу методик для коррекции общения у детей. Разрушение отношений между детьми во многом является следствием двигательной расторможенности, неумения словесно общаться. Стимулирование словесного обозначения чувств помогает ребенку. Называние своих чувств предполагает хотя бы некоторое их понимание детьми.
Благодаря подобным методикам: преодолеваются барьеры в общении детей; снимается психическое напряжение; развивается лучшее понимание себя и других; создаются возможности для самовыражения ребенка.
Во время занятий по психогимнастике используются: музыка; разные виды игр; разные виды этюдов; тематическое и свободное рисование; элементы театрализованной деятельности.
Занятия по психогимнастике во много сориентированы на общение между одногодками. Это важный компонент эмоционального здоровья детей и во многом улучшает развитие ребенка.
Во время занятий больше используется невербальный материал с непринужденным стимулированием словесного выражения детьми своих чувств.
На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. Преодоление барьеров в общении,
развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения – все эти можно задачи также решить на занятиях. Особое значение в психогимнастике придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья ребенка и развития.
Как же происходит коррекция поведения личностно развивающегося ребенка? Игровые роли между детьми распределяются так: роль, напоминающую нежелательные черты характера и поведения ребенка, получает один ребенок, а желательные черты характера и поведения демонстрирует в этой же ситуации другой ребенок или ведущий, затем первый и второй ребенок (или ведущий) меняются ролями. Иногда ребенок, у которого необходимо исправить то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит сценку, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе любую роль в этом же этюде. Сценка повторяется несколько раз.
Таким образом, личностно развивающийся ребенок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнает, что в одной и той же ситуации можно вести себя плохо и хорошо. В ход пускается механизм отождествления, ребенок на эмоциональном уровне осознает себя, остается только во время саморасслабления укрепить приобретенные им на психогимнастике новые знания о себе.
Психогимнастика рекомендована для развития ребенка дошкольника в возрасте 4-6 лет, при этом не только с целью коррекции определенных черт характера и поведения, но и с целью их профилактики.
Где и как использовать психогимнастику?
1. В качестве частичного замещения «физкультурных минуток».
2. В качестве ауторелаксации после интенсивной нагрузки.
3. В качестве «оживления» материала в работе по нравственному воспитанию (Вводить в ткань беседы по нравственной проблеме, после чтения литературного фрагмента, или вместо использования педагогической ситуации.) 4. Как самостоятельный вид подгрупповой работы, а также для индивидуальной работы с детьми, имеющими «блеклые» моторные реакции, с детьми, затрудняющимися выразить свои мысли и чувства.
Включение в развитие ребенка психогимнастики сделает его эмоциональное здоровье только крепче!
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. — М.: ТЦ Сфера, 2003. – 88 с.
2. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. — М.: Сфера, 2002 – 510 с.
3. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — 2-е изд. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995
Психогимнастика этюды м и чистяковой. Психогимнастика как метод психологической коррекции. Этюды на расслабление мышц
Этюды 62-76 и комплексы психомышечной тренировки 77-78 предназначены для обучения приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, избирательный мутизм, заикание и др.
Этюды на расслабление мышц
62. Штанга (для детей 5-6 лет)
Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Потом бросает ее. Отдыхает.
63. Каждый спит (для детей 5 — 6 лет)
В зал входит ведущий и видит.
На дворе встречает он
Тьму людей, и каждый спит:
Тот, как вкопанный, сидит,
Тот, не двигаясь, идет,
Тот стоит, раскрывши рот.
Ведущий подходит к фигурам детей, застывшим в различных позах. Он пытается их разбудить, беря за руки. Он поднимает чью-нибудь руку, но рука опускается.
64. Сосулька (для детей 4 — 5 лет)
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
65. Шалтай-болтай (для детей 4-5 лет)
Свалился во сне.
(Перевод С. Маршака)
Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
66. Винт (для детей 5 — 6 лет)
Исходное положение: пятки и носки вместе. Корпус поворачивают влево и вправо. Одновременно рукой свободно следуют за корпусом в том же направлении.
Этюд сопровождается музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» (отрывок).
67. Насос « мяч (для детей 6-7 лет)
Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом на полусогнутых ногах; руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движения рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подаче воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение.
Источники:
http://izbakurnog.ru/vospitanie/item/f00/s00/z0000010/st016.shtml
http://www.predmetnik.ru/conference_notes/1
http://pedlib.ru/Books/2/0338/2_0338-74.shtml