2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Развитие самосознания в дошкольном возрасте. Шпаргалка: Формирование сознания и самосознания в дошкольном возрасте

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками. Представления ребенка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своей деятельности с результатами других детей, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания — самооценка. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества (Т.А.Репина). В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников.

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А. Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю. Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше». Нередко дети гордятся качествами, которыми не обладают, рассказывают о вымышленных достижениях. Это происходит в силу нескольких причин. Р.Х. Шакуров показал, что ребенок, приписывая себе определенные качества, не всегда понимает значение соответствующего слова, а осознает только его оценочный смысл: таким быть хорошо. Отсюда и несовпадение его самооценки с реальностью. Кроме того, дошкольник не может в полной мере разобраться в своей психической жизни и осознать свои качества или свойства. Поэтому дети часто гордятся качествами, которым обладают в незначительной степени. Оценивая себя, ребенок стремится к положительной самооценке, он хочет показать, что представляет нечто ценное для окружающих. И если взрослые и сверстники не замечают его положительных качеств, то он наделяет себя вымышленными.

Читать еще:  Мастер-класс по изготовлению открытки «Подарок весны. Весенняя открытка Открытки с весной своими руками

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А. Репиной показано, что 4-5- летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5- 7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.

К 7 годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях в разных видах деятельности. Он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже.

До 5 лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 5-6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают себя в разных видах деятельности.

На 7-м году жизни у ребенка намечается дифференциация двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе.

Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе («Нравлюсь») или при общей положительной оценке «Хороший» — сдержанное эмоционально-ценностное отношение («Нравлюсь себе чуть-чуть»). У детей 4 лет чаще наблюдается тенденция обосновывать эмоционально- ценностное отношение к себе эстетической привлекательностью, а не этической («Нравлюсь себе, потому что красивая»). В 4-5 лет намечается желание что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В старшем дошкольном возрасте наряду с тем, что большинство детей удовлетворено собой, стремление изменить что-то в себе, стать другим возрастает.

Кроме осознания своих качеств, старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт.

В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции в отношении окружающего.

Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние.

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

У дошкольника складывается способность осознать и будущее. Ребенок хочет пойти в школу, освоить какую-то профессию, вырасти, чтобы приобрести определенные преимущества.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания» (Д.Б.Эльконин). Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький).

К концу раннего детства ребенок усваивает свою половую принадлежность. На протяжении всего дошкольного возраста интенсивно идут процессы половой социализации и половой дифференциации. Они состоят в усвоении ориентации на ценности своего пола, в усвоении социальных стремлений, установок, стереотипов полового поведения. Теперь дошкольник обращает внимание не только на различия мужчин и женщин во внешности, одежде, но и в манере вести себя. Закладываются основы представлений о мужественности и женственности. Возрастают половые различия мальчиков и девочек в предпочтениях занятий, видов деятельности и игр, общения. К концу дошкольного возраста ребенок осознает необратимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с ней.

Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте:
— возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;
— оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;
— дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;
— к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;
— развивается способность мотивировать самооценку;
— появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Читать еще:  Популярные имена собак мальчиков. Необычные клички для собак со смыслом. Самые прикольные и забавные клички для собак

Развитие самосознания в дошкольном возрасте;

Содержание представлений ребенка о себе представлено в отражении своих свойств, качеств, возможностей, отношения к себе на основе:

1) разнообразной деятельности;

2) общения со взрослым и сверстниками;

3) сравнения результатов своей деятельности с другими;

4) собственного практического опыта.

· появляется самооценка, которая зависит от оценки взрослого (чем точнее оценочное воздействие, тем то точнее представление ребенка о результатах своей деятельности). Оценить себя ребенку сложнее, чем сверстника.

· все более существенную роль играет общение со сверстником (взрослый – недосягаемый эталон), в котором складывается способность оценивать другого человека. Наиболее восприимчивы к оценке взрослого дети 4-5 лет; в 5-7 лет появляется критичное оценивание; в 6-7 лет – правильное понимание нравственных качеств.

· в среднем дошкольном возрасте происходит перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к самому себе (в Я ребенка выделяются качества, умения, способности, но только в сравнении с другими – сверстниками).

· самооценка очень эмоциональна, ребенок легко оценивает себя положительно. Самооценка имеет завышенный характер.

· причиной неадекватной самооценки является то, что ребенку очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом (признать, что сделал что-то хуже сверстников, значит признать, что хуже вообще). Характерно хвастовство как способ показать свое превосходство.

· в 6-7 лет отношение к себе снова существенно меняется. Ребенок начинает осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы (я хочу, я люблю, я стремлюсь).

· «Я» ребенка становится открытым для других людей, их радости и проблем. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения, предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью (охотно помогает, сопереживает).

Ребенок чаще всего оценивает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это ни делал – словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого. Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то образ себя у него становится преимущественно негативным, с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

— помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;

— помогать формировать адекватную, высокую самооценку.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка в постоянном напряжении.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение к ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

В результате освоения данной главы студент должен:

  • • основные подходы к исследованию процесса становления самосознания;
  • • закономерности и условия развития самосознания детей дошкольного возраста;
  • • анализировать роль деятельности и общения дошкольников со взрослыми и сверстниками в развитии их самосознания, а также возрастные особенности развития самосознания дошкольников;
  • • применять полученные знания в своей профессиональной деятельности;

• основами диагностики, формирующей и развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Категория самосознания в детской психологии

Дошкольный возраст — это период интенсивного формирования самосознания и самооценки, который происходит в процессе социализации личности, ее деятельности и межличностного взаимодействия. Самосознание является неотъемлемой частью сознания и личности человека и представлено знанием о себе и отношением к себе, которое выражается в самооценке.

Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям.

Самооценка — аффективная оценка представления о себе, которая может обладать различной интенсивностью. Ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения.

Проблемой самосознания занимались многие зарубежные и отечественные психологи.

Понятие самосознания в разных концепциях обозначается по-разному: Я, система Я, Я-концепция (К. Роджерс, Р. Бернс), образ Я, идентичность (Э. Эриксон), внутренняя рабочая модель (Дж. Боулби) и др.

В отечественной психологии проблемой развития самосознания детей занимались Л. И. Божович, И. С. Кон, М. И. Лисина, А. И. Липкина, И. И. Чеснокова, Т. Б. Галкина и др. Исследования самосознания и самооценки в зарубежной психологии представлено работами У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса, Р. Бернса и др.

Одной из моделей развития личности в детском возрасте является становление Я-концепции.

Я-концепция — относительно устойчивая, дифференцированная и более менее осознанная система представлений о самом себе.

Карл Роджерс рассматривает Я-концепцию как организованный концептуальный гештальт, состоящий из восприятия своих свойств, взаимоотношений с другими людьми и ценностей, связанных с данными восприятиями [1] . Р. Бернс определяет Я-концепцию как совокупность оценочных характеристик черт своей личности и связанных с ними переживаний. Формирование самосознания происходит через становление дифференцированного «образа Я» и адекватной возрасту самооценки. Образ Я включает представления о самом себе, а самооценка является аффективной оценкой этого образа. Стержнем Я-концепции, с точки зрения Бернса, является самооценка.

Читать еще:  Маски из огурцов для лица – красота и здоровье кожи. Польза масок из огуречной мякоти для лица. Для жирной кожи

Важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образов Я реального и Я идеального, т.е. представлений о том? какой Я есть и каким хотел бы стать. Также на формирование самооценки влияет инте- риоризация оценок окружающих [2] .

В теории привязанности Дж. Боулби использовал в качестве синонима самосознания понятие «рабочая модель», которую автор рассматривает как образ себя, основанный на механизмах интериоризации и репрезентации. Рабочие модели носят позитивный или негативный характер, зависят от типа привязанности к матери, который формируется в первые годы жизни. С точки зрения автора, модели не осознаются человеком, но именно они определяют характер восприятия и осознания себя и окружающего мира.

В современной зарубежной психологии проблема развития самосознания рассматривается в контексте социального познания (Р. Сельман, Ж. Пиаже, Д. Шэффер и др.).

Категория самосознания является также предметом исследования и отечественных психологов. Рассмотрим логику развития самосознания с позиции деятельностного подхода.

Обратимся к теории Л. С. Выготского — автору культурно-исторической концепции, теории развития высших психических функций. Л. С. Выготский утверждал, что психика человека отличается от психики животных прежде всего наличием сознания. Сознание дает человеку возможность выйти за пределы своего непосредственного существования и взглянуть на себя со стороны. Т.е. сознание позволяет посмотреть на себя как на объект, оценить себя, спланировать свою деятельность, управлять своим поведением и психикой. С точки зрения Л. С. Выготского, цель развития высших психологических функций — это прежде всего овладение собственной психикой.

Самопознание — развернутый во времени процесс движения от единичных и ситуативных образов к целостному самосознанию.

Современная психология рассматривает развитие самосознания в рамках системного подхода. Согласно позиции Б. Ф. Ломова, В. А. Барабанщикова, Т. В. Галкиной, системный подход направлен на изучение явления с позиции его целостности, которая не сводится к простой сумме составляющих ее частей, а задает их связь, взаимодействие, иерархическое строение.

Самосознание в рамках системного подхода понимается как иерархическое строение с соответствующими каждому уровню функциями.

В психологии выделяют следующие уровни самосознания:

  • — самопознание (когнитивный компонент);
  • — эмоционально-оценочное отношение к себе (аффективный компонент);
  • — саморегуляция, возникающая на определенном уровне развития первых двух компонентов (поведенческий компонент).

В отечественной психологии исследование самосознания в онтогенетическом плане наиболее адекватно представлено в рамках теории развития общения М. И. Лисиной.

Лисина определяет образ Я как опосредованное деятельностью и общением ребенка с другими людьми целостное психическое образование, состоящее из когнитивной и аффективной частей и являющееся активным регулятором деятельности и поведения. Т.е. образ Я рассматривается как аффективно-когнитивный образ.

Образ Я состоит из двух основных компонентов:

  • — когнитивный компонент — представления, знания о себе;
  • — аффективный компонент — отношение человека к себе, т.е. самооценка.

Представления о себе у дошкольников характеризуются степенью их точности. С возрастом они становятся все более точными, но возможно и их устойчивое искажение (завышение или занижение) под влиянием аффективного компонента.

Самосознание имеет сложную структуру. Как пишет Лисина: «Образ самого себя имеет сложную архитектонику» [3] .

Рассматривая структуру самосознания «по горизонтали», Лисина и Смирнова выделяют «ядро» и «периферию».

Центр, т.е. ядро самосознания, представляет собой наиболее обобщенные, переработанные знания о себе, здесь образуется общая самооценка (хороший — плохой). В периферию самосознания, с точки зрения авторов, поступают новые знания о себе, ее содержанием являются конкретные знания и оценка конкретных действий, поступков, умений и т.д. Как считает Лисина, сложная архитектоника образа самого себя обусловливает динамизм и постоянное развитие самосознания [4] .

Развитие самосознания не сводится к количественному накоплению новых знаний о себе, а подразумевает качественное преобразование образа Я в целом.

Вслед за Лисиной современные психологи рассматривают развитие самосознания в неразрывном единстве с характером межличностных отношений и общения ребенка с окружающими людьми. Особое внимание в детской психологии уделяется изучению самооценки.

Самооценка в рамках теории Лисиной относится к ядру личности. Многие исследователи (Лисина, И. И. Чеснокова, Т. В. Галкина и др.) считают, что основная функция самооценки — это регуляция поведения и деятельности. Проблема самооценки рассматривается Галкиной как процесс решения особых задач по оценке себя, своих знаний, умений и личностных качеств через способность действовать «в уме» [5] .

Лисина выделяла самооценку общую и конкретную, а также абсолютную и относительную.

Общая самооценка выражается в ценностном отношении ребенка к себе, которое определяется отношением взрослых к ребенку (либо положительным, либо отрицательным).

Конкретная самооценка выражает отношение ребенка к своим определенным действиям и поступкам («У меня не получилось нарисовать машину»).

Абсолютная самооценка определяется отношением ребенка к себе вне сопоставления себя с другими людьми.

Относительная самооценка определяется отношением к себе через сопоставление себя с другими людьми.

Исследования самооценки тесно связаны с таким понятием, как уровень притязаний, т.е. уровень трудности выбираемых целей, стремление личности к достижению целей того или иного уровня сложности.

Соотношение самооценки и уровня притязаний традиционно рассматривается как

Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уже с 1930-х гг. в отечественной психологии уровень притязаний изучается в составе проблемы самооценки. Б. В. Зейгарпик указывает на то, что заниженный уровень притязаний часто характерен для людей с низкой самооценкой. В различных заданиях на измерение уровня притязаний можно наблюдать устойчивый феномен: уровень притязаний увеличивается после успеха и уменьшается после неудачи. По мнению К. Левина, это и есть характеристика наиболее приемлемой тактики типично успешного индивида. Типично неуспешный индивид либо устанавливает свои цели слишком низко (часто ниже уже достигнутого уровня), либо выбирает цели, превосходящие его возможности [6] . Выделяют адекватный и неадекватный, заниженный и завышенный уровни притязаний. Обратите внимание, что уровень притязаний почти всегда осознан, и этим он отличается от самооценки.

  • [1] Приводится по: Психология самосознания : хрестоматия. Самара : БАХРАМ-М, 2000.
  • [2] Приводится по: там же.
  • [3] Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.
  • [4] См.: Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении.
  • [5] См.: Галкина Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Ин-тпсихологии РАН, 2011.
  • [6] Приводится по: Психология самосознания : хрестоматия.

Источники:

http://psyera.ru/2336/razvitie-samosoznaniya-v-doshkolnom-vozraste
http://studopedia.su/9_74321_razvitie-samosoznaniya-v-doshkolnom-vozraste.html
http://studme.org/254337/psihologiya/razvitie_lichnosti_doshkolnika

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector