0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. Портал образования

Портал образования

Автор: Бочкова Дарья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Детский сад № 66»
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Дата публикации: 23.04.2017
Раздел: дошкольное образование

Сенсорное развитие детей

младшего дошкольного возраста.

Исследованиям в области сенсорного развития дошкольника уделяли внимание многие

отечественные и зарубежные ученые. Наиболее важный вклад в этом направлении внесли:

Я.А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А.

Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, Е.И.Тихеева.

Развитие сенсорных способностей, формирование сенсорных эталонов детей младшего

дошкольного возраста в условиях современного ДОО возможно только при решении задач

сенсорного развития в различных видах деятельности: игры, конструирование,

изобразительная деятельность, реализуемых преимущественно в дидактической игре,

игре ‒ экспериментировании, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Сенсорное развитие осуществляется целенаправленно посредством развития у детей

сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета

предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет,

ребенку нужно прикоснуться к нему или попробовать на вкус.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

‒ является основой для интеллектуального развития;

‒ упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с

‒ обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

‒ влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти;

‒ является основой для развития воображения;

‒ позитивно влияет на эстетические чувства;

‒ обеспечивает освоение навыков учебной деятельности.

В дошкольном возрасте развитие ощущений и восприятий происходит очень

Дошкольный возраст ‒ период первоначального ознакомления с окружающей

действительностью: ребёнок познаёт предметный мир, а также явления природы, события

общественной жизни, доступные наблюдению. При этом правильные представления о

предметах легче формируются в процессе их непосредственного восприятия, как

зрительного, так и слухового и осязательного, различного рода действий с предметами.

В процессе всей жизни детей происходит накопление сенсорного опыта, обогащение их

мироощущения, повышение эмоционального тонуса, активизация положительных эмоций,

связанных с восприятием явлений окружающего.

Умение рассматривать, воспринимать предметы формируется успешно лишь тогда,

когда дети ясно понимают, зачем нужно изучать тот или иной предмет, слушать те или

иные звуки. Потому, обучая восприятию различных предметов и явлений, необходимо

четко объяснять детям смысл их действий.

Наибольший эффект для сенсорного развития даёт продуктивная деятельность,

содержание и организация которой подчинены задачам умственного воспитания.

Любая содержательная деятельность детей включает как более простые познавательные

процессы ‒ сенсорные, так и более сложные ‒ мыслительные. Успешное овладение

мыслительной деятельностью в значительной мере зависит от сенсорного развития.

Включенное в дидактическую систему занятий сенсорное развитие является

неотъемлемой частью умственного воспитания.

Сенсорное развитие влияет на:

• Развитие отношения ребенка к окружающему миру.

Задачи сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста:

•Способствовать развитию цветоразличения, умению воспринимать величину,

группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;

•Способствовать формированию у детей зрительного способа обследования предметов;

•Способствовать развитию зрительной реакции на предметы окружающего мира, замечать

их форму, цвет, величину;

•Способствовать развитию познавательных процессов;

•Способствовать развитию мелкой моторики.

Для повышения результативности сенсорного развития большое значение имеет

использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации

обучения: учебные занятия, дидактические игры, дидактические упражнения.

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками предполагают манипуляции

детей с наборами геометрических фигур, деревянными сборно ‒ разборными игрушками,

вкладышами и др. Эти упражнения основаны на практических действиях каждого ребёнка

с деталями дидактических игрушек, материалов: собрать, разложить, составить целое из

частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др. Это позволяет ребёнку

приобретать сенсорный опыт, закреплять представления о форме, величине, цвете

Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с

наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определённым

качествам (форме, величине и др.), чаще всего включаются в занятия по математике,

развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Данные упражнения могут

выступать в форме самостоятельного занятия, если проводятся в течение всего времени,

отведённого для обучения. В том и другом случае воспитателю надо позаботиться о том,

чтобы у каждого ребёнка был необходимый материал, и организовать работу детей.

Под руководством воспитателя дети проявляют интерес к предметам ближайшего

окружения, их свойствам; включаются в экспериментирование, проявляя эмоции

радостного удивления и словесную активность; целенаправленно наблюдают за объектами

организованного восприятия; выполнять простейший сенсорный анализ; стремятся

передавать отношение цветов, размеров и форм в изобразительной деятельности и

Для успешного сенсорного развития в группе создаётся предметно ‒ развивающая

среда, оформляется сенсорный уголок, разрабатываются и

конструируются нетрадиционные игры и пособия.

При руководстве дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие в

младшем дошкольном возрасте необходимо учитывать:

‒ у детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность

действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с

показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их

‒ игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у

‒ учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть

небольшими группами и осознавать, что вдвоем играть интереснее.

‒ с детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру.

Читать еще:  Графический диктант домашние животные для дошкольников. Графические диктанты (Рисование по клеточкам)

Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом (пирамидки,

башенки), разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому

материалу, учить их играть с ним.

‒ для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего

мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки), который можно

обследовать и активно действовать с ним.

‒ известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится

что ‒ то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому

рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением.

‒ при объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд то на одного, то на

другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре.

‒ чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры

знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями

‒ подводя итоги игры с детьми младшего дошкольного возраста, воспитатель отмечает

только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно

что), убрали на место игрушки.

‒ интерес к игре усиливается, если воспитатель предлагает детям поиграть с теми

игрушками, которые использовались во время игры.

С помощь дидактических игр в образовательном процессе осуществляется сенсорное

развитие детей, развиваются познавательные процессы: мышление, речь, воображение,

память, расширяются и закрепляются представления об окружающей жизни. Дети играют,

не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными

предметами, учатся общаться со своими сверстниками и взрослыми.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Дата публикации: 20.09.2017 2017-09-20

Статья просмотрена: 2016 раз

Библиографическое описание:

Козловская Е. С., Мурашкина Л. М., Никитенко Е. А., Конради Е. В., Комарова И. Ю., Дурнева О. В. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Молодой ученый. — 2017. — №38. — С. 112-115. — URL https://moluch.ru/archive/172/45660/ (дата обращения: 15.02.2020).

Ребенок учится в процессе самостоятельной деятельности с материалами и постепенно проходит путь от хватания к пониманию, т. е. от манипуляций руками к пониманию сути предмета.

Раннее детство — особый период становления органов и систем детского организма и прежде всего функцией головного мозга. Доказано, что функции головного мозга не фиксированы наследственно они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих всё дальнейшее развитие организма ребенка [5, с.15].

Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Задачами умственного воспитания являются:

‒ развитие действий с предметами;

‒ развитие игровой и других видов деятельности;

‒ формирование основных психологических процессов (внимания, памяти, развитие наглядно-действенного мышления, эмоционального развитие, формирование первичных представлений об окружающем мире, понятий);

‒ развитие умственных способностей (умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость отдельных явлений);

‒ формирование познавательных потребностей (потребности в получении информации, активности на занятиях, самостоятельности в познании окружающего мира).

Указанные задачи реализуются через следующие средства: эмоционально-деловое общение взрослого с ребенком во время самостоятельной его деятельности; развитие сенсорных процессов (ощущений, восприятий представлений); сенсорного развития посредством дидактических игр.

Ребенок отрыт всему миру. Известно, что ребенок усваивает огромный объем информации. «От пятилетнего возраста до меня один шаг от новорожденного до пяти огромное расстояние», — писал Лев Толстой. Путь дошкольника — очень ответственный. Он трудный и радостный, где много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на то, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе.

Общение малыша с миром происходит не только через нас, взрослых, а и самостоятельно. Мир проникает в сознание человека сразу же после того, как он рождается. Это взаимопроникновение и служит основой процесса развития личности.

Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов. Ребенок чувствует себя в нем свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования — постепенно и завораживающе.

Все, что взрослым уже знакомо, все, что, как им кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребенок видит впервые, и его восторг так силен, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира.

Детям необходимо всестороннее развитие. Чем больше они познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику, и все это позволит легче учиться. А после интересных занятий ребенку не придется при рассматривании какого-либо предмета тратить силы на ненужные движения головы. Следовательно, малыш не будет так уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее.

Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т. е. совершать какие-то действия, которые называют моторными. Чтобы взять предмет одной рукой, ваш малыш должен быть уже моторно готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. Значит, если мы научим руки ребенка быть ловкими и умелыми, то он сможет ими познать многое и разное. И чем раньше мы дадим в его руки новое, неизученное, тем быстрее они станут умелыми.

Читать еще:  Чем можно отстирать с одежды чернила от шариковой ручки. Как отстирать чернильное пятно с белой или цветной одежды

Дошкольный период — один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя. Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, но потом проявляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес, в том числе к знаниям, снижается. Ребенок становится обладателем непережитого опыта. И это не только заглушает его сенсорные способности, но и делает затруднительным последующие стадии обучения, которые основаны на умении оперировать логическими и аналитическими категориями. Поэтому ребенку необходимо дать возможность самостоятельно познавать мир через сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представление) [1, с. 9–10]. Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Предмет, который мы рассматриваем, воздействует на наш глаз; с помощью руки мы ощущаем его твердость (или мягкость), шероховатость и т. д.; звуки, издаваемые, каким-либо предметов, воспринимает наше ухо. Таким образом, ощущение и восприятия — непосредственное, чувственное познание действительности.

Развитие процессов ощущения и восприятия у детей значительно обгоняет развитие мышления. В связи с этим иногда считают, что достаточно лишь направить внимание детей на тот или иной предмет, а рассмотреть его они могут сами. Но это не так: дет как правило, еще не умеют самостоятельно рассматривать предметы, подмечать в них характерные черты. И причина не в том, что ребенок невнимателен. Малыш действительно может воспринимать очень поверхностно, но невнимательность часто зависит от неумения всматриваться и вслушиваться. Внимание значительно возрастает в тех случаях, когда человек воспринимает с какой-то целью, ради чего-то. Хорошо развитая способность восприятия необходима современному человеку, и её нужно развивать в ребенке [4, с. 6–7].

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опят. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов [3, с. 3–4].

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т. п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остается поверхностным, отрывочных и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков.

Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников — педагогов и психологов А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной и другими. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и предметов. Так, в области формы — это геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и др.), в области цвета — семь цветов спектра, белый и черный цвета. Конечно, в природе существует бесконечное разнообразие красок и форм, и человечество сумело их упорядочить, свести к немногим разновидностям. Усвоение представлений об этих разновидностях дает возможность воспринимать окружающий мир как бы сквозь призму общественного опыта.

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета. Но сами по себе такие представления не смогут управлять восприятием, если у ребенка нет способов, при помощи которых можно было бы выяснить, какому из имеющихся образцов соответствует свойство того предмета, который воспринимается в данный момент. Способы сравнения свойств воспринимаемых предметов с усвоенными образцами — это и есть способы обследования предметов, которым детей необходимо научить. Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным развитием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных знаний и умений. [2, с. 12–13]

Таким образом, сенсорное развитие детей дошкольного возраста составляет фундамент общего умственного развития ребенка. А для полноценного сенсорного развития нам помогают дидактические игры, которые помогают сделать процесс обучения интересным, доступным, эмоциональным, позволяя ребенку получить свой первый, собственный опыт.

  1. Безруких М. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. — М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001, 9–10 с.
  2. Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 1978. 12–13 с.
  3. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. — М.: Просвещение, 1983. 4–5 с.
  4. Сакулинина Н. П. и Подьяков Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. — М.: Просвещение, 1969. 6–7 с.
  5. Фролова А. Н. Умственное воспитание детей раннего возраста. — К. «Радянська школа», 1989, 15 с.
  6. Хохрякова Ю. М. Технология сенсорного воспитания детей раннего возраста: моногр. Перм. Гос. Пед. ун-т. — Пермь, 2010.
Читать еще:  Если муж ушёл к другой: советы психолога. Что делать, если муж хочет уйти из семьи? Советы психолога

Проект «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Структурное подразделение МАОУ

«Манчажская средняя общеобразовательная школа» —

«Детский сад села Манчаж»

«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Автор проекта: воспитатель

Продолжительность проекта: сентябрь – март.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатель, родители.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей младшего возраста.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей младшего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

обеспечивать накопление представлений у детей младшего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах.

Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;

воспитывать познавательный интерес, любознательность;

упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

развивать мелкую моторику рук;

повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

Картотека дидактических игр по сенсорному развитию.

Методические рекомендации для родителей по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания и созданию условий проведения дидактически игр.

1. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 2007;

2. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» — М. : Просвещение 2005;

3.Петрова И.В. Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. – М.: «Сфера», 2012.

4. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.

Этапы реализации проекта и сроки реализации:

1 этап – подготовительный (сентябрь);

2 этап – основной (октябрь – февраль);

3 этап – заключительный (апрель).

Знакомство с темой проекта.

Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей младшего возраста в соответствие с ФГОС.

Диагностика уровня сформированности представлений у детей о цвете, форме, размере.

Анализ полученных результатов, выводы.

Проведение анкетирования родителей «Роль сенсорной культуры в жизни ребёнка».

Составление перспективного плана работы с детьми.

Создание условий для эффективного использования игр;

Работа с детьми:

по познавательному развитию:

«В гости к героям мультфильмов»

«Спрячь зайчика под ёлочкой»

Беседа с детьми «На какую фигуру похож предмет».

художественно – эстетическому развитию:

«Цветы для мамы» и другие.

по речевому развитию:

Отгадывание загадок на тему: «Геометрические фигуры», «Загадки на цвета».

Чтение и заучивание считалок, скороговорок, пословиц и поговорок на данную тему.

2.Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в центре «Вода и песок».

Для зрительного восприятия (цвет, форма, величина) например:

«Закрой окошко в домике»;

«Жучки и листики»;

«Найди цветочек для пчёлки»;

«Цветы и бабочки»;

«Найди фрагмент» и т. д.

Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух):

«Кто как кричит?» и т.д.

с цветным конструктором;

с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме;

с палочками Кюизенера;

с блоками Дьенеша;

5.Самостоятельные игры малышей.

Перспективный план работы с детьми по сенсорному воспитанию

Источники:

http://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=996
http://moluch.ru/archive/172/45660/
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/inoe/253234-proekt-sensornoe-razvitie-detej-mladshego-voz

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector