0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенку 1 месяц как играть и заниматься. Развивающие игры для новорожденных малышей. «Разговоры по душам»

Содержание

Сокровища дошкольного возраста. О чем говорить с ребенком 4-7 лет

Общение с ребенком – это и есть развитие

«Что ты сегодня ел? Как спалось? Как настроение? Давай быстрее! Собери игрушки! Опоздаем! Если не уберешься, не получишь!». Как часто общение с нашими 4-5-6-7-летками сводится к этому перечню фраз. Замечали ли вы, как часто наши разговоры с подрощенными уже детьми становятся беднее и однообразнее? О том, почему так происходит, какие сокровища таит в себе дошкольный возраст, какова роль родителей в этот период и как стать ребёнку не только родителем, но и близким другом, и будет эта статья.

Когда малыш только родился, когда ему 1 год или 2, нам, родителям, хоть и страшно, но, как правило, понятно, как с ним себя вести: объятия, полное внимание, отражение практически всех его ощущений, действий и звуков и много-много любви и заботы — руками, голосом, телом. Наше поведение отчасти интуитивно, отчасти дополнено опытом родных, друзей и знаниями из популярной психологии и физиологии. К появлению ребёнка мама обычно морально (психологически) готовится. У нее много энергии и огромное желание дать своему малышу самое лучшее. Поэтому и общение с ребёнком в этот период бывает глубоким, наполненным чувствами и эмоциями.

Но время идёт, малыш растёт. Вот ему уже исполняется 4 года или 5. Он ходит в детский сад, часто у него уже есть младший братик или сестрёнка, или мама вышла на работу. Он занимается дополнительно — спорт, рисование, музыка. А с 6 лет еще и ходит на подготовку к школе. Жизнь насыщенная, успеть надо многое. А маме нужно еще и организовать все это.

Не всегда, но часто за всей этой чередой повседневных дел разговоры с ребёнком сводятся к бытовым диалогам о том, что он сегодня ел или хочет съесть, что делал, как спал, как настроение, как дела в садике. А еще к организационно-собирательным фразам — типа «Почисть зубы!». Ну и, конечно, к ругательно-воспитательным изречениям «Не чавкай!», «Не жадничай!», «Не обижай маленьких!» и т.п. В попытках выполнить все пункты задуманного плана на день как часто мы теряем что-то главное в общении с нашими детьми, что-то, что делает нас близкими, родными, ценными друг для друга.

Честно говоря, в какой-то момент это случилось и со мной, в моих отношениях с сыном. Такое холодное и тягостное ощущение, что я вроде бы целый день на связи с ребёнком, знаю, где он и что с ним, уделяю внимание, провожу с ним время, но он как будто ускользает от меня, отдаляется, контакт теряется.

Общение с ребёнком: почему сходит на нет

С одной стороны, работают естественные процессы сепарации (отделения) ребёнка от матери — он становится старше, потребность в физическом контакте мамы с ребёнком и ребёнка с мамой становится меньше. К тому же его начинают активно интересовать сверстники и его собственные достижения. Появляется много интересов вне дома. А у мамы освобождается время для нее самой или работы. Жизнь становится интенсивнее, и не всегда удается найти время и желание для того, чтобы поделиться друг с другом переживаниями, мыслями, чувствами о случившемся или увиденном.

К тому же, если ребенок ходит в детский сад на полный день, времени на общение становится еще меньше. За 4-5 часов в день, которые родители проводят вместе с детьми, взрослым нужно столько всего успеть. Какое уж тут близкое общение и разговоры «по душам»!

С другой стороны, бывает, что мама эмоционально устает. Первые годы постоянной включенности в малыша, невероятная отдача, которой требует раннее материнство — это большая эмоциональная нагрузка. И если не восполнять свои ресурсы, не заботиться о своем отдыхе, постепенно может наступить эмоциональное истощение. И тогда на близкое, глубокое общение с ребёнком у мамы может просто не быть сил.

Возраст с 4 до 7 лет: чем интересен

Сразу скажу, мне не хотелось бы писать сейчас о том, как в этот период меняется ребёнок физиологически (его память, внимание, интеллект, поведение). Эти изменения есть, они существенны, но всё же достаточно очевидны для всех. Мне хочется написать о том, что часто упускается из внимания родителей, но тем не менее является таким важным.

Читать еще:  Какой должен быть живот на 3 месяце беременности. Третий месяц беременности - изменения в организме будущей мамы

Именно в этот период с 4 до 7 лет закладывается основа нравственного развития ребёнка. Дело в том, что, начиная с 3 лет (условно) мир ребёнка расширяется. В нем появляются ровесники, другие взрослые — воспитатели, учителя, друзья и знакомые родителей. Закономерно возникают вопросы: как, по каким законам происходит взаимодействие и общение людей? И именно в этом возрасте ребёнок впервые задумывается о том, что хорошо и что плохо, что такое зависть и хвастовство, скромность, высокомерие, подлость, бескорыстность, щедрость и доброта.

Это тот период, когда закладываются базовые ценности и установки, которые ребёнок понесёт через всю жизнь. Важно знать, что усваиваются эти установки ребёнком БЕЗ всякой критики с его стороны и сомнений, т.к. критическое мышление в этом возрасте у детей еще не развито. Вот как услышал, что мальчики не плачут, вот так и усвоил. А потом десятилетиями пытается эту установку из себя выбить.

А как ребёнок формирует свою систему ценностей? Запоминая, изучая, анализируя в меру своих возможностей все, что он видит и слышит вокруг себя, все происходящие рядом с ним ситуации и реакции окружающих на них.

И получается, что для того чтобы создать свою систему ценностей, ребёнку в этом возрасте просто жизненно необходим близкий контакт со взрослыми, в первую очередь родителями, их опыт и знания.

А что будет, если наше участие в ребенке в этом возрасте минимально? Нравственные понятия и на их основе его личностные ценности все равно сформируются. Он будет выхватывать информацию извне, там, где услышит, и то, что услышит. Это как с речью. Если ребёнок слышит речь вокруг себя, он заговорит. И заговорит так, как говорят окружающие.

Вот и получается, что когда у наших детей происходит такой важный этап личностного развития, у нас, родителей, за чередой ежедневных дел и эмоциональной истощенностью часто не оказывается сил и не остается времени, чтобы говорить с ребёнком о жизни, о людях, об отношениях.

Возраст привязанности

Есть еще один важный процесс, который разворачивается в этом возрасте. Ребёнок становится достаточно эмоционально зрелым, чтобы иметь более глубокую привязанность с родителями, основанную на любви и заботе друг о друге, на знании и интересе друг к другу. Это когда хочется радовать маму подарками и рисунками, готовить для нее бутерброды и не шуметь, когда она спит. Это когда появляется интерес к тому, каким был папа, когда был маленьким, как он поступал в тех или иных ситуациях. В этот период ребёнку очень интересен ваш опыт и ваша жизнь, история вашей семьи. И это знание делает вас истинно близкими друг к другу.

Чувствуете, как эти два процесса связаны между собой — ребенок формирует свои личностные ценности и при этом готов и хочет, чтобы вы передавали ему свой опыт. Чтобы на этом основании и с его помощью построить кредо своей личности, с которым он и пойдёт по жизни. При этом вы формируете крепкую, надёжную привязанность — как основу для близких доверительных отношений с вашим ребёнком на многие годы вперед.

Вот какие сокровища скрывает в себе возраст 4-7 лет. Важно только не пропустить, не пустить на самотёк, найти в себе силы, вовремя включиться и максимально использовать то, что даёт вам этот период жизни ребёнка.

Советы родителям

Что же конкретно можно делать с детьми в этом возрасте, чтобы отношения были по-настоящему близкими, связь крепкая, а у ребёнка было достаточно материала, чтобы формировать свои ценности и нравственные установки? Здесь я поделюсь своим опытом.

На мой взгляд, главное и основное — это разговаривать, обсуждать с ребёнком ситуации, с которыми вы сталкиваетесь в повседневной жизни. Во дворе подрались ребята. Прохожий замахнулся или ударил собаку. В автобусе — скандал, кто-то кому-то наступил на ногу. На площадке упала и ударилась девочка.

Такие ситуации происходят на каждом шагу. Важно замечать хотя бы некоторые из них. Можно говорить ребёнку о том, что вы думаете о развернувшейся перед вами картине. Например: «Ребята поссорились — начали драться. А можно было бы попробовать поговорить, объясниться и т.п.».

А можно спросить самого ребёнка, что он думает о том, что видел. «Как ты думаешь, стоило ли этим ребятам драться? А в каких ситуациях, на твой взгляд, можно драться? А можно было бы поступить по-другому? А ты бы как сделал?»

Лично мне вариант с вопросами нравится больше. Ребёнок учится думать и анализировать ситуацию самостоятельно и при этом формирует свои ценности и установки, основываясь на своих мыслях, а, значит, получает свой опыт. Но при этом вы рядом и можете рассуждать с ребёнком вместе, рассказывать, как это было у вас, и что вы по этому поводу думаете.

Читать еще:  Плетем мельницу поетапно из газетных палочек. Мельница из газетных трубочек мастер класс. Для работы понадобится

Детские книги и фильмы дают богатейший материал для обсуждения. Главное, когда читаете ребёнку, не торопитесь, не спешите перейти к следующей сказке или фильму. Спросите ребёнка, а как бы он поступил на месте главного героя, что понравилось ему в сказке, а что испугало и почему. Чему учит эта история, и встречалось ли ему что-то похожее в жизни? А может быть, что-то похожее случалось в вашей жизни? Расскажите об этом — ваши истории и опыт будут для вашего ребёнка ценнейшими подарками, которые он будет хранить в своем сердце всю жизнь.

Развивающие игры для новорожденных малышей

У родителей новорожденных малышей очень часто появляется вопрос: чем развлекать такую кроху в периоды бодрствования, какие игры придумать и предложить малышу в периоды бодрствования, чтобы он не скучал.

Во что играть с новорожденным

Развивающие игры для новорожденного первого месяца жизни
Игры для ребенка первого месяца жизни достаточно простые и даже примитивные с точки зрения взрослого, но при этом полезные и интересные для новорожденного малыша.

«Я вижу…»

Уже к концу 2-3 недели своей жизни малыш начинает фокусировать свой взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 60-70 см от его лица и это повод ввести в вашу жизнь первые игры.

Возьмите яркую, большую игрушку — шарик, погремушку или кольцо и покажите ее малышу. Через некоторое время взгляд ребенка сфокусируется на игрушке. Теперь можно медленно покачивать игрушку влево и вправо с небольшой амплитудой. Малыш будет пытаться следить за игрушкой и тренировать глазки.

Постепенно игру можно усложнять, начав перемещать игрушку в разных направлениях, в том числе и вверх-вниз, приближая игрушку к малышу на расстояние 20-30 см от лица.

«Я слышу…»

В возрасте 2-3 недель малыша начинают интересовать окружающие звуки. Услышав какой-то звук малыш пробует понять откуда этот звук раздается. И в это время вы можете предложить ему еще одну веселую игру, направленную на развитие слуха.

Возьмите погремушку или колокольчик и позвоните им сначала с одной, а затем с другой стороны от малыша. Ребенок инстинктивно начинает искать источник звука и пробует поворачивать голову к источнику звука.

У малыша еще сильны рефлексы, поэтому если поднести к раскрытой ладошке свой палец или простую погремушку, то малыш тут же будет пытаться обхватить предмет ручкой. Таким образом еще на уровне рефлексов малыш тренирует ладошку на захват крупных предметов.

Развивающие игры для новорожденного второго месяца жизни

К концу первого месяца жизни и в начале второго малыш уже лучше видит и слышит и ему может стать интересным наблюдение за мобилем и игрушками, подвешенными к нему, развивающий коврик с дугами и различные простые погремушки. Время бодрствования постепенно увеличивается и малыш уже готов к более продолжительным играм и взаимодействию со взрослыми.

Не стоит оставлять игры, освоенные на первом месяце жизни, но уже можно постепенно добавлять и новые, более «сложные» игры.

«Пальчиковые игры»

Пальчиковые игры очень полезны для будущего развития речевых навыков. Ничего сложного в этих играх нет — достаточно просто перебирать пальчики малыша, сжимать и разжимать кулачок, чертить своим пальцем круги на ладошке малыша причитывая всем известные потешки про «сороку-сороку» и другие.

«Разговоры по душам»

Малыш уже понимает, когда речь взрослого обращена именно к нему. Малыш прислушивается к вашей речи, наблюдает за шевелящимися губами и пытается отвечать забавным кряхтением.

«Точно в цель»

Ближе к концу второго месяца жизни малыш начинает все активнее размахивать руками и ногами, учится управлять ими и координировать свои движения. В это время пришла пора познакомить малыша с подвесными игрушками.

Это могут быть игрушки, подвешенные на дуги развивающего коврика, а может быть растяжка над кроваткой или коляской. Самое главное, чтобы малыш мог достать ручками до игрушек, а игрушки после удара издавали бы какие-то звуки или начинали качаться.

Продемонстрируйте ребенку, что погремушки звенят, если попасть по ним ручкой или ножкой и малыш с радостью будет пытаться повторить результат. Кроме развития координации — это первые причинно-следственные связи, которые изучает малыш.

«Привет-пока»

Уже в возрасте двух месяцев вы можете начать играть с малышом очень полезную игру «Привет-пока». Входя в комнату или подходя к малышу говорите «Привет», а пропадая из поля зрения ребенка «Пока» или «Я скоро вернусь». Малыш учится узнавать ваш голос, ждет когда вы появитесь, формируется надежная связь мама уходит, но мама всегда возвращается. Это все делает малыша менее тревожным.

«Я чувствую…»

Вкладывайте в ручки малышу предметы, различные по размеру и материалам из которых они выполнены. Затем забирайте и предлагайте снова. Таким образом малыш будет тренировать захват рукой, получать новые тактильные ощущения и микро-массаж ладошек.

Развивающие игры для новорожденного третьего месяца жизни

«Прятки»

Игра, которая очень нравится детям, знакома и доступна взрослым. Возьмите платок или пеленку и спрячьтесь. Затем откройте платочек и найдитесь. Таким же образом накройте платочком личико малыша и «потеряйте» его, а затем снимайте платочек и находите. По мере того, как малыш будет расти в игру можно вводить различные вариации и усложнения.

Читать еще:  Можно ли беременным ходить на каблуках? Можно ли беременным ходить на каблуках на ранних или поздних сроках

Вполне вероятно, что в процессе именно этой игры вы услышите первый заливистый смех малыша.

«Я могу…»

В возрасте трех месяцев малыш уже хорошо различает предметы вокруг и у него появляется интерес и желание взять те предметы, которые ему особенно интересны. Положите рядом с малышом яркую игрушку или погремушку, обратите на нее внимание и помогите малышу дотянуться до игрушки.

В это же время малыш продолжает совершенствовать захват игрушек. Давайте малышу в руки разные игрушки и погремушки — малыш будет пробовать удержать их в ручках и будет изучать их.

«Все вижу»

На третьем месяце малыш активно учится поднимать и удерживать голову лежа на животе. Помочь в тренировке этого навыка может нехитрая игра. Покажите малышу игрушку, а затем потихоньку поднимайте ее вверх, стимулируя этим малыша поднимать взгляд и голову вслед за игрушкой.

«Веселый шарик»

Привяжите к ручке или ножке ребенка шарик с гелием. Можно к нему еще и привязать колокольчик. Малыш будет двигать ручками или ножками, шарик будет двигаться, а колокольчик звенеть. Эта игра может развлекать малыша достаточно длительное время. НИКОГДА не оставляйте малыша одного в процессе игры, ведь движения его еще неловкие и он может запутаться в веревочке…

Основные правила игр с новорожденным

— предлагайте новорожденному не больше 1 новой игры в несколько дней;

— если какая то игра не вызывает интереса у малыша, отложите ее и предложите еще раз через несколько дней или недель;

— не ставьте себе целью поиграть во все игры в течение дня;

— предлагайте игры только тогда, когда малыш выспался, сыт и в хорошем настроении;

— не затягивайте игры. Для месячного малыша время игры не больше 1-2 минуты, ведь новорожденные очень быстро устают и переутомляются. Постепенно время можно увеличивать, внимательно отслеживая настроение малыша и прекращая игру сразу, как только малыш потерял интерес к ней;

— не частите 1-2 раз по несколько минут в день более чем достаточно для малыша;

— предоставьте малышу некоторое время на спокойное бодрствование, когда он может просто осмыслить все происходящее с ним;

— разговаривайте с малышом в процессе игры, все свои действия сопровождайте своими пояснениями.

И помните, самое главное для малыша — ваше внимание и ваше хорошее настроение. Предлагайте малышу игры тогда, когда они доставляют радость и вам и малышу!

Разговор по душам

Что для вас значит выражение «поговорить по душам»? Лично для меня оно ассоциируется с теплой вечерней атмосферой в кругу любимых, родных или друзей. Не с каждым человеком мы можем говорить по душам, но те единицы, которые удостаиваются этой чести, занимают в нашем сердце почетное место. Представьте, какая гармония царила бы в каждой семье, если бы все ее члены были настолько душевно близки.

Разговор по душам

Главное – любовь

В семьях, где родители стесняются говорить своим детям «я люблю тебя», появляется межпоколенческая дистанция в отношениях между ними. Как это происходит?

  • Когда дети взрослеют, входят в пубертатный период, нарастают трудности во взаимопонимании, часто переходящие в ссоры.
  • Родители искренне не понимают, в чем дело, пытаются выяснить причину, но время как будто бы потеряно.
  • Причины разногласий чаще всего кроются в душевной удаленности родителей и детей.

Как сохранить близость в общении?

Нужно понимать, что никогда не поздно все изменить. Правда потребуется изрядно потрудиться.

Внимание к себе – это так просто!

Прежде всего, взглянув трезво на допущенные ошибки с вашей стороны, искренне попросите у ребенка прощения или же пойдите ему на встречу в примирении. Вы – старше, мудрее, а значит должны подавать своим примером шаблон правильного поведения. Не нужно быть профессиональным психологом. Просто поговорите с ребенком по душам, скажите, что вы в подростковом возрасте тоже совершали ошибки, приведите примеры, посмейтесь вместе. Это приведет к сплочению вашей семьи и превращению ее в команду.

Разговор по душам: нужно быть честным

Живое общение

В мире современных технологий общение постепенно уходит на второй план, и возможно уже у ваших детей вряд ли появятся настоящие друзья, с которыми можно будет обсудить личные проблемы. Восполните этот пробел. Конечно, не нужно влезать глубоко в подробности, но что-то обсудить будет полезно. Делясь душевной теплотой, вы дарите ребенку чувство защиты, значимости, любви. Ни в школе, ни на кружках никто не сможет дать ему ту поддержку, которую он получает в семье. Для этого семья, собственно, и создается. И еще: создавая такую семейную ценность как разговоры по душам, вы автоматически закладываете ребенку видение того, какой должна быть семья, в которой царит счастье и гармония.

Видео: «Как найти взаимопонимание и наладить отношения с детьми?»

Источники:

http://www.ourbaby.ru/article/Sokroviwa-doshkolnogo-vozrasta-O-chem-govorit-s-rebenkom-4-7-let/
http://vk.com/@zh_mama-razvivauschie-igry-dlya-novorozhdennyh-malyshei
http://babytoday.ru/articles/kak-pogovorit-po-dusham-s-detmi/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×