4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ребенок боится выступать перед зрителями. Что делать, если ребенок боится? Как помочь ребенку не бояться детей

Ребенок боится выступать перед зрителями

Застенчивость – не самая плохая черта характера, однако многим детям она доставляет массу неудобства. Ребенок боится выступать перед зрителями, не может принимать участие в утренниках, это зачастую становясь поводом для смеха со стороны своих товарищей. Дети стесняются выступать даже в узком кругу на семейных торжествах. Сначала взрослые умиленно уговаривают ребенка рассказать стишок, затем в случае отказа, забывают об этом событии, оставляя в глубине души малыша травму и осознание своей неуверенности.

Проблема застенчивости.

Проблему застенчивости нужно решать и ни в коем случае не оставлять ребенка один на один со своими страхами. Чувства детей тонки и неуловимы, они легко меняются. Он может одновременно страстно хотеть проявить свой талант на сцене или перед немногочисленными зрителями и бояться показать себя открытым, уязвленным, почувствовать насмешку или непонимание. Этот страх еще больше поражает сознание ребенка, усугубляя ситуацию. В дальнейшем самое небольшое замечание со стороны взрослых ведет к тому, что ребенок замыкается в себе, прячет свои достижения, прекращает занятия, лишь бы не вызвать недовольство. Застенчивые дети менее настойчивы, реже добиваются успеха, очень болезненно реагируют на замечания. Поэтому необходимо помочь ребенку справиться с этой проблемой и перестать бояться выступать перед зрителями.

Советы.

В первую очередь нужно сделать все возможное, чтобы изменить реакцию ребенка на отношение к нему окружающих, повысить его самооценку. Очень часто родители замечают у детей только отрицательные стороны, ругая его за каждую ошибку. И одновременно никогда не хвалят за то, что он сделал успешно, воспринимая это как должное поведение. Это большая ошибка со стороны родителей. Необходимо давать ребенку понять, что он может заслужить похвалу, он должен чувствовать родительскую любовь вне зависимости от своего поведения. Он должен быть уверен, что его успехи замечены и восприняты родителями, что старания не потрачены напрасно.
Застенчивые дети боятся всего нового, например, перед зрителями выступать – это тяжелое испытание для них.

Для того чтобы побороть конкретную боязнь выступлений перед публикой, следует много и усиленно экспериментировать дома. Пусть его зрителями сначала будут самые близкие игрушки, затем родители и родственники. Они должны поддержать ребенка, дать ему возможность понять, что он все сделал правильно, обязательно похвалить его. А существующие замечания поначалу лучше завуалировать и преподнести их как «незначительные изменения в программе номера». Если ребенок все еще стесняется – станьте участником выступления. Пусть он чувствует вашу поддержку рядом, а не где-то со стороны. Дети, как известно, как губка впитывают стереотипы поведения своих родителей. Глядя на вас, как на участника выступления, он будет брать с вас пример, подражая вам.

Недостаток общения.

Дети часто становятся застенчивыми из-за нехватки общения, как со взрослыми, так и со сверстниками. Они просто не знают как вести себя в такой ситуации. Ваша задача смоделировать похожие обстоятельства, научить ребенка правильно ориентироваться и выстраивать соответствующую линию поведения. Если в вашей семье или у друзей есть дети такого же возраста, приобщите их к совместным играм. Пусть они выступают друг перед другом, играя в различные ролевые игры, например, в детский сад, где ребенок будет и воспитателем, в школу с учениками и учителем и другие. Важно, чтобы в этих играх была роль, подразумевающая публичное выступление. В противном случае ваш малыш будет робким и как следствие бояться перед взрослыми выступать или даже заговорить с ними.
Если этот барьер преодолен, можно двигаться дальше. Ведь успешное выступление перед мамой еще не означает, что ребенок не растеряется при виде множества незнакомых людей-зрителей.

Причины страха.

Постарайтесь поговорить с ребенком и выяснить причину его страха. Возможно, он боится не самого выступления, о того, что забудет текст или слова песни или вашей реакции на его возможные промахи. В таком случае, убедите ребенка, что ваше отношение не изменится при любом исходе выступления. А ошибки бывают у всех, даже у профессионалов высокого класса. Отрепетируйте выступление как можно тщательнее, чтобы все действия ребенок выполнял, не задумываясь, тогда он сможет больше сил отдать эмоциям и общению с залом. Объясните ребенку, как вести себя на сцене в случае, если возникнет непредвиденная ситуация. Например, если он забыл слова или перестала звучать музыка. Не акцентируйте на этом внимание, так можно возбудить страх еще больше. Просто определите общую тактику поведения, например, забыл слова, вспоминаешь следующие и продолжаешь читать или петь. Это позволит ребенку ощутить дополнительную уверенность и полностью отдаться выступлению, не заботясь о том, что может произойти. Расскажите ребенку, что нельзя понравиться всем сразу. В зале найдутся те, кто высоко оценит его выступление и обязательно найдутся те, кому оно не понравиться (ведь у вашего ребенка тоже есть свои предпочтения). Это не должно смущать или останавливать детей. Это нормальное состояние для любого артиста, тем более начинающего, ничего страшно в этом нет.

Советы артистов.

Некоторым, возможно, помогут советы бывалых артистов. Они часто говорят, что для удачного выступления необходимо найти в зале своего зрителя, а затем во время выступления обращаться именно к нему. Для детей это может быть мама, папа или друзья. Увидев их в зале, ребенок может почувствовать дополнительную уверенность, поддержку, обретет чувство стабильности. Не исключена и возможность того, что ребенку наоборот нужно, чтобы в зале присутствовало как можно меньше знакомых, иногда это добавляет стеснительности и мешает показать все, на что способен маленький артист. Ваша задача определить, какая обстановка будет наиболее комфортной для выступления ребенка и постараться обеспечить ее.
Не отчаивайтесь, если у вас все еще будут неудачные выступления. Каждый раз разберите ситуацию вместе с ребенком, попытайтесь выяснить, что именно помешало удачному представлению. Анализируйте, подбадривайте, старайтесь не допускать прежних ошибок. И главное – любите и поддерживайте своего ребенка. Постоянные тренировки, мягкая настойчивость обязательно принесут свои плоды.

Читать еще:  Влюблен но не показывает. Подсознательные признаки влюбленности. Как не спутать любовь с обычным влечением

Если ребенок боится публичных выступлений

Дорогие родители! Ваш ребенок боится выступать при большом количестве посторонних людей? Он боится принимать участие в соревнованиях? Тогда предлагаю обсудить этот вопрос и подумать, как помочь юным талантам и спортсменам преодолеть этот страх и чувствовать себя уверенно на людях.

Страх публичных выступлений

Как же так, дома малыш такой храбрый – бойко декламирует вам стихи, поет, танцует, а в саду или школе на утреннике или любом мероприятии он закрывается, боится и не хочет показывать свои таланты. Что же делать? Почему ребенок боится?
Для начала давайте начнем с себя: а так ли легко на самом деле выступить на публике? Скажу по себе: достаточно сложно, но если нет панического страха, то вполне возможно. Ведь умение выступать на публике – это навык, которым можно овладеть, делая это часто. Но это при условии, когда не страшно. А вот когда есть страх, его нужно научиться преодолевать.

Почему возникает боязнь плохо выступить, проиграть в соревнованиях и так далее? Можно объяснить это тем, что ребенок видит перед собой пример успешных родителей, у которых все получается, они ничего не боятся. И это здорово, конечно, что у него есть такой пример. А вот промежуточный этап того, как родители пришли к успеху, детям часто недоступен. Малыш любит своих маму и папу, гордится ими и изо всех сил старается быть таким же, однако у него не всегда это получается. Часто в таких случаях после двух-трех неудач ребенок начинает ошибочно считать себя недостойным своих родителей и в его душе поселяется я страх.

Вы можете сказать, что никогда не ругаете, а также не наказываете своего ребенка за неудачи и ошибки. И это правильно, но малыш сам себя наказывает. И чем сильнее между вами психо-эмоциональная связь, тем больше корит себя ребенок за поражение или ошибки в случае неудачи. Добавьте к этому его тонкую душевную организацию – и вы поймете, почему он вдруг стал неуверенным в себе и боится выступать публично или же волнуется перед соревнованиями.

Страх совершить ошибку на публике и вообще – это один из видов социального страха, ведь ребенок стремится соответствовать нормам и требования окружающего его социума, дабы не огорчить своих родителей. Как же правильно поступить родителям, как сделать так, чтобы ребенок поскорее избавился от этих ненужных страданий?

Учимся бороться со страхами вместе

Сразу скажу: универсальных советов, подходящих для всех детей, не существует. И даже психологи, работая с детьми, к каждому подбирают свой «ключик», индивидуальный, для того, чтобы можно было работать со страхами. И как быть? Есть несколько общих советов, которые могут помочь ребенку, если это не тяжелый случай. Предлагаю ознакомиться с ними.

Совет 1. Стоп насилие! Заставлять ребенка выступать, принимать участие в любых мероприятиях, если он отказывается категорически нельзя! Ни в коем случае не применяйте шантаж: «Если ты не выступишь, то …» или же «Если ты хорошо выступишь, то я тебе куплю. » В данном случае, особенно если это будет в жизни ребенка впервые лучше дать ребенку возможность понаблюдать за своими друзьями со стороны или принять участие в коллективных мероприятиях , обязательно объясните ему, что в таком страхе и волнении нет ничего страшного и в следующий раз он обязательно справится.

Совет 2. Будьте рядом. Каждый раз, а особенно впервые, присутствуйте на выступлении своего ребенка. Поверьте, он это делает для вас: и выступает, и глазами изо всех сил ищет для того, чтобы ощутить вашу поддержку. Ваше присутствие дает ему ощущение уверенности и безопасности, видя вас, он понимает, что у него обязательно все получится.

Совет 3. Если ваш малыш робкий и стеснительный, то ему можно помочь стать более уверенным, устраивая домашние концерты и представления. Дедушки, бабушки, братья и сестры пусть побудут первыми зрителями, своими аплодисментами и словами поддержки вы поможете ребенку приобрести уверенность в своих силах.

Совет 4. Донесите до своего ребенка, что волнение накануне выступления или ответственного мероприятия – вполне нормальное явление, его испытывают все: и взрослые, и дети. Покажите, как можно избавиться от этого: нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов перед выходом на сцену или спортивный ринг. Еще может помочь такая методика: пусть ребенок представляет не полный зал неизвестных ему людей перед собой, а вас – маму и папу, для которых он будет петь или танцевать. Если позволяет ситуация – можно и глаза закрыть.

Совет 5. Помогите ребенку правильно настроиться на успех. Слова поддержки, такие как «ты справишься», «ты умница», «я всегда помогу» и в таком же духе помогут ребенку справиться с волнением.

Совет 6. Иногда ребенок может испытывать страх из-за того, что его выступление не понравится зрителю. Очень важно донести до ребенка, что знать текст песни или танцевальные па – это замечательно, но нужно уметь себя подать, расположить аудиторию. А для этого можно использовать улыбку, легкие жесты руками при декламации и так далее. Главное – открыться зрителю и тогда в ответ обязательно услышишь бурные аплодисменты.

Совет 7. Хвалите. Не скупитесь на слова похвалы, но сразу оговорюсь: по делу. Просто так захваливать не стоит. Но и ругать, если что-то пошло не так тоже не нужно.

Страх перед публичными выступлениями, соревнованиями, ответственными контрольными пройдет – это дело времени, опыта и, конечно же, вашей поддержки!

Наше желание уберечь и защитить своего малыша, вполне обосновано и естественно , как для родителя. Мы хотим создать для него такую обстановку, чтобы ему было комфортно, не страшно, уютно. Однако, желая этого, часто совершаем ошибки, если малыш что-то делает не так. Например, плохо прочел стихотворение, забыл движения танца или проиграл на соревнованиях… Мы огорчаемся, словно это наш проигрыш, испытываем отрицательные эмоции, забывая, что ребенок все это чувствует, но понимает по-своему. Проводя разбор полетов после неудачи, вместо слов поддержки ребенок слышит, что родители разочаровались в нем. И дальше, вместо стремления к победе он будет стремиться не совершить очередную ошибку, тем самым еще больше углубляясь в свой страх.

Читать еще:  С какой недели ребенок считается доношенным: признаки, сроки и рекомендации. На какой неделе рожают

Именно поэтому, дорогие мамы и папы, если ваш ребенок испытывает такой страх – запомните, что ругать и отчитывать за неудачу его нельзя. Слова поддержки, совместный анализ допущенных ошибок, участие в жизни ребенка – вот залог его будущих удач и побед!

Ребенок боится выступать перед классом. Как ему помочь?

В течение учебного года детям приходится много выступать с презентациями и докладами. Что делать, если каждое такое публичное выступление становится для ребенка настоящей битвой — с собой и своим страхом?

Страх публичного выступления — явление распространенное, и если легкое волнение вписывается в рамки нормы, то леденящий душу, сковывающий разум и тело страх — уже за гранью. Как помочь ребенку? За советами мы обратились к психотерапевту Наталье Лобановой и тренеру по публичным выступлениям Ирине Шнейдер.

Как и когда возникает страх?

Наталья Лобанова: «Страх отвечать у доски или на экзамене возникает не внезапно, но именно в школе он обнажается и заостряется, ведь здесь трудно избежать выступления, ребенок стоит под огнем оценивающих взглядов соучеников и педагога.

Испытывающих страх детей я бы разделила на две группы:

1. Дети, получившие разовый негативный опыт выступления. Для коррекции этот вариант наиболее простой — достаточно обсудить с ребенком и помочь ему пережить случившееся;

2. Застенчивые дети, которые в принципе смущаются и робеют перед ответом на публику. Такое поведение могло возникнуть на фоне семейной системы — например, никто из близких не любит публичных выступлений, а может стать результатом высоких ожиданий от ребенка, когда родители так и видят, что их сын или дочь будут блистать на публике. Как следствие, ребенок боится разочаровать, смущается, у него возникает страх быть непринятым родителями, и он попадает в психологическую ловушку: ты не имеешь права ударить в грязь лицом, ты обязан встать и ответить.

Как помочь справиться?

  1. Вслух признать факт, что испытывать тревогу перед выходом «на люди» — это нормально.
  2. Поддержать. Каждому ребенку нужна своя поддержка. Кому-то важно сказать: «Иди, я в тебя верю». Кого-то нужно привести за руку, кому-то предложить: «Хочешь, я постою рядом, пока ты расскажешь стишок». Когда родитель предлагает разные варианты поддержки, вплоть до крайнего: «Не захочешь — не будешь рассказывать!», — ребенок понимает, что у него есть выбор, и напряжение спадает.
  3. Помочь найти опору в себе и дать выплеснуться здоровой тяге к публичности: «Да, я тревожусь, но я не теряю себя, мне не хочется сбежать, ведь я же готовился, меня влечет будущее выступление, я пойду и сделаю это».

Что делать, когда тревога зашкаливает?

Все перечисленные пункты действуют, когда беспокойство перед будущим выступлением находится в границах нормы. Но что делать, когда тревога начинает захватывать все мысли, поддержка не работает, позитив стирается — вплоть до отказа от выступления или ухода в болезнь?

1. Оцените, получает ли ребенок поддержку, действительно ли он может опереться на нас, родителей?

Вполне возможно, мы просто не умеем этого делать. Например, критические комментарии, приправленные фразой, которую мы сами часто слышали в детстве: «Я тебе правду говорю, кто ж тебе еще правду-то скажет, кроме матери», — поддержкой не являются и имеют ровно противоположный эффект.

Стараясь поддержать, проверьте, ту ли поддержку вы оказываете ребенку, которую он ждет. В моей практике был случай, когда родители приходили поддерживать сына на соревнования с дудками и плакатами, а он мечтал, чтобы они тихонько дождались его за дверью.

2. Иногда, когда тревоги очень много, ее удается снять с помощью ритуалов.

Например, «счастливый свитер», «удачная дорога в школу», «пять рублей под пятку наудачу». Важно не зацикливаться на этих ритуалах, чтобы не перевести их в обсессивно-компульсивное расстройство. Но в разумных пределах это помогает.

3. Задача родителя — помочь наладить внутренний монолог по схеме:

Я готовился, я читал и знаю, у меня есть опыт успешных выступлений, если я выступлю неудачно, то трагедии не случится, даже в случае провала ЕГЭ, я смогу его пересдать через год, ни моя жизнь, ни жизнь моих близких от этого не закончится, в случае неудачи я не один, со мной рядом мама (папа, бабушка и любой поддерживающий близкий). Этот внутренний поддерживающий голос формируется, если есть внешняя поддержка, исходящая от родителя, друга, учителя.

4. Поддерживая ребенка, помогите ему вспомнить уже приобретенный опыт выступлений.

Если это позитивный опыт, он должен быть проговорен и присвоен: «Я такой молодец, я это сделал сам, я и правда был крут, это произошло не случайно, я это умею, так проявились мои сильные стороны!». Если опыт был неудачный, он тоже должен быть прожит, возможно, проплакан и конструктивно проанализирован, что стоит делать, а что нет: «Пожалуй, не надо во время выступления отвлекаться на тех, кто показывает тебе язык!».

5. Еще одна из форм поддержки — показать ребенку, что кто-то из его окружения будет его поддерживать, а кто-то — нет.

Очень неплохо переговорить с учителем, чтобы этим разрушающим фактором — вольно или невольно — не стал именно учитель. Объясните ребенку, что те, кто его не поддерживают, необязательно хотят идти на конфронтацию, возможно, у них просто иное мнение. Тем самым смещается точка зрения, и возможный оппонент ребенка уже перестает выглядеть врагом.

С чем еще могут столкнуться родители?

  • Ребенок уверен в определенном — неудачном — исходе, в картине его опыта другого результата нет. И он бессознательно ведет себя так: спотыкается при чтении стихотворения или ошибается при решении задачки у доски. В результате действительно получает негативную реакцию от коллектива и учителя, подтверждающую, что он не может выступать и у него все выходит неудачно. В этой ситуации речь идет о проективной идентификации. Здесь поможет беседа с учителем и просьба о временной снисходительности. Это переломит привычную схему «Мариванна мне уже другого не поставит» и заставит поверить в успех.
  • Ребенок не присваивает собственный позитивный опыт, оказывается в состоянии жертвы, не берет власть в свои руки и отказывается влиять на ситуацию. Ему страшно встретиться с обесцениванием результатов своего труда, разочаровать родителей и проще вообще ничего не делать, чем опять переживать неудачу. В этом случае поддержка нужна обязательно, и речь о психологической помощи. Работа в этом случае должна вестись как с ребенком, так и с семейным окружением. Нередко в таких ситуациях социальная несмелость ребенка становится просто верхушкой айсберга, внешним симптомом более серьезных проблем, касающихся отношений в семье».
Читать еще:  Вот почему мужья изменяют противным женам. Он нашел любовницу, с которой просто круто. Отсутствие тем для разговоров

Есть ли какие-то технологии, помогающие выступать успешно?

Ирина Шнейдер: «Если ваш ребенок панически боится выступать, то это повод для работы с психологом.

Если же речь идет о волнении, то главное — понимать, что это нормально и направлять усилия не на борьбу с волнением, а на то, чтобы выступить как можно лучше.

Я бы назвала это не технологиями, а приемами.

Что нельзя делать ?

  • Ни в коем случае нельзя давать ребенку успокоительное перед выступлением.
  • Нельзя внушать, что он чемпион и всех сейчас победит. Это опасная позиция. Один-два раза с таким настроем он выступит неплохо, а потом найдется учитель или соученик, которые свергнут его с пьедестала. И тогда ребенок будет страшно переживать, именно по поводу того, что он не лучший. «Чемпионский» настрой надо менять на: «Я хорошо делаю свою работу, я готов, я это сделал так, как я мог, на свои 100%, я не могу все на свете выучить, но сделал все, что мог»».
  • Не надо давить на ребенка: «Тебе сейчас предстоит выступление, и это так важно!». Так вы усилите его переживания.
  • Если родитель сам боится публичных выступлений, он может «заразить» этим страхом ребенка. Поэтому, в первую очередь, именно родителю нужно научиться справляться со своим страхом. Если не получается, можно честно признаться:
    «Я тоже боюсь выступать, в этом ничего стыдного нет, страх — нормальное и необходимое нам чувство».

Что делать нужно?

1. Прежде всего, нужно, чтобы ребенку был интересен материал, с которым он выступает.

Например, предстоит ответ по истории. Чем может помочь родитель? Найти что-то интересное по теме, увлекательно пересказать материал ребенку, обсудить. Как только тема захватывает ребенка, акцент смещается, беспокойства становится меньше. Вместо страха ученика захватывает другое чувство, и ему уже становится важнее предъявить результат труда — смотрите, я нарисовал, я нашел, я узнал.

2. Расскажите ребенку, что страх, который он испытывает — это очень полезное чувство, и оно нам необходимо.

Поэтому бояться того, что ты боишься — не надо. Если ты совсем не боишься, значит с тобой что-то не так. Страх — одно из базовых чувств, оно помогает нам действовать в экстремальных ситуациях. Не надо бороться со страхом, его надо переключать с себя и уходить в материал, то есть начать рассказывать, погружаться в конкретную работу.

3. Хорошее публичное выступление базируется на трех китах: подготовка, подготовка и подготовка.

Нужно очень хорошо готовиться, и тогда ответ/выступление имеет все шансы быть хорошим. Если ребёнок понимает, что сделал работу на 100% хорошо и сделал все зависящее от него, то с таким настроем выступать будет намного легче. Боязнь определенного педагога можно преодолеть, донеся до ребенка мысль: «При готовности на 100%, независимо от лояльности или предвзятости педагога, твои шансы на успех существенно возрастают». Мне могут возразить, рассказав о детях, круглых отличниках, которые до дрожи боятся выступать. Такими детьми нужно сказать: «Да, страх есть, он с тобой, но ты его переживешь, начинай говорить, и он от тебя отступит». Мы зацикливаемся на страхе, потому что только о нем и думаем. А стоит думать об ответе.

4. Робким детям поможет, как при обучении вождению, «наездить определенное количество часов».

Выступать и все, не стесняться, поднимать руку, «проходить» через свой страх. В то же время не нужно ребенка заставлять раз за разом тренировать будущее выступление, достаточно прорепетировать один раз, да и то лучше постараться превратить это в игру, заинтересовать материалом. Например, когда мы с сыном, когда учим стихи, не зазубриваем неистово, а сначала разбираем, о чем в стихотворении говорится, какая должна быть интонация, где расставляются акценты. Надо постараться добавлять больше удовольствия в обучение. Школа и так режимное заведение, зачем еще и дома муштра?

5. Обязательно надо обсудить вариант неудачного выступления и сказать, что даже в этом случае ничего страшного не произойдет.

Важно рассказать, что неудачи обязательно будут встречаться, они нам даже нужны, потому что они нас обучают и помогают будущим успешным выступлениям.

6. В отдельных случаях поможет записаться в актерскую студию, на курсы риторики для малышей.

Там ребенка помогут «разговорить» и выработать навык публичных выступлений».

7. В качестве приема можно посоветовать юному спикеру смотреть хотя бы иногда на своих слушателей, на учителя — общаться с аудиторией.

Публичное выступление — это, прежде всего, диалог, а не донесение информации.

8. Главное — помнить, что на формирование любого навыка нужно время.

Не требуйте от детей немедленного результата, дайте им возможность полюбить ораторское искусство»!

Источники:

http://www.allwomens.ru/13856-rebenok-boitsya-vystupat-pered-zritelyami.html
http://www.stranamam.ru/article/7961626/
http://littleone.com/publication/2121-rebenok-boitsya-vystupat-pered-klassom-kak-emu-pomoch

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: