0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Содержание

Сказкотерапия для детей 3 4. Цели и функции сказкотерапии для дошкольников. Возрастные особенности сказкотерапии

Сказкотерапия в работе с дошкольниками

Орещишина В.В
Сказкотерапия в работе с дошкольниками

Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное средство психологического воспитания, развития творческого начала. Без нее адаптация в детском саду проходит сложнее, поэтому методы арт-терапии применяются в детских садах еще на этапе ясельной группы.

Арт-терапия сегодня по праву считается эффективнейшим методом, используемым психологами и педагогами во время занятий с детьми. Посредством творчества они воплощают свои эмоции, страхи и желания, что позволяет узнать о них что-то новое, ребенок способен выразить себя, а также познать окружающий мир, что способствует его социальной адаптации.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом

Для каждого возраста существуют свои методы арт-терапии, для дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для малышей – примитивные, но от этого их значимость не меньше. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

В этой статье я познакомлю вас с основными видами арт-терапии, а в частности с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.

Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.

Сказкотерапия для дошкольников — современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Сказкотерапия — это метод «лечения сказкой». Сказку используют в своей практике педагоги, психологи, врачи. Доступен это метод и родителям: любую сказку можно сделать полезной. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей.

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Во-первых, сказки используют для преодоления детских страхов. К примеру, если кроха боится темноты, то можно рассказать историю о мальчике, который боролся с темнотой и победил её. А ещё нужная и вовремя рассказанная сказка влияет на сознание и подсознание малыша. С помощью сказки можно смоделировать любые ситуации из жизни ребёнка и переложить их на персонажей. Этим вы продемонстрируете, как сказочный герой может справиться с возникшей проблемой.

Во-вторых, сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.

В-третьих, одним из положительных эффектов сказкотерапии является укрепление связи и взаимоотношений между детьми и родителями.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка:

В два года детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием, вслед за взрослыми, подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. В сказках малыши замечают и любят повторяющиеся сюжетные обороты. Этот прием хорошо известен нам по таким детским сказкам, как «Репка», «Теремок», «Колобок». Подобная организация речи рассказчика помогает маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нём.

Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание, но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто сравнивают себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. В этом возрасте начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать.

С 5 лет ребёнка интересуют уже человеческие персонажи: принцы, царевны, солдаты, рыцари и т. д. Такие сказки лучше передают детям жизненный опыт на примере героев. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В работе с детьми этого возраста необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приёмом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.

Примерно с 6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Благодаря им ребенок черпает жизненную мудрость и познает в чем суть духовного развития человека.

В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок:

1) Художественные и народные сказки:

Эти сказки способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, ответственности и др. Так в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку.

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку

накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:

3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста велика. Она пробуждает все доброе, что есть в душе ребенка, формирует крепкие нравственные ценности и любовь к чтению, учит правильному общению, развивает эмоциональную сферу и речь. Совместное чтение сказок помогает воспитателю и детям сблизиться, лучше понять друг друга, доставляет удовольствие от общения.

Читать еще:  Признаки беременности до задержки месячных. Какие признаки беременности до задержки менструации существуют

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Применение технологии «БОС-здоровье» в работе с дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 г. Новочеркасска Городское методическое объединение.

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической.

Использование ИКТ в работе с дошкольниками Мы живем в XXI веке, веке информации. Информатизация общества — это реальность наших дней. Современные информационные технологии все больше.

Использование нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Использования нестандартного оборудования в работе с дошкольниками. Нестандартное физкультурное оборудование в работе с дошкольниками.

Использование речевых игр в работе с дошкольниками. Как вы думаете, что изображено на картинке? Это: «Трудолюбивая зебра делает уроки в парке весной» Конечно, вы сразу догадались, что это.

Кинезиология в работе с дошкольниками, педагогами, родителями. Кинезиология – сложное название, простые и полезные игры. Многих родителей, особенно родителей будущих первоклассников, волнует вопрос: как.

Мнемотехника в работе с дошкольниками «Мнемотехника в работе с дошкольниками»Мнемотехника — это искусство запоминания. Точнее, совокупность приемов и способов, которые облегчают.

Музыкотерапия в работе с дошкольниками Цели: Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.

Сказкотерапия в работе с родителями. Роль труда в воспитании подрастающего поколения или как убедить родителей в пользе труда Роль трудовых действий, труда в жизни неоценима – это двигатель прогресса. Сила, позволяющая быть ответственным, целеустремленным, действенным,.

Статья по работе педагога с замкнутыми дошкольниками Очень часто дошкольник проявляет недоверие к новым людям и не сразу идет на контакт с новыми воспитателями. Это дети замкнутые и попробуем.

Сказкотерапия для детей как метод психологической коррекции. Сказки для детей дошкольного возраста

Психологическая коррекция поведенческих навыков, нравственных качеств и черт характера посредством сказки доказывает свою результативность вот уже много лет. Сказкотерапия является уникальным психолого-педагогическим методом, помогающим найти выход из многих проблем, устранить страхи, обиды и тревожность у детей.

Суть метода сказкотерапии

Как метод психологической коррекции оказывает невероятную эффективность, использовать который в отличие от других психотерапевтических приемов, разрешено для работы с детьми начиная с раннего возраста.

В ситуации с особенно капризными, конфликтными и даже агрессивными детьми другая терапия кроме сказки может оказаться бесполезной, а силовые приемы для формирования их послушания зачастую бывают провальными.

Сказка же помогает формировать положительные черты характера и развивает силу воли, и намного эффективнее, чем наказание или лишение чего-либо. Другими словами, сказкотерапия подразумевает коррекцию поведения посредством сказочного повествования. Интересная история настолько увлекает любого ребенка, что он на бессознательном уровне начинает принимать правильные типы поведенческих реакций и примерять их на себя.

Польза сказок для детей

Сказкотерапия относится к универсальным методам, выполняющим множество функций и помогающим специалистам решать множественные проблемы своих подопечных. Повествование помогает вызывать правильные эмоции у объектов воздействия.

Используя прием сказочной истории можно избавить ребенка от навязчивых фобий и отрицательных черт характера. Сказка помогает ценить любовь и дружбу, понимать жизненные ценности и прощать других людей.

Ученые много лет исследовали влияние сказочного повествования на растущую личность и выявили 3 способа ее использования.

1. Инструмент воспитания детей. Происходит формирование понимания о существовании в социуме, развиваются знания о нормах и правилах поведения, происходит привитие моральных принципов.

2. Инструмент развития, который можно применять, к детям разных возрастных категорий.

Например, дети в 3 года учатся различать понятия добра и зла, понимать окружающий мир и события в нем. Здесь рекомендуется останавливать свой выбор на историях про игрушки, маленьких человечков и животных.

Дети старше 10 лет учатся противостоять жизненным обстоятельствам, принимают то, что в реальной жизни нужно брать ответственность за свои слова и поступки.

3. Психотерапия. Групповая и индивидуальная работа со сказкой позволяет решать жизненные проблемы, избавляться от страхов и принимать правильные решения. В 4 года правильно будет использовать произведения про фей и волшебников.

Виды сказок для метода сказкотерапии

Дидактические сказки

Главное предназначение дидактических сказок – это занимательная подача учебного материала. Даже сложные абстрактные символы (буквы, арифметические действия, цифры, звуки) подаются в игровой форме, одушевляются. Сказочные образы раскрывают смысл и качественно передают определенные знания.

Характерный признак данной коррекции – это использование предметной информации. Наряду с этим происходит развитие творческих способностей детей, совершенствуется мыслительная деятельность, формируются речевые навыки.

Методическая составляющая включает в себя определенные этапы работы со сказкой: прослушивание, обсуждение, анализ, оценку сказочному действию.

Систематическое и мотивированное применение данного приема терапии позволяет избегать типичных ошибок по изучаемой теме и добиваться высоких результатов даже у отстающих в учебе учащихся. В подростковом возрасте эффективен прием сочинения дидактических сказок. Посредством такого приема происходит полная реализация творческих и интеллектуальных ресурсов.

В таких историях к решению учебной задачи ребенок подходит через восприятие достижения успеха посредством сложных испытаний.

В учебной работе с младшими школьниками дидактическая сказка является основным направлением. Замечено, что самые трудновоспитуемые и трудно обучаемые дети проявляют всплеск внимания к материалу, подаваемому посредством сказочной истории.

Дидактическая игра

Психокоррекционные и психотерапевтические сказки

Особенность психокоррекционных сказок состоит в том, что сюжет должен быть идентичен проблеме ребенка, но без прямого сходства. Сюжет повествования должен предлагать замещающее решение реальной проблемы.

Терапевтические истории помогают раскрыть глубинный смысл происходящих событий. Их еще называют «Сказками врачующими душу». Подобные истории отлично работают в развитии положительных нравственных качеств, как детей дошкольного возраста, так и подростков.

Виды психотерапевтических сказок

Принято выделять их несколько видов.

Терапевтические сказки о ребенке, который похож на вашего малыша. Рассказывая ребенку такую сказку важно сделать его другом главного героя.

События в истории должны быть аналогичны жизненной ситуации. На таком примере он учится решать проблемы и приходит к самостоятельным выводам. Например, если ребенок не хочет заниматься гимнастикой, то здесь будет уместна история, где герой подслушал разговор об ее пользе, какую силу и энергию она может дать, чтобы добиваться желаемого.

Психотерапевтические сказки о вашем ребенке. С помощью таких историй ребенок напрямую отождествляет себя с главным героем.

Обязательно включение элементов перенесенных из реальной жизни. Подойдут имена друзей, названия игрушек или любимых мультигероев.

Важный нюанс такой сказки это наделение героя истории теми качествами, которые нужно привить самому ребенку. Невежливость можно корректировать поступками героя, который со всеми здоровался и всем помогал. Для детей, которые боятся темноты полезно слушать сказки о том, как маленький персонаж помогает другому выбраться из темного и страшного подземелья.

Психологи утверждают, что таким образом происходит эмоциональное восприятие. По истечении времени начинается соотнесение сказки с реалиями. Модель поведения может измениться в положительную сторону уже через нескольких часов.

Ребенок примеряет роль героя сказки на себя

Влияние психотерапевтических сказок на детей

Психокоррекционные сказки выполняют следующие функции:

  • воспитывают лучшие человеческие качества, а именно порядочность, доброту, смелость, искренность, отзывчивость, честность;
  • обучают правилам поведения мягко, ненавязчиво и без насилия;
  • позволяют проживать эмоции радости, грусти, сопереживания героям и переносить их в реальную жизнь;
  • прививают извечные ценности;
  • обучают понимание окружающего мира и отношений между людьми;
  • расслабляют, позволяют воспринимать положительный опыт и показывают модели идеальных взаимоотношений.
Читать еще:  Плетем красивые косы девочкам. Лучшие варианты плетения косичек для девочек. Видео: детские прически из кос

Положительные качества сказочных героев играют вспомогательную роль, помогая тем самым формированию необходимых черт характера. Можно сюжет истории завуалировать и сделать несколько запутаннее, чем реальные события. В решении проблемной ситуации рекомендуется разговаривать с малышом, как с взрослым. Так духовная работа будет иметь большую эффективность, ведь гармонизуется состояние самого взрослого.

Для детей младшего школьного возраста важно при выборе повествования опираться на соответствие сюжетов их личностным интересам.

В 6 лет на детей предпочтительно воздействовать через забавные сказки с увлекательными приключениями.

В 7 лет оптимальный вариант — волшебные сказки. Рекомендуется начинать знакомство с произведениями других стран и различных авторов.

В 8 – 9 лет — время, когда детям будет интересно чтение историй притчей и бытовых сказок. Подойдут сложные истории с разветвленным сюжетом, где к описаниям чувств и переживаний героев добавляются авторские размышления.

Медиативные сказки

Позволяют накопить положительный образный опыт, способствуют снятию эмоционального напряжения. Кроме того, они помогают даже детям с умственной отсталостью развивать свои личностные ресурсы и проецировать правильный опыт взаимоотношений на поведение с близкими людьми.

Главное назначение медиативных повествований полное отсутствие конфликтов и злых героев. Формирование идеальных отношений и только положительная направленность сказок, делает их популярными к коррекции поведенческих навыков детей с отклонениями в психическом и физическом развитии.

Разделяют 3 вида медиативных сюжетов.

1. Сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они позволяют развивать зрительные, слуховые, обонятельные, кинетические, вкусовые и тактильные ощущения. Сюжетная линия повествований создана в форме путешествий.

2. Сказки, отражающие образы идеальных взаимоотношений между родителями и детьми. Духовные ориентиры направлены на формирование качественных отношений между друзьями, учителем и учеником, между мужчиной и женщиной. Сказкотерапия данной направленности показана детям и подросткам с негативным социальным опытом. Нужно читать такие сказки в периоды адаптации к новым условиям жизни (при поступлении в детский сад, школу).

3. Сказки, направленные на поддержку потенциала личности и раскрытие самореализации. Посредством данного вида терапии важно, чтобы ребенок почувствовал себя нужным и хорошим, научился осознавать свое место и предназначение в жизни. Подобные истории позволяют представить, как изменится человек, если постоянно будет прислушиваться к своему внутреннему миру.

Медиативные сказки позволяют воздействовать мягко и ненавязчиво.

Примеры сказок для детей

☼ Важно помнить, что сказки для самых маленьких должны быть простые по сюжету, с яркими картинками и несложными предложениями. Лучшие произведения «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

☼ Начиная с 2 – 3 лет можно уже включать дополнительные элементы и усложнять сюжеты. Малыш уже может сам называть героев, описывать, считать количество предметов.

☼ По достижении 3 – 4 лет детей психологи рекомендуют вовлекать в создание новых сюжетов и дополнительных образов. На первой ступени сложности сказок используют русские народные, произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто.

☼ Для дошкольников старшего возраста, около 4 – 5 лет, подойдут сказки со второй ступенью сложности. Где взаимоотношения героев не такие однозначные, а несколько сюжетов объединены в одну линию. У героев словарный запас должен соответствовать возрастному развитию.

☼ Примеры сказок для детей 5 – 6 лет: «Маша и медведь», «Зимовье», «Сказка про ерша», «Лиса и козел» и др. Можно использовать в терапии истории С. Маршака, Н. Носова, В. Сутеева.

☼ Практически для всех детей 5 лет и старше показано чтение литературы приключенческой направленности.

Важные моменты

✔ Для достижения максимального результата сказку необходимо рассказать не один раз. С целью коррекции одних и тех же качеств личности младшего школьника или, например ребенка с задержкой психического развития, придумать несколько историй на аналогичную тематику. В том случае, если ребенку понравилась определенная сказка, то не стоит ему отказывать.

✔ Терапевтические сказки не надо использовать постоянно. Сказкотерапия как лекарство, нужно соблюдать дозировку. Растолковывать мораль сказки не нужно. Психологи акцентируют внимание на том, что малыш должен сам делать соответствующие выводы.

✔ Юмор и шутки сближают родителей и детей. Поэтому использование такого инструмента в историях поможет их оптимальному восприятию.

Мама или папа самые лучшие сказкотерапевты. Придумывание своих домашних сказок сближает близких и позволяет выявить все проблемы и недостатки в воспитании. Дети в возрасте 10 – 12 лет уже сами могут сочинять рассказы и презентовать их родным.

Сказкотерапия — это уникальный способ познать своего ребенка, приблизиться к нему и помочь в решении тех или иных проблем. Сказка как ничто другое помогает воспитать воспитанную, самостоятельную и здоровую личность.

Также рекомендуем заниматься с детьми «изо-терапией».

Сказкотерапия. Русские народные сказки

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Преимущества и процедура использования сказкотерапии в детском возрасте

В процессе развития ребенок получает огромное количество информации. Головным мозгом малыша информация расценивается как положительная, опасная и т. д. В зависимости от эмоциональной ситуации в семье, присутствия мамы рядом и способа воспитания, малыш в каждом возрастном периоде склонен к появлению разных страхов. Сказкотерапия для детей – отличный способ вывести неосознаваемые возрастные страхи наружу, и проработать их.

Возрастные страхи и сказкотерапия

Существует ориентировочная классификация возрастных страхов, которым подвержены дети в дошкольном возрасте:

  • 2-3 года – ребенок боится, преимущественно в ночное время, разных животных: крокодила, волка, медведя. Усугубить страх могут потешки и колыбельные с описанием «злых» животных.
  • 4 года – малыши испытывают страх перед негативными сказочными персонажами (Баба-яга, злой царь и т. д.), также они боятся насекомых и пауков.
  • 5-6 лет – появляются страхи стихийных бедствий, катастроф, несчастий. Особенно остро дети переживают, если видят что-то по телевизору или в мультике.
  • 7-8 лет – возникает страх смерти и потери близких. Это глубокий страх, который дети не всегда осознают.

Метод сказкотерапии позволяет в игровой форме избавляться от разных страхов. Если правильно подобрана сказка, она может сделать чудо – «вылечить» ребенка от страха.

Механизм влияния сказки

Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами малыша.

Существует негласное правило: чем больше узнаешь о предмете/персонаже, которого страшишься, тем меньше боишься. Когда малыш слушает о победе главного героя над страхом, сам постепенно становится уверенным и перестает бояться.

Очень часто можно встретить сказки, в которых главному герою помогают преодолеть трудности. Это члены семьи, друзья, животные или другие персонажи. Идентифицируя себя с главным героем, ребенок осознает, что он в своей проблеме не один. Он обретает уверенность, что проблема решаема и обязательно придут на помощь близкие люди. В сказках прорабатываются темы любви, дружбы, добра и сочувствия.

Пребывая в размышлениях о сказке, дошкольник постепенно понимает, что имеет внутренние силы: самостоятельность, смелость и разные умения. Терапевтическая значимость историй в том, что ребенок расслабляется, приобретает решимость и узнает свои сильные стороны.

Малыши очень уязвимы в своих эмоциях, чувствах. Учитывая это, специалисты детского развития выделили основные цели, которые нужно достичь в ходе работы:

  • развитие творческого потенциала, самосознания;
  • обеспечение условий для развития воображения и мышления;
  • помощь в выражении творчества;
  • формирование адекватной самооценки;
  • снижение тревожности и агрессивности у ребенка;
  • помощь в формировании навыков приемлемого выражения эмоций;
  • развитие способностей к общению и регуляции эмоций.
Читать еще:  В румынии новый год называют братья. Новый год и рождество в румынии. Чем заняться и где отметить Новый год в Румынии

Особенностью этого метода является ненавязчивое воспитание. Сказку может рассказывать или читать специалист, мама, папа. Во время прослушивания происходит элементарный анализ поведения главного героя. Анализируя, ребенок самостоятельно приходит к определенным выводам, которые взрослые хотели воспитать в нем.

Виды сказок для занятий

Известный детский психолог Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные виды сказок для малышей:

  • Художественные – сказки, дошедшие до нас от предков, созданные мудростью народа за многие века. В них присутствует художественное описание, пополняющее пассивный словарь дошкольников названиями чувств, поведения, предметов. Эти сказки отлично используются как психокоррекционный, дидактический, психотерапевтический материал.
  • Народные – древние притчи, мифы. Раньше сказки строились на основании одной идеи – единстве человека и природы. В таких историях для терапии важны сюжеты: о взаимоотношении людей и животных, общении в быту и другие. В народных сказках встречается преобразование и трансформация – таких сказок мало, но самой яркой из них является история «Гадкий утенок». Также бывают страшные истории – сказки-страшилки применяются не для всех. Взрослый, который читает сказку, должен быть уверен в стрессоустойчивости ребенка. Здесь срабатывает эффект «самотерапии»: прокручивая в мышлении страшную историю про ведьм, нечистых духов, дети моделируют выход из тупика, чем освобождаются от тревоги. Внимание! Эти сказки рекомендованы для старших детей. Обязательным условием окончания истории является ее неожиданная и смешная концовка.
  • Авторские – это художественные истории, необходимые для проработки внутренних переживаний. Хорошие отзывы имеет сказка Л. Пантелеева «Две лягушки», она подходит для выявления ресурсов ребенка или взрослого.
  • Дидактические – это еще одна разновидность сказок, призванных стимулировать детей к выполнению учебных заданий.
  • Психокоррекционные – эти сказки особенные, так как должны быть регламентированы правилами чтения и подбора к конкретной проблеме дошкольника.
  • Психотерапевтические – истории, позволяющие увидеть ситуацию по-другому. Эти сказки не всегда отвечают на вопрос, чаще они оставляют человека с открытым вопросом. Это и является основой для личностного роста. Истории затрагивают такие экзистенциальные темы, как любовь и жизненный путь, потери и приобретения, жизнь и смерть. Их не часто используют для дошкольников, но это отличный способ объяснить данные философские темы, если ребенок столкнулся с ними в жизни.

Правила регламента психокоррекционных сказок

Чтобы произвести коррекционную работу с ребенком посредством сказок, нужно тщательно подготовиться. Результаты будут напрямую зависеть от правил поиска и представления истории. Психокоррекционная история должна быть:

  • Похожей на проблему ребенка, но не точно такой же.
  • История должна иметь замещающий опыт, который поможет малышу выбрать подходящее решение проблемы.
  • Сюжет строго по последовательности: начало и знакомство с героями, раскрутка произошедшей ситуации, рассказ о принятии решения проблемы главными героями, кульминация и решение трудностей, развязка обязательно позитивная, извлеченный главными героями урок, который приводит к изменениям в жизни.

Такие истории можно просто читать не обсуждая. Это подтолкнет маленькую личность к размышлениям. Если малыш выразит готовность поговорить о сказке, можно проговорить или проиграть через рисунки, куклы, фигурки.

Результаты сказкотерапии как логопедического метода

Помимо указанных выше целей такой работы, логопед старается развивать речевую функцию. При помощи сказочных историй в доступной форме происходит обучение.

Логопеду важно учитывать актуальный речевой статус, насколько выражены нарушения речи, возраст и особенности психических функций ребенка. В пересказе или при добавлении финала сказочных историй у дошкольника формируется связность речи. Можно давать возможность повторять диалоги, которые формируют навыки коммуникации.

Примеры использования сказок

Всем известны некоторые сказки, пришедшие к нам из древности. Известный пример «Курочка ряба» − для многих непонятная и нелогичная история. Но если к ней подойти с точки зрения терапии, можно проработать с ребенком многие вопросы:

  • О чем эта сказка?
    • подарок судьбы – золотое яичко, неподготовленные люди не могут принимать такие подарки, они не знают, что с ними делать;
    • стереотипы – разбивать яйцо не обязательно, они могло быть сувениром, так и дети повторяют плохие поступки за другими, не думая о последствиях;
    • случайности, которые изменяют жизнь – случайности возникают по своим законам, важно рассмотреть их;
    • любовь к ближним – утешение во время трудностей, воспитание сострадания к близким;
    • разбившаяся мечта – при разбитии яйца все плачут, но концовка истории должна быть позитивная, направленная на поиск ресурсов после сложной ситуации.
  • Почему дед и баба расстроились, хоть и сами хотели, чтобы яйцо разбилось? Здесь можно порассуждать о неоправданных ожиданиях, несоответствии желаний и реальности и так далее.
  • Затем разговор направляется в русло, чему нас учит сказка: чистота в помещении, чтобы не было мышей, гибкость в решении проблем, не делать другим то, что не желали бы себе.

Это пример работы специалиста с известной сказочной историей. Психотерапевтических сказок существует много, они подбираются исходя из проблемы ребенка. Если это речевые трудности, сказки должны быть с простыми словами, диалогами, чтобы дошкольнику было просто их повторять. Также можно использовать авторские истории: «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Смелый гномик», «Мышонок и темнота» и многие другие.

Рекомендации для терапии сказками

Сказки для сказкотерапии – это не обычные истории, которые читаются и забываются. Каждая из них должна соответствовать цели и давать предполагаемый результат.

Чтобы ребенок воспринял сказку, между ним и взрослым должна сформироваться эмоциональная связь. Быстро и легко достигается терапевтический эффект, если сказку на ночь читает один из родителей, лучше мама.

Психолог или логопед, перед сказкотерапией должен обучиться проведению таких сеансов. Основные рекомендации по прочтению сказок:

  • Нельзя читать или рассказывать сказку монотонно! При передаче истории должны проживаться истинные чувства, эмоции.
  • Садиться нужно перед малышом, чтобы он видел лицо чтеца. При этом он перенимает мимику взрослого, видит жесты, выражение глаз. Для детей важен зрительный контакт.
  • Затянувшимся паузам запрет. Переживание чувств и эмоций должно быть «здесь и сейчас».
  • Сказка не должна иметь очевидный конец. Готовые ответы в сказкотерапии не допускаются. Дошкольники самостоятельно, насколько это можно, должны фантазировать. Тогда малыш постепенно перестанет плакать во сне, его сон станет спокойным.
  • Сказки должны подходить по возрасту. Именно поэтому такие сеансы проводит сказкотерапевт – человек, знающий все нюансы терапевтической работы. В два года ребенку еще сложно сосредоточиться, поэтому необходимо использовать элементарные сказки: «Теремок», «Колобок». Уже к 4 годам дошкольник отличает выдумки от реальности, воспринимает сюжеты и может дополнить историю самостоятельно.

Терапия с применением сказки происходит не только классическим методом – чтением. В своей работе сказкотерапевт использует рисование истории, диагностику через сказку, сочинение, постановку с помощью маленьких фигурок, изготовление куколок.

Чтобы сказкотерапия пошла на пользу непослушному или тревожному ребенку, малышу, имеющему проблемы с речью, необходимо учитывать его интеллектуальное и физическое развитие. Дети не соглашаются работать со взрослым, если у них недостаточная мотивация. Поэтому специалист, прежде всего, объясняет, что будет происходить, и какую обратную связь он желает получить от ребенка.

Заключение

Для логопедов и психологов показателем в работе является изменение поведения дошкольника, улучшение качества речи, ее связность и логичность. Использование метода сказкотерапии решает эти и другие проблемы сразу. Выбор сказки должен быть обоснованным, с учетом проблемы, возраста и метода донесения информации.

Сказкотерапевт должен иметь хорошую подготовку, чтобы применять в работе несколько методов, наиболее подходящих настроению ребенка. Для специалиста основное умение в этом методе арт-терапии – возможность интерпретировать сказочные картины и придуманные ребенком концовки. Это даст почву для дальнейшей терапевтической работы после диагностики состояния психики или речевых отклонений.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/art-terapija-skazkoterapija.html
http://bestlavka.ru/skazkoterapiya-dlya-detej-kak-metod-psixologicheskoj-korrekcii/
http://logopediacentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/skazkoterapiya-dlya-detej/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector