Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
Содержание
- 1 Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
- 1.1 Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
- 1.2 Проблемы у современных детей
- 1.3 Что такое социально-коммуникативное развитие?
- 1.4 Задачи и цели социально-коммуникативного развития дошкольников
- 1.5 Игра – лучший метод социально-коммуникативного развития детей
- 1.6 Режим и социально-коммуникативное развитие
- 1.7 Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста статья
- 1.8 Скачать:
- 1.9 Предварительный просмотр:
- 1.10 Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
Содержание:
С помощью процесса социально-коммуникативного развития ребёнку проще занять своё место в обществе, став его полноправным членом. В этом процессе используется множество универсальных средств, специфичных для различных обществ, возрастов и социальных слоёв. Сюда можно отнести:
- формирование гигиенических и бытовых навыков;
- стиль и тематика общения;
- элементы духовной и материальной культуры;
- приобщение малыша к разным типам отношений, характерных для основных видов жизнедеятельности (познанию, игре, общению, любых видов деятельности).
Каждому малышу приходится открывать для себя мир, поэтому его любопытство, особенно в раннем детстве, не знает границ. Но по мере своего взросления, а также под воздействием разных факторов (семья, детский сад, окружение), он либо сохраняет свою детскую непосредственность, продолжая познавать мир и легко идти на контакт, либо теряет способность выстраивать даже простейшие взаимоотношения со сверстниками, то есть коммуникативное общение.
Проблемы у современных детей
Подобная проблема всё чаще проявляется в современном мире, где уже 2-3-летний малыш общению предпочитает компьютерные игры, а коллективным играм – просмотр телевизора. Благодаря этому он лишается возможности формирования коммуникативных навыков, а это, в свою очередь не только вызывает недостаток собственно общения, но и большие сложности в процессе социализации. В итоге наступает ситуация, при которой отправляющийся в школу ребёнок просто не способен общаться с ровесниками – они кажутся ему чужими, он не умеет с ними играть, не знает, о чём говорить. Если же такого ребёнка кто-то обидит, то он ещё больше замыкается и отдаляется. В реальной жизни учителям некогда разбираться в деталях подобного конфликта, поэтому они делают поверхностный вывод – раз этот ребёнок не способен общаться и дружить, то он и есть невоспитанный и плохой.
Анализируя современное социальное развитие дошкольников, можно подметить некоторые типичные особенности.
- Как бы ни изменилась семья, общество и мир, дошкольники остаются детьми, любящими играть, хотя содержание этих игр и изменилось: к сюжетно-ролевым играм добавились компьютерные игры, современные конструкторы и головоломки.
- В интеллектуальной сфере у детей произошли существенные изменения – при своей любознательности они стали более информированными, очень быстро справляются с современной техникой, проще ориентируются даже во взрослой жизни благодаря информационной насыщенности дома и в детском саду.
- Происходят изменения социально-личностного и нравственного развития детей, их общения и поведения.
Проблема на самом деле не в том, что что-то не так с ребёнком, а в том, что ему не показали, его не научили, как правильно выстраивать отношения с ровесниками и как нужно с ними общаться. Поскольку ребёнок этого делать не умеет, то всех сторонится, а порой и сам вызывает конфликт. Подобные казусы в столь раннем возрасте неизбежно оставляют отпечаток на психике ребёнка и формировании его личности. У такого малыша немного шансов вырасти общительным, весёлым, уверенным в себе человеком, что является прямой дорогой к проблемам личной жизни и трудовой деятельности.
Поэтому следует разобраться, что такое детское социально-коммуникативное развитие, как к нему подготовиться правильно и вооружить малыша необходимыми навыками общения.
Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малыша .
Что такое социально-коммуникативное развитие?
Под социально-коммуникативным развитием малыша подразумевается сложный процесс обучения установлению и поддержке контактов с окружающими людьми. Именно он закладывает коммуникативные способности будущей личности, под которыми понимается вся совокупность знаний, умений и навыков, с помощью которых человек может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность. Проще говоря, социально-коммуникативное развитие требуется малышу для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, ВУЗ и на работу, он не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценную общественную единицу.
Не вызывает сомнений сложность и длительность процесса приобретения коммуникативной компетенции, поэтому начинать его следует с самого раннего детства.
Задачи и цели социально-коммуникативного развития дошкольников
Процесс социализации дошкольника носит многогранный характер, поскольку на него влияют самые разнообразные факторы:
- наследственность;
- окружающая ребёнка среда;
- атмосфера, в которой происходит воспитание;
- игры;
- собственная деятельность;
- саморазвитие и самопознание.
Главная цель социально-коммуникативного развития дошкольников состоит в их своевременной и безболезненной социализации с помощью приобщения к принятым в данном обществе нормам общения, к общекультурным традициям, принятым как в семье, так и в стране в целом, в выстраивании взаимоотношений между ровесниками и старшими поколениями.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам в каждом образовательном учреждении должна быть специальная программа, выполнение которой позволяет добиться всех поставленных целей развития детей. Конечную цель, в данном случае заключающуюся в социализации ребёнка, можно успешно достичь, если правильно поставить задачи, важнейшими из которых являются следующие:
- постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;
- формирование у малыша умения принимать решения и самостоятельности;
- помощь малышу в усваивании основных правил общения с одногодками и старшими поколениями;
- научить ребёнка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как милосердие, отзывчивость, сопереживание;
- воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, старшим людям и к обществу в целом;
- помочь выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;
- воспитание у детей готовности совместно работать и отдыхать;
- привитие дошкольникам основ поведения, безопасного для их собственной жизни, а также жизни окружающих людей где бы то ни было (дома, на природе, в обществе).
Если эти поставленные задачи удастся решить, то можно надеяться на достижение основной цели социально-коммуникативного развития детей всех дошкольных возрастов. Тогда станет возможным переход к качественно новой школьной среде, поскольку ребёнок будет достаточно подготовлен и не встретит особенных трудностей и неразрешимых проблем.
Вниманию присвоен статус одной из наиболее значимых составляющих познавательной деятельности. Этот п .
Игра – лучший метод социально-коммуникативного развития детей
В своё время новатор и педагог В.А. Сухомлинский отмечал, что через игру и сказку, неповторимое творчество ребёнка лежит кратчайший путь к его сердцу. Для родителей и воспитателей именно игра способна стать верным помощником в процессе детского социально-коммуникативного развития. Не только для малышей, но и для значительно более старших детей игра продолжает оставаться основным видом деятельности, при этом её неотъемлемой составляющей становится общение в процессе игры.
Психолог Л.С. Рубинштейн также отводил значительную роль игровой деятельности, отмечал её значение в жизни ребёнка. Он говорил, что лишь в процессе игры ребёнок не просто имитирует чью-то личность и исполняет чужую роль, но вместе с этим обогащает, углубляет, расширяет и собственную. В результате он легче понимает окружающий мир и разбирается в происходящих в нём событиях.
Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре. Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и в будущем.
Игры для самых маленьких
Для детей 2-3-летнего возраста полезны обычные сюжетно-ролевые игры на классические темы («дочки-матери», «игра в доктора», «игра в магазин»). Но очень важно, чтобы и кто-то из взрослых (родители, бабушки, воспитатель) принимал в игре участие, ведь именно взрослые на своём примере должны показать малышу, как правильно вести беседу, здороваться, добиваться желаемого или от чего-то отказываться.
«Эмоция»
Для детей среднего возраста интересной должна показаться игра «Эмоция». В ней ребёнок получает ценный опыт выражения эмоций, а также учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.
«Ситуация»
Игра «Ситуация» будет интересна для старших дошкольников. Взрослый её участник предлагает ребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию. Например, ребёнок пришёл в сад с десятком абрикосов, спрашивается, что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант – допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю?
С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.
Весьма остро вопрос о физическом воспитании дошкольников стоит в современном обществе, он очень бесп .
Режим и социально-коммуникативное развитие
В дошкольных учреждениях действует рациональная организация жизнедеятельности воспитанников – режим дня. Режим даёт педагогам уникальную возможность выстроить общение с детьми и корректировать их взаимодействие между собой. Общение является сложным, многосторонним процессом, включающим познавательный, эмоциональный и оценочный компоненты. Эмоциональным компонентом является обеспечение чувства защищённости, психологического комфорта. Под познавательным подразумевается удовлетворение потребности в приобретении знаний с последующим практическим их применением. Оценочный компонент – это самооценка и адекватная оценка поступков ровесников или взрослых.
Также положительно режим дня сказывается на усвоении детьми социальных норм: они учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы педагогов. Процесс социально-коммуникативного развития дошкольников можно оптимизировать рядом приёмов:
- традиции, вводимые педагогом явным образом, обговариваемые им заранее, или просто изо дня в день повторяемые фразы их до усвоения детьми;
- «утро радостных встреч» – приветствовать друг друга или обмениваться рукопожатиями и приятными словами;
- раз в неделю проводить читательский день, в который один из воспитанников приносит любимую книгу, которую коллективно читают и обсуждают;
- раз в неделю проводить день любимой игрушки, в который все могут принести из дома любимые игрушки и что-то о них рассказать.
Условные сигналы для перехода к другому виду деятельности:
- звон колокольчика перед началом занятий;
- стук воспитателя в бубен, призывающий детей на утреннюю зарядку;
- устойчивая фраза педагога, звучащая перед началом игры, например: «Я детишек позову в интересную игру»;
- символика группы (флаг, гимн, эмблема), отличающая её от прочих групп.
Социальные знаки:
- повязка дежурного по занятиям или столовой;
- руль у ведущего строй на прогулку или зарядку;
- флажок замыкающего строй.
У педагогов есть ещё множество иных атрибутов. С помощью каждого такого приёма активней происходит социализация, общение с детьми выстраивается эффективнее, что помогает воспитателю организовать их жизнедеятельность.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста
статья
В статье раскрывается важность развития социально-коммуникативных навыков у детей, раскрыты методы и приемы работы в ДОУ по данной теме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.
Детство – уникальный период формирования и развития человека на протяжении всей жизни, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.
ФГОС ДО определил пять направлений развития ребенка, одно из которых социально-коммуникативное развитие. Социально — коммуникативное развитие — это процесс, который позволяет ребенку найти свое место в обществе. С помощью коммуникации формируются: бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, ребенок приобщается к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании.
Социально-коммуникативное развитие детей является важной составляющей дошкольной педагогики. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
В рамках реализации ФГОС ДО в образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития. Современное общество нуждается в активной, творческой личности, способной к взаимодействию и бесконфликтному общению. Решая проблему коррекции эмоциональной и коммуникативной сферы детей, возникла необходимость оптимизации педагогических условий для более эффективного формирования социальных навыков у детей.
Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, появился комплекс социально-психологических проблем: агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребёнка.
Задачей современного дошкольного образования является не столько получение детьми определенного запаса знаний, умений и навыков, а развитие познавательных процессов и формирование самостоятельности, мотивации к деятельности и нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни: этические нормы поведения и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Опыт работы дошкольного образовательного учреждения показывает, как важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
С младшего дошкольного возраста педагоги начинают формировать у детей умение общаться.
Общение– сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Коммуникация (англ. communikate – сообщать, передавать) — это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.
Ребенок находится в социуме, поэтому ему необходимо освоить культуру общения и взаимодействия с другими людьми.
Социализация ребёнка дошкольного возраста – явление сложное, формирующееся под влиянием разных факторов: наследственности, условий, в которых ребёнок воспитывается, среды, окружающей его, собственной деятельности, игры, самопознания и саморазвития.
Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка — это телевизор или компьютер, а любимое занятие — просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. От этого страдает общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через оценку других людей. Сенситивным периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является дошкольное детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе, группе детского сада — во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба. Как только ребенок в первый раз приходит в детский сад он оказывается среди сверстников. Дома он был центром внимания, получавшим много внимания и заботы. В детском саду таких как он много, и взрослые требуют от него быть более самостоятельным,
Особенностью детского коллектива является то, что им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей.
Хочу представить Вашему вниманию свой опыт работы
по теме «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста»
Недавно я прочитала очень интересную фразу. «Чаще всего мы слушаем людей не для того, чтобы понять их, а для того чтобы ответить»
Мне хотелось бы, чтобы мои дети могли найти себе друзей, чтобы их любили и понимали
Для решения этой проблемы в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, состоящая из разных направлений детской деятельности.
Речевой уголок : в нем дети могут выполнять упражнения и играть в игры на развитие мелкой моторики и развитие речевого дыхания, в шарики и колечки су-джок
Театральный уголок. Театрализованная деятельность – это не только игры-драматизации, готовые постановки, это, прежде всего возможность придумывать диалоги, сказки и свои истории, играя с театральными игрушками. Штоковые куклы и игрушки на резинках помогают детям «оживить» своих персонажей, говорить и двигаться за них.
Книжный уголок. Нельзя недооценивать значение художественной литературы. Мы много читали, слушали аудиокниги, разучивали стихи,
придумывали продолжение сюжета, обыгрывали их.
Большую роль в социально-коммуникативном развития детей играют русские народные традиции — смешные диалоги, докучливые сказки, потешки, русские народные песни и игры. Русские народные сказки всегда включали в себя аспект, связанный с нравственным поступком и поведением. С помощью устного народного творчества раскрываются для детей такие понятия как взаимопомощь, поддержка, добро, терпение, любовь. Знакомство с литературными произведениями помогает детям понять и оценить поступки людей. В них ставятся вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности. Анализ прочитанного дает возможность детям оценить поступки различного характера и увидеть результаты того или иного поведения, это способствует усвоению детьми нравственных представлений.
Игровые уголки . Ведущий вид деятельности детей – игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.
Настольные дидактические игры, хороводные игры и, конечно, сюжетно-ролевые – создают идеальные условия для общения и речевого развития детей. Дети учатся играть вместе, соблюдать правила, выигрывать и проигрывать. В них они договариваются, вступают в диалог, спорят, одним словом, общаются и взаимодействуют.
Во взаимодействии по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений. В организационный период игры (при необходимости и по ходу ее) он помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т.п. Предметом заботы педагога является воспитание у детей ответственности за свое поведение в совместной игре, стремления реализовывать игровой замысел. В ролевом взаимодействии старших дошкольников увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — они часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.
Коммуникативные игры помогают в развитии социальных, нравственных качеств у детей. Учат детей сопереживать, помогать, общаться.
Работа с родителями. Вся эта работа была бы невозможна без поддержки и активного участия родителей. Дети и родители с удовольствием взаимодействовали – играли, пели, мастерили, рисовали и лепили.
Использование разнообразных приемов поддерживает детский интерес, они детятся впечатлениями, радостными событиями, интересными открытиями с другими детьми и со взрослыми , то есть начинают общаться!
Целенаправленная работа позволила детям научиться грамотно говорить, ясно выражать свои мысли, составлять описательные и творческие рассказы
С детьми стало интересно разговаривать и слушать их суждения, они стали настоящими собеседниками .
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Наталия Кулеваа
Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Основной целью данного направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи социально – коммуникативного развития дошкольников по ФГОС:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
—развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Задача педагогов нашего дошкольного отделения состоит в том, чтобы наши выпускники в будущем, когда они пойдет в школу, поступит в ВУЗ или устроится на работу, не испытывал трудностей в общении с другими людьми и стал полноценным членом общества проявляя инициативу и самостоятельность, ,уверен в своих силах,открыт внешнему миру, положительно относится к себе и окружающим, обладает развитым воображением.
Опыт работы показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах.
Деятельность педагогов в нашем дошкольном учреждение по обеспечению необходимых условий для социально-коммуникативного развития детей включает в себя:
• организацию предметно-пространственной среды;
• создание для детей ситуаций коммуникативной успешности;
• стимулирование коммуникативной деятельности детей, в том числе с использованием проблемных ситуаций;
• устранение у детей коммуникативных трудностей в сотрудничестве с педагогом-психологом и при поддержке родителей;
• мотивирование ребенка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи вербальных и невербальных средств общения;
• обеспечение баланса между образовательной деятельностью под руководством педагога и самостоятельной деятельностью детей;
• моделирование игровых ситуаций, мотивирующих дошкольника к общению с взрослыми и сверстниками.
Основные формы деятельности по социально – коммуникативному развитию дошкольников : групповые, подгрупповые и индивидуальные, которые проводятся в непосредственной образовательной деятельности (НОД, в режиме дня и в самостоятельной деятельности детей.
Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.
Для социально-коммуникативного развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – все это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» реализуется в 4-ех направлениях:
Развитие игровой деятельности, патриотическое воспитание, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, трудовое воспитание.
Развитие игровой деятельности детей (слайд)
Игра – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Педагоги нашего дошкольного используют широкий диапазон самых разнообразных игр. Для налаживания диалогического общения используются настольно-печатные, дидактические игры, игры с правилами. Сюжетно-ролевые игры.
Следующим направлением реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание. (слайд)
• Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формировать бережное отношение к природе и всему живому;
• Воспитывать уважение к труду;
• Развивать интерес к русским традициям и промыслам;
• Формировать элементарные знания о правах человека;
• Расширять представления о городах России;
• Знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• Развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
• Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи в нашем ДОУ решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, праздниках и развлечениях, в играх, в труде, в быту — так как необходимо воспитывать в ребенке не только патриотические чувства, но и формировать его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Следующее направление реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. (слайд)
Воспитание навыков безопасного поведения у детей осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Данная работа проводится через:
• организованную деятельность детей – занятия, экскурсии, тренинги;
• совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребенка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
• свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры.
Основным содержанием образовательной деятельности нашего дошкольного учреждения по формированию у детей навыков безопасного поведения в рамках реализации ФГОС является разработка проектов, таких как, «дорожная грамота», «мое здоровье», «безопасность в помещении», «безопасность и природа», «общение с незнакомыми людьми».
Основная цель которых — расширение представлений воспитанников о том, что безопасность зависит и от них самих, от соблюдения определенных правил (гигиенических, дорожного движения, жизни в коллективе, от умения предвидеть и избежать возможную опасность).
Знакомя детей с художественными произведениями, педагог обращает внимание на необходимость быть способным встать на позицию другого человека; выбирать социально приемлемую в данной ситуации линию поведения; поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.»
Следующим направлением социально-коммуникативного
развития является (слайд)
Главная цель трудового воспитания дошкольников — это формирование личности ребенка, а также правильного отношения к трудовой деятельности. Труд развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, память, а также укрепляет его физические силы и здоровье.
Воспитывать позитивные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности между детьми — умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.
4. Взаимодействие с семьей. (слайд)
Также наш педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей, вовлекая родителей в жизнь детского сада.
В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:
-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;
-дни открытых дверей для родителей;
-консультации для родителей;
-оформление родительских уголков, передвижных папок, выставок для родителей.
Постоянная, непрерывная работа по всем 4-ем направлениям данной ОО способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.
Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками по формированию социально-коммуникативных навыков. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это сложный процесс, в результате которого он научается устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающим миром и людьми.
Именно он лежит в основе формирования коммуникативной компетенции личности в будущем, которая представляет собой всю совокупность навыков, умений и знаний, позволяющих адекватно воспринимать и реагировать на окружающую действительность в процессе общения.
Можно с полной уверенностью сказать, что процесс приобретения коммуникативной компетенции длительный, непростой, из этого следует, что начинать развивать ребенка в данном направлении необходимо с раннего возраста.
Источники:
http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/02/12/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta
http://www.maam.ru/detskijsad/socialno-komunikativnoe-razvitie-v-doshkolnom-uchrezhdeni.html