0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Способы выявления и развития способностей детей дошкольного возраста. Развитие специальных способностей дошкольника

Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста

У детей уже в раннем возрасте замечаем самые первые проявления способностей — склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а просто рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Способности делятся на общие и специальные, т.е, общими являются, память ребенка, его наблюдательность, воображение., а специальные это музыкальный слух, склонность к изобразительной деятельности. Эти достижения раннего детства мы продолжают развивать и дальше в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы — познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

К познавательным способностям относят: в первую очередь сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности наиболее интенсивно формируются с 3-4 лет. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и учатся систематизировать их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Для более эффективного развития интеллектуальных способностей мы используем метод наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели используем план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол — кружком, а шкаф — прямоугольником.

Специальные особенности — это музыкальный слух, склонность к изобразительной деятельности, литературе.

Уже с раннего детства родители могут заметить, как ребенок тяготеет к рисованию или музыки, или еще какие-либо у него проявления существуют. Иногда дети начинают петь и мы говорим, вот будущей певец растет.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка. В своей работе мы включаем дошкольников во все виды деятельности, ролевые игры, конструирование, труд и т.д. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того, чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений — постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым; распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, умения решать спорные вопросы без вмешательства взрослого, оценивать отношения сверстников к порученному делу.

Так же имеет огромное значение и индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывая его способности. Дети, выполняя усложненные задания сами справляются с поставленной задачей, улучшая тем самым свою самооценку. В работе с такими детьми применяем различные головоломки, ребусы, шарады, составляем кроссворды.

Для формирования способностей к воображению и фантазии, мы применяем сказкотерапию, художественные рисунки детей, в этом возрасте самые благоприятные условия для их развития. В любых специальных способностях включается эмоциональная окраска и восприятие окружающих.

Итак, способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков

Способности детей дошкольного возраста

Большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Читать еще:  Что делать в домашних условиях при тонусе матки при беременности. Тонус матки при беременности: лечение

Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. При этом родителям важно понимать, что каждый ребенок с рождения имеет определенные задатки, которые со временем могут перерасти в ярко выраженные способности.

Также нужно принимать во внимание тот факт, что большое влияние на процесс формирования талантов/способностей детей оказывает окружающий социум. Другими словами, родители должны не только обеспечить ребенку возможность посещать развивающие занятия в организациях дополнительного образования и детских центрах, но и принимать самое активное участие в развитии способностей своего ребенка. Что же для этого требуется?

Немного теории, без нее никуда!

Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.

Специфические

Специфические (социальные) способности формируются под воздействием исторического и общественного влияния и обеспечивают жизнь и развитие ребенка в социальной среде. В основе этих способностей лежат практические, теоретические, творческие и учебные знания, логика и пользование речью.

Специфические способности бывают:

  • Специальными. Определяют успехи ребенка в определенных видах деятельности. Для дошкольного периода характерны такие специфические способности, как: художественные — декоративно-прикладные и изобразительные (склонность к лепке, рисованию, поделкам, черчению); театрально-речевые (склонность к подражанию и выступлению, способность договариваться и увлекать других детей); музыкальные (склонность к сочинению музыки, запоминанию и воспроизведению мелодий); логико-математические (склонность к запоминанию математических символов и выполнению математических вычислений); технические (проявление интереса к механизмам).
  • Общими. Определяют успехи ребенка в общении и самых разных видах деятельности.

Общие способности в свою очередь делятся на практические (конструктивно-технические и организаторские) и познавательные (творческие, интеллектуальные и сенсорные).

  • Конструктивно-технические — представление предмета в целом и по частям. Развитие этой способности помогает справиться с такими школьными предметами, как: геометрия, физика, черчение и т.д. Развивающими средствами таких способностей выступают конструкторы, модульные и технические игрушки.
  • Организаторские — ведущая роль отводится общению (взаимодействие со сверстниками и взрослыми людьми).
  • Творческие — используя фантазию и воображение, ребенок реализует себя в игре, общении и творчестве.
  • Интеллектуальные — наглядное моделирование объекта, когда определенный предмет условно заменяется на знакомую фигуру (к примеру, карта).
  • Сенсорные — сюда относится информация о свойствах предмета, фонемы речи, цвета, разнообразие форм и другое.

Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих.

Природные

Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).

В целом, природные способности можно охарактеризовать такими критериями:

  • скорость обучения знаниям и навыкам;
  • предрасположенность к определенному виду деятельности;
  • устойчивость к стрессам;
  • наличие предельных границ способности;
  • общественное признание уникальных возможностей;
  • нестандартные результаты.

Способности дошкольников и условия их формирования

Совершая действия, ребенок формирует те или иные способности. Таким образом, грамотная организация деятельности малыша позволит максимально эффективно проявить и укрепить его способности еще в дошкольном периоде.

Основные правила организации деятельности ребенка:

  • организация необходимых предметов окружающей среды для всеобщего развития.
  • активное воспитание увеличивает вероятность развития способностей.
  • адекватное поведение взрослых по отношению к ребенку, совершающему попытки реализовать себя (даже если эти попытки выходят за рамки общепринятых норм).
  • ознакомление малыша со всеми видами деятельности (соответствующими его возрастной категории) для установления его личностных интересов.

Это интересно: было выявлено, что художественная одаренность сначала проявляется в музыке, немного позже — в рисовании, а уже потом в науке.

Подробнее о некоторых способностях дошкольного возраста

Существует такое понятие как «сензитивный период» — это то время, когда организм ребенка максимально настраивается на освоение какого либо вида деятельности.

Важно понимать, что сензитивные периоды через определенное время проходят безвозвратно, независимо от того, смог ли малыш развить те или иные способности. Поэтому очень важно, чтобы родители создавали соответствующую сензитивному периоду окружающую среду (то есть, давали ребенку именно то, в чем он нуждается здесь и сейчас)

Создание окружающей среды для развития специальных способностей

Основная роль в этом процессе отведена игре. Здесь объединились целый комплекс действий: творчество, двигательные навыки, организация, деятельность.

Совершая действия, ребенок должен постоянно находиться в пограничной зоне между тем, что он уже умеет и тем, чему еще предстоит научиться. Именно такой процесс заставляет малыша думать и, соответственно, развивать свои способности. Трудности закаливают, иначе процесс развития замрет или начнет регрессировать.

Читать еще:  Слова красивой супружеской паре пожилым. Пожелания влюбленной паре своими словами, в стихах и прозе

Создание окружающей среды для развития физических способностей

В дошкольном возрасте ребенку интересны будут подвижные игры, музыкальные разминки и танцы. При этом желательно использовать элементарные движения, которые ребенок легко запомнит и сможет правильно воспроизвести. Музыка задаст ритм и поможет развить слуховое восприятие. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием запоминают движения и охотно их демонстрируют под музыку.

Создание окружающей среды для развития творческих способностей

Всестороннее развитие ребенка обязательно включает и творческое направление. Причем деятельность должна быть разнообразна: лепка, рисование, вязание, конструирования, вырезание и многое другое. С подачи родителей малыш может «опробовать» самые разные виды творческой деятельности и выбрать именно тот, который ему ближе всего. Не стоит выполнять все за ребенка. Достаточно подтолкнуть его в нужном направлении и малыш обязательно удивит родителей своим креативом.

Создание окружающей среды для развития познавательных способностей

Формирование личности дошкольника не обходится без здорового любопытства со стороны ребенка и его постоянных «почему», «как» и «когда». Любознательность способствует приобретению знаний, умственной деятельности и применению навыков на практике.

Помните! Каждый ребенок одарен по-своему. Чем больше родители будут проявлять интерес к процессу формирования навыков и способностей малыша, тем выше шанс ребенка стать счастливым человеком и добиться успеха в современном социуме.

Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Марина Федоренко
Консультация «Выявление и развитие способностей у детей дошкольного возраста»

Каждый родитель желает своему ребенку блестящего будущего. Но мало кто задумывается, что предпосылки для профессионального и личного успеха формируются уже в детстве, поэтому крайне важно вовремя выявить способности ребенка и помочь ему развить их. Благодаря этому, ребенок сможет преуспеть в жизни, заниматься делом, которое будет ему нравиться, и быть гармоничной личность в целом.

Один из важнейших вопросов, который стоит перед современными родителями — как определить способности ребенка. Среди педагогов и психологов также актуален вопрос, какие способы помогут выявить способности дошкольников.

Что такое способности?

Под способностями понимаются индивидуальные особенности ребенка, которые обеспечивают ему успех в той или иной деятельности и легкость ее освоения. Задатки составляют основу для развития склонностей и являются по своей сути физиологическими особенностями строения организма ребенка.

Все способности подразделяются на природные и специфические.

Природные основываются на биологических особенностях ребенка (задатках). Например, к ним можно отнести восприятие и способность к коммуникации с другими индивидами. Специфические же обусловлены общественными и историческими факторами. Их развитие определяет дальнейшую жизнь ребенка и его взаимодействие с социальной средой.

Специфические способности детей можно разделить на два вида: общие и специальные.

Общие – определяют успехи детей в самых разных видах деятельности в целом.

К ним относятся:

Сенсорные – восприятие индивидом предметов окружающего мира и их качеств. Такие склонности очень интенсивно формируются у дошкольников в возрасте от трех до четырех лет.

Интеллектуальные способности, в основе которых лежит принцип моделирования объектов.

Творческие способности – в их основе лежит воображение. Они помогают учащимся находить нестандартные решения задач, придумывать истории, рисовать.

Специальные способности определяют успехи детей в определенных видах деятельности и основываются на задатках и их развитии. Они подразделяются на несколько категорий:

Логико-математические – склонность к вычислению, упорядочиванию, измерениям. Учащийся в данном случае может легко запоминать математические символы и выполнять простейшие математические вычисления.

Музыкальные – склонность к запоминанию и воспроизведению мелодий, сочинению музыки и исполнению.

Литературные –склонность к написанию рассказов, придумыванию сюжетов, подбору для героев нужных слова для выражения эмоций.

Актерские – склонность подражать, выступать на мероприятиях, копировать кого-либо.

Художественные – склонность к рисованию, лепке, черчению, поделкам.

Технические – проявление интереса к различным механизмам и машинам.

Спортивные хорошая координация – дети энергичны, склонны к постоянному движению, тренировкам, легко осваивают разные виды спорта.

Коммуникативные способности – умение увлечь остальных детей в игру, способность договариваться и влиять на других детей.

Успешность развития способностей у дошкольников в большей степени зависит от окружения, в котором находятся дети.

Развитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной культурой общества, основных знаниях науки, техники и искусства.

Поскольку знаний в этих областях довольно много, именно окружение акцентирует внимание детей на наиболее значимых фактах, стремится передать полезный опыт. В том числе опыт, который будет важен для развития способности.

Читать еще:  Безопасная смывка волос. Смывка для волос в домашних условиях. Видео-рецепт смывки из натуральных компонентов

Существует четыре метода для определения способностей детей:

Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.

Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.

Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.

Совместная деятельность — помогает развить талант в разных областях.

Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей обучающихся.

Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать как их затем развивать и работать с ними.

Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.

Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей. Прежде всего, потому, что сам процесс в основном идет рывками. В процессе развития любой способности есть периоды значительного улучшения, но также и временного ухудшения. В такие моменты важно поддерживать в детях интерес и помогать выработать терпеливость.

Сложно переоценить роль семьи в выявлении и развитии способностей детей. Чуткое отношение родителей позволит быстрее понять, что ребенку действительно нравится. Также очень важна эмоциональная поддержка и стиль воспитания.

Одним из основных факторов для успешного развития определенной склонности является упорство самого индивида, готовности к обучению. Эта особенность формируется у дошкольников непосредственно в их окружении (воспитание в семье, детском саду, общение со сверстниками).

Выявить вовремя, какими способностями обладает ребенок, является довольно непростой задачей. Помимо того факта, что многие родители сейчас слишком заняты на работе и не могут полноценно наблюдать за жизнью ребенка, есть множество других вопросов. Например, как отличить недолгую увлеченность ребенка каким-либо занятием от настоящей склонности? Как правильно мотивировать ребенка к деятельности, стимулирующей развитие его способностей? Какие способы выбрать? Все эти вопросы сейчас активно разрабатываются педагогами и психологами.

Тем не менее, нельзя оставлять процедуру выявления способностей только специалистам. Жизненный путь человека начинается с его семьи, поэтому добьется ли человек успехов во многом зависит от выраставшей его семьи.

Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в.

Консультация «Как лепка влияет на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Дети — пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».Обучению дошкольников началам математики.

Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста» «Математика всегда остается для учеников трудной работой»,- говорил Д. И. Писарев, это же утверждают и родители, и учителя, и сами ученики.

Консультация «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста» Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время): началом.

Консультация «Выявление и развитие интересов у детей дошкольного возраста» Интерес-это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. Отсутствие же или их бедность.

Развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многим знаниями и умениями нужно обладать, чтобы жизнь ребят в детском саду была насыщенной,.

Методические рекомендации по развитию музыкальных способностей дошкольников Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Сухомлинский В. А. говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество-вот имя этой птицы!». «Чем раньше.

Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста Развитие вокальных способностей у детей дошкольного возраста. План: I. Музыка нужна детям. II. Музыкальные способности ребенка. III. С чего.

Источники:

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/637716/
http://fulledu.ru/articles/1155_sposobnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-vyjavlenie-i-razvitie-sposobnostei-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector