Церковные праздники: даты, объяснения и традиции. Двунадесятые праздники православной церкви — список и иконография
Двунадесятые праздники
В настоящем учебном пособии представлено сравнительное диахронно-синхронное описание корпуса двунадесятых праздников по следующим признакам: событие праздника, история его установления, святоотеческая экзегеза праздника, его динамика в православном богослужении, а также в неправославной традиции (например, в дохалкидонской и западной) и нек.др.
Для студентов духовных учебных заведений, преподавателей литургики, а также для всех, кому интересны и небезразличны вопросы истории и современности православных праздников.
Содержание
- Вместо предисловия
- Введение
- Глава I.Двунадесятые праздники(историко-литургический экскурс)
- Часть 1 Cтановление богослужебного годового календаря в связис двунадесятыми праздниками
- Часть 2 Двунадесятые праздники в Русской Православной Церкви
- Часть 3 Двунадесятые праздники в православном богослужении
- Глава II . Непереходящие двунадесятые праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы
- Воздвижение Креста Господня
- Введение во храм Пресвятой Богородицы
- Рождество Христово
- Богоявление Господне
- Сретение Господне
- Благовещение Пресвятой Богородицы
- Преображение Господне
- Успение Пресвятой Богородицы
- Глава III.Переходящие двунадесятые праздники
- Вход Господень в Иерусалим
- Вознесение Господне
- Пятидесятница
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 1Святоотеческая экзегезадвунадесятых праздников
- Приложение 2Праздники, причисляемые РусскойПравославной Церковью к двунадесятым,в дохалкидонской и западной традициях
- Приложение 3Иконография двунадесятых праздников
- Приложение 4Краткий терминологический словарь
Богослужебные Уставы еще на этапах своего формирования знали попытки наделить отдельные христианские праздники свойствами особого величия и торжественности. Эта идея приобрела наиболее завершенную форму в Русской Православной Церкви, где в отдельную группу были отнесены 12 важнейших празднований. Они, несмотря на объективную индивидуальную специфичность, характеризуются рядом общих особенностей, которые являются уникальным источником по истории богослужения, а также литургической гимнографии, агиографии и эортологии – причем не только византийской, но и славянской.
В связи с этим учебно-научное издание, содержащее сведения о формировании системы двунадесятых праздников, их событийной, исторической и литургической преемственности, этимологии названий, а также конкретный разбор качественного и количественного наполнения разновременных богослужебных формуляров, в том числе и исконных, которые зачастую восстанавливаются с известной степенью вероятности, представляется весьма актуальным и полезным для богословско-прикладных дисциплин.
Целостный корпус двунадесятых праздников в целом и каждое из празднований в отдельности чрезвычайно красноречиво свидетельствуют о непрерывной динамике эортологического круга, то есть прежде всего об этапах формирования памятных событий и христианских праздников, а также о фазах становления церковного календаря.
Кроме того, систематический очерк истории важнейших православных празднований актуализирует давно назревшую необходимость в конструктивной критике подходов, с помощью которых анализируется эортология Русской Церкви. Нужно признать, что многие вопросы получали до сих пор преимущественно духовно-нравственную оценку (освящение плодов и ветвей, чины колепреклоненных молитв, погребения Пресвятой Богородицы и проч.), которая в полной мере не может удовлетворить ни специалистов-литургистов, ни приходское священство, ни православную общественность.
Стоит особо отметить, что публикуемые справочные материалы не решают, в отличие от традиционных учебников литургики (схиархимандрита Иоанна (Маслова), Г.И. Шиманского и т.д.), практических задач, связанных с развернутым представлением современных чинопоследований. Принципиальным было показать широкую историческую панораму двунадесятых праздников – исходя из строгих научно-богословских позиций. Именно они вкупе с непротиворечивыми уставными рекомендациями должны стать в будущем основой не только для написания разнообразных учебных книг по литургике, но и для составления богослужебных указаний для священно- и церковнослужителей.
Таким образом, становится очевидной богословско-научная и практическая новизна данного пособия.
Его основным содержательным центром, безусловно, является сравнительное диахронно-синхронное описание корпуса двунадесятых праздников по следующим признакам: событие праздника, история его установления, святоотеческая экзегеза праздника, его динамика в православном богослужении, а также в неправославной традиции (например, в дохалкидонской и западной) и нек.др.
Источниками для этого учебного справочника послужили Типикон, богослужебные книги – комплект Миней, Октоих, Триодь Постная, Триодь Цветная, используемые ныне в Русской Православной Церкви, а также материалы (греческие и славянские, печатные и рукописные), которые извлечены из трудов свящ. Михаила Желтова, А.А. Дмитриевского, А.А. Лукашевича, Ю.И. Рубана, М.Н. Скабаллановича, Н.Д. Успенского и др. Их разыскания и составляют научно-методологическую основу настоящего пособия.
В нем будут освещены следующие вопросы: этапы общего формирования богослужебного календаря в связи с двунадесятыми праздниками; поступательное введение в месяцесловы празднований, причисленных позже к двунадесятым; условия (богословские, литургические, внешние и проч.), побудившие к динамическому выделению среди великих празднований тех, которые отличаются сугубой значимостью и торжественностью.
Кроме того, будет представлено детальное описание всех двунадесятых праздников, построенное по единой схеме, которая, однако, в конкретных случаях может расширяться, а также выборочно рассмотрены некоторые спорные вопросы описательной и исторической литургики: праздничный статус (Господский или Богородичный), эортологический синкретизм, формулировки отдельных уставных предписаний и их целесообразность и нек.др.
Эти проблемы находятся в непосредственной связи с логикой учебного времени, которое отводится на изучение двунадесятых праздников в рамках дисциплины «Литургика» на третьем курсе духовных семинарий. Именно для ее учащихся в первую очередь и предназначено данное пособие.
Заявленные научно-богословские проблемы и учебно-методические цели определили структуру настоящей учебной книги. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Вторая и третья главы построены по единообразному плану, что значительно облегчает усвоение учебного материала и способствует его систематизации.
Библиографический список может быть рекомендован студентам для дальнейшего изучения и осмысления.
Помимо этого, пособие снабжено четырьмя приложениями: «Святоотеческая экзегеза двунадесятых праздников»; «Праздники, причисляемые Русской Православной Церковью к двунадесятым, в дохалкидонской и западной традициях», «Иконография двунадесятых праздников». Они – конечно, вместе с основными разделами, наглядно иллюстрируют междисциплинарные связи (литургики и догматического богословия, истории Церкви, гомилетики), установление которых чрезвычайно важно в контексте современного богословского образования.
В помощь учащимся приведен краткий словарь, в котором разъяснены некоторые богословские, литургические и общенаучные термины.
Надо надеяться, что данное пособие послужит надежным справочником по истории двунадесятых праздников, став тем самым еще одним дополнениям к уже имеющимся учебникам по литургике.
Церковные праздники : даты , объяснения и традиции
Великие праздники – важнейшие праздники Православной Церкви: Пасха – праздников праздник, двунадесятые праздники и некоторые другие праздники (см. ниже).
Двунадесятые праздники – двенадцать (от древнерусского “два на десяте” – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной.
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
Великие недвунадесятые праздники:
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.
Праздники христианские
Праздники христианские – определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл – воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии – реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда – исключительное место в календаре посвященных Им праздников.
Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов – неподвижного (минейного) и подвижного (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n – 13 дней, – для XX–XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) – до 8 мая (25 апреля ст. ст.).
Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять – «двенадцать») (см. Двунадесятые праздники). Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, – преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).
Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник – Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.
В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.
Общие для всех христиан праздники – прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные – на Западе, западные – на Востоке (Василий Великий – Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.
Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается эортология (букв. «праздниковедение») – вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.
Богослужебные тексты содержатся в Минее Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Триоди Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.
«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»
Все, что нужно знать о двунадесятых праздниках: список с датами и объяснениями
Значимость двунадесятых праздников в православии
Со старославянского «двунадесять» переводится, как «двенадцать» – отсюда и название 12 главных церковных празднеств. В православном календаре эти даты занимают почетные места, а празднование их отличается особенным величием. Также они имеют свои иконы, которые располагаются на иконостасе. Объединяет торжества одно – все они отождествляются с вехами земной жизни Иисуса Христа и Богоматери.
Двунадесятые праздники чтятся православной церковью особенно сильно
До 25-го года ХХ столетия в России все великие церковные праздники приравнивались к государственным. Некоторые из них до сих пор имеют официальное значение и закреплены законодательством. Красные даты являются выходными, даже если выпадают на будний день.
Еще одним отличием от других церковных торжеств является растянутость во времени. Предваряют торжественный день предпразднества, затем следуют попразднества, а оканчивается праздничный период отданием. Таким образом, человек успевает не спеша настроить себя на нужный лад, вспомнить евангельские события, прожить их, задуматься о своем внутреннем мире и смысле жизни.
Видео «Основные двунадесятые праздники православной церкви»
В этом видеосюжете представлены основные празднества православных христиан.
Двунадесятые непереходящие праздники
Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными, то есть имеют фиксированную календарную дату.
Девять из двенадцати основных церковных торжеств являются неподвижными
Рождество Пресвятой Богородицы
Празднуется 21 сентября. Список двунадесятых празднеств начинает именно это торжество, когда православие отмечает рождение Девы Марии. Согласно Святому Писанию, Иоакиму во сне явился ангел, сообщивший, что у того родится дочь. Вернувшись из пустыни домой, он встретил свою жену, Анну, которая обрадовала его радостной новостью.
В этот день по христианским традициям люди славят Матерь Божию, как защитницу всего человечества перед Создателем. Праздник отождествляют с началом осени и окончанием летних полевых работ.
Воздвижение Креста Господня
Празднуется 27 сентября. Дата празднества была впервые официально утверждена в 335 году после освящения иерусалимского храма Воскресения Христова. Предшествовала этому событию экспедиция императрицы Елены, отправившейся искать утерянные раннехристианские артефакты. Сегодня красная дата связана с крестом, как главным символом христианства, на котором принял смерть Иисус.
На Воздвижение принято поститься, запрещено заниматься тяжелым физическим трудом. Народное поверье гласит, что с этого дня змеи прячутся по норам на зиму, а птицы улетают в теплые края.
Введение во храм Пресвятой Богородицы
Празднуется 4 декабря. Православные христиане почитают эту дату, как очень важное событие в жизни Пресвятой Марии. Когда девочке исполнилось три года, ее родители исполнили Божий завет – отдали ту на служение Всевышнему. Евангелие говорит, что дочь Иоакима вошла в храм уверенно, как будто уже знала судьбу, уготованную ей Господом.
Введение, как называли еще великое празднество, отождествляли с наступлением зимы и прекращали все полевые работы. Этот день проводили за катанием на санях, зимними гуляниями и ярмарками.
Рождество Христово
Празднуется 7 января. Главный праздник из двунадесятых, который посвящен рождению Христа. Когда Деве Марии пришло время разрешаться от бремени, они с Иосифом прибыли в Вифлеем. Сразу после появления Сына Божьего на свет ночное небо озарила яркая звезда, оповещавшая все человечество о благой вести.
Католическая церковь отмечает Рождество Христово 25 декабря.
Великому торжеству предшествует строгий пост, длящийся 40 дней. Вечером 6 января он заканчивается и православные христиане разговляются праздничным ужином с двенадцатью блюдами.
Рождество Христово – главный праздник из двунадесятых
Крещение Господне
Празднуется 19 января. В этот день тридцатилетний Иисус пришел к пророку Иоанну, который совершал таинства крещения на реке Иордан, и попросил окрестить Его. Когда Христос вынырнул из воды, небеса раскрылись, а оттуда снизошел Святой Дух, принявший личину голубя. Именно Он сообщил благую весть о явлении Сына Божьего.
По традиции на Крещение принято трижды окунаться в проруби и запасаться святой водой. А вот из языческих обрядов к нам дошли крещенские гадания, не особо чтимые Церковью.
Сретение Господне
Празднуется 15 февраля. Торжество приурочено к явлению Мессии перед человечеством. Когда Иисусу исполнилось 40 дней, Дева Мария принесла его в храм, чтобы показать Господу. Как только старец Симеон взял Младенца на руки и поднял, снизошел Святой Дух, объявивший Ребенка Сыном Божьим. Прорицательница Анна, стоявшая неподалеку, подтвердила это.
Древние славяне считали Сретение днем встречи зимы с весной. Они проводили веселые гуляния, на следующий день приступали к весенним работам. Доброй традицией было венчаться или скреплять себя узами брака в этот праздник.
Благовещение Пресвятой Богородицы
Празднуется 7 апреля. Православная церковь ассоциирует празднество во имя Богоматери с добрыми ожиданиями и надеждами. В этот день Деве Марии явился Архангел Гавриил, который принес ей благую весть о зачатии ею Сына Божьего. Он изрек: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенная Ты между женами».
Нередко Благовещение выпадает на Великий Пасхальный Пост. В этом случае церковь делает попущение, разрешая вкушать рыбные блюда. Наши предки на этот праздник готовили соль на оберег и сжигали старые, ненужные вещи.
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 7 апреля
Преображение Господне
Празднуется 19 августа. Народное название великого торжества – Яблочный Спас. Согласно Святому Писанию в этот день Христос отправился к горе Фавор, взявши с собой трех учеников. Когда Спаситель поднялся наверх и начал молиться, Он вдруг вознесся к Небесам, Его одежда обрела белый цвет, а вокруг Него образовалось яркое сияние. Таким образом Творец Единый возвестил апостолов о Своем Сыне.
В народе 19 августа начиналась пора сбора фруктового урожая. Считалось, что именно на Преображение плоды окончательно дозревают. Также славяне считали, что с этого дня лето полностью отдает свои права осени.
Успение Богородицы
Празднуется 28 августа. Несмотря на скорбный оттенок, который несет это торжество, христианство наделяет его радостными эмоциями. В этот день Пресвятая Дева Мария вознеслась на Небеса, воссоединившись с Богом. Святое Писание трактует ее смерть, как переход к вечной, счастливой жизни рядом со Всевышним.
Празднеству предшествует двухнедельный пост, который по строгости не уступает Пасхальному. По его окончании верующие разговляются, устраивая праздничную трапезу. Женщины пекут хлеб, делают заготовки на зиму, а парни идут свататься.
Двунадесятые переходящие праздники
Три великих торжества, которые не имеют фиксированной даты в православном календаре, тесно связаны с Великой Пасхой.
Двунадесятые переходящие праздники
Вход Господень в Иерусалим
За неделю до Воскресения Христова церковь начинает отмечать Вербное Воскресенье. Красная дата знаменует прибытие Иисуса в Иерусалим. Чтобы показать людям свои благие намерения, Спаситель въехал на осле. Народ израильский, встречая Мессию, выкладывал Ему дорогу пальмовыми ветвями. Так появилась традиция святить на этот праздник пальму, а наших широтах – вербу.
По христианским обычаям вербовые ветки, освященные в церкви, хранят ровно год до следующего торжества. Они призваны защищать от неудач и дарить благополучие. Также ими принято похлестывать друг друга, произнося: «Не я бью – верба бьет».
Вознесение Господне
Великое празднество отмечают спустя 40 дней после Пасхи. Торжество восхваляет вознесшегося Мессию, а также не дает забыть о божественной природе, которая преобладает над несовершенным человеком. Согласно Евангелию, после Своего Воскрешения Иисус еще продолжал проповедовать, а затем вознесся на Небеса, дав обещание прийти еще раз.
По традиции поздравлять с Пасхой словами «Христос Воскрес!» можно вплоть до Вознесения, однако после него делать это категорически запрещено.
День Святой Троицы
На 10 день после Вознесения наступает Пятидесятница. Святое Писание описывает событие, предшествующее появлению этого праздника так. Когда ученики Христовы собрались вместе, на них снизошел Святой Дух в виде пламенного огня. Апостолы обрели дар говорить на всех языках и пустились по миру проповедовать Слово Божье.
В народе Троица символизировала начало лета. Было принято украшать дома зеленью, посещать праздничные службы, а после устраивать веселые гуляния. Купаться на Пятидесятницу было запрещено, так как верили, что это день водяной нечисти.
Сколько бы столетий ни прошло, двунадесятые праздники остаются главными в православном календаре. Каждый из них почитается по своим традициям и несет свой смысл, напоминая нам о земной жизни Мессии.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источники:
http://pravoslavie.ru/33385.html
http://azbyka.ru/days/p-cerkovnye-prazdniki-daty-obyjasnenija-i-tradicii
http://moimolitvy.ru/kalendar/dvunadesyatye-prazdniki-2855/