Учим малыша не говорить с чужими. Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством. С кем будем водиться
Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством
Детство – время открытий, знакомства с неизвестным миром и новыми людьми. Но некоторым малышам больше нравится сидеть за телевизором или компьютером, чем гулять с друзьями. Выходя на прогулку, они отводят мамочек подальше от игровых площадок и песочниц. И в детском саду такие дети не играют, а стоят в сторонке. Почему ребенок ни с кем не дружит и как помочь ему социализироваться?
Нарушение социализации – когда стоит волноваться?
Отсутствие социальных контактов у детей обязано встревожить любого родителя. Однако отдельных мам и пап устраивает ребенок-одиночка, потому что он удобен. Все время на виду, а не пропадает с приятелями, от которых может набраться вредных привычек. Занят домашними делами, а не висит на телефоне. Не приводит домой шумных сверстников, после которых начинается приступ мигрени. Случается, что взрослые сами невольно изолируют малыша из-за постоянной тревоги и страхов. Хорошо ли это? Конечно, нет!
Нежелание взаимодействовать со своим окружением – тревожный звоночек. Не секрет, что от умения общаться со сверстниками зависит дальнейшая жизнь: личные и профессиональные успехи, достижение карьерных высот. По каким признакам можно догадаться, что ваше чадо одиноко и имеет серьезные проблемы с общением?
- Ребенок постоянно жалуется, что ребята в садике или школе не желают с ним играть, дружить и даже смеются над ним. Кстати, подобных признаний вы не услышите от застенчивых и замкнутых детей.
- Стоит приглядеться внимательнее к поведению на детской площадке. Малыш может бегать, качаться на качелях, строить замок из песка, но при этом не контактирует другими детками или, наоборот, устраивает многочисленные конфликты.
- Своеобразная изолированность особенно заметна в группе или классе, где дети проводят вместе большую часть дня. Присмотритесь, с кем общается ваш ребенок, просит ли он кого-то о помощи. На утренниках отмечайте, насколько он активен, выбирают ли его одногруппники в пару для танцев и конкурсов.
- Маленький нелюдим не горит желанием рассказывать о детсадовских приятелях, вам приходится буквально вытягивать из него эту информацию. Он не страдает от отсутствия друзей, крайне неохотно выходит на улицу, любит оставаться дома на выходные и играть в одиночестве.
- Ребенок с большой неохотой ходит в сад или школу, стараясь найти любую лазейку, чтобы их не посещать. Возвращается же он из школы/садика расстроенным и нервным. На любые расспросы отвечает уклончиво: «Я не хочу говорить про садик».
- День рождения превращается в действительно грустный праздник без одноклассников. Кстати, они также не хотят его видеть на собственном торжестве.
Безусловно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании – например, интроверты или так называемые вундеркинды. Они самодостаточны и любое вмешательство во взаимоотношения со сверстниками воспринимают в штыки. И все же, если вы отметили тревожные сигналы, говорящие о серьезных сложностях в общении, принимайте все необходимые меры для лучшей социализации ребенка.
Причины детской нелюдимости
- Дети зачастую жестоки и придумывают обидные прозвища тем, кто хоть чем-то отличается от них. Излишняя полнота, заикание, ношение очков, рыжие волосы – все это может стать излюбленным поводом для насмешек и, соответственно, нежелания контактировать с ровесниками.
- Популярность в коллективе может зависеть от материального положения и внешнего вида. Подростки часто насмехаются над теми, у кого немодная одежда или старая модель мобильника.
- Ребенок растет в негостеприимной семье, в которой ему постоянно говорят, что друзья могут обмануть и предать. Взрослые также находят отрицательные черты у каждого приятеля сына или дочки: плохо учится, отвратительно себя ведет, его папа работает обычным дворником.
- Возможно, родители заняты на работе или направили всю энергию на недавно рожденного младенца. Если взрослые не уделяют достаточного внимания ребенку, он начинает считать себя ненужным и способен отказаться от взаимодействия со сверстниками.
- Застенчивые дети часто становятся изгоями в садике и школе, так как не могут предложить интересную игру и боятся сами вступить в контакт. Вынужденная изоляция в раннем детстве по причине хронической болезни, мамина тревожность и мнительность приводят к стеснительности и боязни поступить неверно.
- Если ребенок ведет себя агрессивно, считая, что решать конфликты нужно с помощью кулаков и ругательств, то с большой степенью вероятности его ждет изоляция и отсутствие друзей.
- Дошкольник, воспитанный по принципу «кумира семьи», стремится всегда быть первым, не желая считаться с интересами других детей. Такой баловень отказывается дружить со всеми, кто не принимает его привилегированного положения.
- В группе риска состоят и так называемые домашние детки, которые большую часть своего времени общаются с бабушкой и не ходят в садик. Они испытывают трудности с адаптацией в начальных классах, потому что не владеют навыками взаимодействия с группой детей.
Малыш ни с кем не дружит: что делать
- Если причиной изолированности ребенка является старый мобильный телефон и устаревший гардероб, не нужно сразу же приобретать самые дорогие вещи и смартфон. Узнайте его вкусы и предпочтения, а затем обсудите покупку модного гаджета, но с учетом семейного бюджета. Дети станут увереннее, если вы будете считаться с их мнением.
- Запишите свое чадо в спортивную секцию или танцевальный кружок, если низкий социальный статус связан с лишним весом. Тем самым вы избавите его от многочисленных комплексов по поводу внешности и поможете обрести новых друзей или сдружиться с одноклассниками, которые также посещают этот кружок.
- Обратитесь за поддержкой к психологу, если трудности с коммуникацией возникли из-за особенности поведения дошкольника: агрессивности, излишней обидчивости, избалованности, высокомерности.
- Малышу необходимо чувствовать вашу поддержку, поэтому уделяйте ему максимум внимания. Расскажите о собственном негативном опыте, связанным с тем, что у вас в детстве тоже было мало друзей. Особый акцент сделайте на удачном разрешении этой ситуации.
- Устраивайте у себя дома веселые праздники, на которые приглашайте детей из садика, школы. Возможно, вне стен учебного учреждения ребята смогут подружиться гораздо быстрее. Познакомьтесь с родителями других малышей и выбирайтесь на общие семейные мероприятия: посидеть в кафе, погулять в парке.
- Поручите малышу поделиться конфетами или яблоками, так он приобретет необходимый авторитет среди сверстников. Принесите на игровую площадку разноцветные мелки и мячик и организуйте совместное развлечение, в центре которого будет ваш отпрыск. Также способствуют возникновению симпатии и дружбы подвижные игры: прятки, салочки, жмурки.
- Поддерживайте каждый шаг вашего тихони, который решил познакомиться с другими детьми. Старайтесь не давать отрицательные оценки его приятелям и друзьям, чтобы не разрушить инициативу и свободу выбора.
- Попросите воспитателя или классного руководителя чаще включать ребенка в театральную деятельность и сюжетно-ролевые игры. Подобные занятия помогут ему справиться с застенчивостью, раскрыть артистический талант и выстроить доброжелательные отношения с окружающими людьми.
- Кстати, опытный педагог подскажет, кто из группы лучше всего контактирует с малышом. Попросите посадить их за один столик на время обеда и образовательных мероприятий.
Пытаясь наладить взаимоотношения своего ребенка со сверстниками, будьте предельно тактичны: не принуждайте его дружить с кем-то, не навязывайте общение с другими детками. Помните, неосторожное вмешательство в личное жизненное пространство может привести к нежелательным последствиям.
Читаем также:
Детский психолог и специалист по семейным отношениям Ольга Гаврилова рассказала о том как помочь ребёнку завести друзей:
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Если ребенок ни с кем не дружит: борьба с детским одиночеством
Детство ребенка обычно ассоциируется со множеством открытий, знакомством с окружающим миром, исследованием новых возможностей и способностей. В то же время есть дети, которые предпочитают вести уединенный образ жизни, не заводя новых друзей, не вливаясь в компании и не участвуя в играх, где много людей. Чаще всего эта категория детей ведет себя отстраненно, спокойно занимается своими делами в одиночестве и не испытывает никакого дискомфорта. Есть ли причины для беспокойства у родителей? Как можно помочь ребенку в столь важном и непростом процессе социализации?
Нарушение социализации – когда стоит волноваться?
Если у ребенка нет никакого общения со сверстниками – это повод для волнения. В то же время есть матери и отцы, которым нравится, что ребенок все время сидит дома, а, следовательно, нет никакого повода для беспокойства. Некоторые считают такого малыша – идеальным, учитывая невозможность научиться плохому у окружения на улице, или отсутствие друзей, которые не нравятся родителям. В большинстве случаев сами взрослые способствуют изоляции ребенка, внушая ему мысль о враждебном внешнем мире, где нельзя никому доверять. Разве может данное воспитание принести пользу? Разумеется, нет!
Отсутствие желания общаться с людьми – это самый настоящий повод для тревоги. От того, насколько успешно ребенок вольется в коллектив сверстников, разовьет эмоциональный интеллект, зависит то, каким взрослым он станет в будущем: получится ли построить личную жизнь, добиться успехов в карьере и обучить собственных детей взаимодействию с окружающими. Какие признаки могут свидетельствовать, что ребенок страдает от одиночества, испытывая серьезные трудности в построении межличностных отношений?
- Можно услышать постоянные жалобы от ребенка о нежелании других детей из садика или школы играть с ним и общаться. Возможно, что сверстники и дети постарше могут позволить себе насмешки в отношении малыша. Имейте в виду, что подобным признанием не поделится ребенок, отличающийся замкнутостью и застенчивостью;
- Понаблюдайте за поведение ребенка на детской площадке. Он может самостоятельно организовать себе досуг, не испытывая желания общаться с детьми или же наоборот активно вмешиваться в их разговоры, позволяя себе вспыльчивость и являясь настоящим провокатором конфликтных ситуаций;
- Обособленность особенно заметна в группе детского сада или школы, где дети обычно пребывают большую часть своего времени. Необходимо понаблюдать, как ведет себе малыш, с кем наладил процесс общения, обращается ли к кому-нибудь за помощью. Также можно посмотреть, есть ли желание у других детей играть с ним;
- Если малыша характеризует нелюдимость, он может не рассказывать о своих приятелях, из-за чего родителям приходится выспрашивать подобного рода сведения. В то же время ребенок не ощущает дискомфорт от отсутствия множества приятелей, может не испытывать желания выходить на улицу и способен найти себе занятие, оставаясь в одиночестве;
- Ребенок выказывает крайнее нежеланиеидти в детский сад или школу, стараясь придумать причину, например симулируя недомогание, чтобы избежать посещения. После возвращения он кажется нервным и не открытым к диалогу;
- День рождения оказывается праздником, на котором присутствуют лишь взрослые и сам именинник. Причем одноклассники и сами не горят желанием приглашать ребенка на торжество.
Разумеется, существует категория детей, которая не нуждается в компании. К примеру, интроверты или вундеркинды. Их отличает самодостаточность, независимость, защита своих личных границ от любого посягательства. В то же время, если любимое чадо стремится к общению, но при этом не получает его в полной мере, страдая от одиночества, стоит предпринять все доступные меры, чтобы обеспечить его социализацию.
Причины детской отчужденности
- Не секрет, что детей характеризует крайняя степень жестокости. Они не гнушаются придумыванием обидных прозвищ всем, кто хоть как-то отличается от большинства. Таким образом, повод для насмешек может ожидать детей с лишним весом, кто носит очки, с рыжими волосами, каким-либо физическим недостатком и т.д. Неудивительно, что ребенок в таком случае может замкнуться в себе и перестать общаться с другими ребятами.
- Наличие модной одежды, навороченных гаджетов, возможность тратить немало карманных денег – причины популярности большинства детей в современных учебных заведениях. Подростки могут морально издеваться над сверстниками, которые донашивают одежду за братом или сестрой, а также не могут похвастаться крутым мобильником.
- Ребенок может расти в семье, в которой родтели постоянно недовольны каждым его другом. Ему могут внушать, что не стоит дружить с тем или иным приятелем, так как у того асоциальные родители, или он плохо себя ведет.
- Появление в семье нового члена семьи или излишняя занятость родителей на работе также могут быть причиной нелюдимости ребенка. Из-за того, что самые близкие люди перестали уделять ему должное внимание, может возникнуть нежелание с кем-либо общаться в принципе.
- Дети, отличающиеся застенчивостью, могут стать настоящими изгоями в детском или учебном заведении. У них нет необходимых навыков, чтобы приобретать нужные знакомства, отсутствует смелость для того, чтобы предложить другому ребенку увлекательную игру. Изоляция могла возникнуть из-за хронического заболевания, тревожности родителей, желанию оградить ребенка от плохих компаний.
- Если у ребенка наблюдается стремление решить любые спорные ситуации с помощью рукоприкладства и выяснения отношений, он также может лишиться друзей. В большинстве случае подобное поведение возникает у детей, которые воспитывались у агрессивных родителей.
- Еще одни дети, лишенные друзей и испытывающие чувство одиночества – эгоисты. Их могли воспитать любящие родители, которые внушили ребенку, что тот является самым лучшим в своем окружении и никому ничем не обязан.
- В группе риска можно выделить детей, которые не ходили в детский сад, продолжая до школы пребывать в ограниченном социуме. Они способны испытать самый настоящий дискомфорт, когда начинают ходить в школу, так как не способны легко сориентироваться в новом коллективе.
Ребенок ни с кем не дружит: что делать родителям?
- Если с ребенком не хотят общаться из-за того, что у него старый мобильный телефон или нет модной одежды, не стоит бежать в магазин за дорогими гаджетами и вещами. Лучше всего поговорить с малышом, выяснить его мнение по данному вопросу. Можно купить новый телефон, но с учетом имеющихся финансов. Стоит отметить, что многие родители сами выбирают для ребенка престижную школу, в которой учатся более обеспеченные дети, но при этом сами не отличаются высокими доходами. Лучше всего, чтобы ребенок обучался в заведении, где не будет испытывать комплекса неполноценности из-за материального положения своей семьи.
- Можно записать ребенка в спортивный или танцевальный кружок, если у него присутствует лишний вес, а также не забывать про сбалансированный рацион. Это позволит ребенку приобрести новое увлечение, обрести новых приятелей, а также стать более стройным.
- Всегда можно записаться на прием к психологу, если присутствуют особенности поведения, из-за которых у ребенка возникли трудности в общении.
- Любимому чаду обязательно нужно ощущать поддержку родителей: можно делиться собственным опытом общения со сверстниками. Не нужно критиковать друзей ребенка, лучше, если они будут в пределах видимости, чем будут слоняться по подъездам и заброшенным местам. Возможно, что удастся завести дружбу семьями и тогда можно организовывать грандиозные мероприятия, на которых удастся отдохнуть и самим родителям.
- Можно испечь печенье или купить конфеты, чтобы ребенок смог поделиться ими со сверстниками. Более того, родители способны своими усилиями создать подходящие условия для игры, в которой любимый малыш сможет раскрыть свои способности и научиться общаться со сверстниками.
- Родители должны мотивировать ребенка знакомиться с новыми друзьями. Можно попросить педагогов включать стеснительного ребенка в театральные занятия, которые будут способствовать избавлению от застенчивости, отточат навыки ораторского мастерства и позволят обучиться работе в команде.
При попытках наладить отношения сына или дочери со сверстниками, не стоит принуждать к дружбе и общению. Вы в любом случае должны помнить, что ребенок – прежде всего, личность, и у него может быть своё собственное мнение.
Ребенок ни с кем не дружит: как бороться с детским одиночеством?
Мы привыкли, что малыши открыты окружающему миру и с охотой знакомятся с новыми людьми. Однако некоторые дети предпочитают смотреть мультики и играть в видеоигры вместо того, чтобы взаимодействоват ь со сверстниками.
В садике и на игровых площадках такие дошколята стоят в стороне от других деток и не претендуют на активную роль. Сегодня мы расскажем, почему кроха ни с кем не дружит и чем ему может помочь мама с папой.
Нежелание детей общаться с ровесниками должно стать для родителей тревожным звонком, поскольку от социальных навыков, полученных в детстве, зависит успешность всей дальнейшей жизни. Это и школьные умения, и карьерные высоты, и успехи в личной жизни.
Первые друзья в жизни ребенка
Регулярные контакты с ровесниками чаще всего завязываются у малыша в момент поступления в ясли, садик или группы кратковременного пребывания. Как же начинается детское приятельство?
- Двухлетки завязывают взаимоотношения с другими малышами через совместные игры. Дети обучаются игре и одновременно учатся дружить, наблюдая и подражая друг другу. Четкого лидера в таком взаимодействии нет, эта роль плавно переходит от одного малыша к другому.
- Высокие способности к дружеским отношениям проявляются у тех деток раннего возраста, которые умеют свободно общаться с родителями и прочими значимыми взрослыми.
- Трех-четырехлетн ие дошкольники уже могут поставить себя на место приятеля. Когда другой ребенок плачет или обижается, кроха может проявиться сочувствие, пожалеть, встать на его защиту.
- И уже в четыре-пять лет мы можем говорить о постоянных дружеских отношениях, когда малыш по собственным критериям находит себе одного-двух близких товарищей, с которыми хочет поддерживать добрые отношения не только в садике, но и за его пределами.
Признаки детского одиночества
Не всегда маленький человечек может подойти к родителям и пожаловаться на то, что с ним в группе и на детской площадке никто не дружит. Особенно это относится к замкнутым и застенчивым детям. Как же взрослые могут догадаться о том, что их чадо страдает от одиночества?
- Приглядитесь к детскому поведению в песочнице, на игровой площадке. Кроха может демонстрировать повышенную активность, бегая, качаясь на качелях, строя куличики, но при этом не взаимодействоват ь со сверстниками или, напротив, ссориться и конфликтовать с ними.
- Отчуждение проще всего разглядеть в дошкольной группе, где дошколята проводят даже больше свободного времени, чем дома. Старайтесь обращать внимание на то, играет ли с кем-нибудь малыш или просто сидит в одиночестве. На праздничных утренниках смотрите, активен ли он, пользуется ли он успехом среди одногруппников.
- Маленький одиночка с огромной неохотой посещает детский сад, пытаясь отыскать любую лазейку, чтобы туда не ходить. Он не хочет рассказывать о детсадовцах, взрослым необходимо вытягивать из него подобную информацию чуть ли не клещами.
- День рождения и именины проходят без сверстников (за исключением родных и двоюродных братьев и сестер), которые также не зовут ребенка на собственные торжества.
Конечно, это далеко не все симптомы детского одиночества, но самые очевидные. Возможно, вы замечали у своего малыша и другие признаки нелюдимости и нежелания общаться.
Почему ребенок ни с кем не дружит?
Одиночество дошкольника должно насторожить родителей, ведь для него естественно искать партнеров по играм. Каковы причины того, что ребенок избегает общения? А может, это с ним не желают играть сверстники?
- Безусловно, при оценке детского поведения следует учитывать и личностные особенности малыша. Дети-интроверты и флегматики сами по себе не склонны заводить многочисленные отношения. А ребенок, опережающий ровесников по уровню развития, зачастую тяготеет больше к взрослым, а не дошкольникам.
- К сожалению, дети часто довольно жестоки и дразнят тех, кто имеет явные от них отличия. Излюбленным поводом для издевок и насмешек может стать ношение очков, заикание, рыжие волосы или лишний вес. Отсюда обида на сверстников и нежелание с ними контактировать.
- Иногда в детском одиночестве виноваты и сами родители, которые по разным причинам стараются оградить ребенка от других детей. Это может быть серьезное заболевание у малыша, стремление найти более выгодных с какой-то позиции приятелей.
- Мешающие общению черты характера, такие, как агрессия, застенчивость, замкнутость, зачастую приводят к тому, что дети превращаются в настоящих изгоев, которые не способны предложить интересную идею для развлечения и сами боятся вступить в игру.
- Воспитывая ребенка как «кумира семьи», внушая ему мысль, что он должен быть всегда первым, стремиться к лидерству, взрослые могут оказать крохе медвежью услугу. Есть вероятность, что такой баловень откажется общаться с теми детьми, которые не принимают его избранного положения.
- Еще одну группу риска составляют «домашние» малыши, проводящие большую часть времени с мамой и бабушкой. При поступлении в детский сад они испытывают очевидные сложности при общении со сверстниками и часто не могут найти себе друзей.
Однако если ребенок вообще отказывается от контактов, пора принимать эффективные меры по улучшению его социализации.
Что делать взрослым, если ребенок ни с кем не дружит?
На самом деле, родители смогут сделать очень много полезных вещей, чтобы помочь малышу подружиться с другими детками. Например, познакомить с ровесником, который обладает схожими интересами. Предлагаем еще несколько советов от опытных психологов.
- Одинокому ребенку необходимо ощущать родительскую поддержку. Если у вас был личный неприятный опыт в детстве (отсутствие друзей), обязательно поделитесь им. Главный смысл подобной беседы – рассказать, как вы справились с этой ситуацией.
- Попробуйте устраивать у себя дома различные праздники и развлечения, на которые можно пригласить одногруппников. Вполне вероятно, вне стен дошкольного учреждения дети подружатся намного быстрее. Еще одна идея – познакомиться с мамами других ребятишек и выбираться на совместные семейные посиделки: в парк и кафе.
- Если изолированность и отчужденность связаны с психологическими особенностями поведения самого чада (обидчивость, агрессия, избалованность, замкнутость), не бойтесь обращаться за поддержкой к опытному специалисту.
- Запишите своего отпрыска в танцевальную школу или спортивную секцию, если ребенок стесняется лишнего веса. Этим вы поможете малышу избавить от психологических комплексов, мешающих дружбе и знакомству со сверстниками.
- На детскую площадку или в садик принесите мячик и разноцветные мелки, тогда вы сможете организовать совместную игру, в центре которой окажется ваш ребенок. Предложите деткам поиграть в подвижные развлечения: салки, жмурки, прятки, казаки-разбойник и.
- Призовите на помощь воспитателя, который сможет включить малыша в театрализованную деятельность. Подобные занятия замечательно действуют на застенчивых деток, которые в непринужденной обстановке смогут выстроить добрые отношения с ровесниками.
- Опытные педагоги также способны подсказать мамам и папам, с кем из детей их маленький одиночка лучше всего взаимодействуют. Попросите воспитательницу высаживать их за один стол во время завтрака и учебных мероприятий.
Нельзя принуждать малыша дружить с конкретным сверстником, навязывать общением с товарищами по детской площадке и одногруппниками. Не забывайте, что любые неосторожные слова и поступки могут вызвать негативные последствия в будущей школьной жизни.
Источники:
http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/esli-rebenok-ni-s-kem-ne-druzhit-borba-s-detskim-odinochestvom.html
http://babymir.net/esli-rebenok-ni-s-kem-ne-druzhit-borba-s-detskim-odinochestvom/
http://mapapama.ru/children/psychology_baby/rebenok-ni-s-kem-ne-druzhit