0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды и формы наказания. Сущность метода наказания Требования которые необходимо соблюдать применяя метод наказания

Метода наказания

«…Наказание как метод педагогической коррекции на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки», — пишет С.А. Гутман [43, с. 185]. «В первые годы существования советской школы многие видные деятели народного образования и педагоги негативно относились к применению поощрений, и особенно наказаний, в советской школе. Так, первый нарком просвещения А.В. Луначарский в таком основополагающем документе, как «Основные принципы единой трудовой школы» (1918 г.) писал: «…никакая строгость, никакие наказания не могут иметь места в обновленной школе» [126, с. 143]. Активным сторонником отмены наказаний был и П.П. Блонский. В статье «О наказаниях» (1924 г.) он писал, что поощрения и наказания порождают соперничество среди детей.

В выступлениях Н.К. Крупской в 20-е гг. также проявилось критическое отношение к применению поощрений, и особенно наказаний, в советской школе. Это было связано с критикой системы поощрений и наказаний, применяемых в буржуазной школе. Как и другие передовые педагоги, Н.К. Крупская решительно выступала против системы надзора и угроз, против розг и карцера, применявшихся в дореволюционной школе» [20, с. 185]. А.С. Макаренко был другого мнения. Он писал: «Страх педагогов перед наказанием проистекает из боязни возродить нравы старой школы» [109, c. 49-50].

Сегодня даже нет правильного научного определения об этом методе. В учебнике «Педагогика», выпущенном под ред. профессора Л.П. Крившенко и др. говорится, что «наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения» [150, c. 137].

«Выражение отрицательной оценки, осуждение» — только отдельные свойства наказания, а не само наказание. Они могут выражаться и другими методами: критикой, замечанием, неодобрением и т.д. Наказание, на наш взгляд, — способ передачи и усвоения содержания педагогического процесса путем причинения воспитаннику моральной (душевной) боли за недобросовестное отношение к выполнению своих обязанностей. Механизм воздействия наказания заключается в том, что оно вызывает у человека неприятные переживания, чувства стыда, неловкость, боль, лишает удовольствий за нарушения установленных правил. Правильно и своевременно примененное наказание помогает понять ошибочность действий, корректирует поведение, формирует желание не допускать ошибок в будущем. Поэтому наказание – важный и полезный метод. Не надо спорить о нужности или ненужности его. «Мошер доказал, что человек, преступая религиозные, моральные или этические нормы, обречен на наказание» [66, с. 399]. То есть нарушитель должен чувствовать свою вину и признавать право на наказание. Не имеет значения, кто будет наказывать его: старшие, должностные лица, бог или он сам. Роль и значение наказания правильно отражается в религии. Она утверждает, что бог видит все грехи человека, за которые он обязательно будет наказан. Грешный будет гореть в аду. Каждый верующий знает об этом и старается не делать неправильных шагов.

«Наказание должно быть объявлено такой же естественной, простой и логически вместимой мерой, как и всякая другая мера», — писал А.С. Макаренко [108, с. 209].

При наказании применяется много средств. К ним, например, относятся: замечание, предупреждение, выговор, перевод в другой класс, школу, отметки, запись в дневнике, штраф, угол, критическая статья и т.д. Из этих средств образуются многочисленные варианты наказания: объявления замечания (предупреждения, выговора); исключение из школы; причинение физической боли; отсрочка или отказ выполнения обещания; изоляция от друзей; оценка отрицательной отметкой; составление дисциплинарных записей в дневнике; наложение штрафа; объявление наряда; лишение поручений; лишение удовольствия; ограничение прав; отказ от поощрения и т.д.

Некоторые особенности метода наказания требуют более грамотного, осторожного применения его. К сожалению, в жизни довольно часто наблюдаются ошибки. Самой распространенной среди них является несправедливое наказание человека. Народ – великий и главный воспитатель понимал необходимость справедливого наказания. «Не за того волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел», — говорит русская пословица. «Лучше десять виновных простить, чем наказать одного безвинного», — говорится в другой пословице.

А какое наказание является справедливым? Как определять это? Во-первых, должно быть нарушение установленных правил, норм поведения, за которые предусмотрены те или иные наказания. Во-вторых, знание человеком, что эти правила нельзя нарушать, что за них наказывают. В-третьих, субъект педагогического процесса должен убедиться, что именно наказание приведет к корректировке поведения данного воспитанника. Справедливым наказание будет и тогда, когда наказывается человек по существу нарушения, а не по второстепенным, вытекающим из этого нарушения, признакам. Например, ученик пропускает занятия, но при этом не отстает от своих товарищей, наверное, самостоятельно изучает их или заранее уже знает. За эти пропуски нежелательно его наказывать, так как на занятия ходят для изучения и усвоения содержания ПП. А если другой ученик плохо усваивает материал из-за регулярных пропусков занятий по неуважительной причине, его надо наказывать и не за то, что не усвоил содержание, а за то, что пропускает занятие. Потому что именно пропуски являются причиной его неуспеваемости. А если он, прекращая пропускать занятия, начинает плохо усваивать темы из-за равнодушного или отрицательного отношения к учебе, то его надо наказать именно за такое отношение. Одним словом надо наказывать за главную причину. Такое наказание будет справедливым.

Читать еще:  100 нежных слов любимой девушке. Самые душевные слова любимой девушке. Нежные слова любимой девушке в стихах

Причины несправедливого наказания разные. Часто оно является результатом поверхностного отношения к выяснению причин нарушений, плохой осведомленности о характере воспитанника. Такое наблюдается, например, тогда, когда педагог или родитель в данный момент озабочен чем-то другим, раздражителен, устал. Народ говорит: «Прежде чем наказать, посчитай до ста». «Наказание – тонкое дело», — отмечает А.С. Макаренко [108, с. 279]. Поэтому необходимо уметь наказывать.

Несправедливое наказание приводит к отрицательным результатам. Оно «огрубляет человеческую душу, озлобляет и ожесточает ее» [201, с. 36], вызывает обиду. А обида в свою очередь формирует агрессивного, жестокого, недоброго человека.

Следующая ошибка – необеспечение восприятия воспитанником налагаемого наказания. Наказание должно восприниматься человеком. Это означает, что он согласен с ним, адекватно переживает, осознает свою ошибку, признает вину и делает соответствующие выводы. Невосприятие проявляется в равнодушии воспитанника к наказанию или в несогласии с ним. Он может сопротивляться или даже необоснованно обижаться. Такое невоспринятое наказание отрицательно сказывается на характере. Он становится вредным, ненужным.

А как обеспечить восприятие наказания?

В первую очередь необходимо наказывать человека с учетом его индивидуальных особенностей. Иногда за один и тот же поступок разных воспитанников приходится наказывать по-разному. Добросовестного ребенка, допустившего данное нарушение случайно без какой-либо корысти, достаточно слегка пожурить, а тех, для кого нарушение – привычное явление, наказать более строго. Неуверенных нежелательно публично и слишком строго наказывать. Вариантов действий много.

Восприятие наказания зависит и от взаимоотношений ученика с учителем. «Даже к мягкому порицанию авторитетного, уважаемого, любимого педагога относятся болезненно. И, наоборот, заслуженное наказание со стороны малоавторитетного воспитателя воспринимается как придирчивость и несправедливость и не имеет воспитательной ценности» [200, с. 185].

Восприятие наказания происходит тогда, когда смысл, цель наказания понимается воспитанником, когда он признает свою вину. Поэтому педагог должен комментировать, объяснять нарушение, его реальные и возможные последствия. Для этого он проблему тщательно изучает. В необходимых случаях требует письменного объяснения, организует предварительное обсуждение. Оправдывает и «отсрочка» наказания. А.С. Макаренко, например, не сразу наказывал колонистов, назначал время для встречи и дал возможность ему осмыслить, оценить свою ошибку, тем самым наказание заменил самонаказанием. Иногда он приглашал нарушителя и заставил сидеть его в своем кабинете, не обсуждая происходящее, отпускал его. Это тоже способствовал восприятию наказания.

Для обеспечения восприятия наказания необходимо регулярно и обоснованно менять виды наказания одного и того же воспитанника. Если одно и то же наказание применяется часто, то происходит привыкание к нему. Ухудшается восприятие его. Непривычность наказания лучше воздействует на человека. Иногда даже можно наказать через «поощрение». Например, предоставление ему льготы, что должно восприниматься им как наказание.

В некоторых случаях наказание вместо чувства стыда вызывает лишь страдание, например, тогда, когда лишают его каких-то льгот, материальных благ, причиняют физическую боль. «Я не могу поэтому признать полезным для ребенка какое бы ни было наказание, при котором стыд пострадать за совершенный поступок не действует на него сильнее, чем само страдание», — писал Д. Локк [106, с. 60]. Такое наказание не вызывает у воспитанника желания совершенствовать себя. У него возникает только мотив избежания страдания, боли. Из-за этого он старается скрывать свои нарушения, а не избавляться от недостатков в характере, приведенных к нарушению. В результате у него формируются трусливость, двуличие и т.д. Все это говорит о том, что наказание не попало в «мищень». Оно должно было вызывать чувство стыда. Чувство стыда является великим завоеванием человечества.

Несоразмерное, неадекватное наказание, к сожалению, является достаточно распространенной ошибкой в воспитании. Применение телесного наказания – яркий пример тому. При этом методе причиненная боль выводит чувство стыда на второй план, из-за чего педагогическое воздействие становится неэффективным. Физическое наказание в нашей стране, к сожалению, применяется довольно часто. Около 50% школьников заявляют, что в их семье родители бьют детей. Самое ужасное то, что такое наказание применяется и некоторыми педагогами. 17% учащимися отмечается это.

Отношение к телесному наказанию среди родителей и педагогов не однозначное. Ломоносов, например, рекомендовал применять его, правда, как исключительная мера. Д. Локк считал, что «побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими» [106, с. 61]. Народ не одобряет этого наказания. «Детей побоями не учат, добрым словом учат», — говорит он.

Телесное наказание приводит к отрицательным последствиям. Оно вызывает патологический страх от телесной боли. «Умный слова боится, а дурак дубины», — гласит пословица. Человек, подвергающийся к физическим наказаниям, обычно не имеет силы воли, выдержанности, терпения, храбрости, принципиальности, самоотверженности. В экстремальных ситуациях он думает только о самосохранении. Родственники, друзья его не интересуют. Телесное наказание делает воспитанника жестоким, агрессивным. Оно ухудшает взаимоотношения детей с родителями и всеми другими, кто причиняет физическую боль. А плохие отношения часто приводят к конфликтам, дракам, травмам, убийствам.

Читать еще:  Поздравления с днем рождения начальнику в прозе. Поздравления с днем рождения руководителю мужчине в прозе

Разновидностью физического наказания является лишение воспитанника естественных, биологических, физиологических потребностей. К сожалению, такое тоже встречается. К ним относятся, например, такие наказания, как лишение человека обеда, отдыха, привлечение к непосильному труду, лишение сна, общения со сверстниками и т.д. Такое наказание не способствует правильному развитию личности.

В применении наказания некоторыми педагогами допускаются унижение, оскорбление. По отношению к нарушителю применяются такие слова: невежда, бездарь, глупец, маньяк и т.д. Употребляются пословицы типа яблоко от яблони далеко не падает. При этом упоминаются все его предыдущие грехи. Делается вывод о его безнадежности и т.д. Я знаю одного доктора филологических наук, который до сих пор не может избавиться от комплекса, что у него безобразный внешний вид. Оказывается, мама его в детстве обзывала «уродом». Наказание – своеобразное предъявление требования к личности с целью его перевоспитания. Поэтому требовательность должна сочетаться с уважением.

Иногда и публичное наказание способствует унижению воспитанника. Поэтому такое наказание надо применять с большой осторожностью. В некоторых случаях полезным бывает наказание без свидетелей.

Частое наказание также является ошибкой. О том, что нельзя часто наказывать ребенка говорил А.С. Макаренко. Он писал, что «наказывать как можно реже, только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда явно целесообразно» [109, с. 49-50]. А на вопрос, почему нельзя часто наказывать воспитанника, отвечает народ своей пословицей: «если человека каждый день называют свиньей, то через месяц он захрюкает». Частое наказание приводит к привыканию к нему. Для такого человека наказание перестает быть воспитательной силой. Воспитанник становится равнодушным сначала к наказанию, затем к себе, окружающим и к жизни.

В определенных случаях наказание можно заменить, например, такими методами, как замечание, беседа, прощение, предоставление шансов.

А как определить периодичность, частоту наказаний? Для этого необходимо систематически и тщательно наблюдать воспитанника, чтобы не допустить привыкание его к наказанию. Для предупреждения этого надо добиться сильного воздействия на него первого наказания. Наказание должно воздействовать универсально, то есть не только устранять данную ошибку, но и внушить человеку мысль о недопустимости любого нарушения. Тогда отпадает необходимость частого использования наказания. Также надо стараться как-то чередовать наказание с поощрением, т.е. находить хоть маленький повод для положительной оценки.

Эти и другие ошибки снижают эффективность педагогического процесса. Для предупреждения их педагогу необходимо постоянно повышать свои знания, умения по применению метода наказания.

Наказание не изолировано от других методов. Выше говорилось о связи его с поощрением. Оно может сочетаться и с такими методами, как требование, «слепого человека», анализа, слухового и зрительного восприятия, сравнения, рикошета и т.д.

В заключении можно сделать некоторые выводы по правильному выбору и умелому применению метода наказания:

— необходимо снять вопрос о том, надо ли наказывать или нет. Наказание, как и все другие методы, объективно существует. Нельзя считать его второстепенным методом. Он нужный и важный метод;

— допущение ошибок в применении метода наказания чревато серьезными последствиями. Поэтому необходимо постоянно и целенаправленно учиться его применению;

— при выборе метода наказания надо учитывать следующие факторы: наличие и сущность нарушения; степень вины нарушителя; его индивидуальные особенности; общественное значение данного нарушения и т.д.

— для обеспечения эффективности метода наказания необходимо реализовать следующие условия: правильный выбор метода; справедливость наказания; обеспечение восприятия воспитанником наказания; адекватность наказания; не унижать, не оскорблять человека наказанием; предупреждение привыкания воспитанника к наказанию и т.д.

Методы наказания, их назначение, требования к ним, виды, характеристика

Среди древнейших методов воспитания наказание — наиболее известный.

Наказание — метод пед воздействия, который предупреждает нежелательные действия, тормозит их. При наказании нужно опираться на общественное мнение. Проступок должен осуждать не только учитель, но и окружающие. Если решение принято, ученик должен быть наказан! Но нельзя оскорблять воспитанника, наказание требует пед. такта, хорошего знания психологии.

Известны следующие виды наказания, связанные с:

1) наложением дополнительных обязанностей;

2) лишением или ограничением определенных прав;

3) выражением морального порицания, осуждения.

В нынешней школе практикуются разнообразные формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, взыскание, отстранение от занятий, исключение из школы и др.

Среди педагогических условий, определяющих эффективность метода наказания, следующие. Требования:

1. Сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива или поддерживается им.

2. Не рекомендуется применять групповые наказания

3. Если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан.

4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают, а с учеником сохраняют нормальные отношения.

5. Употребляя наказание, нельзя оскорблять воспитанника.

6. При решении вопроса, за что наказывать, рекомендуется соблюдать такую линию развития: от наказаний, направленных преимущественно на торможение отрицательных поступков, черт характера, привычек, к наказаниям, главный смысл которых — выработать определенные положительные качества.

7. Основа для применения метода наказания — конфликтная ситуация. Но не всякие нарушения и отклонения от нормы приводят к действительным конфликтам, и, следовательно, далеко не при всяком нарушении надо прибегать к наказаниям. Каждый проступок всегда индивидуален, и в зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным — от самого легкого до самого сурового.

Читать еще:  Что делать при расставании с любимым человеком. Что такое любовная зависимость? От чего бывает депрессия

8. Наказание — сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае. Поэтому не торопитесь наказывать до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания.

9. Не допускайте превращения наказания в орудие мести. Воспитывайте убеждение, что воспитанника наказывают для его же пользы. Не становитесь на путь формальных мер воздействия, ибо наказание действенно лишь тогда, когда максимально индивидуализировано.

10. Индивидуализация, личная направленность наказаний не означает нарушения справедливости. Педагог должен определить для себя: если он принимает личностный подход, то наказания, как и поощрения, дифференцируются; если же он отвергает индивидуальный подход, как упомянутая выше прусская школа, то видит лишь проступок, но не человека, его совершившего. Надо объяснить свою педагогическую позицию воспитанникам, тогда они будут понимать, почему воспитатель поступает так или иначе. Есть смысл спросить их мнение, узнать, какую позицию они разделяют.

11. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

ВОПРОС 25

Прямое, параллельное, косвенное воздействия. Приёмы. Позиция педагога

Требованиеэто метод, с помощью которого нормы поведения выражаются в личностном отношении, стимулирует или тормозит определённую деятельность воспитанника и формирует определённые качества.

По форме воздействия методы воспитания делятся на прямые, параллельные и косвенные.

Прямые воздействия

При прямом воздействии требованию характерны определённость, конкретность, точность.

Требования предъявляются решительным тоном с интонацией, мимикой.

Приёмы прямого воздействия:

4) анализ поступка,

5) оценка деятельности,

6) контроль на этапах деятельности,

7) характеристика, данная педагогом.

Прямое воздействие применяется, когда предъявляются общие обязательные требования, общечеловеческие требования. Когда личность считает педагога авторитетным. Когда личность отвечает на требования педагога.

Параллельные воздействия

Педагог => актив класса => коллектив.

Воспитывающая позиция педагога на личность частично скрыта, то есть дети не осознают, что через актив педагог действует на них.

Приёмы параллельного воздействия:

2) доверие лицу от коллектива

3) поручение от имени коллектива

4) оценка деятельности коллективом

5)отчёт перед коллективом

6) обсуждение личности в коллективе (использовать осторожно и только на второй стадии развития коллектива).

Косвенные воздействия

Позиция педагога скрыта от личности.

Косвенное воздействие осуществляется через создание воспитывающих ситуаций

Приёмы косвенного воздействия:

1) подключение к воспитанию авторитетного лица (друг, специалист, товарищ),

2) предъявление требований в игровом оформлении, организация соревнований или каких-то конкурсов,

6) поощрение в виде случайных слов

7) ожидание меры воздействия (провинился – наказание после уроков, к примеру: «Помоги проверить тетради.»)

Метод наказания

Наказание – способ торможения негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поведения (а не личности), способ предъявления требований и принуждения следовать нормам, формирование чувства вины, раскаяния.

Наказание – средство педагогического воздействия, используемое в случае невыполнения установленных в обществе требований и норм поведения. При его помощи воспитаннику помогают понять, что он делает неправильно и почему. Это очень серьезный метод воспитания.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво. Сторонники авторитарной системы выступали за широкое применение наказаний, включая телесные. Они считали этот метод не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми.

Последователи другого направления – теории свободного воспитания – отвергали любые наказания, так как они вызывают переживания воспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.

В нашей стране наказание используется с целью затормозить отрицательное поведение воспитанников. Однако запрещены следующие наказания:

  • • физические;
  • • оскорбляющие личность;
  • • мешающие воспитанию (например, не пускают на диспут);
  • • трудом;
  • • лишающие воспитанника еды.

Виды наказания: моральное порицание, лишение или ограничение каких-либо прав, словесное осуждение, ограничение участия в жизни коллектива, изменение отношения к воспитаннику, снижение оценки по поведению, исключение из школы.

Алгоритм проведения: анализ проступка и учет педагогической ситуации, выбор метода наказания, помощь провинившемуся, анализ и учет последствий взыскания.

К применению методов наказаний предъявляются определенные педагогические требования. Наказание должно быть обоснованным, заслуженным, соразмерным со степенью поступка. Если проступков совершено сразу много, наказание должно быть суровым, но только одно за все проступки сразу.

За один проступок нельзя дважды наказывать. Нельзя торопиться с наказанием, пока нет уверенности в его справедливости. Если наказание не дает результата, оно становится бессмысленным. Недопустимо рукоприкладство и психическое насилие по отношению к воспитанникам.

Наказание не должно лишать ребенка заслуженной похвалы и награды, как он того заслуживает; быть «профилактикой», наказанием «на всякий случай»; запаздывать (за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения); унижать воспитанника; вредить физическому и психическому здоровью.

При определении меры наказания учитываются возрастные и индивидуальные особенности воспитанников.

Источники:

http://studopedia.ru/13_87661_metoda-nakazaniya.html
http://lektsii.org/6-22087.html
http://studme.org/61124/pedagogika/metod_nakazaniya

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector