0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Виды музыкально-ритмических движений. Значение музыкально-ритмической деятельности для детей дошкольного возрасте

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ

ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНО-

РИТМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую рос­том организма, они стремились к формированию его моторики и главное — к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием. Известно, что при помощи движения ребенок познает мир. Выполняя различные дви­жения в играх, танцах, дети углубляют свои познания о действи­тельности. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Задача воспитателя состоит в том, чтобы развить в детях умение быстро выполнять предлагаемые им движения и, в случае надобно­сти, уметь затормозить их, т. е. развивать активное торможение. Музыка — это раздражитель, который обусловливает реакцию как в сторону возбуждения, так и в сторону торможения.

На занятиях по музыкальному воспитанию можно наблюдать, как вялые, пассивные дети становятся активными, а возбужденные — дисциплинированными.

В процессе занятий музыкально-ритмическими движениями укрепляется организм ребенка; развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества — ловкость, точность, быстрота, целеустремленность, вырабатывают­ся такие свойства движения, как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; улучшается осанка детей. Музыкальный ритм способствует упорядочению движения и облегчает овладение им. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыха­тельные процессы, развивают мускулатуру.

В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музы­кального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными сред­ствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритми­ческий рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая вырази­тельность музыкального ритма, целостно воспринимает все му­зыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развити­ем и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т. д.).

Таким образом, музыкально-ритмическое движение являете я средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чув­ства музыкального ритма.

Видя красоту движения в играх, плясках, хороводах, стремясь выполнить движение как можно красивее, изящнее, согласовать его с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка заключается в том, что они:

♦ обогащают эмоциональный мир детей и развивают музыкаль­ные способности;

♦ развивают познавательные способности;

♦ воспитывают активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

♦ способствуют физическому совершенствованию организма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмически­ми движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка.

Музыка не просто сопровождает движение, а определяет его сущ­ность, т. е. движение не должно быть только движением под акком­панемент музыки или на фоне музыки, оно должно соответствовать:

♦ средствам музыкальной выразительности;

♦ форме музыкального произведения.

Дошкольный — это период накопления музыкальных впечатле­ний, интенсивного развития музыкального восприятия. В зависимости от возрастного развития характер музыкально-ритмической деятельности детей изменяется. В самом раннем детстве ребенок с радостью бегает, прыгает, приплясывает. Но это еще не исполне­ние игры, пляски, а лишь частичное включение в этот процесс. Ребенок двигается неточно и невыразительно. В эти годы у детей развивают эмоциональную отзывчивость на музыку, способность слушать ее, запоминать и выполнять связанные с музыкой движе­ния, показанные воспитателем и согласующиеся со словами песни.

На четвертом году жизни дети способны осваивать и выполнять движения самостоятельно. Но эти движения еще недостаточно скоординированны, дети плохо ориентируются в пространстве, с тру­дом включаются в коллективные действия. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность детей четвертого года жизни достаточно скромна. Они учатся двигаться в соответствии с ярко контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, способны реа­гировать на начало и окончание звучания музыки и выполнять про­стейшие движения.

На пятом году жизни дети уже имеют опыт слушания музыки, могут узнавать знакомые мелодии, различать самые яркие средст­ва музыкальной выразительности, определять характер музыки. У них дифференцируются слуховые ощущения, они двигаются рит­мичнее, согласованнее с характером музыки, начинают и прекращают движения в соответствии с началом и окончанием звучания музыки, выполняют более разнообразные движения (прямой галоп, движения парами, притопы одной ногой, выставление ноги на пятку).

В пяти-шестилетнем возрасте дети могут выразительно и рит­мично двигаться, проявляя в движениях свою индивидуальность.

Они должны уметь ощущать метрическую долю и, сначала в хлопках, а затем в движениях, исполнять несложный ритмичес­кий рисунок, овладеть разнообразными движениями (от ритмичес­кого бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприсядки, переменного шага и т. д.).

Следовательно, в процессе музыкально-ритмических движений осуществляются как общие задачи музыкального воспитания, так и следующие специальные задачи:

♦ развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмичес­кого чувства и в связи с этим ритмичности движений;

♦ обучение детей согласованию движений с характером музы­кального произведения, наиболее яркими средствами музы­кальной выразительности, развитие пространственных и вре­менных ориентировок;

♦ обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навы­кам через игры, пляски и упражнения;

♦ развитие художественно-творческих способностей.

Двигательной основой музыкально-ритмических движений, кото­рые проводятся с детьми в виде игр, плясок и упражнений, являются:

♦ основные движения — ходьба, бег подскоки, прыжки;

♦ гимнастические движения с предметами (мячами, лентами, обручами, флажками);

♦ имитационные движения, которые представляют собой сочета­ния основных движений с имитацией разнообразных действий и движений птиц, людей, зверей, транспортных средств и т. д.

Все эти движения передаются детьми по-разному и являются полезным материалом для развития воображения и творческой ак­тивности.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения.

Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра — это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способнос­ти. А.С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Какой ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетныев за­висимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.

В детском саду проводятся различные пляски.

1. Пляски с зафиксированными движениями,т. е. авторские, к которым относятся:

♦ пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается ав­тором с учетом обязательного исполнения педагогом одина­ковых с детьми или отличных движений;

Читать еще:  Не меняются соски во время беременности. Правильный уход за грудью. Можно ли определить начало родов по соскам

♦ современный детский танец;

♦ народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;

♦ хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;

♦ характерный танец, в движениях которого изображается дан­ный персонаж;

♦ детский бальный танец.

2. Пляски-импровизациина основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

♦ пляска типа «зеркало»;

♦ пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

♦ пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.

От плясок-импровизаций, в которых педагог обучает детей про­дуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога — отразить в движениях характер музыки — дети занимаются исполнительской плясовой деятельно­стью на основе ранее разученных и любимых движений.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения— многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

♦ упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);

♦ подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

♦ образные упражнения, уточняющие различные игровые об­разы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медве­дя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

♦ упражнения как определенные законченные композиции; обычно они создаются авторами.

В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи — развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.

Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

Педагогическое значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии дошкольников. Музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития воображения детей, их творческой активности, как один из основных видов музыкального воспитания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значения музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии детей дошкольного возраста

В настоящее время возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей дошкольного возраста. Явление это связано с пониманием ценности этого жизненного периода ребенка и его важности в становлении личности. Одним из стрежневых видов деятельности в этом смысле выступает музыкальноритмическое воспитание, по своей природе являясь синтетическим видом, объединяющим музыку, слово и движение [3, с. 11].

В. М. Бехтерев придавал музыке особое значение и считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей. Урегулировать неправильные и лишние движения» [1, с. 71].

Музыка, развитие интеллекта и движение тесно связаны. Воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком. Воспитать ребёнка сложно, а вырастить эмоционального и тонко чувствующего ещё сложнее. Формированию ритмического чувства у ребёнка способствует сама жизнь, его общение с окружающим миром и, прежде всего, жизнедеятельность организма. «Способность оценивать маленькие промежутки времени, — писал И. Сеченов, — я считаю принадлежащей первично периодическим движениям тела и по преимуществу тактом ходьбы» [4, с. 11]. Многие педагоги считали, что к развитию музыкально-ритмического чувства у детей надо приступать с усвоения ими процесса ходьбы под музыку.

Музыкально-ритмические движение есть та форма обучения, которая является наиболее комфортной и интересной. Занятия, на которых используются движения под музыку, решают большое количество задач:

1. Развитие координации движений.

2. Развитие творческих способностей.

3. Развитие активности движений.

4. Подчинение движений музыке.

5. Развитие памяти.

6. Развитие умения импровизировать.

7. Развитие умения двигаться ритмично.

8. Развитие мелкой и крупной моторики.

9. Развитие музыкального слуха.

10. Развитие коммуникативных качеств.

Дошкольный возраст — время, когда закладываются основы гармоничного умственного, нравственного, физического развития, формируется личность ребёнка.

Развивая ребёнка гармонично, решая эти и другие поставленные задачи, необходимо точно осознать, чего от данного конкретного ребёнка мы хотим сейчас и в ожидаемом будущем.

Именно в дошкольном возрасте дети не испытывают чувства неудобства, стеснения, связанного с тем, что может что-то не получиться.

У детей своё восприятие того, что происходит на занятиях — все они непредсказуемы, и, как ни странно, но более сложные композиции детям интересны, исполняют они их с большей эмоциональной отдачей. В работе над музыкально-ритмическими движениями на первом месте — развитие музыкального восприятия, т.к. без него ребёнок не может выразительно двигаться, передавая характер музыки. Если развитие ориентировки в пространстве, освоение основных движений, обучение танцевальным движениям, осуществляются в работе над музыкально-двигательным материалом, то развитие музыкального восприятия происходит на занятиях по пению и слушанию музыки. Если у ребёнка хорошо развито музыкальное восприятие, то на занятиях по музыкально-ритмическим движениям у него будут сочетаться музыкальнослуховые представления с двигательными.

Необходимость музыкально-ритмических занятий и их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние детей сегодня не требуют доказательств. Как средство творческого и музыкального развития детей движение под музыку используют очень широко, а также для лечения различных патологий и их коррекции [2, с. 31].

Обучение музыкально-ритмическим движениям на занятиях включает в себя три этапа.

Первый этап. Ставятся задачи: создать целостное впечатление о музыке и движении; ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; начать разучивание (в общих чертах).

Особое значение на этом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, это поможет сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его (Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным). Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то воспитатель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью. При этом педагог напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания.

Второй этап: это разучивание музыкально-ритмических движений, создание целостного образа и уточнение его элементов.

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Педагог напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивает достижения детей. Следует вновь обратиться к музыке, если появляются затруднения, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями). Педагог предлагает вкратце пересказать сюжет игры, задает вопросы о характере музыки и движениях или композиции хоровода и т. д. Такие приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, найти соответствующий образ и запомнить последовательность движений.

Читать еще:  За что я люблю своих родителей. За что подростки любят своих родителей. Почему так важно в этом разобраться

Третий этап обучения заключается в том, чтобы закрепить движения и представления о музыке, поощряя при этом самостоятельное выполнение разученных движений.

Методика совершенствования и закрепления направлена на качественное исполнение. Педагог, используя образные сравнения, напоминая последовательность, при этом отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений. Желательно разнообразить творческие задания, например, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца, внести изменения в знакомую пляску или игру.

Различные методики и программы используются в современных детских дошкольных учреждениях, например: А. И. Буренина программа «Ритмическая мозаика», О. П. Радынова программа «Музыкальные шедевры», программа Е. В. Горшкова «От жеста к танцу», «Музыка, движение, здоровье» Т. Ф. Коренева (67 лет), «Путешествие в страну хореографию» А. А. Матяшина (5-7 лет), «Топ-хлоп малыши» Т. Н. Сауко, А. И. Буренина (2-3 года).

Д. Б. Кабалевский справедливо подчеркивает, что музыкальное воспитание должно быть единым с другими видами деятельности, такими как пение и игра на музыкальных инструментах [2, с. 42].

Последовательная, систематическая работа над решением задач музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоциональному динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет их радостью. Музыка открывает в детях богатый мир добра, света, красоты, учит творческой преобразовательной деятельности.

Музыкально-ритмические движения помогают детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

музыкальный ритмический педагогический дошкольник

1. Бекина С. И. Музыка и движение. М.: Просвещение, 1983.

2. Борышникова Т. Азбука хореографии. М.:Рольф, 2001.

3. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982.

4. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: Просвещение, 1984.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду

Дата публикации: 03.10.2018 2018-10-03

Статья просмотрена: 1767 раз

Библиографическое описание:

Катряева И. В. Развитие музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста в детском саду // Молодой ученый. — 2018. — №40. — С. 193-196. — URL https://moluch.ru/archive/226/52907/ (дата обращения: 15.02.2020).

В статье рассматриваются тенденции развития музыкально-ритмических движений дошкольников. Автор статьи представляет практический опыт работы по развитию музыкально-ритмических движений.

Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец — есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.

Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмический слух, движение под музыку.

The article examines trends in the development of musical rhythmic movements of the preschoolers.

The author of the article presents the practical work experience.

The musical rhythmic movements or dance is an interesting, comfortable and fascinating form of education which enables to express yourself.

Key words: musical rhythmic movements, musical rhythmic hearing, movements to musical.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н. Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям — Е. В. Коноровой, Н. П. Збруевой, В. И. Гринер, Н. Е. Кизевальтер, М. А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное — к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.

Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными умениями, навыками, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребёнку в дальнейшем успешно осваивать и другие виды художественно-творческих и спортивных видов деятельности: это может быть и последующее обучение хореографии, гимнастике, а также занятия в музыкальных школах, секциях, театральных студиях и т. д. Поэтому мы рассматриваем дошкольный возраст как своеобразный «донотный период» в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать своё «видение» музыкального произведения в пластической импровизации.

«Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности — методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).

Музыкально-ритмические движения— вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.

Музыкально-ритмические движения — являются синтетическим видом деятельности — это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают имузыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.

В дошкольном возрасте к показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования. В процессе занятий музыкально- ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества — ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка. Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.

Дети дошкольного возраста в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально — игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма — умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.

Читать еще:  Доклад на тему «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Образовательный портал

Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить. К показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети 5 лет уже могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.

Приступая к работе по проблеме развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Развить положительные качества ребенка, что бы они могли проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.

Образовательные задачи развития музыкально-ритмических движений в детском саду:

– Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;

– Формировать умение ориентироваться в пространстве;

– Формировать навыки основных танцевальных движений:

– Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и самостоятельность.

– Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.

– Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои оригинальные движения,

– Развивать музыкальный слух и чувство ритма;

– Побуждать детей к творчеству.

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.

Поэтому, разработала и изготовила пособия:

«музыкальный кубик», включает в себя 3 игры:

1 игра — на ориентировку в пространстве зала

Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,

Задача: быстро и четко с ориентироваться по схеме.

На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.

2 игра — на развитие ритмического слуха

Игра способствует развитию ритмического слуха и внимания.

Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.

На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.

3 игра — характерно-образные движения животных

Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.

Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.

На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой)

Результативность дидактической игры подтверждается развитие у детей:

ориентировку в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений.

«ритмический паровоз», помогает развивать ритмический слух и внимание.

«К нам приехал паровоз.

Что в вагончиках привез?

Как вагончики все сложишь,

Ритм прохлопать сам ты сможешь!»

– подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т. д. Ребятам очень нравится во время дидактических игр сочинять сказки, придумывать разные истории о путешествиях, сопровождая истории ритмическими рисунками.

Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.

Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую:

– схемы танца (ИКТ).

Импровизируя, дети сами выкладывают схемы танца на фланелеграфе.

Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.

Таким образом, на музыкальных занятиях я использую такие игровые приемы:

– «Сапожки». Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.

– «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички.

– при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы»

– Игра «карусель» — помогает детям при движении по кругу. Развивает умение следить чтобы круг всегда был ровным, расстояния между парами были одинаковы.

Главными условиями развития детей на занятиях являются:

– поддержка интереса и желания заниматься;

– сочетание игровых и творческих моментов

Таким образом, благодаря регулярным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развитии двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности.

  1. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — М.: СПб: ЛОИРО, 2000.
  2. А. И. Буренина «Коммуникативные игры» — 2007.
  3. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу» — М.: Гном и Д, 2002.
  4. Н. А. Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» — М.: Просвещение, 1981.
  5. А. А. Евдотьева методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!» Калуга, 2007 г.

Похожие статьи

Особенности развития музыкальных способностей детей.

Влияние музыкальноритмических навыков на физическое. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. В музыкальноритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка.

Похожие статьи

Особенности развития музыкальных способностей детей.

Влияние музыкальноритмических навыков на физическое. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. В музыкальноритмическом движении ритм понимается в широком смысле слова. движение, упражнение, вид ритмики, ребенок, музыка.

Источники:

http://megalektsii.ru/s9389t8.html
http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00983697_0.html
http://moluch.ru/archive/226/52907/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector