0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вороний день: почему ханты поклоняются вороне. Вороний день: почему ханты поклоняются вороне Легенды о вороне

Вороний день: почему ханты поклоняются вороне. Вороний день

Хантыйский древний праздник «Ворнахатл»-

Явленье птицы, символ новой жизни.

Вороне в тундре каждый рад:

Ворона — первый признак.

У птицы просят мудрости, добра,

Готовят стол из угощений разных.

И рады дети — множество забав

Приносит им весенний первый праздник!

Коротко о традициях праздника

В “Вороний день” — родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!»

И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

Матери обращались к девочкам постарше, которые вот-вот должны стать девушками:

«И вам ворона принесет подарки. Связку калачей и лоскут красного сукна».

Рано утром 7 апреля женщины, девушки, девочки надевают новые платья, специально

сшитые для праздника, платки красивые и новые ягушки (сах).

Вороний день праздновали 7 апреля, когда по русскому православному календарю отмечают Благовещенье. На священных местах Ханты готовят пищу на костре, молились духам, кланялись березе. В качестве даров приносили ленточки и лоскутки материи, монеты и специально изготовленные куколки. Подражая криками птиц, участники праздника приглашали всех к общей трапезе. После пиршества устраивали игры и танцы. С тех пор Вороний день является одним из самых почитаемых праздников на Севере. Ворона — первая птица, которая прилетает на Север после долгой зимы, когда ещё лежит снег. Поэтому и отношение к ней особое. Ворона — предвестница весны. Первые ручьи, первые проталинки, первые ростки, первый сок на берёзах, первые оленята на стойбище — всё это весна! Не случайно у народов ханты и манси есть такая поговорка: “К нам ворона весну приносит”.

У северных ханты в этот день обычно с раннего утра жители стойбищ едут в гости или сами принимают гостей. Царит приподнятое настроение, женщины хлопочут по хозяйству, готовят угощение, варят «соломат», мясной суп. Хозяева выставляют на стол самые лакомые блюда, которые обычно берегут для угощения уважаемых гостей. В этот праздник мужчине нельзя брать в руки топор, а женщине – иголку.

Из священных лабазов и нарт достают личные, семейные, родовые фигурки духов (лунх), которых угощают кровью и жиром жертвенного животного и обряжают в новые одежды. На праздник приходят с лоскутами ткани, в которые завязывают монеты, которые потом с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья привязывают на ветки священного дерева: у мужчин и детей – это кедр, у женщин – береза. Хозяева дарят гостям подарки: женщинам – платки или отрезы из сукна, мужчинам – рубашки, яркие завязки для кисов, детям – всевозможные гостинцы. После праздника все на прощание обязательно кланяются священному дереву, трижды поворачиваясь вокруг собственной оси по ходу Солнца.

У северных народов есть несколько традиционных праздников, посвященных животным и птицам как символам природных явлений или свойств характера: это и Проводы Лебедя, и праздник Трясогузки, и Медвежий праздник.

Начало весны праздновали многие народы Сибири, но у хантов и манси этот праздник имеет ряд характерных особенностей. По мнению хантов и манси, «вороны приносят весну». Это представление связано с особенностями поведения этих птиц. Они первыми прилетают, начинают вить гнезда, громко каркают, как бы пробуждая саму природу. В представлениях и обрядах обских угров вороны выступают также покровительницами женщин и детей. В вороньей песне, записанной на С. Сосьве есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с таловыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долгоживущие девочки пусть родятся, долгоживущие мальчики пусть родятся!»

По представлениям аганских хантов, ворона радуется рождению человека. По их обычаям, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые ребенку уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки из мягкой древесины, которые насыпались в люльку) из детских люлек складывали в одно место на окраине селения под пеньком. И ворона, прилетев с юга, в холодные дни садилась на эти теплые стружки – лапки свои грела. Ведь она прилетала первой, в апреле, когда
оттепели сменяются заморозками, и у нее мерзли лапки. Садилась на теплые стружки и говорила: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки» Кроме того, у аганских хантов покровительницами женщин выступали две вороны. Женщины хранили их изображения, изготовленные отцом или старшим братом и забирали с собой, когда выходили замуж и переезжали в новое жилище.

1. Привитие интереса к традициям коренных народов Севера;

2. Привитие интереса к национальным играм;

3. Развитие кругозора детей;

4. Развитие физических способностей: ловкости, быстроты, меткости;

Д. Усть — Войкары. Праздник проводится на свежем воздухе с приготовлением ухи на костре, чаепитием с конфетами и печеньем, блинами.

Участники: взрослые и дети

Магнитофон и аудиокассета с записью хантыйских мелодий;

Исследовательская работа на тему: «Вороний день. Почему люди поклоняются вороне?»

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное учреждение

«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?»

Работу выполнила: Байда Юлия

ученица 2 В класса

Руководитель: Игнатьева Лидия Николаевна

учитель начальных классов

Актуальность исследования………………………………………. 3

Цель и задачи исследования…………………………………………..4

Предмет и объект исследования……………………………………. 4

Знакомство с праздниками народа ханты, характеристика некоторых праздников……………………………………………………………..8

«Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?» ……………10

Образ вороны в хантыйской литературе…………………………. 13

Традиционная культура народов севера складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Читать еще:  Может ли отец получить пособие по родам. Пособие по уходу за ребенком работающему отцу. Как оформить декретные на отца

Каждый праздник имеет свое символическое значение, связан с определенным обрядом, приметами. Ханты поклоняются вороне, потому что эта птица является символом весны, тепла, радости, добрым вестником, покровительницей женщин и детей.

Праздник «Вороний день» отмечается как большой праздник, на котором стараются присутствовать все: и дети, и взрослые. После всех обрядов проводятся разные соревнования, даже проходит фестиваль между разными родами.

Данная исследовательская работа посвящена изучению праздников коренных жителей Севера. Национальные, традиционные праздники являются частью культуры народа ханты. Мы считаем, что жители Югры должны уважать и знать обычаи, традиции, культуру коренного народа.

Почему же мы решили заниматься проектной деятельностью именно по теме «Праздники народа ханты. Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?»

Во время проведения анкетирования и мероприятия об обычаях и традициях, культуре разных народов, населяющих Ханты – Мансийский автономный округ – Югра, выяснилось, что учащиеся нашего класса совсем мало знакомы с обычаями и традициями народов ханты и манси, на территории которых мы проживаем. Может быть, это связано с тем, что в нашем городе совсем мало представителей коренного населения и их национальные праздники проводятся очень мало. Поэтому мы решили заниматься исследовательской деятельностью именно по данной теме.

Цель работы: выявить особенности праздника «Вороний день», познакомить с ним одноклассников.

Исходя из цели, определены следующие задачи:

познакомиться с особенностями праздников народа ханты;

определить значение праздника «Вороний день» в культуре северного народа;

познакомить учащихся 2 В класса с особенностями праздника «Вороний день»

Объектом нашего исследования стали учащиеся 2 В класса

Предметом изучения стало особенности национальных праздников ханты, в частности праздника «Вороний день»

Гипотеза: если мы оформим уголок и проведем мероприятие, посвященное празднику «Вороний день» повысится ли осведомленность учащихся о национальных праздниках ханты.

теоретический (анализ и синтез);

эмпирический (опрос, анкетирование)

В ходе работы над темой, в результате изучения материала о культуре народа ханты, мы выяснили, что у коренных жителей есть разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники День оленевода, Вороний день, Медвежьи игрища. Мы пришли к выводу, что каждый праздник имеет свое символическое значение, связан с определенным обрядом, приметами. Установили, что ханты поклоняются вороне, потому что эта птица является символом весны, тепла, радости, добрым вестником, покровительницей женщин и детей.

При выполнении практической части исследования методом анкетирования было установлено, что многие дети мало знают о праздниках коренных жителей.

В начале исследовательской работы мы решили опросить своих одноклассников. По анализу анкетирования выяснилось, что все одноклассники очень мало знают о праздниках хантыйского народа. Из опрошенных учащихся больше всего изъявили желание узнать о праздниках хантыйского народа.

Мы считаем, что жители Югры должны уважать и знать обычаи, традиции, культуру коренного народа.

Опрошено 24 учащихся, которые дали следующие ответы:

1 вопрос «Знаете ли вы что – либо об обычаях, традициях, праздниках народов ханты и манси?»

Да – 2 учащихся Мало знаю – 4 Ничего не знаю — 18

2 вопрос «Присутствовали ли вы на национальных праздниках народа ханты? «Вороний день»?»

3 вопрос «Хотите ли вы узнать о национальных праздниках народа ханты?»

Да – 23 учащихся. Нет — 1

При выполнении работы решили использовать следующие методы:

— сбор и систематизация полученной информации;

— обращение к Интернет – ресурсам;

— сбор и систематизация полученной информации;

— ознакомление с проведением праздника «Вороний день»

После завершения работы над своим исследованием мы решили провести мероприятие перед одноклассниками и оформить в классный уголок для того что бы пополнить их знания о празднике «Вороний день»

После чего мы снова провели анкетирование учащихся 2 В класса.

Опрошено 24 учащихся, которые дали следующие ответы:

Первый вопрос «Знаете ли вы что – либо об обычаях, традициях, праздниках народов ханты и манси?»

Да – 19 учащихся Мало знаю – 4 Ничего не знаю — 1

Второй вопрос «Знаете ли вы об особенностях праздника «Вороний день»?»

Третий вопрос «Хотите ли вы еще что-то узнать о праздниках народов Ханты?

2.1 Знакомство с праздниками народа ханты, характеристика некоторых праздников

«Праздник трясогузки» — весенний детский праздник, проводится в мае, когда на север прилетают перелетные птицы, среди которых появляется маленькая подвижная птица – трясогузка. В этот день дети читают стихи о весне, проходит дегустация блюд хантыйской кухни, загадывают заветные желания. Блюда должны быть приготовлены родителями и детьми.

«Петров день» — праздник представляет собой совершение обряда кормления «духов – хозяев» для определенного настроя в предстоящем промысле. Эти обряды могут быть индивидуальными, но их значение усиливается во времена массовых праздников. После завершения всех обрядов проводились различные соревнования. Петров день праздновался 12 июля.

«Нарождение луны» — это праздник, который проводится в январе, феврале, марте, является началом празднования Нового года. Девушки и парни брали мешок, палку и лопату и ходили собирать угощения. Перед тем, как войти в дом, палкой скребут стену или дверь снизу-вверх: «Хулы, хулы, тэлвохс, йилупнай пух, йилупворт пух, щи этас». Хозяева приглашают пришедших. Участники праздники несут из дома еду и посуду для себя.

В культуре ханты и манси медведь считается священным зверем и младшим «братцем» человека. Поэтому одним из традиционных праздников является Медвежий праздник или Медвежьи игрища , которые длятся 4-5 дней. По традиционным воззрениям ханты и манси, убитый во время охоты медведь остается «живым». Добыча его оборачивается всеобщим праздником и весельем – приездом желанного «гостя» в дом охотника. Медведя вносят в дом и обряжают – глаза и нос закрывают берестяными кружками или металлическими пуговицами, на голову надевают шапку и пояс, лапы украшают бусами или кольцами. Выставляется угощение – хлеб, рыба, ягоды, вино. Съезжаются все родственники и соседи. На медвежьих игрищах исполняется до 300 номеров: песен, танцев, сценок, кукольных представлений. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят.

Читать еще:  Нормально ли беременности тянет живот. Опасные причины болевых ощущений. Можно ли избавиться от боли и неприятных ощущений

В феврале-марте проводится – День оленя или День оленевода – это новая традиция. Десятки оленьих упряжек съезжаются к месту празднования в тундре. Это праздник ловкости и смелости. Главное зрелище здесь – разнообразные гонки на оленях – рысью, махом, стоя на нартах, на лыжах за оленями и на оленьей шкуре. Одновременно с гонками проходят соревнования по традиционным северным видам спорта: прыжки через нарты, бег на охотничьих лыжах, стрельба, метание топора на дальность

2.2 «Вороний день: почему ханты поклоняются вороне?»

Мы узнали, что у народа ханты ворона – покровительница детей и женщин, символ весны.

Мы выяснили, почему ханты упоминают белую ворону, хотя ворона черная, об этом написано в хантыйской легенде (приложение).

Ворон – мудрая и гордая птица. Живет она очень долго, 120 лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко – далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что, убив птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.

На Север Ворона прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому обские угры-ханты и манси — считают эту птицу покровительницей женщин и детей, и посвящают ей специальный праздник.

Вороний праздник, ежегодный весенний праздник ханты и манси. Ворона почитается обскими уграми как птица, приносящая весну. «Воронью песню» исполняли на Медвежьем празднике в последнюю ночь. Вороний праздник был приурочен к прилёту ворон и проводился в марте-апреле, у северных манси он символизировал половину года — тал котль. В календарях разных групп ханты и манси есть название вороньего месяца, с которого у васюганско-ваховских ханты начинался год.

В “Вороний день” — родители рано утром будят детей со словами: «Скорей бегите на улицу – Ворона прилетела и подарки принесла!» И действительно, на ветках березы висят связки калачей, баранок, символизирующие теплые весенние солнышки.

По обычаям народов ханты и манси за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому мокрый цап (стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку под меховую подстилку) каждая семья складывала в кучку на окраине селения вокруг пенька. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне, где погреть свои лапки». Женщины всегда хранили изображения вороны, сделанные отцом или старшим братом, а выходя замуж, брали их с собой в новое жилище. В некоторых районах, например, на реке Конде, нет вороньих праздников, но понятия о вороне и там связаны с заботой о воспроизведении жизни, здоровье и благополучии детей. Про неё здесь говорили, что она «прилетает, кто, где родит, добра желает». Мох, на котором видели сидящую ворону, стелили детям, чтобы они были счастливы.

Традиционные календарные праздники ханты и манси были часто приурочены к церковным. Так, Вороний день — день прилета — как бы весть о пробуждении природы и жизни. Он сближается по смыслу с Благовещеньем и многими праздниками начала весны. Раньше в этот день взрослые собирались в домах, ходили, друг к другу в гости и готовили много еды из мяса домашних животных. Непременным элементом праздника были традиционные мансийские танцы . Мужчины и женщины исполняли их отдельно под струнный музыкальный инструмент — саигвильтат. В танце, изображавшем весеннее поведение птиц, женщины закрывали лицо и голову платком, оставляя лишь небольшие отверстия для глаз. Эти танцы имели и магическое значение, связанное с представлением о женском теле как символе плодородия.

Во время праздника на краю деревни делали жертвоприношение вороне: на стол ставили горячие кашу и чай, от которых шел пар. Сюда могли прийти только маленькие «чистые» девочки и старушки. Весенние женские праздники ханты и манси по сути близки Вороньему дню. Цель их —

Вороний день имеет интересную примету : если ворона садится на высокое дерево, год будет благополучным. Оказавшись на этом прекрасном празднике, можно окунуться в своеобразный мир народов Севера и на своём личном опыте почувствовать их многовековую культуру. Также можно насладиться великолепным концертом, попробовать различные национальные блюда, принять участие в конкурсах и спортивных состязаниях, поиграть в интересные игры, а самое главное по традиции завязать на дереве ленточку и загадать желание, которое обязательно сбудется.

2.3 Образ вороны в хантыйской литературе.

Нам стало интересно узнать, как в хантыйской литературе отражается образ вороны, но, к сожалению, мы нашли совсем мало материала.

Мы ознакомились с хантыйской легендой о вороне и легендой «О споре Вороны с Халеем (с птицей смерти)». В них ворона показана как доброжелательная вестница, с ее прилета начинается кипеть жизнь на земле. Она спасает людей от голода.

На Вороньем празднике кто – то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне.

Также мы прочитали стихотворение «Ворона», посвященное национальному празднику народа ханты. Автор А.Тарасова показывает ворону как доброй, мудрой, первой птицей весны. Поэтому ханты почитают ее, поклоняются ей.

Ворнга хатл (Вороний день)

Праздник Ворнга хатл

Праздник народа ханты Ворнга хатл (Вороний день) зародился еще в доисторические времена.

Ханты очень радуются прилету вороны. Она у народа ханты является вестницей весны, которая на своих крыльях «приносит» на Север тепло и солнце и начинает новый сезон.

Северные ханты считают, что весной в облике вороны Богиня Калтащ Анки (Небесная Богоматерь) спускается на землю. По поверьям народа, ворона не только приносит весну, но и выступает покровительницей женщин и детей. С лучом солнца она посылает душу новорожденного, и только благодаря ее стараниям происходит зачатие. Она и есть первая, самая главная, хотя и невидимая мать каждого человека, которая предсказывает ему жизнь в тот момент, когда младенец сощурится, впервые увидев солнце. Она отмеряет продолжительность жизни каждому человеку, её золотой посох весь увешан нитями с узелками. Расстояние от узелка до посоха – это и есть длина жизненного пути.

Читать еще:  Карандаш compeed отзывы. Compeed - карандаш, защищающий от появления мозолей: инструкция, отзывы. Как работает карандаш

Ворона у народа ханты – символ материнства. Прилетая весной на северную землю, когда еще холодно, она садится греть свои озябшие лапки на проталинки и на кучки использованной березовой трухи, которую матери выкладывают из детских колыбелей. И в карканье вороны ханты слышат благодарность матери, которая родила ребенка. Как поется в одной из песен, ворона просит, чтобы к следующему ее прилету «женщина, родившая сына, родила еще сына, женщина, родившая дочь, родила еще дочь», чтобы было, где ей погреть озябшие лапки.

Ворона считается у народа ханты очень умной птицей. Издавна относились к ней с почтением, о ней слагали легенды, сказки. Ворона – птица священная, на нее никогда не охотились. Большим грехом считалось убить птицу. «Стреляешь в ворону – ружьё испортишь, больше дичи не добудешь», – говорят старики.

С образом вороны ханты связывают появление человека, о чем рассказывает одна из многочисленных легенд ханты:

«Давно это было. Прилетела как-то ворона на мертвую холодную землю с теплых краев. Летала – летала она по пустынному краю и утомилась. Опустилась на вершину самой высокой сосны и закаркала во все своё горло. Полетело ее звонкое «Варх-варх!» над широкой поймой Оби, откликнулось вдалеке в глухих кедровых урманах, эхом отозвалось в Уральских хребтах и затихло вдали над бескрайней тайгой. От этого крика очнулся и сел человек. И ожила Земля. Ярче засияло солнышко, потянули к теплу свои веточки деревья, зашевелились мелкие букашки, в дремучих лесах раздалось рычание диких зверей. Ожила земля. С этого дня повели свой род ханты. Были они признательны и благодарны вороне. И был этот день седьмым от начала Месяца твердого наста (апреля)».

Вот еще легенда о любимой птице вороне, которую хранит народ ханты в своей памяти: «Однажды говорит халей вороне: «Ха-ха-ха! Пусть умирает человек!» На что ворона отвечает: «Не быть по – твоему! Жить будет человек! Я буду прилетать каждую весну и приносить ему связки калачей! А мне многого не надо. Пусть он только использованную труху из детской колыбели в кучку собирает, а я буду весной прилетать и греть в них свои лапки».

В другом хантыйском предании повествуется о споре вороны с кукушкой. Кукушка и ворона собрались лететь на Север. Кукушка говорит: «Хоть бы кто помер, крест бы новый поставили, я бы на него села и куковала». А ворона говорит: «Хоть бы кто родился, я бы лапки свои погрела в гнилушках у пня».

Праздник Ворнга хатл начинается с раннего утра. Детей в этот день поднимают рано: «Вставайте, дети, бегите на улицу! Ворона прилетела, подарки принесла». А на деревья матери уже развесили связки калачей. Девочкам-подросткам ворона приносит в подарок обрезы красного сукна на летние ягушки нуй-сах, яркой ткани на платья.

В день празднования Вороньего дня обычно проводится обряд жертвоприношения духам. На праздник все приходят с лоскутками ткани, которые завязывают на ветки священного дерева: с пожеланиями родным и близким здоровья и добра, удачи и счастья, со своими сокровенными желаниями. Ханты верят, что пожелания обязательно сбываются. Люди на праздник надевают самую нарядную одежду. За зиму женщины и девушки успевают пошить новую красивую одежду, которую они демонстрируют во время праздника.

После проведения ритуального обряда жертвоприношения начинается веселье. Женщины поют песни о Матери-вороне, танцуют народные танцы с платками. Обычно танцы сопровождаются игрой на национальных инструментах: нарсъюх, торсапл, тумран. На этих инструментах играют только мужчины. Во время игры они исполняют фольклорные и современные песни.

Молодые устраивают состязания в различных видах единоборств, где показывают силу, ловкость, сноровку. Одна из самых любимых игр – «перетягивание палки». Мужчины усаживаются на оленью шкуру лицом друг к другу, берут в руки палку длиной до полуметра, упираются ногами и по команде начинают тянуть палку к себе. Побеждает тот, кто перетянул соперника на свою сторону.

В этот день принято хвалить успехи своих детей, свои удачи. Женщины рассказывают, какие у них дети хорошие, воспитанные, помощники во всех делах, что муж добрый, внимательный, сильный, трудолюбивый, удачливый. И, конечно, не забывает рассказать и о себе.

Ворона – очень чувствительная птица, которая тонко реагирует на изменения в погоде. Она как барометр, который помогает определить погоду на следующий день, на неделю или даже на месяц. Вот некоторые приметы:

1) раскаркались вороны зимой всей стаей – это к морозу, вьются в воздухе – к снегопаду, на земле сидят – к оттепели;

2) ворона купается – к ненастью;

3) ворона каркает на охотника – пути не будет;

4) ворона нахохлилась – будет дождь;

5) вороны расселись на нижних ветках деревьев – к ветру;

6) если вороны садятся на земле как попало, день будет безветренный, если все головой в одну сторону – к сильному ветру;

7) вороны купаются ранней весной – к теплу;

8) если первая ворона садится на низкое дерево – весна будет короткой, а если на высокое – то затяжная.

На протяжении всего праздничного дня люди общались, проводили традиционные обряды очищения и жертвоприношения, национальные игры, исполняли песни и играли на народных музыкальных инструментах. Завершало праздник ритуальное чаепитие. Хозяева одаривали гостей подарками: женщин – платками или отрезами сукна, мужчин – рубашками, завязками на кисы, детей – яркими ленточками, гостинцами. На прощание обязательно кланялись священному дереву, трижды повернувшись по ходу солнца. Гости разъезжались. Хозяева обязательно провожали их.

Источники:

http://intouro.ru/voronii-den-pochemu-hanty-poklonyayutsya-vorone-voronii-den/
http://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-na-temu-voroniy-den-pochemu-lyudi-poklonyayutsya-vorone-2145612.html
http://ocnk89.ru/fond-folklornykh-materialov/kultura-naroda-hanty/80-prazdniki/499-vornga-hatl-voroniy-den

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector