0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание детей с аутизмом. Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям

Как заподозрить у младенца аутизм и начать коррекцию. Советы родителям.

2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН в декабре 2007 года. Цель этой даты — подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

Диагноз «аутизм» в Беларуси ставят детям не ранее, чем им исполнится 3 года. Между тем признаки аутистических расстройств могут проявляться уже на первом году жизни – внимательным родителям не составит труда заметить их. Что в поведении малыша должно насторожить? Какую коррекционную помощь и поддержку взрослые способны оказывать своему ребенку до и после официального подтверждения диагноза? Какие правила поведения важно соблюдать при общении с ребенком-аутистом? На вопросы портала www.interfax.by ответила медицинский психолог Надежда Георгиева.

Признаки аутизма, заметные с пеленок

«Аутистические нарушения могут проявиться уже в первые месяцы жизни ребенка. И очень важно, чтобы родители не закрывали на них глаза, не уповали на то, что странности исчезнут по мере взросления ребенка, а обращались за консультациями к специалистам – неврологам, психологам, психиатрам-психотерапевтам. Ведь чем раньше начнется коррекционная работа, тем лучше будет ее результат», – предупреждает Надежда Георгиева и называет признаки раннего детского аутизма.

  • Ребенок избегает прямого взгляда в глаза.
  • Равнодушен или уклоняется от тактильных контактов.
  • Не реагирует на обращенные к нему улыбки и речь окружающих.
  • Почти никогда не улыбается сам.
  • Остается безучастным, когда родитель протягивает к нему руки.
  • Может не откликаться на свое имя.
  • Предпочитает контактировать с предметами, а не с людьми.
  • Любит находиться, играть в одиночестве – очевидно, что общество других людей его тяготит.
  • Не реагирует вообще или реагирует с опозданием на звуки: например, голос человека, лай собаки, сигнал автомобиля.
  • Не пытается вступать в контакт, взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми.
  • Часами может делать одно и то же: рисовать, к примеру, каляки-маляки, рвать бумагу, строить башню из кубиков, следить за стрелками часов.
  • С трудом переключается с одного занятия на другое.
  • Без устали повторяет одни и те же движения: подолгу монотонно раскачивается на стуле, бегает по кругу и т.п.
  • Проявляет фиксированный интерес к определенным цветам, звукам, предметам: например, обращает внимание только на вещи синего и желтого цвета; затаив дыхание, слушает тиканье часов; всегда играет только с желтой резиновой уточкой, игнорируя другие игрушки.
  • У него хорошо развито периферическое зрение.
  • Любит нюхать, лизать, ощупывать предметы.
  • Демонстрирует странные эмоциональные реакции: ни с того ни с сего может зарыдать или захохотать.
  • Ситуация внезапности вызывает у него сильный испуг, стресс.
  • Склонен к аутоагрессии – сам себя кусает, царапает.
  • 2-3-летний ребенок ленится жевать твердую пищу, предпочитает жидкие блюда и напитки.
  • Соглашается есть только определенные продукты (как правило, это ограниченный перечень), категорически отказывается от новых блюд.
  • С трудом засыпает, часто просыпается ночью.
  • Упорно отказывается пользоваться горшком – ничуть не огорчается, справляя малую и большую нужду в штаны.

Как воспитывать и чему учить ребенка-аутиста. Советы родителям

«Прежде всего родители должны смириться с тем фактом, что их ребенок всегда будет особенным – в большей или меньшей степени. Вылечить аутизм невозможно, однако установить связь аутистов с внешним миром, социализировать их – вполне реально. Многих родителей наверняка ободрит информация о том, что диагноз «аутизм» задним числом поставлен таким известным людям, как Исаак Ньютон, Леонардо да Винчи, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Винсент Ван Гог, Чарльз Дарвин, Александр Пушкин, Марк Твен, Вирджиния Вульф, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, а из современников, чьи имена на слуху, аутистические нарушения выявлены у Билла Гейтса, Вуди Аллена, Стивена Спилберга. Кстати, последние исследования свидетельствуют о том, что аутизм – довольно распространенное явление: его признаки обнаруживаются у одного ребенка из 2,5 тыс., по другим сведениям еще чаще – у одного из 110. Мужской аутизм встречается чаще женского», – говорит психолог Надежда Георгиева.

Итак, что могут делать родители для того, чтобы их ребенок-аутист приспособился к жизни в обществе, вышел в «большой мир» и занял в нем свое место?

  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его безусловно – это самое главное.
  • Дарите ребенку как можно больше телесного тепла: берите на руки, усаживайте на колени, обнимайте, прижимайте к себе, делайте массаж, практикуйте совместный сон.
  • Верьте в потенциал ребенка и создавайте условия для его развития: знакомьтесь с различными методиками взаимодействия и работы с детьми-аутистами, объединяйтесь с другими родителями и перенимайте их опыт.
  • Аутисты остро нуждаются в том, чтобы их жизнь была упорядоченной и предсказуемой. Обеспечьте ребенку четкий режим дня, заботьтесь о том, чтобы в его комнате был установлен и поддерживался определенный порядок – каждый предмет должен иметь свое фиксированное место.
  • Многие аутисты склонны к агрессии и гневу, поэтому при общении с ребенком сохраняйте нейтральный эмоциональный фон, чтобы предотвратить у него проявление бурных вспышек негативных эмоций и чувств.
  • Учите ребенка конструктивным способам выражения агрессии: предлагайте ему в порыве злости поколотить подушку, потопать ногами, покричать в пластиковый стакан или пакет, изорвать газету на мелкие клочки и др.
  • Ребенок расстроился или испугался, кричит, плачет – постарайтесь устранить источник стресса. Если это невозможно, переключите его внимание, обнимите, схватите в охапку, скажите: «Я тебя люблю».
  • Общение должно быть предельно конкретным: используйте короткие четкие фразы без абстрактных слов с акцентом на то, что вы стремитесь донести до ребенка («Возьми чашку», «Будешь есть банан?»). При необходимости сопровождайте свою речь жестом, демонстрацией картинки.
  • Как можно чаще озвучивайте ребенку свои и его чувства, объясняйте причину их возникновения («Ты кричал, качался по полу, и поэтому я злилась на тебя», «Ты расстроился из-за того, что разлил чай», «Ты улыбаешься, потому что увидел собаку и обрадовался»).
  • Дети-аутисты капризны и своенравны, готовы сутки напролет делать одно и то же и яростно протестуют, когда их прерывают. Позволяйте ребенку заниматься тем, что ему интересно, но обязательно устанавливайте рамки: «Ты можешь собирать конструктор еще час, а потом мы пойдем на прогулку».
  • Обеспечьте долговременную работу с психологом или психотерапевтом, который будет учить ребенка общаться и взаимодействовать с другими людьми, распознавать свои и чужие эмоции и чувства.
  • Большую пользу детям-аутистам приносит танцедвигательная терапия – ищите специалистов в своем городе.
  • Заведите домашнего питомца, лучше всего – собаку. Общение с животными будет благотворно влиять на развитие мозга и эмоциональной сферы ребенка.
  • Заботьтесь о том, чтобы ребенок как можно чаще находился в обществе дружелюбно настроенных детей и взрослых, по возможности посещал интегрированную группу (класс) в обычном детском саду (школе).
  • Ежедневно занимайтесь с неговорящим или малоговорящим ребенком, используя коммуникативные карточки PECS – их можно купить, скачать из Интернета или сделать своими руками.
  • У детей с аутизмом отсутствует либо нарушен эмоциональный интеллект – его можно воспитывать, формировать путем постоянных тренировок в общении с членами семьи, сверстниками, одноклассниками, учителями и др.
  • Дети-аутисты испытывают определенные сенсорные проблемы, поскольку информацию из окружающей среды они воспринимают частями. Например, сначала они реагируют на свет, потом – на звук, после этого – на образ… И пока их мозгом распознается один раздражитель, поступает другой, вследствие чего информация обрабатывается кусками, порциями. Именно поэтому поведение аутистов выглядит неадекватным. Однако способность мозга одновременно перерабатывать поступающую информацию можно и нужно тренировать.
  • У детей-аутистов очень высокий потенциал, но они ленивы, апатичны, страдают синдромом дефицита внимания. Поэтому важно найти не только сферу их компетенции, но и знать, как их можно воодушевить, заинтересовать, мотивировать, побудить к той или иной деятельности.
  • У аутиста важно развивать самостоятельность, терпеливо и настойчиво прививать навыки самообслуживания. Моделируйте как можно больше ситуаций, в которых ребенок может имитировать ваши действия, копировать поведение: например, вместе с ним перед зеркалом чистите зубы, причесывайтесь, застегивайте пуговицы и др.
  • Развивайте у ребенка-аутиста чувство прекрасного – прежде всего с помощью классической музыки, которая не только обеспечивает ощущение психологического комфорта и безопасности, но и способствует развитию внимания и интеллекта. Регулярно ходите с ребенком в театр, музеи, на выставки.
  • Импульсивность – характерная черта аутистов, которая остается на всю жизнь. Это надо учитывать при выборе профессии – лучше, если она будет свободной, творческой, интровертной.
Читать еще:  Как создавать пространство для мужчины. Построение пространства любви. каждый взгляд, наполненный любовью

Аутизм там и тут – почувствуйте разницу

Легко ли в Беларуси быть родителями детей-аутистов? Психолог Надежда Георгиева делится с читателями www.interfax.byсвоим взглядом на проблему: «К сожалению, в нашей стране аутизм – это психиатрический диагноз. Многих родителей он приводит в отчаяние: его боятся, стесняются, скрывают или до последнего отрицают, упуская драгоценное время для коррекции и реабилитации ребенка. В развитых странах отношение к аутизму совершенно другое – не как к болезни, а как к особому состоянию, вызванному атипичным строением и развитием мозга. Там ни специалисты, ни обыватели не воспринимают людей с аутистическими нарушениями как больных, ущербных, опасных. Для них аутисты – это представители другой расы, с которыми при желании вполне можно найти общий язык.

За рубежом семьи, в которых воспитываются аутисты, не отгораживаются от мира, не прячут своих особенных детей – наоборот, стремятся наслаждаться родительством и жить полноценной жизнью. Окружающие, и взрослые и дети, дружелюбны к людям с психофизическими ограничениями, готовы общаться с ними на равных и прийти на помощь в случае необходимости. Ситуации, когда родители обычных детей возражают против того, чтобы в классе общеобразовательной школы учился ребенок-аутист, как это порой случается у нас, в развитых странах исключены. Считаю, что многим белорусам стоит поучиться такому отношению к людям, которые чем-то отличаются от большинства».

Особые переводы

Воспитание ребенка с аутизмом: 18 вещей о которых нам хотелось бы знать

Воспитание ребенка с аутизмом: 18 вещей о которых нам хотелось бы знать

Оригинал: http://www.ivillage.com/kids-autism-parenting-tips-we-wish-wed-known/6-b-387719
Переводчик: Виктория Зайкина
Редактор: Марина Лелюхина

Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь: http://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста.

Тревога, связанная с развитием вашего малыша, постановка диагноза, достижения, которые заставляют вас буквально раздуваться от гордости — все это вехи на пути воспитания ребенка с расстройством аутистического спектра. 18 вещей, которые вам предстоит узнать, вы найдете в этой статье.

1. Вы первая заметите, что что-то идет не так

Конечно, все мамы читают про то, как должен развиваться ребенок, чтобы удостовериться что их малыш начинает агукать и ползать в соответствии с графиком. Но часто мамы детей с аутизмом говорят, что заранее знали, что в развитии некоторых навыков их ребенок отстает от других. Расстройство аутистического спектра может проявлять себя как вполне очевидно — например, в нежелании ребенка устанавливать глазной контакт, так и менее явно – например в недоразвитии глубинных мышц. Первое, что начинают делать многие родители, заподозрившие неладное — наблюдают за поведением ребенка и сверяют результаты с данными соответствующих таблиц. (Считаете, что ваш ребенок в группе риска? Узнайте больше об аутизме и проверьте наличие тревожных признаков в поведении малыша. Обсудите любые сомнения с вашим педиатром.)
2. Вы можете разозлиться на того, кто первым поднимет тревогу
Если друг, член семьи или педагог предположит, что вашего ребенка надо проверить на аутизм, возможно, вы начнете обороняться, даже если знаете, что они просто пытаются помочь. Слышать подтверждение собственных подозрений или получить указание на поведение, которое вы сами не считали проблемным, может быть очень тяжело. Расстраиваться – это нормально, но помните, что аутизм не бросает тень на вас или на то, как вы воспитываете своего ребенка. Будьте объективными и открытыми для новой информации, сосредоточьтесь на том, чтобы ваш ребенок получил необходимую помощь. Читайте рассказы мам о том, как они впервые заподозрили аутизм у своих детей.
3. Придется долго ждать
Если вы думаете, что у вашего ребенка аутизм, вам захочется как можно скорее получить профессиональное мнение. Но педиатр, скорее всего, направит вас к неврологу для постановки официального диагноза, и здесь ожидание приема может занять месяцы, потому что к таким специалистам часто надо записываться заранее. Даже после посещения врача вас могут послать к другим специалистам, таким как логопед, эрготерапевт (occupational therapist) или специалист по ЛФК (physical therapist), что также повлечет за собой ожидание и различные тестирования. Запишитесь в лист ожидания (если вы сможете быстро приехать при неожиданном появлении свободных мест), спросите у администратора, нужно ли вам звонить, чтобы отметиться в списке, и сделайте все возможное, чтобы выбросить прием из головы. Чем быстрее вы сможете принять, что не можете повлиять на ожидание, тем спокойнее вы будете.

4. Вы будете горевать из-за диагноза

Даже если ваш ребенок демонстрировал все возможные признаки аутизма, вы можете совершенно потерять голову, узнав официальный диагноз. Чувствовать себя раздавленным в такой ситуации нормально. Разрешите себе испытывать гнев и растерянность, позвольте себе горевать над вашими мечтами о том, каким мог бы стать ваш ребенок. Не важно, нуждаетесь ли вы в том, чтобы вокруг были члены семьи и друзья, которые будут поддерживать вас, или вы хотите справиться со всем самостоятельно, позвольте себе погоревать. А потом, когда это время кончится, сосредоточьтесь на будущем и не оглядывайтесь назад.

5. Пройдет время, прежде чем вы сможете говорить об этом
В первое время после того, как у вашего ребенка было диагностировано РАС, вы можете не испытывать никакого желания обсуждать это. Но чем чаще вы будете пробовать говорить об этом, тем легче вам будет, и вы научитесь сообщать о диагнозе в такой форме, в которой это будет вам комфортно . Однажды я познакомилась с мамой, которая носила с собой визитки с надписью «У моего ребенка аутизм», с позитивным лозунгом и ссылкой на Autism Speaks http://autismspeaks.org/. Если ее 5-летний ребенок на детской площадке как-то неуклюже взаимодействовал с другими детьми, она вручала эту визитку родителям, чтобы не пускаться в объяснения по поводу поведения сына. Когда вы начнете делиться своей историей, то удивитесь, как много семей так и или иначе связаны с аутизмом. Общайтесь с другими мамами детей с расстройством аутичного спектра.

6. Вы станете мастером планирования
Один из самых больших кусочков пазла под названием «аутизм» — это умение работать над проблемой до того, как она происходит. Если ваш ребенок плохо переносит громкие звуки, а вы собираетесь в кино, вы возьмете с собой наушники. Если вам предстоит посетить день рождения и вы знаете, что ребенку некомфортно в новой обстановке, вы придете на место проведения праздника заранее, чтобы помочь ему адаптироваться. Если ребенок нуждается в распорядке дня, вы будете заблаговременно готовить его к изменениям в повседневной рутине. Вы и ваши родные научитесь предугадывать потребности сына или дочери, чтобы облегчить им жизнь.

7. Вы перестанете сравнивать своего ребенка с другими детьми

Вы быстро поймете что фраза «а если бы…» и привычка сравнивать своего ребенка с обычными детьми того же возраста ничему не помогут. Привычка сравнивать себя или своего ребенка с другими естественна, но нужно научиться вовремя останавливаться. Отмечайте достижения и победы, ставшие результатом его личного прогресса — его, а не других детей, и тогда вы чаще будете испытывать гордость.

8. Близкие могут отрицать диагноз
Как бы четко и ясно вы не сообщали о том, что у ребенка аутизм, могут найтись родственники, которые откажутся поверить в это. Свекровь или даже муж могут думать, что ребенок просто «перерастет». Когда их отрицание начнет вас раздражать (а это непременно произойдет), читайте про себя мантру: «Люди не будут принимать аутизм моего ребенка так, как я, и это нормально». Возможно, вам трудно всегда быть спокойной и терпеливой, но все же попытайтесь. Позвольте другим в своем темпе прийти к принятию диагноза, но только если их отрицание не мешает реабилитации и не вредит эмоциональному благополучию ребенка.

Читать еще:  Оригинальный подарок папе на день рождения. Что можно подарить папе, отцу на день рождения, на юбилей

9. Вы научитесь прощать людям их абсурдные реакции
Сообщая об аутизме родственникам и друзьям, вы не раз столкнетесь со странной реакцией. Некоторые могут спросить вас, принимали ли вы витамины во время беременности или, может быть, пили кофе, намекая, пусть и ненамеренно, что аутизм у ребенка – это в каком-то смысле и ваша вина. Люди могут поставить под вопрос умственные способности вашего доктора или начать критический монолог о состоянии медицины в целом. Даже если у вас раньше был не слишком боевой характер, теперь вы станете мастером острого слова. Ну а хорошая новость состоит в том, что многие из тех, кто сморозил глупость, впервые узнав о диагнозе, в следующий раз при встрече умудряются сказать что-то более уместное.

10. Другой – не значит плохой
Путь родителя всегда непрост, но когда у вас ребенок с РАС, он будет еще сложнее. Вас ждут непредвиденные расходы. Развлечения, которыми вы хотели бы насладиться – парк аттракционов или местная ярмарка – не будут даже рассматриваться, потому что ваш ребенок не любит людные места. Жизнь вашей семьи может быть совсем не такой, как вы представляли. Но «не такая» — не значит плохая. Вы найдете новые, подходящие для вас способы хорошо проводить время вместе. И, как и у любой другой семьи, у вас будут как радостные взлеты, так и падения, которые помогут вам стать сильнее. Сохранять позитивный настрой – это лучшее, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку.

11. Приспосабливаться к ребенку станет проще
Воспитывая ребенка с аутизмом, вы словно живете в двух реальностях. Вы общаетесь с ним, привлекаете к домашним делам, призываете его к порядку и играете с ним иначе. Сначала вы чувствуете себя немного странно, изменяя свою речь или движения в соответствии с сенсорными проблемами ребенка или его способностью к коммуникации. Перемещаться из одной реальности в другую поначалу может быть непросто (особенно если у вас есть другие дети без аутизма), но вскоре это будет получаться инстинктивно. Вы сами и другие члены семьи научитесь быстро менять свое поведение так, чтобы сделать мир комфортным местом для аутичного ребенка, а он, в свою очередь, будет приспосабливаться к вам.

12. Вас будут постоянно спрашивать про прививки
«Вы думаете, у вашего ребенка аутизм из-за прививок?» — на этот вопрос вам придется отвечать постоянно. Когда люди узнают, что у вашего ребенка аутизм, особенно, если у них самих есть дети, или они ожидают прибавления, то они напрямую спрашивают, почему это случилось. Мне задавали этот вопрос не меньше 100 раз. Моему сыну почти 7 лет, и ему поставили диагноз в 3 года. Когда меня спрашивают, я отвечаю, что нет, в глубине души я верю, что он родился с аутизмом. Многие эксперты подтвердят, у моего мнения есть научное обоснование. Узнайте больше о вакцинах и аутизме.

13. Фильм «Темпл Грэндин» окажется вам полезен

Когда вы почувствуете, что вашего ребенка не понимают, что ваши худшие страхи разрастаются, возьмите упаковку салфеток и посмотрите фильм «Темпл Грэндин», реальную историю женщины с аутизмом, которая становится квалифицированным специалистом по психологии животных и защитником прав аутистов. Этот фильм рассказывает о жертвах, которые принесла мама Темпл, объясняет, как работает ее разум, и представляет собой удивительный источник информации. Купите DVD, отправьте его членам семьи на Рождество, а учителю ребенка одолжите свой экземпляр. Фильм в доступной каждому форме показывает, что такое аутизм. Это гораздо более реалистичная интерпретация сильных и слабых сторон детей с аутизмом, чем «Человек дождя». Воспринимайте его как «введение в аутизм» для тех, кто хочет знать об этом больше.

14. Вы возненавидите слова «дурачок» и «странный»
Когда у вашего ребенка аутизм, такие слова как «дурачок», «тупой» или «странный» обретают совершенно другой смысл. Когда вы слышите, как кто-то называет так вашего ребенка, эхо этих слов будет звучать у вас в голове несколько дней. Особенно грустно, когда сын или дочь затем использует те же слова, чтобы описать себя. Вы, возможно, даже начнете фантазировать о том, чтобы написать письмо в редакцию словаря Мерриам-Вебстер и попросить их исключить эти слова из английского языка. Впрочем, это всего лишь слова, и вы с ребенком научитесь их игнорировать.

15. Добавьте слово «адвокат» в свое резюме

Практически любой родитель ребенка с РАС может рассказать историю о враче, учителе, терапевте, другом родителе или даже ребенке, которые сомневались в способностях его сына или дочери. Всегда будут те, кто верит в вас и в каждый ваш шаг, и те, кто не верит – будь то несведущий доктор, который пророчит вам безрадостное будущее, или мама одноклассника, пригласившая на день рождения всех, кроме вашего ребенка. Любой родитель должен быть защитником своего ребенка, но эта роль становится еще важнее, если ваше чадо не говорит, не понимает социальных нюансов или не осознает, когда к нему отнеслись несправедливо. Ваша вовлеченность, уверенность и решительность помогут ребенку реализовать свой потенциал.

16. Уделять время себе станет жизненной необходимостью
Стресс от родительских обязанностей может стать еще сильнее у мам детей с РАС. Как бы сильно вы ни старались быть хорошей матерью, будут дни, когда вы почувствуете, что делаете недостаточно. Но если вам кажется, что ваш ребенок не может без вас жить, это не так. Не позволяйте чувству вины лишить вас общения с подругами, спортивных тренировок или ужина вдвоем с мужем (что особенно важно, учитывая, что стресс от ответственности за ребенка с особыми нуждами может сказаться на ваших отношениях).

17. Умение взглянуть на вещи с точки зрения ребенка будет придавать вам сил
Если вас мучают волнения и страхи, если вы прокручиваете в голове сценарии «что если», подуйте о ребенке. Он счастлив? Он движется вперед? Он хорошо себя чувствует? Если вы можете ответить «да» на любой из этих вопросов, вы хорошо справляетесь. Переживать – это естественно. Попробуйте взглянуть на мир с точки зрения ребенка – это поможет вам успокоиться. Возможно, ваше чадо хорошо проводит время, делает успехи и страдает только когда его заставляют делать уборку или пользоваться салфетками.

18. Вашим новым девизом будет «Не все сразу»
Одна из самых неприятных вещей в получении диагноза РАС — гадать, каким станет твой 3-4-летний ребенок, когда ему будет 10, 15 или 25 лет. Будет ли он ходить на свидания? Сможет ли водить машину? Жить самостоятельно? Dсе эти вопросы не дадут вам спать, если вы им позволите. Учитесь идти по жизни шаг за шагом. Сосредоточьтесь на текущих задачах — эрготерапии, академических навыках или на других занятиях, которые помогают вашему ребенку сделать рывок вперед. А остальное приложится.

Как работать с проблемным поведением ребенка с аутизмом?

В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям. Снижение поведения — это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).

Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом. Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Читать еще:  Игры по методике макото шичиды. Конспект занятия по методике макото шичида Развитие детей по японской методике

Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей. Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе. В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.

Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились». Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.

Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?

Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.

Но сначала прочитаем предупреждение!

«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».

Советы по коррекции проблемного поведения

— Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать. Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу. Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.

— Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.

— После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства. План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению. Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.

— Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»

— Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.

— Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.

Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.

Деэскалация — это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию. Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации. К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации. Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.

Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):

Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)

Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил. Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.

Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 5. Эскалация достигла пика.

Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество. Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика. Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.

Источники:

http://www.b17.ru/article/kak_zapodozrit_autizm_soveti/
http://specialtranslations.ru/wish-wed-known-18-things-no-one-told-us-about-raising-a-child-with-autism/
http://outfundbel.ru/pro-autizm/kak-rabotat-s-problemnym-povedeniem-rebenka-s-autizmom

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector