0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Воспитание девочек 4 лет психология. Пути благополучного выхода из кризиса. Время внутренних перемен

Депрессия в подростковом возрасте: пути выхода из кризиса

Елена Семишина
Депрессия в подростковом возрасте: пути выхода из кризиса

«Депрессия в подростковом возрасте — пути выхода из кризиса»

Депрессия – самый модный диагноз, которым часто злоупотребляют рядовые граждане, приписывая себе это состояние при плохом настроении и истощённости. Однако особого внимания депрессиям в подростковом возрасте уделяется в последнее время.

Подростковая депрессия — это понятие довольно распространенное среди нового поколения бунтарей против догм, навязываемых взрослыми. Модное нынче слово «дети-индиго» лучше всего описывает модель поведения современных подростков.

Депрессия в подростковом возрасте, к сожалению, не редкое, но крайне неприятное явление.

О подростковой депрессии в последнее время говорят все чаще и чаще. Исследования, проведенные в разных странах, показали, что распространенность этого расстройства намного существеннее, чем было принято думать. То, что ранее обозначалось размытыми терминами «переходный возраст«, «возрастная перестройка личности», «ломка характера» и т. п., во многих случаях оказалось проявлением подростковой депрессии.

Депрессия у подростков может иметь несчетное количество причин и малоприятных последствий. И, к сожалению, адекватно диагностировать и распознать депрессивные состояния у подростков не всегда представляется возможным. Даже профессионалы нередко попадают в тупиковую ситуацию, когда объективных критериев для постановки диагноза нет, но общее социально-психологическое благосостояние подростка стремительно ухудшается.

Наиболее часто подростковая депрессия проявляется своеобразным угрюмо-грустным настроением, при котором подросток теряет интерес к окружающему; в его речи проскальзывают фразы типа «все бесполезно», «жизнь бессмысленна», «надоело жить». Почти всегда депрессия сопровождается снижением школьной и студенческой успеваемости и социальной дезадаптацией. Следует помнить, что в отличие от взрослых, подросток сохраняет рудименты детского восприятия ситуации, когда возникающие проблемы воспринимаются как вечные, неразрешимые, а реакция на них может быть неадекватной и чрезмерно эмоциональной

Депрессивные мысли и переживания могут отражаться в коротких, но эмоциональных разговорах, и эмоционально насыщенных фразах. Подростки – это великие конспираторы, они мастерски маскируют депрессию, иногда настолько хорошо, что в какой-то момент она становится «нормой жизни» для них. Именно этим обусловлено введение нового термина: «депрессия с улыбкой», под которым подразумевается умелая маскировка под ликом благополучия (в окружении людей) крайнего отчаянья, чувство погнутости одиночества, переживания безысходности.

Депрессия часто становится причиной межличностных конфликтов – как с педагогами,, так и со сверстниками. В состоянии депрессии подросток становится нарочито грубым, циничным, отталкивает окружающих неожиданной жестокостью, немотивированной агрессией. В результате он остается в изоляции. Одиночество еще больше усугубляет проявления депрессии. Подросток замыкается в себе, оставаясь наедине со своими переживаниями: «я так невыносимо одинок», «меня никто не понимает», «никому нет дела до моей судьбы». Подобная ситуация может подтолкнуть подростка к поиску новых компании – нередко асоциального, преступного или наркозависимого характера.

Важно заметить, что депрессивные подростки крайне восприимчивы к влиянию антиобщественного противоправного поведения подростка, воплощённое в его проступках криминогенных и маргинальных групп, которые зачастую предлагают поддержку, любовь и безоговорочное принятие подростка, чего он не может найти в своей социальной группе или семье.

Таким образом, нераспознанная депрессия может стать причиной антиобщественного противоправного поведения индивида, воплощённого в его проступках. В состоянии хронической или острой депрессии подросток с большей вероятностью придет к применению алкоголя, наркотиков или агрессивного и противоправного поведения, несмотря даже на внешнюю удовлетворительность условий своей жизни (к вопросу о том, почему дети из высоко обеспеченных семей ступают на путь девиации).

Классической «взрослой» депрессией являются уныние, чувство безнадежности, беспомощности и отчаянья. К ним добавляются соматические симптомы, вроде нарушения режима сна и питания, состояния нехватки энергии и упадка сил, а также падение самооценки и уровня притязаний.

Причины развития подростковой депрессии

Подростки — это тот контингент, который покинул счастливую пору детства, но еще не стал частичкой общества взрослых людей. В то же время именно они становятся главной проблемой для своих родителей, которые поражаются превращению их ребенка из милого существа в бунтующую личность.

Зачастую депрессивные подростки недовольны окружающим и отгораживаются от школьного коллектива. Депрессивный подросток часто считает себя плохим и никчемным человеком, такая депрессия всегда сопровождается нарушением самооценки

Причинами депрессии, как правило, служат различные факторы внутри личностного и социального толку и имеет следующие причины возникновения.

• Гормональная перестройка организма. Данная перестройка организма очень влияет на его сердечную систему, затрагивая при этом работу нервной системы.

• Врожденные патологии. В случае поражения головного мозга, которое в состоянии вызвать даже внутриутробные инфекции, может образоваться благодатная почва для депрессии у подросшего ребенка.

• Обстановка в семье. При постоянных конфликтных ситуациях в семье подросток пытается оградиться от этого и замыкается в себе. Родители-алкоголики также не радужная перспектива для развития ребенка в сложном для него возрасте. Еще одним ощутимым ударом может стать уход одного из них в поисках новой жизни.

• Неправильная сексуальная культура.

• Общественное мнение. Противостоять фактору может далеко не каждый подросток, что в состоянии запустить механизм депрессии. Особенно это касается детей с нестандартной внешностью, проблемами с весом.

• Несчастная первая любовь. Не всегда первое чувство ребенка будет иметь ответ со стороны избранника, что может привести к отчаянию и депрессии. Если же к этому добавится высмеивание со стороны одноклассников, то проблема возникнет в 80% случаев. Неразделенная любовь и становится главным толчком для издевательств над собой, своим телом. Если не помочь ребенку справиться с депрессией, последствия могут быть слишком печальными.

• Частый переезд с одного места на другое. Завоевать уважение детского коллектива можно при сильном складе характера, но повторять это вновь и вновь очень проблематично.

• Проблемы при получении среднего образования.

• Дополнительная нагрузка. Родители с большим размахом любят планировать распорядок дня своего потомства по максимуму.

• Испытание интернетом. Соблазнов в инете море, потому что он предлагает самые разнообразные сайты и игры. При этом подросток перестает адекватно воспринимать окружающую реальность, становясь жертвой депрессии в случае неудач в порталах социальных сетей.

• Смерть близких людей. Данная проблема не по плечу даже взрослому человеку, потому что она несет в себе разрушающее для психики начало.

• Сезонная депрессия. Не только взрослые, но и некоторые подростки подвержены подобному негативному явлению.

Симптомы и признаки депрессии у подростков

Признаки подростковой депрессии – вялость, апатия, отсутствие интереса к учебе и работе, – часто расцениваются взрослыми как лень.

Прежде всего следует обратить внимание на:

• Длительную апатию, безучастность, равнодушие, отрешение от всего происходящего — людей, событий. Отсутствие всяких желаний и отсутствие очевидных причин для таких состояний.

• Явное или завуалированное высказывание мыслей о бессмысленности всего того, что происходит.

• бессонница в ночное время, и невозможность разбудить таких детей и подростков утром.

• Погрузиться в компьютерные игры, слушать громко тяжелую музыку, скрываться от мира за наушниками.

• высокомерие и эгоцентризм.

Система борьбы с подавленным состоянием у подростков

Создано множество методик, как бороться с подростковой депрессией. Прежде всего специалисты советуют сделать следующее для ликвидации хандры у ребенка:

1. Метод позитивного примера. Чтобы вывести подростка из депрессии, нужно показать ему его сверстников, которые в юном возрасте добились многого. Данный метод действует всегда, если разумно подойти к его применению.

2. Помощь семьи. В тяжелый для подростка период ему очень важно чувствовать поддержку близких. Ничто не заменит ребенку теплоту родительских сердец, хотя при этом он будет делать безразличный вид.

3. Повышение самооценки. Для этого подойдет и работа с психологом, и коррекция фигуры (абонемент в крутой спортзал поможет не только восстановить правильные пропорции, но и повысить рейтинг среди сверстников, и обращение к косметологу и т. д.

Читать еще:  План-конспект занятия (средняя группа) на тему: О дружбе и друзьях. Конспект занятия в средней группе на тему «Дружба

4. Грамотно организованный досуг. Активному подростку будет некогда хандрить, если он увлечен чем-то.

Вместо поучений и указаний, как жить, лучше просто поговорить о жизни, пофилософствовать. Важно облегчить состояние подростка в депрессии, поддержать его внутреннее неосознанное стремление к изменению мира. Может быть, даже сказать: «кто же, если не ты, сделает этот мир лучше?»

Все разговоры о карьере и достатке, о любви и семье не найдут отклик в душе подростка в депрессии, но только оттолкнут его от родителей. А в подростковом возрасте на волне противоречий могут еще глубже погрузить подростка в состояние депрессии. Лучше всего тихо шепнуть ему на ушко: «Смысл в жизни есть…»

Депрессия — это подавленное, угнетенное, тоскливое состояние, возникающее как реакция на тяжелые и неприятные ситуации.

Многим взрослым трудно предугадать и обнаружить стресс в своей жизни, что уж говорить о подростках. Подросткам необходимо ощущать свою компетентность и самостоятельность, но влияние со стороны взрослых должно сохраняться, хотя бы с целью того, чтобы ребенок чувствовал, что у него есть опора и поддержка. Надо показать подростку, что мир, это не дихотомия добра и зла, плохого и хорошего, а что реальность многообразна и многогранна. Именно в опоре на такое знание подросток сможет сделать более рациональный и социально приемлемый выбор.

Список используемой литературы

Александровский Ю. А. Глазами психиатра. М., 1977.

Журавлев Д. Причины депрессии в школе //Народное образование. — 2002- №6

Формирование математических способностей: пути и формы В содержании Федерального государственного образовательного стандарта определены 5 областей. Формирование элементарных математических представлений.

«Профилактика вредных привычек в подростковом возрасте» Употребление и распространение психоактивных веществ среди несовершеннолетних является довольно серьезной общественной проблемой современного.

Фотоотчет «Звезды по млечному пути» Звезды по млечному пути МБДОУ № 145 муниципального образования Иркутской обл. г. Иркутск Средняя группа»Калинка» Приготовили и провели.

Как вести себя родителям в период кризиса 4-х лет Родителей знакомы с возрастным кризисом детей. Он проходит втот момент, когда поведение вашего спокойного ребенка резко меняется в худшую.

Консультация для родителей «Чем занять ребенка в период кризиса 3 лет» Каждому периоду развития ребенка свойственны свои потребности, способы взаимодействия, модели поведения и осознания себя. Достигнув трехлетнего.

По пути экологического воспитания. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности.

Роль игры в подростковом возрасте Игра как средство развития и воспитания Каждый возрастной период имеет свои особенности использования игры как формы организации деятельности.

Эссе «На пути к новому образованию» Современный детский сад — это дом, в котором любой ребенок почувствует себя не просто предметом воспитания, а настоящим партнером! Именно,.

Эссе «Психологический смысл кризиса 3-х лет» «Чтобы кризис прошел благополучно, любите ребенка». Третий год жизни ребенка… Кажется, совсем недавно перед мамами и папами лежало маленькое.

Эссе «Самореализация педагога на пути к профессионализму» Я, Лаптева Татьяна Сергеевна, работаю Старшим воспитателем в МБДОУ «Детский сад №3 «Кораблик» города Белово». Выбор педагогической профессии.

Особенности воспитания и психологии ребенка в 3 и 4 года

Психология детей в 3 года— сложная тема, описанная многими специалистами. Однако несмотря на это, многие родители не знают, как бороться с кризисами, которые испытывает ребенок. Из нашей статьи вы узнаете, как помочь крохе пережить сложный период.

Как развивается трехлетний ребенок, почему возникает кризис

В 3 года головной мозг малыша уже хорошо развит, поэтому он может одновременно делать несколько действий, контролировать тело. Эта возможность считается наибольшим достижением ребенка в таком возрасте. Навыки, которыми он сейчас овладеет, останутся навсегда. Происходит развитие крупной, мелкой моторики. Кроху нужно задействовать в домашних делах, отдать в кружок, детский сад.

Происходит активное развитие организма, психики. У карапуза формируется речь, игровые навыки, общение с окружающими, собственное «Я». Кризис возникает из-за скачка в развитии, становления собственной личности.

Малыша больше не устраивает прежнее поведение родителей, он хочет, чтобы с его личностью считались. Близким важно мудрыми и терпеливыми, поскольку от этого зависит характер их ребенка.

Развитие собственного «Я» может длиться от нескольких месяцев до 2 лет. Главный признак скорого кризиса — узнавание своего отражения: если раньше малыш называл себя «Это Кирилл», то теперь скажет — «Это Я».

Перечень главных признаков кризиса представлен:

  • негативом;
  • упрямством, строптивостью;
  • своеволием;
  • деспотичным поведением;
  • обесцениваем взрослых;
  • истерическими припадками.

Значение родительского запрета

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Конечно, дети не в восторге от родительских запретов, могут злиться и обижаться, но взрослым нужно понимать, что эти рамки играют важную психологическую роль в правильном воспитании чада. Благодаря им, мальчики и девочки 3-летнего возраста чувствуют родительскую заботу, успокаиваются и начинают привыкать к дисциплине.

К сожалению, в наше время актуальна проблема, когда родители, «выросшие» на многочисленных запретах, очень много позволяют своему малышу. С возрастом у ребенка выработается серьезная зависимость к манипуляции и провокации, инфантильность, капризность.

Вторая, очень серьезная родительская ошибка — злоупотребление запретами. Результат такого воспитания: робкая, несмелая и нерешительная личность, которая перед принятием решения будет советоваться с родителями.

Чтобы не столкнуться с вышеперечисленными проблемами, родителям нужно обосновывать запрет. Карапузу важно понять, почему запрещено совершать определенные поступки.

На основе первопричин, запрет бывают осознанным, неосознанным.

Осознанный запрет

Предполагает родительскую защиту ребенка от неприятных явлений. К примеру, не разрешив скушать мороженое или выпить холодный сок, мама защитит малыша от ангины.

Также сюда относят запреты, помогающие развить в крохе понятие дисциплины. Если их не использовать, есть риск, что для ребенка капризы, истерики и стремление манипулировать станут привычными явлениями.

Еще одна причина осознанного запрета— привычка. Родители малыша невольно копируют воспитательные методы своих родителей и запрещают своим детям тоже, что в детстве запрещалось им.

Неосознанный запрет

Взрослые прибегают к неосознанным запретам по таким причинам:

  1. Под ними скрывается переживание, обида, раздражение.
  2. Зависть. Не разрешая что-то, родитель может невольно вспоминать детские годы и сопоставлять с жизнью своего малыша. Дефицит красивых игрушек, одежды может провоцировать зависть, которая выльется в неосознанный запрет.Этот запрет не оказывает защитную, воспитательную функцию.
  3. Тревога. Чрезмерная забота родителей часто может навредитькарапузу. Например, он хочет завести кота или собачку. Заботясь о домашнем питомце, он поймет, что такое ответственность, долг, дисциплина. Но родители могут посчитать, что питомец может укусить ребенка. В итоге, крохе отказывают.

Подытожив, можно сказать, что родителям нельзя:

  • использовать осуждающий тон;
  • запрещать любимое занятие;
  • злоупотреблять запретами.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Читать еще:  Опасность гипоксии для здоровья будущего ребенка. Гипоксия плода: на что должна обращать внимание каждая будущая мама

Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Трудности воспитания

Родителей часто шокируют перемены с их крохой. У него начинает меняться вкус, ранее любимые игры раздражают. Малыш может спорить с взрослыми и делать назло. Часто бывает, что ребенок хочет что-то сделать, но не делает. Чаще проявляются истерики на показ.

Наверняка каждый из нас видел, как ребенок начинает сильно плакать и топать ногами в публичном месте, требуя удовлетворить его желание. Такую ситуацию усугубляют осуждающие слова окружающих. В итоге, маме/папе приходиться выполнить каприз малыша. Если не предпринимать ни каких мер, малыш будет манипулировать взрослыми при любой возможности.

Но со строгостью тоже нужно быть крайне осторожным. Родителям нельзя «блокировать» любое естественное проявление малыша своими криками. Если постоянно кричать на ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше всего быть спокойным и сидеть на месте. Если он не будет чувствовать родительской любви, то приучится к выученной беспомощности.

Изучая психологические особенности характера детей 3-4 лет, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой мамы и доброго папы негативно сказывается на ребенке. Малыш начинает принимать сторону, которая ему удобна в определенный момент.

Некоторые родители считают вполне нормальным втягивать малыша в супружескую ссору, заставлять принять сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, карапуз может выбрать 2 модели поведения:

  1. Старается быть хорошим и послушным, испытывая постоянную тревогу.
  2. Специально балуется, чтобы близкие сплотились вокруг него.

Развод родителей крайне негативно сказывается на психологии детей 4–5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви, и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать от неосознанного, глубочайшего чувства вины. Родителям важно понимать, что дети такого возраста понимают больше, чем думают взрослые.

Как правильно выйти из кризиса

Родителям важно понимать, что происходящие изменения в поведении ребенка — естественный процесс, на который ничто не может повлиять. Во время кризиса у малыша:

  • развивается речь, воля и самостоятельность, творческие способности;
  • наблюдается подражание старшим;
  • развивается социализация;
  • формируется базовое понятие ощущения безопасности.

В три годика малышу открываются границы между собой и окружающим миром, он учится различать разрешенное и запрещенное. В это время родителям важно объяснить ребенку, что он должен уважать других, уметь сочувствовать.

Если трехлетнего ребенка отдают в садик, его социализация происходит намного быстрее. Если наблюдаются проблемы в общении с другими детьми, родители должны объяснить ребенку, почему нужно делиться с другими, а когда можно отказать.

Если малыш хочет самостоятельно что-то сделать, не запрещайте. Таким образом, он учится оценивать свои возможности и привыкать к самостоятельности.

Также в это время важно прививать навыки гигиены: аккуратно кушать, мыть ручки, чистить зубки, одеваться.

Использование положительного примера для воспитания

Пережив кризис, важно понимать, что ребенок — отдельная индивидуальная личность, которая стремиться познать мир, стать самостоятельной. Мамам и папам важно находить компромиссы в воспитании малыша, пытаться сохранить его доверие, не рвать эмоциональный контакт.

Английская поговорка гласит, что воспитание ребенка начинается с воспитания родителей, поэтому близкие своим поведением должны подавать крохе положительный пример.

Психолог поможет

Если родители не преуспевают в воспитании ребенка, им лучше посетить детского или семейного психолога. Под руководством специалиста семья сможет найти источники проблем, искоренить их. Возможно, эффект появиться не сразу, но работа над собой и желание добиться успеха поможет исправить даже сложную ситуацию.

Кризис у детей 4-5 лет

Взросление ребенка сопровождается возрастными кризисными периодами: стремительное психическое развитие, постепенное познание и понимание окружающего мира для ребенка 4-5 лет — это нелегкая задача.

Ответственная миссия родителей заключается в том, чтобы помочь малышу в преодолении психологических трудностей и проблем, успешно и безболезненно перейти на новый этап жизни. Какая помощь необходима ребенку? Какова роль родителей? В этой статье мы попробуем дать несколько полезных рекомендаций, которые облегчат задачу маму и папы на данном этапе.

Почему наступает кризис?

При переходе в новую возрастную группу у ребенка происходят изменения в манере поведения: он становится капризным, своенравным, непослушным, бурно проявляет эмоции. Поведение ребенка — это своеобразный вызов окружающим, желание показать свою индивидуальность, стать самостоятельным, обратить на себя внимание.

В зависимости от характера возникших проблем, ребенок может проявлять грусть, замкнутость или агрессию. Каковы причины возникновения кризиса?

Дети 4-5 лет многое умеют: у них есть достаточный запас слов для общения, игровой деятельности, развита фантазия, мышление, которое позволяет получать новые интересные впечатления об окружающем мире. Психика малыша развивается очень быстро. Вместе с ней может меняться настроение, которое на данном этапе характерно непредсказуемостью, подвергается перемене поведения — оно становится неорганизованным, сумбурным.

Капризы, причуды, истерики, протест — такими проявлениями «богат» возрастной кризис 4-5-летнего ребенка.

Каковы причины ухудшения психологического состояния малыша:

  • нехватка заботы и внимания;
  • недостаток общения;
  • однообразие в повседневной жизни;
  • проблемы с адаптацией к новой среде;
  • психологическое давление родителей.

Влияние окружающих на состояние малыша имеет немалое значение. Ребенок во время кризиса должен легко делиться с окружающими своими мыслями, эмоциями, переживаниями. Ребята тяжело переносят продолжительное пребывание в одной и той же обстановке, необходим периодический активный отдых с новыми увлекательными развлечениями. В противном случае, у детей возникает психологический дискомфорт и течение кризиса намного усложняется.

Сколько может длиться кризис?

На психологическое состояние малыша могут оказать негативное воздействие последствия затяжного кризиса трех лет. Родители должны вовремя помочь ребенку преодолеть сложный барьер, иначе со взрослением ребенка проблема не уйдет, а станет глубже. Кризису может способствовать активное быстрое развитие малыша.

На продолжительность кризиса могут влиять различные факторы:

  • отношения в семье, общение со сверстниками;
  • образ жизни ребенка;
  • заболевания или какие-либо патологии;
  • индивидуальные черты характера и особенности психики.
Читать еще:  Как отметить новый год сценарий. Празднуйте Новый год в стиле другой страны. Игры на Новый год: «Это мой был шарик!!!»

Изменения в психическом развитии влияют на состояние ребенка, он становится раздражительным и беспокойным. На длительность кризиса воздействуют стиль семейного воспитания, темперамент и личные качества ребенка. Кризис может продолжаться в течение нескольких недель, но может затянуться до одного года.

Как проявляется кризис?

Как проявляется кризис?

Первым сигналом к тому, что ребенок вступил в новую фазу развития являются перемены в поведении. Малыш стал эмоционально реагировать на замечания, слова и поступки взрослых, агрессивен, плаксив, раздражителен — значит, родителям пора подумать над тем, как помочь своему чаду в преодолении кризисных трудностей.

С наступлением кризиса малыш может замкнуться в себе и своих переживаниях. Он не спешит делиться своими мыслями и фантазиями со взрослыми. Между тем, именно в момент кризиса наиболее часто зарождаются различные страхи и фобии: страх темноты, одиночества, смерти родных и т. д.

Дети становятся крайне раздражительными, нервными, они стесняются, боятся самых повседневных обыденных вещей, появляется неуверенность в себе. Они переживают из-за того, что их поступки могут не понравиться взрослым.

В поведении малыша происходят кардинальные изменения. Послушный ребенок вдруг становится нервным, капризным, неуправляемым. Малыши начинают плакать без повода, ныть, что-то постоянно требовать у родителей, устраивать истерики. В то же время, негативные эмоции могут вдруг заменяться радостью, весельем, хорошим настроением.

Для внимательных родителей эта симптоматика бывает очевидной:

  • малыш стремится к одиночеству;
  • испытывает безразличие ко всему происходящему;
  • становится плаксивым и агрессивным;
  • происходит быстрая смена эмоций;
  • наблюдаются резкие изменения в поведении;
  • любая просьба вызывает протест, каприз, упрямство.

Важно помнить, что если вы рано распознали сигналы наступающего кризиса, тогда легче будет с ним справиться. Часто бывает так, что психологические показатели поведения ребенка настолько очевидны, что распознать кризисный период не составляет особого труда. Например, спокойный уравновешенный ребенок может стать гиперактивным или поведение может измениться в кардинально противоположном направлении, и малыш вдруг может стать пассивным.

Кризис находит отражение и в физиологическом плане:

  • у ребенка нарушается полноценный сон;
  • он теряет здоровый аппетит;
  • снижается иммунитет;
  • происходит упадок сил, наблюдается слабость.

Родители могут заметить некоторые неприемлемые для ребенка формы поведения: использование бранных слов, насмешки, непослушание, бойкот со стороны малыша, желание все время задавать вопросы и т. д. Кризис 4-5 лет характерен тем, что ребенок становится более эгоистичным и менее управляемым.

Что делать родителям?

Рассмотрим несколько факторов, которые оказывают негативное воздействие на поведение детей в период кризиса и предложим соответствующие практические рекомендации родителям:

  • У ребенка возникли адаптационные проблемы, например, когда он стал посещать детский сад. Во-первых, нужно отметить, что родители сами должны быть позитивно настроены на посещение ребенком детского сада. Также важно, чтобы малыш был подготовлен к садику: нужно организовать прогулки по территории детсада, много рассказывать о занятиях и досуге в саду. Перед посещением садика научите ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, помогите правильно держать в руках ножницы, вырезать, делать простейшие аппликации, работать с пластилином и т. д. О том, какие первоначальные навыки нужны малышу для пребывания в детсаду можно заранее узнать у воспитателей;
  • Малыш живет в однообразной обстановке, нет перемен в видах деятельности. Психическое и физическое развитие детей требуют, чтобы уже к 4 годам они умели много двигаться и познавать окружающий мир. Малыш должен привыкнуть к размеренному режиму дня, но с разнообразной интересной деятельностью: обязательные познавательные прогулки должны сменяться кратковременными (не более 15 минут) домашними занятиями — рисованием, лепкой, аппликацией. Кроме того, важно всячески привлекать малыша к выполнению домашней работы. Посильная помощь на кухне или уборка игрушек и т.п. развивает, улучшает настроение, вносит интерес в жизнь малыша, и он с гордостью рассказывает всем о своих достижениях;
  • У ребенка возникло непонимание в общении со сверстниками. Часто дети 4-5 лет не могут эффективно общаться в группе или во дворе. Бывают малыши, которые могут отобрать игрушку, а есть такие, которые отдают свои игрушки и перестают общаться. Что необходимо делать? У слишком активных нужно развивать способность идти на компромисс, а у скромных — умение вступать в диалог и отстаивать собственные интересы. Всегда тщательно разбирайтесь, в чем причина инцидента на площадке или в группе и учите малыша озвучивать свои просьбы, отказ или предложение;
  • Ребенок замкнут или стеснителен. Малыш 4-5 лет может быть неуверенным в собственных силах, замыкаться в себе, не общаться. Он также может плохо разговаривать. В таких случаях нужна помощь логопеда или дефектолога. Чтобы победить неуверенность в себе у ребенка, можно обратиться к детскому психологу. Родители могут также попытаться решить эту проблему самостоятельно с помощью некоторых приемов. Как быть? Почаще прямо внушайте своему ребенку, что он отлично общается, приведите конкретные примеры, ведь, наверняка, у малыша есть хороший друг. Отмечайте у своего крохи ум, правдивость, говорите о том, что он приятен в общении. Не критикуйте, а хвалите: за самостоятельные действия, проявление инициативы, правильное решение. Позволяйте ему заботиться о вас, о других членах семьи, помогать в каких-то делах. Советуйтесь с малышом, при принятии решений учитывайте его мнение и акцентируйте это, чтобы ребенок знал, что его мнение значимо.

Когда ребенок переживает кризисный возраст, родителям сложно уравновешенно осуществлять воспитательный процесс, чтобы вдруг не сорваться, не сделать ошибок, и, тем самым, не усугубить проблему. Любящие родители стараются в этот период быть внимательнее, заботливее и терпеливее. Проявите максимум выдержки, в этом вам помогут полезные советы психолога:

  • Необходимо держать эмоции под строгим контролем. Любой срыв оттягивает решение проблемы на более продолжительное время;
  • Используйте в общении с ребенком элементы игры: отвлекайте, предлагайте возможность выбора и проявления инициативы;
  • Будьте последовательны в словах и действиях, не противоречьте сами себе;
  • Требуйте от малыша только то, что вы сами сможете сделать;
  • Предоставьте крохе возможность действовать самостоятельно, постепенно отпускайте от себя;
  • Взрослые проблемы обсуждайте при отсутствии ребенка.

Мнения специалистов

Давайте выясним, что нельзя делать в кризисный период. Вы можете в качестве легких наказаний временно ограничить развлечения, но недопустимо применение физической силы, провоцирование скандалов, нанесение оскорблений. Детская психика не может вынести такие нагрузки, подобное поведение родителей подорвет их авторитет в глазах крохи.

Постарайтесь спокойно выяснить, что беспокоит малыша, доброжелательно задавая вопросы, без лишних нравоучений и не упрекая его.

В данном возрасте вредна также чрезмерная опека. Выполняя за ребенка все действия, вы, таким образом, оттягиваете его развитие, еще больше привязываете к себе. Согласитесь, что в таком случае страдает и ребенок, и родители. Лучше будет, если вы станете его незаметно контролировать. Давайте свободу действий в творческих занятиях, усиливайте контроль в повседневной жизни в целях безопасности.

Направляя действия или поступки малыша, не критикуйте его и не унижайте, убедительно объясняйте, как лучше поступить. Необходимо также хвалить малыша по существу, всячески поощрять, но не баловать.

Понимая, что ребенок манипулирует вами, помните о той грани, когда будет уместно ваше снисходительное отношение. Нельзя потакать детским капризам и истерикам.

Общение с ребенком исключает использование негативных высказываний, крика или брани. У любящих грамотных родителей всегда найдутся для малыша правильные адекватные слова и формулировки, которые помогут разрешить ситуацию мирным путем.

Успешное преодоление кризиса 4-5 лет у ребенка зависит от мудрого терпеливого отношения родителей, их способности понять потребности своего ребенка, желания помочь малышу в спокойной, теплой обстановке и быстро пройти кризисный этап.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/-depresija-v-podrostkovom-vozraste-puti-vyhoda-iz-krizisa.html
http://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/3-4-goda.html
http://kukuriku.ru/razvitie/krizisy/4-5-let/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector